Шишига машина почему так называется

Легенды советского автопрома: ГАЗ-66 «шишига»

Как сказал классик (по одной из версий, Николай Васильевич Гоголь), у России две беды — дураки и дороги. Для легендарных российских дорог было создано немало автомобилей, которые получили широкое распространение в местах, где сложно проехать без усилий. Один из таких автомобилей — ГАЗ-66.

Читайте также:

Грузовик, получивший в народе множество прозвищ, самое распространенное из которых «шишига», до сих пор служит народному хозяйству и частнику, а также (стоящий внимания факт) в рядах Российской армии. Конструкция компактного автомобиля получилась не просто удачной, но и довольно простой в использовании и обслуживании. А если еще добавить, что все это железо на колесах достаточно дешево содержать, то и вовсе можно медаль вешать на шею автору этого чуда. Кто же он, Гудвин, подаривший мозги российскому (советскому) автопрому, выпустив в свет 66-й?

«Шишига» — народное название модели ГАЗ-66, которое появилось из созвучия с цифрой 66. Но есть и иное значение этого слова. Оказывается, «шишига» в русских сказаниях — это еще и нечистая сила, которая обитает на болоте или в лесу (типа кикиморы). Также может селиться в бане или за печкой.

«Отец» ГАЗ-66

Автор проекта двухосного грузовика — Александр Дмитриевич Просвирнин. Специалистов такого уровня на фронт посылали редко, так что войну он прошел на Горьковском автозаводе в качестве инженера-конструктора. За свои заслуги был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинской премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, военных знаний, литературы и искусства (за грузовик ГАЗ-51).

Наград у Александра Дмитриевича за жизнь было немало, а судя по количеству его творений, могло быть и больше. Из-под карандаша Просвирнина и его конструкторской команды вышли ГАЗ-52 и ГАЗ-53, ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-13, ГАЗ-14 «Чайка» и даже сравнительно недавняя 31-я «Волга» (ГАЗ-3105). С чертежного стола главного конструктора ГАЗа (с 1958 года) сошел также ГАЗ-66 и еще с десяток машин.

Первые экземпляры ГАЗ-66 поступили с завода на испытания в 1957 году. Автомобиль такого класса был очень нужен как в армии, так и в народном хозяйстве. Александр Дмитриевич это хорошо знал, спешил подготовить и выпустить новинку с конвейера, но для этого многого не хватало. Первой и самой ощутимой преградой стало отсутствие подходящего силового агрегата. Готовые рама, кабина и ходовая часть ждали своего «сердца» долгих семь лет. И вот в 1964 году машина получила мотор и выехала с завода.

Чтобы проект не «заглушили», пришлось в течение этих семи лет выпускать в небольших количествах 1,2-тонный ГАЗ-62, но это была, скорее, вынужденная мера. Странный «полукровка», ГАЗ-62 так и не получил дальнейшего распространения, уйдя в небытие уже в 1962 году.

Пламенный мотор

В качестве силового агрегата 66-й получил под кабину (именно там расположен мотор) бензиновый двигатель ЗМЗ-66 (ЗМЗ-513). Мощность его составляет 125 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте в 285 Нм. Причем достигается этот самый момент на 4,3-литровом 16-клапанном моторе V8 уже на 2 тыс. оборотов в минуту. То есть на бездорожье машина оказалась очень тяговита, да еще и небольшой массы — менее 3,5 тонны (3470 кг).

Кстати, моторы ЗМЗ-513 до сих пор устанавливают под капот некоторые владельцы УАЗов. После незначительных доработок подкапотного пространства V-образная «восьмерка» становится идеально. Вместо карбюратора ставят инжектор.

Прочие технические характеристики

Высокие внедорожные качества «шишиги» также достигались идеальной развесовкой осей в соотношении 50/50 (как на автомобилях BMW), высоким дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах при помощи компрессора. Более того, в конструкции как переднего, так и заднего моста использовались дифференциалы кулачкового типа, что позволяло машине буквально карабкаться по скальному и бугристому ландшафту. Да и управлять грузовиком было достаточно просто благодаря гидравлическому усилителю руля.

В качестве трансмиссии здесь использовалась 4-ступенчатая «механика» и 2‑ступенчатая раздаточная коробка. Привод мог быть как полным, так и задним (с отключением переднего моста).

Такие характеристики пришлись по душе армейскому руководству СССР. В принципе, никто особо и не скрывал, что машина делалась именно под армейские нужды, как и большинство грузового транспорта в те годы. Буквально сразу же ГАЗ-66 встал на вооружение Советской армии и обеспечил Горьковскому автозаводу невероятно крупный госзаказ на годы вперед.

В целом, если оценивать ходовые и эксплуатационные характеристики ГАЗ-66, можно смело назвать его произведением технического искусства. Так, поговаривают, его на заводе и называли. Не скрывал своей радости и глубокого удовлетворения результатом и Просвирнин. Немного огорчала конструктора лишь задержка с выпуском. Автомобиль мог встать на конвейер гораздо раньше.

Технические характеристики ГАЗ-66:
Двигатель — ЗМЗ-66, бензиновый V8, объем 4,25 литра.
Трансмиссия — 4-ступенчатая механическая.
Привод — полный/задний.
Масса — 3470 кг.
Грузоподъемность — 2000 кг.
Габариты (д/ш/в) — 5655/2342/2440 мм.
Дорожный просвет — 315 мм.
Колесная база — 3300 мм.
Глубина брода — 0,8–1,0 метр.
Расход топлива — порядка 20 л/100 км (ровная поверхность).
Емкость баков — 210 литров.
Топливо — бензины А-72, А-76, АИ-80.

Несмотря на такие выдающиеся характеристики, было в конструкции ГАЗ-66 и несколько недочетов, которые конструкторы назвали вынужденными. Речь о комфорте и безопасности конструкции. Если с комфортом (точнее, с его отсутствием) в армии, например, наши солдаты мириться привыкли, то безопасность — другое дело.

Руль здесь установлен забавно, почти параллельно земле. Как будто пиццу в руках вертишь. Машина для загородных поездок. На улицах Лос-Анджелеса тесновато

Пол Хьюстон, американский автоблогер

Небезопасен

До 80-х годов прошлого века машина использовалась практически без нареканий, но война в Афганистане расставила свои ударения в отзывах о ГАЗ-66. Если всмотреться внимательно в хронику афганского конфликта, то «шишиги» попадаются там крайне редко. А к завершению войны их в расположении нашего афганского контингента и вовсе практически не было.

Дело в том, что при подрыве грузовика на мине или фугасе гибло много людей. Из‑за компактности машины сила взрыва приходилась практически на весь корпус ГАЗ-66, что сводило шансы находящихся внутри людей на выживание практически к минимуму. А о жизни водителя и пассажира в кабине (коим, как правило, являлся офицер автомобильных войск) речи и быть не могло, в 90% случаев все заканчивалось трагически.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

В то же время ГАЗ-66 полюбила десантура. Машина из-за своей легкости и практически идеальной развесовки была незаменима при выброске войск с воздуха. Приземлялась «шишига» идеально — на четыре колеса, без сильных ударов по осям, что позволяло практически мгновенно использовать ее в бою, без подготовки.

Конец эпохи

Заводская (конвейерная) история знаменитой «шишиги» закончилась, как и началась, в июле. Июль 1964 года стал месяцем рождения автомобиля, а июль 1999 года — месяцем ухода: 1 июля 1999 года с конвейера Горьковского предприятия сошел последний экземпляр этой машины. Поговаривают, что в украинском Кременчуге грузовик выпускали и до более позднего времени, но официального подтверждения этому нет.

Тем не менее преданный ГАЗ-66 будет еще очень и очень долго служить на благо своих владельцев. Как отзываются многие пользователи этого нестареющего советского гаджета, машина вечная.

Источник

«Шишига»: как ГАЗ-66 получил своё прозвище и международное признание 01:09, 11 марта 2021 Версия для печати

Рассказываем о знаменитой «Шишиге», раскрываем тайну необычного прозвища.

Легенда нашего автопрома ГАЗ-66, прозванный «Шишигой». Двуосный грузовичок (4 × 4) Горьковского автомобильного завода (шасси или с бортовой платформой) с предельной загрузкой до 2-х т, восьмицилиндровым четырёхтактным «движком» (115 л.с.), спрятанным под кабиной, выступающей в роли капота, и механической четырёхступенчатой КП.

Повышенная проходимость «Шишиги» надолго обеспечила ей участь массового армейского грузовика Советского Союза и РФ (особенно — в ВДВ и погранвойсках) и хорошую славу в сельхоз и народнохозяйственных отраслях. Этот грузовик быстро заслужил международное признание и отправился покорять страны соцлагеря.

За всю историю выпуска «Шишиги» с конвейера сошла 965 941 единица.

Что в имени твоём таится?

В советскую эпоху народное название ГАЗ-66 «Шишига» не выглядело таким уж необычным, каковым оно кажется нам.

Возникновение этой «клички» однозначно обусловлено присутствием двух шестёрок в числовом обозначении модели, а с её этимологией — чуть сложнее.

С одной стороны, шишига — персонаж русской мифологии, нечистая сила, живущая за печкой. Здесь нужно вспомнить, что шофёры как представители не самой лёгкой профессии в рабочих ситуациях часто употребляют бранные слова. Отдельная группа ругательств — это слова, напрямую отсылающие нас к тёмным силам, к примеру, чёрт, леший, бес, и по такой логике в подходящий момент первые водители ГАЗ-66 могли вспоминать и шишигу.

С другой — шишом называли стоящий торчком предмет (отсюда «шишка») и причёску с зачёсанными кверху волосами, что может ассоциироваться с минималистичным дизайном кабины грузовика. Кстати, среди менее популярных, альтернативных народных названий ГАЗ-66 есть «Шишка» и всяческие производные типа «Шишара», «Шишарик».

Знак качества

В 1957 г. увидели свет опытные образцы будущей легенды автомобильной промышленности СССР. Однако у Горьковского завода в тот момент не оказалось серийного двигателя, мощность которого подошла бы для этой модели. Поэтому старт производства затянулся аж до 1964-го.

Разработкой руководил именитый главконструктор А.Д. Просвирнин, также участвовавший в создании грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-4301, легковых «Волг» и «Чаек», опытных образцов дизельного автопоезда ГАЗ-6008, гусеничного снегоболотохода ГАЗ-3933 и ещё ряда автомобилей. К этому времени он уже имел Сталинскую премию второй степени за 51-й ГАЗ.

С Просвирниным над «Шишигой» трудился ведущий конструктор — Заворотный Р.Г., а авторство дизайн-проекта принадлежало Лебедеву Б.Б и Еремееву Л.М.

Уже через 2 года серийного выпуска ГАЗ-66 взял «золото» столичной выставки «Современная сельскохозяйственная техника», а в 1967-м он вышел на международную арену, завоевав «золото» сельхоз ярмарки в Лейпциге.

Но самой главной заслугой этой модели стало получение Знака качества СССР в 1969-м. «Шишига» стала первой в Союзе машиной, удостоившейся заветной отметки, которой обозначались только высококачественные изделия отечественного производства.

В 1971-м «Шишиге» посвятили почтовую марку с рисунком художника Н. Шевцова.

Фактически массовый выпуск ГАЗ-66 остановился в 1995 году. Последняя «Шишига» в лице ГАЗ-66-11 вышла в 1999-м — спустя 35 лет с его старта.

На суше, в небе, в огне и воде

Конструкторы «Шишиги» воплотили в жизнь достойное сочетание малотоннажника и внедорожника.

Феномен «грузовика-вездехода» обеспечен кулачковыми дифференциалами мостов, большим дорожным просветом (315 мм) в совокупности с системой регуляции давления шин (0,5-3 кг/см2). Последняя стала отличительным признаком всех его модификаций к 1968 г., а ранее ей обладали лишь непосредственно ГАЗ66 и 66-03 с 66Э.

«Шишиги» специальные колёса с разъёмным ободом, бортовым кольцом 8,00-18 и шинами 12,00-18, подкачку которых осуществляет компрессор, приводимый в действие двигателем, и диски особой конструкции. Колёсная база — 3300 мм.

Двигатель грузовика ЗМЗ-66-06 объёмом 4254 см3, оснащённый предпусковым подогревателем ПЖБ-12, жидкостным охлаждением позволяет разогнать машину до 90 км/ч. Расход горючего на 100 км со средней скоростью 60 км/ч равен примерно 20 л, а баки вмещают 210 л.

Рабочая тормозная система — гидравлическая, раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. У руля имеется гидроусилитель.

Откидная кабина обеспечивает удобство доступа к «движку», однако за это водителям «Шишиги» пришлось поплатиться комфортом переключения передач: между сиденьями здесь размещён закрывающий двигатель кожух, поэтому рычаг КП находится позади водителя, справа.

Чтобы шофёр отдыхал прямо в кабине, предусмотрен брезентовый съёмный гамак, подвешивающийся за специальные крючки.

Ещё одна особенность этого грузовика сделала его незаменимой технической единицей ВДВ: баланс центра тяжести обеспечивает обеим осям почти равномерную нагрузку, что при десантировании с самолёта позволяет ГАЗу-66 плавно приземлиться на все колёса. Компактная форма кабины здесь тоже сыграла важную роль, так как она не кренится во время спуска с парашютом.

На «Шишиге» можно совершить переправу через водоём, погрузившись в воду по самое лобовое. А вот перегрузок ГАЗ-66 не терпит и на суше: таковы особенности рессор заднего моста и самоблокирующихся дифференциалов главных передач.

К сожалению, в условиях горячих точек автомобиль оказался неэффективным. Это выяснилось в «Афгане»: положение кабины над двигателем и колёсами несло дополнительную угрозу жизни экипажа при подрыве. Поэтому в 80-х его начали массово списывать из боевых частей, а в 90-х — и из строевых.

Тем не менее в солдатском и шофёрском фольклоре, в песнях и поговорках за «Шишигой» закрепилась исключительно положительная репутация.

Заводские и народные модификации

Конструкторам Горьковского автозавода удалось сделать в лице «Шишиги» настолько универсальный «грузовой вездеход», что на его базе возникло около полусотни заводских модификаций для различных нужд. Однако надо признать, что не все они попали на массовый конвейер.

До 1961 г. у опытных образцов ГАЗ-66 была кабина со складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла. Правда, потом решение всё-таки было повторено при создании опять же опытных образцов авиадесантной «Шишиги» — ГАЗ-66Б (1966 г.)

Также 1961-й ознаменовался появлением шасси с кабиной под бурильные установки и сельскохозяйственные самосвалы ГАЗ-66Д и двух седельных тягачей ГАЗ-66П и ГАЗ-66К (для работы с активным полуприцепом). Но в этом случае дальше единичных экземпляров дело не пошло.

С 1963 по 1966 выпускались ГАЗ-66Ф, ГАЗ-66Э и ГАЗ-66АЭ с экранированным электрооборудованием, мобильными войсковыми радиотехническими средствами.

В 1964 г. появился ГАЗ-66А, оснащённый лебёдкой, но ещё без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, как и другие его предшественники.

Тогда же увидел свет опытный образец ГАЗ-34, фактически являющегося «Шишигой» с колёсной формулой 6 × 6, со временем унаследовавшей от «старших братьев» и систему регуляции давления воздуха в шинах, и лебёдку. Их вышло 7 опытных образцов, а массовый выпуск не состоялся.

Доработанный вариант базовой модели «Шишиги» с бортовой платформой или шасси с кабиной с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах ГАЗ-66-01 бесперебойно вели почти 20 лет — с 1966 по 1984 год, наряду с ГАЗ-66-01, укомплектованным аналогичной системой и лебёдкой

К началу 90-х линейку ГАЗов-66 пополнили народнохозяйственные модификации ГАЗ-66-21 и ГАЗ-66-22 — с двойными шинами, а последний — с лебёдкой.

Отдельные модификации, как правило — экспортные, в диапазоне от ГАЗ-66А до ГАЗ-66-15 разрабатывались под тропический климат.

К слову, у них был и «антипод» — утеплённая «Северная шишига» — ГАЗ-66-92 с лебёдкой (1991 г.). У него установлены дополнительный отопитель, аккумулятор увеличенной ёмкости, противотуманные фары, а кабина — с двойными стёклами.

В бою и быту «Шишиги» тоже подвергались кардинальным преобразованиям, попадая в руки умельцев из народа. С развитием любительских гонок по бездорожью и экстремального туризма в России их стали переделывать в «джипы» и дома на колёсах, а ещё в пору СССР во время операций на Ближнем Востоке военные делали из ГАЗ-66 «кабриолеты», а в кузов устанавливали зенитные орудия.

Источник

Почему ГАЗ-66 называют «Шишига»

Само по себе слово звучит несколько загадочно. Можно догадаться, что оно имеет отношение к мифологии. Но часто люди используют данное слово, вообще не имея никакого представления, что оно относится к мифологии. Распространено слово среди водителей, хоть сейчас уже и не так сильно.

Почему ГАЗ-66 называют шишигой

Раньше в народе грузовой автомобиль повышенной проходимости с колёсной формулой 4×4 ГАЗ-66 называли «шишигой»

Также было распространено слово «шишарики». Объяснение тому простое — в названии транспортного средства две шестерки. Сегодня хоть и грузовой автомобиль все еще активно эксплуатируется, на дорогах его встретишь нечасто. Поэтому и слово водители употребляют все реже. А многие водители и вовсе не знают, что это значит.

Впрочем, достаточно вбить одно из двух слов в поисковую систему, чтобы понять, что оно значит. Система сразу выводит фотографии ГАЗ-66 и описание автомобиля.

Серийный выпуск автомобиля начался в 1964 году. Автомобиль получил широчайшую востребованность. Поэтому его масштабное серийное производство было прекращено только в 1998 году. И то еще где-то год Министерство обороны давало заказы на индивидуальное производство грузового автомобиля в небольших партиях.

Если рассматривать автомобиль как проект, то для своего времени он получился более чем удачным. Грузовой автомобиль прекрасно подходит для перевозки взвода солдат. Транспортное средство использовалось в роли тягача для легкого артиллерийского орудия.

Позволяло безопасно перевозить боеприпасы. Ну, и условия, в которых автомобиль мог ездить, также впечатляют. Горы, отвратительное дорожное покрытие, снег, слякоть и так далее — все нипочем.

Бензиновый пусковой подогреватель двигателя — вот важное преимущество ГАЗ-66. Если отойти от всяких научных объяснений, то объясним так — движок можно запустить даже в лютый мороз, даже если аккумулятор вот-вот сядет, находясь в полуживом состоянии.

Производитель добавлял даже печку для обогрева КУНГа (ну, или отопитель, другим словом). То есть, автомобиль производился с учетом того, что эксплуатироваться он будет в весьма жестоких условиях.

Уже в гражданских условиях автомобиль показывал себя не самым лучшим образом. Везет не особо много. В кабине неудобно и ничего не слышно. А бензина ест «шишига» более чем предостаточно. Именно в гражданских условиях это стало проблемой. Потому что в армии такие вещи проблемами не называют, а уж бензин не считают точно.

Источник

Родословная «Шишиги»: 40 лет разработки и развития армейского грузовика ГАЗ-66

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Наиболее массовым советским полноприводным армейским автомобилем двухтонного класса был грузовик ГАЗ-66 с кабиной над двигателем, в котором на тот момент воплотились передовые для отечественной автомобильной промышленности конструктивные решения. В течение более чем четырех десятилетий он существовал в прототипах и в трёх серийных поколениях с многочисленными исполнениями.

Двухосный вездеход ГАЗ-66 повышенной проходимости со всеми односкатными колёсами, получивший официальный статус лёгкого военного автомобиля-тягача и прозванный в народе «Шишигой», был приспособлен для работы на всех видах дорог и на местности, а также для перевозки всеми видами наземного, водного и воздушного транспорта.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Автомобиль ГАЗ-66-11 – наиболее распространенный двухтонный грузовик Советской армии

До 1990 года на всех версиях устанавливали 115-сильный бензиновый двигатель V8 Заволжского моторного завода, оригинальную откидывавшуюся вперед цельнометаллическую кабину с подвесным спальным местом, гидроусилитель рулевого механизма, гипоидные главные передачи, межколёсные кулачковые дифференциалы повышенного трения и централизованную систему изменения давления воздуха в шинах. ГАЗ-66 отличался компактностью, лёгкостью управления, достаточной устойчивостью на шоссе и на бездорожье, а также самой высокой на тот момент проходимостью.

Предшественники ГАЗ-66 (1958-1963 гг.)​

Первые прототипы ГАЗ-66 уже содержали все конструктивные решения, стилистические направления и комплектацию будущих массовых грузовиков, включая систему регулирования давления в шинах. Исключение составляли два плоских лобовых стекла кабины с гнутыми боковинами в стиле грузовиков ГАЗ-53 и деревянная грузовая платформа от ГАЗ-51А.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Первый прототип ГАЗ-66 с панорамным окном и кузовом от ГАЗ-51А. 1958 год

К переходным прототипам относились машины с цельнометаллическими кузовами, передней лебёдкой, светомаскировочными фарами и шасси ГАЗ-66Ф для установки кузовов-фургонов, но переднее панорамное стекло и специфическая передняя облицовка из восьми вертикальных воздухозаборных прорезей ещё долго сохранялись.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Экранированный автомобиль-шасси ГАЗ-66Ф для монтажа войсковых и санитарных фургонов. 1963 год

В начале 60-х был построен опытный образец авиадесантируемого автомобиля ГАЗ-66Б для советских Воздушно-десантных войск (ВДВ), не имевший аналогов в мире.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Прототип авиадесантируемого автомобиля ГАЗ-66Б с брезентовым верхом кабины и лебёдкой. 1960 год

Первое поколение ГАЗ-66 (1963-1968 гг.)​

Сборка автомобилей первого поколения началась в ноябре 1963 года, а серийное производство развернулось в июле 64-го. На этих машинах не было системы регулирования давления в шинах, но они предопределили общую концепцию, параметры и внешность всех последующих вариантов.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Предсерийный автомобиль ГАЗ-66 с передней панелью раннего образца. 1963 год

Базовым являлся многоцелевой ГАЗ-66 с плоскими лобовыми стёклами, узкими вертикальными угловыми окошками в боковых стойках кабины и тентованной цельнометаллической бортовой платформой с деревянными боковыми надставками.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Серийный ГАЗ-66 первого поколения с упрощенной облицовкой. 1964 год (фото автора)

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Полигонные испытания ГАЗ-66 с полуторатонным прицепом. 1967 год (архив 21 НИИЦ)

Вариант ГАЗ-66А отличался передней 3,5-тонной лебёдкой с приводом от коробки отбора мощности. Версии 66Э и 66АЭ снабжались экранированным электрооборудованием. В середине 60-х эти грузовики стали поступать в вооруженные силы стран «соцблока».

К этому периоду относилось начало широкого применения на ГАЗ-66 специальных войсковых кузовов-фургонов различных видов, конструкций и назначения. К тому времени наиболее известными являлись облегченные каркасно-деревянные конструкции КУНГ-2М, по наследству от ГАЗ-63 был получен удлинённый деревометаллический кузов КФ-1М, а к концу этого периода появились первые опытные бескаркасные фургоны серии К-66.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Первый пробный автомобиль ГАЗ-66Э с низкопрофильным кузовом К-66Н (архив 21 НИИЦ)

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Авиадесантируемый грузовик ГАЗ-66Б на государственных испытаниях. 1965 год (архив НАМИ)

В 1964 году была собрана пробная партия авиадесантируемых автомобилей ГАЗ-66Б, а мелкосерийное изготовление началось в 66-м. В советских ВДВ они служили для перевозки личного состава, буксировки лёгких орудий и установки различных надстроек, а также были приспособлены к транспортировке на военно-транспортных самолетах и десантированию как посадочным, так и парашютным способом с использованием специальных парашютно-десантных платформ с воздушными амортизаторами.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Полностью открытый десантный автомобиль советских ВДВ с буксируемой пушкой (фото 1970-х)

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Мелкосерийный авиадесантируемый ГАЗ-66Б с разборным верхом кабины. 1966 год

Их главной конструктивной особенностью была разбиравшаяся кабина с брезентовым верхом и откидной оконной рамой, складными спинками сидений и телескопической рулевой колонкой. Металлическая грузовая платформа снабжалась съёмными арками и тентом. В целом это была небольшая и незаметная армия, которой не обладали вооруженные силы других стран.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Автомобиль ГАЗ-66Б в подготовленном к парашютному десантированию состоянии

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

ГАЗ-66Б на специальной подвижной платформе для парашютного десантирования. 1965 год

Второе поколение ГАЗ-66 (1966-1984 гг.)​

Основой второго поколения являлись два наиболее распространенных ГАЗа-66 массового изготовления с регулированием давления воздуха в шинах и передней облицовкой с девятью вертикальными прорезями, которые оставались в производстве в течение 18 лет.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Серийный ГАЗ-66-01 второго поколения без лебёдки, но со Знаком качества. 1969 год

Основой нового поколения являлись бортовые машины ГАЗ-66-01 без лебёдки и ГАЗ-66-02 с передней лебёдкой, применявшиеся для буксировки лёгких прицепов, пушек и монтажа различных кузовов и надстроек. В 80-е на них стали монтировать новые световые приборы и колёса с неразъёмными ободами. На их базе собирали экранированные версии 66-04 и 66-05, а упрощённое шасси двойного назначения 66-06 служило для установки типовых кузовов без привода рабочих органов.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Наиболее распространенный грузовик второго поколения ГАЗ-66-02 с лебёдкой. 1967 год

В этом семействе впервые была создана обширная экспортная программа из 12 версий ГАЗ-66, соответствовавших условиям вооруженных сил иностранных государств, находившихся в различных климатических зонах. Кроме того, автомобили дорабатывались в соответствии с техническими требованиями покупателей по отделке кабин, установке более удобных органов управления, применению иных световых приборов, колёс и шин, герметизации электрооборудования и т. д.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Шасси ГАЗ-66-75 с низким кузовом К-66Н, экспортированное в страны с умеренным климатом (фото автора)

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Служивший в Народной армии ГДР улучшенный автомобиль ГАЗ-66-72 с лебёдкой

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Грузовики ГАЗ-66-51 со спаренными зенитными установками ЗУ-23-2 в субтропическом Афганистане

С конца 60-х роль основных армейских фургонов на базе ГАЗ-66 стала постепенно переходить к типовым бескаркасным кузовам серии К-66 с панелями из трёхслойного пенопласта, металлической обшивкой и полом из сосновых досок.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Многоцелевой фургон ГАЗ-66-71 с высоким кузовом К-66В в армии Финляндии. 1976 год

Кузова выпускалась в четырёх вариантах с разными параметрами и степенями прочности, количеством и расположением окон, дверей и люков: высокий кузов К-66В, низкопрофильный К-66Н, низкий К-66ДС на десантируемом шасси ГАЗ-66Б и более прочный каркасно-металлический фургон КМ-66. В 1977 году к ним присоединился универсальный каркасно-металлический фургон КУНГ-66 второго поколения.

Третье поколение ГАЗ-66 (1985-1999 гг.)​

К этому поколению всё явственнее стали проявляться недостатки и дефекты автомобилей ГАЗ-66 предыдущих семейств. Для их исправления в 1985-м завод перешёл на 120-сильные версии грузовиков ГАЗ-66-11 и 66-12 с мелкими доработками, внешне отличавшихся повторителями указателей поворотов на боковинах кабины и укрупненными передними надфарниками.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Базовый грузовик третьего поколения ГАЗ-66-11 в Музее военной автотехники в Рязани (фото автора)

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

ГАЗ-66-11 Военной автоинспекции с динамиком и спецсигналами (фото А. Гуляева)

В начале 90-х для Российской армии и МЧС были использованы рядовые грузовики ГАЗ-66-11/12 для испытания их на парашютное десантирование из крупных военно-транспортных самолетов со сбросом машин с высоты 2,5 километра.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Экранированный ГАЗ-66-15 с лебёдкой на новой десантной платформе. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

Параллельно выпускалась экранированная пара ГАЗ-66-14/15, которая проходила испытания на подмосковном полигоне в Бронницах для изучения перспективных обитаемых армейских кузовов со средствами защиты и жизнеобеспечения.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Испытания ГАЗ-66-15 с лебёдкой и кузовом К-66 (архив 21 НИИЦ)

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Зимние пробы грузовика ГАЗ-66-16. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

В начале 90-х на модернизированном варианте ГАЗ-66-16 грузоподъёмностью 2,3 тонны с лебёдкой применялись 125-сильный двигатель, доработанные тормоза, радиальные шины с высоким вездеходным протектором и ровная грузовая платформа. Он прошёл цикл военных испытаний, но ни в войска, ни в производство не поступил.

К тому времени в хаосе смутных лет некогда стройная и обширная гамма грузовиков ГАЗ-66 стала стремительно рассыпаться. Незаметно поредели и вскоре исчезли российские военные заказы, но последними оказались немногочисленные экспортные модификации для стран с умеренным и тропическим климатом в восьми разных вариантах.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Восстановленный в Германии бортовой армейский грузовик ГАЗ-66-82 с лебёдкой

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Шасси ГАЗ-66-85 с кузовом К-66В и лебёдкой в Вооруженных силах Чехословакии

В те же времена были созданы опытные образцы армейских грузовиков ГАЗ-66-41 без подкачки шин, зато оснащённых дизелями воздушного охлаждения мощностью 85 л.с., которые по лицензии собирала немецкая компания Deutz. Эта слишком тяжёлая и маломощная машина не соответствовала российским военным требованиям, что привело к разработке следующего варианта.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Опытный прототип ГАЗ-66-41 с двигателем Deutz. 1993 год

Им стал мелкосерийный 2,3-тонный дизельный вариант ГАЗ-66-40 с системой подкачки шин и лицензионным дизельным двигателем в 116 л.с. с турбонаддувом и системой охлаждения воздуха наддува. Смертный приговор ему вынесло решение о прекращении сборки нерентабельных и слишком дорогих немецких дизелей.

Шишига машина почему так называется. Смотреть фото Шишига машина почему так называется. Смотреть картинку Шишига машина почему так называется. Картинка про Шишига машина почему так называется. Фото Шишига машина почему так называется

Многоцелевой армейский грузовик ГАЗ-66-40, выпускавшийся в 1995-1998 годах

Последний ГАЗ-66 был собран 1 июля 1999 года. В общей сложности эти грузовики были изготовлены в количестве 966 тысяч экземпляров. Установка на них военных кузовов и оборудования продолжалась до середины 2000-х годов.

На заглавной фотографии – бескапотный армейский грузовик ГАЗ-66, первым среди автомобилей получивший Знак качества 29 ноября 1969 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *