Степанова что мы родиной зовем текст
Патриотические стихи для дошкольников
Ирина Красильщикова
Патриотические стихи для дошкольников
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем!
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском
наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!
Что мы Родиной зовем?
Всё, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем!
В. Степанов
Флаг России
Самый лучший в мире
Чтоб не путать не гадать
Детям надо твёрдо знать
Как лежат в нём краски:
В. Шариков
Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Т. Бокова
Россия
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
П. Синявский
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна.
Ю. Друнина
Земля родная
Земля родная, дорогая Родина!
Где под окном цветущая смородина,
Где детства уголки мои заветные
И крики журавлей весной приветные.
Люблю тебя унылую, уставшую
За гордость и за творческих людей!
Тебя, меня такою воспитавшую,
Тебя, что сердцу всех дороже и милей!
Е. Нацаренус
Родина
Слышишь песенку ручья?
Слышишь голос соловья?
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина —
М. Пляцковский
Умом Россию не понять
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Ф. Тютчев
Самые важные слова
Друг мой, сквозь годы и дни
В сердце своём сохрани
С детства родные слова:
Радость придёт иль беда –
Не забывай никогда
Самых святых в жизни слов:
Д. Попов
Герб России
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов
Флаг России
Белый цвет – берёзка,
В. Степанов
Преданность
Есть у истории один
Кто предан родине своей –
В борьбе не будет побеждён!
С. Вургун
Авторские стихи Мой дед Если мой дедуля в форме, в форме сине-голубой, То идет он на дежурство, не возьмет меня с собой. У него работа очень, очень, очень.
Фотоотчет «Военно-патриотические игры в нашей группе» Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, к.
Методическая копилка «Стихи про конструкторы», «Стихи про Лего» Стихи про ЛЕГО «Лего» – умная игра, Завлекательна, хитра. Интересно здесь играть, Строить, составлять, искать! Приглашаю всех друзей «Лего».
Стихи для детей-дошкольников по экологии Хочу поделиться с Вами стихотворениями, которые читали мои воспитанники на конкурс чтецов. Конкурс был посвящен теме экологии. Недалекое.
Стихи к 23 февраля «Пусть небо будет голубым. » Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулемёты не строчат,.
Стихи настроения Новогоднее настроение. Каждый год он наступает. И стучится в двери к нам. Украшаем группу вместе, Позавидуйте вы нам. Стены дождиком украсим,.
Стихи о народных промыслах для дошкольников Стихи о народных промыслах для дошкольников из сборника «Солнечная карусель» Стихи могут быть использованы в ходе НОД и внеурочной деятельности.
Открытый урок «Формирование патриотизма у младших школьников»
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?
Звучит “Песня о России”, на фоне которой дети заходят в класс и встают у своих мест.
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня Россия ты похожа очень.
Учитель объявляет тему урока. Дети садятся на свои места.
Звучит стихотворение в исполнении учащегося:
З. Александрова “ Родина”.
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Учитель задаёт детям вопрос: назовите имя нашей Родины.
Действительно, это великая наша держава, имя которой – “Россия”.
В. Степанов “Что мы Родиной зовём?”.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём!
“Флаг России”.
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Учитель. Действительно, подбор цветов неслучаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас.
Цвета Российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории.
(Учитель показывает энциклопедию “История Российского Государства”).
Ученик читает стихотворение:
В. Семернин “Родиной зовётся…”
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый…
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо –
Родиной
Зовётся!
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём – поля и горы,
В нём – сады и рощи.
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово
Родиной
Зовётся!
Учитель задаёт вопрос: что для нас означает – отчий дом, малая Родина?
Правильно, дети, – город Снежинск.
Этот город расположен на Урале.
Звучит стихотворение В.В.Степанова:
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
Учитель знакомит с книгами:
– Станислав Романовский “Родина”.
– Рифкат Гадельшин “Родился я на твоей Урал Земле”. (автор читает это произведение).
Учитель сообщает детям, что в городе Снежинске живут и работаю поэты, которые воспевают красоту родного города.
Урок продолжается чтением других произведений о Родине.
М. Матусовский “С чего начинается Родина?”
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца.
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс.
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
М. Пляцковский “Родина”
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина!
Игра: Думаем о Родине.
Здесь учитель задаёт вопрос – Почему мы говорим, если человек любит маму – значит, любит Родину? (предполагаемый ответ – любовь к Родине начинается с любви к своей матери).
Чтение сказки “Семь дочерей”.
Учитель. Поступать красиво – это, значит, находить смысл жизни.
“Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям” – М. Горький.
Чтение рассказа детьми В. Осеевой “Просто старушка”.
Учитель подтверждает мысль текста, что правильные поступки говорят о высокой нравственности человека, который любит свою Родину.
Работа с книгами, посвящёнными Родине (работа с выставкой).
Учитель заканчивает открытый урок словами из поэтического произведения В.Жуковского:
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?
ПОЭТ ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ
Мы живем в России
Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Маленьким я всегда с нетерпением ждал своего дня рождения. Как только в доме появлялся отрывной календарь на следующий год, я тут же принимался его листать – искал в сентябре заветную цифру 25. И всякий раз побаивался, что этот день пропустят или забудут напечатать. Но двадцать пятое девятого месяца всегда оказывалось на месте. Я внимательно рассматривал этот календарный листок, и мне казалось, цифра и картинка на нём выглядят как-то по-особенному и таят в себе что-то необыкновенное.
Однако иной раз мне в душу закрадывались сомнения, и я начинал завидовать тем, у кого дни рождения летом.
Мы жили в небольшом подмосковном посёлке, и, конечно, летние месяцы считались тут самым отличным временем года. Хочешь – устраивай праздник прямо в саду, под деревьями, среди цветов. А вот у меня день – осенний, грустный. Само собой, год на год не приходится, но по утрам двадцать пятого нередко бывают заморозки, а днём – скажи спасибо, если обошлось без дождя…
Уже недели за две до долгожданного события я начинал напоминать родителям, что, мол, скоро двадцать пятое и они должны кое о чём помнить. Между тем доходы нашей семьи было довольно скромны, а выбор игрушек в местном магазинчике совсем невелик. И в общем-то я втайне знал: меня опять ждёт или какая-нибудь настольная игра, или заводной грузовичок.
Это удивляло меня и расстраивало. Как же так: самый, может быть, необыкновенный день, такое красивое число, а подарок… Как мои родители этого сами не понимают?
Или они меня просто не любят.
Вслух ничего подобного я, конечно, говорить не смел. Но продолжал надеяться, что мала и папа поймут наконец, как они… не правы!
И вот однажды, когда мне было лет десять или одиннадцать, я не стерпел и задал отцу, как мне казалось, очень хитрый вопрос.
– Почему, – говорю, – вас с мамой двое, а подарок мне подарили только один?
Отец ничего не сказал. Он только удивлённо посмотрел на меня и вышел на улицу. Там было холодно, дождливо и уже темновато… Мне вдруг сделалось нестерпимо стыдно и за себя, и за свой день рождения, в который я на правах именинника как бы выгнал отца из дома!
Не помню, сколько времени его не было, наконец он вошёл, и я почувствовал: сейчас произойдёт то самое, необыкновенное, ради чего люди рождаются на свет и у них потом случаются дни рождения.
В руках у отца была ветка малины с двумя крупными сверкающими ягодами. Таких ягод я не видел даже летом. Они словно бы специально где-то спрятались, чтобы появиться сейчас и принести мне радость.
А в самом деле, где и как нашёл мой отец те чудесные две ягоды? Я не знаю этого. И теперь уж не узнаю никогда! Отца моего нет на свете. Я только скажу вам, что он был великий садовод… Но с той минуты я навсегда поверил, что двадцать пятое сентября действительно особенный день, а значит, и мне надо стараться: расти, работать, чтобы стать достойным такого дня!
И стать достойным таких родителей, как мои мама и отец…
Много дней рождения было у меня потом. Много разных подарков я получил и получаю на двадцать пятое сентября, но те две огромные ягоды, быть может, и сегодня самое дорогое воспоминание детства.
Кажется, вот они – стоит только руку протянуть. Я даже слышу, как падают с них две дождевые капли и рассыпаются малиновым звоном в тишине осеннего сада.
«Что мы Родиной зовём?»
Тема занятия: « Что мы Родиной зовём?»
Цель: создать условия для формирования нравственно – патриотических чувств дошкольников посредством осознанного чтения произведений устного народного творчества; художественных произведений русских поэтов.
— знакомить с художественными произведениями русских поэтов;
— знакомить с произведениями устного народного творчества посредством ознакомления с пословицами;
— знакомить с патриотическими понятиями – Родина, патриот, защитники, герой.
— развивать и активизировать словарный запас;
— развивать умения правильного осознанного чтения при знакомстве с русской народной сказкой «Заяц – хваста»;
— способствовать развитию эмоциональной и интонационной выразительности речи;
— прививать любовь к Родине, бережного отношения к ней
прийти на выручку в трудную минуту.
Материалы и оборудование: выставка книг с природным миром Мордовии, иллюстрации к русской народной сказке «Заяц – хваста»; разрезные пословицы; символ России – берёза, вырезанная из бумаги; листья берёзы ; букварь Жуковой Н.С., индивидуальные карточки с текстами разного уровня сложности; индивидуальные «литературные странички» со стихотворением В. Степанова.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Знакомство с новым материалом.
5. Закрепление материала.
6. Подведение итогов.
Методы и приёмы: создание игровой ситуации творческого характера; чтение художественно – поэтических произведений, анализ, и эмоциональная оценка личностных качеств героев: применение физкультминутки и наглядно-дидактического материала.
– Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. Какое у вас настроение?
Предлагаю улыбнуться друг другу и пронести хорошее настроение в течении всего занятия. (Здороваемся ладошками)
— Ребята, мы с вами живём в удивительной и красивой стране. Как она называется? (Россия)
— Как мы называем место, в котором родились и выросли?
Давайте прочитаем на доске. (Родина)
— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
3. Знакомство с новым материалом.
— Наша с вами Родина необычная. В России очень много рек, гор, лесов, городов.
Какими словами можно рассказать о нашем родном уголке, нам с вами подскажут листочки берёзы, случайно заалевшие сегодня в наш класс.
— Ребята, какое слово написано на первом листочке, который мы прикрепили к берёзке. (Родная)
— Кто нам ещё может быть родным?
— Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители)
— А каким словом вы назовете своих дядю и тетю? (Родственники)
— Какой брат у тебя, Арина? (Родной)
— Что значит служить? (Помогать)
— Как мы можем помогать нашему родному краю?
— Герой – за Родину горой.
— Кто такой герой? (Человек, который охраняет и защищает свою Родину свою страну).
Но, прежде чем мы начнём читать, давайте вспомним, как правильно нужно сидеть.
Правила посадки при чтении.
1. Спина прямо, поясница касается спинки стула.
2. Плечи располагаются на одном уровне и параллельно поверхности парты.
3. Локти и предплечья равномерно положены на парту, кисти поддерживают книгу в наклонном положении.
4. Корпус держим ровно, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд.
7. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90%.
— Ребята, давайте вспомним, где при чтении находится указательный палец, и в каком направлении он движется.
Правила расположения кисти руки при чтении.
Указательный палец правой руки расположен под первой буквой начального слова и постепенно смещается вправо по горизонтали по мере прочтения слов.
Чтение стихотворение детьми (в случае затруднения совместно с педагогом).
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках),
Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, затем – заячьи лапки),
Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая),
Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой).
5. Закрепление нового материала.
— Каким надо быть, чтобы не испугаться и защитить свой родной край? (Сильным, смелым, храбрым, мужественным, добрым).
— Сегодня мы познакомимся с хвастливым зайцем. А вот исправился ли он или нет, мы узнаем прочитав русскую народную сказку.
— Какую? (Читают дети: «Заяц – хваста»).
«Заяц-хваста»
Русская народная сказка
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
— Как бы вороне помочь?
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!
— Кто был хвастуном в этой сказке ?
— Когда ему жилось хорошо и когда плохо?
— Куда он ходил и зачем?
— Перед кем он хвастался?
— Кому рассказали зайцы про хвастунишку?
— Как ворона пристыдила зайца?
— Что случилось с вороной?
— Что сказала ворона зайцу ?
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения «Что мы Родиной зовем?» В. Степанова»
Екатерина Яриахметова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения «Что мы Родиной зовем?» В. Степанова»
Цель: формирование нравственных качеств, как важного аспекта
патриотического воспитания дошкольников.
— учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его;
— формировать у детей навык отвечать на вопросы полными предложениями,
используя слова и выражения из текста.
Развивающие:
— развивать умение детей последовательно запоминать и рассказывать
стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить фразы с картинками;
— учить детей читать стихи выразительно;
— развивать словарный запас детей;
— развивать поэтический слух.
— воспитывать любовь к Родине.
Материал: мнемотаблица по тексту стихотворения, тематические картинки.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся, и
покажем, чему мы с вами научились.
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, вся моя земля! (руки в стороны)
Мы проснулись рано утром (руки к груди)
И приветствуем тебя! (руки вперед)
На доске появляется картинка
Воспитатель: ребята скажите, что такое Земля?
Земля-это планета, на которой мы живем. На нашей планете находятся реки,
горы, леса, и пустыни.
Воспитатель: а как называется город, в котором мы живем?
Правильно мы живем в городе Липецке.
Посмотрите, какой красивый и современный наш город.
Воспитатель: а кто знает как, называется область, в которую входит наш
Воспитатель: а в какой стране находится наша область?
Наша область находится в России.
(на доске появляется картинка)
Воспитатель: мы сегодня с вами будем говорить о нашей стране, о России.
Давайте немного поиграем.
Игра «Россия какая?» (Подбор прилагательных: большая, огромная, красивая,
сильная, могущественная, любимая, родная, богатая.)
Воспитатель: а кто знает, каким словом можно заменить слово «страна».
(дети отвечают). Родина, Государство, Отечество, держава, Отчизна.
Воспитатель: давайте попробуем подобрать родственные слова к слову Родина.
Родня, родной, родственники, родители, род.
Воспитатель: а давайте немного полетаем над нашей Родиной.
Если долго, долго, долго
В самолете нам лететь, (руки в стороны)
Если долго, долго, долго
На Россию нам глядеть, (руки поочередно к глазам)
Мы увидим даль без края, (руки в стороны)
Тундру, где звенит весна (руки вперед)
И поймем тогда, какая (руки к груди)
Наша Родина большая,
Необъятная страна! (руки в стороны)
Воспитатель: сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением «Что мы
Родиной зовем?». Автор стихотворения Владимир Степанов, и мы попробуем
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем.
И березки, вдоль которых…
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем!
(на доске появляется мнемотаблица к стихотворению, таблица в конце
конспекта)
Воспитатель: ребята вам понравилось стихотворение? А как оно называется?
Воспитатель: назовите автора стихотворения.
Воспитатель: что автор называет Родиной?
Правильно дом, березки, поле, Кремль.
Воспитатель: почему Владимир Степанов упоминает в стихотворении березу?
Береза – символ нашей страны; белый цвет ствола, как белая полоса на флаге.
Воспитатель: в стихотворении есть слова «Поле с тонким колоском». Как вы
Это хлеб, который растет на наших полях.
Воспитатель: а давайте вспомним, какие праздники мы знаем?
Новый год, Рождество, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.
Воспитатель: как вы думаете, что или кого мы бережем в своих сердцах?
Родителей, бабушек и дедушек, братиков и сестричек, друзей, природу, дом.
Воспитатель: слова «Флаг России над Кремлем». Скажите, пожалуйста, а где
Правильно Кремль находится в Москве, а Москва это-столица нашей Родины.
Воспитатель: как вы думаете, автор говорит о Родине с любовью и теплотой?
Конечно, с любовью, с теплотой и с заботой.
Воспитатель: (чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу).
Дети по желанию рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу, а
Воспитатель: Ребята скажите, как называется стихотворение, которое мы
сегодня с вами выучили?
Воспитатель: а назовите автора стихотворения.
Воспитатель: про нашу страну сложено много песен. Давайте мы послушаем с
вами песню «Родина моя«.
Конспект НОД «Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой в старшей группе с использованием мнемотехники Цель. Заучивать стихотворение с помощью мнемотехники. Программное содержание: Развивать интерес детей к художественной литературе. Продолжать.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.