Шатова нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание
Шатова нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание
Уважаемые родители и гости!
Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!
На страницах нашего сайта Вы найдете:
Надеемся, что наш сайт поможет вам избежать сложных ситуаций, возникающих в процессе воспитания, обучения и общения с детьми!
Информация для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Комплектование в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения Симферопольского района на 2020/2021 учебный год будет проводиться с мая 2020, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования».
При наличии льготного права на внеочередное и первоочередное определение ребёнка в МБДОУ Симферопольского района заявители (законные представители ребёнка) в срок до 1 мая 2020 года обязаны обновить информацию о наличии льготы, согласно п. 3.42 Административного регламента.
В связи с прекращением личного приёма граждан управлением образования с 30.03.2020 по 30.04.2020 (Указ Главы Республики Крым «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым») для установления срока действия документа, подтверждающего наличие льготы, необходимо предоставить сканированные копии документов на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (с указанием Ф.И.О. ребёнка).
Срок действия документов, подтверждающих статус многодетной семьи, наличие инвалидности у ребёнка или у одного из родителей, определяется сроком, указанным в данном документе.
Кроме того, постановку на учет в дошкольные учреждения Симферопольского района можно осуществить через интернет-портал государственных и муниципальных услуг РК (https://gosuslugi82.ru/).
При постановке детей на учет необходимо предоставить:
При переводе ребёнка из очереди одного МБДОУ муниципального образования Республики Крым в МБДОУ Симферопольского района необходимо:
− заявление о переводе ребёнка из одного МБДОУ муниципального образования в другое МБДОУ по форме, согласно Административному регламенту муниципального образования;
− согласие на обработку персональных данных по форме, согласно Административному регламенту муниципального образования;
− документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей) (паспорт) (скан-копия);
− документ, подтверждающий полномочия законного представителя ребёнка (скан-копия);
− свидетельство о рождении ребёнка (скан-копия);
− свидетельство (справка) о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на территории муниципального образования Симферопольский район (скан-копия);
− вид на жительство в Российской Федерации или документ, подтверждающий право Заявителя на пребывание в Российской Федерации (для иностранных граждан) (скан-копия);
− документ, подтверждающий право на внеочередное или первоочередное определение ребенка в МБДОУ, при его наличии (скан-копия);
− заключение психолого – медико-педагогической комиссии для постановки на учет в группы компенсирующей и комбинированной направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Для изменения желаемой даты зачисления в ДОО необходимо заполнить заявление (приложение 3) и переслать скан-копию на электронный адрес: elzara.ibraimova@yandex.ru
«НУЖНО ЛИ И ЗАЧЕМ ДОШКОЛЬНИКУ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ?»
НУЖНО ЛИ И ЗАЧЕМ ДОШКОЛЬНИКУ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ?
Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос десятки лет назад поднимался в журнале «Дошкольное воспитание». Но проблематично он не звучал, так как основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно — трудового воспитания, которые обязательно должны решаться в работе с детьми как раньше, так и в настоящее время.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.
Детям старшего дошкольного возраста необходимы знания о новых профессиях, таких как банкир, бизнесмен, рекламодатель, финансист и др.
Ранее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания можно рассматривать как дополнение к содержанию программ для дошкольников.
с математикой: «Маша пошла в магазин и купила хлеб за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша?» здесь следует обратить внимание на то. Что Маша, покупая хлеб и конфеты, думала о том, какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству;
с валеологией: проводить логическую нить между здоровым членом семьи и ее материальным достатком;
Сегодняшние дети завтра должны будут по-хозяйски распоряжаться огромными материальными ресурсами, природными богатствами, землей, техникой. Для того, чтобы воспитать у них бережливость по отношению к хлебу, продуктам питания, вещам, народному достоянию, нужен серьезный кропотливый труд взрослых.
Если ребенок небрежно обращается с книгой, нужно, чтобы он сам пришел к выводу, что он поступает неправильно.
рассказ о том, как делается книга;
иллюстрации, изображающие заготовку и разделку леса;
3. экскурсия в типографию. Бережливое отношение к общественному имуществу:
дежурства по столовой, в природном уголке, при подготовке к занятиям;
индивидуальный и коллективный хозяйственно-бытовой труд, субботник, праздники труда;
3.ручной труд; починка и изготовление игрушек, вышивание, шитье.
То, что ребенок сделал сам, он больше бережет.
Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и, хотим мы этого или нет, он все равно получает экономический опыт. Поэтому нужно не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, то есть воспитать экономиста.
Актуальностьданной проблемы в том, что социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний. Сегодняшним детям выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми «выплывать» из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики это испытание невозможно.
Задачи экономического воспитания и пути их реализации
ребенок должен понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
видеть красоту человеческого творения;
вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
контролировать свои потребности в соответствии с возможностями.
Для реализации задач экономического воспитания выделены следующие блоки или направления работы с детьми:
«Полезные навыки и привычки в быту»
С понятием «потребности» дети знакомятся в блоке«Труд — продукт». Дети получают представления о том, почему все взрослые работают. Результаты труда людей — это и есть продукт труда (разные товары, вещи, игрушки, продукты питания и др.), в которых нуждаются все люди: и взрослые, и дети.
Разнообразные занятия позволяют детям понять, какую роль в жизни играет труд, откуда берутся самые разнообразные товары, необходимые людям для жизни (см. Приложение №1).
Знакомство с блоком «Труд — продукт» строится следующим образом:
знакомство с золотыми заповедями экономики (см. Приложение №4);
чтение художественных произведений на экономические темы, показывающие положительные нравственные качества героев, знакомство с пословицами, поговорками о труде (см. Приложение №4);
включение в занятия материалов по региональному компоненту, содержащих информацию о том, кто трудится на местных предприятиях, какую продукцию выпускают заводы и фабрики Республики Хакасия ‘
формирование представлений о профессиональной деятельности с помощью плана — карты с фишками, где обозначено расположение предприятий по районам города;
решение проблемных ситуаций.
Итак, товар произведен. А какова его дальнейшая судьба?
Если он создан, о нем должны узнать все люди. Для этого существует реклама (блок «Реклама»). Этот материал вызывает у детей огромный интерес. Они знакомятся с самим понятием «реклама», узнают, какой она бывает, рассматривают рекламу во время экскурсии по городу, на занятиях, самостоятельно придумывают рекламу, исходя из предложения: «Если бы у меня было свое дело».
Логика работы со специальным дидактическим материалом «Деньги. Обмен» ясна: от простого — к сложному, от конкретного — к абстрактному. Изготовление этого материала под силу всем: и родителям, и педагогам. Для этого можно отксерокопировать бумажные денежные купюры, а также можно использовать металлические монетки.
Работа с материалом «Деньги. Обмен» делится на три этапа:
I . Знакомство с денежными знаками. На столе раскладываются в три стопочки бумажные купюры, металлические монетки и таблички, на которых словами и цифрами обозначена стоимость денежного знака.
Задача заключается в том, чтобы правильно определить сумму сдачи.
Чтобы оперировать этим материалом, ребенок должен уметь сравнивать числа в пределах 10, складывать и вычитать круглые числа.
В зависимости от счетных навыков участника занятий задачи можно усложнить: предложить платить не одной, а двумя табличками.
Результаты этого воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственных родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада. в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.
НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 247»
Андронова Елена Геннадьевна
Изменения в системе российского дошкольного образования, обусловленные происходящими социальными реформами, стимулируют развитие новых направлений в содержании воспитания и образования дошкольника. Одним из таких новых направлений следует считать экономическое воспитание детей. Необходимость его обусловлена тем, что в современном социуме дошкольника с ранних лет окружает экономическая среда, он вынужден вникать в суть товарно-денежных отношений, овладевать первоначальными экономическими представлениями, основами экономической грамотности, что безусловно определяет актуальность и значимость экономического воспитания с раннего возраста. Экономика стала необходимым направлением в дошкольном образовании для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка через изучение основ экономической культуры и включение его во «взрослую экономику».
А.И. Китов считает, что с переходом к рыночной экономике в стране выросла потребность в экономических знаниях, на которые раньше не обращали внимание ни в семье, ни в образовательных учреждениях. Ребенок дошкольного возраста приобретает экономические знания из окружающей жизни, которая выступает своеобразной информационной базой.
Исследования современных ученых показывают определяющее влияние экономических знаний на развитие дошкольников, формирование у детей качеств рационального потребителя, который ориентируется на экономическое отношение к собственным и общественным ресурсам. Исследования ученых показывают, предпосылки экономического сознания у дошкольников складываются очень рано, и если они своевременно не развиваются, то возможно проявление негативных сторон в поведении детей, таких как неряшливость, небрежность к вещам, безразличие к испорченным предметам.
Под экономическим воспитанием дошкольников принято понимать целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование элементарных экономических знаний для удовлетворения интересов детей и реализацию их возможностей.
В исследованиях А.Д. Шатовой было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста способны соотносить экономические понятия с определенными жизненными ситуациями, что свидетельствует об ускорении экономической социализации современных дошкольников.
Процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает единство трех компонентов:
1) мотивационный компонент предполагает наличие у детей интереса к экономической сфере жизни, закрепление основных экономических понятий, представлений и умений;
2) информационный блок включает овладение первоначальными экономическими понятиями, понимание основных причинно-следственных связей в области экономики;
3) операционный блок – это элементарные практические умения и навыки в сфере экономических отношений, умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Стоит подчеркнуть, что экономическое воспитание тесно связано с социально-нравственным, которое включает развитие у подрастающего поколения таких ценных качеств, как справедливость, честность, уважение к результатам труда взрослых, бережливость и др. Так, в программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» акцентируется внимание на необходимости обеспечить единство трудовой, нравственной и экономической сторон воспитания, что, в свою очередь, способствует становлению ценностных жизненных ориентиров в дошкольном возрасте. Особенностью данной программы является развитие экономических представлений детей через познавательную деятельность, что позволяет развивать интерес к людям различных профессий, воспитывать бережное отношение к игрушкам и предметам окружения, развивать творческие способности в решении игровых задач. Однако, при формировании экономических представлений следует учитывать, что дошкольники еще не могут самостоятельно создавать социально значимые ценности, а только потреблять то, что делают для них взрослые. Именно поэтому специалисты (Л.Н. Галкина, Л.А. Голуб, Е.А. Курак, Л.А. Михирева, А.Д. Шатова и др.) видят главную цель работы по экономическому воспитанию в формировании бережного отношения к труду взрослых.
Нравственное и экономическое воспитание не могут обеспечить успешный результат без включения дошкольников в трудовую деятельность. Ученые отмечают, чем младше дошкольник, тем теснее должна быть взаимосвязь этих сторон воспитания. Специфика трудовой деятельности заключается в получении результата труда – социально значимого продукта в процессе совместной партнерской деятельности. Разделяет эту позицию Б.Т. Лихачев, утверждая, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в экономическом образовании, поскольку в силу возрастных особенностей позволяет успешно формировать у детей первоначальные представления о морально-правовых аспектах социально-экономических отношений, воспитывать честность, надежность, бережливость, уважение к сотруднику и партнеру.
Элементы экономического воспитания включены в ряд современных образовательных программ дошкольного образования. Так, в примерной основной общеобразовательной программе «Истоки» экономическое воспитание в старших группах реализуется в процессе игровой деятельности детей посредством включения экономических правил и законов в дидактические и сюжетно-ролевые игры, решения проблемных ситуаций воспитательного характера, организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, где есть возможность познакомиться с денежными купюрами, их функциями и денежным оборотом и т.д.
Авторский коллектив примерной основной общеобразовательной программы «Успех» видит актуальность проблемы экономического воспитания в том, что дошкольник в современном мире, где все материальные блага доступны, не сможет самостоятельно освоить эту область знаний, поэтому нуждается в поддержке и руководстве со стороны взрослых. Экономическое образование в программе определяется как дополнительная, чаще индивидуальная или подгрупповая работа в виде игр, творческих проектов с использованием дидактических пособий.
Программа А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» направлена на решение следующих задач:
1. Формирование потребности в экономических знаниях и усвоение основных экономических понятий.
2. Развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности и т.д.
3. Воспитание уважения к людям, умеющим хорошо трудиться и зарабатывать деньги.
4. Сформировать понятие о том, что стоимость продукта зависит от его качества: «труд – продукт – деньги».
Программа, предполагающая комплексное экономическое воспитание детей дошкольного возраста, включает знакомство с трудовой деятельностью как продуктом реализации человеческих потребностей, деньгами и ценами, воспитание разумных потребностей, формирование полезных навыков и привычек в быту. Реализация данного содержания осуществляется, главным образом, через трудовую деятельность детей.
Программа «Экономическое воспитание дошкольников» (Е.А. Курак) решает следующие задачи:
1. Познакомить детей с экономическими понятиями и развивать умение использовать их в повседневной жизни.
2. Формировать бережное отношение к вещам, труду взрослых, материальным благам.
3. Развивать экономические знания детей путем привлечения к трудовой и игровой деятельности.
Основной деятельностью по экономическому воспитанию старших дошкольников в программе представлено познание окружающей действительности и творческая деятельность. Предлагаются готовые конспекты интегрированных занятий по окружающему миру и изобразительной деятельности с целью сообщения экономических знаний дошкольникам.
Программа «Экономика для малышей» нацелена на приобщение детей к миру духовных и материальных ценностей. Автор предлагает поэтапную работу с детьми по освоению экономической грамоты, включающую различные виды деятельности (математика, труд, изобразительная деятельность, развитие речи, окружающий мир, театральная деятельность). В экономическом образовании важную роль автор отводит совместной работе дошкольной образовательной организации с семьей, поэтому программа включает работу с родителями по экономическому воспитанию детей, направленную на приучение детей к бережному отношению к вещам, труду взрослых, деньгам.
Программа «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» содержит авторскую систему экономического воспитания старших дошкольников, реализуемую через амплификацию традиционных видов детской деятельности (игры, труда, конструирования, изобразительной деятельности) с использованием проблемных ситуаций, логических задач, кроссвордов, сказок, пословиц и поговорок на экономические темы.
Педагогический коллектив дошкольной организации может самостоятельно разработать программу дополнительного образования по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе ориентиров требований к ее структуре и содержанию, определенных ФГОС ДО.
Использование в работе разнообразных организационных форм помогает воспитателю сделать процесс экономического воспитания дошкольников интересным, творческим, развивающим и в то же время, доступным.
Особой формой познавательной деятельности является интегрированное занятие по математическому развитию и окружающему миру, где детей знакомят с явлениями социальной жизни и предметным миром.
Цель таких занятий:
— сообщение детям знаний из области финансово-экономических категорий;
— формирование представлений о товаре как результате и продукте человеческого труда, нравственно-трудовых качествах личности;
— знакомство с разными видами рекламы, историей происхождения денег и т.д.
Детей знакомят с функциональным назначение различных профессий взрослых, моделируют их трудовые действия, тем самым происходит приобщение к экономической сфере общественной жизни. В ходе решения логических и арифметических задач у дошкольников повышается интерес к приобретению экономических знаний, что, в свою очередь, побуждает ребенка к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы.
Широко используются сказки с экономическим содержанием, придумать которые достаточно просто, взяв за основу практически любую народную сказку со знакомыми персонажами и сюжетом. Сказка, как известно, является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста знаний, в том числе, экономических, развития предпосылок экономического мышления.
Важнейшим средством формирования экономических представлений дошкольников следует считать игровую деятельность. Игра, как известно, занимает важное место в жизни дошкольника как самостоятельная деятельность. Через игру дошкольники познают и осваивают мир. Приоритетным видом игровой деятельности в жизни дошкольника является сюжетно-ролевая игра, отличительной особенностью которой является ярко выраженный творческий и самостоятельный характер, что повышает ее значимость в процессе овладения экономическими понятиями и умениями. Именно сюжетно-ролевые игры позволяют для ребенка сделать экономику понятной. Дошкольники любят рекламные игры, где можно рекламировать различные товары, подчеркивая их привлекательность и преимущества.
В логических, дидактических и интеллектуальных играх дети уточняют и закрепляют представления о социально-экономических отношениях, получают новые знания, осваивают новые экономические понятия (кредит, ипотека, безнал, расходы и др.). С детьми проводятся не только игры, но и чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, развлечения, драматизации, конкурсы, праздники и др.
Для того, чтобы дети самостоятельно применяли полученные в ходе организованной образовательной деятельности представления, важно грамотно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе. На полках и стеллажах необходимо разместить настольно-печатные экономические игры, предоставить детям образцы монет и бумажных купюр в соответствии с их возрастом, карточки с проблемными ситуациями и задачами по экономике, макеты, ребусы, головоломки, экономическую карту, в которую дети играют, путешествуя. Чем младше дошкольники, тем больше кукольных игрушек должно быть, причем таких, которых они знают: Гном-Эконом, Буратино и т.д.
Важно развивать представления у дошкольников о деньгах и семейном бюджете, доходах и расходах, вместе планировать необходимые покупки. Обычно малыши осознают только наличие игрушек и еды, на остальное родители не всегда обращают внимание, поэтому нужно подводить ребенка к пониманию того, что игрушками и едой не все ограничено. Поэтому крайне необходимо, чтобы детский сад и родители сотрудничали в вопросах экономического воспитания, подчеркивает Л.А. Голуб. Знакомя детей с экономическими понятиями, следует воспитывать чувство ответственности за свои вещи и окружающие предметы.
Таким образом, важность целенаправленной работы детского сада и родителей воспитанников подтверждается тем, что именно семья является первичной средой экономического воспитания ребенка. Чтобы ребенок бережно относился к труду взрослых, игрушкам и предметам, педагоги и родители должны объединить свои усилия в реализации задачи экономического воспитания, прежде всего, собственным примером демонстрировать способы бережного отношения к окружающим предметам, потребляемым ресурсам и разумного расходования материальных средств. Основными формами работы педагогов с родителями являются беседы, письменные и устные консультации, родительские собрания, мастер-классы, создание буклетов, тематических папок по вопросам экономического воспитания детей дома и т.д.
Программа «Экономическое воспитание дошкольников»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Программа дополнительного образования «Экономическое воспитание дошкольников»
Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.
формирование у детей доступных экономических понятий;
воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Этапы реализации программы:
Программа состоит из трех связанных между собой блоков: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”.
1. Труд – продукт – товар.
формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
дать представление о рекламе, о ее назначении;
учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
воспитывать разумные потребности.
формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Условия реализации задач:
программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
успешной реализации программы способствуют:
чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.
Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Время проведения занятий : вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 32 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Формы и методы работы.
К теме “Труд-продукт-товар”
Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
Посуда, книги разного качества (сорта).
Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров).
Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.
Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
“ Портреты” членов семьи.
Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).
Список литературы для детей и родителей.
Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
Список использованной литературы.
Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
Дружные ребята/ Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.
Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.