Шаг свивки стального каната что такое
117. Как определяют шаг свивки стальных канатов?
Шаг свивки находящихся и работе стальных канатов определяют следующим образом: на поверхности пряди наносят метку, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната. Канаты лифта — шестипрядные, и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку. Расстояние между метками А и Б принимают за шаг свивки каната (рис. 14). При налкчии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными, приведенными в табл. 2 ПУБЭЛ. При износе (или коррозии), равном 40 % и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Износ (или коррозию) проволок по диаметру определяют с помощью микрометра или другого инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Диаметр проволоки измеряют у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины. В тех случаях, когда кабина лифта подвешена на двух отдельных канатах, каждый из канатов бракуют в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната.
Рис. 14. Определение шага свивки каната
1 — прядь; А, Б — расстояние шага свивки
При подвешивании кабины на трех и более отдельных канатах их бракуют по среднему арифметическому значению, определяемому исходя из наибольшего числа обрывов проволок на длине одного шага свивки. При этом у одного из канатов допускается повышенное число обрывов проволок, но не более чем на 50 % по сравнению с нормой, указанной в табл. 1 ПУБЭЛ. При обрывах, число которых не достигает браковочного показателя, а также при наличии поверхностного износа проволок канат допускается к работе при соблюдении требований: а) тщательное наблюдение за его, состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров; б) смена каната по достижении степени износа, указанной в нормах; в) при обнаружении в канате оборванной пряди запрещается его эксплуатация и он должен быть заменен.
При эксплуатации лифта обслуживающий персонал постоянно должен осматривать канаты, обращай внимание на то, чтобы на них не было петель или узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного износа, порванных прядей или отдельных проволок. Своевременность очистки и смазки канатов, обнаружение и установление неисправностей предотвратят аварию лифта. При эксплуатации канаты регулярно очищают от грязи и смазывают. Пыль и другие твердые частицы, попадая в смазочный материал, составляют абразив, ускоряющий изнашивание канатов. Очищают, осматривают и смазывают канаты при неподвижной кабине. Во время этих работ кабины можно перемещать только по указанию лица, выполняющего эти операции. Своевременный уход за канатами и их замена позволяют лифту работать без аварий.
9.26 Браковка канатов
Рисунок 9.7. Шаг свивки
Для выявления опасного износа вначале тщательно осматривают весь канат. В месте, где обнаружено наибольшее количество оборванных проволок, отмечают шаг свивки. Для этого на поверхности одной из прядей наносят метку «а» мелом (рис. 9. 7). От этой метки в сторону наибольшего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении каната и ставят метку «б». Расстояние между метками и есть шаг свивки.
У многопрядных канатов (например, у каната 18Х19-К1 ос имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 в наружном) отмечет производят исходя из числа прядей в наружном слое.
На отмеченном шаге подсчитывают число обрывов и сравнивают с данными табл. 9. 4. Для удобства подсчета обрывов канат следует немного изогнуть. Число обрывов не следует смешивать с числом концов проволок, которых будет в два раза больше.
Канаты на кранах и подъемных механизмах, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, взрывчатые и ядовитые вещества, бракуются при числе обрывов проволок на одном шаге свивки вдвое меньше, чем указано в табл. 9. 4.
Из табл. 9. 4 видно, что для канатов односторонней свивки во всех случаях число обрывов при браковке принимается в два раза меньшим, чем для канатов крестовой свивки. Однако, как установлено опытами, в этом случае канаты односторонней и крестовой свивки будут отбраковываться примерно с одинаковым остаточным коэффициентом запаса прочности.
Из табл. 9,4 также следует, что у канатов крестовой свивки при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 число обрывов на шаге свивки составляет примерно 10% числа проволок в канате. Это надо иметь в виду при отбраковке канатор, конструкция которых здесь не указана. Канат должен быть также забракован при износе или коррозии проволок, достигших 40% и более првоначального диаметра.
Таблица 9.4 Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при котороа канат должен быть забракован
Примечание. D — диаметр барабана, им; d — диаметр каната, мм.
Рисунок 9.8.
Степень износа проволоки определяется в месте ее обрыва с помощью микрометра или другого измерительного инструмента. При наличии поверхностного износа проволок без обрыва их канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием, периодических осмотров с записью результатов в журнал осмотра.
Приложение 1
Приложение 2
Примечание. Наряд выписывается в двух экземплярах, первый экземпляр выдается крановщику и возвращается им посла окончания работы с путевым листом, второй экземпляр хранится улица. выдавшего наряд-допуск.
Как выбрать стальной канат
Где используют. Применение.
Говоря о том, где используются стальные канаты, можно указать на следующие сферы:
Применение стальных канатов не ограничивается подъемно-транспортным оборудованием, а довольно широко и разнообразно
Конструкция стальных канатов
Конструктивно стальной канат представляет собой изделие, свитое из стальных проволок небольшого диаметра. В нем можно выделить две основных части:
Существуют следующие типы конструкций тросов:
Стальные тросы могут свиваться из отдельных проволок или целых прядей, в последнем случае достигается увеличение диаметра изделия с повышением его усилия на разрыв. В качестве сердечника может использоваться прядь из стальной проволоки или органического материала (натурального или синтетического). С целью защиты от коррозии готовое изделие покрывается специальной консистентной смазкой.
Какие бывают стальные канаты? Типы свивки.
Классификация стальных канатов построена на конструктивных признаках, параметрах и применении:
Конструкция, виды свивки и особенности различных марок стальных тросов прописаны в соответствующих ГОСТ
Расшифровка стальных канатов
Маркировка выпускаемых в России стальных канатов установлена соответствующими ГОСТ, она состоит из ряда символов:
Например, обозначение Канат 6,5-Г-В-С-Н-Т-1860 ГОСТ 3070-88 имеет стальной канат диаметром 6,5 мм грузового назначения повышенного качества из проволок с цинковым покрытием по группе С, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, нерихтованный, повышенной прочности, маркировочной группы 1860 Н/мм2 (190 кгс/мм2), изготовленный по ГОСТ 3070-88.
Характеристики
К основным характеристикам стальных канатов относятся:
Данные параметры указываются в ГОСТ на конкретный тип изделия и сопроводительных документах. Другие характеристики, в том числе допустимая нагрузка, вычисляются при подборе троса для оборудования.
Грузоподъемность стальных канатов
Грузоподъемность стальных канатов и оборудования, в котором они применяются, прямо зависит от их расчетного усилия на разрыв и допустимой нагрузки. Согласно действующим нормативным документам, допустимая нагрузка, которой может подвергаться трос, должна быть в 2-7 и более раз ниже его усилия на разрыв (данное число является коэффициентом запаса прочности). Грузоподъемность стальных канатов в целом соответствует допустимой нагрузке, но часто занижается с целью повышения надежности и безопасности.
Производителями изделий из стальных канатов обычно предлагается таблица грузоподъемности в зависимости от диаметра, которая помогает найти необходимый для решения конкретных задач строп, трос для талей и т.д.
Размеры
Основные размеры стальных канатов зависят от типа, конструкции и назначения изделия:
Круглые канаты выпускаются диаметром от 0,65 до 72 мм и более. Тросы в полимерной оболочке имеют минимальную толщину оболочки от 0,5 до 3,0 мм и более (в маркировке изделия указывается только номинальный диаметр). Плоские канаты имеют отношение ширины к высоте примерно 6:1, в соответствии с ГОСТ 3091-80 они при высоте от 11,5 до 19,5 мм могут иметь ширину от 72 до 119 мм.
Длина может быть произвольной по требованию потребителей.
Наиболее часто изделия поставляются длиной 50, 100, 200, 400, 500 и 1000 м
Общий вес стального каната зависит от его габаритов, конструкции, используемых материалов и наличия смазки. При близких значениях диаметра тросы с органическим сердечником на 10 – 15% легче аналогичных изделий с металлическим сердечником, а закрытые канаты на 50 – 55% тяжелее тросов других типов близкого диаметра.
Для изделия каждого типа в соответствующих ГОСТ приводится таблица веса, в соответствии с которой определяется расчетная или ориентировочная масса стального каната. Обычно вес указывается для 1000 м смазанного троса (реже – для 100 м), что позволяет быстро произвести расчет веса отрезка. Масса брутто изделия согласно ГОСТ 3241-91 указывается на ярлыке.
Диаметр стальных канатов
В России и за рубежом выпускаются стальные канаты диаметром от 0,65 до 72 мм и более. Наиболее популярные тросы имеют следующие диаметры:
В зависимости от типа диаметр стальных канатов измеряется по одинаково удаленным от центра проволокам или прядям, по защитной оболочке или в любом месте (для тросов закрытого типа).
Натяжение
В процессе эксплуатации стальной канат должен испытывать нагрузки, не приводящие к его разрушению – они называются допустимыми или рабочими. С целью обеспечения безопасности допустимая нагрузка стальных кантов должна быть в 2 – 7 раз меньше разрывной. Допустимая нагрузка стальных канатов указывается в паспорте оборудования, разрывная – в документах на трос, а запас прочности регламентируется общепромышленными и отраслевыми документами.
При выполнении отдельных операций необходимо контролировать натяжение стальных канатов, чтобы не превысить допустимой нагрузки. Это осуществляется как путем обстукивания троса или стропов, так и с помощью динамометров.
Какова величина запаса прочности стальных канатов?
Одним из основных параметров каната является его разрывная нагрузка, однако во избежание аварий максимальная нагрузка на трос должна быть в несколько раз меньше разрывной. Число, показывающее, во сколько раз натяжение троса при эксплуатации меньше определенной для него разрывной нагрузки, является коэффициентом запаса прочности стального каната.
При подборе комплектующих для подъемной техники следует определить, какова величина запаса прочности стальных канатов, и отвечает ли она предъявляемым требованиям. Это коэффициент зависит от области применения:
Конкретные значения определяются в соответствии с регламентами, инструкцией по эксплуатации оборудования и иными документами.
Разрывные усилия
Одной из основных эксплуатационных характеристик стального каната является его разрывное усилие – оно показывает, какое усилие необходимо приложить к изделию для его разрушения. Разрывные усилия стальных канатов зависят в первую очередь от их диаметра, но свой вклад делают конструкция, тип используемой проволоки и т.д. Данный параметр установлен для каждого типа тросов, он прописан в соответствующих ГОСТ – в документах представлена таблица разрывного усилия стальных канатов в зависимости от диаметра и маркировочных групп.
Именно разрывное усилие является одной из основных отправных точек при подборе каната для конкретного оборудования или снаряжения
Правила эксплуатации
Правила эксплуатации стальных канатов устанавливаются общетехническими и отраслевыми стандартами. Правила могут несколько отличаться для тросов различных видов, но есть несколько общих требований:
При соблюдении правил эксплуатации стальные канаты будут надежно и безопасно работать весь установленный срок службы.
Требования к стальным канатам
К стальным канатам предъявляются следующие требования:
Технические требования к стальным канатам прописаны в ГОСТ 3241-91 (для обычных), ГОСТ 18899-73 (для закрытых), ГОСТ Р 58386-2019 (для арматурных в полимерной оболочке) и др.
Эксплуатационные требования прописаны в общепромышленных и отраслевых документах. В частности, требования к канатам, эксплуатируемым на объектах с подъемным оборудованием, устанавливаются Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533; к канатам лифтового оборудования – документом ПБ 10-06-92; к канатам, используемым в нефтяной и газовой промышленности – документом РД 08-200-98, и т.д.
Крепление стальных канатов
В зависимости от применения и условий работы каната выбираются различные способы крепления:
В первом случае крепление стальных канатов осуществляется петлей, которая изготавливается на конце троса с помощью зажимов, заплетки, клиновой и гильзо-клиновой втулок, втулки с заливкой. Для защиты от износа в петлю вставляется коуш. Во втором случае используются клинья или прижимные планки, которые жестко прижимают конец троса к барабану. В третьем – вяжутся специальные узлы или петли, которые фиксируются зажимами.
Нормы браковки
Стропы должны регулярно подвергаться контролю с целью браковки поврежденных и не годных для эксплуатации изделий
Имеются следующие признаки браковки стропов из стальных канатов:
При обнаружении повреждений, деформаций или чрезмерного износа строп согласно правилам браковки изымается и отправляется на ремонт или утилизацию.
Хранение
Тросы могут храниться в условиях, соответствующих категории 5 по ГОСТ 15150. Согласно данному документу, а также ГОСТ 3241-91, хранение стального каната возможно в следующих условиях:
При этом необходимо соблюдать несколько мер по обеспечению надежной сохранности изделий:
Соблюдение требований стандартов обеспечивает надежное хранение стального троса в течение многих лет без потери его характеристик.
Технические и дорожные условия
Технические условия на стальные тросы, изготавливаемые в России, прописаны в целом ряде документов:
В этих же документах указаны и дорожные условия, при которых допускается транспортировка канатов. Для изделий общего назначения условия транспортировки просты: их можно перевозить любым транспортом открытого и закрытого типа. При этом необходимо соблюдать нормы по загрузке и креплению, предусмотренные для конкретного типа транспортных средств.
Какой маркировочной группы должны быть стальные канаты?
Маркировочная группа стального каната определяется двумя факторами:
Например, стальной канат одинарной свивки типа ЛК-О (структура 1+6) диаметром 10,5 мм маркировочной группы 1370 (140) имеет усилие на разрыв 81,55 кН (около 8,3 т) – его можно использовать для изготовления стропов с натяжением одной ветви 13,6 кН (около 1,38 т), что отвечает требованию о шестикратном запасе прочности. В то же время этот канат можно использовать в талях грузоподъемностью до 2,8 т, что отвечает трехкратному запасу прочности.
Выбор стальных канатов
При выборе стальных канатов необходимо руководствоваться:
В случае замены поврежденного или изношенного каната новый не должен отличаться по типу, марке и характеристикам от старого (если обратное не указано в инструкции). Также не допускается использовать тросы с меньшим диаметром или другого типа, с меньшим разрывным усилием и другими параметрами.
При возникновении сложностей с подбором стального каната на помощь придут наши специалисты. Вы можете задать вопросы о продукции по телефону, в мессенджерах или через форму обратной связи – мы ответим вам и поможем сделать верную покупку.
Конструкция стальных канатов и виды деформаций, необходимые знания при работе на мягкой кровле
Стальной канат – конструкции канатов могут содержать одну или много прядей (таблица 5.1), (рис.5.1). Пряди состоят из проволок, которые делятся на одинаково нормальную структуру сечения (все проволоки с одинаковым сечением) и разного диаметра (комбинированная структура сечения). Величина разрывного усилия каната в основном зависит от его диаметра. При одинаковых диаметрах канат с большим числом проволок является более гибким.
Рис. 5.1 Стальной канат двойной свивки
1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник
Название | |
Однопрядный | |
Трехпрядный | |
Пятипрядный (1 — проволока, 2 — прядь, 3 — сердечник) | |
Шестипрядный | |
Восьмипрядный | |
Восемнадцатипрядный | |
Закрытой конструкции с двумя слоями клиновидной проволоки, одним слоем Z-образной проволоки и сердечником типа ТК |
По конструкции различаются канаты
Одинарной свивки (спиральные) — состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали (рис. 5.2)
Рис. 5.2 Одинарная свивка (спиральные)
Двойной свивки — состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой (рис. 5.3).
Рис.5.3 Двойноая свивка
Рис. 5.4 Тройная свивка
По типу касания проволок между слоями различают канаты:
По материалу сердечника различают канаты:
По сочетанию направлений свивки прядей и каната:
Канат односторонней свивки — с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канате (рис. 5.5).
Рис. 5.5 Канат односторонней свивки
Канат крестовой свивки — с противоположным направлением свивки прядей и каната (рис. 5.6).
Пряди в канатах (прядь ЛК, прядь ТК)
Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси.
Канаты односторонней свивки менее жесткие, но склонны к раскручиванию. В крановых механизмах, а также для изготовления стропов применяют ка
наты крестовой свивки, более жесткие, но не склонные к раскручиванию под нагрузкой. Нераскручивающиеся канаты, свитые из предварительно деформированных проволок описание которых пойдет ниже.
По способу свивки канаты делятся:
По степени крутимости канаты делятся:
ГОСТ 3241-91 Канаты стальные. Технические условия
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР
ГОСУДАРСТВЕН НЫЙ СТАНД АРТ СОЮЗ А ССР
Техническ и е условия
Настоящий стандарт распространяется на стальные канаты общего назначения.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
1. КЛАССИФИКАЦИЯ
(Измененная редакция, Изм. № 2).
Направление свивки каната определяется:
крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны),
крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг),
Рекомендации по применению канатов приведены в приложении 1.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Х арактерис тики
Канаты изготовляются по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
Допускается по согласованию изготовителя с потребителем применение сердечника из других материалов.
При отсутствии требований потребителя выбор материала сердечника производится изготовителем.
По требованию потребителя сердечник не пропитывается.
По требованию потребителя канаты покрываются смазкой Торс и ол-55 по ГОСТ 20458. Рекомендации по применению смазки Торси ол-55 приведены в рекомендуемом приложении 1.
По требованию потребителя канаты изготовляются несмазанными полностью или с несмазанной наружной поверхностью.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
В кана т ах марки 1 на одном метре каната допускается не более двух соединений проволок в разных поперечных сечениях, в канатах марок ВК и В не более одного соединения на расстоянии 10 м.
Шаг свивки н аружного слоя проволок в прядях должен составлять не более 9 диаметров пряди в канатах линейного касания проволок и 11 диаметров пряди в канатах точечного касания проволок, в т рехгранных прядях и однопрядны х металлических сердечниках.
Шаг свивки проволок в канатах одинарной свивки, а также в канатах и прядях конструкции 1 + 6 должен быть не более 11 диаметров пряди.
Шаг свивки канатов должен составлять не более:
7 диаметров в канатах с количеством прядей более шести, в ка натах тройной свивки и в канатах точечного касания, пряди которых изготовляются в три операции (1 + 6 + 12 + 18 );
16 диаметров в стренгах и прядях плоского каната.
Предельное отклонение по ширине и толщине плоских канатов должно быть не более:
Предельное отклонение по диаметру каната должно соответствовать указанным в табл. 1 и 2.
Канаты с органическим сердечником могут иметь зазоры между прядями, при этом диаметр каната не должен превышать предельны х отклонений, приведенных в табл. 1. Допускается зазор между прядями в канатах с металлическим сердечником и выступающий ворс or органического сердечника в канатах с органическим сердечником.
с металлическим сердечником
с органическим сердечником
с металлическим сердечником
с органическим сердечником
При отсутствии указания длины канат изготовляют длиной не менее 200 м. Канаты длиной менее 200 м поставляют по согласованию с потребителем.
В случае, если указывается кратная или монтажная длина, а канат изготовляется общей длиной, то предприятие-изготовитель накладывает проволочные вязки на указанные длины.
Номинальный диаметр проволоки, мм
Допускаемый разбег временного сопро т ивления разрыву проволок каждого диаметра, взятых из каната, %, для марок
Значения допускаемого разбега временного сопротивления разрыву округляются до целых в сторону увеличения.
Допускается снижение числа перегибов и скручиваний проволок на единицу и показателей по разрыву с узлом на 2 % от норм, установленных ГОСТ 7372.
Допускается на испытанных проволоках, взятых из каната, снижение поверхностной плотности цинка на 5 % от норм, установленных ГОСТ 7372, при этом среднее арифметическое значение поверхностной плотности цинка должно соответствовать ГОСТ 7372 для проволок каждого диаметра.
15 диаметров для канатов с металлическим сердечником и канатов одинарной свивки.
наименование или товарный знак предприяти я- изготовителя;
номер каната в системе нумерации предприятия-изготовителя;
условное обозначение каната;
длину каната или каждого отрезка, считая от шейки барабана, м;
д ату изготовления каната.
При обязательной сертификации на ярлык ил и барабан с кан ата ми наносится изображение знака соответствия.
Ярлык прибивается гвоздями на видном месте щеки барабана, а к бухте крепится мягкой проволокой. При намотке каната на металлический барабан ярлык может крепиться к кон ц у каната.
Рекомендуемые габаритные размеры бухт:
внутренний диаметр бухты должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната.
Диаметр шейки барабана должен быть не менее 15 номинальных ди аметров каната. Борт барабана должен выступать над наружным слоем намотанного каната не менее чем на два диаметра каната при диаметре 25 мм и менее и на 50 мм при диаметре каната более 25 мм.
Допускается наматывать на барабан несколько отрезков каната одного типоразмера.
Концы каната должны быть прочно закреплены. Наружный конец каната обвязывается органическим сердечником по ГОСТ 5269 или другой нормативно-технической документации или проволокой по ГОСТ 3282 или другой нормативно-технической документации, или прядью, или канатом, или лентой по ГОСТ 3560 и крепится к внутренней стороне щеки барабана.
Канат, смотанный в бухту, должен быть крепко перевязан мягкой проволокой по ГОСТ 3282 или другой нормативно-технической документации или прядью каната, или лентой по ГОСТ 3560 или другой нормативно-технической документации не менее, чем в четырех местах, равномерно расположенных по окружности.
3. ПРИЕМКА
товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;
наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель; номер каната в системе нумерации предприятия-изготовителя; условное обозначение каната; длину каната или каждого отрезка; массу брутто каната; результаты механических испытаний;
суммарное разрывное усилие всех п роволок в канате или разрывное усилие каната в целом; материал органического сердечника; дату изготовления каната; тип смазки каната; номер барабана; штамп технического контроля;
При несоответствии результатов испытаний требованиям настоящего стандарта проводится повторное испытание каната. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
От отрезка каната отбирают проволоки в количестве, указанном в табл. 4.
Количество испытываемых проволок
в г рузолюдск ом канате
На растяжение, перегиб и з амер диаметра пров олок
25 % проволок каждого диаметра, но не менее трех
25 % проволок каждого диаметра, но не менее трех
10 % проволок каждого диаметра, но не менее трех
Проверка качества поверхностной плотности цинка
10 % проволок каждого диаметра, но не менее трех
Проверка прочности сцепления цинка со стальной основой
10 % проволок каждого диаметра, но не менее трех
Количество проволок, полученное расчетом, округляется до ц елого числа в сторону увеличения.
При повторном испытании каната количество испытываемых проволок долж н о соответствовать нормам для г рузолюдского каната.
Для канатов марок ВК, В и 1 грузового назначения при испытании каната на разрывное усилие в целом допускается оценивать марку каната по результатам испытания механических свойств 10 % проволок каждого диаметра в канате, но не менее трех.
Ширина и толщина плоского каната должна проверяться линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм. Ширина плоского каната измеряется без учета толщины ушивал ьника.
Испытание считают действительным, если разрывное усилие каната соответствует требованиям стандарта на сортамент. В случае несоответствия разрывного усилия стандартным значениям проводится повторное испытание, результаты которого являются окончательными, если разрыв образца произошел не ближе 50 мм от места закрепления концов каната.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
Транспортирование канатов по железной дороге проводится поваго н ны ми, малотоннажными или мелкими отправками.
При хранении у потребителя каната, намотанного на барабан, ось барабана должна быть параллельна полу, на котором барабан установлен.
Поступившие на хранение канаты подлежат немедленному осмотру и смазке канатной смазкой оголенных при транспортировании и по г рузочно-разг рузочны х работах участков каната.
При длительном хранении канаты должны периодически не реже, чем через 6 месяцев, осматриваться по наружному слою и смазываться канатной смазкой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ
Для подъема (перемещения) людей или людей и груза применяются канаты марок В К и В.
Для подъема (перемещения) груза, в качестве растяжек, несущих конструкций и др. применяются канаты марок В и 1.
Маркировочная группа, Н /м м 2 (кг с/мм 2 )
Для канато в общего назначения
Для шахтного подъема
Вид покрытия проволоки
Для канатов общего назначения
Для шахтного подъема
Из проволоки без покрытия, оцинкованная групп С, Ж
Оцинкованная групп С, Ж, ОЖ
Из проволоки без покрытия
М и кроклимати ческие районы с холодным климатом для из делий кат егории 1 по ГОСТ 15150
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ШАГОВ СВИВКИ
(1)
Угол свивки прядей в канат р, градус, вычисляют по формуле
( 2 )
В качестве примера приводится расчет оптимальных параметров свивки ш естипрядного каната крестовой свивки диаметром 32 мм (диаметр пряди равен 10 мм).
Максимальный расчетный шаг свивки прядей в канат должен быть не более 7 × 32 = 224 мм.
По параметрам прядевьющей машины в указанном диапазоне выбираем технологический шаг h т = 106 мм. Значение технологического шага h т не должно превышать оптимальных значений шагов свивки, а именно h т ≤ 110 мм.
В случае несоответствия шагов свивки требованиям, изложенным выше, проводится их пересчет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ ПРОВОЛОЧНЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ РАЗРЫВНОЙ НАГРУЗКИ ( ИСО 3108-74 )
1. Назначение и область применения.
Настоящий международный стандарт устанавливает метод испытания на растяжение до разрыва для о п ределения фактической разрывной нагрузки стальных проволочных канатов общего назначения.
Этот метод может быть применен и к другим канатам, если в стандарте особо не оговорено использование этого метода или приводится другой.
Расчетная длина (расстояние между зажимами) должна соответствовать данным, приведенным в табл. 8.