Со мною вот что происходит текст автор
«Со мною вот что происходит»: 8 песен на стихи Евгения Евтушенко
18 июля советскому и российскому поэту Евгению Евтушенко могло бы исполниться 85 лет. Евгений Александрович не дожил до этого дня чуть более, чем три месяца, – он ушел из жизни 1 апреля. Его стихи живы до сих пор – в виде песен, прозвучавших в кино, театре и на эстраде, ставших практически народными. M24.ru предлагает послушать восемь главных песен на стихи Евтушенко.
Фото: ТАСС/Виктор Клюшкин
«А снег идет» (1961)
Песню «А снег идет» композитор Анатолий Эшпай написал на стихи Евтушенко специально для картины «Карьера Димы Горина». В фильме она звучит в исполнении Майи Кристалинской. По иронии судьбы, слова песни в фильме почти не слышны – ее слушают во время празднования Нового года, и голос певицы постоянно заглушают тосты и радостные восклицания. Впрочем, это не помешало песне уйти в народ и получить множество интерпретаций. Мечтательные строки перепевали и на семейных застольях, и на разнообразных телепередачах. В видео ниже голос Кристалинской слышен хорошо – это не фрагмент из фильма, а любительская нарезка.
Видео: YouTube/Эйно Антилла
«Бежит река» (1960)
Песня «Бежит река» («Ах, кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня») посвящена Олегу Ефремову. В 1960 году Ефремов ставил в «Современнике» спектакль «Без креста» по повести Юрия Тендрякова «Чудотворная». Для одной из сцен требовалась девичья лирическая песня. Композитор Эдуард Колмановский написал музыку на стихи Евтушенко, песня Ефремову понравилась, но премьера спектакля была заморожена на некоторый срок. Колмановскому не терпелось «протестировать» песню на публике – так появилось первое исполнение песни. Ее в свой репертуар включили солистки хора русской песни Всесоюзного радио и телевидения Екатерина Семенкина и Антонина Фролова. Песня получила огромную популярность. К моменту, когда «Современник» решил вернуться к спектаклю «Без креста» в 1963 году, зрители с трудом сдерживались, чтобы не начать подпевать знакомые слова.
«Со мною вот что происходит» (1957)
«Нас в набитых трамваях болтает» (1956)
А вот в «Служебном романе», вышедшем на экраны спустя два года после «Иронии судьбы», Андрею Мягкову уже дали петь самостоятельно – и снова песню на стихи Евтушенко, написанные примерно в то же время, что и «Со мною вот что происходит».
«Не надо бояться» (1977)
В 1977 году на советские телеэкраны вышел шестисерийный фильм «И это все о нем» по повести Виля Липатова. В центре сюжета – расследование дела то ли о самоубийстве, то ли об убийстве молодого рабочего Евгения Столетова, при жизни перешедшего дорогу жуликоватому начальству. На лесозаготовке, где работал Столетов, – засилье воров, отправляющих часть древесины налево. Столетов и его товарищи противостояли преступлениям, перевыполняя искусственно заниженный для отвода глаз план на 100 и 200 процентов. Детектив по форме, производственная драма по сути, фильм «И это все о нем» откровенно демонстрировал, что в СССР не все в порядке.
«Сережка ольховая» (1975)
Еще одна песня на стихи Евтушенко из фильма «И это все о нем». В фильме песня «Сережка ольховая» звучит в исполнении Александра Кавалерова, советского и российского музыканта и актера, известного по роли Мамочки в фильме «Республика Шкид». Большую известность песня получила, когда ее спел Эдуард Хиль.
«Заклинание» (1960)
Песня «Заклинание», более известная как «Думай обо мне», звучит в комедии Эдуарда Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1987). Ее трогательная шестидесятническая чувственность («О чем захочешь, можешь думать днем,
а ночью – только обо мне одном») смешно обыграна в фильме. Высокопоставленный чиновник из «Главного управления свободного времени» Леонид Семенов (Леонид Филатов), посвятивший свою жизнь стремлению запретить любое народное творчество, в котором можно заметить намек на крамолу, прослушивает песню «Заклинание» в исполнении женского хора. Когда хористки смолкают, он морщится и рекомендует заменить песню на «что-то менее сексуальное», а руководитель ансамбля уверяет его, что «когда поет хор, слов не слышно, а музыка ведь хорошая». Посмотреть этот фрагмент можно вот здесь.
«Хотят ли русские войны» (1961)
Стихотворение «Хотят ли русские войны» стало ответом Евгения Евтушенко на вопрос, который ему постоянно задавали во время поездок по Западной Европе и США. Вернувшись домой из очередного путешествия, поэт написал настоящую отповедь: «Под шелест листьев и афиш / ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж. / Пусть вам ответят ваши сны, / хотят ли русские войны». Стихи он передал композитору Эдуарду Колмановскому. Первоначальный вариант музыки не понравился Марку Бернесу, которого видел исполнителем своей песни Евтушенко, и Колмановский написал еще один. По словам Евтушенко, в Главном политическом управлении Красной Армии песню посчитали пацифистской и пытались запретить. Однако уже в 1962 году на Международном конгрессе за всеобщее разоружение и мир в Москве пластинки с записью песни на английском, французском, испанском и испанском языках в исполнении Георга Отса раздавали в качестве сувениров делегатам из разных стран.
«Со мною вот что происходит»: романтическая поэзия Евтушенко
Меню статьи:
Текст стихотворения
Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те.
И он не с теми ходит где-то,
И тоже понимает это,
И наш раздор необъясним,
Мы оба мучаемся с ним.
Со мною вот что происходит:
Совсем не та ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладет
И у другой меня крадет.
А той, скажите бога ради,
Кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден,
В отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
А будет жить с собой в борьбе
И неосознанно наметит
Кого-то дальнего себе.
О, сколько нервных и недужных,
Ненужных связей, дружб ненужных!
Во мне уже осатаненность…
О, кто-нибудь, приди, нарушь
Чужих людей соединенность
И разобщенность близких душ!
Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те.
Со мною вот что происходит…
История создания произведения
Мир знает Евгения Евтушенко как оригинального русского поэта, творчество которого воплотилось даже в кинематографе. «Со мною вот что происходит» – лирическое произведение. Между тем, наследие этого автора включает прозаические, драматические тексты, а также сценарии. Евтушенко часто декламировал собственные стихи, выступал в роли актера.
Текст русского поэта увидел свет в 1957 году. Автор посвятил свое творение другому деятелю литературного мира. Музой поэта выступила Белла Ахмадулина. Герой (он же автор) высказывается предельно откровенно и чувственно.
В центре повествования – вещи, которые заставляют человека страдать, волноваться и мучиться. О чем думает писатель? Прежде всего, автора расстраивает «разобщенность близких душ». Родственные создания отдаляются друг от друга, а чужие люди, напротив, сближаются.
ХХ век – эпоха, которая перемещает акцент в литературе: с чувственности, эмоциональности на событийность, аналитику. Евтушенко нарушает это негласное правило. Писатель подчеркивает мотив самобичевания, пишет о любви и дружбе – казалось бы, забытых в ХХ веке чувствах.
Дружеские, любовные отношения не приносят герою полноты ощущений, не дают чувства настоящей жизни. В облике «старого друга» и «любимой женщины» к автору являются лишь пустые формы, лишенные нужного содержания. Мир охватила безумная разобщенность. И эта разобщенность является причиной одиночества людей, грусти, тоски и меланхолии.
Образ нового человека
В центре поэзии Евтушенко – образ нового человека. На самом деле, этот образ впервые появляется еще в произведениях Маяковского. «Новый человек» – это художественный ориентир для поэта. Евтушенко предстает в ипостаси исследователя от мира литературы. Писатель изучает особенности будничного героизма, романтику массового труда.
Евтушенко принадлежит к поколению литераторов, которые получили название «шестидесятников». Эти писатели по-новому рассматривают мир, человека в мире, его роль и особенности натуры. Творчество поэтом направлено на отображение человека мирной профессии – обычного человека и его повседневной жизни. Произведения Евтушенко характеризуются обращением к романтике будней, энтузиазмом будущего, психологизмом.
Романтические тенденции поэзии
В произведении чувствуется дух середины ХХ века: Советский Союз, «пятилетки», строительство нового порядка. Эти процессы обусловливали обращение писателей к темам социально-политической жизни, психологической реакции человека на перемены. Евтушенко часто описывал социальную эволюцию – развитие демократических тенденций в общественной жизни.
На отечественную поэзию середины ХХ века повлияли разные источники: реализм, романтизм, дореволюционная русская классика, фольклор. Эти истоки нашли отражение и в творчестве Евтушенко. Ранние произведения литератора отличаются светлым, позитивным, мажорным тоном. Читатель не найдет здесь конкретики: это мир общих очертаний и ярких красок. Анализируемая поэзия относится к переходному периоду литературной жизни автора. Евтушенковская лирика постепенно обретает четкую направленность – ориентацию на социально-антропологические темы. Поэт обращается к проблемам отдельного человека и целостного общества. Именно интересующая нас поэзия стала первой ступенью на пути писателя к литературному Олимпу.
Тематика стиха
Автор обращается к традиционной литературно-философской теме. Речь идет об одиночестве человека. Сначала писатель обращает внимание на внутреннее беспокойство, которое постоянно тревожит его. Боль поэту причиняет «разобщенность близких душ». Такие необходимые людям чувства, как дружба, романтика, больше не приносят прежнего удовлетворения. Это похоже на детство, когда мир кажется окрашенным в яркие краски.
Но такие яркие краски взрослому человеку увидеть уже трудно: вселенная для него тускнеет и блекнет. Мир наполнился случайностями. Писатель говорит о необходимом для человека порядке вещей: важно, чтобы рядом оказывались не случайные, а важные, близкие, родные люди. Но этот порядок нарушен. Творческие люди всегда остро чувствуют дисгармонию, разбалансированность мира. Кого винить в этой дисгармонии? Евтушенко поступает мудро: поэт никого не винит. Понять причины такой ситуации невозможно. Непонимание еще больше усиливает боль, которую чувствует герой.
Художественные особенности поэзии
Евтушенко – поэт-модернист. Для модернисткой литературы (особенно для поэзии ХХ века) характерно обращение ко всяческим экспериментам. Маяковский вводит моду на стихи, написанные «лесенкой». Евтушенко очень уважал Маяковского, поэтому часто наследовал приемы эпатажного писателя. «Лесенка» передает мучения героя, терзания человеческой души, уровень нервного напряжения.
Автор осознает, что в чувстве разобщенности, отстраненности есть и его вина. Цепи порочного круга оказались крепкими: поэт не в силах ничего с этим сделать. Поэзия отличается настроем отчаяния, разочарования.
Читатель ощущает накаливание чувств – с каждым новым рядком текста. Эта атмосфера дополняется восклицательными и вопросительными предложениями, а также риторическими фигурами.
Рефлексия писателя
Одна из ключевых особенностей стиха – рефлексия, которую применяет автор. Рифма скрывает спрятанный меж строк смысл. Однако писатель оставляет для читателей возможность проникнуть за завесу словесного тумана. Постепенно поэт обнажает темные уголки своей души.
Название стиха – это одновременно и лейтмотив произведения. Обнаженность эмоций и внутреннего мира, откровенность, прямота – приемы, которые выражают наболевшие вещи. Читатель узнает о причинах тревоги автора. Писатель рассказывает о своей тайне: спокойная жизнь невозможна, потому что он слишком хорошо видит суть этого мира.
Музыкальность стиха
Евтушенко – мастер создавать невероятно музыкальные произведения. Мелодичность текста обеспечивается наличием:
Эти средства передают эмоциональные переживания автора. Следующее предложение продолжает предыдущую фразу, нанизывается на нее. Так создается ощущение непрерывности мысли, цепочки слов, потока размышлений.
Музыкальность произведения подтвердилась судьбой стиха: шедевр Евтушенко превратился в песню. Музыкальное сопровождение тексту обеспечил М. Таривердиев. Более того, в 1975-м слова поэта увековечил в своем фильме Эльдар Рязанов.
Так, песня зазвучала в кино «Ирония судьбы, или с легким паром». Она еще больше подчеркнула центральную идею автора – отстраненность людей.
Идея стиха: детали
Люди, к сожалению, упускают из виду действительно важные, дорогие вещи. Исчезновение из жизни настоящих друзей и любимых толкает человека искать спасения в случайностях. Писатель имеет в виду случайных людей, случайные объятия. Евтушенко трогательно, глубоко и лирично, простыми словами передает вековую мудрость. Русский поэт сумел в одном произведении соединить щемящую боль и радость, надежду и отчаяние. Название стиха выражает попытку рассказчика разобраться в себе, ответить на вопрос, что происходит.