Шелковый путь что это такое

Великий Шелковый путь

Великий Шелковый путь – это самый знаменитый торговый маршрут в истории человечества. Когда-то по нему проходили купцы от берегов Тихого океана до Средиземного моря. На протяжении пути в пространстве и времени рождались, расцветали и умирали города и целые цивилизации. Немало кровавых и жестоких войн, пожарищ, мора и голода видели древние города, расположенные вдоль Великого Шелкового пути.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

О Великом Шелковом пути говорят много и сегодня. Более того, это название стало брендом, которым активно пользуются турфирмы. Но мало кто знаком с подлинной историей Шелкового пути. Она весьма интересна и содержит множество значимых фактов.

История Великого шелкового пути

Начало Великого шелкового пути относят ко II веку до нашей эры, когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э. путь из Европы в страны Азии обрывался у границ Китая, т.к. горные хребты Азии – Каракорум, Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Гималаи, Гиндукуш, – скрывали древнейшую и богатую китайскую цивилизацию от всего мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Страны и города на Великом Шелковом Пути

Великий Шелковый путь города включал в себя самые разные и, более того, существовало несколько вариантов маршрута. Наиболее известный путь проходил из западной части Китая через нынешний казахстанский город Алма-Ата. Также был маршрут через Киргизию. После этого торговцы шли через Самарканд, Бухару, Мерв и вдоль Каспийского моря к Средиземному морю. Существовал и менее популярный маршрут по пустыням: через западную часть Казахстана к нижней Волге и далее к Черному морю.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Данные торговые пути существовали со второго века по пятнадцатый включительно. При этом Шелковый путь никогда не являлся единым целым. Все товары с одной части света в другую доходили через посредников. Всего несколько раз за всю историю Шелкового пути маршруты полностью контролировались одни государством. Было это в шестом веке при Тюркском каганате, при Монгольской империи в тринадцатом веке и при империи Тимура в четырнадцатом веке.

Важным достижением Великого Шелкового пути стало то, что благодаря разработанным маршрутам появилось множество городов в Азии, были построены дороги, гостиницы, склады и многое другое. Многие города были созданы специально для путешественников. Во время остановки им удавалось сменить уставших в дороге животных, нанять охрану, разгрузить товары. Также именно благодаря средневековым торговцам возникли чеки: купцам было удобно сдавать деньги под расписку, а уже в другом городе получать деньги от доверенного лица.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Невостребованным Великий Шелковый путь стал в пятнадцатом веке, в эпоху развития мореплавания. На кораблях гораздо быстрее удавалось доставить грузы из Азии в Европу через Персидский залив. Первыми, кто начал доставлять грузы морем стали арабы, а уже потом путь в Азию открыл Васко да Гама.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Сухопутные маршруты перестали пользоваться популярностью, а Средняя Азия больше не являлась перекрестком цивилизаций. Тем не менее, осталось множество свидетельств периода расцвета. Когда-то по маршрутам Азии следовали огромные караваны слоновой кости, золота мехов и прочего. За счет торговых связей сблизились культуры и народы. В результате, была создана история, которая предшествовала настоящему.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Товары Великого Шелкового Пути

Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы. Они произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением. Высоко ценились в Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Из Центральной Азии вывозились верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло. Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. А также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.

Из Китая же караваны везли на Запад знаменитую китайскую фарфоровую посуду – вазы, чаши, бокалы, блюда, снежной белизны с изящными рисунками. Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы. Вывозились также бронзовые украшения и другие изделия из этого металла, бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из знаменитого китайского лака, лекарства, парфюмерия.

Великий Шелковый Путь сегодня

Проследовать Великим Шелковым путем – это значит пересечь Среднюю Азию одним из множества маршрутов. И если отправиться хотя бы по одному из них, то удастся повторить легендарный путь древних купцов. Хотя на самом деле это всего лишь торговые пути, но в дороге удастся увидеть много достопримечательностей и участвовать в таком удивительном мероприятии, как пройти Великим Шелковым путем.

Источник

Роль Великого шелкового пути

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Само название «Великий шелковый путь» впервые предложил в XIX в. немецкий историк К. Рихтгофен в книге «Китай». Однако шелк из Китая в страны Средиземноморья попадал уже в 1-м тысячелетии до н. э. В 138 г. до н. э. китайский император послал своего сановника Чжан Цяня с дипломатической миссией на север, где его захватили в плен кочевники хунну. Он сумел бежать от них только через десять лет и направился дальше на запад. Первым из китайцев Цянь побывал в Средней Азии, увидел там прекрасных лошадей, понял, каким спросом пользуются китайские товары, и в 126 г. до н. э. вернулся к императору с докладом и предложением наладить прямые торговые связи.

В 121 г. до н. э. через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня к Ферганскому оазису двинулся первый караван, груженый шелком и бронзовыми зеркалами. Это было начало Великого шелкового пути.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

На этом пути имелось два маршрута. Южный шел из Северного Китая через Среднюю Азию в север Индии на Ближний Восток, а северный был проложен через Памир и Приаралье на Нижнюю Волгу и к Черному морю. Оба маршрута были связаны промежуточными путями.

Во времена Античности с регулированием этой системы справлялись четыре империи — Римская, Парфянская, Кушанская и китайская империя Хань. Когда они стали распадаться, в III—VI вв., Великий шелковый путь начал приходить в упадок. Положение стало улучшаться в конце VI в.

Более всего Шелковый путь процветал в VII — первой половине VIII в. В XIII в. Чингисхан разорил многие города, но Монгольская империя еще какое-то время регулировала эти маршруты.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

В конце XIV в. этим же маршрутом прошел Тамерлан со своим войском, а его преемники не справились с обеспечением безопасности пути. В XV в. активизировалась морская торговля. Один большой корабль мог перевезти столько же грузов, сколько караван из тысячи вьючных животных, и морем до Китая добирались в два раза быстрее, чем по суше. Великий шелковый путь постепенно пришел в упадок. Однако караванная торговля между Средней Азией и Китаем продолжалась вплоть до XVIII в.

В настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению Великого шелкового пути. Огромную роль играет в этом Транссибирская магистраль, связывающая Москву с Дальним Востоком. В 1990 г. ввели в строй первую смычку между Китаем и СССР (теперь Казахстаном). 11 января 2008 г. между Китаем, Монголией, Россией, Беларусью, Польшей и Германией было принято соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения между Пекином и Гамбургом. В 2013 г. введена в строй вторая смычка между Транссибом и железными дорогами Китая. Время транзита из Китая в Германию по этому маршруту составляет 11—15 дней, примерно на 20 дней меньше, чем по морю. Кроме того, Китай предложил концепцию Нового шелкового пути под лозунгом «Один пояс и один путь», в рамках которой разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Дороже золота

Шелк не просто красив, он обеспечивал гигиену: в шелковых вещах не заводились вши. В Европе он ценился дороже золота, и китайцы строго оберегали свой промышленный секрет. Шелковые нити получали и получают из коконов тутового шелкопряда. Вывозить его кладки из страны воспрещалось под страхом смертной казни. Тем не менее в I—II вв. шелководство проникло в Среднюю Азию, а в V в. — в Иран.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

В VI в. из-за войн между Византией и Ираном пути поступления шелка в Европу были перерезаны. И тогда император Юстиниан Великий поручил двум монахам доставить драгоценных шелкопрядов в Константинополь. Они спрятали яйца бабочек в выдолбленные посохи и привезли их за тысячи километров из страны Серинды, которая была либо Китаем, либо Средней Азией.

Источник

Шёлковый путь и китайская экспансия

Китай давно претендует на куда более значительную роль, чем та, которую он сейчас играет в мировой политике и экономике. Хотя и сейчас китайская экономика является одной из наиболее динамичных и стремительно развивающихся, на КНР приходится около 15% мирового ВВП (это третье место после Евросоюза и США), Пекин стремится укрепить позиции страны еще больше. Один из способов укрепления позиций Китая – реализация концепции «Один пояс – один путь» или просто концепции «Нового шелкового пути».

О концепции «Один пояс – один путь» Си Цзиньпин объявил еще в 2013 году. Уже сейчас ясно, что эта концепция стала основой, направляющей внешнюю политику КНР на ближайшие десятилетия. К 2049 году, столетию Китайской Народной Республики, страна должна прочно закрепить свои позиции в качестве мирового лидера. Эту цель ставит руководство КПК и она, судя по всему, действительно может быть достигнута. В рамках достижения этой цели Китай строит отношения с государствами Евразии, опираясь на концепцию «Один пояс – один путь». В первую очередь, Китай заинтересован в развитии отношений со странами Центральной Азии, Кавказа, Восточной Европы.

На самом деле, идея объединения вокруг Китая менее развитых в экономическом отношении государств возникла давно, еще во время правления Мао Цзэдуна. Председатель Мао разделял тогдашний мир на «первый мир» (капиталистические страны Европы, США), «второй мир» (социалистический лагерь) и «третий мир» — развивающиеся страны. Китай, согласно концепции Мао, должен был возглавить движение стран «третьего мира», противостоящих США, Европе и Советскому Союзу. Сейчас Советского Союза уже нет, а Россия – не конкурент Китаю. Главная задача Пекина – «перегнать» Соединенные Штаты, и для реализации этой задачи КНР и стремится завязать отношения с как можно большим количеством государств мира. Евразийские страны интересуют Китай, в первую очередь, из соображений обеспечения экономических коридоров в Европу. В перспективе именно с Европой Китай будет развивать отношения, конкурируя с США за европейский рынок. Но для этого потребуются экономические коридоры, по которым китайские товары будут направляться в страны Евросоюза. Для строительства таких коридоров и предусматривается возвращение к концепции шелкового пути – из Китая через Центральную Азию и Кавказ – в Восточную Европу и далее – в Западную Европу.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Сама идея Нового шелкового пути – это стремление реконструировать Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н. э. Важнейший торговый маршрут древности и средних веков, Великий шелковый путь проходил через многие страны Азии и Восточной Европы. Однако тогда шелковый путь был лишь торговым транзитным путем из Китая в Европу, а Новый шелковый путь рассматривается как инструмент укрепления влияния Китая на другие государства. С помощью Нового шелкового пути Пекин стремится модернизировать всю экономическую и торговую систему Евразии. Естественно, в первую очередь это преобразование затронет страны Центральной Азии – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Здесь уже сейчас активно работают китайские дипломаты и коммерсанты, крепнут связи между Пекином и бывшими советскими республиками Центральной Азии.

Китай приступил к организации всемирной системы транспортных коридоров, которые, по задумкам китайцев, должны соединить Китай со всем миром – странами Средней Азии, Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Океании. В рамках Нового шелкового пути планируется строительство автомобильных и железных дорог, открытие морских и воздушных путей, прокладка трубопроводов, линий электропередачи. Китай планирует вовлечь посредством Нового шелкового пути в орбиту своего влияния 4,4 млрд человек – больше половины современного населения Земли.

К развитию сухопутных направлений Нового шелкового пути Китай относит: 1) строительство железнодорожных путей в Грузию, Азербайджан, Иран, Афганистан, Пакистан, Непал, Индию, Мьянму, Таиланд и Малайзию. Идея строительства мощного железнодорожного пути включает в себя создание тоннеля под проливом Босфор, организацию переправ с помощью паромов через Каспийское море. Северный коридор в Европу пойдет через территорию Казахстана и России, центральный коридор – через Среднюю Азию и Кавказ — Азербайджан и Грузию, а южный коридор имеет другое направление – через Индокитай и Индонезию к Индийскому океану и далее – к странам Африканского континента, на которые Китай уже распространил свое политическое и экономическое влияние. Эти пути должны связать всю Азию, но главной задачей остается обеспечение бесперебойной связи Китая с другими странами континента.

О том, как проект Нового шелкового пути влияет на мировую политику, лучше всего свидетельствует современная ситуация на Ближнем Востоке. Изначально Китай планировал организацию экономического коридора через Иран и далее – через Ирак и Сирию к Средиземному морю. То есть, Сирия рассматривалась как очень важное звено в системе шелкового пути. Однако этот путь обходил Турцию – важного игрока ближневосточной политики. В Анкаре давно строили свои планы относительно роли Турции в экономическом обмене между Китаем и Европой, но строительство экономического коридора через Сирию оставляло бы Турцию на периферии Нового шелкового пути. Китай не был заинтересован в том, чтобы организовать сообщение через Турцию еще и потому, что Турция всегда играла ключевую роль в поддержке уйгурских сепаратистов, действующих в Западном Китае (исторический регион Восточного Туркестана, ныне – Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Кроме того, строительство коридора через Сирию представлялось китайскому руководству более выгодным и в экономическом отношении.

Для того, чтобы планы по организации сирийского коридора не могли осуществиться, требовалось раскачать политическую ситуацию в Сирии до такого состояния, чтобы любой транзит через территорию этой страны не представлялся возможным. Война в Сирии стала прекрасным способом блокировки проекта «Один пояс – один путь» на средиземноморском направлении. Со времени «революций» в странах Северной Африки и Аравийского полуострова — т.н. «Арабской весны» — прошло почти семь лет, однако ситуация в Сирии не стабилизируется. Война стала затяжной, а действия вооруженных группировок делают невозможными любые попытки по строительству сухопутных путей через эту страну. Можно сказать, что оппоненты Китая добились своей цели – строить коридор через Сирию сейчас невозможно.

Какой путь остается у Китая? На смену сирийскому коридору приходит коридор из Средней Азии (Казахстана и Туркменистана) через Каспийское море в Азербайджан и далее – в Грузию, в Батуми, а затем – в Черное и Средиземное моря. Китай проявляет большую заинтересованность в развитии экономических отношений с Грузией и Азербайджаном, что свидетельствует о далеко идущих планах Пекина в отношении этих закавказских республик. В свою очередь, и Азербайджан, и Грузия также заинтересованы в пропуске китайского коридора через свои территории, поскольку это позволит им существенно улучшить свое экономическое положение, в том числе за счет строительства инфраструктуры и привлечения инвестиций.

В начале 2018 года вступает в силу договор Тбилиси с Пекином о свободной торговле. Аналогичное соглашение действует у Грузии и с Евросоюзом. При этом Тбилиси, несмотря на давние противоречия во взаимоотношениях с Москвой, стремится получить дивиденды и от сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, в партнерские отношения с которым вовлечен проект «Один пояс – один путь».

В развитии отношений с Китаем заинтересован и ряд стран Восточной Европы. Постепенно восточноевропейские политики начинают понимать, что в Евросоюзе им в любом случае будет уготовано второстепенное место. Позиции стран Восточной Европы не учитываются европейскими «тяжеловесами» при обсуждении даже самых важных вопросов, например – размещения мигрантов. Фактически страны Восточной Европы, Балканского полуострова рассматриваются Евросоюзом как ресурсные территории, с которых можно черпать дешевую рабочую силу. Кроме того, вхождение этих стран в Евросоюз и НАТО всегда рассматривалось как профилактика распространения на них российского влияния. США и Западная Европа в 1989-1990 гг. не для того одержали серьезнейшую победу над СССР, вытеснив Москву из Восточной Европы, чтобы сдать затем свои позиции.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Очень активную роль в развитии взаимоотношений Китая и стран Восточной и Центральной Европы играет Венгрия. Будапешт – современный «диссидент» Евросоюза. Мы знаем, что по ряду принципиальных вопросов Венгрия занимает отличную от Евросоюза позицию. Это касается и миграционной политики, и отношения к однополым бракам, и санкций против России. Не удивительно, что Будапешт стремится развивать все более активные взаимоотношения с Китаем. Недавно в Будапеште прошел саммит «16+1» — шестой по счету. Участие в саммите традиционно приняли представители Китая. Что такое «16+1» — это шестнадцать государств Восточной и Центральной Европы, Балканского полуострова – Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Хорватия, Словения, Черногория, Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия, Польша, Латвия, Литва и Эстония. Плюс один – это плюс Китай. Многие участники саммита – члены Евросоюза и НАТО, но они не скрывают своего желания сотрудничать с Китаем. Для Пекина это – очередная дипломатическая победа, а для Брюсселя – повод для беспокойства.

Растущее влияние Китая на страны Восточной и Центральной Европы не может не беспокоить руководство Евросоюза. Во время «холодной войны» Китай практически не имел влияния на страны Восточной Европы, находившиеся под советским патронажем. Некоторое время Пекин сотрудничал лишь с Албанией, Румынией и Югославией. В 1990-е годы Восточная Европа попала под политическое и экономическое влияние США и Евросоюза. Однако сейчас ситуация меняется кардинальным образом.

Шелковый путь что это такое. Смотреть фото Шелковый путь что это такое. Смотреть картинку Шелковый путь что это такое. Картинка про Шелковый путь что это такое. Фото Шелковый путь что это такое

Пекин привлекает страны Восточной Европы обещаниями многомиллиардных инвестиций в развитие национальных экономик. В первую очередь, речь идет о вложениях в развитие транспортной инфраструктуры, модернизации энергетики. Инвестиции – это не только деньги и новые возможности, это еще и новые рабочие места, а проблема безработицы в большинстве стран Восточной Европы и Балканского полуострова стоит очень остро. Поэтому региональные лидеры относятся к китайскому проекту весьма благосклонно.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан даже отметил, что Китай может предоставить странам Восточной и Центральной Европы такие возможности, которые невозможно реализовать, опираясь лишь на одни ресурсы Евросоюза. И это действительно так. Ключевые игроки Евросоюза – Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды – уже не в состоянии финансировать решение многочисленных проблем стран Восточной Европы, Балканского полуострова. Более того, они всерьез и не беспокоятся о решении этих проблем, что наглядно продемонстрировала история с размещением мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которая стала причиной серьезных противоречий между руководством Евросоюза и странами Восточной Европы. Китай уже вкладывает в страны Восточной Европы миллиарды долларов и суммы инвестиций будут только расти.

Естественно, что в Брюсселе таким поведением восточноевропейских государств не очень довольны. Но что можно сделать? Мир меняется, а Китай играет в этих изменениях очень большую роль. Все больше стран начинает понимать, что ориентироваться на Китай в текущей мировой политической и экономической ситуации куда выгоднее, чем оставаться вечными сателлитами США и Евросоюза. Еще больше руководителей Евросоюза пугает тот факт, что и западноевропейские (здесь речь идет о политическом и культурном понятии «Западная Европа») страны все больше интересуются развитием взаимоотношений с Китаем. Например, Австрия высказывается за то, чтобы китайский «Новый шелковый путь» обязательно проходил через ее территорию, прекрасно понимая все выгоды и позитивные последствия этого шага.

Мы видим, что Китай методично и успешно идет к достижению своей цели – распространению своего экономического, а затем и политического влияния на страны Азии, Европы и Африки. «Новый шелковый путь» — лишь один из способов расширения этого влияния. Но на что могут решиться Соединенные Штаты в попытках не допустить утверждения китайского «господства»?

Источник

Великий Шёлковый путь

Более двух тысяч лет назад в Евразии появилась дорога, соединявшая абсолютно непохожие друг на друга европейскую и азиатскую цивилизации. Великий Шёлковый путь позволил множеству народов получше узнать своих соседей, наладить торговлю, познакомиться с новейшими религиозными и философскими учениями и завязать дипломатические отношения с самыми далёкими странами.

Происхождение названия

Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен. Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. э., при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах. Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.

Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.

Географическое положение

Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:

Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.

За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т. д.

История Великого Шёлкового пути

С давних времён европейская и восточная цивилизации стремились наладить взаимную связь и выстроить некий конструктивный диалог. В древности это было сделать весьма сложно из-за элементарного отсутствия проторённой дороги, связывавшей две стороны света. Одним из первых европейцев, глубоко внедрившихся на восток, был Александр Македонский. В IV веке до н. э. его войска проложили путь из Южной Европы в страны Средней Азии, по которому позже часто путешествовали жители Греции и Рима.

Встречное движение шло и с восточной стороны. Во II веке до н. э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь занимался поиском пути в страны Средней Азии из Китая. Проложенный им путь как бы соединился с дорогой, пройденноё Александром Македонским. В результате возникла огромная единая дорога, проходившая через всю Азию.

В целом, можно сказать, что в конце II века до н. э. множество отдельных сегментов наконец стали единой разветвлённой сетью дорог. Помимо дорог, проложенных Александром Македонским и Чжан Цзянем, в состав Великого Шёлкового пути входили:

Долгое время Великий Шёлковый путь был одной из самых удобных и безопасных дорог. Крупные и сильные государства, по территории которых он проходил, были заинтересованы в защите правопорядка на своих отрезках дороги. Одними из главных держав, контролировавших движение по Великому Шёлковому пути были Парфянская и Кушанская империи. Вместе эти державы занимали области современных Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана, Северной Индии и Таджикистана. Однако в III веке н. э. обе эти империи пали и огромные территории, на которых правили парфянские и кушанские цари, оказались разбитыми на множество мелких царств и княжеств. Правители этих новых небольших государств не обладали достаточной силой и авторитетом, чтобы навести порядок на Великом Шёлковом пути. В итоге, на мирных жителей, обитавших вокруг редких оазисов, и путешествующих купцов стали постоянно нападать кочевники — кидани, аланы и гунны. Вторжение этих племён в Среднюю Азию было одним из важных событий такого процесса как Великое переселение народов. С каждым годом число воинственных кочевников увеличивалось. Очевидно, в этот период наблюдался сильный спад торговли на всём протяжении Великого Шёлкового пути.

Обстановка несколько стабилизировалась после возникновения в V веке в Средней Азии мощного Эфталитского государства, правители которого взяли под свой контроль большой отрезок Великого Шёлкового пути. В этот период началось возрождение многих торгово-ремесленных центров и торговли. Несмотря на то, что через какое-то время эфталиты были разбиты Тюркским каганатом, оживлённая торговля продолжалась, хотя уже и под контролем другого народа.

Но вскоре стабильность на протяжении всего Великого Шёлкового пути снова оказалась под угрозой из-за столкновения интересов Византии и Сасанидского Ирана, стремившихся установить своё влияние в Средней Азии. Противостояние двух держав вылилось в целую череду византийско-иранских войн, шедших в период с 420 по 628 год. В ходе этих конфликтов ни одна из сторон так и не смогла взять верх. Из-за того, что обе империи были предельно истощены, они не смогли справиться с новой могущественной силой, появившейся в этом регионе, — Арабским халифатом. Арабы быстро установили свой контроль над Великим Шёлковым путём и к VIII веку вытеснили отсюда все прочие державы, претендовавшие на введение своих порядков в регионе.

В целом, арабское влияние благотворно сказалось на функционировании Великого Шёлкового пути. Была налажена регулярная торговля между Индией, славянскими народами, Европой, Китаем и Византией. Во все уголки Европы и Азии стали проникать мусульманские купцы со своими товарами. Активная деятельность арабов способствовала росту Хорезма как одного из экономических и культурных центров евразийского континента в VIII-XII веках.

Однако в XIII веке и арабы потеряли контроль над главной торговой артерией материка. В результате монгольских завоеваний почти весь Великий Шёлковый путь оказался под контролем Чингисхана. Несмотря на то, что чингисиды не сумели сохранить единую монгольскую империю, и после смерти Чингисхана она распалась на несколько отдельных кочевых государств, монгольское владычество на всём протяжении Великого Шёлкового пути продолжалось почти полтора века. Поскольку монгольские правители очень внимательно относились к торговым отношениям, купцы всех национальностей и вероисповеданий могли путешествовать без опаски.

Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути

Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.

Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.

Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.

Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *