Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Самооценка младшего школьника

Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в её развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские и зарубежные учёные изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в её развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека.

Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных качеств, поступков и умений; их осознание и оценочное к ним отношение.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной; и в зависимости от этого она может, как стимулировать активность человека, так и подавлять её. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение, гармонию.

Прежде, чем определить форму самооценки детей младшего школьного возраста, необходимо обозначить основные факторы её формирования. Ребёнок стал школьником. В его жизни устанавливается новый распорядок дня, появляются новые обязанности и требования к его жизни. В связи с этим ребенок ко многому пытается перестроить своё отношение. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, сделать так, чтоб именно его похвалил учитель. Это порождает новые переживания – желание добиться успеха, и боязнь оказаться неуспешным. Большое влияние на младшего школьника оказывает учитель, который дает ему знания, проверяет и контролирует выполнение им заданий, ставит отметки не только за знания, но и за поведение. Ребёнка волнуют замечания учителя, он старается сделать так, чтобы их не было.

Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки.

У младшего школьника появляются собственные взгляды, отношения, собственные требования и оценки. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя и своих товарищей. Очень часто его оценки не являются правильными, так как они в первую очередь говорят о его желаниях, а не о действительности.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, третьеклассники и в особенности ученики четвертого класса относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи.

Нередко у школьников наблюдается переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми.

Для определения формы самооценки у младшего школьника мною было проведено диагностическое исследование. Оно проводилось в одной из московских школ; был выбран второй класс, то есть возраст детей 8-9 лет. В классе 20 учащихся.

На следующем уроке дети увидели свои работы. Каждая работа была оценена тремя балльными показателями (5,4,3 или 2). Дети выбрали ту оценку, которую, по их мнению, они заслужили. Выбранные детьми оценки сравнивались с адекватными оценками учителя. На основе данной методики были получены следующие результаты:

У 15% учащихся данного класса заниженная самооценка, ещё у 15% – адекватная и у 70% учащихся завышенная самооценка.

Вторая методика. Учащимся было предложено из перечисленных личностных качеств выбрать 5, которые, по мнению каждого из учащихся, характеризуют идеальную личность. Перечень качеств был следующий: аккуратность, настойчивость, ум, доброта, красота, вежливость, энергичность, справедливость, воспитанность, хитрость.

Затем учащиеся ранжировали выбранные качества по степени значимости идеала, а потом по степени значимости для себя. После ранжирования был подсчитан коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и сделан вывод о количественном уровне самооценки учащихся данного класса.

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком в спокойной обстановке. Перед тестированием на уроке русского языка была проведена подготовительная лексическая работа, где в ходе беседы было рассмотрено лексическое значение каждого данного имени прилагательного.

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 55% учащихся данного класса высокий уровень самооценки, у 35% – средний, у 10% – низкий.

Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут. Согласно данной методике у 60% уровень самооценки высокий, у 20% – средний, и ещё у 20% – низкий.

Мною был проведён и анализ уровня успеваемости учащихся. Было выявлено: 4 человека характеризуются как “отличники”, 11 человек характеризуются как “хорошисты”, 5 человек характеризуются как “слабоуспевающие”.

Сопоставляя эти данные с полученными результатами в ходе исследования можно сделать вывод, что уровень самооценки и успеваемости связаны между собой. Чаще всего низкий уровень самооценки наблюдается у учащихся с низкой успеваемостью, а высокий уровень самооценки – у детей, которые характеризуются как “отличники” или “хорошисты”.

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Обобщая изложенное выше, можно сказать, что у 60% учащихся выбранного мной класса, самооценка завышенная.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

Учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

Источник

Психологические особенности формирования самооценки младших школьников.

В психолого-педагогической литературе в качестве центрального ядра индивидуальности рассматривается самооценка.

Становление самооценки происходит, в основном, в младшем школьном возрасте. Мы попытались проанализировать ряд факторов, влияющих на становление самооценки в этом возрасте.

Экспериментальное изучение самооценки на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует, что именно в этот период происходит качественный скачок в изменении отношения ребенка к самому себе. Если самооценка дошкольника целостна, т. е. ребенок различает себя как субъекта деятельности и себя как личность, то самооценка младших школьников уже более объективна, обоснована, рефлексивна и дифференцирована.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности и приоритеты.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает самокритичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, проявляя объективность, должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз.

В современном образовании недостаточно разработана теоретическая проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок.

Рассмотрим роль семьи в становлении самооценки младшего школьника.

Какие бы формы ни принимала семья, она всё же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я-концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при неправильном отношении к ребёнку.

Можно выделить три области отношений, которые особенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формирование самооценки у детей:

— знание родителями друзей ребенка;

— заинтересованность родителей в результатах учебы ребенка;

— взаимодействие родителей с ребенком в общей беседе за столом

Взаимоотношения в этих трех сферах могут служить показателем заинтересованности в благополучии и развитии ребёнка. Проанализируем каждое из этих положений.

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь ребенка во многом определяется кругом его друзей которые могут выступать как основное продолжение его самого. Поэтому реакция родителей на друзей сына или дочери является косвенным показателем их интереса к ребенку. Явное равнодушие родителей способствует формированию у ребенка низкой самооценки.

Связь, существующая между безразличием родителей и низкой самооценкой ребенка, не зависит от каких бы то ни было статусных или ролевых характеристик. Точно так же причины формирования низкой самооценки заключены не в том, придерживаются ли родители мягкой или строгой линии воспитания, и не в том, считает ли ребенок оправданным наказания, которым его подвергают. Отсутствие позитивной вовлеченности в заботы, интересы ребенка чаще всего сопровождается недостатком любви, неумением относиться к нему с уважением, раздражительностью и невнимательностью в общении с ним. Какие бы типы поведения родителей ни ассоциировались с этими установками, совершенно ясно одно: ребенок должен чувствовать свою значимость, ценность для других людей, которые призваны о нем заботиться. Это чувство является, по-видимому, решающим фактором для формирования положительной самооценки.

Напротив, если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них не интересен, неприятен, вызывает неодобрение. Для таких родителей воспитание ребенка связано с большими финансовыми трудностями и социальной ответственностью. Но неприятие ребенка, облеченное в форму чрезмерной опеки, не менее пагубно, чем постоянное невнимание к нему или раздражительность.

Ясные требования и четко простроенные нормы жизни в семье способствуют формированию у детей высокой самооценки. Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность со взглядами, принятыми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распространенными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предоставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится повышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низкий уровень успешности и в конечном счете неспособность строить прочные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

Развод родителей, конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Общеизвестно, что с разрывом родителей часто связаны эмоциональные расстройства и правонарушения подростков. Дети из семей, где родители разведены, более склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Дети, у которых кто-то из родителей умер, нет существенных отклонений в уровне самооценки. Таким образом, разрыв между родителями оказывает определенное негативное, хотя и незначительное, влияние на уровень самооценки ребенка.

Оценка учителя, еще один фактор, обуславливающий формирование самооценки ребенка.

Как правило, самооценка младшим школьником своей учебной деятельности ориентирована на оценки, выставленные в журнал, поскольку они являются основанием для социального контроля и санкций. Однако вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена, а следовательно, более доходчива до ума и сердца школьника.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т. е. его самооценку.

Фактор физического Я-образа, влияющий на становление самооценки.

Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межличностного восприятия и общения, а также трудности самопринятия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирования 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оценивать свой физический облик как «нелепый» и «вызывающий отвращение».

В школьные годы внешний облик ребенка во многом определяет отношение к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на общей самооценке

Подводя итоги нашему исследованию, можно выделить характерные черты развития самооценки в младшем школьном возрасте:

1) 6-8 лет. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

2) 8-10 лет. Ребенок перестает ставить себя чересчур высоко, поскольку уже имеет сформировавшееся представление о своих поступках, значимости в коллективе и характере. Он более реально оценивает свой позитивный и негативный опыт.

3) На формирование самооценки младшего школьника влияют следующие факторы: отношение окружающих, любовь и уважение со стороны родителей, учителей, сверстников, а так же социальная роль.

Источник

«Роль самооценки в развитии учащихся начальных классов»

«Роль самооценки в развитии учащихся начальных классов»

Автор : Снеговая Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 24 г. Люберцы.

3. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника.

3.2 Показатель развития самосознания младшего школьника- самооценка

4 . Роль самооценки в развитии коммуникативных и личностных УУД. Из опыта работы.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами..В состав «Я»входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Известно, что самооценка является тем компонентом самосознания, который включает в себя и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. В данной работе рассмотрим влияние различных факторов на самооценку и уровень притязаний детей младшего школьного возраста. В книге «Психология развития и возрастная психология» Н.Н. Палагина пишет о том, что по сравнению с дошкольным возрастом школьник уже с младших классов вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и личностным качествам. Требования выражает учитель, родители, характер учебной деятельности, сверстники– вся социальная среда.

2. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их взаимосвязь

уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми. Самооценка з ависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К.Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста.

Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального. В структуре самооценки психологами выделяют два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение и эмоциональный– отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение. Самооценка выражается в двух формах– общей и частной. Самооценка может быть как более, так и менее категоричной(«думаю», «наверное»,«мне так кажется»,«я так полагаю»и т.п.) Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка– основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.

2.2 Уровень притязаний личности Термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф.Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего

действия. Ф.Хоппе вводит в психологию понятие «идеальной цели» — цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния.

В новейшем психологическом словаре Шапарь В.Б. и др. определяют уровень притязаний. Они пишут, что уровень притязаний характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций: 1) повышения притязаний, чтобы одержать максимальный успех; 2) снижения их, чтобы избежать неудачи.

Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям.

3. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника

3.1 Личностное развитие младшего школьника. Какие возрастные особенности учащихся младшего школьного возрастанеобходимо знать классному руководителю, приступая к организации классного коллектива? В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни :

изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые доселе неизведанные отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.

Согласно отечественной психологической теории источником развития личности являются ее потребности. К шести-, семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности– в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя», в их большей осознанности и самоуправляемости. Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью, отражая готовность действовать без промедления. Наиболее важными для младших школьников являются мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности– дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. в частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждая выполнять их требования),а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение),которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех. Центральной регулирующей функцией самосознания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания.

чувством юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят «трудные» вопросы. Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, негативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются«перестройке». Третья группа детей – с заниженной самооценкой– малоактивны, неуверенны, склонны «уходить в себя».

Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость. К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль – роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнение учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого. Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость. Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, т.е. проект его будущего. Несмотря на совершенствование этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и в учебной деятельности.

Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности– мотива достижения. С самооценкой связано и другое личностное образование– уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи– на оценку выше остальных.

3.3 Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний. Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент – хороший или плохой(помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку). Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, при этом, конечно, не предполагается, что родители перестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам.

Родителям не следует только связывать порицаемый поступок с общей оценкой личности ребенка. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Дети, как правило, приходят в школу с положительным отношением к ней. Постепенно у детей с пониженными способностями или слабо подготовленных может накопиться горький опыт получения плохих отметок, тогда изменяется мотивация –отношение к школе и обучению может стать отрицательным, нарастающие трудности в учебе снижают и самооценку для предотвращения падения самооценки Н.А. Менчинская считает, целесообразным поручать слабоуспевающим школьникам роль учителей по отношению к младшим детям. Тогда у ученика возникает потребность восполнять пробелы в знаниях, а успех в этой деятельности способствует нормализации его самооценки. Нарушение адекватной самооценки может произойти и у детей, хорошо подготовленных к поступлению в школу. Хорошая подготовка позволяет им учиться в младших классах хорошо, практически не затрачивая усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. При переходе в последующие классы, где возрастает сложность учебного материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить превосходство по отношению к товарищам и, вследствие этого у них резко падает самооценка. Если отметка, выставляемая педагогом, учитывает не только конечный результат, но и трудовой вклад школьника в его достижение, то она стимулирует ученика к поддержанию трудовых усилий на нужном уровне и способствует формированию адекватной самооценки.

Першина Л.А.в своем труде «Возрастная психология» считает, что в коррекционной работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку эффективен прием «гарантированного успеха». Его сутью является организация деятельности с гарантированным положительным результатом и поощрение ребенка за этот результат. Через подобные ситуации у ребенка формируется мотивация успешности в деятельности, снимающая напряженность, страх, неуверенность.

Стабильный успех стимулирует развитие личностных качеств, в дальнейшем работающих на формирование адекватной самооценки. Таким образом, самооценка зависит от успеха, которого ребенок добивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельности, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом. В значительной степени на самооценку влияет оценка школьной успеваемости, ибо оценка деятельности переноситься ими на личность.

Мне хочется рассказать о некоторых своих наработках в этой области, которые смогут помочь справиться с некоторыми затруднениями.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.

самосознания, т.е. осознание человеком

самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим

людям и самому себе. Работа над формированием самооценки у учащихся включает в себя несколько этапов. Итак, рассмотрим этапы формирования самооценки у учащихся начальной школы.

Этапы формирования самооценки.

1) Важность положительных эмоций в период адаптации первоклассника к школе.

1 этап « Положительная адаптация первоклассников в школе»

Что бы узнать с каким настроем идут в класс мои ученики, я придумала игру « Мой школьный день»

Игра « Мой школьный день» Цель игры: определить эмоциональное состояние первоклассников в течение учебного дня в период адаптации в школе. Игра информирует учителя об уровне тревожности и работоспособности учащихся.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Игра состояла из рисункоа, которые символизировали пребывание детей в классе и дома, набора человечков двух цветов ( красный, синий) и разных по эмоциональной окраске ( грустный, веселый )

Основной задачей игры являлось – определение настроения учащихся, выявление причин и принятие мер по их исправлению.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Детям, очень нравилась эта игра, а я четко знала, кто у меня сегодня будет работать на уроке, а кого лучше не беспокоить, ведь от правильной реакции учителя на готовность ребенка, зависит, каким он будет выглядеть в своих глазах и глазах своих одноклассников. Позитивное отношение вселяет веру в себя и является первой ступенькой в формировании позитивной самооценки ребенка.

2) Развитие коммуникативных умений. Работа в паре и группе.

Этап развитие коммуникативных умений. Работа в паре.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онРаботу в парах я начинаю использовать уже с первых дней обучения первоклассников в школе. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассниками.

Парную форму работы я использую для увеличения активности учащихся при выполнении различных заданий. Применение этого вида работы позволяет мне привлечь к активной работе максимальное количество детей, разнообразить формы общения детей на уроке, дает возможность каждому ребенку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передает другому. Формирование коммуникативных и личностных УУД в процессе работы в паре положительно влияет на формирование самооценки первоклассника в целом.

По окончанию работы в паре, дети берутся за руки и поднимают их вверх сигнализируя этим выполнение работы, дружбу и взаимопонимание между участниками процесса, а это очень важно в период обучения детей сотрудничеству и умению понимать и быть понятым другими.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

На мой взгляд, это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность этой формы работы в том, что здесь происходят непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство их деятельностью со стороны учителя.

Эта работа наилучшим способом активизирует детей, создает широкую наглядно-чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия овладения учащимися такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка.

Групповая работа – это сотрудничество группы учащихся, объединенных одной целью.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Групповая работа оказывает положительное воздействие на активность учащихся, учитывает индивидуальные особенности учеников, снимает отрицательное эмоциональное воздействие на ученика, развивает коммуникативные и личностные качества ученика, помогает поднять свои самооценку в глазах одноклассников каждому ученику.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Для развития самооценки важно научить детей сотрудничеству. Проектная деятельность.
Каждый ребенок должен понять свою роль в группе.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

В результате этого сотрудничества учащиеся осваивают новые способы деятельности, успешно идет личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей, формируются основы нравственного поведения. Дети, осваивая этот вид деятельности, успешно применяют его, окончив начальную школу.

Плюсы использования технологии групповых занятий. Положительными моментами групповых форм работы являются развитие мышления, коммуникативных навыков, самостоятельности и активности, уверенности в себе, повышается самооценка учащихся.

Результат групповой деятельности:

1.Освоение новых способов деятельности.

2.Личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

3. Формирование основ нравственного поведения.

4.Развитие у детей самооценки.

3) Этап развитие умения объективно оценивать свой ответ и ответ других, оценивать усвоение материала на уроке.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Учебный день начинаем с постановки цели

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Важен конечный результат.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Ведь всегда найдется то, за что ребенок может себя похвалить. Это положительно влияет на самооценку ребенка, дает ему уверенность в своих силах. Ведь часто бывает так, что именно заниженная самооценка не дает возможности раскрыться ребенку и показать свои возможности, а это наносит неизгладимый отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Для успешного овладения учащимися всеми УУД надо не только сформировать у них коммуникативные, личностные качества, но и повысить мотивацию к обучению. А для этого надо научить детей учиться и быть успешными. С этой целью проводится работа по развитию у детей качеств успешного человека. Чтобы быть успешным надо уметь учиться.

Ребята долго думали и сделали вывод: просто они умеют учиться, поэтому они успешны во всем .

А что нужно сделать, чтобы стать успешным? Для этого необходимо освоить 12 качеств успешного человека

Эти качества ребята называли сами, а затем мы записали их на схеме и назвали ее « Учись учиться»

Шаг за шагом дети осваивают эти качества. Для каждого этот путь к вершине будет индивидуален. Кто- то быстрее освоит их, кто- то медленнее. Потребуется ни один год, что бы дети смоги освоить все эти качества. Главное желание и не останавливаться на полпути. Здесь важна поддержка учителя, друзей, родителей. Поэтому я провожу беседы с родителями, детьми.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Эта схема всегда находится перед глазами детей и в « Калейдоскопе успешных дел» они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к достижению успеха.

7) Активное участие в жизни класса.

любых высот!».« Нет ничего невозможного, главное желание и немного старания!

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

3.Заключение. Итоги моей работы. Работа над самооценкой учащихся позволила мне:

1. Повысить успеваемость и качество знаний у учащихся. 2. Снять психологический барьер и стрессовую среду на уроке. 3.Повысить активность детей на уроке. 4.Повысить уровень знаний на творческий уровень. 5.Повысить мотивацию и интерес к учебе. 6. Занимать призовые места в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях. 7.Улучшить психологическая обстановка в классе.

Своей работой я показала, как поэтапно можно развить в детях самооценку и добиться положительных результатов в овладении ими УУД.

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что онСамооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Смотреть картинку Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Картинка про Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он. Фото Самооценка первоклассника развивается благодаря тому что он

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и общие результаты.

Важность выявления у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепленное низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями уровню притязаний.

В учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности.

Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей)»

Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия[Текст] / М.И. Дьяченко,Л.А. Кандыбович.-Мн.: «ХЭЛТОН»,1998,-399 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *