Шеол что это такое
Сегодня большинство христианских конфессий верят в мучение грешников в аду сразу после смерти. Подтверждая эту позицию, их духовные наставники приводят пастве множество текстов Библии, описывающих наказание людей в геенне огненной. Однако в этой богословской теории налицо противоречие с текстом Библии «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55, см. также Ос. 13:14).
В Священном Писании понятие шеол (ад) обозначает «обитель» умерших, но без связи с идеей посмертного воздаяния. В соответствии с текстом Библии ад – это антипод жизни на земле, безмолвная могила, «страна» темноты и тления, где после смерти оказывается каждый человек:
В шеол (ад) попали такие благочестивые герои веры, как Иаков «Сойду к сыну моему в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.)» (Быт. 37:35), Иов «Преисподняя (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) — дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов 17:13) и Иезекия «В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней (в ориг. шеола – ада. – Прим. авт.)» (Ис. 38:10).
А) Место под поверхностью земли, где все люди заканчивают земной путь:
«Хотя бы они зарылись в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.), и оттуда рука Моя возьмет их» (Ам. 9:2).
В) Пустота, темнота, забытье, страна молчания и тления:
«Если бы я и ожидать стал, то преисподняя (в ориг. шеол – ад. – Прим. авт.) — дом мой; во тьме постелю я постель мою; Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) сойдет она и будет покоиться со мною в прахе» (Иов 17:13-16).
«Ты положил меня в ров преисподний (в ориг. глубинный. – Прим. авт.), во мрак, в бездну» (Пс. 87:7).
«Помещу тебя в преисподних (в ориг. глубину. – Прим. авт.) земли, в пустынях вечных, с отшедшими в могилу» (Иез. 26:20).
«О, если бы Ты в преисподней (в ориг. шеоле – аду. – Прим. авт.) сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Иов 14:13, см. также Ион. 2:1-3,7, 2 Пет. 2:4, Пл. Иер. 3:6, Пс. 48:18-20, Пс. 93:17, 2 Цар. 22:5,6).
Таким образом, в Библии написано все верно: Иисус победил не только смерть, но и ад в его истинном значении – шеол – могилу (см. 1 Кор. 15:55): то есть после Великого Суда Бог восстановит человека из праха, даруя ему физическое бессмертие.
Ветхий Завет: «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» (3 Цар. 2:10, 3 Цар. 11:43, 3 Цар. 16:6, 4 Цар. 20:21, 2 Пар. 33:20).
«Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12:4, см. также Дан. 12:1,2, Иов 14:12, 4 Цар. 4:31).
«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14, см. также 1 Кор. 15:6).
В соответствии с текстами Священного Писания посмертный сон проходит без сновидений и тревог и уж тем более без наблюдения за происходящим на земле:
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5,6,10).
«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4, см. также Иов. 3:11,13, Иов 10:21,22, Пл. Иер. 3:6, Пс. 93:17, Откр. 14:13).
Не могут люди в могиле даже прославлять Господа:
«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6).
«Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29:10, см. также Ис. 38:18,19, Пс. 87:11,13, Пс. 113:25, Пс. 142:7, Пс. 145:2).
«Говорит им … Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:11-14).
«Сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:24,25, см. также Мар. 5:39).
«Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) и возводит» (1 Цар. 2:6).
«Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21, см. также Втор. 32:39).
Воскрешения, которые продемонстрировал Иисус, являлись лишь примерами всеобщего предстоящего воскрешения умерших в последний день истории современной земли.
Стоит отметить, что в Библии неоднократно упоминались случаи воскрешения: сын бедной вдовы из Сарепты (3 Цар. 17:17-23); сын женщины Сонамитянки (4 Цар. 4:19-37); человек, коснувшийся костей Елисея (4 Цар. 13:21); Лазарь (Ин. 11:38-44); девица (Мар. 5:38-42); единственный сын вдовы (Лук. 7:11-15); святые после смерти и воскрешения Христа (Мф. 27:52,53); христианка Тавифа (Деян. 9:36-41); юноша Евтих (Деян. 20:9-12); умершие, засвидетельствованные в Евр. 11:35; и Сам Иисус. Все эти герои Священного Писания после воскрешения ничего о посмертном состоянии не рассказывали, а их близкие о потустороннем бытие у них не расспрашивали. Это доказывает, что в те времена никто из верующих даже не думал о посмертном бодрствовании человека.
Историческая справка
Из дошедших до нас исторических свидетельств очевидно, что погребения ранних христиан, в частности катакомбы, во многом повторяли еврейские (см. главу «Мощи Елисея»). Христианские надписи на могилах также повторяли соответствующие еврейские. Так, например, обычные выражения в эпитафиях «Почить в мире», «Спи в мире Господа», «Почи в Боге» дублируют еврейские погребальные формулы: bi-adonai, bi-shalom.
В древних письменах об умерших христианах говорилось, что они после смерти почивают (спят), покоятся. Выше в разделе «Что говорит Библия про День Господень?» в главе «Историческая справка» был приведен отрывок из V тома Церковной истории Евсевия Памфила, из которого хорошо видно отношение первых христиан к смерти.
Стоит отметить, что и сегодня по отношению к умершим во многих странах часто применяют слова покойник, почил, покоится и др.
Шеол что это такое
Шеол — Шеол обитель мертвых в иудаизме[1]. Православная энциклопедия (2000) отмечает, что библейские тексты Ветхого Завета рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. «В шеол попадают не только… … Википедия
Шеол — в иудаизме царство мёртвых, загробный, нижний или низший мир, противополагаемый небу. Шеол представляется страшным чудовищем, проглатывающим мёртвых, сомкнув над ними свои гигантские челюсти; утроба шеола вечно ненасытима, а душа его расширяется… … Исторический словарь
ШЕОЛ — Еврейский подземный мир, царство мертвых. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
шеол — сущ., кол во синонимов: 2 • царство мертвых (2) • шеоль (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шеол — в иудаизме царство мёртвых, загробный, нижний или низший мир, противополагаемый небу. Шеол представляется страшным чудовищем, проглатывающим мёртвых, сомкнув над ними свои гигантские челюсти; утроба шеола вечно ненасытима … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
шеол — (ад, преисподняя, гроб, могила) шеол слово на иврите с неопределенным значением А. Место, куда все идут после смерти: Ис 14:9 11 праведники: Быт 37:35; Пс 87:4 6 нечестивцы: Чис 16:30; Иез 32:21,27 Б. Описание место тьмы и тления: Иов 17:13 16… … Библия: Тематический словарь
Шеол — (Быт. 37, 35. Числ. 16, 30. Втор. 32, 22. Исаии 14, 9. 15. Иез. 31, 16. Иов. 7, 9. Псал. 6, 6. и др.) еврейское слово Шеол в русском переводе нигде не удержано. Оно соответствует греческому Ад (Άηδς) и латинскому Orcus и выражает разные… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Шеол — еврейское слово, в русском переводе Библии нигде не удержанное. Оно соответствует греческому ад (Άδης) и латинскому Orcus и выражает разные понятия, например гроб, могилу, жилище мертвых, состояние мертвых, царство мертвых и т. д … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шеол — (Евр.) Ад в еврейском Пантеоне; область неподвижности и бездействия, в отличие от Геенны (см.). Источник: Теософский словарь … Религиозные термины
Шеол что это такое
Смотреть что такое «Шеол» в других словарях:
Шеол — Шеол обитель мертвых в иудаизме[1]. Православная энциклопедия (2000) отмечает, что библейские тексты Ветхого Завета рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. «В шеол попадают не только… … Википедия
ШЕОЛ — (евр. Šeõl, возможно, «вопрошаемый», «неисследимый»; по гречески передаётся термином ó Αιδης и переводится как «преисподняя», «ад», иногда как «могила»), в иудаистической мифологии царство мёртвых, загробный, «нижний», или «низший», мир,… … Энциклопедия мифологии
ШЕОЛ — Еврейский подземный мир, царство мертвых. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
шеол — сущ., кол во синонимов: 2 • царство мертвых (2) • шеоль (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шеол — в иудаизме царство мёртвых, загробный, нижний или низший мир, противополагаемый небу. Шеол представляется страшным чудовищем, проглатывающим мёртвых, сомкнув над ними свои гигантские челюсти; утроба шеола вечно ненасытима … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
шеол — (ад, преисподняя, гроб, могила) шеол слово на иврите с неопределенным значением А. Место, куда все идут после смерти: Ис 14:9 11 праведники: Быт 37:35; Пс 87:4 6 нечестивцы: Чис 16:30; Иез 32:21,27 Б. Описание место тьмы и тления: Иов 17:13 16… … Библия: Тематический словарь
Шеол — (Быт. 37, 35. Числ. 16, 30. Втор. 32, 22. Исаии 14, 9. 15. Иез. 31, 16. Иов. 7, 9. Псал. 6, 6. и др.) еврейское слово Шеол в русском переводе нигде не удержано. Оно соответствует греческому Ад (Άηδς) и латинскому Orcus и выражает разные… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Шеол — еврейское слово, в русском переводе Библии нигде не удержанное. Оно соответствует греческому ад (Άδης) и латинскому Orcus и выражает разные понятия, например гроб, могилу, жилище мертвых, состояние мертвых, царство мертвых и т. д … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шеол — (Евр.) Ад в еврейском Пантеоне; область неподвижности и бездействия, в отличие от Геенны (см.). Источник: Теософский словарь … Религиозные термины
Шеол что это такое
Видел я, как алчный шеол наполняется и всегда не полон; чем большее число мертвецов в него входит, тем обширнее делается его зев. Неисчетные тысячи лежат там, и богатых, и бедных, бесчисленные сонмы видел я лежащих там, и они не смешаны друг с другом. Источник.
Тихо лежат они в могиле; нет у них ни гласа, ни чувства; никто не может восстать и освободиться вместе с другом своим. Источник.
И сильные не могут в шеоле ничем возобладать; и могучие, и гордые не в состоянии там возвыситься перед другими. Источник.
Не могут там сластолюбцы предаваться удовольствиям, корыстолюбивые – заниматься приращением своего богатства. Источник.
И царь, и золото его лежат во гробе и не доставляют пользы друг другу; и богатый, и сокровища его лежат там, и один не пользуется другим. Источник.
Лежит во гробе грешник, и с ним неправда его, соблюдаемая геенне; лежит во гробе праведник, и с ним все страдания его, за которые ожидает его рай.
Лежит во гробе бедный, с ним милостыни его, и ожидает его Царство.
Внимательно всматривался я в кости богатых и бедных – точно ли кости богатых красивее, нежели кости бедных. Исчезла там красота прекрасных; исчезли пышность и слава; и те, которые облекаемы были в виссон, там обнажены и черны, как уголь. Источник.
Совершенно обезображенными лежат измывавшие некогда лицо свое; молью источены глаза, для которых не жалели прежде прикрас. Источник.
Там лежат предававшиеся забавам, и обратились они в отвратительный гной; там лежат любившие великолепие и стали как бы ничто. Источник.
Там лежат возлюбившие гордость, и ненавистен их вид; любившие первенствовать – ниц повержены на лицо свое. Источник.
Друзья суетной учености лишены ума; любители презренного богатства не имеют у себя и насущного хлеба.
Вместе лежат там враги, и смешаны кости их (прп. Ефрем Сирин, 33, 432–434). Источник.
Мне подражайте, несчастные; Мне последуйте, бедные, и не сетуйте о том, что почиваете среди беспомощных пришельцев. Источник.
Пусть Мне последуют гордые, которые превозносятся перед собратиями богатством. Пусть на меня взирают прекрасные, которые смеялись наружности других. Источник.
У Меня научитесь мудрости, бесстыдные презрители Божией твари; от Меня вразумитесь посмевавшиеся Творческой премудрости. Источник.
Научитесь у Меня благоразумию, прекрасные, гордящиеся красотою преходящею.
Богатоубранные юноши, вострепещите того ужаса, который Меня привел в трепет. Источник.
День и ночь плачьте о себе, девы, потому что не знаете, как ужасна страна, где найдете себе обители. Источник.
Связаны лежат там исполины, и червь точит тела их; немы уста мудрых и смрадного стали нечистотою в шеоле. Источник.
Смерть – царь этой страны; служители ее – убийцы; ни царь, ни служители его не знают милосердия.
Сила этого злобного царя – полчище темных духов, губителей человеческого рода. Источник.
Каждый день – на услугах они у смерти, которая восседает в своем чертоге, окруженная полчищем ликующих исполинов. Источник.
Кто изобразит ужасы страны сей? Кто опишет, какими она окружена страхованиями? Содрогается всякий, кто ни вступает в нее. Источник.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Шеол что это такое
Шео́л (ивр. שְׁאוֹל) — в древней библейской традиции так называлась обитель мертвых. Библейские тексты Ветхого Завета описывают шеол как место обитания всех умерших независимо от того, были ли они грешниками или праведниками. Шеол, по сути, является антиподом жизни на земле, «страной» темноты и тления, в которой после смерти оказывается каждый человек.
Читая Священное Писание, мы видим, что шеол был местом упокоения таких ветхозаветных праведников, как патриарх Иаков («Сойду к сыну моему в преисподнюю [в оригинале – шеол]» ( Быт.37:35 ), Иов («Преисподняя [в оригинале – шеол] – дом мой; во тьме постелю я постель мою» ( Иов.17:13 ) и благочестивый царь Иудейский Езекия («В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней [в оригинале – шеол]» ( Ис.38:10 ).
Наименования шеола различны: «преисподняя», «царство смерти», «земля забвения», «страна безмолвия», «царство мрака», «загробный мир», «неизведанная глубина».
Кем создан шеол?
В отличие от рая, о котором сказано, что его «насадил» Бог «в Едеме на востоке» ( Быт.2:8 ), о происхождении шеола в Божественном Откровении никаких сведений нет. Однако Богом созданы разумные существа (Ангелы и люди), свободная воля которых открывает для них возможность или жить в Боге, или отказаться от Него. Разумное существо, захотевшее остаться без Бога, само себя ставит в условия аномального существования. Поэтому шеол появился вследствие отпадения от Бога ангела Денницы. Шеол можно рассматривать как собственный мирок падшего ангела, отчужденный от Царства Добра греховный демонический «мир»: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ).
Справедливо ли называть шеол местом, удаленным от Бога?
Недопустимо говорить о неприсутствии Божием в шеоле и где бы то ни было. Мировладыка – вездеприсутствующий и все проницающий Дух («Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» ( Пс.138:7-8 )), и ни бесы, ни диавол, ни кто-либо еще, не в состоянии создавать лакуны (тайные углы), куда бы не распространялась Божественная власть. Выражаясь иначе, не существует творений (включая изобретателя зла), непричастных Создателю по бытию: (на это собственно, указывает и имя «Вседержитель» (ср.: прп. Иоанн Дамаскин: «Бог – … беспределен… Вседержитель, все назирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть [над всем]» [6, с. 48]): «В Его руке душа всего живущего» ( Иов.12:10 ). С другой стороны, после падения ангелов между Богом и диаволом сохранились и межличностные взаимоотношения: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» ( Иов.1:6-7 ); «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» ( Иов.1:12 ).
Всегда ли в эпоху Ветхого Завета представления о шеоле были одинаковыми?
В Ветхом Завете нет одного четко выраженного учения о загробной участи человека и в разное время представления евреев могли несколько меняться. Так, в более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго Иерусалимского Храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий, для одних шеол становится местом пребывания именно грешников, которые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» ( Пс.106:10 ); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» ( Пс.17:6 ). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны ( Иов.18:5-21 ); там же находится и «денница, сын зари», под которым «подстилается червь, и черви – покров» его ( Ис.14:9-15 ). Праведники после своей кончины попадают в другое место, которое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παράδεισος – сад, парк). Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в которой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» ( Лк.16:22-23 ).
Чем отличаются шеол, ад и геенна?
В Священном Писании употребляются разные понятия: «ад» и «геенна». «Ад» – слово греческое (ᾅδης, «хадес»), использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова «шеол», означающего гроб или могилу. В эпоху Второго храма, когда представления о шеоле стали меняться, место, где грешники пребывают после смерти, получило название «геенна» (речь идет о приложении понятного еврею образа к аду). Это название носила расположенная к югу от Иерусалима долина Енном, в которой евреи, зараженные идолопоклонством, совершали языческие обряды и даже приносили в жертву своих детей ( Иер.7:31 ). Впоследствии это место было превращено в свалку для мусора; там же сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина всегда издавала смрадный запах; в ней горел огонь и копошились черви. Это и побудило евреев назвать А. «геенной» и составить о нем соответствующие представления, которыми пользовался и Христос, изображавший «геенну огненную» как место, где «червь… не умирает и огонь не угасает» ( Мк 9:47-48 ). Кроме наименования «геенна» новозаветные тексты используют для обозначения ада такие слова и определения, как «бездна» ( Лк 8:31 ), «печь огненная», где «будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 13:50 ), «озеро огненное, горящее серою» ( Откр 19:20 ) и др. В НЗ только однажды ( 2Петр. 2:4 ) встречается производный от τάρταρος глагол ταρταρόω (низвергать в А.).
Кто такие обитатели шеола рефаимы?
Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения, так как этим словом в Библии обозначаются и мертвецы (что и отражено в синодальном переводе), и грешники (Притч.21:16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в церковнославянском – исполинов)), и один из древнейших народов, некогда обитавших в Палестине ( Быт.14:5 ; Втор.2:11 ; Нав.12:4 и др.).
Что стало с теми, кто находился в шеоле, когда туда пришел Христос?
На этот счет существуют различные богословские мнения. Согласно одним из них, Иисус Христос сошел в шеол, вывел из него души всех ветхозаветных праведников и открыл верующим доступ в Царствие Небесное, как место блаженного обитания для всех благочестивых. А тех, кто стал противиться Ему и в самых глубинах шеола, Ему пришлось там оставить, а еще точнее — они сами отказались выйти из ада и поставили себя вне Жизни. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды», — говорит Апостол Петр ( 1Пет.3:18-20 ). «Ныне же, исхитив из глубин адских человечество, возвел его на небо и в прежнее высокое состояние нетления. Впрочем, нисшедши во ад, Он не всех восстановил, а только тех, которые восхотели уверовать в Него; души же святых, от века насильственно задержанные адом, Он освободил и всем им открыл восход на небеса», — говорится в Синаксари на Святую и Великую неделю Пасхи.
Согласно другому мнению, благодаря Своей проповеди ( 1Пет.3:19-20 ) и Своему всемогуществу Христос вывел из шеола не только ветхозаветных праведников, ожидавших пришествия Мессии, но и тех «непокорных», для кого пребывание в там стало периодом их очищения и духовного созревания для принятия обращенного к ним евангельского благовестия.