Шестерня почему так называется

Происхождение термина «шестерня»

Шестеренные компрессоры и насосы являются наиболее простыми по конструкции и сбалансированными машинами. Это достигается благодаря наличию в качающем узле только двух вращающихся деталей – шестерен.

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называетсяШестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется
Шестеренный компрессор с внешним зацеплением и шестеренный насос с внутренним зацеплением.
Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется
Булава-шестипер

В технике применяется синоним «шестерни» – «зубчатое колесо». Как правило, зубчатым колесом называют большее или самое большое колесо в передаче, шестерней – меньшее.

Существует не только геометрическое сходство зубьев шестерни с зубьями шестипера, но и функциональное. Зубья шестерни, как и зубы человека, входят в зацепление, удерживая, перекусывая и продвигая некоторую рабочую среду: для компрессора – газ, для насоса – жидкость, для человека – пищу.

В современных компрессорах и насосах применяются шестерни одинакового или близкого размера, поэтому термин «зубчатое колесо» практически не используется, и машины называются шестеренными.

Источник

шестерня

Смотреть что такое «шестерня» в других словарях:

шестерня — и; мн. род. рён, дат. рням; ж. Зубчатое колесо, передающее вращательное движение. Чугунная, деревянная ш. Сломалась ш. ◁ Шестерённый, ая, ое. * * * шестерня меньшее колесо сопряжённой пары зубчатых колёс. * * * ШЕСТЕРНЯ ШЕСТЕРНЯ, меньшее колесо… … Энциклопедический словарь

шестерня — ШЕСТЕРНЯ, и, род. мн. ей, жен. (устар.). То же, что шестерик (во 2 знач.). II. ШЕСТЕРНЯ, и, род. мн. рён, жен. Малое колесо в зубчатой передаче. | прил. шестерённый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

шестерня — шестерня. В знач. «упряжка в шесть лошадей» род. шестерни; мн. шестерни, род. шестерней. Запрячь шестерню. В знач. «зубчатое колесо, передающее движение» шестерня (неправильно шестерня), род. шестерни; мн. шестерни, род. шестерён (неправильно… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ШЕСТЕРНЯ — ШЕСТЕРНЯ, зубчатое колесо, прикрепленное к вращающейся оси. Зубцы одной шестерни захватывают другую и, таким образом, передают и видоизменяют движение и ВРАЩАЮЩИЙ МОМЕНТ. Меньшая из пары шестеренок называется малым зубчатым колесом. Если оно… … Научно-технический энциклопедический словарь

ШЕСТЕРНЯ — ШЕСТЕРНЯ, шестерни, род. мн. шестерён и шестерней, жен. 1. То же, что шестерик во 2 знач. (обл.). «А прежде что тут мчалося колясок, бричек троечных, дормезов шестерней.» Некрасов. 2. Зубчатое колесо, передающее движение (тех.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

ШЕСТЕРНЯ 1 — ШЕСТЕРНЯ 1, и, род. мн. ей, ж. (устар.). То же, что шестерик (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ШЕСТЕРНЯ 2 — ШЕСТЕРНЯ 2, и, род. мн. рён, ж. Малое колесо в зубчатой передаче. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

шестерня — 1 іменник жіночого роду запряг із шести коней шестерня 2 іменник жіночого роду шестірня розм … Орфографічний словник української мови

ШЕСТЕРНЯ — меньшее колесо сопряженной пары зубчатых колес … Большой Энциклопедический словарь

Шестерня — I ж. разг. Упряжка в шесть лошадей; шестерик III. II ж. Зубчатое колесо, передающее движение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Шестерня — I ж. разг. Упряжка в шесть лошадей; шестерик III. II ж. Зубчатое колесо, передающее движение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Архив форума

Пост 10:53 ошибочный в названии темы.
Повторяю:
Скажите, почему ведомое колесо зубчатой передачи называется «шестерня»?
Ответ справочной службы русского языка
Скорее всего, название связано с числом шесть. К сожалению, пока что убедительной версии, объясняющей происхождение этого слова, нам найти не удалось.
————————————————
Офтоп навеяло:

На вопрос № 251502 Справка могла бы дать совершенно другой ответ и была бы «бесконечно» права: «В обиходе все зубчатые колеса называют шестернями (или шестеренками), что некорректно. В машиностроении ведомое колесо зубчатой передачи редуктора называется колесом».

И в этом легко убедиться с помощью сервиса Проверка слова.
Толково-словообразовательный
ШЕСТЕРНЯ2 ж.
1.Зубчатое колесо, передающее (! — _Divus_) движение.

Малое ведущее зубчатое колесо принято называть шестерней, а большое ведомое — просто колесом [из курса ТММиДМ] (это верно в отношении редукторов, а вот с мультипликаторами дело обстоит «интересней», но последние редко встречаются).

По поводу происхождения. Поддерживаю версию, что название могло появиться потому, что на заре машиностроения наибольшее распространение получили малые ведущие зубчатые колеса с числом зубьев равным шести. В настоящее время применяются шестерни с числом зубьев равным, большим и меньшем шести.

>В настоящее время применяются шестерни с числом зубьев равным, большим и меньшем шести.

Примерчик с Z Divus

>Примерчик с Z Анатоль

>Примерчик с Z volopo

> volopo, в цитированном уже мной источнике даже есть рисунок шестерни с тремя зубьями.

Вопрос был про пример применения шестерни хотя бы с пятью зубьями.
А в цитированном источнике есть некий рисунок и заявлено, что если кто сомневается в работоспособности этого, то пусть сделает и убедится. Так вот, делать не буду, ибо вижу, что работать не будет.

Будет оно работать: один зуб рейки толкая своим зубом, следующий — областью «переходной кривой» между зубьями, т. е. своего рода модифицированным дополнительным зубом. Вопреки видимому, у такой трёхзубой шестерни оказывается шесть «рабочих» зубьев: для расчётов нужно в этом случае брать для неё Z = 6.

>Вопреки видимому, у такой трёхзубой шестерни оказывается шесть «рабочих» зубьев: для расчётов нужно в этом случае брать для неё Z = 6.
Саид, не уподобляйтесь сами-знаете-кому.
Для расчетов чего?

Передаточного отношения, вестимо. Ежели взять вместо рейки достаточно большое колесо — ведь разве рейка не есть колесо с бесконечным диаметром и бесконечным числом зубьев (не все из которых, однако являются рабочими 😉 ).

Но должен признать — с Z я ошибся, не очень внимательно рассмотрев рисунок: «фантомных» зубьев у той шестерни нет, и для неё Z = 3. Но работать она будет!
________________________________________

Меж прочим, давным-давно существуют и работают реечные передачи с двух- и даже однозубыми шестернями — в обычных механических замках. Роль зубчатой рейки в них играет ригель (засов), а шестерни, например, в сувальдных замках — ключи с бородками в качестве зубьев. Забавно: однозубые шестерни (однобородочные ключи) появились гораздо раньше двухзубых (двухбородочных). Правда, в таких механизмах есть ещё одна часть, предотвращающая движение «рейки» в периоды «холостого пробега» (отсутствия зацепления) «зубьев» — в замках это сувальды, например.

>»фантомных» зубьев у той шестерни нет,

>Меж прочим, давным-давно существуют и работают реечные передачи с двух- и даже однозубыми шестернями — в обычных механических замках.

Право слово, не уподобляйтесь.

[20.02.2009 10:05] – Саид
Ну вот, что читать — рассказали раньше, теперь знаю, уподобляться аль нет

> Но стоит ли называть это зубчатой передачей?

Почему бы и нет? Только, имхо, лучше не «и зобрёл», а «использовал». Первая рыба, вздумавшая поползать по илу своего вдруг подсохшего обиталища, использовала принцип колеса, хоть его и не изобретала. До изобретения оставалось немножко: нужно было увеличить количество тех парных плавников, которыми она «топталась» по илу, расположить их как лучи равномерно в вертикальной плоскости и замкнуть их ободом. Изобретение не состоялось, по-видимому, потому что без обода проходимость такого движителя оказывается выше. Но использование разницы между силами трения покоя и скольжения налицо! (Конечно, рыбы были не первыми — псевдоподиями в схожих 😉 целях пользовались даже простейшие.)

Источник

Шестеренка

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Зубча́тое колесо (обыв. шестерня́) — основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса. В машиностроении принято малое ведущее зубчатое колесо независимо от числа зубьев называть шестернёй, а большое ведомое — колесом. Однако часто все зубчатые колёса называют шестерня́ми.

Зубчатые колёса обычно используются па́рами с разным числом зубьев с целью преобразования вращающего момента и числа оборотов вала на выходе. Колесо, к которому вращающий момент подводится извне, называется ведущим, а колесо, с которого момент снимается — ведомым. Если диаметр ведущего колеса меньше, то вращающий момент ведомого колеса увеличивается за счёт пропорционального уменьшения скорости вращения, и наоборот.

Следует заметить, что зубчатая передача не является усилителем механической мощности, так как общее количество механической энергии на её выходе не может превышать количество энергии на входе. Это связано с тем, что механическая работа в данном случае будет пропорциональна произведению вращающего момента на скорость вращения. В соответствии с передаточным отношением, увеличение крутящего момента будет вызывать пропорциональное уменьшение угловой скорости вращения ведомой шестерни, а их произведение останется неизменным. Данное соотношение справедливо для идеального случая, не учитывающего потери на трение и другие эффекты, характерные для реальных устройств.

Содержание

Поперечный профиль зуба

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Боковая форма профиля зубьев колёс для обеспечения плавности качения может быть: эвольвентной, неэльвовентной передача Новикова (с одной и двумя линиями зацепления), циклоидальной. Кроме того, в храповых механизмах применяются зубчатые колёса с несимметричным профилем зуба.

Продольная линия зуба

Прямозубые колёса

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Прямозубые колёса — самый распространённый вид зубчатых колёс. Зубья являются продолжением радиусов, а линия контакта зубьев обеих шестерён параллельна оси вращения. При этом оси обеих шестерён также должны располагаться строго параллельно.

Косозубые колёса

Косозубые колёса являются усовершенствованным вариантом прямозубых. Их зубья располагаются под углом к оси вращения, а по форме образуют часть спирали. Зацепление таких колёс происходит плавнее, чем у прямозубых, и с меньшим шумом.

Недостатками косозубых колёс можно считать следующие факторы:

В целом, косозубые колёса применяются в механизмах, требующих передачи большого крутящего момента на высокой скорости, либо имеющих жёсткие ограничения по шумности.

Колёса с круговыми зубьями

Передачи на основе колёс с круговыми зубьями имеют ещё более высокие ходовые качества, чем косозубые — высокую плавность и бесшумность работы. Однако они ограничены в применении сниженными, при тех же условиях, КПД и ресурсом работы, такие колёса заметно сложнее в производстве. Линия зубьев у них представляет собой окружность радиуса, подбираемого под определённые требования.

Двойные косозубые колёса (шевроны)

Двойные косозубые колёса решают проблему осевого момента. Зубья таких колёс изготавливаются в виде буквы «V» (либо они получаются стыковкой двух косозубых колёс со встречным расположением зубьев). Осевые моменты обеих половин такого колеса взаимно компенсируются, поэтому отпадает необходимость в установке осей и валов в специальные подшипники. Передачи, основанные на таких зубчатых колёсах, обычно называют «шевронными».

Зубчатые конические колёса

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Кроме наиболее распространёных циллиндрических З. к. применяются колёса конической формы. Конические колёса применяются там, где необходимо передать крутящий момент под определённым углом. Такие конические колёса с круговым зубом, например, применяются в автомобильных дифференциалах, используемых для передачи момента от двигателя к колёсам.

Секторные колёса

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Секторное колесо представляет собой часть обычного колеса любого типа. Такие колёса применяются в тех случаях, когда не требуется вращение механизма на 360°, и поэтому можно сэкономить на его габаритах.

Зубчатые колёса с внутренним зацеплением

При жёстких ограничениях на габариты, в планетарных механизмах, в шестерённых насосах с внутренним зацеплением, в приводе башни танка, удобно применение колёс с зубчатым венцом, нарезанным с внутренней стороны. Также сто́ит заметить, что вращение ведущего и ведомого колеса направленно в одну сторону. В такой передаче меньше потери на трение, т.е. выше КПД.

Реечная передача (кремальера)

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Реечная передача (кремальера) применяется в тех случаях, когда необходимо преобразовать вращательное движение в поступательное и обратно. Состоит из обычной прямозубой шестерни и зубчатой планки (рейки). Работа такого механизма показана на рисунке.

Коронные колёса

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Коронное колесо — особый вид колёс, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Такое колесо обычно стыкуется с обычным прямозубым, либо с барабаном из стержней (цевочное колесо), как в башенных часах.

Изготовление зубчатых колёс

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Основные методы изготовления зубчатых колёс: метод копирования, когда режущие кромки инструмента соответствуют форме впадины зубчатого колеса и после нарезания одной впадины заготовка поворачивается на один зуб при помощи делительного устройства, метод обкатки, (обрабатывающий инструмент воспроизводит движение пары зубчатых колёс), горячее и холодное накатывание.

Технологиями изготовления зубчатых колёс занимаются специальные направления технологии машиностроения и области станкостроения. Основные производители металлорежущих станков зубообрабатывающей группы в России — заводы «Комсомолец» (г. Егорьевск) и Коломенский тяжёлого станкостроения (г. Коломна).

Источник

Шестерня

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Зубча́тое колесо (обыв. шестерня́) — основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса. В машиностроении принято малое ведущее зубчатое колесо независимо от числа зубьев называть шестернёй, а большое ведомое — колесом. Однако часто все зубчатые колёса называют шестерня́ми.

Зубчатые колёса обычно используются па́рами с разным числом зубьев с целью преобразования вращающего момента и числа оборотов вала на выходе. Колесо, к которому вращающий момент подводится извне, называется ведущим, а колесо, с которого момент снимается — ведомым. Если диаметр ведущего колеса меньше, то вращающий момент ведомого колеса увеличивается за счёт пропорционального уменьшения скорости вращения, и наоборот.

Следует заметить, что зубчатая передача не является усилителем механической мощности, так как общее количество механической энергии на её выходе не может превышать количество энергии на входе. Это связано с тем, что механическая работа в данном случае будет пропорциональна произведению вращающего момента на скорость вращения. В соответствии с передаточным отношением, увеличение крутящего момента будет вызывать пропорциональное уменьшение угловой скорости вращения ведомой шестерни, а их произведение останется неизменным. Данное соотношение справедливо для идеального случая, не учитывающего потери на трение и другие эффекты, характерные для реальных устройств.

Содержание

Поперечный профиль зуба

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Боковая форма профиля зубьев колёс для обеспечения плавности качения может быть: эвольвентной, неэльвовентной передача Новикова (с одной и двумя линиями зацепления), циклоидальной. Кроме того, в храповых механизмах применяются зубчатые колёса с несимметричным профилем зуба.

Продольная линия зуба

Прямозубые колёса

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Прямозубые колёса — самый распространённый вид зубчатых колёс. Зубья являются продолжением радиусов, а линия контакта зубьев обеих шестерён параллельна оси вращения. При этом оси обеих шестерён также должны располагаться строго параллельно.

Косозубые колёса

Косозубые колёса являются усовершенствованным вариантом прямозубых. Их зубья располагаются под углом к оси вращения, а по форме образуют часть спирали. Зацепление таких колёс происходит плавнее, чем у прямозубых, и с меньшим шумом.

Недостатками косозубых колёс можно считать следующие факторы:

В целом, косозубые колёса применяются в механизмах, требующих передачи большого крутящего момента на высокой скорости, либо имеющих жёсткие ограничения по шумности.

Колёса с круговыми зубьями

Передачи на основе колёс с круговыми зубьями имеют ещё более высокие ходовые качества, чем косозубые — высокую плавность и бесшумность работы. Однако они ограничены в применении сниженными, при тех же условиях, КПД и ресурсом работы, такие колёса заметно сложнее в производстве. Линия зубьев у них представляет собой окружность радиуса, подбираемого под определённые требования.

Двойные косозубые колёса (шевроны)

Двойные косозубые колёса решают проблему осевого момента. Зубья таких колёс изготавливаются в виде буквы «V» (либо они получаются стыковкой двух косозубых колёс со встречным расположением зубьев). Осевые моменты обеих половин такого колеса взаимно компенсируются, поэтому отпадает необходимость в установке осей и валов в специальные подшипники. Передачи, основанные на таких зубчатых колёсах, обычно называют «шевронными».

Зубчатые конические колёса

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Кроме наиболее распространёных циллиндрических З. к. применяются колёса конической формы. Конические колёса применяются там, где необходимо передать крутящий момент под определённым углом. Такие конические колёса с круговым зубом, например, применяются в автомобильных дифференциалах, используемых для передачи момента от двигателя к колёсам.

Секторные колёса

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Секторное колесо представляет собой часть обычного колеса любого типа. Такие колёса применяются в тех случаях, когда не требуется вращение механизма на 360°, и поэтому можно сэкономить на его габаритах.

Зубчатые колёса с внутренним зацеплением

При жёстких ограничениях на габариты, в планетарных механизмах, в шестерённых насосах с внутренним зацеплением, в приводе башни танка, удобно применение колёс с зубчатым венцом, нарезанным с внутренней стороны. Также сто́ит заметить, что вращение ведущего и ведомого колеса направленно в одну сторону. В такой передаче меньше потери на трение, т.е. выше КПД.

Реечная передача (кремальера)

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Реечная передача (кремальера) применяется в тех случаях, когда необходимо преобразовать вращательное движение в поступательное и обратно. Состоит из обычной прямозубой шестерни и зубчатой планки (рейки). Работа такого механизма показана на рисунке.

Коронные колёса

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Коронное колесо — особый вид колёс, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Такое колесо обычно стыкуется с обычным прямозубым, либо с барабаном из стержней (цевочное колесо), как в башенных часах.

Изготовление зубчатых колёс

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Основные методы изготовления зубчатых колёс: метод копирования, когда режущие кромки инструмента соответствуют форме впадины зубчатого колеса и после нарезания одной впадины заготовка поворачивается на один зуб при помощи делительного устройства, метод обкатки, (обрабатывающий инструмент воспроизводит движение пары зубчатых колёс), горячее и холодное накатывание.

Технологиями изготовления зубчатых колёс занимаются специальные направления технологии машиностроения и области станкостроения. Основные производители металлорежущих станков зубообрабатывающей группы в России — заводы «Комсомолец» (г. Егорьевск) и Коломенский тяжёлого станкостроения (г. Коломна).

См. также

Шестерня почему так называется. Смотреть фото Шестерня почему так называется. Смотреть картинку Шестерня почему так называется. Картинка про Шестерня почему так называется. Фото Шестерня почему так называется

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Шестерня» в других словарях:

шестерня — и; мн. род. рён, дат. рням; ж. Зубчатое колесо, передающее вращательное движение. Чугунная, деревянная ш. Сломалась ш. ◁ Шестерённый, ая, ое. * * * шестерня меньшее колесо сопряжённой пары зубчатых колёс. * * * ШЕСТЕРНЯ ШЕСТЕРНЯ, меньшее колесо… … Энциклопедический словарь

шестерня — ШЕСТЕРНЯ, и, род. мн. ей, жен. (устар.). То же, что шестерик (во 2 знач.). II. ШЕСТЕРНЯ, и, род. мн. рён, жен. Малое колесо в зубчатой передаче. | прил. шестерённый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

шестерня — шестерня. В знач. «упряжка в шесть лошадей» род. шестерни; мн. шестерни, род. шестерней. Запрячь шестерню. В знач. «зубчатое колесо, передающее движение» шестерня (неправильно шестерня), род. шестерни; мн. шестерни, род. шестерён (неправильно… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ШЕСТЕРНЯ — ШЕСТЕРНЯ, зубчатое колесо, прикрепленное к вращающейся оси. Зубцы одной шестерни захватывают другую и, таким образом, передают и видоизменяют движение и ВРАЩАЮЩИЙ МОМЕНТ. Меньшая из пары шестеренок называется малым зубчатым колесом. Если оно… … Научно-технический энциклопедический словарь

ШЕСТЕРНЯ — ШЕСТЕРНЯ, шестерни, род. мн. шестерён и шестерней, жен. 1. То же, что шестерик во 2 знач. (обл.). «А прежде что тут мчалося колясок, бричек троечных, дормезов шестерней.» Некрасов. 2. Зубчатое колесо, передающее движение (тех.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

ШЕСТЕРНЯ 1 — ШЕСТЕРНЯ 1, и, род. мн. ей, ж. (устар.). То же, что шестерик (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ШЕСТЕРНЯ 2 — ШЕСТЕРНЯ 2, и, род. мн. рён, ж. Малое колесо в зубчатой передаче. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

шестерня — 1 іменник жіночого роду запряг із шести коней шестерня 2 іменник жіночого роду шестірня розм … Орфографічний словник української мови

ШЕСТЕРНЯ — меньшее колесо сопряженной пары зубчатых колес … Большой Энциклопедический словарь

Шестерня — I ж. разг. Упряжка в шесть лошадей; шестерик III. II ж. Зубчатое колесо, передающее движение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Шестерня — I ж. разг. Упряжка в шесть лошадей; шестерик III. II ж. Зубчатое колесо, передающее движение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *