Шоссе космонавтов почему так называется в перми
Казанский тракт в Перми — часть Московского тракта
Казанский тракт в Перми старое название современной улицы Шоссе Космонавтов. Переименована была в 1965 году, после приземления в Прикамье космического корабля Восход-2.
Казанский тракт
С двумя легендарными космонавтами на борту, сумевших вручную посадить корабль. Алексеем Леоновым Павлом Беляевым. Событие вызвало огромный ажиотаж.
Все депутаты городской думы безоговорочно приняли решение о переименовании. Чем же известен Казанский тракт? В прошлой статье я рассказывал про Сибирский тракт.
В связи с приездом императора весь город в срочном порядке благоустраивали. На въездах в город были установлены обелиски — Сибирская застава и Казанская застава.
Сибирская находилась возле загородного сада (парк Горького). Казанская в районе центрального рынка. Неизвестно, когда они были демонтированы.
В честь Сибирской заставы восстановили один обелиск. От Казанской ничего не осталось. Казанский тракт был самой длинной городской улицей, протяженностью до шестнадцати километров. Сейчас самая длинная улица в Перми, России — Восточный обход.
Шоссе космонавтов
На Казанском тракте стояли полусгнившие деревянные столбы. Их заменили обелисками в 1824 году. Нынешнее шоссе пересекают речки Данилиха, Мулянка.
Пролегает через несколько городских районов. Казанский, его ещё называют Московский, тракт начали прокладывать в конце 17 века из удмуртского села, через пермское село Верхние Муллы.
Позднее часть пути была перестроена под современную дорогу. На шоссе осталось совсем немного старинных строений. В доме номер 13 когда-то была школа, интернат.
В доме 15 был клуб кавалерийского милицейского эскадрона. Чуть дальше находился двухэтажный дом купца Лаптева. До революционных лет владел бакалеей.
Продавал печеньки, пряники, карамель. После здесь находилась библиотека, школа. До 2001 в доме проживали люди. В прошлом году попадались сведения, что дом хотят снести.
Но пока он стоит на своем месте. В 53 доме в 1980-х было популярное кафе. В 57 был «салон молодоженов». В доме 59 через дороги размещалось старейшее городское автопредприятие.
Сейчас тут большой торгово-развлекательный центр. Далее по улице в 2004 году был открыт большой на то время торговый центр — гипермаркет «Виват». Он и сейчас стоит на своем месте.
Старый кинотеатр
По адресу Шоссе Космонавтов, 69А стоял кинотеатр Дзержинец. Который открылся в 1951 году. В начале 21-го века был снесен. В конце 18 века рядом с городом было много разных деревушек.
В этой местности была деревня Гарюшки, протекала речка с одноименным названием. От дворца Гагарина до 109 школы, пересекает шоссе космонавтов.
На современно карте речка видна только в районе Пермской ярмарки. Вся остальная часть убрана в подземный коллектор. Шоссе космонавтов проходит рядом с сердцем (в буквальном смысле) Индустриального района.
Черняевский лес (Балатовский парк) занимает большую территорию. В любое время года здесь можно гулять, кататься на велосипедах, роликах, лыжах.
Видео
В вашу честь: названия пермских улиц, связанные с космосом
Сейчас уже сложно представить, чтобы в честь известного человека назвали улицу. Тем более если он лишь единожды посетил город. Но в советское время это никого не смущало. И раз сегодня праздник, то «В курсе.ру» решил вспомнить городские улицы, названия которых связаны с космосом.
Ул. Леонова, ул. Беляева и шоссе Космонавтов
Эти улицы объединены одним Индустриальным районом и историей появления. В 1965 году 19 марта недалеко от деревни Кургановки на границе Соликамского и Усольского районов приземлился космический аппарат «Восток-2». Это произошло случайно, из-за сбоя в системе навигации. Но все же из-за этой неполадки в Пермском крае оказались пилоты корабля — знаменитые космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев.
История гласит, что космонавтов везли в сторону аэропорта по Казанскому тракту. Вскоре улицу назвали шоссе Космонавтов. А соседние улицы Ишибаевскую и Таллинскую переименовали в Беляева и Леонова.
Ул. Королева, ул. Соловьева и ул. Швецова
Эти улицы можно найти в Свердловском районе. Этих людей также связывает теоретическая любовь к полетам. Все трое были академиками, трое конструировали авиадвигатели и ракеты. Только Сергей Королев был из Украины, Павел Соловьев из Ивановской области, а Аркадий Швецов из Перми.
Первый участвовал в организации полета Гагарина и тогда практически наравне с первым человеком в космосе считался героем.
Второй отметился в Перми работой на «ОДК-Авиадвигателе» с 1940 года. Был здесь главным конструктором, а после 1981 года — генеральным конструктором. Успевал обучать подрастающее поколение в политехе.
Последний был коренным пермяком. Уехал на учебу в Москву, но вскоре вернулся в родной город, чтобы поднимать Пермский моторостроительный завод. В архивах даже сохранились данные о политической деятельности Швецова в роли народного избранника по Кунгурскому избирательному округу.
Улицу в его честь назвали уже посмертно.
История появления этой улицы похожа на историю с Леоновым и Беляевым. В 1937 году знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Чкалов прилетел в Пермь. Из архивов известно, что он посетил школы и детские сады, побывал в клубе поселка моторостроителей.
А уже через год, в 1938-м, тогда еще горсовет постановил назвать часть большой улицы Перми в честь Валерия Чкалова.
В Перми есть улицы, которые с конкретными именами не связаны, но тем не менее к космосу отношение имеют.
Так, например, в Голованове Орджоникидзевского района имеется улица Звездная. Там всего 18 домов, а вокруг лес, но все-таки.
Ну и совсем маленькая улица в два дома располагается в Рабочем Поселке Мотовилихи. Называется она Авиационной. Желающие ее найти могут проехать до пересечения улиц Уральской и Веры Фигнер.
Почему жители Данилихи против расширения шоссе Космонавтов и строительства улицы Крисанова
В 2021 году в Перми должна начаться еще одна дорожная мега-стройка. Администрация Перми собирается продлить улицу Крисанова до шоссе Космонавтов и расширить само шоссе. Для этого властям придется снести дома и выкупить десятки участков. Как ранее рассказал Properm.ru замглавы Перми по городскому хозяйству Анатолий Дашкевич, объем инвестиций в проект составит около 7,5 млрд рублей. Из них 1 млрд рублей будет потрачен на компенсации собственникам недвижимости.
18 ноября инициативу властей представили пермякам. Мнения жителей разделились, однако большая часть присутствующих на публичных слушаниях высказалась против планов властей. Кто-то озабочен шумом под окнами и экологией, другим непонятны условия, на которых мэрия намерена выкупать их землю. Журналист Properm.ru поговорил с пермяками, чтобы понять, почему они выступают против дорожного проекта.
За прозрачные условия
Собственница двухэтажного дома на шоссе Космонавтов, 62 Елена Дубровцева хочет прозрачности в действиях властей. В телефонном разговоре с Properm.ru женщина рассказала, что на слушаниях мэрия не представила информацию о выплатах собственникам, чьи земли будут изымать для строительства дороги. Также Елена Дубровцева недовольна планами властей о выкупе только части участков, а не всей территории.
«Принадлежащий мне земельный участок изымается не полностью, а частично. Общая площадь территории — 2068 кв.м, а изъятию подлежит только 687 кв.м», — рассказала пермячка. По мнению женщины, намерения властей нарушают Гражданский и Земельный кодексы РФ. Письмо с просьбой включить всю принадлежащую ей территорию в план выкупа Елена Дубровцева отправила в администрацию Перми. Ответ от чиновников собственница участка еще не получила.
В аналогичной с Еленой Дубровцевой ситуации оказались собственники домов по шоссе Космонавтов, 52–58. Территорию под их домами власти тоже собираются выкупать частично. При этом против дорожного строительства собственники домов не выступают.
По данным публичной кадастровой карты, земельный участок по адресу шоссе Космонавтов, 62 стоит почти 6,8 млн рублей, а на шоссе Космонавтов 52, 54, 56 и 58 — 6,8 млн рублей, 9,8 млн рублей, 4,2 млн рублей и 1,9 млн рублей соответственно.
Против шума и грязи
Пенсионерка Ольга Ситникова живет на шоссе Космонавтов, 72. Если администрация Перми реализует задуманное, то ее 9-этажная «свечка» окажется в самом центре событий — новая дорога будет проходить в нескольких метрах от дома. По словам пермячки, из-за шума, выхлопных газов и пыли, которые появятся под ее окнами вместе с автомобилями, жизнь в этом районе станет невозможной.
Ольга Ситникова считает, что уже сейчас в Данилихе становится тяжело жить из-за застройки и растущей автомобилизации. Женщина предлагает властям пересмотреть свои планы и задуматься о местах отдыха для местных жителей.
«С 1989 года здесь ведется бесконечная точечная застройка и расширение дорог. При этом никто не создает «зеленые зоны» и места отдыха для местных жителей. Постоянный шум от железной дороги и трамваев. На шоссе Космонавтов все загазовано. Старые инженерные сети не справляются, а нагрузка на них из-за строительства становится все больше с каждым годом», — рассказывает пермячка.
За сохранение сквера под окнами
Среди жителей Данилихи, недовольных планами администрации по расширению шоссе Космонавтов и строительству улицы Крисанова, наиболее активными кажутся жители пятиэтажек на шоссе Космонавтов, 80 и 82. Собственники этих двух домов возмущены намерениями мэрии по расширению шоссе Космонавтов за счет небольшого сквера за остановкой «улица Блюхера».
Вместо того, чтобы уничтожать деревья и кустарники, пермяки предлагают администрации расширять улицу по нечетной стороне, где находится АЗС, дом быта «Бирюса» и комплекс зданий Россетей.
Свое предложение пермяки отразили в письме властям. Подпись под обращением поставили 55 человек. Такое количество людей инициативной группе жителей удалось обойти за пару часов — сроки на отправку отзыва по итогам слушаний были сжаты (один рабочий день). Однако, по словам Татьяны Кротовой, подписей могло быть еще больше. Женщина уверена, что подавляющее большинство, проживающих в этих домах, выступают против расширения дороги.
«Мы начнем действовать уже после заключения комиссии по землепользованию и застройке. Если она будет рекомендовать главе города утвердить проект, то мы уже будем считать, что наши права нарушены, а на наше мнение не обращают внимание. У нас уже есть вопросы к прокуратуре по процедуре проведения публичных слушаний. Поэтому начнем действовать, не дожидаясь, пока глава города утвердит проект», — рассказывает жительница шоссе Космонавтов, 82 Татьяна Кротова. Она также отметила, что сквер находится на территории, принадлежащей их дому. Пермяки размежевали участок несколько лет назад.
При этом женщина считает, что задуманный властями большой дорожный проект — попытка освоить миллиарды из федерального бюджета. По мнению Кротовой, построить улицу у администрации Перми не получится. Пермячка считает, что продление ул. Крисанова и расширение шоссе Космонавтов может стать еще одним «вечным» пермским проектом, как новый зоопарк, художественная галерея или сцена Пермского театра оперы и балета.
От Чиркунова к Решетникову. Как власти Прикамья тратили и тратят миллионы на красивые картинки
О планах продлить ул. Крисанова городские власти заявляли еще в декабре 2018 года. При этом строительство новой части улицы с расширением шоссе Космонавтов заложено в генеральный план Перми от 2010 года.
Необходимость строительства новой дороги чиновники объясняют тем, что сейчас в городе отсутствуют качественные дорожные связи между центром и территорией, расположенной за рекой Данилихой и Транссибом. По замыслу администрации, строительство улицы должно снизить нагрузку на ул. Локомотивную и развязку у Центрального рынка, где сегодня ежедневно образуются пробки. Реализовать свои планы власти намерены к 2023 году.
Так начинался Индустриальный район
Индустриальный район – самый молодой район г. Перми. И как любой район, как и всякий город, он имеет не только свою историю, которая, чаще всего, пишется с момента официального утверждения этой территории в данном статусе, но и свою предысторию, которая, как правило, уходит в глубь тысячелетий. Не стал исключением и Индустриальный, седьмой по счету, район г. Перми. Так, на его территории находятся археологические памятники, начиная с VIII–IV тыс. до н. э. и заканчивая периодом русской колонизации края и Петровских реформ.
Но мы обратимся к более близкому времени.
6 августа 1936 г. газета «Звезда» сообщила о том, что по решению Пермского горсовета и Свердловского облисполкома в г. Перми организуются три районных Совета: Ленинский, Сталинский (в настоящее время – Свердловский), Кагановичский (позже – Дзержинский). В состав последнего входила территория современного Индустриального района. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны территория, которую ныне занимает Индустриальный район, представляла собой пустырь, заросший кустарником. Часть земель была распахана под колхозные поля, часть – под частные огороды. К югу от Казанского тракта находилась деревня Балатово, а вдоль Карпинского тракта по направлению к Бахаревскому аэродрому – деревни Зяблово, Кабаи. Поближе к аэродрому – селение Ераничи и деревня Андроново.
По Карпинскому тракту располагались двухэтажные деревянные дома, построенные заводом им. Ф. Э. Дзержинского, а рядом с питомником, ближе к Бахаревке, строилось Военное авиационно-техническое училище (позже – имени Ленинского комсомола, ныне здесь Пермская специальная школа Министерства юстиции Российской Федерации).
Деревня Балатово находилась к югу от Казанского тракта и имела 25 домов. У Казанского тракта стояла кузница, а последним домом, примыкавшим к двум озерам и заболоченной долине, стоял единственный каменный дом с возвышением вроде каланчи. Переход через болото был сделан из простых досок.
Поселок Балатово (в отличие от деревни, получившей название Старое Балатово) располагался выше улицы Ишимбаевской (ныне – ул. Космонавта Беляева), барачные кварталы которого делились на зоны. Кстати, основные
учреждения культуры поселка Балатово находились в бараках – клубы «Нефтяник» и «Дружба». Единственный кинотеатр «Урал» был летним. Он являлся филиалом кинотеатра «Победа», свою работу начал демонстрацией цветного художественного фильма «Девичья весна». Покрытый брезентом, он простоял недолго на углу Казанского тракта и улицы Таллинской (в настоящее время – шоссе Космонавтов и ул. Космонавта Леонова). Широкоэкранный кинотеатр «Мир» (его вначале предполагалось назвать кинотеатр «Спартак») принял первых зрителей в октябре 1963 г. Увы, недавно его снесли.
Лицо Индустриального района, территориальным центром которого явилось Балатово, определил Пермский нефтеперерабатывающий завод (ПНПЗ), впоследствии – комбинат им. XXIII съезда КПСС, ныне – ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (ПНОС), официальной датой открытия которого считается 5 ноября 1958 г. – день выпуска первой товарной продукции – мазута. Строительство ПНПЗ велось на основании распоряжения Совета Министров СССР от 13 августа 1950 г. Проектировщики остановились на огромном пустыре, частично облесенном, между деревнями Осенцы и Гамово. Уточнение проекта заняло весь 1951 г. Только в конце этого года начался организационный период строительства.
Возведение ПНПЗ – будущего гиганта нефтехимической промышленности, равно как и Военного авиационно-технического училища осуществлялось силами заключенных ГУЛАГа. Читаем в исторической справке журналиста и краеведа М. С. Альперовича: «Было решено создать подразделение МВД с типовой организацией военизированного строительного района с основным контингентом рабочих из заключенных, имевшихся в уже построенных бараках
по Карпинскому тракту, с политотделом и другими учреждениями. Для обеспечения инженерно-техническим составом было решено перебросить отряд специалистов МВД, работавших в Ангарске Иркутской области, где строился завод родственного типа». «Другой лагерь, – рассказывает М. В. Куталова, ветеран ПНОСа, – располагался в Осенцах, его обитатели вели в то время основные земляные работы на месте будущего завода. Позже Балатовский лагерь закрыли, заключенных перевели в Осенцы». Так в Прикамье было создано еще одно подразделение ГУЛАГа – «Молотовстрой».
Инженерно-технический персонал и заключенные – основные строители завода – жили во временных бараках. Чтобы приблизить рабочую силу к месту строительства, в качестве жилья использовали палатки. И только позже в Осенцах стали возводить поселок из каркасно-засыпных домов, капитальное строительство начали в аварийном поселке (так его тогда называли, предполагая разместить в нем рабочих и служащих, занятых на аварийных и спасательных работах, ныне это поселок Первомайский).
Одновременно в Балатово начали строить так называемые ляминские двухэтажные засыпные оштукатуренные дома. Они возводились по улицам Качалова и Рязанской и по мере готовности заселялись инженерно-техническим персоналом и квалифицированными рабочими.
В конце 1953 г. начали строить каменные многоэтажные жилые дома, сначала четырех-, а потом пятиэтажные. В этом же году был построен и начал действовать первый в Балатово киоск «Союзпечати». На четной стороне улицы Мира (между улицами Космонавта Леонова и Качалова) были сданы два общежития – женское и мужское. Местные острословы прозвали их «Париж» и «Лондон». Интересный факт, о котором мало кто знает: в сентябре 1959 г. на углу улиц Мира и Качалова киностудия имени М. Горького вела съемки эпизодов художественного фильма «Бессонная ночь» (режиссер И. М. Анненский). Фильм вышел на экраны в 1960 г., в нем снимались такие звезды советского кино, как Евгений Самойлов, Юрий Соломин и другие.
В 1955 г. началось строительство Больничного городка (ныне – МСЧ № 9 им. М. А. Тверье). В 1956 г. построено здание школы № 102, в 1959-м – столовая для рабочих, позже переоборудованная под ресторан «Вечер», потом под столовую № 5 – комбинат школьного питания. К сожалению, здания столовой больше нет: несколько лет назад его снесли, теперь здесь пустырь, огороженный забором.
Доброй репутацией у жителей района пользовалась Балатовская баня на улице Одоевского (увы, в настоящее время нет и ее). На улице Ишимбаевской, переименованной в улицу Космонавта Беляева, находился хлебозавод, введенный в строй в 1961 г., за продукцией которого в Балатово долгие годы приезжали горожане из центральных районов Перми. Событием стало открытие первого в Балатово гастронома на углу улиц Мира и Таллинской (ныне – ул. Космонавта Леонова). Всех поразила новинка в торговом обслуживании – наличие в гастрономе кассовых аппаратов.
В июне 1964 г. была сдана первая очередь строящейся Пермской печатной фабрики Гознака. Вокруг фабрики постепенно складывался поселок печатников со своей ярко выраженной инфраструктурой. Силами «гознаковцев» возводились жилые дома, детские сады, школы, магазины. В 1974 г. на перекрестке шоссе Космонавтов и улицы Советской Армии был построен Дворец культуры Пермской печатной фабрики Гознака, в настоящее время – Пермский Дом народного творчества, второй в районе после Дворца культуры им. Ю. А. Гагарина, сданного в эксплуатацию нефтепереработчиками на два года раньше.
В конце 1960-х гг. в Балатово появились девятиэтажки, свечками выстроившиеся вдоль шоссе Космонавтов. В 1970–1980-е гг. домами повышенной этажности застраивался новый микрорайон – Нагорный. Позже, уже в 1990-е гг., в районе стали возводиться шестнадцатиэтажные дома.
Одновременно со строительством ПНПЗ строились вспомогательные производства и другие промышленные объекты и предприятия района: заводы электротехнический, сборного железобетона, авторемонтный, ТЭЦ № 9 и другие.
Шло и дорожно-транспортное строительство. Так, была проведена железнодорожная ветка, находившаяся в ведении МВД, от станции Бахаревка до строительной площадки; сдан в эксплуатацию мост через железнодорожное
полотно по Карпинскому тракту; проложены 17-километровые трамвайные пути, соединившие ПНПЗ с поселком Балатово. Чуть позже на улице 9-го Мая, на месте бывшего здесь ипподрома, было построено трамвайное депо № 2 «Балатово». Трамвайный маршрут проходил по огромным незастроенным территориям, вдоль огородов и полей. И чтобы трамвайные пути не заносило снегом, зимой их огораживали деревянными щитами и заборами. По маршруту ходили старые трехвагонные «двойки». По утрам и после рабочего дня пассажиры штурмом брали трамваи, до отказа набиваясь в вагоны, многие ехали на подножках и даже на крыше. И лишь в 1975 г. в Осенцы стал ходить скоростной трамвай. Любопытно и другое: по мере застройки улицы Мира перемещалось и трамвайное кольцо. Вначале оно находилось напротив теперешнего районного Управления внутренних дел на улице Таллинской (ныне – ул. Космонавта Леонова), позже его перенесли к ипподрому, а теперь передвинули еще дальше, к школе № 107.
Решению транспортной проблемы способствовало открытие троллейбусного маршрута по Казанскому тракту (ныне – шоссе Космонавтов). Он связал Балатово с центром города – от ипподрома до площади Дружбы. Как писал в 1964 г. краевед С. Ф. Николаев, это расстояние – около 13 километров – машины покрывали за 41 минуту, делая в пути 12 остановок. Увы, с изменением транспортной схемы канул в Лету и троллейбусный маршрут.
Ранее, в декабре 1957 г., был открыт аэропорт местных авиалиний – Бахаревский. Он связал областной центр с отдаленными и труднодоступными населенными пунктами Прикамья. К сожалению, в 2002 г. Бахаревский аэропорт закрыли, а территорию аэродрома предполагают застроить высотными домами. Правда, пока проект застройки «заморожен». А бывший аэропорт Бахаревка стал местом регулярного проведения музыкального фестиваля «Rock-Line» и других массовых мероприятий.
В декабре 1964 г. был совершен первый пробный рейс на новый аэропорт республиканского значения Большое Савино, теперь именуемый аэропорт «Пермь». Его выполнил на самолете Ил-18 свердловский экипаж. Вместе с ним
прибыла приемочная комиссия для оценки пригодности аэродрома к эксплуатации новых самолетов. На взлетном поле состоялся митинг с участием авиаторов, строителей, представителей общественности Перми.
Большой вклад в строительство Балатово и других микрорайонов внесли китайские рабочие-практиканты. Жили они на улице Качалова в общежитии, которое в обиходной речи именовалось «Шанхаем». Эти деревенские парни получили в Перми профессию, стали высококвалифицированными специалистами. Часть из них вернулись на родину, некоторые навсегда остались на Пермской земле и похоронены на Верхне-Муллинском кладбище, другие, обзаведясь семьями, живут в Перми. Кстати, первая коллективная свадьба пятерых китайских практикантов с русскими девушками состоялась в 1957 г.
В 1950-е гг. главной улицей микрорайона неофициально считалась улица Нефтяников. Здесь находились государственные учреждения, магазины, детские сады, а также Управление треста № 7, строители которого возводили основные промышленные и социально-культурные объекты Балатово. В 1960-е гг. в Балатово появился свой «Бродвей» – участок улицы Мира (от ул. Дениса Давыдова до ул. Одоевского), где в вечернее время прекращалось движение частного транспорта. Летом жители целыми семьями прогуливались по улицам, некоторые выставляли на подоконники или выносили на улицы патефоны. Молодежь танцевала. Во дворах пенсионеры играли в шахматы и домино, дети гоняли мяч. Зимой излюбленным местом отдыха были Черняевский лес и Андроновские горы, принимавшие многочисленных лыжников со всего города.
Дзержинский район г. Перми рос. В его состав входили новые территории, как правило, за счет близлежащих деревень. Район фактически оказался разделенным на две части, граница проходила по опушке Черняевского леса. Чтобы облегчить оперативное управление новыми территориями, были созданы балатовские отделения различных управленческих структур: милиции, конторы «Гастроном», треста столовых и т. д., что неизбежно вело к идее разделения Дзержинского района на два самостоятельных района города.
31 марта 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Индустриальный район г. Перми. В настоящее время в состав Индустриального района входят микрорайоны: Балатово, Нагорный, Свиязева, Верхние Муллы, Первомайский, Хмели, Большое Субботино, Малое Субботино, Осенцы, Казанцево, Бахаревка, Новоплоский, Ераничи, Авиагородок.
Территория района, с учетом происшедших позже изменений, составляет 63,4 кв. км. Его граница с Дзержинским районом на севере проходит вдоль железнодорожной магистрали Пермь – Екатеринбург, на северо-западе – по шоссе Космонавтов, Пионерской автотрассе и далее по просеке в направлении с северо-востока на юго-запад – через Черняевский лес до речки Мулянка. В восточной части Индустриальный район соприкасается со Свердловским районом.
Граница проходит вдоль железнодорожного полотна, ограниченного с одной стороны речкой Данилихой, с другой – улицей Самолетной. С юго-востока, юга и запада Индустриальный район соседствует с Пермским районом, где существующая городская черта совпадает с границей района.
Важным событием в истории района и города стало 20 мая 1979 г. – в Перми родился миллионный житель, а областной центр Прикамья стал девятнадцатым городом-миллионером страны. Поэт В. И. Радкевич в посвящении миллионному жителю Перми писал:
Мы глаза невольно проглядели,
Загодя ребенка полюбя…
Покричи, малышка, в колыбели,
Очень долго ждали мы тебя.
Решением специальной комиссии трое новорожденных – одна девочка и два мальчика – получили титул миллионного жителя Перми. Счастливцем из Индустриального района стал Василий, второй ребенок Светланы Витальевны и Виктора Васильевича Маланухиных.
Первым зарегистрированным жителем Индустриального района стала Ольга Владимировна Лапина. Ее родителям в 1972 г. в Индустриальном ЗАГСе вручили свидетельство о рождении ребенка за № 1. Позже она вышла замуж за американца, стала госпожой Ойер, ныне живет в г. Сиэтле (США). По данным 2016 г., население Индустриального района составляет 167 971 человек.
…Район трудится, живет и развивается. У него есть не только уходящее в глубь тысячелетий прошлое, но и прекрасное настоящее и, что важнее всего, у него есть большое будущее…