Рыбный текст что это
О рыбных текстах: неожиданности, которые таит «рыба»
Артемий Лебедев, известный дизайнер, когда-то писал про рыбные тексты. С тех пор в среде дизайнеров укоренилось мнение, что все рыбные тексты всегда должны выглядеть естественно и привлекательно.
Мы тоже стараемся делать такую рыбу, чтобы над ней можно было от души посмеяться вместе с заказчиком. Если же есть подготовленные для сайта тексты, тогда используем их. Или пишем сами несколько абзацев по теме, часто их потом и используют.
Но иногда такая рыба может и сама насолить. В случае повышенной неадекватности отдельных представителей заказчика связный текст, как оказалось, бывает вреден.
Однажды мы делали фирменный стиль и сайт для дочернего предприятия одного известного на всю Россию холдинга. В результате внутрикорпоративных интриг (о, это тема, заслуживающая отдельной заметки), мне пришлось выступать перед людьми, встреча с которыми никак не должна была состояться.
Иностранный исполнительный директор, с которым мы работали по проекту, улетел в командировку на другой континент, оставив нас наедине с management board.
Несмотря на всероссийскую (да, пожалуй, и всемирную) известность холдинга и прогрессивного иностранного CEO, сама контора так и осталась насквозь совковой. Соответствующий подобрался и management board. Принять участие в обсуждении макета явилась даже тетушка-завхоз (гордо именуемая заместителем по AХЧ).
Возможности отказаться от этой встречи не было. На повестке — обсуждение макетов.
Количество и качество участников стало для меня неожиданностью. Да и предыдущие работы по фирменному стилю никаких затруднений не вызвали, а потому на макете были подготовленные совместно с пиар-менеджером и практически согласованные уже тексты.
Обсуждение макета свелось к обсуждению текстов.
— А у нас скоро откроется еще два объекта, надо поменять количество.
— А давайте вот тут еще перефразируем.
— Можно вот тут заголовок поменять?
Попытки вернуть management board в русло конструктивного диалога ни к чему не привели. Каждую минуту мы все равно сваливались в обсуждение текстов. Тщетно пытался я объяснить, что это макет, что обсуждаем мы не тексты, а оформление, что наполнение сайта все еще пишет пиар-служба, что содержимое можно будет редактировать прямо на сайте.
Некоторых читателей, наверное, уже посетило озарение. Мол, надо было ставить совершенно левый текст. Ничего подобного! Читайте дальше.
Был на макете блок с левым текстом. Когда management board, обуреваемый творческим порывом, добрался до него, послышались возгласы:
— А это что такое?
— Что это за бессмыслица?
— Какое отношение это имеет к нашей компании?
— Почему на картинке кораблик?
— Вы что, тексты не подготовили?
Последнюю реплику, кстати, бросил человек, прекрасно понимавший, что готовить тексты должны не мы. У него были свои мотивы.
Мои объяснения по поводу природы и назначения рыбного текста, по-видимому, до конца дней останутся тайной для нескольких представителей management board. Этим попытался воспользоваться один из зачинщиков внутрикорпоративной интриги (о, какие там были группировки), предложив «расторгнуть контракт». К счастью, этого гражданина удалось успокоить.
Все закончилось хорошо, а я извлек из этой истории некоторые уроки:
К счастью, с тех пор нам не приходилось больше сталкиваться с подобной ситуацией. Возможно, благодаря внесенным в договор изменениям и предварительной беседе, которую мы в обязательном порядке проводим с заказчиком.
Текстовая «рыба». Для чего она нужна и где ее «поджарить»
Один из основных этапов разработки сайта – это создание дизайна страниц. И часто веб-дизайнеру еще до публикации сайта нужно продемонстрировать заказчику внешний вид каждого раздела.
Сайт – это не только красивые картинки. На нем еще обязательно должен присутствовать текст. И вот как будет выглядеть этот текст на страницах, тоже нужно показать клиенту.
Заниматься плагиатом и брать тексты с других сайтов не следует. Хорошо, если у заказчика уже есть готовый «набор» уникальных текстов для каждой страницы. Ну а если текстов нет? Как продемонстрировать, как будет выглядеть текст на сайте?
Для решения этого вопроса используется текстовая «рыба», которая не несет смысловой нагрузки и применяется только для имитации содержания страниц ресурса.
Осмысленный текст может отвлекать внимание от дизайна, поэтому «рыбу» использовать куда целесообразней.
Самый распространенный текст «рыбы» — это «Lorem ipsum», искаженный отрывок из трактата Цицерона, написанный на латинском языке еще в 45 году до нашей эры.
Но это не значит, что в роли текста-рыбы можно использовать только этот текст. Применять можно любую тарабарщину, написанную вручную или сгенерированную с помощью специальных сервисов.
Текст-«рыба» применяется только для временного размещения, и как только у вас появится готовый, уникальный контент, нужно сразу заменить им залитый изначально словесный бред.
Созданию «рыбы» нужно уделять максимум внимания. Перечитайте текст-заполнитель, убедитесь, что в нем нет нецензурных выражений, оскорблений и тому подобного.
Сегодня многие иностранные специалисты выступают против использования «рыбы», утверждая, что контент – это самое важное в создании сайта. Но если готовых текстов для ресурса нет, использование такого текста остается единственным выходом из ситуации.
Сервисы для генерации текстовой «рыбы»
«Рыба» — это особое блюдо, и ее, даже текстовую, лучше готовить каждый раз по-разному, иначе быстро приестся.
Freelance.Today решил подсказать вам несколько ресурсов для генерации рыботекста.
Самый популярный – это Lipsum.com. Он позволяет задать нужные параметры текста — количество слов, параграфов, абзацев, страниц. Готовую тарабарщину остается только скопировать из браузера и вставить куда нужно. Сервис работает на многих языках, в том числе на русском и украинском.
Можно приготовить сладкий «рыба» — текст про тортики и пирожные. Для этого используйте ресурс Cupcake Ipsum.
Если вам по нраву творчество Самуэля Джексона, то можете использовать Samuel L. Ipsum. Ресурс генерит текст из самых популярных выражений героев фильмов, которых он сыграл.
Хочется чего-то неимоверно крутого? Сгенерите текст на Hipster Ipsum.
Любителям колбасных изделий придется по вкусу тарабарщина, созданная с помощью Bacon Ipsum.
А если вы любите сыр, добро пожаловать на Cheese Ipsum.
Текст для вегетарианцев можно сгенерить на Veggie Ipsum.
И напоследок, два русских генератора бредотекста:
Почему рыбный текст — это плохо и чем настоящий контент лучше Lorem Ipsum
Как можно создать дизайн для того, чего ты не понимаешь? В статье рекомендации по работе Lorem Ipsum.
Копирайтер, переводчик и редактор. Опыт работы над федеральными (USABILITYLAB/AIC) и международными проектами (iSpring). Преподаватель курса «Копирайтинг и контент-маркетинг» в Институте программных систем.
Сен 23, 2017 · 5 мин читать
Тестирование — это очень важный этап разработки удобных цифровых продуктов. Когда вы тестируете продукт с реальным контентом, гораздо выше шансы получить полезный фидбэк, что в свою очередь позволит вам сделать пользовательский опыт еще лучше.
Что такое Lorem Ipsum?
Lorem Ipsum — это текст-рыба, который используют издатели и дизайнеры, если оригинальный текст недоступен. Lorem Ipsum подставляют, чтобы не задерживать рабочий процесс и чтобы согласовать дизайн с заказчиком.
“Lorem Ipsum — это текст-рыба, который используют издатели и дизайнеры, если оригинальный текст недоступен”
Этот текст используется в печатной отрасли с 1500-х годов, а недавно он получил свое распространение и в сфере информационных технологий. Считается, что Lorem Ipsum так популярен благодаря своей непримечательности и равномерному распределению букв: якобы такой текст меньше отвлекает при тестировании.
Проблемы с Lorem Ipsum
Как можно создать дизайн для того, чего ты не понимаешь? Как самый незначительный текст может повлиять на опыт взаимодействия?
Тестирование с Lorem Ipsum — это как блуждать в океане без карты: невозможно найти путь.
Людям сложно будет прокомментировать то, чего они не знают, и вам сложно проектировать то, чего вы не знаете. Используя Lorem Ipsum, вы просто откладываете решения о контенте в долгий ящик.
“Используя Lorem Ipsum, вы просто откладываете решения о контенте в долгий ящик”
Реальный контент лучше
Под реальным контентом я имею в виду тексты, похожие на те, что будут у вас в итоге: примерно из вашей области, примерно нужной длины, написанные похожим тоном.
Если вы тянете с контентом, потому что хотите сделать все идеально — не нужно. Проведите небольшое исследование, вставьте хоть какие-то тексты, протестируйте и соберите быстрый фидбэк. Потом можно сделать еще итерацию, и еще — пока не получится хорошо. Есть масса способов написать реальный контент, несколько из них я перечислю ниже.
Соберите ценный фидбэк
Контент должен иметь отношение к вашему продукту. Прочитав ваши тексты, люди смогут прокомментировать как смысл написанного, так и стиль изложения. Это позволит вам проанализировать: удалось ли донести нужную мысль? вызывает ли выбранный стиль и тон доверие пользователей?
Иногда участники тестирования поднимают такие вопросы, о которых вы еще даже не задумывались. Они могут показать примеры решений, которые могли бы улучшить ваш дизайн. С Lorem Ipsum у вас не будет этого преимущества.
Адаптируйте дизайн под длину текста, а не наоборот
В наше время никто не понимает латынь, поэтому дизайнеры часто обрезают текст lorem ipsum как им удобно, чтобы дизайн выглядел аккуратно и красиво. Реальный контент может быть совершенно другой длины. Можно обозначить какой-то диапазон текста (например, от 400 до 600 слов), но никто не напишет вам статью размером точно в 600 слов.
Проблема с Lorem Ipsum (Слева: приложение с текстом-рыбой; Справа: приложение с реальным контентом)
Когда вы используете реальный контент, не получится подбирать слова под лейаут. Вам придется копать глубже и адаптировать лейаут под контент. Убедитесь, что дизайн учитывает различные размеры текста, и задумайтесь об ограничениях и сценариях использования.
Где взять реальный контент
Привлеките своих клиентов
Клиент обычно разбирается в своей области лучше, чем вы. У него за плечами годы опыта, и он может привнести в дизайн много полезного. Можно вовлечь клиента в процесс создания контента и обсуждать с ним все вопросы и сомнительные моменты. Кроме того, можно спросить клиента о полезных ресурсах или попросить прокомментировать дизайн. Конкретнее формулируйте свои запросы, чтобы клиент понимал, что вам от него нужно.
Используйте контент партнеров вашего клиента
Скажем, в платформе, которую вы проектируете, будет секция новостей, а контент для этой секции будет загружаться через API из изданий The Time или The Daily Telegraph. Что ж, вы можете использовать в прототипе тексты из этих изданий. Даже если партнеры со временем поменяются, контент в прототипах все равно останется актуальным.
“Клиент обычно разбирается в своей области лучше, чем вы”
Используйте контент конкурентов
Обычно, когда вы проводите анализ конкурентов, у вас собирается приличный список продуктов, похожих на ваш (если, конечно, вы не разрабатываете какое-то уникальное решение). Можно использовать тексты конкурентов — все лучше, чем Lorem Ipsum.
Попросите участников тестирования подсказать ресурсы
В ходе тестирования попросите людей поделиться ресурсами, которыми они часто пользуются в повседневной жизни. Такой подход хорошо работает, когда вы ориентируетесь на определенную нишу и целевую аудиторию. Участники тестирования помогут вам подобрать правильный контент. Обычно людям приятно помочь, и они не пожалеют времени на выполнение вашей просьбы. Главное попросите вежливо и по-доброму.
Подытожим
С Lorem Ipsum в дизайне нет души, нет эмоций. Когда вы используете реальный контент, вам приходится задумываться, какое сообщение вы хотите донести до пользователей? Поэтому давайте забудем про “здесь будет какой-то текст” и начнем работать с реальным контентом.
Эта статья была впервые опубликована на Marvel Why Testing with Real Content Is Better Than Lorem Ipsum. Большое спасибо Грэму Фултону за иллюстрации.
Небольшой совет
Небольшой, но важный совет дизайнерам и проектировщикам, которые решили использовать русский Lorem Ipsum в своей работе.
Не используйте рыбатекст. Серьёзно, не надо.
Нижеследующее относится исключительно к дизайнерам, проектировщикам и иже с ними — то есть к тем, кто создает UI и UX продукта. Разработчики, использующие рыбатекст в тестировании своих проектов, могут спать спокойно. Да и остальные, конечно, тоже — всё это не более, чем рекомендации.
Основная мысль
Друзья, не используйте случайный контент — ни наш, ни чей-либо ещё. Заполняйте свои макеты, вайрфреймы, мокапы и прототипы реальным содержимым. Ну или приближенным к реальному.
Почему нужно использовать реальный контент?
Макет/прототип будет соответствовать требованиям проекта
В том числе и тем, которые появятся в процессе его эксплуатации и заполнения. Не получится, что у какого-то элемента контент избыточен, а где-то его явно не хватает. Ведь не всегда вы точно знаете, какова обычная длина описания экскаватора-погрузчика, и отличается ли она по объему от описания карьерного самосвала.
Можно сформировать требования к содержимому
На основании макетов с реальным текстом можно создать универсальные требования к контенту продукта — а за это вам скажут спасибо все: от клиента до его (или вашего) копирайтера.
Проще увидеть слабые места проектирования или дизайна
Макет/прототип легче понять
В большинстве случаев макет с настоящим текстом лучше воспринимается клиентом. А значит, процесс согласования будет значительно упрощен.
Где взять реальный контент?
У клиента
Если вы делаете проект на заказ, частенько в наличии имеется старый сайт или какая-то документация. В редких случаях можно даже наткнуться на полный текстовый кит проекта — но это если очень повезёт.
У конкурентов проекта
На их сайтах, в их приложениях — везде, куда можете дотянуться. Конечно, этот момент стоит обозначать отдельно, чтобы контент конкуретнов случайно не уплыл в разработку или, тем более, в продакшн (бывает, что такой текст на каком-то этапе принимается за собственный и утвержденный).
Написать
Если под рукой нет штатного копирайтера или текста в проекте больше, чем чуть, этот вариант может стать довольно хардкорным. Однако иногда именно собственноручное написание текстов — самое удачное решение (если, например, это ваш собственный проект).
Если очень хочется, то можно
Иногда горят сроки, продукт инновационный и не имеет конкурентов, а клиент — слепоглухонемой неграмотный полинезиец. Или текст в проекте не важен абсолютно, это самый дешёвый новостной агрегатор. Или тупо лень. Тогда — велкам, мы открываем вам чудесные, сюрреалистично-бюрократические чертоги РыбаТекста.
Только не забывайте рассказывать о нас в этих своих соцсетях.
Прощай, Lorem Ipsum!
По мотивам статьи Chaymae Lougmani. Обосновываем почему в веб-дизайне противопоказан рыбный текст.
Lorem Ipsum — это классический текст-«рыба» (условный, зачастую бессмысленный текст-заполнитель, вставляемый в макет страницы). Является искажённым отрывком из философского трактата Марка Туллия Цицерона «О пределах добра и зла», написанного в 45 году до н. э. на латинском языке, обнаружение сходства атрибутируется Ричарду МакКлинтоку. Распространился в 1970-х годах из-за трафаретов компании Letraset, a затем — из-за того, что служил семплом в программе PageMaker.
Все знают что такое текст-рыба?
Интересно, почему именно «рыбой» называют образец, шаблон, заготовку какого-то текста или документа?
Ни для кого не секрет, что термин «рыба» в ходу в журналистике. Во времена застоя, например, на профессиональном жаргоне «рыбой» назывался написанный вслепую текст. Суть заключалась в следующем: дабы до минимума снизить собственные трудозатраты в праздничный день, 7 ноября или 1 мая сотрудник редакции, которому поручалось «освещение события», заблаговременно раздобывал в обкоме план проведения демонстрации и, сверяясь с порядком прохождения предприятий и учреждений мимо трибуны, на которой располагалось высшее партийное руководство, слегка разбавленное ветеранами войны и труда, писал репортаж, расцвечивая его художественным вымыслом настолько, насколько позволяли его творческие способности. В праздничный день автору оставалось лишь убедиться, что демонстрация прошла по плану, и, дождавшись снимков, сдать материал в печать. Так вот, народ, привыкший винить журналистов во всем, считает, что «рыбу» они и изобрели, правда, речь ведет не о «наших» журналистах, а об их коллегах из Англии: дескать, самое простое блюдо англичанина — fish & chips, рыба с картошкой, гастрономический эквивалент «элементарщины», сие блюдо обычно заворачивали в газету или в страницы, вырванные из никчемных книг, вот газетчики и издатели и изобрели «рыбу», которую в тексты «заворачивают».
Эту версию можно было бы принять, если бы у слова «рыба» не было другого сленгового значения: так называют ритмически организованный, но совершенно бессмысленный текст, который использует композитор при сочинении музыки, на основе ритма и размеров этого текста поэт-песенник впоследствии пишет слова песни. Легенда гласит, что некий поэт делал такую заготовку, используя названия рыб. Полуфабрикат случайно оказался у какого-то певца, понравился ему, и «песня про рыб» даже стала шлягером. Желающих «гнать по рыбе», то есть писать по образцу, и сегодня пруд пруди, вот образец объявления в сети: «Тексты на готовый материал — лучше не бывает! Предпочтительно про любовь и ути-пути, люли-люли, жду «рыбу» на «мыло» — и уже через сутки получите вариант. » Некоторые остряки, поддерживая «музыкальную» версию, утверждают, что рыбий хребет с костями чем-то действительно напоминает «нотную грамоту». (http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200801506)
Что значит Lorem Ipsum
Lorem ipsum — классическая панграмма, условный, зачастую бессмысленный текст-заполнитель, вставляемый в макет страницы. Используется в качестве заполнителя по крайней мере с XVI века. Является искажённым отрывком из философского трактата Марка Туллия Цицерона «О пределах добра и зла», написанного в 45 году до н. э. на латинском языке, обнаружение сходства атрибутируется Ричарду МакКлинтоку.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur. Excepteur sint occaecat cupidatat non proident, sunt in culpa qui officia deserunt mollit anim id est laborum. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Lorem_ipsum)
Loren Ipsum — это белиберда для макетов. Она интересует нас потому, что её втыкают в макеты страниц сайта. Вот как это выглядит:
Зачем Lorem Ipsum в макетах сайтов
Бывает так: заказчик не дал текст и требует макеты. Логика заказчика: вы рисуйте, а потом текст вставим. Чтобы не терять времени. Lorem Ipsum считают непримечательным, а его буквы — равномерными. Это идеально для тестирования, текст не отвлекает.
Удивительно, как он перекочевал в IT из печатной продукции, где используется с 1500-х годов. Lorem Ipsum показывает как будет смотреться «какой-то» текст в макете сайта. Веб-дизайнеру нужно предусмотреть на будущей странице место для текста. А поскольку самого текста заказчик не дал, вставляют рыбу.
Почему Lorem Ipsum — это проблема
Проектирование и дизайн сайта — это про то, как подать контент, чтобы его было легко и приятно усваивать. Текст — это основа контента. Его нужно дизайнить. Невозможно разработать дизайн того, чего нет. Нет текста, нет и возможности его компоновать.
Текст-рыба — убогий костыль. И он по любому аукнется, когда в макет вставят живой текст. Вы же понимаете, что смысл текста страницы важен для дизайнера? Дизайн обыгрывает текст, актуализирует основные моменты, улучшает читабельность, подаёт дозированно и в нужном настроении. Оформление текста-рыбы бессмысленно, оно дискредитирует профессию веб-дизайнера. Макеты с Lorem Ipsum бесполезны с маркетинговой точки зрения. Дизайнер красиво скомпоновал латинский бред, вписал его в концепцию сайта. Какая польза для вашего бизнеса в таком сайте?
Тестирование макетов с рыбой абсолютно бестолковое занятие. Давайте отбросим маркетинг, вот картинка, где и без маркетинга проблема налицо:
С Lorem Ipsum карточка смотрелась красиво. Вставили настоящий текст — вёрстка полезла. Кто виноват? Спросить заказчика, так, конечно, дизайнер. Согласны, его доля вины есть: не фига соглашаться дизайнить рыбу.
Верстайте реальный текст
Где взять настоящий текст? У заказчика. Никто лучше заказчика не разбирается в его бизнесе. Только с настоящим текстом дизайнер задумается над тем, что сайт сообщает людям. Важно ли это? Разумеется, ведь ради этого вы и создаёте сайт.
Сайт — это контент. Уберите с сайта контент и там ничего не останется. Так что, хватит гонять по монитору Lorem Ipsum, работайте с реальным контентом.