Шкала главреда что значит
Ильяхов
Редакторы пользуются Главредом, чтобы оценивать качество работы фрилансеров и штатных писателей. Раньше они делали это на глаз: если в тексте, по ощущениям, много стоп-слов, текст отправлялся на переработку.
Теперь Главред помогает редакторам точно оценить качество текста. Представляем шкалу Главреда:
Как работает
Главред оценивает качество текста по десятибалльной шкале, основываясь на доле найденных в тексте стоп-слов. Чем больше стоп-слов относительно всего текста, тем ниже оценка. Текст без стоп-слов получит 10 баллов из 10.
Баллы рассчитываются по общей формуле. Один и тот же текст у автора и редактора получит одинаковое количество баллов. Однако мы постоянно улучшаем алгоритм, и со временем оценка одного и того же текста будет понижаться. Перепроверяйте текст перед отправкой редактору.
Главред выставляет оценку автоматически. Отключить оценку нельзя. Чтобы проверить текст в Главреде, напишите его на белом листе или вставьте из буфера.
Как пользоваться
Шкала Главреда помогает редакторам не спорить с авторами насчет качества текста. Теперь редактор указывает в задании «текст должен быть не менее 8 баллов по шкале Главреда», и автор самостоятельно доводит текст до нужного качества.
Шкалу Главреда удобно использовать в писательских вакансиях: попросите кандидатов написать текст не ниже 8 баллов по шкале Главреда.
Ссылайтесь на шкалу Главреда в редполитике, чтобы зафиксировать стандарты качества текста. Например, на сайте разрешайте текст не ниже 8 баллов, в соцсетях — не ниже 7, в интранете и сеошном тексте — не ниже 5.
Ограничения
На 21 мая в базе Главреда 1400 правил, однако алгоритм Главреда несовершенный. Главред не понимает контекст, не разбирается в орфографии и пунктуации, не видит рубленые предложения, почти не умеет находить ошибки в синтаксисе. Главред подходит только для грубой механической чистки текста от мусора: стоп-слов, штампов и канцеляризмов.
Всегда редактируйте текст после проверки в Главреде.
Что дальше
Проверяйте текст в Главреде и расскажите о нем всем, кто пишет. Запомните адрес: GLVRD.RU
Если ищете человека, который будет писать и редактировать текст вместо вас, приглашаю на биржу.
Если пишете и редактируете сами, пройдите продвинутый курс Главреда.
Ильяхов
Когда запустился Главред, мы с Толиком рассчитывали, что им будут пользоваться только те, кто уже в курсе информационного стиля. Но Главред вышел за пределы тусовки. Год спустя им пользуются те, кто ничего не знает об информационном стиле.
Если Главред подчеркнул в тексте все самое святое, или если вы никак не можете добиться десяти баллов, или если вы добились, но получилась фигня — этот текст для вас.
1. Нужно ли удалять все стоп-слова?
Нет. Удаляйте только те стоп-слова, которые не несут новую информацию. Если Главред подчеркнул важное по смыслу слово и советы Главреда не подходят вашей ситуации, то оставляйте.
Во фразе «Главред подчеркнул важное по смыслу слово» с «важным» ничего не сделаешь — это то, ради чего я писал предложение.
А в этих фразах «важное» легко убрать:
Мы поручаем тебе важное задание, Люк!
От этого задания зависит судьба галактики, Люк!
Для вас важная
новость! У нас скидки!
Последние скидки 2015 года
Это наш самый важный
клиент
Этот клиент делает нам половину годовой выручки
Смысл не в том, чтобы удалить стоп-слова, а в том, чтобы задуматься над ними. Если слово лишнее или вместо него можно поставить более интересную информацию — удаляйте. Если слово нужно — оставляйте.
2. Что значит оценка Главреда?
Оценка по шкале Главреда — соотношение стоп-слов к остальным словам. Чем выше оценка, тем меньше в тексте стоп-слов. Чаще всего это значит, что чем выше оценка — тем меньше в тексте явного шлака:
1,5 балла. Одной из ярчайших звезд современной эстрады, безусловно, является группа «Васильки». Их неповторимый стиль и безукоризненный вкус доставят истинное удовольствие каждому! Ощутите настоящий вкус праздника и безудержного веселья вместе с нашим дружным коллективом!
8,6 баллов. «Васильки» — эстрадная фанк-группа. Играем танцевальный фанк и каверы популярных песен. Зажигаем на свадьбах, банкетах и юбилеях. Зовите нас, если нужно раскачать аудиторию двадцати-пятидесятилетних: мы играем советские песни так, чтобы под них плясали дети, а современные песни — чтобы было понятно взрослым. Наш фронтмен сам ведет концерт и общается с гостями, мы сами ставим себе звук и сцену. Cыграем на открытом воздухе, в клубе и ресторане.
Оценка Главреда — не оценка качества текста. В сильном тексте мало удалить стоп-слова: нужно еще наполнить текст полезной информацией, привести примеры, рассказать интересную историю, опереться на чувственный опыт, наладить синтаксис, хорошо структурировать, выделить цепкие заголовки и управлять вниманием. Чистка от стоп-слов — 10% работы.
Со временем Главред научится оценивать другие аспекты текста.
3. Нужно ли добиваться 10 баллов по шкале Главреда?
Стремиться — нужно, но зацикливаться на этом — нет. Представьте, что оценка Главреда показывает содержание жира в еде. Можно сделать маложирное блюдо, но это не значит, что оно будет вкусным. А задача редактора — сделать вкусный текст.
Возьмем тот же текст о «Васильках» и просто почистим от стоп-слов:
1,5 балла. Одной из ярчайших звезд современной эстрады, безусловно, является группа «Васильки». Их неповторимый стиль и безукоризненный вкус доставят истинное удовольствие каждому! Ощутите настоящий вкус праздника и безудержного веселья вместе с нашим дружным коллективом!
10 баллов. Группа «Васильки» — звезды эстрады со стилем и вкусом. Ощутите безудержное веселье вместе с коллективом!
Текст на 10 баллов по Главреду необязательно интересный, полезный или читаемый — в нем просто нет явного шлака. Когда вы почистили стоп-слова, вы проделали 10% работы, теперь осталось проделать еще 90%.
4. После очистки от стоп-слов текст стал сухим и нечитаемым. Что делать?
Делать текст интересным и читаемым, выстраивать синтаксис и структуру, наполнять фактами, рассказывать истории, приводить примеры, привязывать к чувственному опыту. Что об этом почитать для начала:
Читаемость и структура
Факты и примеры
Честность и правда
5. Можно ли требовать от копирайтера какого-то количества баллов по шкале Главреда?
Да, можно, но не только этого. Оценка Главреда показывает не качество текста, а только содержание в нем стоп-слов, поэтому нельзя слепо полагаться только на баллы Главреда.
Я прошу своих студентов доводить текст до 7 баллов по Главреду. Это достаточно строго, чтобы удалить из текста шлак, но достаточно расслабленно, чтобы не жертвовать смыслом.
Я никогда не требую 10 баллов по Главреду, потому что это ни к чему. Чтобы довести текст до 10 баллов, придется потратить много часов, но не факт, что получится хороший текст.
Помимо оценки Главреда я оцениваю текст по куче других критериев. Один из них — субъективное впечатление. Если написано говно, то неважно, сколько там баллов по Главреду. Если написано блестяще — тем более.
6. Что делать, если копирайтер отказывается проверять текст в Главреде?
Если вы в восторге от уникального авторского стиля копирайтера, то вам не нужен Главред. Если же копирайтер принес вам что-то невнятное, но вы не можете это аргументировать — проверьте текст в Главреде.
Плохие копирайтеры ненавидят Главред, потому что он ломает им мозг. На плохих курсах копирайтинга их научили, что писать нужно определенным образом: фальшиво, нагло, с оценками и штампами, многословно, водянисто и истерично. Это полная чушь. Главред все это подчеркивает и говорит «переучивайтесь». Любому человеку это неприятно, а если человек дилетант — ему неприятно вдвойне.
Для меня отказ от проверки в Главреде — признак дилетанта. Все копирайтеры, которые жаловались мне на Главреда, в деле оказались профнепригодными, а некоторые — еще и психически неуравновешенными. Но это моя субъективная оценка — я бы с этими людьми не работал. Каждый заказчик должен сам для себя решить, нравится ему работать с этим копирайтером или нет.
7. Можно ли внедрить Главред в сайт? Пользоваться на компьютере или планшете?
У Главреда работает АПИ, чтобы подключать проверку Главреда к сайтам и приложениям. Чтобы подключиться к Главреду через АПИ, наймите разработчика на Яваскрипте.
У Главреда есть приложения для Хрома, Сафари, Вордпресса, Гуглдока. Все приложения Главреда опубликованы на сайте: glvrd.ru/apps
Что говорят о качестве текста оценки по сервисам «Главред», «Тургенев» и «Адвего»
Оценка по «Главреду», баллы в «Тургеневе», классическая и академическая тошноты по «Адвего» — сомнительные мерила качества. Эти и другие популярные сервисы проверки, если пользоваться с умом, помогают авторам не писать лажу. Заказчикам с их помощью легче отсеивать откровенную графоманию, не более. Чтобы понять почему, разберемся, как считаются показатели, которые чаще других включают в техническое задание на текст.
Что означает оценка по «Главреду»
Ильяховский сервис GLVRD.ru подсвечивает стоп-слова и запутанный синтаксис. Для каждого вида проверки отдельная вкладка в редакторе. Оценку 10/10 по вкладке «Слова» в нем получают тексты с минимальным соотношением «лишних» слов к общему объему материала. Лишними считаются местоимения, некоторые глаголы, прилагательные, канцелярит, заезженные обороты. Во вкладке «Синтаксис» 10/10 ставят текстам из простых предложений с подлежащим и сказуемым.
Сильными словами пишутся не только сильные тексты. За несколько лет даже биржевые гострайтеры приспособились выдавать бессмысленную писанину за инфостиль. Всего-то нужно удалить немного того, что подчеркнул «Главред», и можно с гордостью прикреплять к тексту скриншот с оценкой от 7/10 баллов.
Зеленая оценка в «Главреде» означает только то, что автор умеет выражать мысли без стоп-слов. Навык сомнительной полезности для продаж, SEO и SMM. Поэтому важно после автопроверки вычитывать присланное на предмет пользы, простоты, правды. При вычитке еще полезно фильтровать то, что Ильяхов в блоге назвал штампами информационного стиля.
Насколько важно добиваться нуля по «Тургеневу»
Сравнительно молодой сервис проверки «Тургенев» от лаборатории Ашманова проверяет по нескольким параметрам: считает повторы слов/словосочетаний, долю содержательного текста, находит стилистические ошибки, выделяет релевантные запросы, оценивает удобочитаемость. На основе проверки формируется оценка в баллах, чем она выше — тем больше шансов у контента попасть под фильтр «Баден-Баден» в «Яндексе».
В описании к «Тургеневу» сказано, что алгоритм его работы строится на основе аналитики проектов «Ашманов и партнеры». Действительно, многословные статьи, где в каждом абзаце не повторяются одни и те же слова, лучше индексируются.
Добиваться нуля по «Тургеневу» не обязательно. Богатый словарный запас и соблюдение стилистических канонов языка — не основные признаки сильного текста. В топе выдачи по некоторым коммерческим запросам страницы с контентом на 14-20 баллов по «Тургеневу», но они очевидно приносят хороший трафик.
Какой оптимальный показатель тошноты по «Адвего»
«Адвего SEO-анализатор» создает наглядные таблицы с семантикой текста, показателями водности, академической и классической тошноты. Показатель воды тем выше, чем меньше глаголов и существительных в проверяемом фрагменте. Академическая тошнота зависит от отношения частоты повторов к объему, классическая — показывает процент дублей от числа уникальных слов.
Академическая тошнота выше 7 % говорит о частых повторах. В некоторых темах это нормально, медицинские или юридические статьи с терминами иногда остаются читабельными и информативными при показателе 10–11 %. Устанавливать автору планку «не выше Х» допустимо только с учетом темы, формата, списка ключевых слов.
Оптимального показателя тошноты для любых текстовых материалов по «Адвего» не существует. Снизить процент помогает бездумная замена части повторяющихся слов синонимами, добавление нескольких водянистых абзацев, удаление информативных блоков из структуры. Если и смотреть при приеме работы на эту цифру, то только при финальной проверке контента перед публикацией.
Как читать оценки по «Главреду», «Тургеневу», «Адвего»
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Что делать, если клиент требует баллы по Главреду
Клиент заказал у вас статью c 10 баллами по Главреду. Или с процентом включений. Или с фоносемантическим анализом по Журавлеву. Что бы это ни было, предположим, что вам эти требования не подходят. Как убедить клиента снять эти требования?
Это один из сорока уроков
курса «Работа с клиентом для редактора»
Сразу оговорюсь, что 10 баллов по Главреду — перегиб. Зато попасть в 7 баллов несложно, если вы владеете редактурой хотя бы на базовом уровне. Но всё же представим, что вы из принципа не проверяете статьи в Главреде. Попробую вам помочь договориться об этом с клиентом.
Что происходит
Когда клиент требует баллы по Главреду, он как бы пытается объяснить свою задачу вашим, редакторским, языком.
Не бывает задачи «10 баллов по Главреду». Задача всегда в другом: рассказать о продукте, убедить покупателя, снять опасения, создать впечатление. Это просто клиент думает, что баллы — это решение.
Вы должны раскрыть истинную задачу, узнать об ограничениях, выстроить правильные ожидания и сделать сильный текст. Какими баллами вы при этом пользуетесь — клиента не касается.
Подробнее об этом — в следующем уроке.
Типовые стратегии
Обычно авторы в этой ситуации злятся, пишут гневные отповеди, но в итоге выбирают одну из типовых стратегий:
Сдаться и подчиниться, сделать текст по формальным требованиям, посидеть пару дополнительных часов. Так автор подведет себя: сделает больше работы за те же деньги. И не факт, что он сможет эту работу согласовать, ведь он так и не понял задачу.
Поднять цену, аргументируя это дополнительной сложностью заказа. Тогда автор не обидит себя по деньгам, но клиент будет принимать работу въедливо — он же заплатил!
Расстаться с клиентом. Никому не принесете пользу, но хоть спокойно поспите.
Прочитать клиенту нотацию, что баллы по Главреду (или фоносемантика по Журавлеву) — это фигня полная, вон Пушкин и Толстой жили без баллов и ничего. Клиент вряд ли обидится, но ему будет неприятно.
Согласиться, но на самом деле не сделать — просто написать статью как есть, без проверки. С мыслями, что клиент не будет сам перепроверять. Рискуете потерять доверие клиента и заработать дурную репутацию.
Мне не нравятся все эти ходы, потому что они не в мире клиента. Клиент пришел, чтобы решить задачу. У него есть пожелания. А автор на него шипит. Нормально?
Есть другой способ договориться.
Аналогия
Представим, что исполнитель — не редактор, а парикмахер. К парикмахеру приходит клиент и говорит:
«Подстригите меня оранжевыми ножницами».
Мастер не будет спорить насчет ножниц. Он спросит, какую клиент хочет прическу, для какого случая, покажет примеры в модном журнале, покажет на голове или на Айпаде. И когда они наконец договорятся о прическе, мастер задаст вопрос:
«А почему вы хотите стрижку именно оранжевыми ножницами?»
Без злобы и агрессии, без наезда, не намекая, что клиент дурак, а с заботой и искренним интересом. Почему именно оранжевыми?
Ответы могут быть какими угодно. Важно услышать в них боль клиента:
«Просто я люблю, когда всё оранжевое» — вкусовщина.
«Я слышала, что все хорошие мастера стригут только оранжевыми ножницами» — важно, чтобы мастер был хорошим.
«Я читала, что только оранжевые ножницы Главреда безопасны для кончиков волос» — важна безопасность волос.
«Я хочу сделать селфи, а у меня оранжевый лак» — важно, чтобы ножницы сочетались с лаком.
«У меня волосы такого-то типа, их можно стричь только такими-то лезвиями. А они есть только в ножницах Главреда» — техническое ограничение.
«Мне астролог сказал, что если меня подстригут оранжевыми ножницами, то я встречу свою судьбу» — суеверия.
«Потому что я так хочу, холоп!» — проявление власти.
Допустим, женщина говорит, что ей важна безопасность волос. Нормальный мастер ответит так:
«Елена, конечно, безопасность волос очень важна. Но оранжевые ножницы Главреда — не единственные и, более того, не самые безопасные ножницы. Дело не в самих ножницах, а. (дальше лекция о безопасности ножниц).
Мы с вами определили прическу. Вы видели на модели, как это будет. Я вас подстригу самыми безопасными ножницами, которые бывают. Я хочу, чтобы у вас были здоровые и неповрежденные волосы.
Я работал на этих ножницах. Их качество сильно не дотягивает до профессионального инструмента, которым я стригу. Если вы хотите стрижку именно оранжевыми ножницами Главреда, я вам не смогу помешать, но сам стричь не буду. Это, конечно, ваши волосы и ваш выбор, но я вам не советую».
В зависимости от боли клиента говорить нужно о разном и предлагать разные решения. Если клиенту важен цвет для сэлфи, мастер предложит сфотографироваться в начале стрижки, а дальше возьмет привычные ножницы. Если дело в суевериях — вежливо объяснит, что ничего про звезды не понимает, но хорошая стрижка получится только профессиональными ножницами. Если есть технические ограничения, то мастер найдет решение и сможет его защитить.
Что будет в ответе мастера в любом случае:
Уважение. Исполнитель не спорит с клиентом, не проявляет агрессии, не шипит. Клиент имеет право предъявлять любые требования, даже бредовые, потому что клиент не разбирается. Исполнитель имеет право их принять, скорректировать или отказать.
Забота о полезном действии. Исполнитель помнит, что он здесь не ради инструментов, а ради какой-то пользы — например, чтобы у клиента была красивая стрижка.
Компетентность. Исполнитель может аргументированно объяснить, как требование клиента навредит его же, клиента, полезному действию. Это ключевой момент: не спорить, не давить авторитетом, а именно привести аргументы.
Право на «нет». И исполнитель, и клиент имеют право отказаться от работы, если не договорятся об условиях. Никто не испытывает нужды, никто ни от кого не зависит.
Семь вопросов о работе с Главредом
От редакции
Вчера мы опубликовали довольно экспрессивную статью о Главреде. Это мнение редактора Катерины Ерошиной, и отказываться от него Котики не намерены.
Внимательный читатель (если таковые были) мог заметить, что речь в нем идет не о плохом сервисе, а о том, что произойдет с ним на рынке копирайтинга. А также о том, что может случиться с текстом, если применить к нему рекомендации Главреда, не включив голову.
Максим Ильяхов справедливо указал нам на то, что он не позиционирует сервис как исчерпывающий инструмент оценки качества. Для равновесия мы публикуем статью Ильяхова об этом.
Но оставляем свое мнение при себе.
И да, с некоторыми утверждениями и примерами в этой статье мы не согласны.
Когда запустился Главред, мы с Толиком рассчитывали, что им будут пользоваться только те, кто уже в курсе информационного стиля. Но Главред вышел за пределы тусовки. Год спустя им пользуются те, кто ничего не знает об информационном стиле.
Если Главред подчеркнул в тексте все самое святое, или если вы никак не можете добиться десяти баллов, или если вы добились, но получилась фигня — этот текст для вас.
1. Нужно ли удалять все стоп-слова?
Нет. Удаляйте только те стоп-слова, которые не несут новую информацию. Если Главред подчеркнул важное по смыслу слово и советы Главреда не подходят вашей ситуации, то оставляйте.
Смысл не в том, чтобы удалить стоп-слова, а в том, чтобы задуматься над ними. Если слово лишнее или вместо него можно поставить более интересную информацию — удаляйте. Если слово нужно — оставляйте.
2. Что значит оценка Главреда?
Оценка по шкале Главреда — соотношение стоп-слов к остальным словам. Чем выше оценка, тем меньше в тексте стоп-слов. Чаще всего это значит, что чем выше оценка — тем меньше в тексте явного шлака:
Оценка Главреда — не оценка качества текста. В сильном тексте мало удалить стоп-слова: нужно еще наполнить текст полезной информацией, привести примеры, рассказать интересную историю, опереться на чувственный опыт, наладить синтаксис, хорошо структурировать, выделить цепкие заголовки и управлять вниманием. Чистка от стоп-слов — 10% работы.
Со временем Главред научится оценивать другие аспекты текста.
3. Нужно ли добиваться 10 баллов по шкале Главреда?
Стремиться — нужно, но зацикливаться на этом — нет. Представьте, что оценка Главреда показывает содержание жира в еде. Можно сделать маложирное блюдо, но это не значит, что оно будет вкусным. А задача редактора — сделать вкусный текст.
Возьмем тот же текст о «Васильках» и просто почистим от стоп-слов:
Текст на 10 баллов по Главреду необязательно интересный, полезный или читаемый — в нем просто нет явного шлака. Когда вы почистили стоп-слова, вы проделали 10% работы, теперь осталось проделать еще 90%.
4. После очистки от стоп-слов текст стал сухим и нечитаемым. Что делать?
Делать текст интересным и читаемым, выстраивать синтаксис и структуру, наполнять фактами, рассказывать истории, приводить примеры, привязывать к чувственному опыту. Что об этом почитать для начала:
Читаемость и структура
Факты и примеры
Честность и правда
5. Можно ли требовать от копирайтера какого-то количества баллов по шкале Главреда?
Да, можно, но не только этого. Оценка Главреда показывает не качество текста, а только содержание в нем стоп-слов, поэтому нельзя слепо полагаться только на баллы Главреда.
Я прошу своих студентов доводить текст до 7 баллов по Главреду. Это достаточно строго, чтобы удалить из текста шлак, но достаточно расслабленно, чтобы не жертвовать смыслом.
Я никогда не требую 10 баллов по Главреду, потому что это ни к чему. Чтобы довести текст до 10 баллов, придется потратить много часов, но не факт, что получится хороший текст.
Помимо оценки Главреда я оцениваю текст по куче других критериев. Один из них — субъективное впечатление. Если написано говно, то неважно, сколько там баллов по Главреду. Если написано блестяще — тем более.
6. Что делать, если копирайтер отказывается проверять текст в Главреде?
Если вы в восторге от уникального авторского стиля копирайтера, то вам не нужен Главред. Если же копирайтер принес вам что-то невнятное, но вы не можете это аргументировать — проверьте текст в Главреде.
Плохие копирайтеры ненавидят Главред, потому что он ломает им мозг. На плохих курсах копирайтинга их научили, что писать нужно определенным образом: фальшиво, нагло, с оценками и штампами, многословно, водянисто и истерично. Это полная чушь. Главред все это подчеркивает и говорит «переучивайтесь». Любому человеку это неприятно, а если человек дилетант — ему неприятно вдвойне.
Для меня отказ от проверки в Главреде — признак дилетанта. Все копирайтеры, которые жаловались мне на Главреда, в деле оказались профнепригодными, а некоторые — еще и психически неуравновешенными. Но это моя субъективная оценка — я бы с этими людьми не работал. Каждый заказчик должен сам для себя решить, нравится ему работать с этим копирайтером или нет.
7. Можно ли внедрить Главред в сайт? Пользоваться на компьютере или планшете?
У Главреда работает АПИ, чтобы подключать проверку Главреда к сайтам и приложениям. Чтобы подключиться к Главреду через АПИ, наймите разработчика на Яваскрипте.
У Главреда есть приложения для Хрома, Сафари, Вордпресса, Гуглдока. Все приложения Главреда опубликованы на сайте: glvrd.ru/apps