Шелкография на стекле что это такое
Шелкография на стекле автомобиля. Зачем это нужно? И можно ли сделать своими руками
Многие автолюбители всячески модернизируют свой автомобиль, сделать это можно технически и визуально. К техническому тюнингу можно отнести установку турбин или компрессоров, увеличение мощности или проходимости автомобиля и т.д. А вот визуальный тюнинг это совершенно другое, здесь каждый старается выставить свой автомобиль во «всей красе» – модернизируется цвет, иногда покрывают матовой краской (или пленкой). Однако сейчас появляется возможность украшения стекол шелкографией, и многие водители ее делают на стекла своего железного коня. Не знаете что это такое? Тогда читайте дальше …
Как обычно сначала определение.
Шелкография на стекла (применительно к авто) – это автомобильный (эстетический) тюнинг, который представляет из себя нанесение рисунка на стекла. Делается различными технологиями, начиная от пленки, заканчивая нанесением специальной краски. Таким образом, вы можете перенести практически любой рисунок или надпись, в черно-белых или цветных форматах.
От себя замечу, такой способ является одним из самых прочных нанесения рисунка на стекло.
Что было раньше?
Во многих процессах нанесения рисунков, применяется трафарет. Он уже содержал основной рисунок или заготовку рисунка – делался из бумаги или тонкого дерева.
Но у деревянного и бумажного трафаретов есть большие минусы:
Деревянный – трудно изготовить и править в случае необходимости.
Бумажный – недолговечен, его хватает буквально на пару тройку раз нанесения краски.
Поэтому от этих методов медленно, но верно отказываются, сейчас на смену приходит шелкография.
Принцип нанесения
Это более совершенный способ нанесения изображения. Если хотите то это небольшая «революция». С недавнего времени, начали наносить краску другим методом, так называемый – способ полимеризации ткани. Раньше для этой технологии использовался шелк – отсюда и название – шелкография. Современные ателье уже давно не используют шелка, из-за их дороговизны, сейчас в обиходе находятся искусственные ткани, повторяющие структуру натуральных полотен.
Принцип нанесения прост – ткань пропитывают определенным полимерным составом, который сушится в темном помещении. Далее на это полотно укладывается нужный рисунок из бумаги и облучается ультрафиолетовыми лампами. Высохший полимер заполняет поры, где его прогревают и таким образом он наносится на поверхность. После этого трафарет обязательно нужно промыть.
После того как трафарет готов к нанесению, его укладывают на поверхность и проводят по рамке, специальным приспособлением с краской. Она впитывается в поверхность ткани, после ее нужно продавить дальше специальными валиками или резиновым шпателем, после этого она уже остается на нужной поверхности. Если вы используете несколько оттенков, то вам соответственно нужно несколько трафаретов. Наносятся они постепенно по мере высыхания предыдущего слоя. Нужно отметить, что этот принцип применяется не только на стеклах, но и на футболках, металле и т.д.
Если посмотреть на плюсы шелкографии, то можно отметить – более совершенную технологию, можно наносить яркие цвета, можно делать более «толстые картинки» (больше слоев), что намного оживляет изображение.
Минус, можно отметить только один – разрешение изображения получается не таким четким, если присмотреться, можно увидеть «зерна».
Материалы и краски
При использовании метода шелкографии, используются специальные полимерные краски, они становятся твердыми только посте нанесения на поверхность. Ее сложно удалить (смыть, соскоблить и т.д.), она прекрасно схватывается со стеклом автомобиля, образуя очень прочный слой.
Однако при ее использовании нужно помнить несколько правил:
1) Она наносится только на внутреннюю сторону стекла. Внешнее подвержено природным воздействиям – снег, дождь, солнце.
2) Нельзя ей перекрывать зоны запрещенные ГИБДД (такие как боковые передние и лобовое стекла)
3) Нужно заранее отмечать место, запомните удалить ее не так-то просто, если вдруг вышла какая-то ошибка.
Многие тюнеры наносят таким образом целые картины на стекла машины, однако это могут быть и просто надписи производителя или тюнингово ателье.
В заключении хочется сказать – шелкография может наносится и на заводах изготовителя. Например, это темные стекла от «БОР», которые окантованы темными полосками по краям.
Далее это может быть нанесение даты, марки и производителя на стекле внизу.
Или какие-либо еще декоративные элементы, например у меня на моем Chevrolet AVEO есть задние точки которые идут сверху, смотрим фото.
Сейчас я постараюсь вам показать видео с нанесением такого изображения, это не автомобиль, но принцип одинаков.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Зачем нужна шелкография на стекле?
Черные точки по периметру автомобильного стекла, называемые певучим словом «шелкография»: как их наносят на стекло, и вообще зачем они нужны? Рассказываем. Благо эти черные точки – не черные дыры во Вселенной. Про них все известно!
Начнем с интересного факта про шелкографию. Многие знают или замечали, что она бывает совершенно разной по форме: вдоль стекла с расширением снизу, без расширения, с обрисовкой места крепления зеркала и без нее. Но мало кто знает, что форма шелкографии на стекле одного автомобиля на протяжении жизненного цикла этого автомобиля может изменяться.
Одна из самых распространенных областей изменения шелкографии – область стекла в районе крепления салонного зеркала. А все потому, что здесь же зачастую сосредоточены датчики и камеры. В жизненном цикле одной модели их нередко меняют на опции следующего поколения или другого производителя. Смена опций влечет смену крепежа на стекле под них, а смена крепежа на стекле – смену шелкографии. Иначе в овальном отверстии в шелкографии под старую камеру могут некрасиво оголиться провода новой камеры с прямоугольным отверстием для крепления, например.
Другая функция шелкографии связана с особенностью производства стекол. Особенность такова, что на всех стеклах после «запекания» в печи по периметру остаются искажения в месте контакта стекла с рамой шириной 5–10 см. Шелкография призвана скрыть основную часть этих искажений. Обратите внимание, что не все эти искажения, а лишь их часть. Допуски по искажениям по периметру стекла в видимой зоне все равно остаются. И допустимыми считаются искажения по периметру стекла, выходящие за край шелкографии на 3 см.
Маскировка проводки и заводских допусков искажений на стекле – важные, но не главные функции шелкографии. Главная функция – защита шва герметика от ультрафиолета. Ведь всего за два-три года ультрафиолет способен превратить надежный шов герметика, который крепко и герметично держит стекло на кузове автомобиля, – буквально в труху. Стекло начнет протекать, отслаиваться… Как раз чтобы этого не произошло, на стекло наносят шелкографию, которая выступает для шва герметика неким пляжным зонтиком – не пропускает ультрафиолет, уберегая шов герметика от разрушающих его солнечных ванн.
О функциях шелкографии поговорили. А как ее наносят на стекло? Процесс нанесения несложен – это просто напыление по трафарету. А вот краска для напыления используется специальная: керамическая, полимеризующаяся при высоких температурах и ничем ее не смоешь. Кстати, шелкографией является значок и производителя автомобиля, и производителя стекла. Поэтому, если вдруг на Вашем стекле «полез» значок производителя стекла или производителя автомобиля после дождя и даже после мойки с самой жесткой химией, будьте уверены: стекло – подделка.
Отличить поддельное стекло по шелкографии на месте, при покупке стекла, не очень сложно. Самопал будут выдавать менее резкие края и общие очертания рисунка, неаккуратные окошки под VIN и опции на стекле. Чтобы не рисковать при выборе и при покупке стекла, следуйте одному простому совету: избегайте сомнительных мест покупки. Неизвестных интернет-магазинов с бросовыми ценами, рынков, развалов, гаражей, частников, продающих стекла… Сегодня спрос требует низких цен, и мошенники пользуются этим с удовольствием. И согласно нашим наблюдениям довольно успешно. Мы регулярно демонтируем поддельные стекла с автомобилей наших клиентов.
Зная эту особенность рынка (кстати, не только российского), мы не закупаем стекла для наших клиентов через посредников, а работаем только напрямую с заводами – производителями оригинала: в России, Европе, во всем мире. Если Вы ищете именно качественное, фирменное стекло, а не подделку – обращайтесь!
Шелкография на стекле — новый элемент автомобильного тюнинга
На сегодняшний день шелкография на стекле активно используется в мире автомобильного тюнинга, она представляет собой некий рисунок, нанесенный на стекло при помощи специальной пленки.
Благодаря шелкографии на стекло можно нанести почти любое изображение с большим диапазоном цветов.
Что нужно для шелкографии
Для шелкографии нужен трафарет – это вырезанный на экране рисунок, он изготавливается из дерева или толстой бумаги.
Краска продавливается через вырезанное изображение и остается на поверхности.
Создание трафаретов
Создание деревянных трафаретов очень сложный и долгий процесс. А хватает бумажного трафарета только на несколько раз, потому что для такого вида нанесения изображений используется не жидкая краска.
Профессионалы для производства трафарета используют другой эффективный метод – полимеризацию ткани.
Несколько лет назад использовали исключительно шелк. Сейчас же пользуются тканью из искусственных волокон, её пропитывают полимерным раствором и высушивают в полной темноте.
Затем на ткань особым образом накладывают необходимый рисунок и облучают ткань ультрафиолетом.
Полимерный материал застывает и попадает в поры ткани. После этого трафарет отмывается от краски.
Процесс шелкографии
Теперь трафарет готов к использованию, его размещают на поверхность стекла и специальным механизмом с краской проводят по экрану.
Краска быстро впитывается в структуру ткани, потом проводят резиновой рамкой, она продавливает краску и сохраняет рисунок на стекле.
Если изображение имеет несколько цветов, то используют несколько трафаретов, на каждом находится определенный цвет.
Особенности нанесения краски
Шелкография позволяет наносить на автомобиль рисунки толстого слоя, разнообразных, ярких цветов. Но, этот способ не позволяет наносить изображения высокого разрешения.
Для качественного нанесения рисунка на стекло автомобиля, следует применять специальную краску, которая полимеризуется и застывает сразу после нанесения.
Эта краска имеет прекрасные показатели сцепления со стеклом, она трудно смывается и не отделяется от поверхности.
Наносить рисунок необходимо изнутри, то есть с салона, а не с улицы, чтобы краска была защищена от механических повреждений.
На заводе путем шелкографии наносят черную полосу по краю стекла, чтобы клеящее вещество было под надежной защитой от разрушений.
Но, в качестве дополнительного декоративного элемента на заднее стекло можно нанести красивый рисунок, логотип автомобиля или рекламу своей компании.
Очень важно, чтобы такая декорация не влияла на безопасность вождения транспортного средства и не закрывала обзор водителю.
Шелкография на стекле — интересный способ декора
Особый интерес для разных сфер производства и рекламы представляет перспективное направление — шелкография на стекле. Благодаря низкому давлению на поверхность декор без труда переносится на этот тонкий, хрупкий материал. Слой краски отличает повышенная кроющая способность, можно заполнять поверхности с шероховатой и рельефной фактурой. Графика и рисунки получаются четкими, оттенки — сочными.
Шелкография — усовершенствованный вид трафаретной печати. Ее особенность — использование сеток уменьшенной толщины из полиэфира, нейлона или разных металлов. Нити расположены достаточно плотно, что обеспечивает высокую степень детализации рисунков. Технологию используют для обработки поверхностей из дерева, керамики, металла, текстиля.
Термин «шелкография» на английском языке — silk screen printing, что означает печать «шелковым ситом».
Раньше в своих статьях мы уже рассматривали шелкографию. Общие сведения об этом способе печати и инструкцию по самостоятельному нанесению рисунка можно найти в этой статье. А описание красок для шелкотрафарета — здесь.
Декор стекляных поверхностей с помощью шелкографии
Древние технологии в современной интерпретации
Шелкотрафареты были известны древним жителям Месопотамии и Финикии — стран, в которых зародилась эта технология. Финикийцы изобрели способ переноса рисунка с помощью матриц, удерживающих краску. Он мало походил на современную шелкографию на стекле, но послужил ее отправной точкой. Через тысячелетия, в конце XII — начале XIII веков, произошел технологический прорыв в этой сфере, и способ печати стал больше походить на современный.
Мастера Камакуры, города на японском острове Нипон, научились украшать доспехи со сложным рельефом. Они использовали нитяные сети, на которые наклеивали декор. Полотно фиксировалось на деревянной раме. Затем через него печатники наносили красящие пигменты с помощью тампонов.
Попав в Европу в период Средневековья, шелкотрафаретная печать быстро распространилась среди ремесленников. Но только в 1907 году запатентовали важнейшую для развития технологии методику работы резиновыми ракелями — ножами, распределяющими красящий слой по матрице. Они продавливали пигмент сквозь открытые участки на шаблоне и значительно упрощали работу печатников.
Современные плоские машины для шелкографии наносят декор размером 120х180 см и более на самые разные материалы.
Современная шелкография — безграничное поле для дизайна
Суть технологии нанесения изображений
Базовый принцип шелкотрафаретной печати на стекле или зеркалах — продавливание красящего вещества через сетчатую матрицу и последующее запекание рисунка. Матрица-форма для печати представляет собой комбинацию шаблона и сетки.
От вида технологического процесса зависит:
Базовая технология нанесения шелкографии на стекла включает такие этапы:
Качество результата определяет линиатура. Это число нитей в сетке на сантиметр длины, а также толщина, степень открытости. Чаще всего используют сетки с линиатурой 90—120 нитей на сантиметр. Разбег параметра составляет 10—200 нитей на сантиметр.
Процесс требует опыта и квалификации работников печатного цеха
Краски, трафареты и оборудование для шелкографии на стекле
Технология предполагает использование специфической краски — по стеклу в шелкографии работают полимерными составами:
Керамические однокомпонентные составы — самый популярный вариант. Они устойчивы к механическому воздействию, влаге, УФ-лучам и могут наноситься на уличные конструкции.
Керамокраски используются в широкоформатной полиграфии, а также для работ по стеклу на автомобилях, мебели и бытовой технике, витринах. Их впекают в поверхностный слой с помощью термозакалки или моллирования (формовки с получением блестящих стекол). Для декоративных целей пригодны УФ-пигменты.
Производители предлагают инновационные комбинированные краски. Они состоят из двух компонентов и высушиваются под УФ-лучами. У них оптимальное соотношение механической стойкости, а также скорости/простоты нанесения — при условии тщательной подготовки поверхности.
Натянуть сетку для шелкографии на рамку можно даже вручную
Преимущества шелкографии на стекле
Метод шелкотрафаретной печати:
Стекла с шелкографией выглядят эстетично, задерживают часть ультрафиолета от солнечных лучей. Возможны декоративные имитации — например, под бархат.
Рисунок на стекле выглядит изыскано и стильно
Область применения
Печатная технология применяется для обработки и декорирования:
Отдельное популярное направление — шелкографическое декорирование автомобилей. На внутреннюю сторону стекла наносят цветные или монохромные изображения. Для тюнинга используют специальные ткани, трафареты, полимерные и УФ-краски. Технологию применяют и в производстве — для предупреждающих надписей, окантовки.
Смотрите на видео, как делают шелкотрафарет по стеклу:
Что такое шелкография на стекле автомобиля, как её нанести и удалить с поверхности
Стремление каждого автомобилиста как-то выделить свою машину из общего потока вполне закономерно. Многим интересно экспериментировать, добавлять что-то новое и оригинальное.
Довольно часто проводятся кузовные работы. Устанавливаются аэродинамические элементы, меняются оригинальные бампера, перекрашивается полностью кузов или только его части. Но нанести декоративный слой можно и на стёкла машины.
Популярная технология нанесения рисунком на автостёкла носит называние шелкография. Причём использовать такой метод можно на всех стёклах, включая лобовое.
Что это такое
Шелкографией называют технологию нанесения рисунков и узоров на различные поверхности с помощью специальных красок.
Некоторые не могут понять, в чём связь между шелкографией на стекле автомобиля и самим названием технологии, ведь шёлк не имеет к технике нанесения никакого отношения. Здесь всё предельно просто. Для этого нужно лишь заглянуть в историю.
Технологию трафаретного нанесения рисунков освоили ещё во времена Древнего Китая. Причём уже тогда она получила очень широкое применение. Но в то время трафаретные рисунки наносили только на шёлк. Отсюда и соответствующее название.
Как только технология стала доступной в странах Запада, она существенно расширилась, область применения стала значительной. Тогда, помимо шёлковых изделий, рисунки начали переносить на дерево, металл, керамику, бумагу, стекло и прочие материалы.
Другое распространённое название шелкографии — это трафаретная печать.
Не удивительно, ведь для шелкографии требуется использовать заранее подготовленный трафарет. Это вырезанный из того или иного материала узор. Обычно применяется древесина или бумага высокой плотности, полимеризованные ткани и пр.
Наиболее распространённым вариантом шелкографии является затемняющая полоса в верхней части лобового стекла, а также аналогичные полосы на боковых окнах и заднем стекле. Но некоторые автомобилисты идут дальше, предпочитая целые экспозиции, картины на стёклах. Разумеется, наносить их на лобовое стекло не разрешено. А вот украсить другие окна вполне даже допускается.
Разновидности шелкографии
При обработке стёкол на авто достаточно активно применяется шелкография.
Фактически существует 2 варианта нанесения:
Если с завода затемняющей полосы на лобовом стекле или боковых окнах не предусмотрено, не страшно. Опытные специалисты могут это сделать на уже выпущенном с конвейера автомобиле.
Технология нанесения
Отдельно стоит узнать, как осуществляется подобное нанесение рисунков и изображений.
В гаражных условиях полноценная шелкография, выполненная на стекле автомобиля, недоступна. Можно лишь сделать имитацию своими руками, изготовив трафарет и обработав поверхность краской
В условиях специализированной автомастерской применяются особые полимерные краски, изготовленные по шаблону или по индивидуальному заказу трафареты, с последующей термической обработкой. Это позволяет краске проникнуть в структуру самого стекла. Полимеризация способствует созданию устойчивого и долговечного покрытия.
Что же касается нанесения рисунков на стекле автомобиля своими руками, то такая технология как шелкография применяться самостоятельно не может. Для трафаретной печати требуется специализированное оборудование.
Правильная технология предусматривает нанесение изображений именно с внутренней стороны стекла, что позволяет защитить покрытие от воздействия осадков, высоких и низких температур, влаги и механических повреждений.
Хотя бывает часто и так, что рисунок наносят на внешнюю сторону лобовой стеклянной конструкции машины. Как именно обрабатывать стекло и с какой стороны, решается в индивидуальном порядке с владельцем авто.
Если говорить про задний рисунок, наносимый на заднее стекло, то здесь строгих ограничений нет. У лобового изображение не может занимать более 14 см. по ширине в верхней части. Для боковых стёкол до 30% от общей площади поверхности.
Сам процесс нанесения изображений методом трафаретной печати, то есть шелкографии, состоит из нескольких этапов:
Если необходимо нанести многоцветное изображение, тогда вся процедура повторяется с нуля, используя новый трафарет. Перед нанесением нового слоя предыдущий должен обязательно высохнуть.
Технология кажется достаточно простой. Но в действительности реализовать её своими руками, не имея специального оборудования, невозможно.
Что важно знать перед шелкографией
Прежде чем решиться на нечто подобное, учтите несколько важных моментов.
Здесь речь идёт о таких нюансах:
Как вы понимаете, шелкография в современном её исполнении никакого отношения к самому материалу шёлк не имеет. Это просто устоявшийся термин, связанный с историей происхождения трафаретной печати.
Как удалить рисунок
Частый вопрос среди тех, кто не соблюдал правила нанесения изображения либо же слишком поспешил с выбором. Картинка надоела или начала мешать. И потому автомобилист решил снять слой краски с автостекла. Проблема лишь в том, что просто так убрать рисунок не получится.
Вне зависимости от того, наносится трафаретная печать снаружи или изнутри стекла, первым делом автолюбители пытаются воспользоваться растворителями. Да, если это был обычная краска и имитация шелкографии наносилась в гаражных условиях, растворитель должен помочь.
Но профессиональная технология трафаретной печати предусматривает использование полимерных красок. С ними растворитель справиться не сможет. Это обусловлено высокими показателями адгезии. Полимерный состав вступает во взаимодействие со стеклом, как бы проникает внутрь. Пусть и проникновение затрагивает доли миллиметра, этого достаточно для создания очень прочной связи.
Если рисунок был нанесён недавно и вы решили его удалить, попробуйте воспользоваться растворителем К2.
Такое средство часто помогает на ранних стадиях, когда полимеры ещё не успели плотно соединиться со стеклом.
Но при длительном нахождении изображения на стекле при удалении растворителем и другими средствами, включая механические, на поверхности останется мутное пятно. Это говорит о повреждении внешнего слоя стекла. Решить проблему можно путём метода глубокой полировки, хотя минимальный слой стекла просто удалится. Альтернативным выходом из ситуации станет полная замена стекла.
Вот почему решение о нанесении трафаретной печати на автомобиль, особенно на лобовое стекло, нужно предварительно и очень тщательно обдумать. Лучше проконсультируйтесь у специалистов, узнайте все нюансы процедуры, сопоставьте свои пожелания с требованиями ГОСТ.