Широтный ход что такое
Северный широтный ход: всего одна ложка дёгтя
В России идет ещё одна «стройка века». Тихо, без особой помпы начаты работы по строительству так называемого Северного широтного хода. Это, если вкратце, железная дорога, которая должна будет соединить запад и восток Ямало-Ненецкого автономного округа. Проектом планируется соединить Северную железную дорогу со Свердловской, проложив и реконструировав железнодорожные пути почти от Воркуты до станции Коротчаево.
Казалось бы, ничего серьезного: протяженность пути составит 686 км (ранее называлась цифра 707 километров). И в том, и в другом случае согласимся: для российских масштабов это не очень много, и кажется, что некоторые эпитеты, которые даются этому проекту в СМИ (вроде «стройка будущего» или «стратегический прорыв»), как минимум несколько чрезмерны. Тем более что этот проект впервые в российской истории реализуется на условиях концессионного соглашения, и прямое участие российского государства в нем не так уж и велико.
Однако все не так просто, и Северный широтный ход действительно заслуживает того, чтобы выделить его из череды просто крупных инфраструктурных проектов. И вот почему.
Самое очевидное: стройка будет вестись в условиях Заполярья. Холод, вечная мерзлота, сложные грунты, огромные (без преувеличения) реки – все это строителям придется преодолевать, причем в достаточно сжатые сроки. Один мост через Обь, в нижнем течении этой могучей реки, почти на входе в Обскую губу, уже вполне тянет на небольшой «национальный проект». И все это планируется закончить в 2023 году. О том, много это или мало, вы можете судить, например, по тому, что стратегически важный участок железной дороги в обход Украины строили около трех лет. И это при несопоставимых природно-климатических условиях.
Ожидаемая стоимость проекта – 236 миллиардов рублей. Причем на долю государства придется только 30 миллиардов, которые будут выделены для гарантий по привлеченным средствам. Понятно, что средства правительства ЯНАО тоже не частные, да и РЖД, выделяющие на проект 105 миллиардов, тоже не является частной лавочкой. Но все равно мы должны согласиться – нагрузка на федеральный бюджет ожидается минимальная, а с расчетом пятилетнего периода реализации проекта и вовсе почти незаметная. Тем более с учетом ожидаемой пользы от него, которую пока даже сложно измерить рублем.
Предполагается, что по новой железной дороге будут ежегодно перевозить около 24 миллионов тонн грузов. В основном, конечно, это газовый конденсат и нефть – традиционные для этого региона ресурсы. Обратно пойдут строительные материалы, техника, средства снабжения и обеспечения, продукты и многое другое. Также новая дорогая сделает рентабельной разработку нескольких крупных месторождений региона, которые сейчас считаются труднодоступными.
Важен данный проект и с других точек зрения. Во-первых, он соединит Северную и Свердловскую железные дороги, сделав возможным более свободное маневрирование грузами, разгрузив в некоторых ситуациях и без того сильно загруженный Транссиб, а также дав новый импульс портам на побережье Северного Ледовитого океана.
Во-вторых, в случае успешной реализации проекта связанными между собой окажутся нижние течения великих сибирских рек Оби и Енисея, что имеет, помимо прочего, и некоторое военно-стратегическое значение.
В-третьих, буквально рукой подать станет до Игарки, Дудинки и Норильска. Это ещё несколько сот километров в сложнейших заполярных условиях. И все-таки вероятность такого строительства рассматривается уже сейчас. Если опыт прокладки Северного широтного хода окажется удачным, строительство его продолжения до Норильска и Дудинки ожидается не позднее 2030 года.
Ну а там, наверное, можно будет подумать и об огромном броске через вечную мерзлоту к Лене, Якутску и, вероятно, Магадану. Сейчас это выглядит фантастикой? Отнюдь нет! Если предположить, что строительство километра заполярной железной дороги стоит не сильно больше строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, то опыт Китая, отгрохавшего уже 20 000 километров ВМС, показывает нам, что все реально…
Но не будем сильно забегать вперед. Пока лишь констатируем: проект СШХ имеет как серьезное экономическое обоснование в данный момент, так и перспективу превратиться со временем в крайне важный стратегический «мост» между западом и востоком нашей страны. Причем он пройдет на значительном удалении от границы с Китаем, что обеспечит как его собственную высокую устойчивость в сравнении с Транссибом, так и более высокую геополитическую устойчивость нашего государства перед вызовами, с которыми оно может столкнуться уже через два-три десятилетия.
Единственная ложка дегтя в этой «бочке меда» — довольно странная и не очень понятная схема участия субъектов концессионного соглашения в возведении отдельных участков СШХ. Дело в том, что за каждым крупным участников проекта закреплен отдельный участок дороги, которую он должен будет возвести.
С одной стороны, это кажется логичным: каждая компания имеет свой участок работ и свою ответственность. Но мы прекрасно понимаем, что в наших условиях все несколько иначе: свой участок, а значит, и свой подрядчик. А там, где есть «свой» подрядчик, не исключён и «откат», который может пойти в карманы узкому кругу «заинтересованных лиц».
Возможно, такая практика для современной России является слишком обыденной. И многие махнут рукой: «лишь бы дело делали». И все-таки позволю себе не согласиться: в конце концов, и «Газпром» является не совсем частной лавочкой, и деньги, которые он потратит якобы из своей прибыли, частично могли бы оказаться в бюджете страны. А ведь там ещё несколько «концессионеров», каждый из которых в той или иной степени принадлежит государству.
Печальная новость от Единой России. Северный широтный ход могут построить не ранее 2027 года
Это не первый перенос сроков реализации проекта
Об этом оптимистично сообщила пресс-служба Единой России.
Проект Северный Широтный Ход
Проект СШХ был анонсирован в 2006 г.
Для реализации проекта развития Севера России была создана корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» (УП-УП).
Власти честно заверили общественность, что строительство завершится уже через 10 лет.
В течение всего срока на СШХ инвестировали бюджетные средства, УП-УП средства осваивал.
Но со сроками реализации проекта случился казус: сроки ввода его в эксплуатацию власти невинно неоднократно переносили:
44% опрошенных читателей Neftegaz.RU были уверены, что сроки вновь перенесут, а стоимость проекта только возрастет.
Сроки увеличили сразу на 7 лет!
В сумме на проект уйдет около 0,5 трлн руб.
Единороссы серьезно увеличили стоимость проекта.
В 2018 г. РЖД на полном серьезе уверяла, что общая стоимость создания железнодорожной части СШХ составит 235,9 млрд руб.
То есть вспомогательная инфраструктура стоит больше, чем железнодорожная?
Не смешите!
Но кто это будет проверять?
Вероятно, можно и 600 млрд руб написать.
Даже если его реализуют, то расход составит более 30 млрд руб/год.
Кто будет строить?
Закрадываются смутные сомнения о том, что строить будут братья Ротенберги, но узнаем об этом, когда начнется финансирование из бюджета.
Строительство МГП Северный поток-2 заканчивается, построен и Крымский мост.
Нужны новые объекты строительства.
Если описывать очень схематично, то северную часть железных дорог нашей страны можно обрисовать так:
То есть, от общей магистрали, тянущейся с запада на восток, имеются два тупиковых ответвления – один ведет в Новый Уренгой, а другой – в Воркуту. На карте все это выглядит так:
Также, имеется изолированный участок Норильской железной дороги. Он никак не соединяется с общими транспортными сетями (попасть туда можно либо самолетом, либо по реке Енисей) и служит для перевозки грузов из порта Дудинка в Норильск:
В рамках глобального развития Русской Арктики возникает острая необходимость «замкнуть» северные тупиковые ветки, дабы получить короткий и простой маршрут по всему северу.
Вот этот маршрут и называют «Северным Широтным Ходом» (СШХ).
А вот участок от Нового Уренгоя до Норильска – это уже СШХ-2 и его планируется строить гораздо позже.
О подобной магистрали задумывался еще Сталин, однако в те времена СШХ не был построен, т.к.:
Что будут возить сейчас
Напомню, что даже во времена Сталина Сибирь все еще оставалась неизвестной, неизведанной территорией (например, сибирскую нефть открывали, в основном, в 60-70х годах). В общем-то, таковой она, во многом, остается и по сей день.
Однако, сейчас мы хотя бы знаем, что арктические территории чрезвычайно насыщенны природными ресурсами – нефтью, газом, углем, металлами, алмазами и т.д.
Все это планируется добывать (часть уже добывают) и возить по СШХ. Ожидаемый грузооборот – порядка 25 миллионов тонн в год. Это довольно много, учитывая, например, что совокупный грузооборот Транссибирской магистрали и БАМа составляет чуть больше 100 миллионов тонн.
Протяженность и основные сложности
СШХ станет одной из самых северных железных дорог мира – наряду с дорогами Аляски и линии на Мурманск.
Ключевые точки маршрута:
Маршрут будет пролегать в условиях вечной мерзлоты, часто – на большом расстоянии от какой бы то ни было цивилизации.
Картинку дополняют крайне низкие температуры, полярные ветры, обильные снегопады и множественные половодья – СШХ будет пересекать русла десятков рек и речушек.
Кстати, через все эти реки и речушки нужно будет построить мосты, главный из которых – мост через реку Обь, одну из величайших рек мира. Причем СШХ пересечет ее почти в самом устье.
Общая протяженность маршрута СШХ-1 – чуть более 700 км. Маршрута СШХ-2 на Дудинку – еще 800.
Итого – 1500 километров в крайне неблагоприятных условиях. Это будет не просто «стройка века», это будет настоящий подвиг строителей.
Стоимость строительства
С этим, как обычно, определиться сложнее всего. Оценок существует великое множество и все они растут год от года.
Если говорить о средних цифрах, то первая очередь СШХ (Воркута-Н.Уренгой) обойдется примерно в 240-260 миллиардов рублей (чуть больше, чем Крымский мост).
Целиком же Трансполярная магистраль будет стоить просто чудовищных денег. Окупаемость подобных инвестиций пока что обсуждается.
В любом случае, строить дорогу планируют на условиях концессии. Это когда проект финансируется не из государственного бюджета, а за счет средств инвесторов. По окончании строительства инвесторы смогут брать плату за пользование дорогой и окупать за счет этой платы свои вложения.
Кроме того, не стоит забывать, что подобная дорога скажется на развитии Арктики в целом. А это – обороноспособность, это Северный Морской Путь, это тот же самый туризм, это доходы государства от продажи ископаемых.
Короче говоря, даже если дорога не окупит себя как отдельный проект, но в целом экономика выиграет. И именно с точки зрения экономики в целом такой проект очень важен и лично меня очень радует, что наконец-то о нем заговорили на самом высшем уровне.
Путин дал зелёный свет Северному широтному ходу. РЖД, ЯНАО, Газпром и Новатэк дождались решающего слова президента РФ по СШХ
Президент Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию 21 апреля 2021 года объявил о необходимости запуска проекта. Северный широтный ход (СШХ) — это магистраль, которая должна соединить полуостров Ямал с Уралом и северо-западом России. За счёт этой трассы будет обеспечена транспортная связующая между портом Сабетта и Северным морским путём. Проблема в том, что если расходы по строительству более-менее точно рассчитать можно, то доходы от эксплуатации пока призрачны. Государство тут скорее выполняет функцию строителя инфраструктуры, которая должна облегчить эксплуатацию недр региона и сделать более комфортной жизнь людей. Насколько оправданы сегодня эти расходы, когда у всех болит голова по поводу работ на Восточном полигоне, судить сложно. Но, конечно, государство не может развивать только одно направление.
Планируется, что СШХ пройдёт по маршруту Обская-2 — Салехард — Надым и далее в направлении Нового Уренгоя по реконструированному уже существующему участку. Железная дорога предназначена для освоения природных запасов Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Как мы уже рассказывали, проект СШХ пестовали и пытались реализовать, разморозить и реанимировать сразу несколько государственных и частных «монстров»: РЖД, Газпром и Новатэк. И вот решающее слово сказал гарант Конституции.
Важно понимать, что новый проект — это повторение уже существующего направления. Северный широтный ход, в целом, является аналогом трассы Трансполярной магистрали. Её строительство велось в 1947–1953 годах между Чумом, Лабытнанги, Салехардом, Надымом, Уренгоем и Игаркой с использованием труда заключённых. В перспективе трасса могла быть продлена до Норильска и далее до Чукотки, однако документальные свидетельства о существовании такого проекта не публиковались.
Стройку курировал лично вождь народов Иосиф Сталин. В мерзлоте тогда ковырялись около 30 тыс. человек, в основном заключённые. Но после смерти Сталина и последовавшей массовой амнистии заключённых в 1953 году стройка была остановлена. В эксплуатацию успели ввести участки между Чумом и Лабытнанги (180 км) и между Новым Уренгоем и Надымом (230 км).
Все остальные участки были заброшены.
В 2000-м проект решили возродить. Тогда же было озвучено предложение соединить Уральскую и Северную железные дороги по маршруту Салехард — Надым — Новый Уренгой. В 2006 году было создано ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал Полярный» (ныне АО «Корпорация развития»), в один из приоритетных проектов которого вошёл СШХ. В том же году задумались, как построить мост через реку Обь в районе Салехарда.
В октябре 2016 года ОАО «РЖД» и правительство ЯНАО согласовали схему строительства дороги. Для монополии это был первый проект по схеме концессии. 24 декабря 2016 года в Москве была зарегистрирована компания-концессионер — ООО «СШХ». Её совладельцами в настоящее время являются ООО «Спецтрансстрой» (50,1% акций) и структура РЖД — АО «КРП-Инвест» (49,9%).
15 июня 2007 года участки СШХ распоряжениями правительства РФ были включены в подпрограмму «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)», а 17 июня 2008 года — в «Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года».
Первоначально планировалось начать строительство в 2010 году на средства РЖД, а также за счёт бюджетных и внебюджетных источников. Общая стоимость проекта тогда была оценена в 122 млрд руб. Также была запланирована меридиональная магистраль протяжённостью 856 км: Полуночная — Обская — Салехард (реализация этого проекта по состоянию на 2021 год отложена). В 2011 году стартовало строительство моста через реку Надым, его автомобильную часть открыли в 2015 году. На остальные участки бюджетные средства выделены не были.
В 2014 году проект реанимировали ещё раз, но не до конца. В 2016 году было принято решение, что СШХ будет строиться в рамках концессии. 19 октября 2016 года было подписано соглашение между правительством ЯНАО и РЖД о строительстве магистрали.
30 января 2017 года вице-президент РЖД Вадим Михайлов заявил, что общая стоимость строительства СШХ составит 236 млрд руб., из них РЖД выделит 105 млрд руб., концессионер — 113,5 млрд руб. Остальные 17,5 млрд руб. предоставит государство, возможно увеличение госинвестиций до 30 млрд руб.
По словам главы государства, новая магистраль «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути». Уже тогда было заявлено, что цена вырастет до 260 млрд руб.
В декабре 2017 года проект строительства СШХ был внесён в правительство РФ в соответствии с разработанной правительством ЯНАО и РЖД дорожной картой.
27 февраля 2018 года стало известно, что правительство РФ одобрило старт концессионной процедуры по реализации Северного широтного хода — проекта новой железной дороги в российском Заполярье. Соответствующий документ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал 22 февраля 2018 года.
Пока что на трассе СШХ продолжаются геологические изыскания, ведётся дальнейшее проектирование.
СПРАВКА. Длина СШХ составит 707 км. Проект включает в себя строительство двух крупных мостов через реки Обь и Надым (2,4 и 1,3 км соответственно), а также реконструкцию существующей трассы Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево (270 км) и железнодорожной станции Обская-2. Строительство будет проходить в сложных условиях вечной мерзлоты.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok
Северный широтный ход
Магистраль «Северный широтный ход» — это железная дорога, проходящая по маршруту: ст. Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево. Протяженность — 707 км.
В перспективе до 2030-го года планируется продолжить магистраль от Коротчаево на восток: Коротчаево — Русское (Южно-Русское НГМ) — Ермаково — Игарка.
Коротчаево — Русское (Южно-Русское НГМ) 122 км
Русское (Южно-Русское НГМ) — Игарка 482 км
Проект предполагает достройку станции Обская-2 (профинансирует ОАО «Газпром»), строительство подхода к мосту через Обь и самого моста (Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ, Росжелдор), прокладку от него железной дороги до станции Салехард (ЯНАО), линии «Салехард — Надым» (ОАО «Корпорация «Урал Промышленный»), моста через реку Надым (ЯНАО), а также достройку железнодорожных участков «Пангоды — Надым» («Газпром»), «Пангоды — Новый Уренгой» (РЖД) и «Новый Уренгой — Коротчаево» (РЖД). Координатором выступит Росжелдор.
Содержание
Ошибки в проекте и нарушения норм строительства
В 2010-м экспертизой был утвержден проект, который имел массу грубейших ошибок и нарушений норм строительства. Не исключено, что некоторые из них были впоследствии устранены.
Критика проекта 2010-го года:
Экономически и технически неверным является применение в проекте железобетонных шпал. Это первый этап создания бесстыкового пути, который эффективен при скоростном движении составов весом не менее 6-8 тысяч тонн. Такие пути должны примыкать к железнодорожным направлениям, где подобное движение уже существует. Стоимость строительства такого пути значительно выше пути на деревянных шпалах. О каком движении тяжеловесных поездов с высокими скоростями на проектируемой железной дороге может идти речь, когда на примыкающих направлениях и с запада, и c востока более тысячи километров существующих путей лежат на деревянных шпалах и сроки реконструкции их далеко выходят за принятые в проекте сроки строительства линии.
Каждый инженер-путеец, имеющий хотя бы небольшой опыт эксплуатации железнодорожного пути, знает, что путь на железобетонных шпалах, а тем более бесстыковой путь, должны укладывать на стабилизированное безосадочное земляное полотно. На проектируемой линии Салехард — Надым десятки километров проходят по участкам 3-4 категории просадочности, вечной мерзлоте, где период стабилизации растянется на несколько лет. Трудно найти объяснение, каким экономическим обоснованием руководствовались авторы проекта и экспертиза, когда принимали такие решения.
События
08.12.2011 [10] Чешская компания OHL ZS, «дочка» испанской строительной группы Obrascon Huarte Lain SA, (OHL Group) подписала контракт на строительство участка железной дороги в России на 1,95 млрд евро (1,5 млрд [11] ; 80 млрд руб [12] ), сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на компанию. В частности гендиректор ООО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный» Александр Белецкий и гендиректор OHL ZS Михаил Штефл подписали соглашение о совместной реализации проекта «Северного широтного хода» (СШХ) между ОАО «Ямальская железнодорожная компания» (ЯЖДК) и акционерным обществом OHL ZS. (ЯЖДК выступает инвестором и застройщиком СШХ)
Также было подписано соглашение о стратегическом финансировании чешскими и российскими банками проекта строительства «Северный широтный ход».
31.10.2011 [13] Результатом сокращения финансирования проекта УП-УП Минфином стало урезание расходов за счет упрощения проекта:
Идея состоит в том, чтобы исключить из проекта строительства мостового перехода через р. Обь ярус и подходы для автомобильного транспорта. Изначально планировалось, что мост будет совмещенным, имеющим два яруса — для движения автомобильного и железнодорожного транспорта. Исключив автомобильный переход, Корпорация сумела снизить стоимость строительства моста до 28 млрд рублей. Из них 5 млрд рублей готов вложить Ямало-Ненецкий АО. Удастся значительно сократить и стоимость строительства еще одного участка СШХ — железнодорожной ветки «Салехард — Надым». По словам генерального директора ЯЖДК Я.Крафта, это произойдет за счет применения в строительстве новейших технических разработок. Учитывая сокращение стоимости сооружения этих двух участков, цена СШХ в целом сократится с 181 млрд 126 млн рублей до 134,2 млрд рублей. Общая экономия составит — 47 млрд рублей. Таким образом, сегодня уже можно говорить о том, что в кредитную линию размером 1,5 млрд евро, выделяемую пулом чешских банков на строительство участка «Салехард — Надым», укладывается и мостовой переход через реку Обь.
30.09.2011 [14] Совсем недавно СМИ взбудоражила новость о том, что Министерство финансов якобы не предоставило средств для реализации проекта. Однако оказалось, что появившиеся сведения были неправильно интерпретированы. В корпорации на этот счет разъясняют, что строительство железнодорожного участка Салехард — Надым входит в федеральную целевую программу на 2010—2015 гг., которую никто не отменял, и решение Минфина в данном случае означает лишь перенос финансирования с 2012 г. на 2013 г. К тому же в ведомстве речь шла исключительно об одном из участков Северного широтного хода — мостовом переходе через Обь. Естественно, этот сегмент является очень важным этапом реализации проекта, строительство которого уже стартовало и набирает темпы, поэтому финансирование строительства Обского моста — вопрос времени.
23.09.2011 [17] В финансировании на 2012 г. отказано нескольким задумкам «Единой России». Среди них — корпорация «Урал промышленный — Урал полярный» и программы «Новые дороги „Единой России“ и „500 бассейнов“, рассказали „Ведомостям“ два единоросса. Рабочая группа думской фракции партии „Единая Россия“ обсуждала с представителями Минфина предложения по внесению в бюджет дополнительных расходов на проекты, которые она курирует. „Нецелесообразным к реализации“ был признан „Урал промышленный — Урал полярный“. Минфин сослался на мнение экспертного управления администрации президента: проект очень затратный.
Партийцы просили выделить из бюджета в этом году на строительство моста через Обь 4 млрд руб., на железнодорожные участки, прилегающие к этому мосту, — ещё 12,5 млрд, а ещё 6 млрд — на развитие железнодорожной инфраструктуры на участке Коноша — Лабытнанги.
Окончательная стоимость проекта — не менее 236,7 млрд руб., но правительство не подтвердило пока его эффективности, а строить один мост нецелесообразно, говорится в комментарии Минфина к предложению единороссов.
В постройку моста корпорация „УП-УП“ планировала вложить 66,9 млрд руб. (собственные и заемные средства), остальные деньги ожидались от „Газпрома“, РЖД, из федерального и региональных бюджетов. Минфин предложил поиcкать источники финансирования не в бюджете — использовать, например, механизм инвестиционного налогового кредита.
Сколько всего уже выделил напрямую бюджет на проект, собеседник в корпорации говорить отказался. На те деньги, что были получены из бюджета и инвестфонда (6,5 млрд руб.), финансировалась геологоразведка, разрабатывалась документация; средства пошли и на несколько объектов энергетики, рассказывает один из руководителей „Урала промышленного — Урала полярного“. Есть два варианта финансирования моста через Обь: напрямую из федерального бюджета через Минтранс или через аппликационный заем — уже ведутся переговоры, проект от этого не пострадает, утверждает он.
Первый объект — электростанцию в пос. Харп — корпорация закончила в 2010 г.
В 2011 г. из бюджета на проект выделено 20 млрд руб., но серьёзной стройки за уже выделенные деньги там нет — только проектная документация, говорит участник „нулевого“ чтения бюджета.
По его словам, на проекте крест совсем не поставят: в нем заинтересован „Газпром“, но проект может измениться, в него ожидается привлечение французского инвестора.
Партийный координатор проекта — первый зампред Госдумы Олег Морозов — для комментариев был недоступен.
12.09.2011 [18] Корпорация „Урал Промышленный — Урал Полярный“ завершила подготовку к началу строительства мостового перехода через реку Надым. 27 сентября с.г. начнется возведение уникального мостового перехода через реку Надым протяженностью 1,3 км. Это строительство станет первым этапом реализации железнодорожного проекта „Северный широтный ход“, который пройдет по территории Ямало-Ненецкого автономного округа. К настоящему времени проведено устройство геодезической разбивочной основы для строительства, выполнена разбивка осей опор будущего мостового перехода, а также осей путепровода на подходах к нему — территория полностью подготовлена к началу строительных работ…
23.08.2011 [19] Для строительства Северного широтного хода создана Специальная проектная компания (СПК). Генеральный директор Корпорации «Урал Промышленный — Урал Полярный» Александр Белецкий и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписали акционерное соглашение о внесении имущества в её уставной капитал. Специальная проектная компания создана на базе ОАО «Ямальская железнодорожная компания», которое будет выступать инвестором — застройщиком железнодорожной линии Салехард — Надым. Как сообщает пресс-служба корпорации уральского мегапроекта, РЖД внесло в уставный капитал СПК долю недвижимого имущества, находящегося в совместной собственности ОАО «РЖД» и ЯНАО, в том числе — железнодорожные участки Надым — Пангоды, Пангоды — Коротчаево, движимое и недвижимое имущество, в том числе — подвижной железнодорожный состав, земельные участки и денежные средства. В свою очередь корпорация передает принадлежащую ей проектно-сметную документацию по строительству новой железнодорожной линии Салехард — Надым. При положительном решении о финансировании возведения мостового перехода через реку Обь из средств федерального бюджета строительство железнодорожной линии Салехард — Надым может начаться в четвертом квартале этого года и будет осуществляться по двулучевой схеме — одновременно с двух сторон навстречу друг другу. Корпорация уже завершила подготовку к началу строительства мостового перехода через реку Надым в рамках проекта «Северный широтный ход», начало которого планируется осуществить в конце сентября этого года. Сейчас ведутся активные переговоры с другим участником создания СПК — ОАО «Газпром». В процессе обсуждения планируется достичь договоренности о передаче в уставный капитал СПК железнодорожных участков Новый Уренгой — Ямбург и Пангоды — Надым.
06.07.2011 [20] Корпорация «Урал Промышленный — Урал Полярный» в начале сентября 2011 начнет строительство мостового перехода через реку Надым — первого объекта Северного широтного хода.
05.07.2011 [21] Немецкая Deutsche Bahn International GmbH (DB, подразделение концерна DB AG — Немецкие железные дороги) и корпорация «Урал промышленный — Урал полярный» (УП-УП) подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта по строительству железнодорожной магистрали Северный широтный ход, сообщила пресс-служба российской компании.
«DB, обладающая опытом работы в подобных широтах в Канаде и Норвегии, обеспечит техническую экспертизу проектной документации железной дороги Салехард — Надым — ключевого объекта Северного широтного хода», — говорится в сообщении.
11.01.2011 [22] По заявлению заместителя гендиректора корпорации «Урал Промышленный — Урал Полярный» Бориса Кириллова строительство начнется в феврале 2011 года, а завершить планируется в 2014 году.
15.11.2010 [23] Создается Специальная Проектная Компания (СПК) в целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации Северного широтного хода «Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево». Акционерами СПК выступят ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром».
Специальная Проектная Компания создается на базе существующего ОАО «Ямальская железнодорожная компания», в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями между будущими акционерами СПК.
Кроме того на совещании была обсуждена финансовая модель проекта возведения Северного широтного хода, подготовленная компанией «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б. В.». Особое внимание уделено алгоритму расчета специального тарифа на железнодорожные перевозки по магистрали.
28.10.2010 [24] Дан старт возведению стратегической железнодорожной магистрали Северный широтный ход, инициированной Корпорацией «Урал Промышленный — Урал Полярный».
24.09.2009 [25] В Салехарде президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин выступил на совещании под руководством Председателя Правительства РФ Владимира Путина по вопросам, связанным с освоением месторождений газа на полуострове Ямал. Было заявлено следующее. В соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» на севере Уральского федерального округа предусматривается строительство новых железнодорожных линий с общей протяжённостью 3079 км, в том числе:
В рамках реализации первого этапа Стратегии-2030 Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» и комплексным проектом «Урал Промышленный — Урал Полярный» предусмотрена реализация трёх проектов в области железнодорожной инфраструктуры: