Шпалера что это значит
Значение слова «шпалеры»
1. Безворсовые настенные ковры или обивочные ткани с сюжетными или пейзажными изображениями, выполненные ручным способом.
3. Специальные решетки или натянутая на колья проволока, по которой вьется растение или к которой привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы. К шпалерам, с задней стороны, приставляются лестницы, и садовник с двумя помощниками влезают наверх. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
4. Ряды подстриженных деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки. Эти цветущие яблони, густые шпалеры сирени, желтые дорожки, скамейки — внизу, как раз под окнами нашего номера. Андроников, Тагильская находка. Широкая, со шпалерами акаций улица совсем пуста. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
5. Ряды, шеренги войск по сторонам пути следования кого-, чего-л. Краснов радушным хозяином вел гостей к вокзалу мимо застывших шпалер казаков. Шолохов, Тихий Дон.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова поташ (существительное):
10 фактов о шпалерах
На ранних этапах были немного наивными:
Фрагмент шпалеры «Двенадцать месяцев» из Бальдисхольской церкви — «Апрель» и «Май». Ок. 1180. Музей прикладных искусств. Осло
Затем положение дел заметно улучшилось. (Хотя такие тоже прекрасны и, несомненно, повлияли на художников XIX и, особенно, XX вв)
«Предложение сердца». Аррас. Ок. 1410. Музей Клюни.
3. Красочные ковры не только преображали интерьеры средневековых замков, но, одновременно, закрывая собой холодный камень, заметно утепляли стены.
Возвращение с охоты. Из серии «Охота на единорога». 1525-1550 гг.
4. Нередко шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, а во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни ковры вывешивали на балконах и подоконниках, тем самым украшая улицы.
5. Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. Для их изготовления художники делали эскизы, которые потом воспроизводили на листах картона в полный размер, и ткачи работали, сверяясь с этими картонами.
Дама с единорогом. «По моему единственному желанию». ок. 1500 г.
6. Сюжеты шпалер, как можно увидеть, были исключительно разнообразны: в их основу ложились библейские и мифологические истории, рассказы о праздниках, аллегории.
8. Что касается слова «гобелен», которое часто используют как синоним, то этот термин связан с кварталом Гобеленов, где в зданиях, принадлежавших прежде семье Гобелен, была открыта шпалерная мануфактура. Производившиеся здесь изделия называли гобеленами и это название более чем прижилось. В основном классицизм.
9. Рафаэль сделал картоны для шпалер Сикстинской капеллы. На их примере можно увидеть, как по-разному воплощались задумки в разных мастерских:
«Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». По картону Рафаэля. Брюссель, мастерская Питера ван Альста. 1519 г. Шерсть, шелк, серебряные и позолоченные нити. 490х441 см. Фландрия, Рим, Ватиканская пинакотека. «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10)
«Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». По картону Рафаэля. Брюссель, мастерская Яна ван Тигема. 1545-1547 гг. 495х610 см. Мантуя, Палаццо Дукале.
10. Шпалерами интересовались прерафаэлиты. Позже этот интерес перетёк в модерн:
Фирма «Моррис и Ко». Воззвание. Шпалера из серии «Святой Грааль»
Фирма «Моррис и Ко». Обретение Грааля. Шпалера из серии «Святой Грааль»
История быта и искусств
803 поста 5K подписчика
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
Исследуем гобелен под микроскопом
Исследование позволяет определить качество и время изготовления ткани
Почему художники не всегда ставили подписи на своих картинах?
Смотрел средневековые картины и замучался от постоянных «неизвестных мастеров» и «мастер церквушки в Милане». И самое интересное, картины не подписаны или там стоит максимум М. (не Максим и не Михаил, а «мастер»). Почему так, задал себе я вопрос. И решил изучить вопрос.
Средневековые авторы действительно не ставили подписи, мол это тщеславие и гордыня, а Бог то все видит. Он все оценит. А людишки с этим их материальным миром… Не забывайте, в то время главным заказчиком для деятелей искусства была церковь, а живопись и скульптура были прикладным искусством, а не высоким.
Что характерно, древние греки и римляне вообще не гнушались ставить подписи. Купил ты горшок, а на нем обязательно инициалы/имя создателя. Реклама двигатель торговли, как говорил Аристотель.
Подпись гончара Никосфена на чернофигурной амфоре, ок. 530 — 520 гг до н.э., Лувр
Потом церковь отучила мастеров подписываться, но некоторые начали хитрить. Окей, подпись это для материального достатка, а вот свой автопортрет рядом с Христом же халявная благодать, не правда ли?
Левая створка «Триптиха Донна» Ханса Мемлинга, за колонной изображен предположительный автопортрет художника. Так сказать, зашел на огонек:
Следующий этап произошел в Италии, бурном котле культурных различий и традиций. Художники завистливо смотрели на подписи античных мастеров и решили – а чем мы хуже? А дальше уже подоспело Возрождение, художники приобрели совсем другой статус и ушли в светское искусство.
Часто художники изображали на холсте некий предмет, напрямую связанный с личностью художника. Например, Доссо Досси оставил намек на свою фамилию, поместив в углу картины кость в букве D – не случайно, ведь «оссо» по-итальянски это как раз кость:
Еще важным моментом стал прогресс общества в целом. Вот представьте себя в 11 веке. Кто про вас узнает вне вашего города? Будь ты хоть да Винчи, заказчиков вне своей зоны проживания найти очень сложно. Но с каждым следующим веком появлялось больше дорог, почта становилась надежнее, железная дорога и самолеты… Ну ладно, хотя бы просто путешествий и контактов стало больше, а значит надо завлекать чужестранцев. Своя подпись – чем не знак качества?
Разболтался, вот забавная история напоследок. Однажды Микеланджело гулял рядом со своей «Пьетой» и услышал, как прохожие восхищаются скульптурой, правда автором называют другого человека, миланца Гоббо. Ночью он пришел снова, захватив фонарь и резцы, и выбил: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».
«Пьета» Микеланджело и его подпись:
На самом деле, тема благодатная, в истории искусства спрятано много интересных подписей. На какие только выдумки не шли художники)
Но это совсем другая история.
Персоналии кухни Средних веков и Раннего нового времени-IV. Мартино да Комо
Точными датами и определенными событиями довольно трудно описать смены эпох, они гораздо лучше характеризуются биографиями и артефактами человеческой деятельности.
Переход от кулинарного Средневековья к кулинарному Ренессансу связан с именем Martino da Como, Мартино да Комо, и его книгой Libro de Arte Coquinaria, Искусство кулинарии.
Maestro Martino был первым поваром, как для своего времени, так и с перспективы современности. Первый известный повар-знаменитость, наподобие Гордона Рамзи или Поля Бокюза, чье имя было известно даже тем, кто никогда не пробовал его блюд. Первым получивший от современников эпитет «князь поваров», последствии ставший популярным прозвищем для влиятельных (во всех смыслах) кулинаров.
Он первый, из известных нам, отказался от злоупотребления специями даже в самых аристократических блюдах, и первый, кто начал систематически указывать альтернативы недоступным ингредиентам.
Его рукопись была первым сборником не только привычных для типичного средневекового автора рецептов, но и множества региональных блюд, по которым можно проследить географию его длинной карьеры.
Родившийся в 1430-х г. на севере Миланского герцогства, на территории современного кантона Тичино, мастер Мартино усвоил первые азы кулинарного искусства в одном из местных монастырей. Затем он служит поваренком у Бьянки Марии Висконти, жены миланского герцога Франческо Сфорца, а в первой половине 1460-х он работает на кухне патриарха Аквилеи Людовико III Скарампи Маццарота, богатейшего клирика своего времени, прозванного за пристрастие к пышным застольям «кардиналом Лукуллом». Кроме того, этот превосходный кулинарный опыт сопровождался крайне длительной поездкой в Неаполитанское королевство, находившееся в то время под контролем каталонской династии, где Мартино смог познакомиться как с гастрономией южной Италии, сочетавшей традиции латинской и арабской культур, так и с каталонской кухней, пожалуй, самой яркой в средневековой Европе. Там же он начинает делать свои записи.
Людовико Тревизан, он же Скарампи Маццарота
После смерти своего патрона мастер Мартино перебирается в Рим, непосредственно к папскому двору, где служит тайным поваром, cuoco segreto, последовательно у двух понтификов, Павла II и Сикста IV. То есть готовит пищу лично для пап, их родственников и особо важных гостей. По всей видимости, параллельно обучая поваров Ватикана своему искусству.
Джан Джакомо Тривульцио
Однако, значительная часть письменного наследия маестро Мартино остается в Риме в руках его друга, коллеги и ученика, но о нем будет в следующий раз.
Оригинальный текст Libro de arte coquinaria, написанный на вольгаре.
Чтобы сделать занзарелли:
Возьми восемь яиц, пол либры тертого сыра, тертых сухарей и смешай их. Затем возьми пиньяту (сосуд, имеющий форму шишки) мясного бульона, подкрашенного шафраном, и поставь ее на огонь; когда бульон начнет кипеть, переложи в него ложкой смесь, а когда он начнет густеть, сними с огня. Подавай суп, посыпав сверху специями.
200 г твердого сыра;
2 л мясного бульона;
80 г молотых сухарей;
1. Смешать яйца, сыр и сухари.
2. В горячий бульон положить шафран на 10 минут.
3. Поставить на огонь, когда он закипит влить в него смесь интенсивно помешивая.
4. Отдельно к супу подавать смесь специй.
Для нее взять по 1/2 ч. л. молотых мускатного ореха и кардамона, 1/8 ч. л. молотых черного перца и корицы.
А так в XV веке делался чизкейк.
Почему в античности умели рисовать, а в Средние века разучились
Очень много дискуссий вызывает вопрос: как получилось, что есть старинные, античные вещи невероятно высокого качества, отличного уровня исполнения.
А потом целых 1000 лет — ничего подобного не делалось? Как так получилось?
Фаюмский портрет двух эпох: наглядная иллюстрация ухудшения экономики в регионе
Далее альтернативно образованная общественность делает вывод: ЭТО ВСЕ ВРАНЬЕ
«Ведь такого, — считает альтернативно-образованное общество — быть не может, чтобы древние люди были умнее и мастеровитее нас современных и наших недавних предков. Это же очевидно, что люди 19-21 веков — самые умные за всю историю человечества, а те, кто были раньше — неумехи и идиоты. СЛЕДОВАТЕЛЬНО все старинные вещи в мировых музеях — подделки, сделанные талантливыми мастерами 19-20 веков».
Тогда вот для них линия развития искусства становится логичной — никакого искусства античного не было, средневековые люди все изобретали с нуля, поэтому так хреново и получалось. В эту же концепцию хорошо ложится теория академика Фоменко о спрессованном времени и наложившихся друг на друга в мировой памяти исторических пластах. Иногда еще появляются доводы об инопланетных технологиях, тоже шикарно вписывается и многое объясняет.
«Ну и далее, — считают такие мыслители (а их реально много, увы), — существует мировой заговор академических ученых, в данном случае историков, искусствоведов, археологов и т.п., с целью все это замолчать и не пустить передовых мыслителей с их передовыми идеями двигать науку вот подобными передовыми теориями. Профессиональное университетское образование — это вообще зло, оно надевает на глаза шоры и заставляет вступать в мировой заговор замалчивателей истины. Филологи, вон, тоже выпендриваются — ясно же, что «Слово о полку Игоревом» — подделка, а «Велесова книга» подлинник, а не наоборот. Это все филологическое образование виновато, не написали бы докторских диссертаций по лингвистике — сразу поняли бы, где правда».
Попробуем разобраться в данном вопросе.
Искусство не существует само по себе, чтобы сделать нам красиво и приятно. Искусство, в первую очередь, это продукт экономики, политики и идеологии. Хорошо в стране по этим трем параметрам — все хорошо в искусстве. Плохо в стране, бедно, безумно — с искусством все грустно.
Страна А — очень богатая, сильная и патриотичная. В стране А снимают очень качественно сделанное кино, потому что жители страны А любят покупать этот продукт и разбираются в его сортах и жанрах. Поэтому в страну А приезжают сливки кинематографии всех остальных стран, чтобы поработать с такими отличными ресурсами. Когда страна А ведет войну — появляется много фильмов про то, какие хорошие солдаты в этой стране, летчики, космонавты. Когда в стране А спокойно, сытно и появляется много умниц и бездельников, то можно снимать арт-хаус с надрывом. Когда в стране А случаются периоды реальной экономической депрессии — то на экранах появляется много добрых мюзиклов, на которых не надо думать и можно расслабиться.
Страна Б — бедная, но гордится своими успехами относительно события, произошедшего 70 лет назад. Кино в этой стране снимается не на деньги тех, кто ходит в кино, а на деньги государства, которое считает, что этот жанр должен пробуждать патриотизм. Материальных ресурсов при этом в данной стране не очень много, поэтому снимать фильмы в 3D она не может — нет денег на покупку камер. Операторов, которые могли бы снимать 3D, в стране тоже нет — кто мог, тот уехал работать в богатую страну А (или В), где такая техника водится. Если в страну Б завезут такую камеру, то работать с ней будет некому — придется выписывать иностранного специалиста.
Страна Д — пару лет назад была разбомблена страной А. Кинематографа в ней нет. Людей, которые умеют делать кино, в ней нет — они либо умерли, либо стали беженцами, либо им повезло получить работу в других странах. Единственное кино, которое может появиться в стране Д — это документальный фильм, снятый на мобильный телефон. Чтобы в стране Д появилось снова кинематографическое искусство, должен настать мир, настоящий мир. Должно стать спокойно. В стране должны появиться материальные ресурсы на производство излишков (а искусство — это всегда излишки). В стране должны появиться специалисты этого ремесла — вернутся беженцы, или вырастет новое поколение. Новому поколению придется учиться с нуля, и сначала у них будет получаться очень-очень плохо.
Жозеф-Ноэль Сильвестр. «Разграбление Рима варварами в 410 году» (1890 год)
Итак, чтобы какой-то жанр искусства снова возник и достиг высокого уровня, необходимо, чтобы имелось:
— Материальные ресурсы: чтобы человек имел лишние деньги на билет в кино, а не экономил, чтобы еду купить детям.
— Школа: несколько поколений ремесленников должны наработать опыт и снова изобрести велосипед, чтобы получилось качественно.
— Идеология: население страны должно хотеть смотреть именно кино (и скорей всего, сначала это будут примитивные мюзиклы, а никак не арт-хаус). И государство (религиозное течение) должны это все одобрять вдобавок. Сложные фильмы в этой стране появится, когда накопится ресурс: мастера будут хотеть и уметь делать сложно, а потребитель будет избалован и перекормлен, и захочет сложного и необычного.
Перейдем от кинематографа к античности.
Вот была Римская империя, на протяжении веков владевшая всем цивилизованным миром. Римский мир был огромен и унифицирован. На Британских островах были виллы римских аристократов, где был теплый пол (с помощью труб горячей воды); грамотность была крайне высока (полно надписей в борделях и сортирах Помпей найдено); умели делать кесарево сечение, трепанации и удалять аппендиксы. Умны эти люди были настолько, что философию, придуманную в античности, до сих пор только специально обученные люди уразуметь могут, и ничуть это не хуже всякого дзен-суннизма, почитайте про стоиков и киников.
А потом все кончилось.
Э.В. Люмине. «Падение Рима»
Рассказывать о причинах и подробностях этих событий я не буду, только о том, какие последствия это имело для искусства и ремесла.
А дальше начинается то, что теперь называют жанром постапокалиптики.
Цивилизация полностью уничтожена. Выжившие люди пытаются выживать дальше при минимальном количестве ресурсов.
Чтобы понять, почему людям Средневековья потребовалось больше тысячи лет, чтобы научиться делать так же, как художникам античности, представьте себе мир постапокалипсиса, мир после ядерной войны.
Вся цивилизация уничтожена.
Сначала надо выжить.
А потом все создавать с нуля, на основе каких-то обрывков и осколков.
Нам трудно представить весь тот ужас и бедность, в которых веками существовала Европа, прежде чем стать достаточно богатой и опытной, чтобы начать снова делать хорошее искусство. Это как фильм Германа «Трудно быть богом», только не полтора часа на экране, а вокруг тебя всю жизнь.
Искусство появлялось то, которое было нужно, и логика этого нам, современным людям, непонятна. Ну что проще — нарисовать портрет или построить готический собор? Конечно, нарисовать портрет. Однако готические соборы роскошные строили с 12 века, а нормальные портреты научились рисовать только в 15 веке, потому что до этого в них никакой необходимости не было.
Это все очень упрощенно, например, совершенно не разобрана роль христианской идеологии.
Еще учите, что есть психологический блок, почему для современного человека это сложно уразуметь. Сегодня у нас время течет очень быстро. Со 2-й половины 19 века восприятие течения времени очень убыстрилось, и оно продолжает убыстряться. Сейчас за десять лет научных изобретений делается колоссальное количество.
И понять, почему это возвращение к культуре заняло целую тысячу лет, сегодняшнему человеку нереально сложно.
Они бы это сделали за пятилетку, ага.
Ну возвращайтесь после Третей Мировой, тогда поговорим.
Шпалера
Литература: Н. Бирюкова, Французские шпалеры конца XV-XX вв. в собрании Эрмитажа. (Каталог), Л., 1974; Т. Коршунова, И. Ясинская, Русские шпалеры, Л., 1975; Thomson W. G., A history of tapestry. 3 ed., L., 1973.
(нем. spalier, от итал. spalliera – ряд деревьев), стенной безворсовый ковёр с орнаментальным или сюжетным изображением, вытканный ручным способом в технике репсового уто́чного переплетения. Толстые нити неокрашенной основы (льняные или хлопчатобумажные) полностью закрываются цветными нитями утка (шерстяными, шёлковыми, золотыми или серебряными). Каждая уто́чная нить ведётся только в границах своего красочного пятна. Моделью для шпалеры служит картон – эскиз в размер ковра, выполненный художником-картоньером. Узор создаётся цветными нитями утка на тканой основе иглой или крючком.
Мастерская У. Морриса «Поклонение волхвов». Шпалера. 1890 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
В Средние века образцом для шпалер служили в основном книжные миниатюры, в более позднее время – станковая и монументальная живопись. Ткач подбирает оттенки шерсти. Плавное соединение цветовых пятен достигается в старых образцах способом «штриховки», когда нити контрастного цвета чередуются, подобно штрихам, и создают иллюзию промежуточного тона. Шерстяная и шёлковая пряжа вплоть до 19 в. окрашивалась натуральными красителями, позднее стали использовать и химические.
Шпалеры называют также гобеленами, по наименованию ковроткаческой мануфактуры «Гобелен» в Париже.
ШПАЛЕРЫ
Полезное
Смотреть что такое «ШПАЛЕРЫ» в других словарях:
шпалеры — См … Словарь синонимов
ШПАЛЕРЫ — ШПАЛЕРЫ, настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. Смотри также Гобелен … Современная энциклопедия
ШПАЛЕРЫ — жен., мн., нем. обои, для покоев. | Просадь подстриженных или развязанных, распластанных стенкою деревьев; | решетка, для развязки по ней дерев. Войско по дороге расставлено было шпалерами, в один ряд, порядок, шеренгу, по обе стороны. Шпалерный… … Толковый словарь Даля
Шпалеры — ШПАЛЕРЫ, настенные безворсовые ковры картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. Смотри также Гобелен. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Шпалеры — (нем. Spalier, от итал. spalliera) стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк а (шерсть, шёлк,… … Большая советская энциклопедия
шпалеры — шпалер; мн. (ед. шпалера, ы; ж.). [нем. Spalier] 1. Безворсовые настенные ковры или обивочные ткани с сюжетными или пейзажными изображениями, выполненные ручным способом. Красочные ш. Стены закрыты шпалерами. Выткать шпалеру. 2. Специальные… … Энциклопедический словарь
Шпалеры — I мн. устар. Материал в виде широких полос узорчатой бумаги, ткани и т.п. для оклейки или обивки стен в помещениях; обои I. II мн. устар. Ряды, шеренги обычно военных по сторонам пути следования кого либо или чего либо. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Шпалеры — I мн. устар. Материал в виде широких полос узорчатой бумаги, ткани и т.п. для оклейки или обивки стен в помещениях; обои I. II мн. устар. Ряды, шеренги обычно военных по сторонам пути следования кого либо или чего либо. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Шпалеры — Значения слова шпалера: В садоводстве: Шпалера ряд густо посаженых, стриженых низкорослых деревьев или кустарников, сформированных в виде вертикальной плоскости. Шпалера деревянная или металлическая решетка или натянутая в несколько рядов… … Википедия