Шоссе энтузиастов почему так назвали
«Горестная безнадёжная дорога»: куда вело шоссе Энтузиастов
Шоссе Энтузиастов — начальный отрезок дороги, ведущей из Москвы в город Владимир. Свою печальную славу она получила ещё во времена царизма, когда по ней тысячи осуждённых годами шли на каторжные работы в Сибирь.
Фактрум предлагает немного окунуться в историю и раскрыть больше фактов о печально известной дороге.
Шоссе Энтузиастов после реконструкции 1953 г.
Поначалу дорога «Владимирка» вела от столицы и до Владимира. Этот город стал одним из первых крупных населённых пунктов, через который проходил путь, а позже по нему годами ходили заключённые прямо до Сибири. Но так было не всегда. Изначально по этой дороге в Измайловские царские земли везли продукты питания и полотна, в том числе и лён. Постепенно путь продлился до Нижнего Новгорода, а потом и до Восточной Сибири. В начале XVII века основное его назначение было изменено.
Все мы хорошо знаем, что князь Юрий Долгорукий основал Москву в 1156 году. Потребовалось проложить сухопутную дорогу от столицы княжества Суздаля до пограничной крепости. Но путь получился неблизкий и слишком времязатратный, что впоследствии привело к поиску новых решений. Во второй половине XII века Владимир превратили в столицу Владимиро-Суздальского княжества, и вопрос дорожного сообщения между Москвой и столицей встал особенно остро. Так и появился Владимирский тракт.
Каторжная дорога
Именно по этому долгому и тяжёлому пути толпы людей, закованных в кандалы, брели в далёкую холодную Сибирь на каторгу. Это были зачинщики крестьянских бунтов, «декабристы» и прочие активисты, мечтавшие свергнуть действующую власть. И это были далеко не единицы. Так, к примеру, списки Тюменского приказа о ссыльных от 1853–1862 годов насчитывают более 100 тысяч человек, а уже в 1890 году их количество возросло аж до 260 тысяч заключённых.
Дорога быстро получила дурную славу. В своих произведениях о ней упоминают многие российские писатели. Так, например, А. П. Чехов писал о «Владимирке» как о горестном безнадёжном пути. Многие осуждённые считали дорогу на каторгу тяжелее и страшнее самого наказания. Согласно принятым нормам, человек обязан был проходить в месяц порядка 500 вёрст. В итоге каторжники добирались до места назначения очень долго — путь занимал около двух лет, которые, к слову, не учитывались и никак не компенсировались сроком заключения.
И только к концу XIX века «Владимирку» перестали использовать для переправы заключённых в Сибирь. Арестантов начали возить на поезде по Транссибирской магистрали. Несмотря на то, что Владимирский тракт вновь стал обычной дорогой, о нём ещё долго говорили как о проклятом пути, полном человеческих слёз и бескрайней печали.
Позже, уже в начале прошлого века социалистические агитаторы активно использовали Владимирский тракт как своеобразный символ страшных мучительных репрессий со стороны властей. Поэтому в 1919 году народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский выступил с инициативой сменить название дороги на шоссе Энтузиастов. Тем самым он предложил отдать дань памяти революционерам, которые в своё время пожертвовали свободой, а кто-то — и жизнью за свои идеалы и твёрдые убеждения.
Новое название быстро вошло в обиход и сохранилось до нынешнего момента. В настоящее время шоссе Энтузиастов является одной из самых крупных магистралей столицы.
Шоссе Энтузиастов, настоящее время
Кто такие энтузиасты, и почему в честь них назвали шоссе?
До 17 века новое «шоссе» также использовали, для того чтобы возить продовольствие, продукцию из льна и другие необходимые для царской жизни вещи село Измайлово.
Владимирский тракт в 19 веке.
Однако среди обычных жителей, со временем, эту часть Владимирского тракта стали называть просто «Владимирка». Так как это место с 17 века стало начальным пунктом отправления заключённых на каторгу в Сибирь.
Путь тяжелее самой каторги.
В в колоннах двигались участники крестьянских восстаний, декабристы и другие противники самодержавия. Причём шли они пешком, закованные в кандалы. Группа передвигалась не по проезжей части, а по разбитым грунтовым тропам, которые располагались рядом.
Ссыльные по пути на каторгу в Сибирь, 19 век.
Каторжники были обязаны проходить в месяц более 533 километров пути. Например, такими темпами, они могли дойти до города Нерчинска примерно за полтора-два года. Интересно, что время «путешествия» в основной срок каторги не засчитывалось.
Многие арестанты считали, что путь был сложнее самой каторги. В том числе потому, что Владимирский тракт работал круглый год. Здесь ходили здесь и в сильные морозы, и во времена весенних половодий, и в летнюю жару.
Схема Владимирского тракта.
Причём «проходимость» у дороги была не маленькой. Число ссыльных по документам Тюменского приказа с 1853 по 1862 гг. составило более 100 тысяч человек. И каждый год цифра увеличивалась, превысив в 1890-м отметку в 260 тысяч ссыльных.
Кто такие энтузиасты?
Своё значение «Владимирка» потеряла лишь в конце 19 века, когда ввели в строй Транссибирскую магистраль. Тогда каторжан перестали водить до места ссылки пешком. И стали отвозить в Сибирь по железной дороге.
После этого местность стала застраиваться предприятиями. Появлялись рабочие посёлки. Например, предшественник знаменитой Дангауэровки в районе современной станции метро Авиамоторная. Но москвичи ещё долго помнили, что раньше происходило на этой дороге.
Даже некоторые писатели упоминали Владимирский тракт. Например, А.П. Чехов характеризовал дорогу, как «горестную и безнадёжную». А многие революционные агитаторы в начале 20 века использовали историю «Владимирки», чтобы показать жестокость самодержавия.
Шоссе Энтузиастов на карте Москвы в 1920-х.
Большевики решили расправиться с дурной славой этих мест. Поэтому в 1919 году по инициативе народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского дорогу переименовали в Шоссе Энтузиастов. Под последними предложили понимать революционеров, которые пожертвовали своей свободой, но не отказались от тех идей, в которые верили.
Шоссе Энтузиастов во времена СССР.
Сейчас о мрачной истории шоссе Энтузиастов уже ничего не напоминает. А многие москвичи и не задумываются, кто эти самые энтузиасты, в честь которых магистраль получила название.
Шоссе Энтузиастов, 1990-е.
Кто такие энтузиасты, и почему в честь них назвали шоссе?
До 17 века новое «шоссе» также использовали, для того чтобы возить продовольствие, продукцию из льна и другие необходимые для царской жизни вещи село Измайлово.
Однако среди обычных жителей, со временем, эту часть Владимирского тракта стали называть просто «Владимирка». Так как это место с 17 века стало начальным пунктом отправления заключённых на каторгу в Сибирь.
Владимирский тракт в 19 веке.
Путь тяжелее самой каторги.
В колоннах двигались участники крестьянских восстаний, декабристы и другие противники самодержавия. Причём шли они пешком, закованные в кандалы. Группа передвигалась не по проезжей части, а по разбитым грунтовым тропам, которые располагались рядом.
Ссыльные по пути на каторгу в Сибирь, 19 век.
Каторжники были обязаны проходить в месяц более 533 километров пути. Например, такими темпами, они могли дойти до города Нерчинска примерно за полтора-два года. Интересно, что время «путешествия» в основной срок каторги не засчитывалось.
Многие арестанты считали, что путь был сложнее самой каторги. В том числе потому, что Владимирский тракт работал круглый год. Ходили здесь и в сильные морозы, и во времена весенних половодий, и в летнюю жару.
Причём «проходимость» у дороги была не маленькой. Число ссыльных по документам Тюменского приказа с 1853 по 1862 гг. составило более 100 тысяч человек. И каждый год цифра увеличивалась, превысив в 1890-м отметку в 260 тысяч ссыльных.
Схема Владимирского тракта.
Это они в Балашихе постояли, потом в Ногинске притормозили, ну и чутка в Павлово-Посаде задержались.
На самом деле до Забайкалья ходьбы на год примерно (как звучит, а)
Кто такие энтузиасты?
Своё значение «Владимирка» потеряла лишь в конце 19 века, когда ввели в строй Транссибирскую магистраль. Тогда каторжан перестали водить до места ссылки пешком. И стали отвозить в Сибирь по железной дороге.
После этого местность стала застраиваться предприятиями. Появлялись рабочие посёлки. Например, предшественник знаменитой Дангауэровки в районе современной станции метро Авиамоторная. Но москвичи ещё долго помнили, что раньше происходило на этой дороге.
Даже некоторые писатели упоминали Владимирский тракт. Например, А.П. Чехов характеризовал дорогу, как «горестную и безнадёжную». А многие революционные агитаторы в начале 20 века использовали историю «Владимирки», чтобы показать жестокость самодержавия.
Шоссе Энтузиастов на карте Москвы в 1920-х.
Причём по несколько раз в день
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Большевики решили расправиться с дурной славой этих мест. Поэтому в 1919 году по инициативе народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского дорогу переименовали в Шоссе Энтузиастов. Под последними предложили понимать революционеров, которые пожертвовали своей свободой, но не отказались от тех идей, в которые верили.
Шоссе Энтузиастов во времена СССР.
Сейчас о мрачной истории шоссе Энтузиастов уже ничего не напоминает. А многие москвичи и не задумываются, кто эти самые энтузиасты, в честь которых магистраль получила название.
Шоссе Энтузиастов, 1990-е.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Были такие планы. Уже БЦ Владимирские ворота есть, именуемые ныне Голоден Гейтом почему-то. А я 40 лет живу в начале Энтузиастов и мне и так хорошо 🙂 И столбик, что на фото, до сих пор стоит напротив БЦ, никому не мешает.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Реально. Конченная, вечно стоящая дорога.
спасибо. Познавательно. Всю жизнь думала, что это шоссе названо в честь энтузиастов-комсомольцев, строивших БАМ. и что само название из более поздних советских.
Но оказывается шоссе получило свое название еще 100лет назад и совсем по иному поводу. Буду знать.
Зато как оно сейчас стоит. И вся Горьковка. Эх, у всех бы так стоял.
Но это современная интерпретация приказа 227, «Ни шагу назад»!
Т.е. вот этот злой враг, который вот вот на нас нападет, отлично и спокойно, без пробок, доедет до Москвы, по Минке, Рублевке, Волоколамке а отступать нам некуда, там пробка! Что Горьковка, что Носовиха! Там специально для этого стройку замутили и не заканчивают!
ТС, ответь лучше, почему в Мск так много «Проектируемых проездов». Кому в голову пришло такое оригинальное название и когда, наконец, их закончат проектировать. :))
(ЗЫ: в список и половины их не влезло)
Слышь ты из ниоткуда в никуда. Из Вешняков в Сокольники!
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Я года 3 назад 1 мая решил посмотреть, сколько ехать до Лакинска, это 25км не доезжая Владимира. Навигатор показал 8 часов 162км. В одном месте ремонт заканчивают, в другом начинают. И так уже 20 лет.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Лет 10 назад я поставил ночной рекорд 1:35, выехал в 2 часа ночи со вторника на среду. Камер не было. По трассе 150-160, больше машина не ехала. Населённые 120 шёл. Был молодой-горячий. Сейчас так не гоняю. 2:30 это очень хорошее время, но опять же, если это не пятница или воскресенье)))
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Что тогда, что сейчас, адское место
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Вот так вот вдумчиво почитать. Потом еще раз.
Потом задуматься над тем, что и кто такие были каторжане, жандармы и Россия (которую мы потеряли).
В общем. В этом посте вся суть. Вчера, сегодня и завтра. Прошлое, настоящее и будущее. Картина маслом.
И только вот народ какбэ всегда был бит батогами. Наверное привык и не ропщет.
Шоссе мазохистов, стараюсь ездить в область по ней ранним утром или ночью (
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Пришлось прочесть лекцию о Великой Октябрьской и рассказать о своей пионерии у бюста и памятника 🙂
История это интересно, и теперь ребенок реально приглядывается и интересуется окружающим миром, так что хорошо, когда остаётся что-то, что не изменяется и есть о чем рассказать. Это я к тому, что история шоссе тоже очень интересна, поэтому его текущее название мне дорого.
Шоссе Энтузиастов
Владимирское шоссе, Владимирский тракт
Шоссе́ Энтузиа́стов (Влади́мирское шоссе, Влади́мирский тракт) — шоссе в Москве, между Рогожской заставой и МКАД, а также участки магистрали М7 в черте Балашихи и Ногинска. До 1919 года называлось Владимирским, так как являлось началом дороги на Владимир и далее в Сибирь (ныне федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга»).
Вдоль шоссе в XIX веке и в советское время были созданы крупные промышленные предприятия с рабочими посёлками (например, Дангауэровка). Уже к 1960-м годам смысл переименования многими москвичами забылся, название воспринималось как советский «гимн оптимизму».
К значительной части шоссе примыкает Измайловский лесопарк.
Участок шоссе от Новогиреевской улицы до Свободного проспекта, проходящий через лесопарк, известен как «Долина Смерти», — из-за большого количества ДТП с тяжелыми последствиями (в основном — лобовые столкновения). [источник не указан 304 дня]
С 2010 года ведётся реконструкция в связи со строительством Четвертого транспортного кольца. 17 февраля 2011 года в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Собянин назвал строительство четвёртого транспортного кольца неэффективным проектом и сообщил, что строительство остановлено. После этого в марте 2011 года московские власти заявили, что планируют изменить проект Четвёртого транспортного кольца и достроить магистраль в «усечённом варианте». Но, несмотря на это, в 2013 году планируется полностью открыть первую часть магистрали — от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Также планируется построить дублер шоссе Энтузиастов (одностороннее движение, 2 полосы) по четной стороне от ул. Плеханова до ул. Новогиреевская; возможно, дублер пойдет дальше: через Терлецкий лесопарк до Свободного проспекта.
Почему «Шоссе Энтузиастов» так назвали
«Шоссе Энтузиастов» одна из самых больших дорожных артерий столицы. А вы знаете её историю, и почему эта дорога так называется? И кто такие энтузиасты, в честь которых дали название?
Давным-давно, в далёком 15 веке, была дорога между Москвой и Владимиром. Она так и называлась, Владимирская дорога или Владимирский тракт, до 1919 года. От города Владимир, она вела в Сибирь, в принципе, как и сейчас по направлению трассы М7. Появление такого пути, обусловлено оптимизацией логистики.
Владимирская дорога, в своё время, создало более быстрый и комфортный путь из Москвы в славный град Владимир. До 15 века, путь пролегал через поселение Стромынь, что было проблематичным и долгим путешествием.
Что возили по этой дороге? В те времена, шоссе, в полном понимании этого смысла, ещё не было. Автомобилей и дорог с современным покрытием, тоже не было. Люди передвигались при помощи гужевого транспорта, верхом или пешком. Возили по Владимирской дороге разнообразное сырьё, материалы и продовольствие. Таким образом осуществлялся товарооборот между людьми из разных населённых пунктов.
По данным исторических источников, основная задача «Шоссе Энтузиастов», перевозка продовольствия, льна, полотна и других товаров в Измайловскую вотчину царей. Доказательством является, нахождение измайловского парка рядом с большой частью шоссе Энтузиастов.
Так было, с будущим Шоссе Энтузиастов, до 17 века. В то время, жизнь была суровой и очень несправедливой. Поэтому учащались крестьянские бунты и различные восстания. Давайте просто перечислим самые знаменитые и массовые, а если захотите, то в дальнейшем обсудим их более подробно.
Итак, самые знаменитые бунты и восстания 17 века в России:
Вернёмся к Владимирскому тракту. С 17 века по нему начали отправлять в Сибирскую ссылку, бунтовщиков, участников восстаний, декабристов и других преступников. В связи с этим дорога получила название Владимирка.
Наверняка вы уже догадались в честь каких энтузиастов назвали это шоссе. За годы существования Владимирки, по ней было отправлено в сибирскую ссылку сотни тысяч, а может даже миллионы людей. До конца 19 века круглый год, по ней звеня кандалами шли колонны узников. И неизвестно сколько остались лежать в земле, так и не дойдя до места.
Чехов А. П. писал об этом: «В весеннюю распутицу сотни и тысячи пар ног тяжело ступали по этой горестной безнадежной дороге…».
В народе о Владимирке ходила не добрая молва. Осуждённые в обязательном порядке должны были преодолевать более 500 верст за один календарный месяц. А это более 530 километров. Регулировалось это нормативными актами по проведению каторжан на места отбывания наказания. Не известно, что было при не соблюдении данных норм. Как наказывались заключённые и шефствующие над ними.
В народе говорили: «Стонет Владимирка, плачет Владимирка, терпит Владимирка…»
Владимирка 1858—1862 гг
Но время в пути не засчитывалось в общий срок арестантов. Срок начинался только со дня прибытия на каторгу. Люди не без оснований говорили, что путь по Владимировке тяжелее каторги, на которую вели узников. Представьте какие мучения испытывали люди, идущие пешком закованные в кандалы, весь этот долгий путь, когда зимой лютые морозы; весной распутица, по пояс грязь; летом люди шли пешком по жаре; а осенью по дождю, сырости и холоду.
Весь ход до места прибытия был не по основной дороге, а по грунтовым тропинкам, которые проходили параллельно основной проезжей части. Они были достаточно хорошо протоптаны, так как людской поток преступников и бунтарей не иссякал.
Мы не берёмся судить достойны ли каторжники такой участи или нет. Просто описываем ужасные условия обращения с людьми, отправляющимися в каторгу по Владимирской дороге, нынешнему шоссе Энтузиастов.
Владимирская дорога. Фрагмент Плана Царствующего Града Москвы с показанием лежащих мест на тридцать вёрст округ 1766 год
Для примера, до Нерчинской крепости двигались от полутора до двух лет.
Осуждённых перестали водить по Владимирскому Тракту только в конце 19 века. Но это совсем не говорит о том, что каторга закончилась и людей перестали ссылать. После постройки транссибирской железнодорожной магистрали, ссыльных начали перевозить в Сибирь, на каторгу, поездами в вагонах.
Так вот, мы уже приблизились к появлению названия. Печальную историю Владимировки ловко использовали красные агитаторы, приводя примеры кровавого режима царской власти. И не беспочвенно, как мы с вами узнали.
В 1919 году, по инициативе А. В. Луначарского, шоссе получило своё название. За энтузиастов считали всех ссыльных революционеров и бунтовщиков, выступавших против власти, обречённых на страдания в каторге и по пути на неё.
Исаак Левитан, «Владимирка», 1892 г.
Итак, мы узнали историю названия шоссе энтузиастов. В наше время, о трагичной истории этой дороги, ничего не говорит. Большинство жителей столицы даже не думают, о том, почему и в честь кого названо это шоссе.
Может из-за дурной славы, один из участков шоссе энтузиастов в Москве, получил название «Долина смерти» в связи с чрезвычайно большим количеством лобовых столкновений, продолжавшихся до 2014 года, пока не была построена разделительная полоса с отбойниками.
Не плохой идеей было бы построить памятник, всем бунтовщикам и политически репрессированным, шедшим пешком по Владимирскому тракту, в кандалах, в Сибирь, по любой погоде.
Последствия взрыва газовой магистрали на шоссе Энтузиастов 1987 год
Для любителей идеализировать царские времена — это ещё один повод задуматься о том, как жили простые люди в то время, и какие наказания они несли за свои политические убеждения.