русский язык превосходен богат громок какой вид текста
Русский язык превосходен богат громок какой вид текста
Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных.
Воистину дух правды дышит, где хочет. И живые слова на страницах этой книги сами рассказывают о своем происхождении от праотцовских корней, представляя миру славянорусский язык Древом жизни на земле. Словесные корни незримого Древа языка сотворены Отцом, а все, данное нам от Сына: святая вера, богословие — в кроне. Но ведь сказал Сын: Отец Мой более Меня. И западная информационная война бьет не по кроне, но точно по корням, завершая их обрезание и растление. А землю русскую заполоняют бес-корневые общечеловеки, подменяя божий народ. Нет силы разрушительней, чем безкорневой язык. Он помрачает веру, погашает инстинкт самосохранения и заменяет здравый рассудок самоубийственным.
Читайте свой корнеслов с благоговением, ибо для нашего словесного естества нет занятия важнее, чем докапываться до первых слов Отца и узнавать свои первородные корни. Когда возвращаемся к ним, они сами в нас растут и сами поднимают наши головы к Солнцу Правды, напитывая небывалой силой.
Только так мы сможем восстать великорусской дубравой: от корня к корню, и от первых слов Отца к Слову Сына. Заодно и узнаете, что от нашего, славянорусского корнеслова пошла поросль наречий и ветви языков иных…
Так корни говорят листам:
Дозволяю Вам книгу сию посвятить Моему имени, и изъявляя Вам за труды Ваши Мою признательность, пребываю к Вам всегда благосклонен.
Президент Российской Академии Наук, адмирал А. С. Шишков.
О создателях сей книги
Сочинять — ставить по чину, связно,
творить умственно, производить духом.
Примечать — видеть, смекать, удерживать
в памяти, толковать, прибавлять объясняя.
Среди славных созидателей и защитников нашего Отечества А. С. Шишков стоит один такой, совсем особняком, как дуб могучий в чистом поле. И стоит он так высоко не только потому, что чуть не век служил верой и правдой четырем царям, как адмирал и госсекретарь, министром просвещения и президентом Российской Академии наук. Ослепнув под конец жизни, он подолгу любил кормить голубей с руки. За тем занятием так тихо и незаметно отошел, что никого и не потревожил, как истинный Божий раб смиренный. И поныне он никого не тревожит, и мало кто слыхивал о нем. Безценные же труды Шишкова так и остались лежать, как святыня под спудом, и значимость их никем не осознана по сей день. Эта книга впервые представляет народу наследие А. С. Шишкова, лишь малую его часть.
Наш ученый муж был рассеян, вовсе не от мира сего. Ибо всю жизнь, днем и ночью он копал и докапывался до корней, до самой сути праотцовских слов, рассеянных по всем языкам, восстанавливая от них ветви словесные. Ему, как верному сыну, праотец позволил увидеть свои тяжкие роды первых слов, и услышать, как давал он всему точные имена, названия, знаменования и смыслы.
Всегда погруженный в себя, Шишков среди светской суеты никогда толком не знал, на каком приеме он был вчера, и кто там присутствовал, зачем собирались, являясь всегда яркой мишенью для насмешек. Жена же его, которую он тоже иногда не узнавал среди гостей, поясняла: мой муж вечно занят какими-то патриотическими бреднями. Сей муж отечестволюбивый, писал от имени царей манифесты, да таким трепетным и высоким стилем, что современники говорили: Шишков один двигает всенародным духом. По глубине религиозно-нравственной его сочинения, стихи и рассказы для детей, составивших первую на Руси детскую библиотеку, которой зачитывался весь народ, — не имеют себе равных в нашей словесности. Как известно, чтобы излагать сочинения, столь близкие детям, нужно иметь высший дар слова, который Господь посылает только чистым младенцам, как чадам Своим.
В своих статьях и письмах Шишков обращался ко всем, умоляя, чтобы помогали ему копать и разрабатывать неисчерпаемую сокровищницу премудрости Божией, чтобы присылали замечания, добавления… Он глубоко переживал, что ему одному никакой жизни не хватит — восстановить забытый корнеслов и оживить для всех на земле древо жизни. Ученый писал: Исследование языков возведет нас к одному первобытному языку и откроет: как ни велика их разность, она не от того, чтоб каждый народ давал всякой вещи свое особое название. Одни и те же слова, первые, коренные, переходя из уст в уста, от поколения к поколению, изменялись, так что теперь сделались сами на себя не похожими, пуская от сих изменений своих тоже сильно измененные ветви. Слова показывают нам, что каждое имеет свой корень и мысль, по которой оно так названо. Попытаемся, откроем многое доселе неизвестное, совершим главное дело и оставим будущим временам и народам обдуманное, обработанное и требующее для дальнейшего исправления уже мало попечений.
Но никто после него не проявил интерес к корнеслову. Сегодня для такого объема исследований институты нужны были бы: одних ветвей словесных он восстановил около шести тысяч. Шишков сделал все главные открытия в языковедении интуитивно. Ныне они доказаны наукой опытно.
Радуйтесь, братья и сестры, что Слово возродило нам к жизни всечеловека русского, как патриарха безчисленных чад словесных, живущих во вселенной языков всех.
Наш язык — древо, породившее отрасли наречий иных
Да умножится, да возрастет усердие к русскому слову и в делателях, и в слушателях!
Я почитаю язык наш столь древним, что источники его теряются во мраке времен; столь в звуках своих верным подражателем природы, что, кажется, она сама его составляла; столь изобильным в раздроблении мыслей на множество самых тонких отличий, и вместе столь важным и простым, что каждое говорящее им лицо может особыми, приличными званию своему словами объясняться; столь вместе громким и нежным, что каждая труба и свирель, одна для возбуждения, другая для умиления сердец, могут находить в нем пристойные для себя звуки.
И наконец, столь правильным, что наблюдательный ум часто видит в нем непрерывную цепь понятий, одно от другого рожденных, так что по сей цепи может восходить от последнего до первоначального ее, весьма отдаленного звена.
Преимущество этой правильности, непрерывного течения мыслей, видимого в словах, так велико, что ежели бы внимательные и трудолюбивые умы открыли, объяснили первые источники столь широко разлившегося моря, то знание всех вообще языков озарилось бы светом доселе непроницаемым. Светом, освещающим в каждом слове первообразную, произведшую его мысль; светом, разгоняющим мрак ложного заключения, будто бы слова, сии выражения наших мыслей, получили значение свое от произвольного к пустым звукам их прицепления понятий.
Доктор философских наук. Основная специальность: цефалогенез, развитие функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. Сфера научных интересов: антропология и психология, языки мозга, формальные языки, психолингвистика, информатика, семиотика. Последние десять лет: евангельское и святоотеческое учение о человеке, о Церкви и спасении.
А лександр Семенович Шишков о русском языке
Язык подобен древу: в нём также от корня идёт слово, и от ветви родится ветвь.
Наука языка должна быть первейшею, достойной человека. Ибо без неё не может он знать Источника, из которого текут его мысли.
Ум, не утвержденный на корне языка своего, подобен древу, посаженному без корня в землю.
Да умножится, да возрастёт усердие к русскому слову и в делателях, и в слушателях!
Французское, с латинского языка взятое, название «литература» не имеет для русского ума силы нашего – «словесность», потому что происходит от имени litterae (письмена или буквы), а не от имени «слово». На что нам чужое, когда у нас есть свое?
Язык наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может. Сей древний, первородный язык остаётся всегда воспитателем, наставником того скудного, которому сообщил он корни свои для разведения нового сада.
. несносно, когда господа писатели дерут уши наши не Русскими фразами.
Где чужой язык употребляется предпочтительнее своего, где чужие книги читаются более, нежели свои, там при безмолвии словесности всё вянет и не процветает.
. Делайте и говорите, что вам угодно, господа любители чужой словесности. Но доколе мы не возлюбим языка своего, обычаев своих, воспитания своего, до тех пор во многих наших науках и художествах будем мы далеко позади других. Надобно жить своим умом, а не чужим.
Природный язык есть душа народа, зеркало нравов, верный показатель просвещения, неумолчный проповедник дел. Возвышается народ, возвышается язык; благонравен народ, благонравен язык.
Александр Семёнович Шишков (1754-1841) Автор книги «Славянорусский корнеслов» |
Расскажите об этой странице друзьям!
Русский язык превосходен богат громок вид текста
Русский язык превосходен богат громок вид текста
Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных.
Воистину дух правды дышит, где хочет. И живые слова на страницах этой книги сами рассказывают о своем происхождении от праотцовских корней, представляя миру славянорусский язык Древом жизни на земле. Словесные корни незримого Древа языка сотворены Отцом, а все, данное нам от Сына: святая вера, богословие — в кроне. Но ведь сказал Сын: Отец Мой более Меня. И западная информационная война бьет не по кроне, но точно по корням, завершая их обрезание и растление. А землю русскую заполоняют бес-корневые общечеловеки, подменяя божий народ. Нет силы разрушительней, чем безкорневой язык. Он помрачает веру, погашает инстинкт самосохранения и заменяет здравый рассудок самоубийственным.
Читайте свой корнеслов с благоговением, ибо для нашего словесного естества нет занятия важнее, чем докапываться до первых слов Отца и узнавать свои первородные корни. Когда возвращаемся к ним, они сами в нас растут и сами поднимают наши головы к Солнцу Правды, напитывая небывалой силой.
Только так мы сможем восстать великорусской дубравой: от корня к корню, и от первых слов Отца к Слову Сына. Заодно и узнаете, что от нашего, славянорусского корнеслова пошла поросль наречий и ветви языков иных…
Так корни говорят листам:
Дозволяю Вам книгу сию посвятить Моему имени, и изъявляя Вам за труды Ваши Мою признательность, пребываю к Вам всегда благосклонен.
Президент Российской Академии Наук, адмирал А. С. Шишков.
О создателях сей книги
Сочинять — ставить по чину, связно,
творить умственно, производить духом.
Примечать — видеть, смекать, удерживать
в памяти, толковать, прибавлять объясняя.
Среди славных созидателей и защитников нашего Отечества А. С. Шишков стоит один такой, совсем особняком, как дуб могучий в чистом поле. И стоит он так высоко не только потому, что чуть не век служил верой и правдой четырем царям, как адмирал и госсекретарь, министром просвещения и президентом Российской Академии наук. Ослепнув под конец жизни, он подолгу любил кормить голубей с руки. За тем занятием так тихо и незаметно отошел, что никого и не потревожил, как истинный Божий раб смиренный. И поныне он никого не тревожит, и мало кто слыхивал о нем. Безценные же труды Шишкова так и остались лежать, как святыня под спудом, и значимость их никем не осознана по сей день. Эта книга впервые представляет народу наследие А. С. Шишкова, лишь малую его часть.
Наш ученый муж был рассеян, вовсе не от мира сего. Ибо всю жизнь, днем и ночью он копал и докапывался до корней, до самой сути праотцовских слов, рассеянных по всем языкам, восстанавливая от них ветви словесные. Ему, как верному сыну, праотец позволил увидеть свои тяжкие роды первых слов, и услышать, как давал он всему точные имена, названия, знаменования и смыслы.
Всегда погруженный в себя, Шишков среди светской суеты никогда толком не знал, на каком приеме он был вчера, и кто там присутствовал, зачем собирались, являясь всегда яркой мишенью для насмешек. Жена же его, которую он тоже иногда не узнавал среди гостей, поясняла: мой муж вечно занят какими-то патриотическими бреднями. Сей муж отечестволюбивый, писал от имени царей манифесты, да таким трепетным и высоким стилем, что современники говорили: Шишков один двигает всенародным духом. По глубине религиозно-нравственной его сочинения, стихи и рассказы для детей, составивших первую на Руси детскую библиотеку, которой зачитывался весь народ, — не имеют себе равных в нашей словесности. Как известно, чтобы излагать сочинения, столь близкие детям, нужно иметь высший дар слова, который Господь посылает только чистым младенцам, как чадам Своим.
В своих статьях и письмах Шишков обращался ко всем, умоляя, чтобы помогали ему копать и разрабатывать неисчерпаемую сокровищницу премудрости Божией, чтобы присылали замечания, добавления… Он глубоко переживал, что ему одному никакой жизни не хватит — восстановить забытый корнеслов и оживить для всех на земле древо жизни. Ученый писал: Исследование языков возведет нас к одному первобытному языку и откроет: как ни велика их разность, она не от того, чтоб каждый народ давал всякой вещи свое особое название. Одни и те же слова, первые, коренные, переходя из уст в уста, от поколения к поколению, изменялись, так что теперь сделались сами на себя не похожими, пуская от сих изменений своих тоже сильно измененные ветви. Слова показывают нам, что каждое имеет свой корень и мысль, по которой оно так названо. Попытаемся, откроем многое доселе неизвестное, совершим главное дело и оставим будущим временам и народам обдуманное, обработанное и требующее для дальнейшего исправления уже мало попечений.
Но никто после него не проявил интерес к корнеслову. Сегодня для такого объема исследований институты нужны были бы: одних ветвей словесных он восстановил около шести тысяч. Шишков сделал все главные открытия в языковедении интуитивно. Ныне они доказаны наукой опытно.
Радуйтесь, братья и сестры, что Слово возродило нам к жизни всечеловека русского, как патриарха безчисленных чад словесных, живущих во вселенной языков всех.
Наш язык — древо, породившее отрасли наречий иных
Да умножится, да возрастет усердие к русскому слову и в делателях, и в слушателях!
Я почитаю язык наш столь древним, что источники его теряются во мраке времен; столь в звуках своих верным подражателем природы, что, кажется, она сама его составляла; столь изобильным в раздроблении мыслей на множество самых тонких отличий, и вместе столь важным и простым, что каждое говорящее им лицо может особыми, приличными званию своему словами объясняться; столь вместе громким и нежным, что каждая труба и свирель, одна для возбуждения, другая для умиления сердец, могут находить в нем пристойные для себя звуки.
И наконец, столь правильным, что наблюдательный ум часто видит в нем непрерывную цепь понятий, одно от другого рожденных, так что по сей цепи может восходить от последнего до первоначального ее, весьма отдаленного звена.
Преимущество этой правильности, непрерывного течения мыслей, видимого в словах, так велико, что ежели бы внимательные и трудолюбивые умы открыли, объяснили первые источники столь широко разлившегося моря, то знание всех вообще языков озарилось бы светом доселе непроницаемым. Светом, освещающим в каждом слове первообразную, произведшую его мысль; светом, разгоняющим мрак ложного заключения, будто бы слова, сии выражения наших мыслей, получили значение свое от произвольного к пустым звукам их прицепления понятий.
Доктор философских наук. Основная специальность: цефалогенез, развитие функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. Сфера научных интересов: антропология и психология, языки мозга, формальные языки, психолингвистика, информатика, семиотика. Последние десять лет: евангельское и святоотеческое учение о человеке, о Церкви и спасении.
А лександр Семенович Шишков о русском языке
Язык подобен древу: в нём также от корня идёт слово, и от ветви родится ветвь.
Наука языка должна быть первейшею, достойной человека. Ибо без неё не может он знать Источника, из которого текут его мысли.
Ум, не утвержденный на корне языка своего, подобен древу, посаженному без корня в землю.
Да умножится, да возрастёт усердие к русскому слову и в делателях, и в слушателях!
Французское, с латинского языка взятое, название «литература» не имеет для русского ума силы нашего – «словесность», потому что происходит от имени litterae (письмена или буквы), а не от имени «слово». На что нам чужое, когда у нас есть свое?
Язык наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может. Сей древний, первородный язык остаётся всегда воспитателем, наставником того скудного, которому сообщил он корни свои для разведения нового сада.
. несносно, когда господа писатели дерут уши наши не Русскими фразами.
Где чужой язык употребляется предпочтительнее своего, где чужие книги читаются более, нежели свои, там при безмолвии словесности всё вянет и не процветает.
. Делайте и говорите, что вам угодно, господа любители чужой словесности. Но доколе мы не возлюбим языка своего, обычаев своих, воспитания своего, до тех пор во многих наших науках и художествах будем мы далеко позади других. Надобно жить своим умом, а не чужим.
Природный язык есть душа народа, зеркало нравов, верный показатель просвещения, неумолчный проповедник дел. Возвышается народ, возвышается язык; благонравен народ, благонравен язык.
Александр Семёнович Шишков (1754-1841) Автор книги «Славянорусский корнеслов» |
Расскажите об этой странице друзьям!
Тайны русского слова
Цели:
Оборудование;
Эпиграф урока: Россия и русское слово (как проявление её души, её нравственного строя) есть нечто нераздельное.
И.Бунин
Ход урока
Слово учителя:
1. Сегодня, ребята, у нас урок необычный. Мы будем постигать тайны русского слова. А может ли русское слово обладать какой либо тайной? Но, тем не менее, исследования, проведенные Российской Академией наук, позволяют говорить о том, что ДНК человека способно воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам.
Причем, одни тексты оздоравливают гены, а проклятья и матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению человека.
Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать все тело».
Но язык – это и великий дар Бога: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Все ли мы помним про нашу ответственность перед Богом за слово. А она велика, о чем предупреждают нас евангельские строки: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они в день суда» (Мт.12.31)
И вот мы сегодня должны осознать, что в каждом слове, которое мы произносим есть тайна: либо отблеск Вечности, творение мира Божьим словом, либо разрушительная энергия демонического воздействия. И наша с вами задача, как всех русских людей, очистить живую реальность языка от греховных искажений.
(обращаться к справочникам, словарям)
Слайд 3. Работа со словарем С.И. Ожегова. Давайте найдем лексическое значение слова «Образование» (стр. 433)
ЗАДАНИЕ:
Поэтому слово «безобразие», которое вы встретили среди однокоренных слов – есть именно потеря образа Божия.. И как же понятна становится наша Любовь к иконам, трепетное к ним отношение, ведь образ всегда стремится к первообразу.
Перед вами ручная работа иконы «Казанской Пресвятой Богородицы». Эту икону вышила ученица 8 класса Чепанова Валерия на конкурс «Святыни Земли Мордовской». Ребята, а чье имя носит наша церковь? Кто скажет?
Я знала, что первым на этот вопрос ответит Максим. И не случайно, я дала тебе сообщение: «Казанская Пресвятая Богородица».
Слайд 4
Слайд 5
4. Работа у доски. Синтаксический разбор предложения.
У нас в селе восстановлен Храм в честь иконы Божьей Матери Казанской4.
Слайд 6. Заимствованные слова. Сообщение ученика. Дерунова Маша.
Чем же обогатился наш язык в последние десятилетия? И обогатился ли? Новых слов много, но какие это слова? «Баксы»(значение деньги), «тинейджер», «кичмен », «шопинг» и т.д. в том же духе. Не трудно заметить, что эти иноязычные слова отражают несвойственные русской традиции реалии и жаль, что ими пользуются некоторые писатели, политики, ученые.
6. Перед вами тексты «С русского на русский». Прочитайте, о чем этот текст? Назовите стиль текста. Давайте выпишем из этого теста высказывание А.С. Шишкова о нашем русском языке.
«Язык наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему»
Продолжение сообщения Деруновой Маши.
Стихотворение Я. Смелякова «Русский язык» Пильщикова Олеся.
О чем это стихотворение? Давайте составим схему последнего четверостишья стихотворения. Какое это предложение? ССП или СПП?
Слайд 7 Жаргонизмы
7. Фельетон И. Костюкова «На разных языках». Чтение по ролям. Задание:
Процессы, которые сейчас происходят в русском языке лингвисты называют «третьей варваризацией». Точнее следовало бы говорить о тотальной жаргонизации, ибо именно жаргон правит сегодня свой мерзкий бал в речи большинства представителей всех слоев общества, особенно у молодежи.
Слайд 8, 9, 10, 11 «А.Н. Гвоздев – рачитель русского языка»
Священник Александр Ильяшенко в своей книге «Как защитить вашего ребенка?» приводит данные из издания бывшего сотрудника спецслужбы Д. Колемана «Комитет 300». В нем говорится о том, что НИИ Стэнфордский институт «создал специальные слова», предназначенные «для массового управления американской молодежью», «сознание которой нужно изменить против её воли». Делается это в полном соответствии с программой «Изменение образа человека».
Таким образом под разговорами о какой то якобы особой молодежной культурой» планомерно меняется образ человека.
Неужели мы окажемся столь неразборчивыми и слабыми, что проглотим ядовитую наживку?
Давайте найдем в себе мужество покаяться и начнем очищать то замечательное, наш русский язык, что дано Господом Богом нам во владение. Или будем поклоняться демонам?
Слайд 4 Стихотворение Э. Асадова. «О скверном и святом».
Слайд 13 «Нагорная проповедь Иисуса Христа»
Слайд 14
Вывод: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7, 1-2.).
Задание Найдите изученные орфограммы. Раскройте значение. Этого выражения. Фонетический разбор слова «судите1»
Слайд 15 Анна Ахматова «Мужество»
Найти в стихотворении ключевое слово.
Сколько раз оно повторяется?
Что является символом Родины в стихотворении А.Ахматовой «Мужество»? (Русское слово)
Как говорится о русском слове? (Как о одушевленном живом)
В каком времени здесь употребляются глаголы? (Б. вр..) С какой целью?
Что выражает упоминание слова внуков? Что выдвинулось во время войны на передний план, какие общечеловеческие ценности?
10. Домашнее задание
Слайд 16
Недавно мы отметили 405 –летие со дня рождения Святейшего Патриарха Никона (1605-1681). Ваша задача написать эссе, мини-сочинение или рассказ о Патриархе Никоне.