Шоу перформанс что такое
Шоу перформанс что такое
Перформанс — современная форма акционистского искусства, направленная на активизацию архетипов коллективного бессознательного публики.
Перформанс в отличии от живописи не требует специальной подготовки для адекватного восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов к нему как к произведению искусства. Наиболее правильной здесь окажется незаинтересованная оценка случайного прохожего, который воспринял увиденное как обычное жизненное впечатление, странный случай, не успел встать на позицию потребителя эстетических ценностей и потерять самостоятельность суждения и незамутненность чувства.
Перфоманс вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.
Также, существует критическое определение перформанса в таких книгах, как «Модернизм. Анализ и критика основных направлений» (М. 1987), или «Антиискусство, теория и практика авангардиских движений» (Крючкова В.А; М.1985). Перформанс определялся как «последняя стадия распада и умирания художественного процесса, когда художник уже не в силах творить изобразительные формы прибегает к прямому заимствованию, в данном случае из искусства театра».
Если западные художники изначально воспринимали перформанс как универсальное средство сделать искусство не рыночным и не музейным, и потому перформансы строились на основе искусной имитации действия, в основе которого была игра, рассчитанная на понимающего зрителя (в чем огромная заслуга хеппенингов и «искусства действия»), то в России не было самого понятия арт-рынка, не было зрителя, способного воспринимать искусство в другой ипостаси, нежели изобразительной, и поэтому, отечественные художники обратились к перформансу как к крайнему средству, позволяющему выйти на иной уровень художественного, как некой шокирующей панацеи, так необходимой для прорыва традиций.
Новизна и ценность перформанса
Перформанс предоставляет для художественного процесса:
1. Новое определение роли автора и персонажа.
2. Изменяет понятие искусства.
3. Ищет и дает возможность появления продуктивной аудитории.
4. Создает новые коммуникативные ситуации.
5. Создает условие для появления новых технологий, форм и видов в искусстве.
6. Протестует против унаследованных из прошлого художественных принципов.
7. Открыт для всех тем и проблем бытийности.
Считается, что первый перформанс был создан в 1952 году композитором Дж. Кейджем, исполнившим на сцене «4,33» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс.
Перфоманс — что это и какие виды перфоманса различают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Никто не спорит, что человечество прогрессирует бешеными темпами. Почти ежедневно в мире что-то меняется.
Трансформации происходят во всех сферах жизни. Искусство не стало исключением. Даже если вы никак не связаны с творчеством, наверняка каждый слышал слово перфоманс.
Но что это значит и почему оно стало таким популярным? Рассмотрим, из каких элементов он состоит, чем отличается от классического искусства, и в чем его суть.
Перфоманс — это.
Перфоманс — это необычная и креативная форма современного искусства. Художник в режиме реального времени показывает зрителям интригующее, иногда шокирующее представление, главным героем которого является он сам.
Как правило, это всегда что-то яркое, запоминающееся, вызывающее сильные эмоции.
Перфоманс – это своего рода микс разных жанров и направлений. В нем может переплетаться танец, живопись, актерское мастерство, сюрреализм.
Это не просто развлекательное шоу, как может показаться на первый взгляд. Нередко он сопровождается определенной долей провокации.
С помощью перфоманса автор пытается распространить важную информацию, призвать к действию. Для привлечения внимания используются разные звуковые эффекты, театральные перевоплощения, яркие необычные костюмы. В некоторых случаях одежда и вовсе не используется.
После распада Советского Союза художник-акционист Олег Кулик разделся догола, надел на себя ошейник и имитировал собаку. Таким образом он пытался показать, как дико выглядит русский человек глазами европейца.
В переводе с английского «performance» (ударение на «о») – это представление, действие, спектакль.
Зародилась такая форма искусства около 100 лет назад, когда художники того времени искали нетрадиционные способы заявить о себе. Тогда это называлось футуризмом, который начал постепенно развиваться и трансформироваться. В результате сегодня перфоманс считается одним из самых модных направлений.
Виды перфоманса
Визуальные акции перфоманса можно поделить на несколько разновидностей:
Во всех этих случаях действия художника развиваются по заранее спланированному сценарию в определенном месте. Довольно часто такие представления проводятся на оживленных улицах города или в метро.
Однако существует еще одно, более интересное направление перфоманса – хэппенинг. В этом случае сами зрители становятся участниками шоу, вовлекаются в процесс и активно взаимодействуют между собой. Причем сценария как такового не существует. Все представление носит игровой импровизационный характер.
Самый известный случай подобного мероприятия (хэппенинга) произошел в 1974 году. Марина Абрамович на шесть часов заперлась с участниками в галерее. Все это время она оставалась неподвижной. В помещении было около 70 разных предметов.
Таким образом, художница хотела показать, что в каждом из нас есть нечто ужасное, и каждый способен причинить другому боль, особенно если за это не последует наказания.
В последнее время часто можно услышать термин народный перформанс, что это такое? Это массовые флешмобы, демонстрации и шествия, направленные на то, чтобы акцентировать внимание на определенной проблеме. К слову, скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также является формой перформанса.
С развитием технологий появилась еще одна разновидность искусства – интернет-перфоманс. Как несложно догадаться, действие в этом случае происходит в прямом эфире и пользователи со всего мира могут наблюдать за развитием событий.
Одним из таких шоу стала трехдневная онлайн-трансляция, во время которой девушка довольно оригинальным способом пропагандировала профилактику ВИЧ-инфекций.
Что такое квест-перформанс
На рынке развлечений относительно недавно появился новый жанр – квест-перформанс — это что-то среднее между развлекательной викториной и театральным представлением.
В отличие от обыкновенного квеста, здесь в игру включаются профессиональные актеры, которые взаимодействуют с участниками. Основная цель – вызвать запредельно сильные эмоции и переживания.
Поэтому чаще всего такие квесты имитируют фильм ужасов, где игрокам нужно убегать от маньяка. Благодаря соответствующей атмосфере (полутемное помещение, кровавые следы) и превосходной игре актеров создается невероятное ощущение реальности происходящего.
Эта идея настолько пришлась по вкусу современной молодежи, что организаторы подобных игр создают квесты-перфомансы самых разных тематик и направлений.
Рerformance-маркетинг
Отдельно стоит упомянуть о совершенно другом значении этого термина.
Рerformance-маркетинг – это комплексный подход к ведению бизнеса, позволяющий добиваться определенных результатов в кратчайшие сроки.
Простыми словами — это целая наука, которая изучает специфику бизнеса, его целевую аудиторию и многие другие факторы. Все это дает возможность выстроить эффективную тактику повышения продаж.
Заключение
Подытожив все сказанное, можно сказать, что перфоманс – это эволюция в искусстве; достаточно жесткий, порой абсурдный способ донести важную информацию в массы.
Насколько эффективен этот метод – покажет время. А пока нам остается только наблюдать, как это направление постепенно проникает в нашу жизнь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
По моему, сообщение очень познавательное.
Читать было интересно, сознавая, что есть источники, способные донести непростые вещи, просто, без усложнений и понятно.
Это — то, что в старое время называли профессионализмом.
Как это теперь называют, не знаю.
Слово профессионализм употребляется все реже, наверно, скоро исчезнет из употребления, как многие значимые понятия в связи с невостребованностью.
Современный креатив граничит с фриковостью,»художники» провоцируют общество своим «творчеством», просто хайпуют.
Сегодня этот перфоманс на каждом шагу. И всё это «искусство» подаётся на грани фола. Придумали новое слово и прикрывают им непотребные вещи.
Театральный перформанс и перформативный театр: где грань между двумя видами искусства
Любовь Карась
Такой вид современного искусства, как перформанс, отличался неповторимостью, возможностью взаимодействия с публикой и существованием в реальном времени. В самого перформера даже можно было выстрелить. Спектакль же существовал в определенных обстоятельствах, артисты обязательно перевоплощались и действовали по сценарию, публика был лишь наблюдателем. В современной культуре границы между театральной постановкой и перформансом размылись. Элементы одного из этих видов искусства могут присутствовать в другом. Т&Р вместе с театральным критиком, театроведом Павлом Рудневым и доцентом НИУ ВШЭ Виктором Борзенко разобрались в том, где лежит грань между театральной постановкой и перформансом.
Краткая история перформанса и его характеристики
Истоки перформанса восходят к уличным выступлениям футуристов, дадаистов, театру Баухауса, совершившего художественную революцию. Сам термин «перформанс» впервые применили к произведению Джона Кейджа «4′33» в 1952 году — пианист вышел на сцену и четыре с половиной минуты сидел у рояля, не извлекая из него никаких звуков.
Как отдельное направление перформанс возник в 1960-е годы и отразился в творчестве таких художников, как Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс.
Перформанс, в отличие от театральных постановок, делает зрителя участником процесса и даже соавтором. Этот вид искусства не предполагает повторений, отличается непредсказуемостью и имеет хаотичный характер. Однако с развитием современного театра в нем стало появляться все больше перформативных элементов, и грань между театральными постановками и перформансом стала размываться. Если раньше классический спектакль существовал в сценическом времени и пространстве, подразумевал повторение и сохранение дистанции между артистом и зрителем, то сегодня публика вполне может стать частью сценического действия. Кроме того, принцип перевоплощения актера соблюдается не всегда: артист может рассказать собственную историю из жизни.
Как отличить перформанс от театральной постановки
Виктор Борзенко
Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ
Театральное искусство неоднородно: оно менялось на протяжении 26 веков своего существования. И потому говорить о некоем «стандартном» спектакле невозможно — в особенности в эпоху режиссерского театра, начавшуюся в конце XIX века и продолжающуюся по сей день.
После того как театр перестал находиться исключительно во власти автора, а режиссура как движущая творческая сила выделилась в самостоятельную профессию, в сценическом искусстве произошли многочисленные (в том числе и революционные) перемены
В этой связи зародившееся еще в начале ХХ века искусство перформанса (его историю принято вести от футуристов или дадаистов с их Cabaret Voltaire) так же органично влилось в переменчивый театральный процесс.
Иными словами, перформанс — столь же многоликое явление, как и режиссерский театр. Эти направления искусства всегда развивались с оглядкой друг на друга и неоднократно перенимали общие черты. Грань здесь тончайшая, и потому определить, когда именно перформанс «проник» на драматическую сцену, вряд ли представляется возможным, поскольку в театре ХХ века те или иные режиссерские действия могут быть легко отнесены к перформансу (и наоборот).
Например, лет двадцать назад на европейских подмостках обозначилась такая тенденция (она сохраняется по нынешний день): еще никогда прежде театр не был так внимателен к человеку в его телесном и духовном несовершенстве, заброшенному в «обезбоженный мир».
Марина Давыдова в статье о немецкой танцовщице Саше Вальц пишет: «Все мы — квинтэссенция праха. Энциклопедия изъянов. Хозяева тела и его рабы. В механическом соединении наших мышц, кровеносных сосудов, печенки с селезенкой, как в крайне ненадежный конструктор, помещены томящееся сознание, мысли, чаяния». Проще говоря, в этой цитате и выражена мысль о тончайшей границе между театром и перформансом. В дополнение к ней приведу выдержку из статьи «Петербургского театрального журнала» «Тело возвращенное и утраченное»: «Умаление в театре метафизического начала естественно обернулось повышенным вниманием к человеческой анатомии как единственно данной нам реальности, к телу, слабому, уязвимому, стареющему, страдающему, как проводнику и единственному ключу к внутреннему миру человека и как препятствию в его проявлении. И телесная избыточность, а и утрированное безобразие фактуры (у К. Люпы, Л. Персеваля, Р. Кастеллуччи), сигнализирует о кризисе нашей идентичности».
То есть сегодня актер нередко становится лишь одним из равноправных элементов спектакля. И артист как действующее тело бывает важнее, чем «жизнь человеческого духа».
Павел Руднев
Российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы деятелей сценического искусства Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина
Границы между спектаклем и перформансом уже размыты. Сегодня у нас есть только память жанра — Михаил Бахтин связывал это понятие с историей жанра. Есть воспоминания только о том, что когда-то эти два вида художественного творчества были разделены. Тем не менее нужно помнить, чем они различались.
Теперь не только драматический театр идет навстречу перформансу, но и перформанс идет навстречу драматическому театру
Сама возможность повтора старых перформансов с использованием других перформеров делает перформанс спектаклем в этом смысле.
Возникают целые театральные системы, которые предполагают существование артиста в условиях спектакля. Это так называемый свидетельский театр, разновидность документального театра, в действие которого введен артист, рассказывающий о самом себе. Также появляется инклюзивный театр, где рядом с артистами работает человек с инвалидностью и представляет самого себя (у него нет особой роли). В современном мире искусства отличать театральную постановку от перформанса становится все сложнее.
Главные отличия театральной постановки от перформанса:
Театральная постановка готовится и многократно репетируется
Актер перевоплощается и играет определенную роль, идентифицирует себя с другим человеком
Актер не демонстрирует собственные чувства
Действия известны заранее и обусловлены сценарием
Зритель является наблюдателем и не участвует в процессе
Перформанс — провокационное искусство с глубоким смыслом
Перформанс (от английского performance — «представление») — это форма изобразительного искусства и направление акционизма, в которой произведением являются совокупность действий автора или группы приглашенных лиц по заранее спланированному сценарию. Для перформанса огромное значение имеют 4 определяющих элемента: место и время проведения, сам художник и отношения между ним и зрителем.
Перформанс по своей сути близок к театральному искусству, но в отличие от последнего, для него в качестве сцены художник выбирает самые неожиданные места, а зрители нередко участвуют в представлении.
Виды и особенности перформанса
Перформанс — это оригинальный и часто очень провокационный способ воздействия на зрителя. Его можно смело причислить к нематериальному искусству, потому что само произведение не является объектом (как картина или скульптура).
Перформанс представляет собой смесь разнообразных стилей и жанров, в котором присутствуют составляющие танцев, живописи и актерской игры. Хотя зрители часто воспринимают представление как развлекательное шоу, на самом деле художник вкладывает в него глубокий смысл.
В искусстве существует несколько видов перформанса:
Перформанс абсолютно не вписывается в рамки традиционного искусства. В своем представлении художник особым образом выстраивает отношения со зрителем, наполняет действие скрытым смыслом и умело координирует происходящее. С помощью перформанса деятели искусства ведут диалог с властью и высказывают протест против ее действий, а также затрагивают актуальные для общества социальные, политические и идеологические аспекты жизни.
История перформанса
Истоки перформанса можно обнаружить еще в начале ХХ века сразу в двух авангардистских течениях искусства: дадаизме и футуризме. Уже в то время революционно настроенные художники пытались создать новое исполнительское искусство.
В Цюрихе в 1916 году открылось знаменитое «Кабаре Вольтер», где происходили новаторские представления с участием музыкантов, живописцев и поэтов — сторонников дадаизма. Футуристы также организовывали встречи и конференции в общественных местах, где пропагандировали свои идеи. Это были первые попытки создания перформанса с активным участием зрителей и многочисленными скандальными выходками.
В середине 1940-х годов в США в среде последователей абстрактного импрессионизма появилась живопись действия. Ее сторонники считали, что главным при создании картин должен быть не результат, а сам процесс творения.
В начале 1960-х состоялось полноценное рождение перформанса как формы изобразительного искусства. Его основоположником можно по праву считать гениального француза Ива Кляйна (Yves Klein). Именно он создал множество перформансов, которые шокировали европейскую публику.
С этого момента перформанс начал стремительно набирать популярность в творческих кругах. Художники активно экспериментировали с материалами, предлагали оригинальные творческие идеи. Экстравагантные представления стали модными, а их авторы — всемирно знаменитыми.
Интерес к перформансу с каждым последующим десятилетием только усиливался. С начала 1990-х ведущие музеи мира начали посвящать новому виду искусства отдельные выставки и ретроспективы. У талантливых художников появилось большое количество не только почитателей, но и меценатов из числа самых богатых людей нашей планеты.
Сегодня перформанс не просто является признанной формой изобразительного искусства. Он находится в авангарде мировой культуры, в центре всеобщего внимания и помогает нам по-другому посмотреть на жизнь.
На площадке Very Important Lot ценители искусства могут принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата в режиме онлайн. Наш сайт также дарит всем посетителям уникальную возможность напрямую купить картины у талантливых современных художников.