Штундисты кто это такие
Штундизм
Эта секта, появившаяся у нас в шестидесятых годах XIX столетия, значительно распространилась сначала на юг, а затем проникла в другие места Европейской России и в Сибирь. Начало штундизму, или «братству штунды», было положено в первой половине XVIII столетия в Германии, где он особой секты не составлял. Члены этого братства собирались для чтения Слова Божия и благочестивых размышлений в особые послеобеденные часы, преимущественно по праздничным дням, и отсюда получили название штундистов (от немецкого слова stunde – час); но, естественно, что собиравшиеся для благочестивых бесед последователи разных вер привносили и свои вероисповедные особенности: лютеранин – лютеранство; кальвинист – кальвинство; анабаптист – свое учение о перекрещивании.
Обычай устраивать штундовые собрания был занесен в Россию немецкими колонистами, поселившимися в 1817 г. в черноморских степях. Первым насадителем штундизма среди природного русского населения был реформатский пастор (с 1824 г.) немецкой колонии Рорбах, Херсонской губ. Карл Бонекемпфер. Первые из русских, принявшие штунду и сделавшиеся главными распространителями оной, были крестьяне Херсонской губ.: Михаил Ратушный и Иван Рябошапка (служившие у немцев-штундистов),– затем крестьяне Киевской губ.: Яков и Павел Цибульские, Герасим Балабан, Яков Коваль и др. В восьмидесятых годах прошлого столетия штундизм охватил уже весь юг и центральные губернии России.
Впрочем, в это время штундизм еще не принял определенной сектантской организации. В нем царило еще несогласие и относительно вероучения, и относительно культа. Многие из увлекшихся лжеучением штунды еще не разрывали тогда своих отношений с Православной Церковью, хотя уже и относились весьма критически к учению и установлениям ее. Штундисты выделились в отдельную секту и разорвали всякую связь с Православной Церковью только тогда, когда слились с баптистами, от которых и получили свою вероисповедную систему и свой богослужебный строй. Как символ своей веры, они приняли во всей полноте «изложение веры», составленное в 1849 г. на первой генеральной конференции немецких баптистов в г. Гамбурге. Это изложение отпечатано в 1906 г. на русском языке. Приняв баптистское вероучение и устройство общины, штундисты отказались от первого названия и стали называть себя русскими баптистами, а в литературе ради точности они обыкновенно называются штундобаптистами.
Возникнув на почве протестантизма, штундобаптизм разделяет все заблуждения последнего. Штундобаптисты считают за единственный источник богопознания книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета и усвояют каждому последователю своей секты неограниченную свободу в понимании и толковании Св. Писания. Они отвергают таинства, обряды и посты, содержимые Православной Церковью, почитание креста, поклонение св. мощам и иконам, призывание Божьей Матери, ангелов и святых, поминовение умерших. Хотя штундобаптисты отвергают православную иерархию, но из числа своих членов они избирают старцев (пресвитеров), учителей (проповедников) и служителей (дьяконов), которые при молитве рукополагаются старцами. Старцы председательствуют в собраниях общины и управляют ею, учители проповедуют в богослужебных собраниях; те и другие безразлично могут совершать крещение и вечерю (см. о ней ниже), и должности эти могут соединяться в одном лице. Служители являются их помощниками.
Богослужение штундобаптастов, не имея никакого установленного чина, состоит в чтении и толковании Св. Писания, а также пении песен из их сборников: «Гусли», «Духовные песни», «Голос веры» и др. Крещение у них совершается только над взрослыми и в отношении ко всем переходящим к ним из православия у них положено перекрещивание (анабаптизм). В воспоминание страданий и смерти Христа и в знак общения с Ним верующих штундобаптисты совершают «преломление хлеба» или «святую вечерю», на которой должны присутствовать все члены этой секты, живущие в известной местности. По учению штундобаптистов, «святая вечеря» есть «благодатное установление», которое «состоит в том, что определенным на то в церкви лицом, при изречении слов установления оного и после торжественной благодарственной молитвы, преломляется хлеб, который так же, как и вино, вкушается членами церкви». Большей частью «святая вечеря» совершается у штундобаптистов по лютеранскому служебнику.
Вообще, штундобаптисты это – те же протестанты, различие между ними состоит только в том, что протестанты (лютеране) признают крещение младенцев необходимым, а русские штундобаптисты, как и их родоначальники баптисты, отрицают необходимость совершать крещение младенцев. Штундисты, не принявшие баптистского «вероизложения», стали известны под именем «духовной штунды», «младоштундистов», «штундопашковцев» или «евангелических христиан». Не имея для себя никакой опоры и руководясь только субъективным пониманием Евангелия, они пошли широким путем отрицания почти всего христианского вероучения. Свое отделение от штундобаптистов они выразили полным отрицанием и того небольшого подобия христианских таинств, которое удерживают штундобаптисты в своих обрядах крещения и причащения.
Некоторые из младоштундистов увлеклись воззрениями духоборцев и графа Л. Толстого, вследствие чего стали совершенно равнодушными к религиозным вопросам, предпочитая им политику и переустройство русской государственной жизни. С 1905 г. штундизм под видами баптизма и евангельского христианства с поразительной быстротой стал распространяться по всему лицу земли русской от Юга и Кавказа до далеких окраин Сибири. Все так называемое «Евангельское движение в России», появившееся сначала под именем штундизма, в 1907 г. на конференции в С.-Петербурге объединилось в один «Всероссийский Евангельский Союз», который поставил себе задачей распространение «евангельского» учения в русском народе путем устной проповеди и «евангельской» печати и проведение этого учения в жизнь посредством просветительных и благотворительных учреждений. Детальную разработку этих задач взяли на себя «Союз русских баптистов» и «Евангельский христианский союз». «Союз баптистов» выделил из себя: «распорядительный комитет», «союзную школьную комиссию», «союзную финансовую комиссию» (под управлением последней находятся кассы: союзная касса, ссудная касса – под постройку молитвенных домов и благотворительная касса).
Миссионерское дело выделено в особое «миссионерское общество», отделы которого образованы во всех губерниях. Миссионерское общество имеет свой фонд и управление, которое заботится об образовании молодых людей для проповеднического служения и назначает по своему усмотрению годовых, полугодовых и месячных проповедников. Для подготовления миссионеров немцами-штундистами открыты (в Лодзи и Ревеле) богословские семинарии, где науки преподаются на русском языке. В г. Харькове ими учреждено конфессиональное училище для детей-сирот. Для подготовки миссионеров они также устраивают периодические миссионерские курсы. Для просвещения детей ими всюду устраиваются детские молитвенные воскресные собрания, на которых дети приучаются к проповедничеству. В селах для взрослых сектанты открывают воскресные школы для обучения грамоте, а также «истинам веры».
Всякая штундистская община не менее 25 человек обоего пола имеет рукоположенного проповедника. Большие общины управляются церковными советами, во главе которых стоят пресвитеры, благовестники и дьяконы. Для поддержания в обществе дисциплины все постановления церковных советов авторизуются областными конференциями, которые устраиваются периодически. Во главе другого течения штундизма, слившегося с пашковцами, стоит «Евангельский союз». Подобно союзу баптистов, он свое главное внимание обратил на миссионерское дело. В С.-Петербурге и Москве им открыты особые кружки («Юношеский кружок евангельских христиан», «Кружок верующих девиц» и т.п.), с целью объединения и укрепления «верующих» и воздействия в христианском духе на «неверующих» христиан; в разных частях городов этими кружками устраиваются каждый воскресный день так называемые «призывные собрания». В 1905 г. в С.-Петербурге основаны «Христианский студенческий союз» и «Кружок курсисток». Эти организации, помимо деятельности среди товарищей, устраивают для рабочих собрания на фабриках и заводах; для детей рабочих устраиваются воскресные школы. Для гимназистов, реалистов и прочей учащейся молодежи сектанты устраивают особые собрания. К городским юношеским организациям примкнуло немало молодежи из провинции; в некоторых пунктах последней организованы особые кружки. Для приготовления миссионеров «Евангельский союз» также устраивает периодические миссионерские курсы.
Пропаганда штундизма ведется в России весьма планомерно и систематически. В городах, местечках и больших селах сектантские миссионеры с хором певчих устраивают миссионерские наезды и открывают «призывные собрания», оповещая предварительно население афишами и небольшими печатными объявлениями; они организуют летучие отряды проповедников с хором певчих и посылают их на пароходы (особенно при усиленной навигации, во время Нижегородской ярмарки); они командируют особых благовестников по два, которые ходят из села в село и, поселившись в какой-либо местности, пропагандируют в частных домах; из городов сектанты двинули целую армию проповедников в села; горожане часто приезжают на места своих прежних жительств и пропагандируют среди своих родных и знакомых, обильно снабжая их своей литературой.
Особенно вредными пропагандистами являются книгоноши библейского общества и проповедники штундизма под видом странников. Сектанты стараются поместить своих проповедников всюду: в разных общественных учреждениях, где бывает много служащих, на фабриках, заводах, в разных мастерских, артелях столяров, маляров, портных, кузнецов, железнодорожных бригад и т.п. На интеллигентные семьи сектанты действуют чрез горничных, кухарок, лакеев, дворников и кучеров. Наибольшим злом являются сектантские молитвенные собрания, особенно «призывные собрания», предназначенные специально для православных. Сектантские проповедники выходят с проповедью на базары и ярмарки с Евангелием в руках и завязывают религиозные споры, произносят обличительные проповеди, а потом приглашают слушателей к себе на собрания.
Молитвенные дома штундисты обставляют прекрасно: по стенам вывешены изречения Св. Писания; для молящихся поставлены рядами скамьи. При входе на собрание гостям дают в руки Евангелие и «Гусли» (сборник песен), во время проповеди и пения указывают, как ими пользоваться. Во время молитвы-импровизации сектанты предлагают всем «преклонить колена». Пение у штундистов поставлено весьма хорошо: в больших общинах оно сопровождается аккомпанементом фисгармонии. Иногда употребляется граммофон.
Немало людей совращается в штундизм вследствие оказываемой сектантами православным денежной помощи. Для этой цели на юге учреждена особая «Центральная касса помощи православным». При устной пропаганде сектанты в то же время распространяют в народе в огромном количестве штундистскую литературу, которою и наводняют православные приходы. У сектантов издается несколько журналов: «Христианин», «Братский листок», «Баптист», «Радостная весть», «Сеятель», «Ежедневное Библейское чтение». Штундисты имеют свои книгоиздательства на севере и на юге; немало распространяется ими изданий Гамбургского международного трактатного общества. Сектантами издается «отрывной календарь», по внешнему виду не отличающийся от других подобных изданий; но на оборотной стороне его листков печатаются тенденциозные заметки, направленные против православия.
Для постоянной поддержки в членах общины воодушевления и для подъема религиозного духа штундисты установили почти непрерывное посещение общин иногородними, иногда и иностранными проповедниками. В настоящее время ни один православный приход не застрахован от вторжения в него незваных гостей – сектантов. Планомерность, поразительно упорная настойчивость и энергия, с какой ведется пропаганда, показывают, какой серьезный, сильный и опасный враг Православной Церкви – штундизм. В лице его наше сектантство мобилизует все свои силы, чтобы дружным натиском поколебать вековые устои Православной Церкви.
Штундизм, или Украинские христианские братства ХІХ века
Название штундисты, а в простонародьи штунды, часто является общим нарицательным, обозначающим людей с нетрадиционными религиозными верованиями, навеянными западной культурой. Вопреки предубеждениям оказывается, что штундизм был мощным реформационным движением в украинской религиозной среде и притом имел не западное, а местное происхождение.
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иисус Христос, Евангелие от Иоанна 5:39).
Реформация как массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII веков провозгласила Библию наивысшим мерилом истины и христианской жизни. Реформаторский тезис звучит на латыни как «Сола Скриптура!» – «Только Писание!», согласно которому Библия рассматривается как единственный толкователь самой себя и считается единственной основой для вероучения. Реформаторы приняли Святое Письмо с абсолютной верой. Они искренне убеждали христианский люд признать только Библию (Sola Scriptura) высшим авторитетом. Они заявляли, что господствующая церковь не может иметь авторитет выше, чем у Священного Писания. Они следовали Библии как высочайшему и единственно надёжному источнику истины и заявляли, что все учения должны быть сопоставляемы с ней.
Реформация в Украине
Говоря о Реформации, мы, как правило, имеем в виду Западную Европу, хотя и в наших землях 150 лет назад происходило религиозное возрождение, также основанное на принципе Sola Scripturа, которое ни по количеству участников, ни по скорости распространения нисколько не уступало реформационным движениям в Европе, а иногда и превосходило их. Речь идёт об украинских христианских братствах ХІХ ст., получивших название украинских штундистов (от нем. Stunde – час, для чтения и толкования Библии – прим. ред.), которые с самого начала воспринимали его как обидное, называя себя «евангельскими братствами», «братством людей Божьих», «братством друзей Иисусовых».
Украинский штундизм
Многочисленная литература конца XIX – начала XX ст., посвящённая феномену украинского штундизма, начинается большей частью с рассказов о немецких штундер-братствах и их пропаганде среди украинского крестьянства. Немецких колонистов и до сих пор считают кое-где главной причиной протестантских «отклонений» православного населения. Бесспорно, название «штундизм» относительно евангельского пробуждения XIX ст. в среде украинской шляхты и казачества вызывает немало возражений. Это реформационное движение в украинских землях и сегодня нередко считают продуктом исключительно немецкой религиозной культуры. Однако такое предвзятое отношение к понятию «штундизм» не позволяет увидеть его прямую историческую связь с православием, идейную родственность с украинскими христианскими братствами казацких времен, кобзарями и движением сковородинцев, с давними протестантскими традициями на территориях Правобережья, особенно в среде шляхты.
Определить время зарождения и период формирования украинского штундистского движения вообще сложно. Ведь до отмены крепостничества оно развивалось скрытно. Проповедь любого учения, которое шло вразрез с православными взглядами, в этот период считали государственным преступлением, поэтому последователи штундизма из числа шляхты и мещан вынуждены были действовать нелегально, а крестьяне, оставаясь в крепостной зависимости, вообще не имели возможности становиться в открытую оппозицию к государственной церкви. Но подпольная народная православная церковь с самого начала оккупации Правобережья Русской империей в 1790-х г.г. не прекращала своей деятельности. Позднее этой церкви русские православно-государственные клирики дали название штундизм с целью её дискредитации в глазах населения, подав её как немецкую секту.
Скрытое функционирование «инакомыслия» в православной среде раскрывает тот факт, что только после реформы 1861 г., когда рухнуло крепостничество и народ начал чувствовать себя более свободным, он перестал скрываться и начал обнаруживать своё верование. Состоялась настоящая вспышка штундистского движения. Это был поворотный пункт в духовной жизни украинского народа, где ещё жили воспоминания о казацкой вольнице, надеждах на получение национальной и религиозной свободы.
Чему учили штундисты
Штундисты учили, что правдой является только Библия, и считали книги Святого Письма – Библии единственным критерием истины, и именно из-за этого отрицали таинства, обряды, посты, почитание креста, поклонение святым мощам и иконам, молитвы Божьей Матери, ангелам и святым. Они не просто объявляли свою веру как новую, но пропагандировали её как восстановление старой истины, которую знали предыдущие поколения и которую от современных верующих спрятала церковь. Именно таким образом мотивировали они требования очищения истинного христианства, возвращения к его первоисточнику.
Гонения за чтение Библии
Ярко выражено отношение украинских реформаторов-штундистов к Библии в просьбе, представленной общинами сёл Чаплинка и Косяковка Таращанского уезда киевскому губернатору, где они писали следующее: «При чтении Слова Божьего многим из нас стало светлее на душе. Вместо прежнего убивания времени в распутстве и богозабытьи мы собираемся по домам для чтения Библии, молитвы и пения духовных песен. Но, к нашему удивлению, за это терпим гонения, ущемления, и первыми гонителями за правду являются священники наших сёл. Мы просим, прикажите, чтобы мы без преград могли читать Слово Божье» (ЦГАК, Киевская духовная консистория, дело 195, стр. 162–164).
Штундисты выступали против чрезмерного увлечения обрядовой стороной христианства, справедливо подчёркивая, что выполнение ритуалов недостаточно для достижения вечного спасения. Они сосредоточили всё внимание вокруг самого Слова Божьего, требовали от сторонников более глубокого знания Библии, безупречной жизни и искренней добродетельности. Не пугаясь угроз и наказаний со стороны власти, они отважно отстаивали верховенство Библии и её учение. Лидер украинских штундистских братств Герасим Балабан на требование духовенства не собираться для изучения Библии однажды ответил, что «скорее отдаст свою жизнь, чем оставит проповедь Слова Божьего».
Виталий Нероба,
магистр религиоведения, для газеты «Акцент»
Последнее: 13.11. Спасибо!
Штунда
Шту́нда (Штундизм; от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии) — христианское движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX веке в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний.
Содержание
Штундизм в немецких колониях
Выделяются два основных направления штундизма, первым из которых по времени возникновения была штунда пиетическая, к которой принадлежали выходцы из вюртембергских пиетистов, переселившихся из Германии в Причерноморье в 1817—1821 гг., в частности в колонии Рорбах и Вормс. Сами члены называли свои кружки «братством друзей Божиих». Развитию пиетической штунды способствовал прибывший в Россию в 1824 году реформатский пастор Иоганн Бонекемпер.
Позднее, в 50-е годы XIX века, на юге Украины возникло новопиетическое штундистское движение, нашедшее сторонников среди лютеран и меннонитов и оформившееся в виде «вюстовских кружков» (по имени их основателя лютеранского проповедника Эдуарда Вюста) и меннонитских новопиетических групп. Последние именовали себя «братскими меннонитами», в отличие от церковных меннонитов, принадлежащих к официальной общине.
В отличие от последователей Бонекемпера, остававшихся в рамках лютеранских и реформатских общин, штундисты новопиетического направления сразу же заявили о своем выходе из официальных церковных приходов лютеран и меннонитов. Вследствие этого, новопиетические штундисты, в отличие от «братства друзей Божиих», подвергались с самого начала не только притеснению со стороны своих бывших церквей (меннонитской и лютеранской), но и судебному преследованию, как сектанты.
История штундизма на Украине и в России
Начало распространения штундизма среди коренного населения Украины принято относить к 1859 году, когда к одной из пиетических групп, действовавших в районе г. Николаева присоединился житель деревни Основы Одесского уезда крестьянин Федор Анищенко, который стал первым активным проповедником данного учения среди украинцев.
Благодаря его усилиям, а также деятельности привлеченных им к проповеди крестьян Михаила Ратушного и Герасима Балабана в указанном населенном пункте была сформирована первая штундистская община, состоявшая из этнических украинцев. К 1867 году эта община насчитывала вместе с жителями соседних деревень (Игнатовки и Ряснополя) 35 семей.
Другим центром штундизма стал Елизаветградский уезд (деревни Карловка и Любомирка), где с 1866 года распространение получило учение новопиетического направления. Проповедниками нового учения также стали местные крестьяне Ефим Цимбал, Трифон Хлыстун и Иван Рябошапка.
Впоследствии штундистское учение стало быстро распространяться по Украине, благодаря проповеднической активности своих последователей. Косвенно этому способствовала и политика властей, практиковавших высылку активных проповедников из родных сел, которые на новом месте разворачивали миссионерскую деятельность и зачастую добивались успеха. К 1882 году только в Киевской губернии штундистские общины, согласно полицейским отчетам, насчитывали до 590 членов, а в целом, в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях число штундистов достигло свыше 1000 человек.
В 1884 году большинство штундистских общин вошло в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа.
Тем не менее, термин «штундизм» продолжал активно использоваться православными миссионерами и представителями государственной власти для отделения официально не разрешенных русских и украинских баптистских общин от легально действовавших баптистских объединений среди немецких колонистов.
4 июля 1894 г. положением Комитета Министров Российской империи штундизм был объявлен «сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях», а последователям учения запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания. Репрессии в отношении штундистов продолжались до высочайшего манифеста о веротерпимости 17 апреля 1905 года, когда инославные христиане получили право на свободу вероисповедания.
Развитие вероучения
Изначально последователи штундизма из числа украинцев и русских не стремились к разрыву отношений с православной церковью, продолжая посещать православные церковные богослужения, а для крещения детей, совершения браков и погребения умерших обращаясь к православным священникам. Однако рост движения вызвал обеспокоенность церковных иерархов и представителей государственной власти, вследствие чего к штундистам стали применяться репрессивные меры за неразрешенные религиозные собрания, что все более осложняло их отношения с православием.
Собрания штундистов состояли из совместного чтения и последующего обсуждения Библии Синодального перевода, молитвы и хорового пения духовных песен.
Большое внимание уделялось практическому применению принципов христианской морали в жизни, в связи с чем даже противниками штундизма в лице православного духовенства и представителей властных структур признавалась высокая нравственность большинства последователей этого движения.
Временем окончательного выделения русско-украинского штундизма в самостоятельное религиозное течение принято считать 1869—1871 годы XIX века, когда члены сначала новопиетических общин Елизаветградского (1869—1870), а затем и Одесского уезда (1871) крестились по обряду, принятому у баптистов и братских меннонитов.
Таким образом, постепенная эволюция богословских взглядов штундистов привела к принятию большинством их общин уже в начале 80-х годов XIX века баптистского вероучения.
Часть штундистов, не принявшая баптистского вероучения, сохраняла свою самостоятельность и до начала XX века. К ним относится т. н. младо-штундизм (Духовная штунда), не имевший строгих правил в отношении культа и отвергавший святость всех таинств, включая крещение. Часть младо-штундистов впоследствии приняла воззрения духоборцев и толстовцев.
Несмотря на прекращение существования штундизма, как самостоятельного течения, в XX веке, до настоящего времени в отдельных местностях в разговорной речи штундистами именуются представители баптистских, пятидесятнических церквей и некоторых иных направлений евангельского христианства.
ШТУНДИСТЫ
Смотреть что такое «ШТУНДИСТЫ» в других словарях:
ШТУНДИСТЫ — Последователи этой секты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШТУНДИСТЫ последователи штунды. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Штундисты — послѣдователи религіозной секты «штунды». Ср. Отецъ его изъ штундистовъ, человѣкъ умный, рѣшительный и энергичный, почитывавшій книжки и мечтавшій дать сыну образованіе, разорился. К. М. Станюковичъ. Откровенные. 1, 6, 2. Ср. Stunde часъ, урокъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
штундисты — последователи религиозной секты штунды Ср. Отец его, из штундистов, человек умный, решительный и энергичный, почитывавший книжки и мечтавший дать сыну образование, разорился. К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 6, 2. Ср. Stunde час, урок … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Штундисты — сектанты, отвергающие Церковь, таинства, иерархию, посты, почитание икон и прочее … Краткий церковнославянский словарь
штундизм — Эта секта, появившаяся у нас в шестидесятых годах XIX столетия, значительно распространилась сначала на юг, а затем проникла в другие места Европейской России и в Сибирь. Начало штундизму, или «братству штунды», было положено в первой половине … Справочник по ересям, сектам и расколам
БАПТИСТЫ — [греч. βαπτίζω погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1 й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только … Православная энциклопедия
Сектантство — сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Штундизм — есть секта рационалистического характера, наиболее распространенная на юге России. Ни догматическое, ни нравственное учение секты не поддается определению с достаточной полнотой и ясностью; в разных отдельных случаях получаются различные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Штунда — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия
Штундизм — Христианство Портал:Христианство · Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия