Сочинение на тему что такое мужество по тексту улицкой
Сочинение 9.3 «Что такое мужество?»
Текст для сочинения:
(1)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (2)Она казалась мне огромной поляной, которую по ошибке залили асфальтом. (3)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (4)Можно было уходить, а можно оставаться. (5)Случалось, я не покидал дома на площади с утра до того часа, когда мама возвращалась из поликлиники. (6)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что веселая беспечность когда-то существовала.
(7)Мама решила развеселить меня и повела на комедию, чтобы я отвлекся от тревог военного времени и вспомнил довоенные походы в кино. (8)Но до кассы мы не дошли… (9)Нас остановила сирена воздушной тревоги. (10)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок».
(11)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади. (12) Сперва всё казалось мне ненастоящим. (13) Потому что было светло. (14) Бомбёжки в моем сознании со светом не сочетались. (15) Я боялся приближения ночей: они могли оглушать взрывами, вонзаться в душу сиренами. (16) А тут летний вечер ещё только начинал обволакивать город. (17) Быть может, тревога учебная?
(18) Я взглянул на маму и понял, что время учебных тревог миновало и надо привыкать к жуткому вою сирен. (19) Днем явилось вдруг то, что раньше отваживалось являться лишь в темноте. (20) Это меня потрясло. (21)Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок. (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что здание это возведено хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой подвальной дверью, обитой железом, было написано «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадерского вида дворник, очень почитавший свою профессию.
— (27)Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.
— (28)Но я с мальчиком! — сказала мама.
(29) Мама подтолкнула меня вперёд.
(30) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках. (31) Потом еще отпрянул… (32)Еще… (33)Еще… (34) Наконец спросил:
— (35)Его пустить вы обязаны!
(36) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (37)Мама накрыла руками мою голову. (38)На крышах надрывались зенитки.
— (39)Пустите… (40)Вы обязаны…
— (41)Детям не хватит места, — (42)А он у вас… (43)Какой же это ребёнок?
(44) Мне было пятнадцать с половиной.
— (45)Послушайте… (46)Я прошу вас!
(48)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (49)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (50)Мама всё время пыталась прикрыть меня руками, плащом, даже сумкой. (51) Гильзы сыпались с крыш… (52) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище. (53) В сырой темноте мы наугад нащупывали ступени. (54) Мама шла впереди, прокладывая дорогу.
— (55) Осторожно! — просила она.
(56) В подвале мы присели на какие-то холодные, мокрые трубы. (57) И в тот же миг дом вздрогнул, сотрясся от громового удара. (58) С потолка что-то полетело. «(59)Что это? (60)Что это?…» — послышалось совсем рядом и донеслось откуда-то из сырой глубины. (61) Мы поняли, что подвал не только нас одних защитил и спрятал, как мог. (62) Потом все затихли, точно боялись обнаружить себя. (63) А над городом нагло перемещался, кружил тупой рокот. (64) И зенитки били по нему исступленно, безостановочно.
…(65) Часа через три объявили отбой.
(66) Так же на ощупь обнаруживая ступени, мы поднялись наверх. (67) Наши соседи по подвалу и мокроватой трубе тоже поднялись и, не прощаясь, исчезли в уже наступившем позднем вечере. (68)Мы так и не разглядели их лиц. (69)Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты «Скорой помощи». (70)Из подвала, над которым было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин.
«(71)Прямое попадание! (72)Прямое попадание. » — услышали мы.
(73)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (74)Здесь был его пост. (75) Фуражка валялась возле носилок.
— (76)Запомни его лицо, — тихо и потрясенно сказала мама. — (77)Он спас нам жизнь.
(78)Прошло много дней, и я сочинил поэму. (79)Я рассказал о дворнике, который пускал в бомбоубежище только детей и женщин. (80)А сам туда не спустился… (По А.Г. Алексину*)
*Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — русский советский писатель, драматург, сценарист.
Пример сочинения 9.3 «Что такое мужество?»
Мужество — это проявление человеком храбрости, смелости, стойкости в сложных и опасных ситуациях. Мужественный человек способен преодолеть различные страхи. Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста А. Г. Алексина и личного жизненного опыта.
В тексте мы видим, как мама главного героя искала спасение своему ребенку во время бомбардировки. Сначала она пыталась оставить его в бомбоубежище, но мальчика не взяли. Видя, что дворник стоит на своем, она увела сына и спряталась вместе с ним в подвале какого-то дома. Мать вела себя мужественно в такой страшной ситуации.
В наше мирное время есть тоже множество примеров мужества. В конце 2019 года многие страны охватил коронавирус. Число заболевших росло с каждым днем. Вирус добрался и до России. Наша страна столкнулась с нехваткой не только медицинского оборудования, но и медицинских специалистов. На помощь им пришли волонтеры, которые выполняли различную работу, «разгружая» тем самым медперсонал. Поступки волонтеров смело можно назвать мужественными, так как они рисковали собственным здоровьем.
Таким образом, мужество — это проявление смелости, стойкости, спокойствия в опасных ситуациях.
15.3 Сила духа по рассказу Л. Е. Улицкой (ОГЭ по русскому)
Сила духа — это нравственное качество человека, позволяющее ему успешно преодолевать жизненные трудности и любые препятствия, быть душевно стойким. Сила духа позволяет человеку быть упорным в преодолении трудностей, выживать в сложных ситуациях, не опуская рук как бы тяжело не было. Человека, обладающего силой духа, можно назвать несокрушимым, невозмутимым, умеющим принимать рациональные решения. Благодаря силе духа человек может добиться чего-либо в жизни, достигнуть поставленных целей.
Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса хотелось бы привести пример из данного нам текста Л. Е. Улицкой. Учитель знал, что детям уже не интересно то, что он им преподаёт, детство у них украдено. Но он, несмотря ни на что, пытается его им вернуть и не сдаётся. В данном случае он проявляет себя как человек, сильный духом.
В качестве второго аргумента, подтверждающего высказанный нами тезис я хочу привести пример из прочитанного мной произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри всю свою жизнь тосковал по родине и свободе. У него была цель пожить хотя бы совсем недолго за пределами монастыря. И Мцыри сбежал, он пытался вернуться к родным местам. У него это не вышло, но именно эта жажда свободы открывает в Мцыри силу духа.
Таким образом, на основании высказанных аргументов можно сделать вывод, что человека можно считать сильным духом, если он идёт к своей цели, несмотря ни на что. Если человек сильный духом хочет чего-либо добиться, то его уже никак не остановить, он будет идти к поставленной цели несмотря ни на что.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинение 15.3. Что такое сила духа? (по тексту Л. Улицкой)
Автор: Guru · 10.05.2018
(117 слов) Сила духа – это стойкое преодоление человеком тяжелых жизненных обстоятельств.
Герой текста Л.Улицкой потерял на войне руку, но не сдался, не стал сидеть дома и жалеть себя, он научился все делать левой рукой. Позже он окончил университет и стал сельским учителем (предложения 5-8).
Жилин, герой рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», проявил колоссальную силу духа, чтобы спастись из плена. Герой бежал несколько раз, без помощи и поддержки, измученный и ослабленный, а в первый раз еще и помогал второму пленнику, Костылину. Несмотря на то, что удалось не сразу, Жилин не сдался и продолжал предпринимать попытки побега. Стойкость помогла ему освободиться.
Сила духа приходит на помощь в самых экстремальных и сложных обстоятельствах, позволяя оставаться человеком, никого не предать и не сломаться.
Пример из кино (45 слов) : В сериале Дж.Дж. Абрамса «Остаться в живых» силу духа продемонстрировали все герои. Особенно это относится к хирургу Джеку Шепарду, который, несмотря на пережитый ужас, сразу встал во главу группы выживших после авиакатастрофы, начал оказывать помощь и принимать сложные решения за всех, как и подобает лидеру.
Пример из жизни (46 слов) : Владимир Маяковский стоял у истоков русского футуризма. Поэту пришлось пережить много нападок на свое оригинальное, не похожее ни на кого творчество. Многие читатели его не понимали, но он знал, что за футуристической поэзией будущее, поэтому продолжал творить и отстаивать свои убеждения. И Владимир Маяковский добился успеха.
Пример из истории (49 слов) : Константин Симонов прошел Великую Отечественную войну в качестве корреспондента, был в самой гуще событий: первый бой под Могилевом в июле 1941 года едва не стал последним, ведь фашисты окружили полк, где был писатель. Но он выжил, несмотря на весь ужас, собрал тысячи историй народного подвига и мастерски воспел его.
Сайт ege-ruslit
Текст:
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
— (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
— (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (б)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7)Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…
Сочинение:
В тексте известной российской писательницы Людмилы Улицкой поднимается проблема украденного детства.
Рассказывая нам историю молодого учителя, отправленного в послевоенные годы преподавать в северную деревню Калиново, Улицкая показывает нам, в каком тяжелом положении находятся дети после войны. Вынужденные работать, живущие впроголодь, они уже не дети, а «недоросшие мужики и бабы». История, рассказанная автором, заставляет нас задуматься, где же находится рубеж между детством и взрослой жизнью.
В тексте ярко выражена позиция автора. Людмила Улицкая с горечью рассказывает нам о бедственном положении деревенских детей после войны. Главный герой этого текста с грустью спрашивает сам себя: «нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?». Автор уверена, что эти дети слишком рано испытали всю тяжесть взрослой трудовой жизни.
Я полностью согласна с позицией автора. Послевоенные годы были очень тяжелыми для нашей страны. Мы должны ценить то, что у нас сейчас есть возможность расти, развиваться в хороших условиях и получать образование.
Мы найдем немало произведений русской классической литературы, в которых отражается эта проблема. Вспомним, например, маленького двенадцатилетнего Ваську из произведения Куприна «В недрах земли», который вынужден работать в шахте, которая кажется ему странным и непонятным чудищем. Васька — тоже ребенок с украденным детством. Он вынужден ходить на работу в шахту, хотя ему и непонятны нравы, царящие среди рабочих, а сама работа слишком тяжела для мальчика двенадцати лет.
Не только литературные произведения учат нас ценить то, что у нас есть. Реальные истории о детях, участвующих в военных сражениях Великой Отечественной Войны, известны почти каждому ребенку. Мы помним имена Лени Голикова, Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой. Все они потеряли на войне свое детство, а некоторые и жизнь.
Проблема, поднятая в тексте автором, заставляет задуматься о вечных ценностях и учит ценить то, что мы имеем.
Сочинение 9.3. В чём проявляется сила духа?
Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?»
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом.
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
Сила духа – это способность переживать трудности. Она проявляется в стойкости и терпении, в умении находить новые смыслы тогда, когда казалось-бы ничего хорошего не осталось.
Отражением силы народного духа во время Великой Отечественной войны стала знаменитая Седьмая симфония Д.Д. Шостаковчиа. В ней слышится и воля к Победе, и стойкость в преодолении трудностей, и безграничное терпение. В последней части звучит тональность до мажор – символ чистого листа: человеку самому предложено выбирать свою судьбу. Он может сдаться и умереть, а может найти новый смысл, когда ничего хорошего и светлого не осталось. Но есть ещё он сам и свет его души.
Сила духа – это умение в самой непроглядной тьме зажечь своё сердце и найти смысл жизни в борьбе.