Шаровары почему так называются
Шаровары
У народов Востока — очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени (прим. Афганистан, штаны «партуг» [3] ). В Индии шаровары носят преимущественно мужчины (как часть шальвар камиза).
Содержание
Изображения
Мужчина, в костюме запорожского казака (в шароварах)
Пожилая турчанка в шароварах
Жительницы Джайпура в шароварах
Пассажиры в шароварах в аэропорту Кабула
Примечания
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Шаровары» в других словарях:
ШАРОВАРЫ — см. ШАЛЬВАРЫ. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШАРОВАРЫ тур. schelvahr, от араб. seravil, множ. число от serval. Широкие панталоны. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
шаровары — чембары, штаны, шальвары Словарь русских синонимов. шаровары / восточные: шальвары (устар.) ) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ШАРОВАРЫ — и (устар.) шальвары, шаровар, ед. нет (перс. salvar). Широкие штаны, заправляемые обычно в сапоги. Казацкие шаровары. «Пену сладких вин на узорные шальвары сонный льет грузин.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШАРОВАРЫ — ШАРОВАРЫ, см. шаравары. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ШАРОВАРЫ — ШАРОВАРЫ, ар. Широкие штаны, заправляемые в голенища; вообще штаны широкого, свободного покроя. Казацкие ш. Татарские ш. (собранные в сборки у щиколоток). Спортивные ш. | прил. шароварный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
шаровары — шаровары, род. шаровар (неправильно шароваров) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ШАРОВАРЫ — или шальвары (перс. шаравара), мужские и женские штаны у народов Востока очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени … Этнографический словарь
шаровары — шаровары, шальвары (перс. шаравара), мужские и женские штаны у народов Востока очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени … Энциклопедия «Народы и религии мира»
шаровары — Заим. не позднее XVI в. из укр. яз. Укр. шаровары является переоформлением (с ассимиляцией плавных р л) турецк. шелвāр, в свою очередь усвоенного из перс. яз … Этимологический словарь русского языка
Шаровары — (от тюрк. шалвар из перс.) длинные широкие брюки свободного покроя, собранные в сборки у щиколоток; часть национальной одежды некоторых восточных народов. В женском арабском костюме шаровары белые или цветные из тонкой шелковой или… … Энциклопедия моды и одежды
Штаны и этносы (25 фото)
Запорожские казаки носят шаровары
Гетман украинского казачества. Вот так выглядят украинские шаровары. Они должны быть красного цвета. Сорочка должна быть с вышивкой. Обязательно должен быть широкий пояс, завязанный сбоку. Фото с сайта: http://www.aleksejovsij.narod.…
Украинец в национальной одежде запорожского казака. Сабля и трубка (простите, люлька) – для казака обязательны. Ну и длинные опущенные усы и чуб (оселедец) в образе запорожского казака тоже обязательны. Какой казак без чуба, усов и люльки с табаком? Фото с сайта:
http://www.diary.ru/
Когда нет красной ткани, то шаровары могут быть и другого цвета. Но все равно что-то (пояс, сапоги) должны быть красного цвета. Фото с сайта: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alex_Demianczuk.jpg?uselang=ru
Военный прием «казачий спас» в бою был полной неожиданностью для противника. В бою запорожский казак мог сделать вот такой прыжок и выбить противника, а то и сразу двух. Вот для этого и нужны были казаку широченные шаровары, которые позволяли делать шпагат – и не на полу спортзала, а в воздухе. Такую «фигуру» делают, когда танцуют национальный танец «гопак». Рисунок с сайта: http://numerologic.ucoz.ru/pub…
Старый запорожский казак. Фото с сайта:
http://h.ua/story/295666/
Вольное Запорожское казачество в XVII веке. Репродукция с сайта: http://www.pereprava.org/casac…
В оформлении одежды Центральной Украины обязательна вышивка. Имеются некоторые различия в традиционной одежде между левобережной и правобережной частями Украины.
Вышивка белыми, серыми или подсинеными нитками в сочетании с ажурым вырезанием ткани была характерна для левобережья. Орнамент геометрический, растительный, значительно реже зооморфный. На правобережье использовали вышивку двуцветную (красный и синий цвета), а с начала ХХ века – и многоцветную.
С конца XIX века получила распространение красно-черная вышивка крестом. Изменился и орнамент: значительное место заняло натуралистическое изображение роз. Для украшения безрукавой и верхней одежды чаще всего использовалась аппликация из хлопчатобумажного бархата – плиса. Кожухи декорировали вышивкой либо аппликацией из кожи.
На юге Украины бурное развитие промышленности и приток населения из других регионов формировали особый тип костюма. Тут раньше, чем где-либо в Украине, широкое применение получили фабричные ткани и кружева, вышивка приобрела полихромность. Орнамент чаще всего был растительным, изображения натуралистическими. Одним из характерных мотивов вышивки здесь стали «виноград» и «мальвы».
Западные украинцы шаровары не носят
Но не везде на Украине широкие шаровары являются элементом национальной одежды. Костюм жителей Карпатского региона отличается пышностью и разнообразием декора. Значительное место в отделке тут занимала вышивка, ткачество и аппликация. Колорит одно-, двух- и многоцветный с преобладанием оттенков красного и черного цветов. Местами одежду декорировали цветным бисером, серебряной или золотой нитью, металлическими пластинками.
Разнообразие и большое количество отделки сообщало верхней одежде из сукна и меха необычайную живописность. При этом использовались различные техники: вышивка, шнуровка, аппликация из кожи и сукна и т.п. Но самое главное отличие – в том, что здесь не носили шароваров. Шаровары вообще не являются элементом традиционной славянской одежды.
Считается, что гуцулы – это древнейший славянский этнос. Однако это вряд ли чистокровные славяне. Даже за последние 2 тысячи лет столько этнических волн прокатывалось по Карпатам! Были здесь и скифы, и гунны, и монголы. И не только стиль и мотивы украшения одежды оставляли здесь пришельцы. Оставляли они в этнических карпатских популяциях и свои гены.
Происхождение слова «гуцулы», как и самого этноса, загадочно и спорно. Одни связывают его со словом «гоцалы» (вроде бы так в старину называли Карпаты), другие – с «кочулами» (кочевниками), а кое-кому из ученых в слове «гуцул» слышатся отголоски румынского hocul (разбойник). Строгий подсчет численности этого этноса не ведется, поскольку в официальных отчетных документах не существует и понятия «гуцулы» (при переписи они регистрируются как украинцы, хотя шаровары не носят). Гуцулы считаются автохтонным населением Украинских Карпат. Наверное, гуцулы – один из самых древних и интересных этносов Украины. Благодаря определенной географической изолированности, они смогли уберечь в своей культуре и обычаях славянские черты, давно утерянные жителями долин.
Религия гуцулов – католицизм восточного обряда со значительными языческими влияниями. Исторические занятия – овцеводство и лесозаготовки, а в последние годы – строительные работы в сопредельных странах. (Использована информация с сайта: http://otvet.mail.ru/question/27293296).
В верованиях гуцулов значительное место занимает демонология, а также пережитки мужского тайного союза «Аркан», а музыка одноименного танца «Аркан» тождественна кельтскому «Ev Sistr». Но гуцульский танец без слов, в то время как кельтский аналог является застольной песней. По-преданию, гуцулов научили этому танцу богатыри, спустившиеся с гор (явный намёк на кельтскую Лука-Райковецкую археологическую культуру Карпат и Прикарпатья).
Гуцулы танцуют национальный танец «Аркан». Фото с сайта: http://otvet.mail.ru/question/27293296
Такие накидки – тоже элемент национальной одежды гуцулов. Фото с сайта: http://all-pages.com/city_photo/11/7/9/224/8.html
Гуцульская свадьба. Репродукция с сайта: http://webmandry.com/evropa/ukraina/kakaya-svadba-u-gutsulov-narodnye-obychai-obryady-i-traditsii-v-stsenarii-svadby.-rezultat-originalnaya-svadba.html
Славяне, русские и германцы шаровар не носят
Одежда населения Полесья отличалась неоднородностью традиционного декора. По характеру внешнего вида костюма эту территорию можно условно поделить на две части: правобережную (Центральное и Волынское Полесье) и левобережную ( Восточное Полесье).
В Центральном и Волынском Полесье господствующим способом декорирования являлось ткачество, тогда как для Восточного было характерно равное сочетание вышивки и ткачества. Колорит декора в целом сдержанный, преобладала монохромность. Так, для Центрального Полесья был характерен красный цвет, а для Восточного – белый. Использовались двухцветные сочетания (красный с черным, красный с белым), которые практически вытеснили одноцветный орнамент к началу ХХ века.
В целом полесская вышивка отличается четким графическим узором геометрического орнамента. Основные мотивы: восьмилепестковые розетки, ромбы, треугольники, а также растительные мотивы с высокой степенью геометризации.
В общем получается, что не славянский это элемент одежды – широкие шаровары запорожских казаков. Чтобы убедиться в этом, посмотрим традиционную одежду словаков и поляков. Уж они-то точно славяне.
Словаки в национальной одежде мало похожи на запорожцев. Фото с сайта: http://www.ethnospb.ru/p4/t11/…
Герой русских сказок Аника Воин шаровар не носил. Рисунок с сайта: http://amaliris.livejournal.co…
Древние германцы шаровар тоже не носили. Рисунок с сайта: http://zontytrislona.ru/drevni…
А вот в самой западной Западной Европе до гуннского нашествия штаны не знали, мужчины носили юбки. Мужские юбки до сих пор носят шотландцы, унаследовав их от кельтов. А греческие гвардейцы и сегодня носят юбки. Такова сила традиции. Фото с сайта: http://www.vokrugsveta.ru/phot…
К истории шаровар
Широкие шаровары роднят запорожских казаков не с Западной Европой, а с Азией, что настолько очевидно, что возразить этому просто невозможно. Давайте посмотрим, откуда же происходят знаменитые украинские шаровары?
А так вот выглядел донской казак в XVI веке. Его одежда мало отличалась от одежды запорожского казака. Донские казаки в XVI веке служили московскому царю Ивану Грозному. Они нередко ссорились с турками, и турецкий паша жаловался тогда русскому царю: «Уйми ты своих донских казаков». Интересно, а кому в то время служили запорожские казаки? Рисунок с сайта: http://www.soldatiki.su/info.p…
Но больше всего одежда запорожских казаков все же похожа на одежду турецких воинов янычар. И это не случайно. Южная часть Украины и Приазовья являлись в XVII веке территорией Османской турецкой империи, которая включила в себя Крымское ханство – осколок развалившейся в XV веке Золотой Орды.
Карта Османской империи с сайта:
http://qirim-vilayeti.livejournal.com/938.html
Начиная с XIII в., в Золотой Орде, частью которой являлся Крым, среди местного многоконфессионального населения начинает стремительно распространяться ислам. Местное население далеко не всегда с большим рвением принимало ислам. На территории Золотой Орды было немало народу христианского вероисповедания.
Крымское ханство (Крымский юрт) было государством, а после вилаятом (с 1475 г.) Османской империи и существовало с 1441 по 1783 годы. Помимо собственно Крыма оно занимало земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России. Ханство было аннексировано Российской империей в 1783 году при Екатерине II.
В состав Османской империи Крымское ханство вошло по просьбе хана Менгли Гирея. Султан Османской империи Мухаммед очень обрадовался просьбе мусульман Крымского ханства и послал Менгли Гирею с пашами и адъютантами знаки отличия и подарки.
Крымское ханство (красным цветом). Карта с сайта: http://www.snowball.ru/oim/?pa…
Крымское ханство благодаря поддержке Османской империи было очень серьезным врагом Московской Руси. Во время царствования Иван Грозного крымские татары захватили Москву и пожгли ее. Иван Грозный обязался уплачивать ежегодно дань Крымскому хану по списку от семьи хана и его советников. Но уже уже год спустя Крымское ханство утратило существенную часть своей мощи и было вынуждено отказаться от претензий на Поволжье. Кстати, одно время и Польша платила дань Крымскому хану. Выплата Московским государством дани Крыму продолжалась до конца 1700 г. и прекратилась лишь в правление Петра I. (Использована информация с сайта: http://qirim-vilayeti.livejournal.com/938.html).
Крымский хан Ислям Гирей (1644–1654 гг.) оказывал военную помощь украинскому гетману Богдану Хмельницкому в войне с Польшей. Благодаря участию крымских войск на стороне восставших украинцев, поляки в течение 1648–1653 гг. понесли ряд сокрушительных поражений, что привело к освобождению части земель Украины из под власти Речи Посполитой. Но когда Крымский хан стал претендовать на эти земли и захотел включить их в свое ханство, Богдан Хмельницкий стал проводить скрытые переговоры с Москвой. Москва поддержала украинцев, но тоже при условии вхождения Украины в состав Российского государства. Между мусульманской Турцией и православной Москвой запорожцы выбрали Москву. Это привело к войне Крымского ханства и Турции с Россией, которая шла с переменным успехом более 100 лет.
А вто подписание мирного договора Крымского ханства и Турции с Польшей закрепило вхождение в состав Османского Халифата обширных земель Правобережной Украины. (см. на http://qirim-vilayeti.livejournal.com/938.html)
История Османской империи началась в ХIV веке, когда Осман пришел к власти в Турции. Так выглядела одежда турок османов. Рисунок с сайта: http://anatoliya.info/history/…
В 1451 году Мехмед II начал готовиться к осаде Константинополя. В этой осаде решающая роль отводилась артиллерии. У Османов тогда в этой осаде участвовало 1420 пушек. Такие осадные орудия смогли проломить стены крепости. Константинополь был взят турками в 1453 году и превратился в столицу Османской империи Стамбул. Христианское предание рассказывает, что в момент появления турок в храме св. Софии там шла литургия. К сожалению, Христос не помог византийцам. Султан Мехмед завоевал Константинополь с помощью Всевышнего Аллаха. Так считают турки. Они превратили великолепно изукрашенные церкви в мечети и исламские школы. Захват древней столицы Восточной Римской империи позволил Мехмеду выставить себя наследником не только героев исламского прошлого, но и наследником Александра Великого и Юлия Цезаря. Итальянский автор того времени записал, что Мехмед «заявляет о том, что он пойдет с Востока на Запад, как в прошлые времена Запад шел на Восток. Мехмед говорит, что в мире должна быть только одна империя, одна вера, одна власть».
Турки осаждают Константинополь. Глядя на эту пушку, трудно поверить, что турки в то время технически отставали от Западной Европы. Рисунок с сайта: http://img301.imageshack.us/img301/1166/picture030ut7.jpg
Турецкие воины янычары. Они тоже носили широкие шаровары и подпоясывались кушаком, любили красный цвет, как запорожцы. Случайно ли такое сходство? Думаю, что нет. Фото с сайта: http://demotivators.org.ua/b/v…