Рыба в тексте что это такое
§ 67. Lorem ipsum
В западной традиции рыбой выступает фрагмент латинского текста из философского трактата Цицерона «О пределах добра и зла», написанного в 45 году до нашей эры. Впервые этот текст был применен для набора шрифтовых образцов неизвестным печатником еще в XVI веке.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diam nonummy nibh euismod tincidunt ut laoreet dolore magna aliquam erat volutpat. Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis autem vel eum iriure dolor in hendrerit in vulputate velit esse molestie consequat, vel illum dolore eu feugiat nulla facilisis at vero eros et accumsan et iusto odio dignissim qui blandit praesent luptatum zzril delenit augue duis dolore te feugait nulla facilisi.
Сегодня этот текст используют практически все дизайнеры, набирающие рыбу латиницей. Абзац считается каноническим во всех справочниках по типографике и предлагается к использованию в статьях, посвященных изготовлению макета верстки при отсутствии финальных текстов. В руководствах по работе с фирменным стилем крупных международных компаний именно с этих слов начинаются образцы верстки. Существуют даже издания с названием Lorem ipsum.
Футболка «Лорем ипсум» в нашем магазине
Впрочем, этот текст безнадежно далек от оригинала. Он даже уже не родственник 32 абзаца первой книги цицероновского трактата:
Sed ut perspiciatis, unde omnis iste natus error sit voluptatem accusantium doloremque laudantium, totam rem aperiam eaque ipsa, quae ab illo inventore veritatis et quasi architecto beatae vitae dicta sunt, explicabo. nemo enim ipsam voluptatem, quia voluptas sit, aspernatur aut odit aut fugit, sed quia consequuntur magni dolores eos, qui ratione voluptatem sequi nesciunt, neque porro quisquam est, qui dolorem ipsum, quia dolor sit, amet, consectetur, adipisci velit, sed quia non numquam eius modi tempora incidunt, ut labore et dolore magnam aliquam quaerat voluptatem. ut enim ad minima veniam, quis nostrum exercitationem ullam corporis suscipit laboriosam, nisi ut aliquid ex ea commodi consequatur? quis autem vel eum iure reprehenderit, qui in ea voluptate velit esse, quam nihil molestiae consequatur, vel illum, qui dolorem eum fugiat, quo voluptas nulla pariatur?
Интересно узнать, в какой момент слова из середины предложения (dolorem ipsum) стали началом традиционного типографского абзаца (Lorem ipsum).
Желающим использовать в своей верстке именно неправильный вариант следует убедиться, что в нем нет ничего непристойного — за годы модификации этого рыбного текста многие шутники чего только не повписывали туда.
Все-таки, lingua latina non penis canina est.
Рыба (заготовка)
Рыба — жаргонное название текста, используемого в качестве заготовки. Используется в различных областях деятельности.
В сочинении песен — набор слов или слогов («ла-ла») в нужном размере, заменяющий текст, если сначала пишется музыка.
В переводе текстов — черновой вариант перевода.
В деловой практике — стандартный шаблон договора, делового письма, рекламного предложения и т.п., используемый как первоначальная основа для выработки окончательного варианта.
В научном делопроизводстве — черновик текста (отзыва или рецензии), передаваемый заинтересованным лицом специалисту для правки и на подпись.
Радиолюбители называют рыбой монтажную плату для макетирования радиоустройств. [1]
Содержание
В производстве веб-сайтов
Рыба в веб-дизайне — временное наполнение макета страницы для имитации её законченного вида. У дизайнера не всегда есть под рукой материалы, которые планируется публиковать на веб-сайте и поэтому нужно использовать что-то иное чтобы показать как дизайн будет работать в естественных условиях. При этом рыбное содержимое не обязано обладать смыслом — здесь важно визуальное восприятие. Рыбным содержимым может быть не только текст, но и изображения (например, иллюстрации к статье, аватары пользователей, кадры из видео для видеоплеера, баннеры и т. д.). Дизайнер рыбу может придумать самостоятельно, а может скопировать с другого аналогичного сайта. В случае с текстом можно воспользоваться программой-бредогенератором или же вставить классический рыбный текст «Lorem ipsum».
На макете дизайна веб-страницы рыба может обладать и информативными функциями. Например, в рыбном тексте дизайнер может показать верстальщику какие следует выставить отступы, межстрочный интервал, маркеры списков, цвета различных ссылок и подобное. Эти же моменты он может описать и непосредственно рыбным текстом.
Рыба может понадобиться не только веб-дизайнеру, но и на последующих этапах создания сайта. Так как верстальщик получает от дизайнера макет вместе с рыбой, то на выходе у него получается свёрстанная страница с рыбным содержимым. В этом случае рыба ещё и демонстрирует как работает вёрстка в различных веб-браузерах. Далее рыба может применяться программистами для временного наполнения сайта демонстрационным содержимым на этапе тестирования или демонстрации функционала заказчику. В связи с этим в некоторые редакторы исходного кода встраивают бредогенераторы (например, в PSPad).
Текстовая «рыба». Для чего она нужна и где ее «поджарить»
Один из основных этапов разработки сайта – это создание дизайна страниц. И часто веб-дизайнеру еще до публикации сайта нужно продемонстрировать заказчику внешний вид каждого раздела.
Сайт – это не только красивые картинки. На нем еще обязательно должен присутствовать текст. И вот как будет выглядеть этот текст на страницах, тоже нужно показать клиенту.
Заниматься плагиатом и брать тексты с других сайтов не следует. Хорошо, если у заказчика уже есть готовый «набор» уникальных текстов для каждой страницы. Ну а если текстов нет? Как продемонстрировать, как будет выглядеть текст на сайте?
Для решения этого вопроса используется текстовая «рыба», которая не несет смысловой нагрузки и применяется только для имитации содержания страниц ресурса.
Осмысленный текст может отвлекать внимание от дизайна, поэтому «рыбу» использовать куда целесообразней.
Самый распространенный текст «рыбы» — это «Lorem ipsum», искаженный отрывок из трактата Цицерона, написанный на латинском языке еще в 45 году до нашей эры.
Но это не значит, что в роли текста-рыбы можно использовать только этот текст. Применять можно любую тарабарщину, написанную вручную или сгенерированную с помощью специальных сервисов.
Текст-«рыба» применяется только для временного размещения, и как только у вас появится готовый, уникальный контент, нужно сразу заменить им залитый изначально словесный бред.
Созданию «рыбы» нужно уделять максимум внимания. Перечитайте текст-заполнитель, убедитесь, что в нем нет нецензурных выражений, оскорблений и тому подобного.
Сегодня многие иностранные специалисты выступают против использования «рыбы», утверждая, что контент – это самое важное в создании сайта. Но если готовых текстов для ресурса нет, использование такого текста остается единственным выходом из ситуации.
Сервисы для генерации текстовой «рыбы»
«Рыба» — это особое блюдо, и ее, даже текстовую, лучше готовить каждый раз по-разному, иначе быстро приестся.
Freelance.Today решил подсказать вам несколько ресурсов для генерации рыботекста.
Самый популярный – это Lipsum.com. Он позволяет задать нужные параметры текста — количество слов, параграфов, абзацев, страниц. Готовую тарабарщину остается только скопировать из браузера и вставить куда нужно. Сервис работает на многих языках, в том числе на русском и украинском.
Можно приготовить сладкий «рыба» — текст про тортики и пирожные. Для этого используйте ресурс Cupcake Ipsum.
Если вам по нраву творчество Самуэля Джексона, то можете использовать Samuel L. Ipsum. Ресурс генерит текст из самых популярных выражений героев фильмов, которых он сыграл.
Хочется чего-то неимоверно крутого? Сгенерите текст на Hipster Ipsum.
Любителям колбасных изделий придется по вкусу тарабарщина, созданная с помощью Bacon Ipsum.
А если вы любите сыр, добро пожаловать на Cheese Ipsum.
Текст для вегетарианцев можно сгенерить на Veggie Ipsum.
И напоследок, два русских генератора бредотекста:
Lorem Ipsum: как появилась главная дизайнерская «рыба» и с чем её едят
Каждый дизайнер знаком с античной литературой — по собственным макетам!
freepik / pch.vector / Freepik / Cris Foto / Shutterstock / OlyaSnow для Skillbox Media
Lorem Ipsum — звучит как заклинание из книжек про Гарри Поттера. Что это такое?
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Зачем вообще печатать в макетах какой-то случайный текст?
Не всегда заказчик может предоставить дизайнеру готовые слоганы для рекламных баннеров, описания для упаковок товаров или тексты для сайтов. Часто дизайнеры, маркетологи и копирайтеры работают параллельно. Поэтому вместо реального текста вставляют бессмысленный — его ещё называют плейсхолдером. Lorem Ipsum — самый популярный плейсхолдер, можно вставить его в макет и ничего не выдумывать самому.
А нельзя просто оставлять пустое место там, где потом появится реальный текст?
Нет, так обычно не делают. Текст — это тоже часть дизайна, его цвет, размер и форма букв важны для общей композиции. К тому же с клиентом нужно согласовывать выбор шрифта, поэтому какой-то текст ему показать точно придётся.
А как так получилось, что из всей мировой литературы использовать стали какой-то древний Lorem Ipsum?
Принято считать, что это давняя традиция книгопечатников: ещё 500 лет назад с помощью Lorem Ipsum демонстрировали разные шрифты. Сочетание было взято из труда Цицерона, но с намеренными небольшими искажениями — так, чтобы сочетания разных букв оптимально демонстрировали пластику шрифта: сложные комбинации букв и межсимвольные интервалы.
Традицию возродили в прошлом веке: в 1960-х годах Lorem Ipsum начали использовать в компании Letraset. Она производила листы с буквами разных шрифтов, которые можно было вырезать и вставлять в макеты, — так дизайнеры работали до появления компьютеров. А с развитием технологий в первом издательском ПО для Apple от компании Aldus Corporation этот текст был уже вшит в систему — им можно было автоматически заполнять листы. В дальнейшем компания Adobe также установила эту «рыбу» по умолчанию в своих графических редакторах.
Сейчас Lorem Ipsum используют в разных сферах: и в издательском деле, и в веб-дизайне, и в дизайне рекламы и упаковок.
Значит, это лучший плейсхолдер на все случаи жизни?
Не совсем так, он просто самый популярный. Иногда язык имеет большое значение. В кириллице слова в среднем более длинные, а буквы менее однородны по ширине. Из-за этого размер предложений и ритмический рисунок текста в кириллице и латинице сильно различаются.
Чтобы точно понять, как будет смотреться лист русскоязычного текста, лучше взять плейсхолдер на русском. В популярной программе для вёрстки Adobe InDesign, например, можно вручную выбрать язык «рыбы», и все листы автоматически заполнятся кириллицей, латиницей или иероглифами.
То есть для России Lorem Ipsum неактуален?
Актуален. Его используют в тех случаях, когда детальный художественный вид текста не имеет критического значения. Например, если это состав продукта на этикетке или второстепенная информация на сайте. В этом случае «рыба» просто обозначает, что здесь будет несколько строк тёмных букв определённым шрифтом.
Если вы будете скачивать какие-нибудь готовые шаблоны постов, презентаций или листовок, в них тоже, скорее всего, будет использован Lorem Ipsum — они ориентированы на широкую англоговорящую аудиторию, но текст можно заменить на русскоязычный.
Важно держать в голове отличия латиницы от кириллицы. На месте популярного плейсхолдера, скорее всего, будет более длинный, а может, и вынужденно более мелкий русскоязычный текст. Если это несущественно, макет с Lorem Ipsum можно смело показывать заказчику. Иногда просто нет смысла долго колдовать над русскоязычной «рыбой». Проще вставить стандартное Lorem Ipsum, дождаться реального описания или слогана от заказчика и тогда разбираться.
Значит, работа с плейсхолдерами всё-таки ограничивает дизайнера?
Да, у плейсхолдеров много противников. Внешний вид текста имеет большое значение в дизайне, и работать вслепую нравится не всем.
Если речь идёт о длинных текстах в книге или каталоге, важна вёрстка абзацев, заголовков, примечаний, переносов слов, отсутствие дефектов, которые типографы называют « коридорами », « вдовами » и « сиротами ». В коротких слоганах или названиях и вовсе зачастую проводят ювелирную работу над межбуквенными интервалами. Всё это бессмысленно делать с плейсхолдером — хоть латинским, хоть русскоязычным.
К тому же иногда креатив в дизайне рекламы или айдентики завязан именно на типографике — шрифтовые композиции делают, изменяя местоположение, размер и начертание букв. И для этого плейсхолдер тоже не подходит.
Но бизнес-процессы диктуют свои условия: нередко у клиентов просто нет готового текста, а разработка дизайна — долгий процесс, и необходимо скорее начать, чтобы успеть к дедлайну. Конечно, если художественный замысел завязан на типографике, от Lorem Ipsum и других плейсхолдеров стараются отказаться. Всё зависит от важности конкретного дизайн-решения, сложности составления текста и сроков проекта.
Что ж, видимо, плейсхолдеры мне в жизни когда-нибудь пригодятся. Где взять этот Lorem Ipsum?
Есть официальный сайт Lipsum, на котором можно генерировать текст. Но так делают редко. В большинстве графических редакторов эту «рыбу» можно вставить автоматически, в этом и есть её суть — быстрота и удобство использования.
А если только начинаете знакомиться с дизайнерским ПО, записывайтесь на курс Skillbox по графическому дизайну. Вы овладеете основными инструментами, чтобы начать создавать дизайн — с плейсхолдерами или без них.
Почему рыбный текст — это плохо и чем настоящий контент лучше Lorem Ipsum
(Мы продолжаем переводить цикл статей по UX/UI. Полную подборку можно найти в коллекции « Образцы UX»)
Тестирование — это очень важный этап разработки удобных цифровых продуктов. Когда вы тестируете продукт с реальным контентом, гораздо выше шансы получить полезный фидбэк, что в свою очередь позволит вам сделать пользовательский опыт еще лучше.
Интересуетесь свежими статьями по дизайну? Вступайте в группу на Facebook.
Что такое Lorem Ipsum?
Lorem Ipsum — это текст-рыба, который используют издатели и дизайнеры, если оригинальный текст недоступен. Lorem Ipsum подставляют, чтобы не задерживать рабочий процесс и чтобы согласовать дизайн с заказчиком.
“Lorem Ipsum — это текст-рыба, который используют издатели и дизайнеры, если оригинальный текст недоступен”
Этот текст используется в печатной отрасли с 1500-х годов, а недавно он получил свое распространение и в сфере информационных технологий. Считается, что Lorem Ipsum так популярен благодаря своей непримечательности и равномерному распределению букв: якобы такой текст меньше отвлекает при тестировании.
Reference site about Lorem Ipsum, giving information on its origins, as well as a random Lipsum generator.
Проблемы с Lorem Ipsum
Как можно создать дизайн для того, чего ты не понимаешь? Как самый незначительный текст может повлиять на опыт взаимодействия?
Тестирование с Lorem Ipsum — это как блуждать в океане без карты: невозможно найти путь.
Людям сложно будет прокомментировать то, чего они не знают, и вам сложно проектировать то, чего вы не знаете. Используя Lorem Ipsum, вы просто откладываете решения о контенте в долгий ящик.
“Используя Lorem Ipsum, вы просто откладываете решения о контенте в долгий ящик”
Реальный контент лучше
Под реальным контентом я имею в виду тексты, похожие на те, что будут у вас в итоге: примерно из вашей области, примерно нужной длины, написанные похожим тоном.
Если вы тянете с контентом, потому что хотите сделать все идеально — не нужно. Проведите небольшое исследование, вставьте хоть какие-то тексты, протестируйте и соберите быстрый фидбэк. Потом можно сделать еще итерацию, и еще — пока не получится хорошо. Есть масса способов написать реальный контент, несколько из них я перечислю ниже.
Соберите ценный фидбэк
Контент должен иметь отношение к вашему продукту. Прочитав ваши тексты, люди смогут прокомментировать как смысл написанного, так и стиль изложения. Это позволит вам проанализировать: удалось ли донести нужную мысль? вызывает ли выбранный стиль и тон доверие пользователей?
Иногда участники тестирования поднимают такие вопросы, о которых вы еще даже не задумывались. Они могут показать примеры решений, которые могли бы улучшить ваш дизайн. С Lorem Ipsum у вас не будет этого преимущества.
Адаптируйте дизайн под длину текста, а не наоборот
В наше время никто не понимает латынь, поэтому дизайнеры часто обрезают текст lorem ipsum как им удобно, чтобы дизайн выглядел аккуратно и красиво. Реальный контент может быть совершенно другой длины. Можно обозначить какой-то диапазон текста (например, от 400 до 600 слов), но никто не напишет вам статью размером точно в 600 слов.
Когда вы используете реальный контент, не получится подбирать слова под лейаут. Вам придется копать глубже и адаптировать лейаут под контент. Убедитесь, что дизайн учитывает различные размеры текста, и задумайтесь об ограничениях и сценариях использования.
Где взять реальный контент
Привлеките своих клиентов
Клиент обычно разбирается в своей области лучше, чем вы. У него за плечами годы опыта, и он может привнести в дизайн много полезного. Можно вовлечь клиента в процесс создания контента и обсуждать с ним все вопросы и сомнительные моменты. Кроме того, можно спросить клиента о полезных ресурсах или попросить прокомментировать дизайн. Конкретнее формулируйте свои запросы, чтобы клиент понимал, что вам от него нужно.
Используйте контент партнеров вашего клиента
Скажем, в платформе, которую вы проектируете, будет секция новостей, а контент для этой секции будет загружаться через API из изданий The Time или The Daily Telegraph. Что ж, вы можете использовать в прототипе тексты из этих изданий. Даже если партнеры со временем поменяются, контент в прототипах все равно останется актуальным.
“Клиент обычно разбирается в своей области лучше, чем вы”
Используйте контент конкурентов
Обычно, когда вы проводите анализ конкурентов, у вас собирается приличный список продуктов, похожих на ваш (если, конечно, вы не разрабатываете какое-то уникальное решение). Можно использовать тексты конкурентов — все лучше, чем Lorem Ipsum.
Попросите участников тестирования подсказать ресурсы
В ходе тестирования попросите людей поделиться ресурсами, которыми они часто пользуются в повседневной жизни. Такой подход хорошо работает, когда вы ориентируетесь на определенную нишу и целевую аудиторию. Участники тестирования помогут вам подобрать правильный контент. Обычно людям приятно помочь, и они не пожалеют времени на выполнение вашей просьбы. Главное попросите вежливо и по-доброму.
Подытожим
С Lorem Ipsum в дизайне нет души, нет эмоций. Когда вы используете реальный контент, вам приходится задумываться, какое сообщение вы хотите донести до пользователей? Поэтому давайте забудем про “здесь будет какой-то текст” и начнем работать с реальным контентом.
Эта статья была впервые опубликована на Marvel Why Testing with Real Content Is Better Than Lorem Ipsum. Большое спасибо Грэму Фултону за иллюстрации.
Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать — нажмите 👏 (можно “хлопать” несколько раз!)
А если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes
Подкидывает идеи как привлечь, удержать и направить внимание пользователя
Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.