Шахиды кто это такие в азербайджане
Значение слова «шахид»
Но сегодня все жители планеты под словом «шахид» подразумевает совершенно противоположное понятие. Шахид ассоциируется с террористами, которые совершают публичные самоубийства и уносят с собой сотни мирных жителей, находившихся поблизости.
В понятии «шахид» практически никто уже не видит благородства и отваги, это слово стало обвинительным в глазах жителей нашей планеты в сторону приверженцев ислама.
Термин «шахид» в странах мира
Например, в Азербайджане, есть целая Аллея шахидов. В 1990 году произошла трагическая гибель сотен людей, боровшихся за независимость своей страны. Это событие получило название «Черный январь» и чтобы увековечить память этих героев, была построена целая аллея в центре Баку с мемориальными досками солдат. Названия она получила «Аллея шахидов».
В России приверженцы ислама называют шахидами людей, павших в бою за свою родину во времена Великой Отечественной войны.
Шахидом в Пакистане называют каждого солдата, сражавшегося и погибшего в войне за свою страну.
В Ираке, как и в Азербайджане, существует мемориальный комплекс, носящий название «Памятник шахиду». Его построили в память о солдатах, погибших во время ирано-иракской войны.
В Дакке тоже есть мемориал шахидов. Он построен не в честь солдат, а в честь демонстрантов, которые умерли от рук пакистанских солдат.
В Абхазии шахидами называются потомки абхазских махаджиров. Предки этих людей погибли, сражаясь в грузино-абхазском конфликте.
Кто приравнивается к шахидами
Следуя словам Пророка в священном хадисе шахидом может считаться:
Пояс шахида
Из чего сделан
Все эти элементы соединены между собой проводами, подключенными к коробке управления.
Из чего сделаны поражающие частицы
Где впервые был применен пояс шахида
Впервые пояс смертника был обнаружен недалеко от ливанской границы в строящемся городе Кирьят-Шмона в 1974 году. Тогда подобный пояс нашли у трех террористов.
Теракты 2000 годов
Исламский терроризм
А термин «исламский терроризм» вообще считается некорректным, так как подразумевает под собой прямую связь между терроризмом и религией. И это является в корне неверным понятием.
Ислам в политике
Если в христианской вере Библия поверхностно касается социальных и правовых вопросов, то в Коране мусульманин может найти ответ буквально на любой интересующий его жизненный вопрос. Даже в наше время. Ислам дает установки на построение социальной, политической, образовательной, налоговой и судебной систем. Все эти системы формировались и устанавливались для мусульман на протяжении веков. Многие понятия в политике неразделимы с канонами ислама.
Можно сделать вывод из предоставленной информации, что называть террористов-смертников шахидами это неверно и неполиткорректно. Термин «шахид» был придуман и распространен больше журналистами, чем людьми, проповедующими ислам как религию. И ислам никогда не будет считать людей, которые преднамеренно шли на убийство беззащитных людей, мучениками за веру.
Кто является шахидом, и как его хоронят?
Вопрос: Объясните мне, пожалуйста, кто такой шахид (мученик) и каковы правила гусля, джаназы и похорон в отношении шахида?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Под термином «шахид» обычно подразумевается человек, сражавшийся на пути Аллаха и павший на поле боя. Термин «шахид» также может относиться к несправедливо убитому мусульманину или даже к мусульманину, умершему в результате серьезной болезни. Степень шахида – это то, чему каждый мусульманин должен завидовать, и что каждый из мусульман должен стремиться получить. В хадисах указывается большое количество наград, уготованных для шахида, – таких, как прощение всех его грехов (кроме долгов) еще до того, как его кровь коснется земли, возможность увидеть свое местопребывание в раю, спасение от ада, возможность заступиться за 70 приговоренных к аду родственников и ввести их в рай и т. д.
Что касается правил гусля (купания) и похорон, шариат (исламский кодекс) различает две категории шахидов:
1) Шахиды дуньяви – люди, убитые и получившие статус шахида в этом мире (без гусля и савана) и на том свете.
2) Шахиды ухрави – люди, убитые/умершие и получившие статус шахида только в могиле и на том свете, но не в этом мире.
a) он ничего не пил и не ел,
б) не прибегал к медицинской помощи,
в) не был убран с поля сражения,
г) не оставался жив в течение одного временного периода для намаза, будучи в сознании,
д) после нападения или сражения он не говорил много и не вступал ни в какие из мирских отношений (например, торговлю и т.д.),
тогда он будет считаться шахидом в этом мире и в следующем (шахид дуньяви). Следовательно, его не будут омывать (совершать гусль) и похоронят в той одежде, в которую он был одет. Все, что не подпадает под категорию основного савана, следует снять. Если на одежде шахида имеется какая-то наджаса (нечистоты), ее следует смыть.
Если же хотя бы одно из указанных мирских благ затронуло его, он не будет считаться шахидом дуньяви, а будет отнесен к категории шахидов ухрави, т. е. он будет омыт, одет в саван и похоронен как обычно. (Фатава Хиндия)
Тем не менее, ему будет дано высокое положение шахидов в Ахирате (на том свете).
Если человек умер в аварии, утонул или был сожжен без действий со стороны врага, то он будет считаться шахидом в Ахирате, но не в этом мире (т. е. он будет шахидом ухрави). Поэтому его омоют (совершат гусль), оденут в саван и похоронят как обычно.
Есть много других примеров, когда человек считается шахидом ухрави. Таковыми являются, например, умершие вследствие брюшной болезни, погибшие в аварии, умершие при родах женщины и др. Хотя они будут наслаждаться высоким статусом шахидов в Ахирате, они должны быть омыты, одеты в саван и похоронены как обычно.
Человек, совершивший самоубийство, не считается шахидом. Он должен быть омыт, одет в саван и похоронен как обычно. (Хаскафи. Дурр мухтар)
Если шахид дуньяви, умирая, был в состоянии джанабата (большого загрязнения, неискупанности), ему (ей) нужно совершить гусль.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Шахид
Содержание
Этимология
Ан-Навави в книге «Кита̄б аль-Маджмӯ‘» указал причины того, почему погибшие в бою называются шахидами (свидетелями) [1] :
Религиовед Александр Грицанов считает, что «Шахид — тот, кто познал и принял ислам, признал и свидетельствует истинность единого Бога, верует в потусторонний мир и вечность, в связи с чем легко освобождается от земных привязанностей, не боится смерти и участием в джихаде принимает шахаду.» [2]
А Джабраил Гакаев, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЭА РАН, также добавляет: «Он свидетельствует перед Богом о своей способности нести себя в жертву во имя этой идеи, идеи так называемого джихада.» [3]
Общий смысл
Религиовед Александр Грицанов пишет: «Согласно мусульманству, шахид утверждает свою веру собственной смертью в войне против неверных. Ему гарантирован рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище, поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Ш. прощаются все земные грехи, в раю он получит высокое положение, вблизи трона Аллаха.» [2]
О шахидах говорится во многих аятах Корана [1] :
Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа… |
…А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали в борьбе ради Меня, сражались и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в Райские сады, где текут ручьи. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха — наилучшая награда. |
Если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Аллаха, а по причине мирских интересов (ради материальных благ, славы и т. д.) и погиб, то даже считаясь «мирским шахидом», в той жизни он будет не вознаграждён Аллахом, а напротив — подвергнут наказанию. [1]
Согласно хадисам (своды Бухари, Насаи, Ибн Маджи и Тирмизи), над шахидами не нужно совершать омовение. [1] [2] Желательно хоронить шахида на том месте, где был совершён «истишхад» (араб. استشهاد ) — акт мученической смерти.
Другие значения
В более широком смысле шахидами являются все люди, которые погибли за правое дело, во имя Аллаха. [1] [2] В хадисах «шахидами» называют людей, погибших от рук преступников при самообороне, умерших от различных эпидемий и т. д. [1] С течением времени понятие истолковалось шире и к шахидам стали относится все невинные умершие насильственной смертью [5] : убитые людьми и животными, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные, скончавшиеся во время хаджа и т. д. [1] [2]
Согласно Ислам.ру, словом «шахид» традиционно называют [6] :
Кроме того, этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т. д. [1]
Религиовед Александр Грицанов отмечает, что современные теоретики шиитского течения считают, что «шиитская община живет в состоянии постоянной шахады» и «чтя и поминая шахидов, она готовит новых шахидов и тем самым передает шахаду будущим поколениям». [2]
Примеры современного применения термина
В узком смысле этот термин используют арабы-христиане, а также индусы и сикхи.
В Азербайджане шахидами считаются люди, погибшие в ходе борьбы за независимость Азербайджана, жертвы событий Черного января и погибшие в войне за Карабах. В центре Баку в память об этих людях создана Аллея Шахидов.
Термин «шахид» и терроризм
Критика применения термина «шахид» к террористам
«…употребление таких религиозных терминов как „шахид“, „моджахед“, „воин Аллаха“ и других в отношении террористов в корне неверно и направлено, в первую очередь, на дискредитацию ислама».
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шахид» в других словарях:
ШАХИД — Свидетель, очевидец. Отдавший свою жизнь за святое дело, погибший за веру. Диалектальный вариант: Шаид. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
ШАХИД — [арабск.] у мусульман: пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью. Ш. не нуждается в омовении перед погребением, ему прощаются все земные грехи; он попадает в рай, минуя испытания в чистилище. Позже таковыми стали считаться все… … Словарь иностранных слов русского языка
шахид — шах ид, а … Русский орфографический словарь
Шахид Загретдинов — победитель велогонки Мира 81 в личном зачете Шахид Загретдинов родился 15 ноября 1958 г. на ст. Кадеево в Татарской АССР. Занимается спортом с 1971 г. Студент узбекского института физкультуры, выступает за «Динамо» (г. Ташкент). Победитель… … Википедия
Шахид (значения) — Шахид: «мученик» в исламской религии и исламских странах «термин „шахид“ и исламский терроризм» Шахид Балхи персидско таджикский поэт X века Шахид Капур (род. 1981) индийский киноактёр Шахид Латиф (1913 1967) индийский… … Википедия
Шахид-Беназирабад (округ) — Шахид Беназирабад (урду ضلعو بينظير آبا) (англ. Shaheed Benazirabad District) Страна Пакистан … Википедия
Шахид Балхи — персидский поэт X века. Писал на арабском и персидском языках. Его стихи полны глубоких философских раздумий. Литература Истины. Изречения персидского и таджикского народов, их поэтов и мудрецов. Перевод Наума Гребнева. Примечания… … Википедия
Шахид-минар — শহীদ মিনার (Шахид минар) памятник 23.7, 90.375 … Википедия
Шахид
Однако, поскольку Ислам не разделяет бытие человека на мирское и духовное, поэтому он шире смотрит на вопрос того, кто является мучеником, признавая право считаться таковыми, в отличие от христианства, и за павшим на войне, и от рук преступников, защищая себя, свою семью, веру. При этом, как и в любом проявлении человеческой деятельности, внутренних движений души важно искреннее намерение человека. Шахидами, например, являются мусульмане, павшие на фронтах Великой отечественной войны, защищавшие свою землю, веру от оккупантов с искренним намерением.
По утверждению имама Ан-Науауи: «Шахид, который не омывается и не совершается над ним похоронный намаз – это тот, кто умер в битве с кафирами во время боя, и убитый кафиром, или нечаянно убитый мусульманином или не намерено ударил сам себя, или упал с коня и умер, или на него наступило любое другое животное, или его поразила стрела, выпущенная неизвестно кем, мусульманином или кафиром, или его нашли убитым после сражения, и не известна причина его смерти, без разницы, есть на нем следы крови или нет, и без разницы, сразу он умер или оставался в живых некоторое время, а потом из-за этого ранения умер.» («Аль-маджмуа», 261/5).
Но умирая мученической смертью, шахид не может нарушить заповедей, оставленных пророком Мухаммедом, и должен быть очень внимателен при выборе способа принесения себя в жертву. Согласно Корану, верующий (мусульманин) не имеет права покуситься на жизнь другого истинно верующего. Кроме того, истинный мусульманин не может покуситься на жизнь невинного. (В категорию невинных согласно исламу попадают: девочки до 9-и лет; мальчики до 12-и лет; беременные женщины; женщины, что передали свою волю в руки своих мужей; старики, вышедшие за пределы социальной жизни, ответственность за чьи действия находится в руках их собственных детей.) Убив невинного мусульманин пополнит собой сонм джинов, подбивающих людей на греховные поступки.
Примечания:
Автор: Кавказский Узел
Кого можно называть шахидом?
Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai
Исламский информационно-образовательный портал
Вопрос: Кого можно называть шахидом?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал[1]:
الشَّهَادَةُ سَبْعٌ سِوَى الْقَتْلِ فِيْ سَبِيْلِ اللهِ الْمَطْعُوْنُ شَهِيْدٌ وَالْغَرِقُ شَهِيْدٌ وَصَاحِبُ ذَاتِ الْجَنْبِ شَهِيْدٌ وَالْمَبْطُوْنُ شَهِيْدٌ وَصَاحِبُ الْحَرِيْقِ شَهِيْدٌ وَالَّذِيْ يَمُوْتُ تَحْتَ الْهَدَمِ شَهِيْدٌ وَالْمَرْأَةُ تَمُوْتُ بِجُمَعٍ شَهِيْدٌ
«Есть семь видов мученичества, кроме тех, кто убит на пути Аллаха. Тот, кто умер от чумы, – мученик; тот, кто утонул, – мученик; тот, кто умер от зат аль-джанб, – мученик; мабтун – мученик; тот, кого сожгли, – мученик; тот, кто убит обрушившимся зданием, – мученик; и женщина, умершая во время беременности, – мученица» (Абу Дауд, 3/188, Мактаба аль-асрийя)
Алляма Абдуль-Хайй аль-Лякнави (да помилует его Аллах) сказал, что следующие люди получат статус шахида[2]:
1. Тот, кто умер в благородной войне.
2. Тот, кто умер от чумы.
3. Тот, кто умер от болезни внутренних органов.
5. Тот, кто умер от плеврита.
6. Тот, кто умер от пожара.
7. Женщина, которая умерла во время беременности.
8. Тот, кого забили до смерти.
9. Тот, кто сильно желал умереть шахидом.
10. Тот, кто умер от туберкулеза.
11. Тот, кто умер в пути.
12. Тот, кто умер от ядовидого укуса.
13. Тот, кто умер от наводнения.
14. Тот, кого съел зверь.
15. Тот, кто упал с лошади/средства передвижения.
16. Тот, кто умер от падения.
17. Тот, кто умер в своей постели, отправившись на благородную войну.
18. Тот, кто умер, защищая свою религию.
19. Тот, кто умер, защищая себя.
20. Тот, кто умер, защищая свою семью.
21. Тот, кого несправедливо убили.
22. Тот, кто умер в тюрьме, после того как был несправедливо в нее посажен.
23. Тот, кто испытывает страсть, но сохраняет целомудрие.
24. Тот, кто умирает в поиске знаний.
25. Та, которая умирает во время беременности, или во время родов, или пока кормит грудью.
26. Тот, кто спокойно остается в городе, зараженном чумой.
27. Тот, кто готовился к благородной войне.
29. Тот, кто проявляет терпение в общении с женой.
30. Тот, кто двадцать пять раз в день читает:
اللهم بارك لي في الموت وفيما بعد الموت
Перевод: «О Аллах, благослови меня в смерти и в том, что придет после смерти».
Транскрипция: «Аллахумма барик ли филь-маут уа фима ба’даль-маут».
31. Тот, кто читает намаз ад-духа, постится три дня каждый месяц и не пропускает намаз витр ни дома, ни в пути.
32. Тот, кто следует Сунне во времена упадка.
33. Достойный доверия и честный предприниматель.
34. Тот, кто на смертном одре сорок раз прочтет:
لا إله إلا أنت سبحانك إني كنت من الظالمين
Перевод: «Нет никого, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты чист от всех изъянов, [мой Господь, прости меня за то, что] я был в числе притеснителей».
Транскрипция: «Ля иляха илля анта субханака инни кунту мин аз-залимин».
35. Тот, кто снабжает горожан едой.
36. Тот, кто читает азан в надежде на награду.
37. Тот, кто заботится о жене и семье, велит им подчиняться Аллаху и снабжает их дозволенным пропитанием.
38. Тот, кто сто раз прочитает салават.
39. Тот, кто каждый день утром и вечером читает:
اللهم إني أشهد أنك أنت الله الذي لا إله إلا أنت وحدك لا شريك لك وأن محمدا عبدك ورسولك أبوء بنعمتك علي وأبوء بذنبي فاغفر لي إنه لا يغفر الذنوب غيرك
Перевод: «О Аллах! Я свидетельствую, что ты Единственный Бог, нет Господа, кроме Одного Тебя, у тебя нет сотоварища, и Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) – Твой раб и Посланник. Я признаю твои милости мне и признаюсь в грехах. Прости меня. Воистину, никто не прощает грехи, кроме Тебя».
Транскрипция: «Аллахумма инни ашхаду аннака анталлах аллязи ля иляха илля инта уахдака ля шарика ляка уа анна Мухаммадан ‘абдука уа расулюк, абуу бини’матика ‘алейя уа абуу бизанби, фагфир ли иннаху ля ягфиру-з-зунуба гейрак».
40. Тот, кто каждое утро читает по три раза следующее:
أعوذ بالله السميع العليم من الشيطن الرجيم
Перевод: «Я прошу защиты у Аллаха, Всеслышащего, Всезнающего, от проклятого шайтана».
Транскрипция: «А’узу билляхи ас-сами’ аль-‘алим минаш-шайтани-р-раджим».
هُوَ ٱللَّهُ ٱلَّذِى لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَۖ عَـٰلِمُ ٱلۡغَيۡبِ وَٱلشَّهَـٰدَةِۖ هُوَ ٱلرَّحۡمَـٰنُ ٱلرَّحِيمُ (٢٢) هُوَ ٱللَّهُ ٱلَّذِى لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡمَلِكُ ٱلۡقُدُّوسُ ٱلسَّلَـٰمُ ٱلۡمُؤۡمِنُ ٱلۡمُهَيۡمِنُ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡجَبَّارُ ٱلۡمُتَڪَبِّرُۚ سُبۡحَـٰنَ ٱللَّهِ عَمَّا يُشۡرِڪُونَ (٢٣) هُوَ ٱللَّهُ ٱلۡخَـٰلِقُ ٱلۡبَارِئُ ٱلۡمُصَوِّرُۖ لَهُ ٱلۡأَسۡمَآءُ ٱلۡحُسۡنَىٰۚ يُسَبِّحُ لَهُ ۥ مَا فِى ٱلسَّمَـٰوَٲتِ وَٱلۡأَرۡضِۖ وَهُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ (٢٤)
Перевод: «Он Аллах, кроме Которого нет другого Бога, Знающий скрытое и явное, Милостивый, Милующий. (22) Он Аллах, кроме Которого нет другого Бога, Властелин, у Кого нет недостатков, Мир, Хранитель веры, Который заботится о творениях, Победитель, Кто принуждает рабов, к чему захочет, Величественный, Он чист от всех тех, кого ему приписывают как сотоварищей. (23) Он Аллах, Создатель, Творец, Придающий форму. У Него прекрасные имена. Все, что на небесах и на земле, восхваляет Его, и Он Победитель, Мудрый» (24).
41. Тот, кто умер в пятницу.
42. Тот, кто умер с надеждой на мученичество.
Алляма Лякнави (да помилует его Аллах) назвал эти сорок два типа людей. Другие ученые прибавили к ним еще некоторые виды.
А Всевышний Аллах знает лучше.
[1] سنن أبي داود (3/ 188)
حَدَّثَنَا الْقَعْنَبِيُّ، عَنْ مَالِكٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ جَابِرِ بْنِ عَتِيكٍ، عَنْ عَتِيكِ بْنِ الْحَارِثِ بْنِ عَتِيكٍ، وَهُوَ جَدُّ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ أَبُو أُمِّهِ، أَنَّهُ أَخْبَرَهُ أَنَّ عَمَّهُ جَابِرَ بْنَ عَتِيكٍ، أَخْبَرَهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَاءَ يَعُودُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ ثَابِتٍ، فَوَجَدَهُ قَدْ غُلِبَ، فَصَاحَ بِهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَلَمْ يُجِبْهُ فَاسْتَرْجَعَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَقَالَ: غُلِبْنَا عَلَيْكَ يَا أَبَا الرَّبِيعِ، فَصَاحَ النِّسْوَةُ، وَبَكَيْنَ فَجَعَلَ ابْنُ عَتِيكٍ يُسَكِّتُهُنَّ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «دَعْهُنَّ، فَإِذَا وَجَبَ فَلَا تَبْكِيَنَّ بَاكِيَةٌ» قَالُوا: وَمَا الْوُجُوبُ؟ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: «الْمَوْتُ» قَالَتِ ابْنَتُهُ: وَاللَّهِ إِنْ كُنْتُ لَأَرْجُو أَنْ [ص:189] تَكُونَ شَهِيدًا، فَإِنَّكَ كُنْتَ قَدْ قَضَيْتَ جِهَازَكَ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ قَدْ أَوْقَعَ أَجْرَهُ عَلَى قَدْرِ نِيَّتِهِ، وَمَا تَعُدُّونَ الشَّهَادَةَ؟» قَالُوا: الْقَتْلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ تَعَالَى، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » الشَّهَادَةُ سَبْعٌ سِوَى الْقَتْلِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ: الْمَطْعُونُ شَهِيدٌ، وَالْغَرِقُ شَهِيدٌ، وَصَاحِبُ ذَاتِ الْجَنْبِ شَهِيدٌ، وَالْمَبْطُونُ شَهِيدٌ، وَصَاحِبُ الْحَرِيقِ شَهِيدٌ، وَالَّذِي يَمُوتُ تَحْتَ الْهَدْمِ شَهِيدٌ، وَالْمَرْأَةُ تَمُوتُ بِجُمْعٍ شَهِيدٌ
[2] إتحاف النبلاء بفضل الشهادة وأنواع الشهداء لعبد الله الغماري (42-43) عالم الكتب
وأما إذا ورد في كون عامل عملٍ خاصٍ شهيدا فليس المراد بأن العمل جهاد: قال العلامة عبد الحي اللكنوي رحمه الله في «التعليق الممجد»:
«قد ورد في الأخبار عدد كثير لمن يجد ثواب الشهادة فمن ذلك المقاتل المجاهد وهو أعلى الشهداء والمطعون والمبطون والغريق وصاحب ذات الجنب والحريق والتي تموت بجمع والذي يموت بهدم ومن يقصد الشهادة ويعزم عليه ولا يتفق له ذلك كما هو ثابت في حديثي الباب وصاحب السيل أخرجه أحمد من حديث راشد بن حبيش والطبراني من حديث سلمانوالغريب أي المسافر بأي مرض مات أخرجه ابن ماجه من حديث ابن عباس والبيهقي في «الشعب» من حديث أبي هريرة والدارقطني من حديث ابن عمر والصابوني في «المائتين» من حديث جابر والطبراني من حديث عنزة أخرجه الديلمي من حديث أنس وللديغ والشريق والذي يفترسه السبع والخار عن دابته رواها الطبراني من حديث ابن عباسوالمتردي أخرجه الطبراني من حديث ابن مسعود والميت على فراشه في سبيل الله رواه مسلم من حديث أبي هريرة والمقتول دون ماله والمقتول دون دينه والمقتول دون دمه والمقتول دون أهله أخرجه أصحاب السنن من حديث سعيد بن زيد أو دون مظلمته أخرجه أحمد من حديث ابن عباس والميت في السجن وقد حبس ظلما رواه ابن مندة من حديث علي والميت عشقا وقد عف وكتم أخرجه الديلمي من حديث ابن عباس والميت وهو طالب العلم أخرجه البزار من حديث أبي ذر وأبي هريرة والمرأة في حملها إلى وضعها إلى فصالها ماتت بين ذلك أخرجه أبو نعيم من حديث ابن عمر والصابر القائم ببلد وقع به الطاعون أخرجه أحمد من حديث جابر والمرابط في سبيل الله ومن قتل بأمره الإمام الجائر بالمعروف ونهيه عن المنكر ومن صبر من النساء على الغيرة أخرجه البزار والطبراني من حديث ابن مسعود ومن قال كل يوم خمسا وعشرين مرة «اللهم بارك لي في الموت وفيما بعد الموت» أخرجه الطبراني من حديث عائشة ومن صلى الضحى وصام ثلاثة أيام من الشهر ولم يترك الوتر في سفر ولا حضر أخرجه الطبراني من حديث ابن عمر والمتمسك بالسنة عند فساد الأمة أخرجه الطبراني من حديث أبي هريرة والتاجر الأمين الصدوق أخرجه الحاكم من حديث ابن عمر ومن دعا في مرضه أربعين مرة «لا إله إلا أنت سبحانك إني كنت من الظالمين» ثم مات أخرجه الحاكم من حديث سعد وجالب طعام إلى بلد أخرجه الديلمي من حديث ابن مسعود والمؤذن المحتسب أخرجه الطبراني من حديث ابن عمر ومن سعى على امرأته أو ما ملكت يمينه يقيم فيهم أمر الله ويطعمهم من حلال ومن اغتسل بالثلج فأصابه برد ومن صلى على النبي صلى الله عليه وسلم مائة مرة أخرج الأول ابن أبي شيبة في «المصنف» عن الحسن والثاني الطبراني في «الأوسط» من حديث أنس ومن قال حين يصبح وحين يمسي «اللهم إني أشهدك أنك أنت الله الذي لا إله إلا أنت وحدك لا شريك لك وأن محمدا عبدك ورسولك أبوء بنعمتك علي وأبوء بذنبي فاغفر لي إنه لا يغفر الذنوب غيرك» أخرجه الأصبهاني من حديث حذيفة ومن قال حين يصبح ثلاث مرات «أعوذ بالله السميع العليم من الشيطان الرجيم ويقرأ ثلاث أيات من سورة الحشر أخرجه الترمذي من حديث معقل ومن مات يوم الجمعة أخرجه حميد بن منجويه من حديث رجل من الصحابةومن طلب الشهادة صادقا أخرجه مسلم فهذه خمسة وأربعون ورد فيهم أن لهم أجر الشهداء وقد ساق الأخبار الواردة فيها السوطي في رسالته «أبواب السعادة في أسباب الشهادة» مع زيادة
التعليق الممجد لللكهنوي ت1304ه (89-91) دار السنة والسيرة | دار القلم