Шанинка почему так называется
«Мы продолжим делать то, чему он учил». Декан факультета социальных наук «Шанинки» Виктор Вахштайн о Теодоре Шанине
Теодора часто называли «ученым, работающим на стыке наук». Социологии, антропологии, истории. Отголоски шанинских работ мы найдем сегодня и в политической науке. Чтобы понять широту профессиональных интересов Шанина, нужно посмотреть на его домашнюю библиотеку, которая не умещается в одной комнате. Тем не менее объект его исследований всегда был предельно конкретен — крестьянство («неудобный класс», как он его называл). И тот способ анализа, который Шанин демонстрировал в своих исследованиях, тоже не «междисциплинарный», а последовательно социологический. Именно Шанин «открыл» нам Александра Чаянова (репрессированный в 1937 году экономист и социолог, о котором Шанин написал книгу в 1980-е годы. — Прим. ред.). Если бы не труд «Три смерти Александра Чаянова», возможно, и не было бы в Москве, рядом с метро «Белорусская», улицы, названной именем расстрелянного в СССР ученого. По иронии судьбы Теодор жил как раз неподалеку от этой улицы.
Теодор Шанин был больше «Шанинки». Его жизнь словно поделена на отрезки. В Израиле его помнят как одного из создателей системы социальной защиты и как бойца спецподразделения «Пальмах», участника нескольких арабо-израильских войн. В Англии — как декана и профессора (Шанин преподавал в Манчестерском, Оксфордском, Бирмингемском и Шеффилдском университетах. — Прим. ред.). В России — как создателя Московской высшей школы социальных и экономических наук. Те, кто много с ним общался 20 лет назад, помнят, что к «Шанинке» он изначально относился как к своему последнему, подытоживающему жизнь проекту. Его предельная цель: создать новое поколение ученых, исследователей и преподавателей. В миссии Московской школы так и было написано: «формирование нового поколения». В единственном числе. К счастью, Теодор еще при жизни убедился: Московская школа сформировала не одно поколение. И продолжает это делать.
Путь, который выбрал Теодор, требовал соединения в одной институции российских и британских образовательных традиций. От первых — фундаментальность и ориентация на историю, от вторых — свобода выбора курсов, личная ответственность студентов и преподавателей, интенсивная работа с текстами в малых группах, культ текста. В 90-е Теодор надеялся, что вскоре и другие российские вузы возьмут на вооружение эту модель. Жизнь распорядилась иначе. Видимо, ценности «Шанинки» и Шанина плохо вписывались в российский политический контекст.
Впервые я увидел его в апреле 2000 года. Я тогда учился на третьем курсе Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского и, приехав в Москву, зашел в шанинскую библиотеку к подруге. Теодор же как раз совершал свой ежедневный обход библиотеки. Подходил к студентам, спрашивал их, что они читают и о чем пишут. Меня он, видимо, тоже принял за магистранта. Спросил, каких книг мне не хватает. (Если кто-то говорил, что ему не хватает литературы, библиотека закупала нужные книги в кратчайшие сроки.) Я промямлил что-то вроде: «Мне не хватает тех книг, которые позволят сюда поступить». Поступил. Окончил. А в 2008 году Теодор предложил мне стать деканом родного факультета. В 27 лет. Тоже знак какого-то невероятного доверия к новому поколению.
Теодор Шанин и Виктор Вахштайн Фото: Из личного архива Виктора Вахштайна
Прошлой осенью я пришел домой к Теодору со своей дочерью. Ходить к нему в гости было чем-то вроде традиции. 12 лет назад, пока он готовил меня к деканству, мы виделись в «Шанинке» чуть ли не каждый день. Потом уже проще было общаться у него дома. Последние годы видеться стали реже, но традиция сохранилась. Сначала мы два-три часа общались, сидя в комнате, потом — если оставались силы — спускались в ресторан. Чаще просто перемещались на кухню за «палачинками».
Сейчас множество людей рассказывают, как многому научились у Теодора: отваге, мужеству, храбрости. Словно всему этому можно научиться. Лично я у него научился не дергать ребенка по пустякам. Уже немало.
Для каждого Теодор — свой. Например, коллеги из Манчестера вспоминают, каким жестким и бескомпромиссным деканом он был. В России его таким никто не знал. Для меня же Теодор останется человеком, к которому можно прийти домой и поговорить об истории, литературе, Артуре Кестлере (мой любимый писатель, с которым Теодор, как выяснилось, дружил), арабо-израильском конфликте, детях, социологии и этике науки. И конечно, об образовании.
Шанин ушел. Но я уверен: что бы ни произошло дальше, мы продолжим делать то, чему он учил. «Шанинка» остается.
Биографию Теодора Шанина можно почитать здесь. В прошлом году он дал два интервью YouTube-каналу «#ещенепознер» и изданию «Арзамас».
Как появилась Шанинка
Мы публикуем стенограмму передачи «Наука 2.0» – совместного проекта информационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Гость передачи – выдающийся английский и российский социолог и историк, один из основателей западного крестьяноведения, профессор Манчестерского университета, член Российской Академии сельскохозяйственных наук, кавалер ордена Британской империи, основатель и президент Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.
Анатолий Кузичев: Удивительный, выдающийся, крайне интересный человек у нас сегодня. Начнем мы с того, что он президент Московской высшей школы социальных и экономических наук. Возможно, что про школу с этим названием вы не слышали, а вот про «Шанинку» слышали наверняка – это она и есть. Выдающийся английский и российский социолог и историк, один из основателей западного крестьяноведения, профессор Манчестерского университета, член Российской Академии сельскохозяйственных наук и кавалер ордена Британской империи. Речь идет о Теодоре Шанине. Здравствуйте, Теодор. План у нас такой: сначала поговорим об образовании, а потом о крестьянстве.
Дмитрий Ицкович: Начну с объяснения, почему мы говорим об образовании. Еще несколько лет назад всем казалось, что социологическое образование деградирует, умирает, остается один центр вокруг Филиппова и Радаева в Высшей школе экономики. Радаев был у нас в эфире – это замечательный ученый, у него много учеников. И Филиппов, тоже замечательный ученый, наверное, тоже у нас будет когда-нибудь. Но вдруг оказалось, что во всем мире, не только у нас, идет бум спроса на социологическое образование. Очень успешно проходит набор в магистратуру, на бакалавриат и в Европейском университете в Санкт-Петербурге, и в филиале Высшей школы экономики там же, и в самой «Вышке», и в «Шанинке». Теодор – один из пионеров нашего социологического образования, мы уже сказали, что его именем при жизни называется вуз, он по-настоящему выдающийся и понимающий в этом деле человек. Теодор, а что, собственно, случилось, почему так вырос интерес к социологическому образованию?
Теодор Шанин: Вообще говоря, явление вполне известное, что во времена кризиса всплывают обществоведческие темы, споры становятся более активными, и заинтересованность молодежи этой тематикой тоже увеличивается. Вот я представил эту ситуацию, как вполне понятную, но никто этого не ожидал, включая всех социологов. Мы не ждали, что процесс отмирания, упокоения вдруг повернёт в обратную сторону. В этом году уже наборы гораздо сильнее, чем раньше, и это происходит не только у нас, но и в других университетах, а также в других странах. Так что это всеобщее явление.
Борис Долгин: Почему люди, когда что-то обваливается, они лишаются перспектив работы, вместо того, чтобы бороться за выживание, вдруг обращаются к социальным наукам, которые не прибыльны?
Т.Ш.: Здесь две вещи. Во-первых, в мире, где мы живем, люди не начинают умирать с голоду в первый же день после того, как что-то обвалилось. Есть ещё жирок, и можно его удержать. Для людей становится важным вопрос: что провалилось, почему? Если бы люди жили только хлебом единым, всё бы было по-другому. Но люди не живут только хлебом единым, они выбирают, и шагают вперед очень часто по причинам не материальным.
А.К.: Вот Борис говорит, что это не доходно, а я, наоборот, подумал, не вызван ли внезапный интерес к таким наукам вульгарной материальной составляющей? Ведь социальные науки граничат с маркетингом. Может, в этом все и дело?
Т.Ш.: Нет, потому что мы знаем, что курсы маркетинга, которые существуют в очень многих университетах, именно сейчас начали проваливаться с наборам. Это был плохой год для маркетологов и хороший – для социологов. Так что это движение в сторону не материального, а, если хотите, спиритуального.
Д.И.: Мы вчера говорили с деканом факультета социологии и политологии Вахштайном. Он говорил о низком уровне российских и международных социологических конгрессов (не буду их называть). На это я ответил, что люди потеряли целеполагание, потеряли смыслы, поэтому у них такая болтанка, низкое дисциплинарное качество. При этом оно высокое у студентов, магистрантов и, кажется, у молодых преподавателей. Что будет дальше? Какие перспективы у этого процесса.
Т.Ш.: Это зависит, во-первых, от того, как долго будет идти этот процесс. Если кризис прекратится в течение одного года, всё может вернуться на круги своя. А если это будет сравнительно долго, а на мой взгляд, так и будет, тогда этот тренд будет продолжаться, будет усиление этой тенденции. Я бы сказал так: плохие преподаватели – это вещь, которая исчезает под нажимом хороших студентов.
А.К.: Исчезают физически или превращаются в хороших?
Т.Ш.: Очень немногие становятся лучше, начинают изучать эти проблемы, находят к этому интерес. Потому что в каждой профессии есть такая вещь, как «загореться». Но большинство тех, кто не подходит по уровню, начинает уходить под нажимом студентов. Б.Д.: Откуда будут браться лучше?
Б.Д.: Расскажите о самом проекте «Шанинки», возникшей на границе традиций.
А.К.: А в каком статусе вы были, когда писали министру это письмо?
Т.Ш.: Гражданином Великобритании, который знает Россию.
Б.Д.: Но, видимо, и как руководитель отделения социологии Манчестерского университета.
Б.Д.: Кто-то с российской стороны вас поддержал?
Т.Ш.: Да, в основном меня поддержал академик Аганбегя́н[2], он как раз к этому времени стал руководителем Академии народного хозяйства, и поэтому это становилось мощной ресурсной базой. А в интеллектуальном смысле – Татьяна Ивановна Заславская[3]. Сначала мы договорились и подписали договор, к этому времени Ягодина уже не было, появился новый министр. Договор был такой, что западная сторона дает 90% бюджета, а российская сторона дает знания, квартиры для английских преподавателей, если такие прибудут, и 10% бюджета. Я создал группу, которая должна была этим заниматься, и мы быстро взялись за это дело. Через сравнительно короткое время нам сказали, что здания, к сожалению, нет.
А.К.: Вы не готовы были к этому? Вы не затяжной проект затевали?
Б.Д.: В каком году это произошло?
Б.Д.: Что это было по замыслу: английское образование в России, какое-то новое российское или что еще?
А.К.: Меня смущают ваши слова, что студенту надо больше давать самостоятельности. А как же наставничество, прямая передача знания от учителя к ученику?
Б.Д.: Базовая форма научной коммуникации – это коммуникация через текст. А как определилась дисциплинарная структура такого проекта? Как получилось, что в центре оказалась социология?
Т.Ш.: Неправда, что в центре оказалась социология. Мы начали с факультетов права, социологии, социальной работы и политических наук. Мы быстро вышли на идею того, что есть определенные дисциплины, которые нужно развивать, а не только студентов надо по-другому готовить. Надо готовить людей по темам, которые не существовали как дисциплины университетского цикла. Первой такой вещью была социальная работа. Она существовала и раньше, но это было не то, что мы называем социальной работой.
Мы создали тогда факультет культурного менеджмента, и мы начали готовить людей, которые должны заниматься организацией порядка и организацией культуры. Потому что кто занимался организацией культурной сферы? Кузен начальника или любовник начальницы, то есть человек с улицы, который не знал, что делать. Это сугубо профессиональное дело, которому надо учиться. Поэтому мы создали факультет культурного менеджмента, который теперь, когда был взлет социологии, тоже возвысился. Если социология у нас то ли удвоилась, то ли утроилась, то он учетверился. Так что ясно, что есть связка этих тем.
Б.Д.: Почему вы не стали заниматься набором студентов как таковых, то есть выпускников школы? Почему только магистерская программа?
Т.Ш.: Потому что сил было мало, и возможностей подготовить преподавателей для этих людей не хватало, и отобрать личных преподавателей было трудно. В этих условиях надо было брать людей не просто для обучения, а для подготовки будущих преподавателей.
Б.Д.: Чтобы сократить расстояние между слушателями и преподавателями.
Т.Ш.: В этом смысле магистерская степень – это подготовка преподавателей.
Б.Д.: А откуда вы их брали?
Т.Ш.: Должен сказать, что у меня вышел скандал с моими коллегами в Академии народного хозяйства, потому что очень часто бывает в России, что с одной стороны, ничего не делают, а с другой стороны, когда начинают работать, идет бешеная спешка. Шли, на мой взгляд, совершенно глупые и смешные споры о том, что начинать надо немедленно. Я сказал, что без хорошей библиотеки не начну, и я выиграл. А через год, когда мы начали, у нас уже была первоклассная библиотека, до сих пор ведущая библиотека в городе, у нас были подготовленные преподаватели и программы.
Д.И.: Теодор, а что вас сейчас зажигает?
Т.Ш.: Во-первых, есть вопрос упрямства. Когда начинаешь что-то, и вдруг из-под тебя вытаскивают стул, есть люди, которые плачут, которые опускают нос. А есть люди, которые сжимают зубы и начинают махать кулаками. Я из таких. Центральным элементом был упрямство. Ну, мать вашу, как так можно? Надо доводить дело до конца! Зажигает то, что студенты хорошие, потому что в условиях, когда создается новый формат преподавания, в такие университеты идут интересные студенты.
Б.Д.: Ищущие что-то новое, а не идущие проторенными колеями.
[1] Ягодин Геннадий Алексеевич – государственный, общественный деятель, ректор Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева. В 1985-1988 гг. возглавлял Министерство высшего и среднего образования СССР. С 1988 по 1991 – глава Государственного комитета СССР по народному образованию.
[2] Аганбегян Абел Гезевич – советский и российский экономист, академик Академии наук Советского Союза и РАН. С 1964 по 1984 год – директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук, где поощрял создание Новосибирской экономико-социологической школы. В годы перестройки один из ближайших экономических советников Михаила Горбачева. В 1989-2002 гг. – ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
[3] Татьяна Ивановна Заславская – советский и российский экономист и социолог. В 1963г. по приглашению Абела Аганбегяна переехала в Новосибирский Академгородок, чтобы работать в команде молодых и талантливых ученых, которые в то время там собрались в рамках Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук СССР. В 1967 она возглавила отдел социальных проблем в этом институте. Под её руководством отдел стал одним из ведущих социологических коллективов страны и получил широкую известность за рубежом в качестве базы экономико-социологической школы Заславской.
История
Вместе со своими друзьями, большими учеными, Теодор Шанин создает научно-исследовательский центр АНО “ИнтерЦентр” (расшифровывался как Междисциплинарный академический центр социальных наук). Со-президентами ИнтерЦентра стали Теодор Шанин и Татьяна Заславская.
В декабре 1993 года ИнтерЦентр организовал первый международный симпозиум “Куда идет Россия?”, который в 2003 году переименовали в “Пути России”. Первый симпозиум был посвящен смене курса, который произошел накануне, когда демократические партии проиграли выборы в Государственную Думу. Был создан организационный комитет симпозиума, в который входили Теодор Шанин, Татьяна Заславская, Вадим Радаев, Юрий Левада и Михаил Гефтер. Символом Симпозиума стала скульптура Родена “Руки”.
С 1994 года “ИнтерЦентр” предлагает небольшие индивидуальные научно-исследовательские гранты для ученых.
С 1995 года исполнительным директором ИнтерЦентра становится Вадим Радаев. Именно в это время он занимается экономической социологией.
В начале 1990-х годов Теодор Шанин решает создать несколько университетов в Москве: англо-русский, французско-русский, немецко-русский и американо-русский. По мнению Теодора, в то время в России были слабо представлены общественные науки, в отличие, например, от технических и физико-математических.
Министерство образования согласилось на один российско-британский университет. Но первая попытка создания университета была неудачной: министерство образования не выполнило договоренности.
В 1995 году Теодор Шанин открывает российско–британский университет на Юго-Западе Москвы, который называет “Московская высшая школа социальных и экономических наук”. Все программы получают валидацию Манчестерского университета.
Набрав молодую команду преподавателей, Теодор отправляет их учиться и стажироваться на полгода в Англию с тем, чтобы они изучили основные принципы британской академической работы и смогли написать новые образовательные программы для своих факультетов. От Факультета социальной работы на стажировку ездили Борис Шапиро, Александр Соловьев и Евгений Моргунов, они работают в Шанинке до сих пор. От Факультета социологии ездили в Англию Геннадий Батыгин, Александр Филиппов, Вадим Радаев и Александр Крыштановский.
Открытие школы могло произойти раньше, но тогда университет первое время существовал бы без библиотеки, которую не успевали подготовить. Теодор не согласился на такое развитие событий. И школа была открыта вместе с библиотекой в 1995 году.
Появляются первые три факультета: права, социологии и социальной работы (первый в России).
Факультет социальной работы в Шанинке была первой магистратурой в России, валидированной таким крупным университетом как Манчестерский университет. Деканом факультета стал Борис Шапиро.
Факультет права. С 1995 по 1998 год деканом Факультета права был Уильям Батлер. Вместе с Батлером в создании факультета участвовали еще пять человек: Игорь Киселев (блок курсов по Трудовому праву), Наталья Ерпылёва (блок курсов по Международному частному праву и Международному банковскому праву), Александр Романов (Курс по сравнительному праву и уголовному праву), Мария Левина (Права человека, Публичное право).
Факультет социологии. Факультет создали Геннадий Батыгин, Александр Филиппов, Вадим Радаев и Александр Крыштановский, вернувшиеся со стажировки в Англию, которую организовал для них Теодор Шанин.
В 1996 году создается Факультет политической науки. Он существовал в течение десяти лет. Его деканами по очереди становились Борис Капустин, Татьяна Ворожейкина и Владимир Малахов. Именно тогда сложилась главная факультетская традиция, сохраняющаяся до сих пор: акцент не на «прикладной политологии», а на фундаментальной политической теории и релевантных ей методах.
В библиотеке Школы появился интернет. Все преподаватели и студенты обзавелись электронной почтой. С 1996 года учеба на социологическом факультете Шанинки по инициативе Геннадия Батыгина начинается с курса «Library &Computer Skills». В следующие несколько лет курс появился в программе остальных факультетов.
В Шанинку приходит Дмитрий Дождев, он становится деканом Факультета права. Дмитрий Дождев ввел специализации: Трудовое право, Международное частное право, Гражданское право, Предпринимательское право. Дипломы LL.M выдавались по трем направлениям: Сравнительное право, Торговое право, Предпринимательское право. Уильям Батлер продолжал приезжать и преподавал сравнительное право почти каждый год.
Библиотека Шанинки, опережая российских коллег, получает доступ к первому онлайн-ресурсу ― журнальному архиву JSTOR. Спустя два года онлайн-подписка насчитывает до десятка баз данных, архивов и электронных библиотек.
В Шанинке открывается Факультет практической психологии, который вырос из направления Психосоциальное консультирование, которое развивалось на Факультете социальной работы. Деканом факультета стал Евгений Моргунов. На Факультете практической психологии запустилось две специализации: Организационная психология и управление персоналом и Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
С 2002 года в Шанинке проводится международная научно-практическая конференция молодых ученых «Векторы развития современной России». В конференции принимают участие студенты и аспиранты со всей России. Инициаторами и организаторами конференции выступают слушатели МВШСЭН. Они формулируют тематику конференции, секций и круглых столов, приглашают ведущих ученых для проведения мастер-классов, отбирают докладчиков, проводят экспертизу текстов и выпускают сборник статей участников.
В 2002 Теодор Шанин получил Орден Британской Империи “за выдающиеся достижения в развитии высшего образования в России”.
Факультет социальной работы закрывается, потому что высококвалифицированным выпускникам факультета было трудно найти работу: в России не была выстроена система социальной работы, в которой наши выпускники были бы востребованы.
В 2004 году была проведена первая конференция “Тенденции развития образования”. Она была посвящена проблемам управления. С тех пор конференция проводится ежегодно и стала площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития образования на региональном, национальном и международном уровне. Ежегодно научно-практическая конференция собирает более 500 участников из большинства российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Деканом Факультета социологии (который через 2 года превратится в Факультет социологии и политологии, а в 2011 станет Факультетом социальных наук) становится Дмитрий Рогозин.
С 2012 года Факультет социальных наук проводит осенние выездные школы для студентов. Школы становятся частью образовательного процесса факультета.
В школе происходит ребрендинг, появляется новый логотип. Название “Шанинка” становится частью логотипа и идентичности школы.
В 2014 году был сделан первый набор на созданную Татьяной Вайзер и Григорием Юдиным магистерскую программу по политической философии.
Открылись две новые программы бакалавриата: “Современная социальная теория” и “Психологическое консультирование и коучинг”. Обе программы разработаны и реализуются в партнерстве с Институтом общественных наук РАНХиГС.
В 2017 году открывается Факультет политических наук. Факультет объединил людей разных поколений, с собственным особым опытом и взглядом на жизнь. Из числа сотрудников старого факультета продолжают работать профессора Борис Кагарлицкий и Владимир Малахов. Однако костяк новой команды составляет следующее поколение, представленное выпускниками Шанинки, в числе которых Артур Вафин, Станислав Кожеуров, Марк Симон и Григорий Юдин. Среди штатных сотрудников факультета выпускник Гарварда Наби Абдуллаев и известный специалист по философии истории Андрей Олейников, который с 2018 года возглавляет факультетскую кафедру политических и правовых учений.
Все произошедшее показало, что школа важна не только сама для себя, но и для очень широкого круга людей и организаций, которые были не просто доброжелательны, но считали себя лично затронутыми происходящим с нами. Число этих людей и организаций, к нашему даже удивлению, оказалось больше, чем мы могли себе представить и чем мы могли надеяться. Это означает, что мы живем в очень неплохом мире, неплохой образовательной и человеческой среде, которая сама по себе является постоянно действующей экспертизой наших проектов и наших программ. Они, эти люди, наши друзья и партнеры, не просто сочувствовали, но и реально помогали.
В 2019 году Шанинка наконец-то обрела свой собственный дом, переехав в Газетный переулок. В нашем новом доме есть свои учебные аудитории, библиотека с открытым фондом и коворкингом, а также административные помещения. В 2019 году все помещения прошли лицензирование и теперь в них идут занятия у слушателей программ бакалавриата и магистратуры
В 2019 году было подписано соглашение о программе двух дипломов уровня PhD с Туринским Университетом (Италия) по направлению Право.
Стратегическим партнером Шанинки в 2019 году стал Университет Ковентри. В него зачислены первые 25 студентов Шанинки. В 2021 году они получат не только диплом бакалавра МВШСЭН, но и британский диплом Университета Ковентри.
4 февраля скончался основатель и президент школы Теодор Шанин.
3 марта все образовательные программы Московской высшей школы социальных и экономических наук получили положительное заключение аккредитационной экспертизы. Рособрнадзор признал, что содержание и качество подготовки обучающихся в МВШСЭН соответствует ФГОС.
В 2021 году в Шанинке открывается факультет свободных искусств и наук, а также запускаются новые программы бакалавриата «Менеджмент в индустрии моды» и «Европейская традиция частного права».
5 апреля Шанинка стала соучредителем Новой лиги университетов. Учредителями объединения выступили Московская высшая школа социальных и экономических наук, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская экономическая школа и Сколковский институт науки и технологий.