с чего начать благотворительный фонд и как развивать
Открываем свой благотворительный фонд и зарабатываем. Это гораздо проще, чем вы думали!
В СМИ можно часто услышать про некие благотворительные фонды, которые занимаются помощью нуждающимся людям. Однако мало кто знает, что такие организации неплохо зарабатывают, при этом реально помогают страждущим.
Стоит отметить, что благотворительный фонд не является коммерческой организацией, его основная деятельность строится не на заработке, а помощи нуждающимся. Процедура регистрации фонда не занимает много времени, однако нужно уметь правильно управлять организацией.
Что такое благотворительный фонд
Благотворительными фондами называют организации, которые собирают добровольные пожертвования для различных категорий людей. Это могут быть простые бедняки или дети с различными заболеваниями. Наряду с тем, что фонд помогает людям, он должен как-то существовать. По закону такие организации имеют право взимать часть пожертвований на собственные нужды – оплату труда или содержание помещений. В зависимости от страны, процент на содержание фонда может составлять от 20 до 30 процентов.
Затраты на открытие фонда
В зависимости от региона проживания, затраты будут колебаться, но в целом, можно понимать общую картину денежных трат на первоначальном этапе формирования фонда.
Каким образом зарегистрировать фонд?
Первым делом необходимо определиться – чем будет заниматься благотворительный фонд? Важно не только продумать направление, но и понимать, что данная ниша будет являться приоритетной. Помните, что фонд существует не для заработка, а для помощи людям. Нельзя ставить цель – заработать! Помогать можно не только людям, но и животным. Сегодня проблема бездомных животных стоит достаточно остро.
Второй этап формирования фонда – подбор сотрудников. Руководитель должен понимать, кто пригодится в работе. Если фонд будет помогать детям, понадобятся молодые и находчивые люди, способные найти общий язык с детьми, ведь работа будет сложной. Для работы с животными, нужны люди, которые любят и уважают домашних питомцев.
Документы необходимые для регистрации.
Для того чтобы официально открыть фонд, необходимо собрать пакет документов, который передается в местные органы власти, после чего следовать инструкции регистрации:
После регистрации фонда, необходимо заняться рекламой, если никто не знает о благотворительной организации, люди не смогут вносить пожертвования. Рекламу можно проводить в социальных сетях или на городских баннерах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Хочу создать семейный благотворительный эндаумент-фонд: мой план
Есть желание регулярно заниматься благотворительностью. Для старта будут использованы специальные целевые накопления за этот год в размере 130 000 рублей. В последующем фонд будет ежемесячно пополняться на сумму, определенную личным финансовым планом. За счёт этого, а также налогового вычета по ИИС (а также социального вычета за благотворительность) фонд будет постепенно расти.
Ситуация
Выбор был между двумя стратегиями:
Стратегия развития фонда проста — это будет ИИС, на который будут куплены бумаги (облигации/дивидентные акции) на ежемесячно выделяемые средства из личного бюджета. Дополнительно формировать основу фонда будут возвраты по ИИС. Весь доход, полученный по портфелю, будет регулярно направляться в благотворительные фонды, которые будут предварительно отобраны, учитывая пожелания каждого члена семьи (так как эндаумент семейный).
Препятствия
Единственное препятствие — непредвиденные обстоятельства, в результате которых личные финансовые условия не позволят ежемесячно пополнять фонд для его роста. Однако даже в этом случае фонд, пусть и очень маленький, будет продолжать существовать с первоначальной суммой.
Отношения с деньгами
Полагаю, моя финансовая дисциплина выше, чем у 90% жителей России. Имеется финансовый план, ежегодно верстается бюджет, все доходы распределяются между 8 установленными целевыми «корзинами», что помогает без проблем решать финансовые цели, поставленные на год, и тратить именно столько, сколько необходимо, а также выделять значительную часть дохода под инвестиции.
Такой прагматичный подход уже помог досрочно погасить ипотеку, сформировать фонд на ежегодные путешествия и, собственно, побудил к идее создания эндаумента, так как дисциплина — это один из основных критериев.
Как ни странно — обратиться к брокеру для открытия ИИС. У меня уже открыт ИИС в Тинькофф, но так как Тинькофф не позволяет дивиденды/купоны начислять на отдельный счёт, а для моего эндаумента это критически важно, то необходимо открыть ИИС на жену у брокера, позволяещего это делать. Неожиданно на этом этапе возникли сложности, которые сейчас решаем.
Купить бумаги, согласно выбранной стратегии. Стратегия проста — для реализации идеи фонда на первом этапе (в первый год) было решено использовать только инструменты с фиксированной доходностью (облигации). На настоящий момент выбрано 4 бумаги (с высоким и средним рейтингом), которые буду покупать в 2022.
Минимальное количество документов, заполненная форма 3-НДФЛ, расторопность налоговой.
Так как фонд семейный, то каждый член семьи имеет право определять организации, которым он хотел бы помогать деньгами из этого фонда. Так как ребенок ещё совсем маленький, в 2022 году это будем делать я и жена.
Получить купоны по облигациям, провести перечисления в организации.
Ничего особенного, просто также дисциплинированно вести бюджет и ежемесячно раскладывать доходы по нужным «корзинам».
Реалити-шоу о финансовых целях: второй сезон. Читатели в течение года рассказывают, как идут к своим целям
Хочу создать семейный благотворительный эндаумент-фонд
1 ноября 2022 (по факту это будет более долгосрочный проект)
Ситуация
Есть желание регулярно заниматься благотворительностью. Выбор был между двумя стратегиями:
Стратегия развития фонда проста — это будет ИИС, на который будут куплены бумаги (облигации/дивидентные акции) на ежемесячно выделяемые средства из личного бюджета. Дополнительно формировать основу фонда будут возвраты по ИИС. Весь доход, полученный по портфелю, будет регулярно направляться в благотворительные фонды, которые будут предварительно отобраны, учитывая пожелания каждого члена семьи (так как эндаумент семейный).
Старт
Для старта будут использованы специальные целевые накопления за этот год в размере 130 000 рублей. В последующем фонд будет ежемесячно пополняться на сумму, определенную личным финансовым планом. За счёт этого, а также налогового вычета по ИИС (а также социального вычета за благотворительность) фонд будет постепенно расти.
Препятствия
Единственное препятствие — непредвиденные обстоятельства, в результате которых личные финансовые условия не позволят ежемесячно пополнять фонд для его роста. Однако даже в этом случае фонд, пусть и очень маленький, будет продолжать существовать с первоначальной суммой.
Отношения с деньгами
Полагаю, моя финансовая дисциплина выше, чем у 90% жителей России. Имеется финансовый план, ежегодно верстается бюджет, все доходы распределяются между 8 установленными целевыми «корзинами», что помогает без проблем решать финансовые цели, поставленные на год, и тратить именно столько, сколько необходимо, а также выделять значительную часть дохода под инвестиции.
Такой прагматичный подход уже помог досрочно погасить ипотеку, сформировать фонд на ежегодные путешествия и, собственно, побудил к идее создания эндаумента, так как дисциплина — это один из основных критериев.
Реалити-шоу о финансовых целях: заявки. Первый этап, в котором читатели ставили цели и объясняли, почему выбрали их
5 способов заняться благотворительностью юрлицу
В 2019 году Мэйл-ру представил исследование о благотворительности в малом и среднем бизнесе. 30% сотрудников сказали, что их компании кому-то помогают — чаще всего детям, взрослым в трудной жизненной ситуации и пожилым. Этот процент можно увеличить и сделать это с пользой для бизнеса. Рассказываем 5 вещей, которые может сделать компания для некоммерческих организаций.
Вместо корпоративных сувениров перевести деньги в фонд
Переводить бюджет на сувениры фондам — это акция, которая называется «Благотворительность вместо сувениров», она проходит в России уже 13 лет. Компании берут бюджет, который заложили на сувениры для сотрудников или партнеров, и переводят его в благотворительный фонд. Акцию проводят на Новый год, на 8 Марта или 23 Февраля.
В 2018 году фонд «Подари жизнь» собрал 44 миллиона рублей от 113 компаний — среди них крупные банки, логистические компании, заводы, корпорации и ИП. По словам фонда, на эти деньги купили дорогие лекарства для 43 детей, больных раком.
Кто так уже делал. Газпром, Сбербанк, Ларнилэйн, Мэри Кей, ПЭК Электроникс, сеть коворкингов «Гроу Ап», Плаут, Нотамедиа, Ренова, Хэдхантер, фармкомпания «Пульс».
Что делать. Чтобы тоже участвовать в акции, есть два варианта: перевести бюджет на сувенирку или его часть в любой благотворительный фонд или купить сувениры от благотворительной организации.
Сувениры от благотворительной организации выпускают сами НКО: открытки, посуду, одежду, украшения. В некоторых фондах их делают сами подопечные. Вот несколько примеров:
Стартовой суммы для пожертвований нет: это может быть и миллион, а может и несколько тысяч рублей — зависит от желаний и ресурсов. Если компания закладывает ежегодно на сувениры клиентам пять миллионов рублей, необязательно тратить весь бюджет : какую-то часть можно пожертвовать, а остальное использовать как планировали.
Екатерина Ивкина, специалист по пиару, пресс-секретарь
Над сувениркой постоянно смеются, но это всё равно важный элемент распространения корпоративной культуры и коммуникации с партнерами. Отказаться от нее полностью многие не готовы. Если решили участвовать в акции, стоит сделать это частью пиара компании:
Примеры фондов, которые участвуют в акции
Адвита — помощь больным онкологическими заболеваниями
Дети-бабочки — помощь детям с буллезным эпидермолизом
Дом с маяком — поддержка детей с тяжелыми заболеваниями
Живи сейчас — помощь больным БАС
Подари жизнь — помощь детям с онкогематологическими заболеваниями
Перспективы — помощь семьям с тяжелой инвалидностью
Даунсайд Ап — помощь людям с синдромом Дауна
Фонд Константина Хабенского — помощь детям с опухолями головного мозга
Благотворительные магазины, где можно заказать подарки
Вместе с сотрудниками стать волонтерами
Корпоративное волонтерство похоже на тимбилдинг, только с пользой для благотворительных организаций: помочь с уборкой в хосписе, выгулять собак, поиграть с детьми, пробежать благотворительный марафон.
Кто это уже делал. Делойт, Токио-Сити, Вкусвилл, Келли Сервисес, Тойота Мотор, авиакомпания «Россия», Русал, Ростелеком.
Что делать. Выбрать фонд и подходящую программу, рассказать об этом сотрудникам.
В корпоративном волонтерстве есть разные варианты:
Какую бы программу ни выбрала компания, главное требование — добровольность. Сотрудников нельзя принудительно заставить сдавать кровь или отправить на субботник, это должно быть их выбором.
Купить и привезти зубную пасту
Кажется, что удобнее всего перевести деньги, а организация сама разберется, на что их тратить. Это так, но часто в фондах не хватает рук или ресурсов, чтобы съездить в магазин, купить десяток ящиков с едой и привезти в приют или хоспис. Поэтому хорошее решение — доставить в организацию свою продукцию.
Кто так уже делал. Сплат, Лента, Химитек, Нестле, Хваловские воды, Киилто Клин, Фацер, Корона Авто, Детский мир.
Что делать. Есть два варианта — закупить или привезти свое.
Если хотите закупить, у фонда можно взять список того, что им нужно. Часто детским садам дарят игрушки, но игрушки им не нужны, а нужна туалетная бумага. Поэтому берем список и делаем закупку по нему. Кто-то сразу пишет марки и виды товаров — например, так часто делают приюты для животных, потому что собакам с заболеваниями подходят только определенные корма. Кто-то просто публикует список по категориям: мыло, прокладки, одноразовые платки, зубные щетки, макароны и крупы — а волонтер уже решает сам, какие товары выбрать.
Если вы производите что-то для широкой аудитории, то для вас есть вариант подарить свои товары. Чаще всего требуются предметы гигиены, продукты с долгим сроком хранения, канцелярия и одежда. В некоторых фондах другие запросы: медицинское оборудование, лекарства, тренажеры для реабилитации, бытовая техника, мебель.
Еще нужно определиться, будет ли это разовая помощь или регулярная. Разовая больше подходит для праздников, например сбор подарков для пожилых людей или детей-сирот. С регулярной помощью организациям проще планировать расходы: они знают, какую часть товаров получат бесплатно, а на какую нужно запланировать траты.
Эти компании регулярно помогают своими товарами:
Если хотите привезти товары, нужно написать организации и рассказать, в какой форме готовы помогать: будут ли это регулярные поставки или сбор товаров к конкретной акции, что и в каком количестве можете доставить. Часто организации указывают на сайте не все нужные вещи, поэтому надо уточнять у менеджеров, что лучше купить.
У производителя зубной пасты «Сплат» в коробочках лежат письма от Евгения Демина — владельца компании. В конце каждого письма указан адрес его личной электронной почты. В 2015 году Ночлежка написала письмо Демину и через три дня получила 28 ящиков зубной пасты для подопечных организации.
Кому можно помочь. Выбрали несколько организаций, которым требуется помощь с вещами:
Устрицы и ценности: как бизнес работает с благотворительными фондами
Каким может быть партнерство?
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Партнерство компаний и благотворительных фондов, на мой взгляд, должно выражаться в определенном продукте. Мы, например, посвятили десерт в форме сердца из кафе-кондитерской «Жемчуга» Фонду помощи детям «Обнаженные сердца», разработали акцию «Добрые устрицы» для Фонда Хабенского, 10 руб. с каждой проданной устрицы перечисляли в фонд. Это win-win — в случае с устрицами мы собрали больше миллиона рублей для детей с опухолями мозга, охваты акции прекрасные. Благодаря такому партнерству, с одной стороны, принимаем на себя миссию благотворительной организации, с другой — популяризируем ее бренд. Получается ненавязчивый, честный, добрый подход. И самое главное — мы даем людям возможность внести свой вклад, просто сделав заказ. Это даже трехсторонние взаимоотношения».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ситуация с пандемией отлично показала, насколько важно обращать внимание на социальные и глобальные проблемы и насколько важно решать их в партнерстве — объединяя силы для поиска решений. В ближайшем будущем люди и компании будут активнее делиться тем, что у них есть, вносить вклад в борьбу с вызовами любого уровня и масштаба. Самый очевидный пример такого партнерства — коллаборации активистов и корпораций. Одни предложат своё видение, а вторые — капитал и навыки решения задач. Получится win-win — у активистов будут средства для развития своих идей, а бренды помогут обществу становиться лучше.
Совместные активности фондов и брендов могут быть громкими. В данном случае охват выступает мультипликатором конечной суммы помощи. Можно тихо передать фонду 1 млн руб. А можно превратить это в заметную активность, рассказать об этом большому количеству людей. И сумма пожертвования станет больше. Именно так мы поступили с благотворительным фондом Хабенского, с которым на карантине запустили акцию #изотворительность: на протяжении пяти дней мы выбирали самые популярные посты в группе «Изоизоляция» в фейсбуке и буквально превращали лайки в рубли. В результате фонд получил от банка 1 млн руб. пожертвований. В СМИ вышло 190 публикаций, 100% из которых были в позитивной тональности. Причин успеха акции #изотворительность несколько: популярность флешмоба с репродукциями, участие знаменитостей (фонд привлек Константина Хабенского, Басту, Александра Кержакова и других) и обостренное чувство поддержки и взаимовыручки в обществе. Конечно, еще повезло и с партнерами — фондом и администрацией паблика «Изоизоляция». За неделю удалось согласовать все тонкости, доработать детали и просчитать риски. Мы продолжим работать с фондом и в будущем, создавая еще больше полезных и вдохновляющих проектов».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Мы сотрудничали с фондом «Второе дыхание», который дает новую жизнь вещам. Старая одежда раздается малоимущим, перепродается в магазине проекта или отправляется на переработку. У «Второго дыхания» есть Charity Shop: мы отдавали туда свои вещи, призывали клиентов принять участие в акции. Все остались довольны сотрудничеством. Для нас важно не захламлять гардеробные клиентов, поэтому любой полезный для общества способ их освободить — всегда в плюс. Насколько я знаю, фонд остался доволен, потому что наши клиенты сдавали качественные вещи. Однако в постоянное сотрудничество это, к сожалению, не перешло.
Когда фонд обращался к нам уже после проведения акции, наши сотрудники, координирующие ее со стороны компании, в моменте решали другие горящие задачи. В этом смысле нам немного не хватило «бесшовности», когда усилий от компании нужно минимум — просто берись и делай по шаблону».
Должны ли совпадать ценности партнеров?
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ценности — самое важное в подобных отношениях. И речь даже не в конкретных адресатах, которые получат помощь. Важно одинаково смотреть на партнерство, способы ведения дел, прозрачность, — вплоть до выстраивания личных отношений.
Если один партнер ценит легкость и открытость, а другой хочет делать все максимально официально и неповоротлив, могут возникнуть сложности. Выстраивание партнерств — это дорога с двусторонним движением и требует вложений от обеих сторон».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Без совпадения ценностей успешное сотрудничество невозможно. Правда, часто сложно добиться интеграции взглядов всех стейкхолдеров в компании — акционеру важны одни вещи, маркетологу — другие, эйчару — третьи. Благотворительность — очень эмоционально заряженная тема, поэтому здесь важно быть «на одной волне». Мы для себя, как для компании, в итоге этот вопрос так и не решили, во всяком случае, пока».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Для успешного сотрудничества фондам нужно учитывать интересы бизнеса: например, мы не против других компаний, которые помогают той же организации, но мы точно против прямых конкурентов. По крайней мере, о таком нужно предупреждать заранее. Имеют значение и личные предпочтения человека, с которым вы общаетесь. Например, у меня многодетная семья, и тема помощи детям волнует меня больше остальных. А для кого-то это могут быть пожилые люди или другая социальная проблема».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Бизнес не всегда процветает, мы буквально только что видели падение. Но, по моему мнению, бизнесу не следует оценивать затраты на благотворительность как затраты, они должны быть непререкаемыми. Таким образом мы оздоравливаем этот мир. Фонды для нас партнеры, реализующие благую миссию. Мы помогаем им в этом, спасибо, что они доверяют нам и позволяют быть рядом».
Почему бизнесу не всегда интересны фонды?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Я достаточно много времени трачу на филантропические истории как частное лицо, но как руководитель не вижу очевидных плюсов для компании в сотрудничестве с фондами. Чтобы это изменилось, нужно работать с «выгодоприобретателями» внутри компаний и менять отношение «бизнесовых» людей к отрасли. Мой личный опыт общения с НКО показывает, что многие из них уже прошли большой путь в плане подхода к бизнесу и научились качественно «упаковывать» свои программы для корпоративных доноров. Но человеческий фактор никто не отменял, поэтому если в компаниях будут сидеть «заряженные» на благотворительность эйчары и маркетологи, то НКО получат гораздо больше денег и волонтеров».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Если с нами хочет сотрудничать фонд, то он вместе с нами придумывает креативную идею: нетривиальную и нешаблонную. Мне кажется, в идеале так правильно, важен индивидуальный подход к тому или иному бизнесу. Чтобы зацепить партнеров, фонду нужно влюбить их в свой бренд. Первый этап завоевывания аудитории нужно лишить пессимистичной коммуникации с просьбой об адресной помощи. Важно выстраивать коммуникацию, которая покажет, какая у фонда миссия в долгосрочной перспективе: «Мы хотим сделать мир лучше в том-то и том-то».
Какой эффект для бизнеса должна приносить благотворительность?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Благотворительность должна в первую очередь приносить результат благополучателю и обществу в целом. Бизнес-интересы здесь вторичны. При этом если вы грамотно организуете сотрудничество, то как компания вы можете получить не только традиционные PR или повышение продаж, но и положительно повлиять на состояние своих сотрудников: дать им большую вовлеченность, большее ощущение своей полезности. Множество бизнесов в нашей стране — сфера услуг, а сфера услуг построена на людях. Поэтому важно, чтобы ваши люди чувствовали себя комфортно и были мотивированы. Участие в добрых делах очень здорово «перезаряжает батарейки» людям, дает им правильный настрой, делает их более эмоционально устойчивыми».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Нам повезло, что у нас есть такой партнер, как Добро.Mail.ru, который помогает в разборе заявок от фондов, ориентирует, кому можно доверять. Когда они пришли и предложили запустить благотворительную акцию, мы согласились — получились «Добрые километры». Механика акции следующая: пользователь после совершения поездки может вместо чаевых (или в дополнение к ним) оставить сумму на благотворительность. Полученные деньги мы распределяем по четырем фондам — «Подари жизнь», «Жизнь как чудо», Фонд Константина Хабенского и «Живи сейчас» — они попадают на их корпоративные аккаунты в «Ситимобиле». Фонды могут использовать их на поездки для своих подопечных: детей, врачей и не только. Важно, что клиент может сделать перечисление регулярным — например, отчислять 5% от стоимости каждой поездки. На данный момент мы собрали порядка 3 млн руб. на поездки для подопечных фондов, получили более 1 тыс. публикаций с упоминанием нашей поддержки и получили бронзу на Silver Mercury в 2020 году за этот проект».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«С одной стороны, не очень корректно оценивать эффективность благотворительности и социальной деятельности исключительно маркетинговыми метриками. В ряде случаев речь идет буквально о жизни и смерти, и говорить здесь об охватах и вовлеченности очень цинично. С другой стороны, добрые дела должны быть заметны.
Чем больше людей узнают о возможности кому-то помочь, тем больше шансов на то, что нуждающиеся получат необходимую помощь. К сожалению или к счастью, в том, как именно фонду привлечь бизнес, ничего нового придумать нельзя. Это бартер: вы просите что-то одно в обмен на что-то другое. Важно предложить партнеру что-то ценное. Универсального решения здесь нет, ко всем нужен свой подход».
Рубен Варданян, бизнесмен, филантроп, председатель совета директоров группы компаний Philin Philgood:
«Проблема в том, что люди в фондах иногда считают, что, если они делают хорошее дело, то вопросы документов, отчетов, прозрачности не так важны. «Мы же вас не обманываем — вот и отстаньте от нас». У донора возникает ощущение, что у него взяли деньги, а в ответ он получил письмо благодарности — и все. На самом деле, это должен быть сложный, длинный и прозрачный процесс взаимодействия.
Должно быть не только понятно, на что деньги были потрачены. Должно быть понятно, что они были потрачены эффективно. И что человек, давший деньги, тоже сопричастен добрым делам.
Другое дело, что обе стороны — и доноры, и фонды — больше интересуются процессами, чем результатами. Это подтверждает исследование, проведенное Никола Кроста, в котором приняли участие около четырех тысяч благотворительных фондов со всего мира. Решение о том, кому и как помогать, доноры нередко принимают по эмоциональным причинам, и не относятся к процессу помощи как к нормальному механизму, не ждут качественной обратной связи. Но устойчивая благотворительность требует других подходов.
Компании Philin и Philgood создавались именно для того, чтобы появилась устойчивая, системная благотворительность большого масштаба.
Я глубоко убежден, что единственный путь благотворительности в России — это ее профессионализация. Потому что без создания профессиональной инфраструктуры, без профессиональных советников, без прозрачных и четких правил невозможно увеличиться в десятки раз и начать по-настоящему влиять на изменения в обществе.
Это, тем не менее, не отменяет эмоциональную составляющую, которую крайне важно сохранить.
Для того, чтобы партнерство бизнеса и фондов было эффективным, нужна постоянная обратная связь между ними, понимание взаимных ожиданий сторон. Иногда фонды и доноры — как институциональные, так и частные лица, — говорят на разных языках, и им нужен такой толмач, который объяснит все нюансы и поможет прийти к по-настоящему эффективному результату. Например, если говорить о стратегиях социальных проектов или маркетинговых кампаниях, то таким толмачом становится именно Philgood, и вместе с Philin они могут стать основой новой модели поддержки благотворительности в России».