Штрабировка товара что это значит
Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться
Вся важная информация по маркировке в одной статье.
Михаил Кратов
В России ввели обязательную маркировку товаров — к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут обязаны купить оборудование и пробивать товары в специальной системе.
В этой статье разбираемся, что такое маркировка, какие товары уже есть в перечне и какие скоро туда попадут. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу подготовиться.
Что такое маркировка товаров
Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выходят из вашего производства.
Ставить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар без маркировки считается контрафактным. Дальше каждый участник системы торговли должен считывать марку специальным сканером, который отправляет данные о нем в систему.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
На какие товары распространяется
Вид товара | Срок, с которого надо маркировать |
---|---|
Сигареты и папиросы | с 1 июля 2019 года |
Остальная табачная продукция | с 1 июля 2020 года |
Обувь и лекарства | с 1 июля 2020 года |
Парфюмерные товары и фотооборудование | с 1 октября 2020 года |
Шины | с 1 ноября 2020 года |
Одежда и текстиль для дома | с 1 января 2021 года |
Молочная продукция | с 1 июня 2021 года |
Велосипеды | С 1 сентября 2021 |
Как работает система маркировки
Производитель или импортер крепит марку на каждую коробку и отправляет партию оптовику → оптовик считывает код сканером и подтверждает, что получил этот товар.
Дальше он продает товар мелким розничным магазинам → розничные магазины тоже считывают код каждого товара и обновляют данные в системе. В розничном магазине товар продают конечному покупателю — продавец пробивает код через онлайн-кассу, и та передает данные в систему. Теперь товар продан, и система снимает его с учета.
Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.
Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.
Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывают оборот всех товаров.
ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Для них коды бесплатные.
Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит в руках.
Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.
Что такое код маркировки и как он выглядит
Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи.
Как подключиться к системе маркировки
Для розницы и дистрибьюторов. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды. План действий такой:
Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.
Что будет, если не маркировать товар
За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.
Производство без маркировки:
Компании — от 50 000 до 100 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Продажа без маркировки:
Компании — от 50 000 до 300 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Если на товаре есть маркировка, а в чеке нет:
Должностному лицу или ИП — от 1500 до 3000 ₽
Как небольшой рознице подготовиться к маркировке товаров
Маркировка — сложный проект, который сильно изменит торговлю. Но времени на подготовку совсем немного: сигареты маркировать обязательно уже с 1 марта следующего года, обувь — с 1 июля, одежду, духи, фототехнику и шины — с 1 декабря.
Главное преимущество сейчас — то, что большинство предпринимателей поставили или вот-вот поставят онлайн-кассы: то, что казалось бессмысленным требованием к малому бизнесу, станет одним из ключевых элементов в схеме работы с маркированными товарами.
Напомним главное
Цель проекта — промаркировать основные потребительские товары и поэтапно отслеживать их оборот, чтобы подделка не могла попасть в цепочку.
Разным товарам — разные способы маркировки. Так, для шуб выбрали RFID-метки: громоздкие и довольно дорогие. Но сигареты, обувь и одежду маркируют иначе: двухмерными штрихкодами DataMatrix, дешевыми и простыми в нанесении.
Информация о движении товаров циркулирует в электронном виде: о перемещении между юрлицами — через универсальные передаточные документы (УПД) в системах электронного документооборота, о продажах потребителям — через электронные чеки, которые онлайн-кассы отправляют в ОФД.
Обеспечивает и контролирует весь процесс специально созданный оператор системы маркировки: Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Сейчас идут экспериментальные проекты по маркировке табачных изделий и обуви.
На очереди — эксперименты для одежды, духов, фототехники и шин. Маркировка всех этих товаров станет обязательной в 2019 году.
На первый взгляд кажется, что работать с маркированными товарами не так уж сложно. Система основана на проверенных технологиях, и никаких новинок тестировать не придется.
Но главная сложность для розницы — изменение привычных рабочих процессов. Чем меньше торговая точка — тем ощутимее будут перемены. А поскольку требования вводятся на законодательном уровне, обойти и проигнорировать их нельзя.
Придется подстраиваться, причем очень быстро. Иначе — переход на нелегальное положение, серьезные штрафы, риск закрытия.
Что изменится?
Во-первых, для работы с поставщиками придется использовать электронный документооборот (ЭДО). Даже если вам удобнее работать с бумажными документами. Вся информация о движении товаров с маркировкой будет передаваться строго в электронном виде.
Первые сложности возникают уже здесь. При приемке товара вы получите электронный УПД, а что делать дальше? Нужно подписать документ и отправить его поставщику — тоже через ЭДО. А это значит, что придется дать доступ в систему ЭДО и предоставить цифровую подпись тому сотруднику, который будет принимать товар. Если по какой-то причине это невозможно, то руководителю остается только поручить сотрудникам принимать товар по старинке — подписывая бумажные накладные. А уже потом, на основании этих накладных, самостоятельно подтверждать поставщикам электронные УПД. Лучше всего заранее подумать, как именно вы будете работать, и согласовать это с контрагентами.
Во-вторых, изменится сам процесс приемки. Принимая партию товара, вы должны будете сканировать коды маркировки и сверять их с теми, которые указаны в УПД. Сколько штрихкодов придется отсканировать — зависит от упаковки, в которой пришел товар. Маркировка наносится как на каждую единицу товара — например, пачку сигарет, — так и на упаковки: паллеты, короба и другие.
В процессе продажи тоже будут изменения. Вам понадобится сканировать коды маркировки и работать с ними в учетной программе. Будут использоваться онлайн-кассы и электронные чеки: при продаже касса именно через чек сообщит о том, что маркированный товар выбыл из оборота.
Самые крутые перемены ждут тех, кто торгует товарами собственного производства или импортными. Понадобится специальный регистратор эмиссии, который будет генерировать коды маркировки. Если вы производитель — то сможете использовать их самостоятельно: печатать на этикетках и наклеивать их на продукцию. Для этого понадобится принтер этикеток. А если делаете заказ за рубежом — вам придется отправлять коды поставщику с просьбой промаркировать высылаемые в Россию товары.
Впрочем, предполагается создать специально оборудованные центры этикетирования и маркировки, где вы сможете просто заказать партию уже готовых и напечатанных штрихкодов. Ориентировочная цена — 50 копеек за код.
Кстати, позаботиться о маркировке при возврате товара придется в любом случае: даже если у вас нет производства и вы не импортер. Дело в том, что вернуть вам могут вещь с поврежденным штрихкодом DataMatrix. Избежать такого возврата невозможно, но и вернуть в продажу товар не получится. Это значит, что придется его перемаркировать.
Маркировка товаров: чек-лист для розницы
Ближайший старт — по сигаретам: эксперимент с мягкими условиями участия заканчивается, обязательной маркировка станет уже к 1 марта. Следующая на очереди — обувь: к 1 июля 2019. Рассказываем, что и в каком порядке делать, чтобы успеть в срок и ничем не рисковать.
1. Купить, подключить и зарегистрировать онлайн-кассу.
Надеемся, что онлайн-касса у вас уже есть. Большинство предпринимателей уже обязаны их использовать, а для остальных дедлайн наступает очень скоро: пора планировать покупку. Именно онлайн-касса будет сообщать о продаже маркированного товара. Но не напрямую, а через электронный чек: касса отправит его в ОФД, а уже он, в свою очередь, сообщит в ЦРПТ о выбытии товара из оборота.
2. Получить электронную цифровую подпись.
Она понадобится, чтобы работать в системе электронного документооборота (ЭДО): подписывать УПД от поставщиков. А если вы захотите подключиться к эксперименту по маркировке (что мы настоятельно рекомендуем) — то ею же сможете заверить свое заявление на участие.
3. Подключиться к ЭДО.
Документооборот по маркированным товарам ведется строго в электронном виде. Именно через ЭДО вы будете принимать и отправлять УПД.
4. Подключить сканер 2D-штрихкодов.
Единственное требование к сканеру — он должен поддерживать считывание двухмерных штрихкодов. Этого достаточно, чтобы сканировать DataMatrix-коды маркировки при приеме и продаже товаров. Если вы сейчас открываете торговую точку, не покупайте 1D-сканер — скоро его придется выбросить.
5. Обеспечить работу с кодами маркировки в вашей учетной системе и кассовой программе.
Кассовая программа будет регистрировать продажи промаркированных товаров, а учетная система — хранить информацию о них. Именно от последней зависит, насколько удобно вам будет работать. В лучшем случае программа учета станет связующим звеном в новых процессах.
МойСклад уже готов к работе с маркированными товарами. Вы сможете подключить сканер и онлайн-кассу, считывать коды маркировки, заводить товары как соответствующую продукцию, фиксировать выбытие, выгружать и загружать сопровождающие документы из ЭДО. А главное — вам не придется самостоятельно все настраивать и обеспечивать совместимость: все уже протестировано и готово к полноценной работе.
Сервис МойСклад — это облачная учетная система и кассовая программа для розницы, опта, интернет-магазинов. Подходит всем — даже тем, кто никогда не вел учет: простой удобный интерфейс легко освоить новичку. Сервис не только полностью обеспечивает работу с маркированными товарами. В нем можно автоматизировать любой магазин: управлять продажами, закупками и финансами, вести базу клиентов, подключить удобные интеграции с банками, интернет-магазином, телефонией, службами доставки и другими полезными сервисами.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Какие товары подлежат обязательной маркировке с 2021 года
На кого возложена обязанность по маркировке товаров
Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:
Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.
О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.
Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.
Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:
За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.
Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке
Не все товары входят в перечень товаров, подлежащих маркировке. Да и сроки, когда маркировка станет непременным атрибутом производства и продаж, варьируются в зависимости от вида товара. Ниже приведем перечень товаров с обязательной маркировкой в 2021 году:
Далее в таблице приведем данные о том, какие товары подлежат обязательной маркировке в течение 2021 года.
Также следует иметь в виду, что для некоторых видов товаров есть свои законы о маркировке товаров с 2021 года — это различные распоряжения и постановления Правительства РФ.
Например, в список товаров для маркировки в 2021 году также входят:
Наравне с обязательной маркировкой товаров проводятся экспериментальные маркировки. Какие товары подлежат маркировке в виде эксперимента, посмотрите в таблице:
Отметим, что список для ИП маркировки товаров с 2021 года не отличается от аналогичного списка для организаций. То есть в части маркировки товаров никаких поблажек для ИП нет.
Что относится к одежде, подлежащей маркировке
Много вопросов вызывает обязательная маркировка одежды с 2021 года. Рассмотрим подробнее, что относится к одежде, подлежащей маркировке.
Как видим, маркировка одежды с 2021 года обязательна не вообще для всей одежды, а лишь для некоторой ее части. То же самое относится к обязательной маркировке детской одежды: ей подлежит не вся детская одежда, а лишь перечисленная в таблице.
При определении, входит ли одежда в перечень товаров для маркировки с 2021 года, необходимо руководствоваться технической документацией к товару, а не ее внешним видом. Производителям следует внимательно и максимально точно выбрать код ТН ВЭД и соотнести его с кодами, указанными в распоряжении об обязательной маркировке.
Порядок маркировки товаров подробно описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и узнайте алгоритм маркировки.
Переходные периоды для некоторых видов товаров
Для того чтобы товары, подлежащие маркировке, правильно оформить, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и нанести на товары специальные коды. Кроме того, розничные продавцы обязаны указывать в чеке код товара в любом случае. До 20 апреля было послабление в этой части при продаже товаров через курьера или по почте.
Даже после введения обязательной маркировки были установлены переходные периоды, в течение которых допускалось маркировать остатки товаров и еще торговать непромаркированными изделиями. Для каждого вида продукции свой срок, установленный постановлениями Правительства РФ.
Какие именно товары входят в список с переходным периодом и каков этот переходный период, смотрите в таблице:
Итоги
Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, утвержден Правительством РФ. Переход на обязательную маркировку происходит постепенно, в течение продолжительного времени, с разными сроками маркировки разной продукции и с установленным плавным переходным периодом.
Что такое маркировка товаров и зачем она нужна
В России вводится обязательная маркировка товаров. Производство и розница уже работают с ЕГАИС и маркировкой меховых изделий, в экспериментальном режиме — с лекарствами, табачной продукцией, обувью и драгоценностями. А к 2020 году маркироваться будут обязаны более десятка категорий товаров.
Разберёмся, что такое маркировка, зачем она нужна, а главное — кому, когда и как к ней готовиться.
Подробнее о маркировке:
Что такое маркировка
Сама маркировка — это специальный штрих-код, который наносится на товар. Такой код можно увидеть на бутылке шампанского:
В системе маркировки товару присваивается уникальный идентификационный код. По нему отслеживается движение товара с момента производства или импорта до продажи. На каждом этапе эти данные передаются в информационную систему.
Зачем нужна маркировка
В России очень много подделок. Например, лекарства — их подделывают, ввозят незаконно. Так в аптеки попадает очень много контрафакта. Те, кто подделывает товар, не покупают лицензию и не платят налоги. Соответственно, они не проходят проверки и не контролируются ни в производстве, ни в качестве сырья. Это значит, что государство не знает ничего про производителей этого контрафакта и не может контролировать качество лекарств. В итоге покупатель тратит деньги на поддельный и некачественный товар.
Государство сделало первый шаг в борьбе с контрафактом в 2005 году: тогда в России запустилась первая волна ЕГАИСа, и для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Каждой произведенной бутылке присваивался код PDF417, марку с кодом приклеивали на бутылку, а сам код отсылался на сервер в ведомство Росалкогольрегулирования — ФСРАР.
Так государство имело контроль над производимой спиртной продукцией и знало, сколько производится и ввозится легального алкоголя в год. Но потом власти увидели, что алкоголя продаётся больше, чем производится — значит, в стране всё равно остаётся контрафакт.
Поэтому в 2015 году был подписан 182-ФЗ, который регламентировал, что каждый магазин должен считывать марки алкогольной продукции. Помимо товарного штрих-кода, кассиры и продавцы считывают штрих-код PDF417, когда принимают и продают товар. Все данные отправляются в ФСРАР, и ведомство видит, что конкретный магазин принимает и продаёт конкретные бутылки. Эти нововведения помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.
Подробнее о ЕГАИС в блоге Дримкас:
Сервис маркировки табака, обуви и других товаров
Помогаем принимать маркированные товары по электронным накладным, автоматически заносить в базу, списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах и не нарушать закон.
Чтобы торговать алкоголем в России, нужно получить алкогольную лицензию. Но продавцам обуви, одежды или фототехники лицензия не нужна — поэтому нужно было придумать другой способ борьбы с контрафактом. Так появилась маркировка.
Какие товары будут маркироваться
Уже сейчас маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. Другие товары маркируются добровольно и в экспериментальном режиме, но маркировка для них станет обязательной уже в 2019 году. Пока неясно, когда будут маркироваться все лекарства и как будет маркироваться одежда из секонд-хенда и б/у техника.
Список товаров, подлежащих маркировке, будет увеличиваться. В систему маркировки товары будут вводиться с 2019 по 2024 год.
Товар | Маркировка в режиме эксперимента | Обязательная маркировка |
Меховые изделия | с 12 августа 2016 года | |
Алкоголь | с 1 января 2016 года | |
Лекарства | с 2017 года | неизвестно |
Изделия из золота и серебра, драгоценные камни | с 1 июня до 1 ноября 2018 года | неизвестно |
Табачная продукция | с 1 января до 31 декабря 2018 года | с 1 марта 2019 года |
Обувь | с 1 июня до 31 декабря 2018 года | с 1 июля 2019 года |
Духи и туалетная вода | с 1 декабря 2019 года | |
Шины и покрышки пневматические резиновые новые | с 1 декабря 2019 года | |
Предметы одежды из натуральной или композиционной кожи | с 1 декабря 2019 года | |
Женские трикотажные блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания | с 1 декабря 2019 года | |
Верхняя одежда: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия | с 1 декабря 2019 года | |
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное | с 1 декабря 2019 года | |
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки | с 1 декабря 2019 года |
Почему маркировка не станет проблемой для бизнеса и покупателей
Простой в производстве штрих-код. Алкоголь по ЕГАИС маркируется штрих-кодом PDF417, меховые изделия — кодом RFID. Но первый код не всегда считывается сканером, а второй — сложный и дорогой в производстве. Чтобы минимизировать нагрузку на бизнес и покупателей, для всех остальных товаров ЦРПТ выбрал двухмерный код Data Matrix — самый дешевый и быстрый в производстве. Для работы с ним нужен только 2D-сканер. Благодаря этому сильно минимизированы затраты на работу с новой системой маркировки.
Передача данных в систему маркировки через ОФД. Вся розница, у которой есть касса, должна передавать данные в ОФД. И это самый простой способ для передачи данных о маркированном товаре. Так ЦРПТ решил добавлять к товару дополнительный штрих-код, который сканируется при продаже и затем добавляется в чек. Принцип как у ЕГАИС, только его упростили: убрали дорогие марки, программный модуль, накладные расходы.
Кому и как готовиться к маркировке
Маркировка действительно мало повлияет на бизнес. Но она несёт изменения в бизнес-процессах: в приёмке, хранении товаров и продаже. К тому же каждое предприятие будет обязано работать только с маркированным товаром, если маркировка для этой категории товаров — обязательна. Ответственность за приёмку и продажу контрафакта будет лежать только на магазине.
Когда ЕГАИС вводился в экспериментальном режиме, крупный ритейл готовился к системе заранее: покупал оборудование, адаптировал под нововведения бизнес-процессы, обучал персонал. В итоге, когда ЕГАИС стал обязательным, эти предприятия уже были готовы к нововведениям.
Что нужно для работы с маркировкой:
Что изменится в бизнес-процессах
Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить системы и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, нужно выполнять и в системе маркировки. Всё это можно будет сделать в Кабинете Дримкас.
Продажа. На кассе нужно будет сканировать два штрих-кода: товарный и штрих-код маркировки. Для этого нужно приобрести 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.
Например, так работают с табачной продукцией в системе маркировки ИС МОТП:
Какое оборудование работает с маркировкой
Все кассовые решения Дримкас уже умеют работать с маркировкой. Дримкас участвует в эксперименте по маркировке и сотрудничает со всеми службами, которые работают с этой системой: начали работу с ЦРПТ, который отвечает за системы отслеживания товаров по маркировке.
С маркировкой не смогут работать автономки. Эти кассы не идентифицируют товар и работают по сумме, не списывают товар по базе данных. К такой кассе не подключается сканер — а идентифицировать товар можно только 2D-сканером, подключенном к кассе. Автономок на рынке много, но с маркировкой они работать не смогут. Например, если товара нет на кассе, владелец магазина не сможет гарантировать, что их продал кассир.
Некоторые производители предлагают автономные кассы как готовые решения для ЕГАИС и работы с алкоголем. Но такие кассы не подразумевают подключение 2D-сканера, идентификацию товара и установку УТМ — а всё это обязательно для ЕГАИС. Когда пользователи понимают, что касса не может работать с ЕГАИС, производители предлагают купить к автономке дополнительный компьютер. Уже с ним возможны подключение сканера, отсылка, сравнение и учёт данных для ЕГАИС. Такая покупка стоит времени и денег.
Если вы приобретаете автономную кассу, вам нужно будет докупить компьютер для учета товаров и подключения сканера. Это сложнее и дороже, чем купить онлайн-кассу, которая готова ко всем изменениям в законе.
Если магазин будет продавать контрафакт и не учитывать товары с обязательной маркировкой, будут санкции и штрафы.
Все для маркировки — от приемки до списания
В Кабинете Дримкас магазин принимает маркированные товары по электронным накладным — система автоматически заносит их в базу. Потом товары можно списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах.