Штокман в тихом доне кто такой

Штокман

В романе «Тихий Дон» переплетается множество сюжетных линий и тем, поднятых автором. На фоне войны и государственного разлада люди влюбляются и женятся, рожают детей, переживают моменты счастья или горя. Человеческие судьбы переплетаются с политическими переменами. Большевик Штокман в «Тихом Доне» – немаловажная фигура. Этот персонаж приносит в хутор революцию.

Образ героя

Внешность Штокмана описывается Шолоховым весьма подробно. Знакомство читателя с персонажем автор производит через первое впечатление о нем Федота Бодоскова. Именно он доставил в хутор революционера. Бодосков не представлял, что везет на родину своего будущего убийцу. Федот видит перед собой худощавого человека среднего роста, его близко посаженные глаза поблескивали хитрецой. Его живой, острый взгляд быстро бегал, изучая обстановку особенно когда Федот начал ругать своего атамана. При разговоре Штокман часто улыбался. Но эта улыбка была неестественной, самодовольной. В его глазах читалась ненависть к существующему политическому режиму. Штокман женат, в Татарский он приехал вместе с супругой.

Цель приезда в хутор

Настоящая цель появления Штокмана на хуторе заключалась в проведении агитационных работ. Работая под прикрытием, окружающим он представлялся агентом фирмы «Зингер». Это было разумно, ведь на тот момент эта фирма действительно имела большой резонанс по всей России, и ее представитель мог появиться в любом месте страны. Он уверяет, что является слесарем и хочет открыть столярную мастерскую. Но на самом деле его главная цель – сагитировать и завербовать как можно больше казаков.

Революция для Штокмана – главная цель. Он профессионально и умно строит свои ходы. Его можно назвать настоящим антимонархистом, подпольщиком. В рядах революционеров он оказался из-за яростной ненависти к существующему общественному строю. Эта ненависть пропитывает его насквозь, захватывая самые далекие уголки души. Во взглядах на революцию он придерживается мнения Ленина. Во время обыска и ареста у него нашли множество запрещенных революционных книг.

Вернувшийся в Татарское во второй раз, Штокман уже не такой. Он уже не уговаривает, а раздает приказы, никого не жалеет, а выносит приговоры и расстреливает. Он весь целиком отдался восстанию, и оно забрало у него жизнь. Его застрелили красногвардейцы. Последними словами революционера был крик о том, что коммунизм будет жить.

Отношения с казаками

Штокман Иосиф Давыдович, приезжая в небольшой хутор, вызывает большой резонанс. Это место, где чужому человеку сложно затеряться, ведь все друг друга знают. О нем судачат кумушки, разговаривают мальчишки, строят догадки. Ко всем беседам подобного рода Штокман относится с пониманием и спокойствием, довольно холодно. Для него это естественно. С самого начала хуторяне не принимают Штокмана, но это никак не ломает его волю. Он приглашает казаков играть в карты, где подсовывает им книги революционного характера. Штокман устраивает политические встречи, где читает казакам революционные книги, настраивает их против царского правления. За революционером идут всего лишь несколько человек.

Образ Штокмана является очень символичным. Хутор, где раньше люди жили своей жизнью, теперь подвергнут политической борьбе народа друг с другом. Среди казаков поселяется разлад, именно из-за появления в Татарском Штокмана, революция начинает вершить свои кровавые дела, как и по всей России. Штокман является символом революции в романе.

Источник

Штокман (Тихий Дон) – характеристика и образ Иосифа Давыдовича

Штокман — это достаточно необычный персонаж, который был добавлен в произведение не просто так. Он был добавлен для того, чтобы чтобы лучше раскрыть роль партии во время восстания. И этот персонаж отлично справился со своей ролью.

Писатель достаточно слабо раскрыл характер этого персонажа. Но даже так, виднеются серьёзные сходства с совершенно другим персонажем. Характер Штокмана очень похож на характер персонажа из произведения Фадеева. Штокман — это простой рабочий, которых было огромное множество в стране в те годы. Его характер отлично подходит под идеологию коммунизма. Роман рассказывает о жизни этого человека и его его повседневных делах.

Штокман родился в обычной семье рабочих, которая ничем не отличалась от остальных. Он практически всю свою жизнь работал на предприятии «Аксай». После этого, он уволился и пошёл работать на железной дороге. Вскоре он стал членом партии и активно участвовал в революции. Остальные члены партии доверяли ему проводить агитации для остального населения.

Образ Штокмана хорошо сформирован, это революционер, который прошёл через много, прежде чем добился своей цели. Он всеми силами боролся с царским строем. Также, Штокман был очень начитанным человеком, он знал много о мире. Он знал историю своей страны и социализма. Во время тяжёлой борьбы со строем, у него появляются собственные взгляды и убеждения.

«Штокман в романе «Тихий Дон»»

В Татарском, где совсем нет пришлых и чужих, где население необычайно однородно в культурном и этническом отношениях, приезд Штокмана привлек повышенное внимание. О нем долго судачили хуторские кумушки, а мальчишки «дни напролет неотступно торчали под плетнями, с беззастенчивым любопытством разглядывая чужого человека». Он относился к этому со сдержанным спокойствием, как к естественному и понятному явлению. Пропагандистскую работу в Татарском Штокман начал с понятной осторожностью, не сразу, но крайне целенаправленно. Начал он со стихов Некрасова и Никитина (видимо, социального содержания), а уже в середине зимы перешли к чтению вслух «Краткой истории донского казачества»- анонимного сочинения революционного содержания, где речь шла о делах Разина, Булавина и Пугачева, бранилось самодержавие и казачья полицейская служба недавних лет. Так, собираясь в скучные зимние вечера, вокруг Штокмана постепенно «после долгого отсева и отбора образовалось ядро человек в десять казаков». Отбор им был сделан строго классовый: рабочие с мельницы Котляров, Давыдко, Валет, батрак Михаил Кошевой, ремесленник Филька-чеботарь, небогатый казак Христоня. Пропагандистская деятельность Штокмана описана в романе с необычайной образностью: «Точил, как червь древесину, нехитрые понятия и навыки, внушал к существующему строю отвращение и ненависть. Вначале натыкался на холодную сталь недоверия, но не отходил, а прогрызал…»

Штокман прожил в Татарском весь 1913 год и половину следующего. Развязка произошла перед луговым покосом, то есть, видимо, в мае-июне 1914 года. Полицейский пристав со следователем нагрянули в Татарский и арестовали Штокмана. В доме, где он квартировал, был учинен обыск. Нашли «запрещенную » литературу, в частности какую-то книгу Плеханова. Были задержаны и допрошены Иван Алексеевич, Валет и Михаил Кошевой, и бывший работник у купца Мохова Давыдка. «Штокмана допрашивали последним». Он все отрицал, не дал никаких показаний, но у следователя уже собран был о нем достаточный материал, известно стало и о принадлежности его к РСДРП. На другой день Штокмана под конвоем увезли куда-то.

…Вновь появился Штокман в Татарском без малого через пять лет. Он приезжает именно в тот день, когда были арестованы и отправлены в Вешенскую семеро хуторских казаков, за то, что надевали погоны и вели «пропаганды, чтобы свергнуть Советскую власть».

В тот же день к полночи Котляров узнает, что арестованных казаков после краткого допроса в Вешенской расстреляли. «Не попадая ногами в валенки, Иван Алексеевич оделся, побежал к Штокману». Котляров возмущен: «Отойдет народ от нас…на что надо бы сничтожать людей? Что теперь будет?» «Он ждал, что Штокман будет так же, как и он, возмущен случившимся, напуган последствиями». Но тот спокойно «оделся, закурил, попросил еще раз рассказать причины вызвавшие арест семи, потом холодновато заговорил…». Он преподал Ивану Алексеевичу суровый урок понимания закономерностей классовой борьбы. Он не избегал жестких слов: «Размагнитился! Душок у тебя…Я за тебя возьмусь! Этакая дубина! Рабочий парень, а слюни интеллигентские…». Он решителен в выводах, целеустремленно горяч: «Уличен в действиях против нас? Готово! Разговор короткий, — к стенке! И тут нечего слюнявиться жалостью: хороший, мол, человек был ». «Вообще же переживать тут нечего. На фронтах гибнут лучшие сыны рабочего класса. Гибнут тысячами! О них – наша печаль, а не о тех, кто убивает их или ждет случая, чтобы ударить в спину. Или они нас, или мы их! Третьего не дано. Так-то, свет Алексеевич!» Штокман немедленно и очень энергично начинает помогать хуторскому ревкому вести

дела. Он видит, что брожение среди казаков усиливается. Народ доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон. Штокман целиком отдается делу новой власти, он живет только борьбой за нее, отдает все силы, все помыслы. Для него не существует «личной жизни» вне революционного дела. Видимо, начавшееся восстание не застало Штокмана врасплох.

Он, как и Иван Алексеевич, покинул Татарский, ушел из района, охваченного мятежом, и прибился к своим — к 5-му Заомурскому полку Красной Армии. Затем он перебрался в станицу Усть-Хоперскую, где собралось большое число коммунистов и советских работников, бежавших из восставших станиц. Потом вместе со своими товарищами он влился в состав 1-ого Московского полка. Полк участвует в боях с повстанцами: где в это время непосредственно находился Штокман в положении рядового бойца. Разумеется, его партийный опыт и революционный стаж создают ему немалый авторитет среди красноармейцев и политработников. Около середины апреля 1919 года в Усть- Хоперскую прибыл Сердобский полк, сформированный из саратовских крестьян: личный состав его в сильнейшей степени был подвержен мелкобуржуазным кулацким влияниям, командование состояло из скрытых белогвардейцев, готовивших измену, комиссар оказался слаб. Штокман видел грозящую опасность мятежа, пытался повлиять на нерешительного комиссара, но тщетно. Затем Штокман открыто выступил против антисоветски настроенных сердобцев, произошло острое столкновение, едва не кончившееся перестрелкой. В тот же вечер он посылает Кошевого в политотдел 14-й советской дивизии с донесением о тревожном положении в Сердобском полку. С рассветом 27 апреля начался открытый мятеж, предатели-командиры накануне успели договориться с казаками- повстанцами. Полк собрался на митинг, в самом начале его комиссар, не успев сказать двух слов, был растерзан разъяренной толпой мятежных красноармейцев. Штокман понимал отчаянность положения. Он не колебался ни секунды. С криком – «Слово! Слово рядовому бойцу!» — прорвался к столу, служившему трибуной. Он попытался переломить настроение мятежного полка страстным призывом сохранить верность революции. «Вас предали казачьим генералам ваши изменники-командиры! Они бывшие офицеры – обманули доверие Советской власти…».

Одним из центральных эпизодов романа «Тихий Дон », изображающих гражданскую войну в Донском крае, была расправа с экспедицией Подтёлкова и Верхне-Донское восстание.

Очень краткий пересказ

На хуторе Татарский живет семья казаков Мелеховых. Отец Пантелей, мать Василиса, сыновья – Петр и Григорий, дочь Дуняша и невестка Дарья. Младший сын, Григорий, влюблен в жену соседа Степана – Аксинью. Женщина отвечает ему взаимностью. Не сумев повлиять на сына, Пантелей женит его на Наталье Коршуновой. Но семейная жизнь не ладится. Аксинью избивает муж, она продолжает встречаться с Гришей, который признается молодой жене в том, что ничего у них не получится. Обиженная Наталья уходит к родителям, где пытается покончить с собой. Гришу призывают в армию, в разгаре Первая Мировая война.

На хутор приезжает Иосиф Штокман, агитирующий за советскую власть. В армии разобщение. Грядет революция. Наталью удается спасти. Гришка селится вместе с убежавшей от мужа Аксиньей у помещика Листницкого, у них рождается дочь, а сам Мелехов возвращается в армию. Дочь умирает от скарлатины, и Аксинья, поддавшись на уговоры Евгения Листницкого, становится его любовницей. Узнав об этом, Григорий возвращается к Наталье. У них рождаются мальчик и девочка.

Грядет Революция. Казаки никак не могут определить свою сторону. Мечется в неопределенности и Мелехов. Гражданская война, в которой он участвует то на стороне белых, то красных, а то и своей собственной, отнимает у него все. Погибает Петр, топится в Дону его жена Дарья, умирает после неправильно произведенного аборта Наталья, тиф забирает отца, мать также скоропостижно уходит из жизни. Аксинья гибнет под пулями, а дочка умирает от скарлатины. Остается Гриша один с сыном на руках. Есть еще сестра, но она замужем за врагом, и по-прежнему Мелехов не знает, кто же ему ближе. Он хочет лишь мирной жизни.

Китай объявил миру о новой катастрофе

Без иронии: важнейшим из искусств сегодня, пожалуй, является телесериал. Особенно если это экранизация классики.

Пришла пора современными глазами перечитать Шолохова

«Тихий Дон» на телеэкране ждала вся страна. Классической экранизации Герасимова уже более полувека, позже была кинонеудача Бондарчука. Пришла пора современными глазами перечитать Шолохова.

Что мы видим в новом фильме? Жизнь сочится с экрана. Веришь всему: живые люди, живая жизнь, живой язык, смерть… Актеры безупречны, природа живописна, казачий быт без дешевых подделок.

Шолоховская художественная ткань режиссером Урсуляком воссоздана чрезвычайно талантливо и достоверно. Только вот литературный материал немного ушит, немного перекроен. Казалось бы, мелочи, детали. Однако.

Чего, а точнее, кого не видим на экране? Некоторых героев романа. Ладно, выпали вместе со значительными кусками шолоховского текста герой войны Козьма Крючков, польская девушка Франя, Богатырев, Фомин, Чумаков и многие другие. Как говорится, пленки на всех не хватило.

Но почему в телеверсии Урсуляка нет Штокмана? Иосиф Давыдович Штокман – важнейшая фигура в романе о гражданской войне. Без этого скромного героя, партийного пропагандиста, становится непонятным, почему вчерашние друзья, соседи, кумовья стали со временем непримиримыми классовыми врагами и принялись с энтузиазмом и ожесточением рубить друг другу головы.

Проще объяснить кровавую бойню, развернувшуюся в России, некими объективными обстоятельствами и стихийными причинами. Но, думается, ближе к истине те историки и идеологи, кто настаивал и настаивает на руководящей и направляющей роли партии большевиков во всех событиях прошлого века в нашей стране.

«Резались сначала в подкидного дурака, потом как-то незаметно подсунул Штокман книжонку Некрасова. Стали читать вслух – понравилось.

Другие материалы автора

Перешли на Никитина, а около рождества предложил Штокман почитать затрепанную, беспереплетную тетрадку… В завалюхе Лукешки-косой после долгого отсева и отбора образовалось ядро человек в десять казаков.
Штокман был сердцевиной, упрямо двигался он к одному ему известной цели. Точил, как червь древесину, нехитрые понятия и навыки, внушал к существующему строю отвращение и ненависть. Вначале натыкался на холодную сталь недоверия, но не отходил, а прогрызал».

После новой экранизации Шолохова так и хочется, перефразируя другого классика, воскликнуть: «Так был ли Штокман?» Был, отвечает автор «Тихого Дона». И, судя по событиям, которые развернулись в России и в романе после 1917 года, Штокман и его товарищи со своей задачей справились успешно.

Можно бесконечно задаваться вопросами: почему режиссер Урсуляк избавился от некоторых героев, почему переписал по-своему конец романа, почему вообще взялся за экранизацию?

Но лучше всего сесть и прочитать (или перечитать) шолоховский «Тихий Дон». Роман о людях, которым довелось жить, любить, умирать в самое тяжелое для страны время.

Источник

Образ и характеристика Штокмана в романе Тихий Дон Шолохова

Штокман — это достаточно необычный персонаж, который был добавлен в произведение не просто так. Он был добавлен для того, чтобы чтобы лучше раскрыть роль партии во время восстания. И этот персонаж отлично справился со своей ролью.

Писатель достаточно слабо раскрыл характер этого персонажа. Но даже так, виднеются серьёзные сходства с совершенно другим персонажем. Характер Штокмана очень похож на характер персонажа из произведения Фадеева. Штокман — это простой рабочий, которых было огромное множество в стране в те годы. Его характер отлично подходит под идеологию коммунизма. Роман рассказывает о жизни этого человека и его его повседневных делах.

Штокман родился в обычной семье рабочих, которая ничем не отличалась от остальных. Он практически всю свою жизнь работал на предприятии «Аксай». После этого, он уволился и пошёл работать на железной дороге. Вскоре он стал членом партии и активно участвовал в революции. Остальные члены партии доверяли ему проводить агитации для остального населения.

Образ Штокмана хорошо сформирован, это революционер, который прошёл через много, прежде чем добился своей цели. Он всеми силами боролся с царским строем. Также, Штокман был очень начитанным человеком, он знал много о мире. Он знал историю своей страны и социализма. Во время тяжёлой борьбы со строем, у него появляются собственные взгляды и убеждения.

Внешний вид Штокмана

Внешне, Штокман вызывает большое доверие. Рост у него низкий, а глаза излучают добро. Это человек очень любил улыбаться и трудиться на благо своей родины.

Деятельность

Хоть он и состоял в партии, он успевал помогать казакам. Его можно было часто найти за различными занятиями, не связанными с заданиями партии. Он занимался столярным делом и работал на мельнице. Он помогал всем, кому была нужна была помощь. Он пытался разрешить конфликт русских и украинцев, он понятливо объясняет каждому, что не нужно ненавидеть кого-то, другой нации. Вскоре у него получилось исправить этот конфликт. Сельчане всё поняли и перестали себя так вести.

Штокман — это важный персонаж произведения «Тихий Дон». Он показывает то, как на самом деле должен поступать честный человек. Он трудится на благо своей родины и народа, пытается помочь каждому. Штокман всеми силами борется за идеалы своей партии и вскоре добивается победы. Но всё таки, у него есть свои минусы. Ведь нельзя врываться в чужие жизни и навязывать им свои идеалы и порядки. Это негуманно.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Штокмана в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Замечательное сказочное произведение под названием «Рике с Хохолком» написано известным сказочником по имени Шарль Перро.

В наше время к величайшему сожалению пришло ГМО. Что собственно говоря мы представляем слыша данную аббревиатуру?

На сегодняшний день проблема загрязнения окружающей среды является одной из наиболее актуальных и распространённых проблем в современном обществе.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из самых великих произведений всего мира, и самым популярным самого автора. Творение писателя, рассказывает нам о тяжелой судьбе

Источник

Штокман (Тихий Дон) – характеристика и образ Иосифа Давыдовича

В романе «Тихий Дон» переплетается множество сюжетных линий и тем, поднятых автором. На фоне войны и государственного разлада люди влюбляются и женятся, рожают детей, переживают моменты счастья или горя. Человеческие судьбы переплетаются с политическими переменами. Большевик Штокман в «Тихом Доне» – немаловажная фигура. Этот персонаж приносит в хутор революцию.

Образ героя

Внешность Штокмана описывается Шолоховым весьма подробно. Знакомство читателя с персонажем автор производит через первое впечатление о нем Федота Бодоскова. Именно он доставил в хутор революционера. Бодосков не представлял, что везет на родину своего будущего убийцу. Федот видит перед собой худощавого человека среднего роста, его близко посаженные глаза поблескивали хитрецой. Его живой, острый взгляд быстро бегал, изучая обстановку особенно когда Федот начал ругать своего атамана. При разговоре Штокман часто улыбался. Но эта улыбка была неестественной, самодовольной. В его глазах читалась ненависть к существующему политическому режиму. Штокман женат, в Татарский он приехал вместе с супругой.

Цель приезда в хутор

Настоящая цель появления Штокмана на хуторе заключалась в проведении агитационных работ. Работая под прикрытием, окружающим он представлялся агентом фирмы «Зингер». Это было разумно, ведь на тот момент эта фирма действительно имела большой резонанс по всей России, и ее представитель мог появиться в любом месте страны. Он уверяет, что является слесарем и хочет открыть столярную мастерскую. Но на самом деле его главная цель – сагитировать и завербовать как можно больше казаков.

Революция для Штокмана – главная цель. Он профессионально и умно строит свои ходы. Его можно назвать настоящим антимонархистом, подпольщиком. В рядах революционеров он оказался из-за яростной ненависти к существующему общественному строю. Эта ненависть пропитывает его насквозь, захватывая самые далекие уголки души. Во взглядах на революцию он придерживается мнения Ленина. Во время обыска и ареста у него нашли множество запрещенных революционных книг.

Вернувшийся в Татарское во второй раз, Штокман уже не такой. Он уже не уговаривает, а раздает приказы, никого не жалеет, а выносит приговоры и расстреливает. Он весь целиком отдался восстанию, и оно забрало у него жизнь. Его застрелили красногвардейцы. Последними словами революционера был крик о том, что коммунизм будет жить.

Отношения с казаками

Штокман Иосиф Давыдович, приезжая в небольшой хутор, вызывает большой резонанс. Это место, где чужому человеку сложно затеряться, ведь все друг друга знают. О нем судачат кумушки, разговаривают мальчишки, строят догадки. Ко всем беседам подобного рода Штокман относится с пониманием и спокойствием, довольно холодно. Для него это естественно. С самого начала хуторяне не принимают Штокмана, но это никак не ломает его волю. Он приглашает казаков играть в карты, где подсовывает им книги революционного характера. Штокман устраивает политические встречи, где читает казакам революционные книги, настраивает их против царского правления. За революционером идут всего лишь несколько человек.

Образ Штокмана является очень символичным. Хутор, где раньше люди жили своей жизнью, теперь подвергнут политической борьбе народа друг с другом. Среди казаков поселяется разлад, именно из-за появления в Татарском Штокмана, революция начинает вершить свои кровавые дела, как и по всей России. Штокман является символом революции в романе.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Характеристика Штокмана в романе «Тихий Дон», раскрыть его образ, указать его главные цели.

Источник

Образ и характеристика Штокмана в романе Тихий Дон Шолохова

Штокман — это достаточно необычный персонаж, который был добавлен в произведение не просто так. Он был добавлен для того, чтобы чтобы лучше раскрыть роль партии во время восстания. И этот персонаж отлично справился со своей ролью.

Писатель достаточно слабо раскрыл характер этого персонажа. Но даже так, виднеются серьёзные сходства с совершенно другим персонажем. Характер Штокмана очень похож на характер персонажа из произведения Фадеева. Штокман — это простой рабочий, которых было огромное множество в стране в те годы. Его характер отлично подходит под идеологию коммунизма. Роман рассказывает о жизни этого человека и его его повседневных делах.

Штокман родился в обычной семье рабочих, которая ничем не отличалась от остальных. Он практически всю свою жизнь работал на предприятии «Аксай». После этого, он уволился и пошёл работать на железной дороге. Вскоре он стал членом партии и активно участвовал в революции. Остальные члены партии доверяли ему проводить агитации для остального населения.

Образ Штокмана хорошо сформирован, это революционер, который прошёл через много, прежде чем добился своей цели. Он всеми силами боролся с царским строем. Также, Штокман был очень начитанным человеком, он знал много о мире. Он знал историю своей страны и социализма. Во время тяжёлой борьбы со строем, у него появляются собственные взгляды и убеждения.

Сюжет фильма

Сюжет 1 серии

В хуторе Татарском казаки собирались в майские лагеря.
Молодой хуторской казак Григорий Мелехов влюблён в замужнюю казачку Аксинью Астахову и та отвечает ему взаимностью, однако окружающие против такого постыдного союза. Ситуация обостряется после возвращения с военных сборов мужа Аксиньи, который наносит своей жене побои.

Тем временем за Григория Мелехова сватают Наталью Коршунову и играют свадьбу, но семейная жизнь молодожёнов не складывается. Тем временем на хутор приезжает некий Штокман, который рассказывает о том, что «казаки произошли от русских». Один из казаков рассказывает историю, как в Петербурге над ними подшутили студенты, подарив портрет Карла Маркса и выдав его за деда одного из них. Григорий с Аксиньей сбегают из своих семей и батрачат в имении Ягодном генерала Листницкого. У Аксиньи рождается ребёнок, но Григорий сомневается в том, кто его отец.

В 1914 году Григория забирают на службу, а Штокмана арестовывают за принадлежность к РСДРП. Приходит весть о начале войны, и казаки отправляются на фронт по железной дороге в вагонах с белыми двуглавыми орлами. В первом же бою с австрийцами

Григорий пикой и шашкой убивает двоих солдат противника. Аксинья теряет своего ребенка, но её утешает неравнодушный сын генерала Евгений. Григорий оказывается в госпитале на больничной койке с перевязанной головой. Получив георгиевский крест, Григорий возвращается домой, но он узнаёт, что Аксинья ему была неверна. В порыве ревности он избивает нагайкой генеральского сына и Аксинью, после чего возвращается к отцу и жене Наталье.

Сюжет 2 серии

1916 год. Русские офицеры в землянке под отдалённый грохот канонады играют в карты и обсуждают войну. Солдаты читают антивоенную листовку. Во время очередной атаки немцы применяют отравляющие газы. При отступлении Григорий спасает мужа Аксиньи. На собрании станичников объявляют о низложении Императора Всероссийского Николая II и переходе власти Временному комитету Государственной думы.
В среде казаков возникает раздор. Есаул Калмыков ратует присоединиться к Корнилову и навести порядок, а хорунжий Бунчук желает защитить революцию и не допустить братоубийственной войны. Калмыкова разоружают, и Бунчук убивает есаула.

Григорий Мелехов оказывается в полном зале с портретами Карла Маркса и красными знамёнами, где обсуждается борьба с Калединым. Однако казаки спорят о том, должны ли они поддержать большевиков или они могут справиться своими силами. «Красные» казаки Подтёлкова сражаются с «белыми» казаками Чернецова. «Белые» проигрывают, и Подтёлков рубит шашкой пленного Чернецова.

Григорий приезжает к отцу и раздаёт подарки, но и здесь у казаков нет единства. Сам он «за Советскую власть», но отец его против «Вонючей Руси» и иногородних. Власть меняется, и Григорий Мелехов при погонах и царских орденах наблюдает казнь «красных» казаков, припоминая Подтёлкову расправу над казаками Чернецова. Большевик Штокман требует ареста Григория, но тот успевает сбежать. «Красные» захватывают в плен и расстреливают Петра, брата Григория, а сам Григорий во главе сотни казаков рубит в атаке революционных матросов. Однако рассудок его мутится от кровавой мясорубки.

Сюжет 3 серии

Григорий на хуторе Татарском на фоне цветущих деревьев слышит причитания своей жены Натальи. На водопое у реки он встречает Аксинью с вёдрами и признаётся, что не может выбросить её из сердца.
Тем временем на митинге красноармейцы убивают большевика Штокмана.

В другой сцене вдова Петра Мелехова Дарья убивает пленного односельчанина из «красных», который ранее участвовал в убийстве её мужа. Впоследствии за этот акт возмездия она получает поощрение от командования белогвардейцев в присутствии британского офицера.

Наталья Мелехова умирает от неудачного аборта («не хочу больше родить от Григория»), а Григорий пьёт коньяк в штабе «белой» Донской армии в Балашове (1919 год).

Тем временем топится в реке вдова Петра Мелехова Дарья. При отступлении «белых» Григорий забирает с собой Аксинью, но та зимней порой заболевает, и он вынужден оставить её на попечение в одной крестьянской семье.

На хутор приезжает раненый (с ампутированной правой рукой) казак Прошка, который рассказывает выздоровевшей Аксинье, что Григорий в Новороссийске вступил в Первую конную армию Будённого и командует эскадроном.

Как снимали фильм “Тихий Дон”

Съемки фильма «Тихий Дон». в хуторе Диченском 1956-1957г. Режиссер Герасимов

И надо отдать должное Сергею Герасимову, который подошел к работе очень ответственно.

Аксинью искали долго. Очень долго. Даже писали председателям колхозов в казачьих селах: посмотрите подходящую женщину среди местных жителей.

В Москву приходили очень серьезные ответы:

«Получив ваше письмо, мы снова перечитали „ Тихий Дон (1957) “. К сожалению, ничем не можем вам помочь, так как ни у нас в колхозе, ни в окрестных хуторах подходящей Аксиньи нет».

Петру Глебову было уже за сорок, а достойных ролей он все так и не сыграл. Как-то его коллега по театру Станиславского уходил на пробы в «Тихом Доне», и Петр Петрович его попросил: ты бы меня пристроил хотя бы в массовку. Именно среди массовки его вдруг увидел Сергей Герасимов.

Штокман в тихом доне кто такой. Смотреть фото Штокман в тихом доне кто такой. Смотреть картинку Штокман в тихом доне кто такой. Картинка про Штокман в тихом доне кто такой. Фото Штокман в тихом доне кто такой

Гример была удивлена: лицо этого актера было совсем не похоже на тот образ, который они до этого искали. Между делом режиссер немного расспросил Петра Глебова о его жизни. И выяснилось, что он в детстве жил в деревне, где пахал, косил, на лошадях скакал, до 15 лет гулял босиком.

Герасимов решил, что это и есть его Мелехов. Из-за Глебова он даже отказал своему любимому ученику Сергею Фёдоровичу Бондарчуку, который тогда уже был известным актером.

Но режиссер оказался в меньшинстве. Глебова долго не утверждали, и тогда Герасимов потребовал созвать все руководство Студии имени Горького, перед которым заявил:

«Я прошу наконец принять решение и прекратить всякие происки против Глебова! Я отвечаю за картину, и я вижу в нем то, что для меня ценно и дорого».

В тот день директор картины догнал Глебова в студийном коридоре и сказал: «Ну что! Ты выиграл по трамвайному билету сто тысяч! Утвердили!» Но последнее слово оставалось за Шолоховым. Увидев на экране Глебова, Михаил Александрович прокомментировал на весь зал: «Он. Он живой и есть».

Сыграть Аксинью — для Элины Быстрицкой это была мечта всей жизни. Она решила рискнуть и позвонила Герасимову. Он пригласил ее на встречу и дал прочитать небольшой фрагмент из книги Шолохова. Быстрицкая взглянула на отрывок и похолодела: еще в студенчестве именно этот текст ей не давался, она его пыталась исполнить в институте и провалилась. Прошло две недели, прежде чем ее снова вызвали на пробы. Все это время она думала, что Герасимов ее забраковал, а режиссер наоборот был убежден, что наконец-то повстречался с по-настоящему серьезной актрисой.

А вот Дарью Шолохов забраковал, и ассистенты режиссера заново искали подходящую кандидатуру на эту роль, пока не нашли Людмилу Хитяеву. Ее знали на студии Горького, потому что здесь у нее был дебют в картине «Екатерина Воронина». Уже пройдя пробы, Людмила Ивановна написала заявление, что не сможет утонуть, как требует того сценарий «ввиду отсутствия способностей и страха перед водой». Оказалось, что, живя на Волге, в детстве она трижды чуть не погибла в этой реке. Прочитав заявление, режиссер отшутился: «Не волнуйся, утопим как следует». Эпизод гибели Дарьи снимался тринадцать раз, пока Герасимов не добился максимального правдоподобия.

После утверждения актеров, режиссер собрал съемочную группу и объявил: «Мы начинаем работу над „Тихим Доном“, и вам предстоит стать другими людьми». Он предупредил мужчин, чтобы подготовили свои руки — они должны стать похожими на руки людей, работающих на земле. Такой же совет дал и актрисам: “Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете — соседям помогите”.

Местные казачки учили Быстрицкую ходить с коромыслом. «Чтобы и воду не расплескать, и мужиков с ума свести, воду нужно носить бедрами, тогда, — как они говорили, — казаки будут пялиться и глаза сломают!» И Элина Авраамовна была хорошей ученицей. Каждый день с пяти утра она выходила во двор с коромыслом на плечах.

Потом все актрисы выдвигались на речку, где руками стирали, полоскали белье, чтобы делать это легко, как настоящие казачки. И перед некоторыми сценами уже во время съемок Герасимов заставлял их сначала перестирать гору белья, а потом отказывался пудрить лицо, чтобы все было правдоподобно.

А однажды на съемочной площадке появился хор казаков-пенсионеров. Оказалось, режиссер специально пригласил людей, которые еще помнили времена, описанные в «Тихом Доне». Они стали настоящими учителями: как должно сидеть платье, как танцевать, как петь, как ходить по улице, как говорить, сохраняя местный диалект. Актеры вслушивались в их интонации, подражали их мимике. Сергей Герасимов всегда говорил, что Тихий Дон снял не он, а именно эти люди, настоящие казаки, сохранившие воспоминания о патриархальном казачьем образе жизни.

В казачью среду как родной вписался Петр Глебов. Он с местными жителями охотился, рыбачил, ходил на сенокос, а вечером во время ужина пел задушевные песни, отправлялся в ночное катание на лошадях. И вскоре его уже нельзя было отличить от настоящих донских казаков. Местные жители о нем говорили: наш станичник, и приняли сначала его, а потом его роль безоговорочно.

Местные жители очень серьезно подошли к тому, что снимается фильм о казачьей жизни. Они пооткрывали свои сундуки, пропахшие нафталином, достали свои старые костюмы и платья, украшения. И всем этим разрешали пользоваться во время съемок. Даже предметы утвари отдавали, те предметы обихода, которые не сможет достоверно воспроизвести ни один художник. А эти детали, которые наполняли фильм атмосферой, были очень важны для режиссера. Ведь сколько, например, рассказала о характере и судьбе Пантелея Мелехова одна лишь серьга в левом ухе.

Когда снимали встречу Натальи и Аксиньи, Герасимов все забраковал из-за того, что Наталья выглядела очень опрятно. А ведь дорога, которую она по сюжету должна была проделать ради этой встречи, довольно длинная и грязная! И юбку Натальи специально запылили, задекорировали как бы приставшим репейником, и только тогда все стало выглядеть по-настоящему.

А когда снимали кадры скачущей конницы, обошлись без настоящего коня. К автомобилю приделали деревянную конструкцию, которая повторяла спину лошади. В кузове машины находился оператор Владимир Рапопорт, а его помощницу с облегченной камерой привязывали веревкой к крылу переднего колеса и ехали со скоростью 60-70 км в час. Это дало возможность показать лицо Мелехова в бою на фоне других всадников и бойцов.

У такой масштабной картины было несколько премьер. Первым зрителем, естественно, был Шолохов. Осенью 1957 года он приехал в маленький просмотровый зал киностудии имени Горького, сел на второй ряд и тут же задымил сигаретой, хотя курить в кинозале не разрешалось. Ну кто сделает замечание классику? Киногруппа разместилась у него за спиной. И вот показ закончился, все смотрели на его спину и на гору окурков в пепельнице, а вот понравилось или нет — было непонятно. И когда Михаил Александрович развернул лицо, оказалось, что его глаза были заплаканы.

Потом был показ для зрителей. Группа представила картину со сцены и перешла на балкон в кинозале, на котором все увидели актрису Нонну Мордюкову. Она-то не знала, что съемочная группа придет именно сюда, наоборот, хотела, чтобы ее никто не заметил. Ведь она, донская казачка, была уверена, что Герасимов пригласит на роль Аксиньи ее, свою ученицу. Но роль досталась Быстрицкой. До конца жизни Нонна Викторовна считала это несправедливым, а вот фильм ее захватил, и когда она смотрела его первый раз, отступили все обиды.

Но самую весомую оценку должны были дать сами казаки. Если бы они не приняли картину — вся работа оказалось бы просто напрасными усилиями. И вот настал день, когда привезли последнюю третью серию. Слух об этом быстро разошелся по Дону. Казаки ехали верхом, плыли на лодках, чтобы посмотреть фильм. Его крутили без остановок трое суток подряд в маленьком клубе рядом с домом Шолохова. В один из показов многие заметили в кинозале женщину в годах, одетую в казачье платье, которую привел на показ сам писатель. Сразу после финальных титров она незаметно покинула зал. Казаки шептались, что это и была та самая настоящая Аксинья, с которой автор «Тихого Дона» написал этот образ.

Источник: Александр Казакевич

В своих воспоминаниях С. А. Герасимов пишет:

«Мы выбрались на места событий — на Дон и Северский Донец. Выстроили там, на хуторе Диченском, дома Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, хуторскую церковь. Тут же неподалеку поставили усадьбу Листницкого. И пошла казачья жизнь!».

В съемках фильма — в массовых и групповых сценах, а также в исполнении казачьих песен активно участвовали каменчане, жители близлежащих станиц и хуторов. Роль Мишки Мелехова сыграл четырехлетний Юрий Дурнев, сын слесаря завода искусственного волокна. Роль повзрослевшего Мишатки исполнил восьмилетний Валерий Мелихов, сын работницы химкомбината «России». А в роли Полюшки Мелеховой снялась Таня Чуркина.

Специально для съемок была сформирована посто­янная казачья полусотня. Лошадей вы­делили колхозы.

Консультантом кар­тины был почетный гражданин г. Ка­менска, один из героев шолоховско­го романа С. И. Кудинов.

Семен Ива­нович позже вспоминал:

«Режиссеры и артисты часто обращались ко мне с самыми различными, подчас доволь­но каверзными, вопросами: как выгля­дел такой-то герой, как по-казачьи зву­чит та или иная фраза, как принято у казаков выполнять ту или иную рабо­ту? Вместе с работниками студии под­бирал костюмы, предметы домашней казачьей утвари, выбирал места для съемок».

С ролью члена Донревкома С. И. Кудинова справился рабочий стройуправления Петр Кибалов. Са­мого Кудинова С. А. Герасимов запе­чатлел в роли железнодорожника. Ак­тер Петр Глебов, сыгравший роль Гри­гория Мелехова, впоследствии писал:

«Началась удивительная жизнь на ху­торе Диченском, близ города Камен­ска, в местах исконно казачьих. Я жил на квартире у старой донской казачки тети Веры, растворился среди местно­го люда, приобрел повадки типично донского казака».

Элина Быстрицкая, сыгравшая роль Аксиньи, вспомина­ла:

«Я внимательно присматривалась к хуторским женщинам, искала в их дви­жениях. характерах, речи, облике, по­ступках свою Аксинью. Я заговаривала с ними — сначала застенчиво. Но казач­ки были на редкость добрыми, откры­тыми, советовали искренне и с боль­шой охотой… Старушка, баба Уля, учила меня носить полные ведра на ко­ромысле. Учила садиться на лошадь и ездить верхом».

Источник: Анатолий Лобода «Весь Каменск», «Каменские истории».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *