Сочинение рассуждение на тему что такое нравственный выбор по тексту катаева
Сочинение 9.3. В чём заключается нравственный выбор человека?
Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается нравственный выбор человека?»
(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! (6) А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
(8)Я сказал папе:
– Папа, купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тренироваться и стану боксёром.
– (10)Нечего тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – (11)Тренируйся уж как-нибудь без груши.
(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.
– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!
(20)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.
(22)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся.
(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.
(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара.
– (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.
(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
– Я раздумал быть боксёром.
* Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972) – русский советский писатель, автор рассказов для детей.
Нравственный выбор – это поступок, в котором отражается склонность человека к добру. Подобный выбор встаёт в жизни каждого человека, он определяет нашу дальнейшую судьбу, поэтому очень важно понимать, в чём он заключается. Разобраться в этом нам помогут конкретные примеры.
В тексте В.Ю. Драгунского перед мальчиком встал выбор: «И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара. ». И тогда ребёнок поступил по-доброму: у него не поднялась рука ударить старого плюшевого медведя. Этот момент стал поворотным, потому что он раздумал быть боксёром, навсегда отказавшись от жестокости и зла, ведь мальчик любил своего милого медвежонка.
Жизнь часто ставит перед нами проблему выбора, поэтому ни одно из произведений художественной литературы не обходится без подобных ситуаций. В повести А.С.Пушкина судьба героя складывается из цепочки событий, когда нужно сделать выбор. Юный Гринёв иногда ошибается, например, связавшись с Зуриным, проигрывает большую сумму денег, грубо обращается со своим верным Савельичем. Но потом раскаивается и ведёт себя достойно: просит прощения у своего дядьки, даёт тому полное право распоряжаться всеми своими деньгами. Правильные нравственные ориентиры помогают Петру Гринёву поступать в пользу добра и милосердия, поэтому жизнь его складывается счастливо.
Таким образом, нравственный выбор заключается в способности любить тех, кто рядом, проявлять к ним милосердие и уважение. Только правильная жизненная позиция позволяет нам находить путь к счастью.
Вариант №27
Сочинения к варианту №27 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».
(1)Однажды ранней осенью шарманщик пришёл к нам во двор без попугая.
(2)Он равнодушно крутил ручку шарманки. (З)Она высвистывала польку «Пойдём, пойдём, ангел милый, пойдём танцевать со мной». (4)Шарманщик обводил глазами балконы и открытые окна, дожидаясь, когда наконец полетит во двор медная монета, завёрнутая в бумажку.
(5)Я выбежал к шарманщику. (6)Он сказал мне, не переставая вертеть шарманку:
— У Митьки хвороба. (7)Сидит, как ёж. (8)Твои орешки и то лущить бросил.
(Ю)Шарманщик снял чёрную пыльную шляпу и вытер ею лицо.
— (11)Пропащее существование! — сказал он. — (12)Одной шарманкой, без Митьки, на хлеб не заработаешь. (13)Кому теперь вытягивать «счастье»?
(14)Попугай за пять копеек вытаскивал желающим зелёные, синие и красные билетики с напечатанными на них предсказаниями. (15)Билетики эти назывались почему-то «счастьем». (16)Они были свёрнуты в трубочки и уложены, как папиросы, в коробку от гильз. (17)Прежде чем вытащить билетик, Митька долго топтался по жёрдочке и недовольно кричал.
(18)Предсказания были написаны весьма тёмным языком.
«(19)Вы родились под знаком Меркурия, и камень ваш есть изумруд, иначе смарагд, что означает нерасположение и окончательное нахождение житейского устройства в годы, убелённые сединой. (20)Бойтесь блондинок и блондинов и предпочитайте не выходить на улицу в день усекновения главы Иоанна Предтечи».
(21)Иногда в билетиках были короткие и зловещие фразы: «Завтра к вечеру» или «Если хочешь остаться живым, никогда не оглядывайся».
(22)Через сутки Митька издох, я похоронил его в яру в картонной коробке от ботинок. (23)Шарманщик исчез.
(24)Я рассказал маме о смерти попугая. (25)Губы у меня дрожали, но я сдерживался.
— (26)Одевайся, — строго сказала мама. — (27)Пойдём к Бурмистрову.
(28)Бурмистров был старичок с зелёной от старости бородой. (29)Он держал
тёмный и тесный магазин на Бессарабке. (ЗО)Там глуховатый этот человек, похожий на гнома, торговал великолепными вещами: удочками, разноцветными поплавками, аквариумами, золотыми рыбками, птицами, муравьиными яйцами и даже переводными картинками.
(31)Мама купила у Бурмистрова пожилого зелёного попугая с оловянным кольцом на ноге. (32)Мы одолжили у Бурмистрова клетку. (33)Я нёс в ней попугая. (34)По дороге он изловчился и прокусил мне палец до самой кости. (35)Мы зашли в аптеку. (Зб)Мне перевязали палец, но я был так взволнован, что почти не почувствовал боли.
(37)Мне очень хотелось поскорее отнести попугая к шарманщику, но мама сказала:
— Я пойду вместе с тобой. (38)Я должна это видеть сама.
(39)Она ушла к себе переодеться. (40)Мне было стыдно, что мама переодевается, чтобы пойти к нищим, оборванным людям, но я не смел ей ничего сказать.
(41)Через несколько минут она вышла. (42)На ней было старенькое платье, заштопанное на локтях. (43)На голову она накинула платок. (44)На этот раз она даже не натянула на руки свои элегантные лайковые перчатки. (45)И туфли она надела со стоптанными каблуками. (46)Я с благодарностью взглянул на неё, и мы пошли.
(47) Мама мужественно спустилась в овраг, прошла мимо онемевших от изумления растрёпанных женщин и даже ни разу не приподняла юбку, чтобы не запачкать её о кучи мусора и золы.
(48) Лиза, увидев нас с попугаем, вспыхнула, серое её лицо покрылось жарким румянцем, и она неожиданно сделала маме реверанс. (49)Шарманщика не было дома.
(50)Лиза взяла попугая и, всё больше краснея, повторяла одни и те же слова:
— Ну, зачем это вы! (51)3ачем это вы!
— (52)Его можно будет выучить вытаскивать «счастье»? — спросила мама.
— (53)Да, в два дня! — радостно ответила Лиза. — (54)Но зачем это вы!
(55)Господи! (56)3ачем? (57)Это же каких денег стоит!
(58)На следующий день мама отослала Лизе в Святославский яр чёрное платье моей сестры и свои коричневые ботинки.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Знаменитый лингвист Виктор Владимирович Виноградов утверждал: «Слово в художественном произведении обращено к тому миру действительности, который творчески создаётся или воссоздаётся в художественном произведении». Смысл этого высказывания заключается в следующем: писатель тщательно подбирает слова, чтобы отразить особенности мира, который он отражает в своём произведении.
Например, в тексте Константина Георгиевича Паустовского воссоздаётся мир далёкого прошлого, когда нищие с шарманками и попугаями ходили по улицам, зарабатывая себе на пропитание. Это было так давно, что люди даже разговаривали по-другому: «У Митьки хвороба», «Пропащее существование». Эти устаревшие слова становятся частью творчески созданного писателем мира.
В пространстве своего произведения автор показывает нам жизнь людей, оказавшихся по воле случая в ужасных условиях: «…кучи мусора и золы». Воссозданное автором этими словами пространство – это фрагмент того мира, который рисуется в рассказе.
На примере текста Паустовского мы убеждаемся в справедливости утверждения лингвиста Виноградова: писатель воссоздаёт словами мир действительности, отражая время и пространство своего произведения.
Смысл данного предложения я понимаю так: мама рассказчика – это удивительная женщина, которая способна уважать и любить всех людей, даже нищих.
Мало того, мама рассказчика сама пожелала пойти с сыном, чтобы вручить попугая шарманщику. При этом оделась подобающим образом, чтобы не слишком выделяться среди нищих: «На ней было старенькое платье, заштопанное на локтях».
Поведение этой женщины доказывает нам, что она уважает и любит людей, несмотря на их социальное положение. Это свидетельствует о благородстве души, поэтому вызывает восхищение.
Нравственный выбор – это поступки человека, через которые он влияет на жизнь других людей. Каждый из нас может своим поступком сделать доброе дело и через это проявить своё великодушие. И тогда кому-то станет легче жить. Вот поэтому важно помогать людям.
В тексте Константина Георгиевича Паустовского говорится о том, как мама рассказчика помогла в беде нищему шарманщику. Этот человек лишился своего главного кормильца – попугая Митьку. И великодушная женщина купила несчастному другого попугая. Нравственный выбор, сделанный в пользу добра и милосердия, восхищает и радует нас.
Те же ощущения внутреннего удовлетворения мы испытываем, когда в реальной жизни становимся свидетелями правильного нравственного выбора. Например, когда в нашем регионе произошло наводнение, то все жители микрорайона собирали вещи для жителей затопленных домов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Никогда не забыть того единения и сближения, которое помогало преодолеть беду многим людям.
Очень важно делать правильный выбор и помогать другим. Это даёт возможность спасти всех нас от бед и несчастий.
Сочинения к варианту №5 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Наконец настал первый экзамен по математике, а я всё был в каком-то странном тумане и не отдавал себе ясного отчёта в том, что меня ожидало. По вечерам на меня находила мысль о том, что надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и нехорошо, но утром, с солнечным светом, я снова был очень доволен собой и не желал никаких изменений.
В таком расположении духа я приехал на первый экзамен.
(1)Наконец настал первый экзамен по математике, а я всё был в каком-то странном тумане и не отдавал себе ясного отчёта в том, что меня ожидало. (2)По вечерам на меня находила мысль о том, что надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и нехорошо, но утром, с солнечным светом, я снова был очень доволен собой и не желал никаких изменений.
(3)В таком расположении духа я приехал на первый экзамен. (4)Я хладнокровно смотрел на тех, кто подходил экзаменоваться, и даже позволял себе подтрунивать над некоторыми.
— (5)Ну что, Грап, — сказал я Иленьке, когда он возвращался от стола экзаменатора, — набрались страха?
— (б)Посмотрим, как вы, — сказал Иленька.
(7)Я презрительно улыбнулся на ответ Иленьки, несмотря на то, что сомнение, которое он выразил, на минуту заставило меня испугаться. (8)Но туман снова застлал это чувство, и я продолжал быть рассеян и равнодушен, так что даже обещался друзьям пойти перекусить в трактир тотчас после того, как меня проэкзаменуют. (9)Когда меня вызвали вместе с Икониным, я оправил фалды мундира и весьма хладнокровно подошёл к столу экзаменатора.
(10)Лёгкий мороз испуга пробежал у меня по спине только тогда, когда молодой профессор посмотрел мне прямо в лицо и я дотронулся до почтовой бумаги, на которой были написаны билеты. (И)Иконин, хотя взял билет с тем же раскачиваньем всем телом, с каким он это делал на предыдущих экзаменах, отвечал кое-что, хотя и очень плохо; я же взял другой билет и на другой ничего не ответил. (12)Профессор с сожалением посмотрел мне в лицо и тихим, но твёрдым голосом сказал:
— Вы не перейдёте на второй курс, господин Иртеньев. (13)Лучше не ходите экзаменоваться. (14)И вы тоже, господин Иконин, — добавил он.
(15)Иконин просил позволения переэкзаменоваться, как будто милостыни,
но профессор отвечал ему, что он в два дня не успеет сделать того, чего не сделал в продолжение года. (16)Иконин снова жалобно, униженно умолял; но профессор снова отказал.
— (17)Можете идти, господа, — сказал он тем же негромким, но твёрдым голосом.
(18)Только тогда я решился отойти от стола, и мне стало стыдно за то, что я своим молчаливым присутствием как будто принимал участие в унизительных мольбах Иконина. (19)Не помню, как я прошёл залу мимо студентов, что отвечал на их вопросы, как вышел в сени и как добрался до дому. (20)Я был оскорблён, унижен, я был истинно несчастлив.
(21)Три дня я не выходил из комнаты, никого не видел, находил, как в детстве, наслаждение в слезах и плакал много. (22)Все тяжёлые, мучительные для самолюбия минуты в жизни одна за другой приходили мне в голову; я старался обвинить кого-нибудь в своём несчастий: думал, что кто-нибудь всё это сделал нарочно, роптал на профессоров, на товарищей, на отца; роптал на провидение, за то, что оно допустило меня дожить до такого позора.
(23)Папа был недоволен мною, но, видя моё страшное огорчение, утешал меня, говоря, что, как это ни скверно, ещё всё дело можно поправить, ежели я перейду на другой факультет. (24)В этом внимании близких людей я видел гордое, оскорбительное для меня снисхождение к человеку, упавшему уже слишком низко. (25)Дня через три я немного успокоился; но никуда не выходил из дома и, всё думая о своём горе, слонялся из комнаты в комнату, стараясь избегать всех домашних.
(26)Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва.
(27)Я заплакал, но уже не слезами отчаяния. (28)Оправившись, я решился снова писать правила жизни и твёрдо был убеждён, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность».
По мнению Г.Я. Солганика, повествование от первого лица придаёт истории «искренность, исповедальность». Я согласна с этим высказыванием, так как такой способ позволяет создать эффект доверительного разговора с читателем. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Например, в 4 предложении рассказчик говорит о своём эмоциональном состоянии в день экзамена по математике. Он «хладнокровно смотрел» на других учеников и даже посмеивался над ними. Благодаря подобной характеристике, мы понимаем, что герой ведёт себя достаточно самоуверенно и немного вызывающе.
В 26 предложении рассказчик отмечает, что после случившегося он почувствовал раскаяние и «в моральном порыве» решил следовать своим правилам жизни. Теперь молодой человек не хочет никому причинять боль и не собирается вести праздный образ жизни.
Таким образом, Л.Н. Толстой показывает, как меняется мировосприятие человека за небольшой промежуток времени. Благодаря перволичному повествованию читатель верит в искренность рассказчика. Действительно, форма изложения от первого лица напоминает исповедь и помогает автору более открыто говорить о переживаниях своего героя.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26: «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва».
Смысл данного фрагмента я понимаю так: в жизни каждого человека случаются переломные моменты, когда он переоценивает свои ценности и начинает по-другому смотреть на мир. То же самое произошло и с героем Л.Н. Толстого, которому предстоит сделать нравственный выбор.
Так, в 18-20 предложениях говорится о том, что рассказчик чувствует себя униженным после несданного экзамена по математике. Но дело даже не в этой неудаче, а в том, что другой ученик на глазах Иртеньева жалобно умолял профессора о возможности переэкзаменоваться. Рассказчик ощущает стыд за то, что он «своим молчаливым присутствием как будто принимал участие в унизительных мольбах Иконина». Это подталкивает его к переоценке ценностей.
В 28 предложении рассказчик принимает важное решение: не делать ничего дурного и не бездельничать. Это значит, что он многое переосмыслил и больше не хочет совершать подобные ошибки. Разочарование в себе становится своеобразным источником вдохновения для героя.
Таким образом, каждый из нас совершает определённый нравственный выбор. Очень важно учиться на своих ошибках и делать всё возможное, чтобы избежать их в похожей жизненной ситуации.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Достаточно часто нам приходится принимать очень важные решения, которые могут оказать значительное влияние на наше будущее. Это и значит сделать нравственный выбор. А как он помогает понять характер человека?
Так, например, в приведённом фрагменте произведения Л.Н. Толстого рассказчик решает следовать чётким правилам и изменить свою жизнь в лучшую сторону. В 26-28 предложениях говорится о том, что герой чувствует раскаяние после экзамена по математике и пытается извлечь из случившегося жизненный урок. Рассказчик понимает, что больше не должен совершать безнравственные поступки, предаваться развлечениям и изменять своим принципам. Это характеризует героя как целеустремлённого и волевого человека.
Напротив, безнравственное решение принимает герой повести «Тарас Бульба» Андрий. С одной стороны, он следует зову сердца, потому что влюблён в полячку. С другой стороны, герой переходит на сторону врага и тем самым предаёт не только свой народ, но и семью – самых родных и близких людей. Андрий – тонкая, ранимая натура, но в данном случае он поступает легкомысленно.
Таким образом, нравственный выбор, который делает человек в той или иной ситуации, действительно помогает понять его характер. Борьба добра и зла, безусловно, всегда происходит в душах людей.
Сочинения к варианту №9 ОГЭ-2021
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.
На Птичьем рынке купил я себе клеста.
Это был клёст-сосновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, окрещённым, как два кривых костяных ножа. Лапы у него были белые, значит, сидел он в клетке давно.
На Птичьем рынке купил я себе клеста.
Это был клёст-сосновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, окрещённым, как два кривых костяных ножа. Лапы у него были белые, значит, сидел он в клетке давно. «С весны сидит», — уверял меня продавец. А сейчас была уже холодная осень.
Дома я поставил клетку на окно. Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха. Командир соскочил с жёрдочки, взмахнул клювом — семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня, пришпорил и замер, глядя вдаль.
Какой удивительный у него клюв — крестообразный. Верхняя часть клюва загнута вниз, а нижняя — вверх. Получается что-то вроде буквы X. Этой буквой X клёст лихо хватает подсолнух — шелуха летит в стороны.
Надо было придумать клесту имя. Мне хотелось, чтоб в имени был отмечен и его командирский нрав, и крепкий клюв, и красный цвет оперения. Нашлось только одно слово, в котором есть и клюв, и красный цвет, — клюква.
Подходящее слово. Жаль только, нет в клюкве ничего командирского.
Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста Капитан Клюквин.
Почистив перья, Капитан Клюквин начал цыкать. Вначале медленно и тихо, но после разогнался и закончил увесисто и сочно: в его песне зазвенели колокольчики, словно от жаворонка, трели и рулады, как у певчего дрозда.
Капитан Клюквин был, оказывается, настоящий певец, со своей собственной песней.
Характер у Капитана был весёлый. Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом железные прутья или выламывал дверцу. Но больше всего он любил долбить еловые шишки. Кривоклювый Капитан пел целыми днями, и песня его звучала сочно и сильно.
В феврале я купил себе гитару и стал разыгрывать пьесы старинных итальянских композиторов. Чаще всего я играл Пятый этюд Джулиани.
Капитан Клюквин отнёсся к моей игре с большим вниманием. 3вуки гитары его потрясли. Он даже бросил петь и только изредка восхищённо цокал. Но скоро он перешёл в наступление. Как только я брал гитару, Клюквин начинал свистеть, стараясь меня заглушить. Когда я выучил этюд и стал играть его получше, Клюквин успокоился. Он пел теперь тише, приноравливаясь к гитаре. Прислушавшись, я понял, что Капитан Клюквин украшает мою игру таинственными, хвойными, лесными звуками. Мне очень нравились наши гитарные вечера.
Оканчивался месяц март. В хорошую погоду я выставлял клетку на балкон, и Капитан Клюквин весь день дышал свежим воздухом, пел, клевал снег и сосульки. На звук его голоса залетали синицы и пересвистывались с Капитаном.
Тепло подействовало на Капитана неважно. С кислым видом сидел он на жёрдочке, и я прикрывал его от солнца фанеркой. Синицы стали наводить на него уныние. С их прилётом Клюквин мрачнел, прятал голову в плечи и бросал петь. А когда они улетали, выпускал вдогонку звонкую трель.
В комнате он чувствовал себя даже лучше: милая, привычная обстановка.
По вечерам мы играли Пятый этюд Джулиани.
В середине апреля Клюквин совсем захандрил. «Дела неважные, — думал я. — Придётся, видно, отпустить Капитана». Но отпускать его было опасно. Слишком долго просидел Клюквин в клетке. Теперь он мог погибнуть в лесу, от которого отвык.
«Ладно, — решил я, — пусть сам выбирает». И вот я устроил в комнате ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины, связанные вениками, повсюду натыкал еловых веток. Капитан Клюквин следил за мною с интересом. Потом я вынес клетку на балкон, повесил её на гвоздик и открыл дверцу. Теперь Клюквин мог лететь в комнату, где раскачивались под потолком шишки. Капитан Клюквин вышел на порог клетки, вскарабкался на её крышу и. полетел.
С высокого седьмого этажа он полетел было вниз, потом резко повернул, набрал высоту. Мелькнули красные крылья — и Капитан пропал, улетел за наш дом, к лесу.
Всю весну не снимал я клетку с гвоздя на балконе, а в комнате сохли под потолком связки калины и рябины, гирлянды шишек. Стояли тёплые майские дни. Каждый вечер я сидел на балконе и наигрывал Пятый этюд Джулиани, ожидая Капитана Клюквина.
(По Ю. И. Ковалю*)
Коваль Юрий Иосифович (1938-1995) — советский и российский детский писатель и поэт, сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Мастерство писателя проявляется в использовании всех богатств и возможностей языка».
Лингвист Е.Н. Ширяев размышляет о мастерстве писателя и считает, что истинный художник слова использует все «богатства и возможности языка». Действительно, литературное произведение украшают тропы и стилистические фигуры.
Например, в предложении 7 автор сравнивает клеста с «командиром на коне». Это подчёркивает необычное отношение рассказчика к птице. Для него это прежде всего друг, к чьему мнению следует прислушиваться. Может быть, поэтому герой впоследствии даст клесту возможность улететь.
В предложениях 45-47 используется антитеза: унылое из-за прилёта синиц настроение клеста противопоставляется бодрому состоянию духа в «милой, привычной обстановке». С помощью этого средства автор акцентирует внимание на том, как постепенно клесту становится скучно и тоскливо в неволе.
Таким образом, приёмы выразительности помогают писателю выразить самые важные мысли и чувства. Настоящим мастером можно назвать того автора, который умело пользуется всеми возможными богатствами нашего языка.
Смысл данного фрагмента я понимаю так: каждый имеет право выбирать свой путь. Именно поэтому рассказчик даёт клесту возможность принять самостоятельное решение: либо остаться, либо улететь.
Клёст, по прозвищу Капитан Клюквин, был окружён заботой и вниманием. Рассказчик создал все необходимые условия, чтобы птице было комфортно (предложение 40). Однако клесту всё-таки хотелось улететь на волю, потому что он скучал по родному лесу.
В предложениях 58-60 говорится о том, что рассказчик решается предоставить птице право выбора. Капитан Клюквин мог бы остаться дома в тепле и заботе, но он делает другой выбор, и герой вынужден с этим смириться.
Таким образом, ни одно живое существо невозможно принудить к чему-либо и никого нельзя приручить против воли.
9.3 Как вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Нравственный выбор – это осознанное решение, тщательно взвешенное и проанализированное человеком. Зачастую, находясь в трудной жизненной ситуации, мы сталкиваемся с необходимостью выбрать что-то одно из нескольких вариантов. Иногда очень непросто принять такое решение.
В тексте Ю.И. Коваля говорится о клесте, которого главный герой купил на птичьем рынке. Рассказчик уважает нового друга и поэтому предоставляет ему право выбора – улететь на волю или остаться в клетке, окружённым вниманием и заботой. При
этом герой также принимает непростое для себя решение, потому что успел привязаться к клесту (предложение 55).
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в трудной ситуации оказывается Пётр Гринёв. Увидев, как Пугачев казнил коменданта Белогорской крепости, он всё-таки отказался присягать самозванцу. В тот момент юноша даже не мог предположить, что выживет. Нравственные принципы, согласно которым живёт герой, не позволяют ему пойти против совести.
В заключение хочется сказать, что выбор, который делает человек в той или иной ситуации, даёт ему важную характеристику. Достойная личность поступает так, как подсказывает сердце.