Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Что такое текст?

Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?

Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.

Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.

Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!

По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.

Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.

Задание: необходимо расставить знаки препинания.

Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.

Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно

Данный фрагмент является текстом, потому что:

Прочтем еще один фрагмент.

Этот отрывок не является текстом:

Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?

1. Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык.

2. Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших.

Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.

Отличительные черты текста

Давайте ответим на несколько вопросов Васи Непоседкина.

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Чтобы распознать текст нужно знать несколько правил.

Текст существует не только в письменной (для чтения), но и в устной форме, русской речи.

Тема текста

Дорогой друг! Теперь мы точно знаем, как отличить текст от набора предложений. Но у Непоседкина остались вопросы. Продолжим вместе с ним урок развития речи.

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Давайте разбираться вместе, для этого нужно внимательно читать текст.

1. Внеклассное чтение – это когда ребята читают не только школьные произведения, но и другие книги. Так происходит развитие речи у детей. Благодаря чтению мы узнаем много новых слов, учимся красиво говорить. Это помогает нам строить публичные выступления.

Ответьте на вопросы.

1. О чем говорится в каждом тексте?

(Ответ: 1. о чтении; 2. о рисовании.)

2. Как вы догадались, какая тема является главной?

(Ответ: по ключевым словам.)

Тема – все то, что описывается, о чем говорится в тексте.

В простых текстах тему можно увидеть в названии. В художественных произведениях тема в заглавии отображается реже.

Задание: определите тему текста.

На лугу растут травы и цветы. Изредка встречаются тоненькие березки, кустарники. Посередине поляны стоит могучий дуб. В середине лета на лугу особенно хорошо. Душистые травы, согретые солнышком, радуют взор.

Молодцы! Вот и Непоседкину стало все понятно. Как? У него остались вопросы!?

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Мы обязательно ответим любознательным ученикам!

Структура текста

Продолжим разговор про русскую речь и особенности строения текста. Дорогие друзья! Все мы знаем, что каждая вещь состоит из частей. Все части расположены в определенном порядке. Например, книга состоит из листов, обложки и переплета, и они расположены в определенной последовательности (нельзя вставить обложку в середину листов). Такой порядок частей в русском языке называют структурой. Поговорим о структуре текста. Выделяют внешнюю и внутреннюю структуру.

Внешняя структура текста

Рассмотрите текст на рисунке. В нем два абзаца, а название главы в начале текста указывает на событие, о котором будет вестись рассказ. В каждом абзаце несколько предложений. Это и есть внешняя структура текста, мы можем не вдумываться в содержание, но внешне видим, как построен текст.

Внутренняя структура текста

У каждого текста есть внутренняя структура, она связана с правилами построения текста. Нельзя начинать текст со словами: «Вот и сказочке конец». У каждого текста должны быть смысловые составляющие:

Для того, чтобы определить внутреннюю структуру, необходимо вдумчиво прочитать текст.

Жили-были дед и баба. Пошли в лес по ягоду, отыскали лукошко с кошкой.

Домой воротились, кошку откормили. А это была кошачьего короля дочь. Злая ведьма ее выкрала, да в лесу оставила.

Кошка к батюшке воротилась, а спасителей наградила по-царски. Стали жить поживать, да добра наживать.

Начало этого текста традиционное для сказок: «Жили-были».

Основной текст – середина, рассказ о том, что было дальше.

Концовка – чем завершилась сказка (спасителей наградили, все стали жить счастливо).

В рабочую программу по родному языку и риторике включили еще ряд тем, которые ребята изучат на отдельных занятиях:

Виды текстов

Уважаемые ребята, мы узнали много интересного о том, как устроен текст. Но у нашего Васи есть новый вопрос.

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Какой интересный подход! С радостью расскажем об этом Непоседкину и нашим ребятам. Конечно же, все тексты разные! Во-первых, тексты могут быть записаны или напечатаны, они называются письменными. Например, рассказы, повести, романы являются письменными текстами. Во-вторых, текст может быть рассказан устно, он будет называться устным. Например, приветственная речь перед спортивными соревнованиями с пожеланиями побед. О видах речи мы уже говорили на предыдущем уроке. Давайте вспомним и взглянем на схему.

Можно говорить по-разному: устная речь или устный текст.

Задание: определите вид текста.

1. Поздравительная речь на митинге.

Источник

Текст в русском языке

Текст — это после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ные пред­ло­же­ния или абза­цы, свя­зан­ные общей темой, основ­ной мыс­лью и име­ю­щие смыс­ло­вую завершенность.

Что такое текст в русском языке?

Чтобы понять, что такое текст, срав­ним сле­ду­ю­щие высказывания.

Солнце село за гори­зонт. В горо­де сну­ют авто­мо­би­ли. В небе кур­лы­чут журавли.

Солнце село за гори­зонт. Постепенно сгу­ща­ют­ся лет­ние сумер­ки. И вот в горо­де несме­ло заго­ра­ют­ся один за одним фона­ри. А авто­мо­би­ли уже сну­ют по ули­цам с вклю­чен­ны­ми фара­ми, как боль­шегла­зые жуки.

Оба при­ме­ра начи­на­ют­ся с одно­го и того же сооб­ще­ния о садя­щем­ся солн­це. В пер­вом отрыв­ке исполь­зу­ют­ся пред­ло­же­ния, никак не свя­зан­ные друг с дру­гом: ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски. Каждое пред­ло­же­ние несет свою сугу­бо инди­ви­ду­аль­ную инфор­ма­цию. Можно сде­лать вывод, что это раз­роз­нен­ные предложения.

Во вто­ром при­ме­ре опи­сы­ва­ет­ся кар­ти­на наступ­ле­ния лет­не­го вече­ра в горо­де. Каждое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние, как худож­ник, пишу­щий крас­ка­ми пей­заж, добав­ля­ет новый смыс­ло­вой мазок в это опи­са­ние. Предложения свя­за­ны по смыс­лу (опи­са­ние лет­не­го вече­ра), логи­че­ски (посте­пен­ность раз­во­ра­чи­ва­ния дей­ствия) и грам­ма­ти­че­ски. У это­го отрыв­ка есть общая тема, кото­рую мож­но обо­зна­чить заго­лов­ком «Вечер в городе».

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

По отно­ше­нию к язы­ку линг­ви­сти­че­ский тер­мин «текст» пред­став­ля­ет собой един­ство зна­чи­мых еди­ниц речи — пред­ло­же­ний. Наша речь состо­ит не толь­ко из слов как мини­маль­ных зна­чи­мых еди­ниц, а из пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние и обра­зу­ют более круп­ную еди­ни­цу речи — текст. Единство пред­ло­же­ний в тек­сте оформ­ля­ет­ся общим содер­жа­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски. С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое текст.

Пример текста

С утра начал накра­пы­вать неспеш­ный дож­дик. Дед Трофим, покор­мив ско­ти­ну, вышел во двор и свист­нул Жуку. Верный пёс потру­сил за дедом в лес. Ведь еще на про­шлой неде­ле Трофим при­ме­тил в дере­ве дуп­ло, в кото­рое бес­пре­стан­но сно­ва­ли дикие пче­лы. Как раз в дожд­ли­вую пого­ду, когда пче­лы не так актив­ны, мож­но раз­ве­дать, есть ли там мёд.

Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»

Внутренняя и внешняя форма текста

Каждый связ­ный текст име­ет внеш­нюю и внут­рен­нюю фор­му. Рассмотрит основ­ные поня­тия внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы текста.

Внутренняя фор­ма тек­ста — это его содер­жа­ние (тема, автор­ский замысел).

Тема тек­ста — это то, о ком или о чём гово­рит­ся в нем. Тема тек­ста часто выра­жа­ет­ся в его заголовке.

Авторский замы­сел — это основ­ная мысль, или идея, кото­рую автор вопло­тил в тексте.

Основная мысль тек­ста — это то, что выра­зил автор, к чему он при­зы­ва­ет или чему учит чита­те­ля, ради чего напи­сан текст.

Внешняя фор­ма — это ком­по­зи­ция и язы­ко­вые сред­ства, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся автор­ский замысел.

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

С этой точ­ки зре­ния тек­сту, как вопло­щен­но­му един­ству внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы, мож­но дать сле­ду­ю­щее определение:

Обычно текст име­ет сле­ду­ю­щее стро­е­ние (ком­по­зи­цию):

По функ­ции и стро­е­нию раз­ли­ча­ют три типа тек­ста:

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Каждый тип тек­ста име­ет свою струк­ту­ру построения.

Средства связи в тексте

Предложения в тек­сте объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное смыс­ло­вое целое с помо­щью лек­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских средств связи:

Спозаранку мы собра­лись в лес за гри­ба­ми. В лесу было тихо и сумрач­но. По низин­ке, что шла спра­ва от нас, курил­ся осен­ний туман. А вот и пер­вый гриб!

Это был совсем груст­ный взгляд. Он был неве­се­лым, пото­му что все пошло наперекосяк.

Этот дом еще в про­шлом веке постро­ил наш дедуш­ка Макар. А домаш­ний уют в нем созда­ла бабуш­ка Агафья. Она была извест­ная на все село масте­ри­ца шить и вязать. Дощатые полы дома укра­ша­ют вязан­ные ею пест­рые половички.

Кот без­мя­теж­но дре­мал, свер­нув­шись клуб­ком. Внезапно он услы­шал визг и воз­ню под крыль­цом. Навострив уши, кот тихонь­ко спу­стил­ся со сту­пень­ки, а затем стре­лой бро­сил­ся под крыль­цо. Вскоре он вышел отту­да и при­нес мне пой­ман­ную мышь. «Вот, смот­ри, я неда­ром ем свой хлеб!»

Журавли, кур­лы­ча, про­ле­та­ют кли­ном над нами, со сви­стом рас­се­кая воз­дух кры­лья­ми. Пожелаем этим пти­цам ско­рей­ше­го воз­вра­ще­ния весной.

А. Куинджи напи­сал нема­ло пей­за­жей моря. И эти кар­ти­ны до сих пор при­вле­ка­ют взо­ры люби­те­лей живо­пи­си. Да и бере­зы очень любил рисо­вать этот рус­ский худож­ник. Несколько его кар­тин назы­ва­ют­ся «Березовая роща».

Вот и насту­пи­ла вес­на! Эта пора обнов­ле­ния при­ро­ды созда­ет в душе чело­ве­ка ожи­да­ние чего-то ново­го и радост­но­го. Все ста­рое, как про­шло­год­ний снег, рас­та­ет и оста­нет­ся в прошлом.

Итак, что­бы текст был еди­ным смыс­ло­вым отрез­ком речи, в нем исполь­зу­ют­ся лек­си­че­ские и грам­ма­ти­че­ские сред­ства свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми и абзацами.

Признаки текста

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цельность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цельность.

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Основные при­зна­ки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли текста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрезки:

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся текстом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния текста.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го целого.

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыслу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла автора.

Видеоурок «Что такое текст? 5 класс»

Источник

Что такое текст и каким он бывает? Тема, основная мысль, абзацы

Содержание

Тексты окружают нас повсюду. Благодаря им мы учимся, познаем мир, получаем и передаем информацию. Давайте поговорим подробнее о том, что из себя представляет текст, всегда ли один текст похож на другой, и что отличает настоящий текст от простого набора фраз.

Что такое текст?

Текст — это группа предложений на определенную тему, подчиненных одной основной мысли.

Сравните две группы предложений. Они примерно одинаковы по размеру и обе состоят из всего одного абзаца, однако при внешнем сходстве только одна из них является текстом. Прочитайте и сделайте вывод.

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Конечно же, просто стоящие друг за другом предложения, между собой никак не связанные, — это всего лишь набор предложений, а вовсе не текст. Каждое из них может быть самостоятельным и иметь свой собственный смысл, но они не буду образовывать нечто целое, единое.

Каким бывает текст?

Текст бывает очень разным. Он не всегда выглядит как тот, что был приведен в предыдущей части параграфа. Книга, стихотворение, текст песни, заметка в газете, статья в журнале, документ, письмо — это все является текстом. То, что вы сейчас читаете, — тоже текст.

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Текст может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Может быть воспроизведен и в устной форме — например, если зачитать вслух какой-нибудь отрывок или рассказать выученное стихотворение.

Текст может существовать сам по себе, а может служить пояснением к схеме, рисунку или фотографии.

Текст может принадлежать к одному из стилей речи (художественный, разговорный, научный), а также к одному из типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Что мы знаем о тексте?

Несмотря на то, что под текстом мы можем подразумевать самые разные вещи, есть несколько важных особенностей, свойственных каждому тексту.

Предложения в тексте бывают зависимыми и независимыми. Самый простой пример независимого предложения — это первое предложение в тексте. Такое предложение будет понятно по смыслу, даже если прочитать его отдельно от текста. Например: «Наступила осень.» Или: «Во вторник я заболел гриппом.»

Представим, что последующее предложение может быть такого содержания: «Поэтому в школу я не пошел и весь день пролежал в кровати.» Это предложение является зависимым, так как без предыдущего не имеет никакого смысла. На их связь указывает присутствие слова поэтому.

Другими сигналами зависимых предложений могут быть, например, союзы и, а, но, местоимения он, тот, этот, наречия там, туда, тогда и т.д. С их помощью образуются грамматические связи между предложениями.

Порядок зависимых предложений в тексте нельзя менять, ведь тогда отношения между ними нарушатся.

Тема, основная мысль и абзацы

В тексте всегда присутствует тема — то, о чем или о ком идет речь.

Чаще всего тема текста отражена в заголовке. Например, прочитав название книги, мы можем примерно представить, о чем нам расскажут ее страницы.

В тексте может быть множество разных деталей, событий и персонажей, но всех их непременно объединяет нечто целое. Это и есть тема. В рассказе о том, как главному герою подарили собаку и он учится о ней заботиться, тему можно определить одним словом — «Собака». В стихотворении про елочку, праздничное веселье и Деда Мороза темой, конечно, будет «Новый год».

В каждом тексте можно проследить основную мысль.

Отличие основной мысли от темы заключается в том, что она выражает определенную идею или даже отношение автора к предмету речи. Чтобы определить тему текста, мы задаемся вопросом «О ЧЕМ хотел сказать автор?», а для формулировки основной мысли нужно задать немного другой вопрос: «ЧТО автор об этом хотел сказать?».

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Можно рассказать о собаке и попытаться донести до читателя, как здорово иметь собаку. А можно сделать акцент на том, что ухаживать за ней — это большой труд и ответственность. «Как здорово иметь собаку» или «Заботиться о собаке не так-то просто» — это и есть основная мысль. Обратите внимание, что тема текста («Собака») остается при этом той же самой.

Если текст достаточно большой, он делится на абзацы.

Каждый абзац — это небольшая часть текста. На письме он выделяется красной строкой (отступом слева).

Понятие абзаца тесно связано еще с одним важным термином — микротема. Все микротемы (иначе их еще называют подтемами) подчиняются единой теме и помогают лучше раскрыть ее с разных сторон. Чаще всего микротемы совпадают с абзацами, то есть каждый новый абзац — это новая микротема.

Источник

Урок русского языка по теме «Текстоведение. Текст и его признаки. Работа над текстом». 7-й класс

Класс: 7

Компетенции урока: лингвистическая (языковедческая) и языковая, культуроведческая, коммуникативная

Подходы: системный, деятельностный, компетентностный

Тип урока: развитие речи

Форма урока: практикум

Оборудование: учебник, презентация, оценочный лист, раздатка, др.

Методическое сопровождение: Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014; Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014.

Ход урока

1. Оргмомент урока.

2. Основная часть урока.

1). Актуализация знаний обучающихся:

— Выполните следующее задание: расставьте знаки препинания, подчеркнув в предложениях грамматическую основу и однородные члены:

1). Осторожно ветер из калитки вышел (,) постучал в окошко (,) пробежал по крыше.

2). Без рук (,)без топорёнка построена избёнка.

4). Дружба заботой да подмогой крепка.

2). Целеполагание.

1. Наблюдение за материалом урока в учебнике – упр. № 49. Выполняем его по заданию.

— Текст ли это? (нет) Почему? (набор предложений) Восстановите его.

2. Формулирование целей урока. Какова будет цель урока? Чем мы будем заниматься на уроке? (текстоведение, изучать текст как единицу с его признаками)

3). Работа по теме.

1. Беседа по вопросам с использованием презентации.

— Знакомо ли вам слово “Текстоведение”? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни “текст” и “вед”. Значит, оно обозначает “ведать, знать текст”.)

— Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики “Текстоведение”? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)

— А что такое текст? (Это произведение речи.)

— Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)

— Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).

С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)

Делимся на группы в зависимости от типа речи текста. Выбираем тип речи способом вытягивания карточки.

1 группа: (описание)

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

2 группа: (повествование)

3 группа: (рассуждение)

Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

— Задача ваших групп заключается в доказательстве того, что это текст и что это определённый тип речи, который достался вам.

Работа 1-й группы:

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т.д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Работа 2-й группы:

Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Работа 3-й группы:

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык(от тезиса к аргументам).

Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Смотреть картинку Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Картинка про Сообщение что такое текст 7 класс русский язык. Фото Сообщение что такое текст 7 класс русский язык(от аргументов к выводу).

— Обобщим разницу типов речи в следующей таблице. “Копилка идей, предложений и фактов”

Тип речиОсновная задача автора, использующего этот тип речиОсновные вопросы, характерные для данного типа речи
ОписаниеУказать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.Каков предмет описания?

Какие признаки для него характерны?ПовествованиеСообщить о последовательности действий или событий.Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?РассуждениеОбосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

3. Внедрение нового материала. Слово учителя.

Этапы работы по созданию текста.

1. Речевой замысел (тема, основная мысль).

2. Обдумывание содержания (рабочие материалы).

3. Создание речевого произведения.

4. Редактирование (правка). Правка текста нужна для того, чтобы:

1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

2) добиться ясности и четкости формулировок;

3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

4) устранить шероховатости языка и стиля;

5) технически обработать рукопись.

4. Отработка материала, изученного и имеющегося:

— Выполните самостоятельную работу: создайте свой текст на любую тему и запишите его двумя способами:

2) в форме прямой речи; расставьте знаки препинания; используйте обращение или постройте текст любого типа речи или выполните по заданию упр. № 50. Время для написания 8-10 мин.

4. Домашнее задание.

— параграф 7; упр. № 52 и подобрать из разных источников тексты разных типов.

5. Подведение итогов урока. Рефлексирующие карточки.

Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока.

1. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

2. Что вызвало затруднения?

3. Над чем еще надо поработать?

4. Чему научились на уроке?

5. Что нового узнали о тексте?

6. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?

— Спасибо за работу, ребята.

Приложение

Этапы работы над текстом

1. Речевой замысел (тема, основная мысль).

2. Обдумывание содержания (рабочие материалы).

3. Создание речевого произведения.

4. Редактирование (правка). Правка текста нужна для того, чтобы:

1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

2) добиться ясности и четкости формулировок;

3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

4) устранить шероховатости языка и стиля;

5) технически обработать рукопись.

Тексты для работы в группах

1 группа:

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н.Гоголь).

2 группа:

Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. Перед употреблением помойте руки.

3 группа:

Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Рефлексирующие карточки

1. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

2. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что вызвало затруднения?

3. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Над чем еще надо поработать?

4. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Чему научились на уроке?

5. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что нового узнали о тексте?

6. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?

Оценочный лист работы на уроке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *