Стих тютчева не то что мните вы природа текст

Стих тютчева не то что мните вы природа текст

Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа. »
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеи;л?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звезда;х нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Тютчев: «Не то, что мните вы, природа»

Федор Тютчев: Не то, что мните вы, природа

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
_________________

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.
_________________

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.

Анализ стиха «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» (1836 г.) считается одним из центральных во всем творчестве Тютчева. Поэту было несвойственно выступать с какими-либо заявлениями или обвинениями. Он вообще воздерживался от высказывания своего мнения, предпочитая описывать красоту природы.

В данном произведении поэт отступает от своего правила. Он выступает в защиту объекта своего преклонения – природы. Тютчев считает, что его современники забыли о значении окружающего мира, прельстившись учениями грубых материалистов.

Достаточно смелым было обвинение поэта, направленное против строгих служителей церкви, считающих природу лишь «приложением» к высшему творению – человеку.

К сожалению, аргументы автора остались неизвестны, так как вторая и четвертая строфы были вырезаны цензурой и в дальнейшем не могли быть восстановлены.

Тютчев твердо заявляет о независимой и самостоятельной сущности природы, которая занимает равное с человеком положение («в ней есть душа, …свобода, …любовь»). Все природные явления и объекты возникли не в результате чьей-то воли или желания, а посредством собственной тяги к жизни.

Человек должен осознать, что все окружающее обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Людей, которые не понимают этого, Тютчев считает слепыми и глухими. Рассматривая природу в качестве своей мастерской, они сами уподобляются бездушным автоматам.

Для них закрыто все богатство окружающего мира, его красота и неповторимость. Они не способны к проявлению высоких чувств. Огородившись непроницаемой стеной от природного мира, такие люди никогда не чувствуют вдохновения. Их внутренний мир убог и ограничен.

В финале стихотворения Тютчев бросает в сторону своих оппонентов самое страшное обвинение. Неуважение к природе делает таких людей настолько бесчувственными, что даже «голос матери» не сможет расшевелить их души.

В этом заявлении отчетливо проявляется собственная позиция автора. Тютчев неоднократно заявлял, что считает природу родной матерью человека. В своих произведениях он часто использовал этот образ.

Произведение «Не то, что мните вы, природа» доказывает, что Тютчев мог не только мирно воспевать красоту пейзажа, но и в случае необходимости грудью вставать на его защиту. В какой-то степени поэта можно считать одним из предшественников современного движения экологов.

Читать стих «Не то, что мните вы, природа» Тютчева.

Источник

Стих тютчева не то что мните вы природа текст

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…[2]

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах!
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах!

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой!
1836

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений. — Л.: Сов. писатель, 1987. — С. 135—136.

1. «Не то, что мните вы, природа. « – впервые напечатано в журнале «Современник», 1836, том III, № 1, с. 21—22.
Вторая и четвертая строфы, замененные в первой публикации многоточиями, были исключены из печати по требованию цензуры и не дошли до нас. Судя по содержанию стихотворения в целом, в этих строфах, вероятно, была высказана «безбожная», с точки зрения цензора, мысль о том, что природа живет и развивается не по воле бога, а по своим собственным законам. (вернуться)

2. В своем знаменитом стихотворении «Боги Греции» Шиллер предполагает, что природа только была жива и прекрасна в воображении древних, а на самом деле она лишь мертвая машина.
Как бы прямым ответом на Шиллеровский похоронный гимн мнимо-умершей природе служит стихотворение Тютчева:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (вернуться)

3. Строфы 2 и 4 были запрещены цензурой. Пушкин настоял на том, чтобы они были заменены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения (см.: Рыскин Е. Из истории пушкинского «Современника» // «Рус. литература». 1961, № 2. С. 199).

В 1851 г., готовя тексты ст-ний Тютчева к печати (СТ), Н. В. Сушков просил автора вспомнить недостающие строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти или не захотел их печатать (см.: Пигарев К. Судьба литературного наследства Тютчева // ЛН. 1935, т. 19/21. С. 377).

В ряде изданий ст-ние напечатано целиком по списку СТ, сделанному по статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (С. 1850, № 1), где была поправка Некрасова в ст. 31: «Увы, души в нем не встревожит» вм. «Души его, ах, не встревожит». Эта поправка не была замечена Тютчевым, когда он просматривал список СТ. Между тем она вступила в противоречие с тоном и смыслом ст-ния, являющегося инвективой и имеющего уничижительный для противников финал. «Увы» вм. «ах» приглушало в заключительной фразе ее гневную интонацию, высшая точка которой, как это и свойственно мелодике тютчевского восклицания, находится в центре фразы.

Стихотворение является программным для всей натурфилософской лирики Тютчева. В его основе — романтическая идея одухотворенности материи, живущей по своим внутренним причинам, что характерно для философии тождества Шеллинга. В широком смысле стихотворение направлено против традиционно-церковных представлений о природе и механистических взглядов на нее, господствовавших в эпоху рационализма XVII—XVIII вв. См.: Благой Д. Литература и действительность. М., 1959. С. 446.

Неприемлемость с ортодоксально-церковных позиций пантеистических взглядов объясняет причину цензорских купюр. Вместе с тем отдельные выражения («слепок», «лик», «внешние, чуждые силы» и др.) говорят о том, что полемический адресат ст-ния — объективно-идеалистическое учение Гегеля с его принципиальным обособлением природы от духа. Подобное обособление приобрело еще более резкое выражение у младогегельянцев правого, теистического крыла. См.: Николаев А. А. Художник — мыслитель — гражданин // «Вопросы литературы». 1979, № 1. С. 125—139.

По-видимому, ст-ние было написано в 1833—1834 гг. во время полемики между Шеллингом и последователями Гегеля. Она началась в связи с выходом книги французского философа В. Кузена «Философские фрагменты» (Париж, 1833), предисловие к которой написал Шеллинг. Это предисловие было его первым литературным выступлением после двадцатилетнего молчания. Х. Роте высказал предположение, что толчком к созданию ст-ния могло послужить чтение Тютчевым книг Г. Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834), в которых также имеются критические выпады против поздней гегелевской трактовки природы. См. Rothe H. «Nicht was ihr meint, ist die Natur»: Tjutčev und das «Junge Deutschland» // «Studien zu Literatur und Aufklärung in Osteuropa». Giessen, 1978. S. 319—335.

Источник: Николаев А. А. Примечания // Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений. — Л.: Сов. писатель, 1987. — С. 359—425. (вернуться)

Источник

Не то, что мните вы, природа

Федор Тютчев

Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть картинку Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Картинка про Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст

Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть картинку Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Картинка про Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст

Не то, что мните вы, природа

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.

Полезные ссылки

А вы хорошо знаете это стихотворение?

В каком году было написано стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа»?

Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть картинку Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Картинка про Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст

Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть картинку Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Картинка про Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст

Произведение Тютчева можно назвать обличительным. Автор искренне не понимает людей, которые не в состоянии оценить красоту природы, её непревзойденность и величие. Сам же он говорит о ней с упоением. “В ней есть душа, в ней есть свобода…” – пишет вдохновленный автор, и ему нельзя не поверить. Кстати, пейзажная лирика Фёдора Ивановича нередко отражает такое его видение окружающего мира. Он ставит свое мнение в противовес материалистам, которых считает пошлыми. Они не осознают того простого факта, что вторжение во владения природы – не что иное, как преступление. Религиозные же люди пытаются доказать, что она является обычным слепком, не имеющим никакой власти.

Текст стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» – это своеобразный протест поэта. Он яркий и искренний, страстный и непреклонный. Складывается ощущение, что автор борется за что-то невероятно ценное для себя. Он вкладывает в эту борьбу все силы, словно это жизненно важно для него. И действительно, природа всегда играла огромную роль в творчестве, а значит, и в судьбе поэта. Это невозможно не заметить, читая его работы. Кстати, их очень любят учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть данное стихотворение онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Источник

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)

Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Смотреть картинку Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Картинка про Стих тютчева не то что мните вы природа текст. Фото Стих тютчева не то что мните вы природа текст

Полный анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность познакомиться с одним из самых важных произведением автора. Команда Литеровед.ру собрала необходимый материал, благодаря которому мы можем узнать о настоящей позиции автора.

История создания

Федор Иванович никогда не скрывал своего отношения к природе. Наоборот, он всеми путями отстаивал и защищал свою позицию. Анализируемое стихотворение является одним из ярких тому примеров. Написал его поэт в 1836 году. И в этом же году стихотворение попадает в печать, представ перед читателем в журнале «Современник». Правда, до этого стихотворение немного подверглось правкам со стороны цензуры.

Это произошло из-за того, что поэт решился оспорить утверждения церковных мыслителей, которые утверждали, что природа – это есть не что иное, как какое-то дополнение в жизни человека. Поэтому некоторые строфы стихотворения, в которых автор размышлял на данную тему, цензуру не прошли. Их попросту удалили. В печать вошли лишь те строфы, где речь шла о материалистах – сторонниках популярного на тот момент философского движения. Они были уверены в том, что природа является некой мастерской для народа, в которой стоит трудиться и совершенствовать уже имеющиеся вещи.

Поскольку Федор Иванович являлся одним из представителей «чистого искусства», поэтому основной его целью было восхищаться тем, что его окружает. Для него это был идеал всей той гармонии, в которой воплотилась вся высшая мудрость.

Стихотворением «Не то, что мните вы, природа», автор бросает своего рода вызов общественности. Он считает, что общество погрязло в не родной и далекой для них философии, при этом перестало обращать внимание и понимать все великолепие природы.

Но есть и печальная сторона в этом произведении. К сожалению, те строки, которые были удалены цензурой, исчезли навсегда. Поэтому у нас нет возможности познакомиться с текстом в первозданном виде.

Жанр, размер

По жанру анализируемое стихотворение считается элегией, поскольку в нем присутствует грустная тональность, в которой поднимаются темы философской проблематики. Сам автор, как ярый представитель «чистого искусства», являлся противником того, чтобы проблемы социума воспевались в поэзии. Из-за этого большое количество произведений написано с уклоном в философию, поэтому считаются философской лирикой. Данное стихотворение является ярким тому примером. Размер для написания стихотворения автор использует четырехстопный ямб.

Композиция

Большая часть стихотворения была утрачена из-за того, что его не пропустила цензура, поэтому пострадала и композиция произведения. Безвозвратно пропали две строфы произведения, а именно вторая и четвертая. Скорее всего, именно в них и содержалась основная позиция автора, но была не принята цензурой.

В результате этого, на сегодняшний день до нас дошли лишь шесть строф. Вот они делятся на две части по смысловой нагрузке.

В первой части произведения автор рассказывает нам о душе природы.

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Во второй части произведения Федор Иванович ведет речь о судьбе того народа, который не хочет понять и оценить природу, понять её сущность и язык.

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Образы и символы

Благодаря лирическому герою в стихотворении появляется ясная и четкая позиция. В лирическом герое без труда можно рассмотреть самого Федора Ивановича Тютчева. Их позиция полностью совпадает, а взгляды одинаковы. Перед читателем предстает человек, который умеет думать, рассуждать и анализировать. Но, кроме того, он все так же умеет восторгаться природой, восхищаться её красотой, рассматривать её душу и улавливать смысл.

Образ природы, является одним из более важных образов для Федора Ивановича. Он будто оживляет природу, наделяя её человеческими качествами. Она может говорить, а эту особенность имеет только человек. Так же, автор показывает природу свободной, способной испытывать чувство любви. Он показывает природу вполне самостоятельной и самодостаточной единицей. Для природы безразлично, что о ней думают люди. Она была, есть и будет существовать дальше. Жить своей жизнью, не обращая внимания на всякие мелочи. Она ни от кого не зависит, развиваясь сама по себе. В этом автор и видит всю ценность окружающего мира.

Так же автор показывает некого оппонента, который неправильно оценивает природу. Этот человек не способен слышать, видеть и понимать природу как таковую. Он не ценит её красоту и не понимает величие. Он считает человека выше всего этого, не понимая, что самая большая ценность таится в окружающем мире.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это то, что люди заблуждаются. Они не хотят услышать окружающую их природу, понять её. Можно заметить, что автор отмечает проблему уважения к природе, взаимоотношение людей с ней. Так же он призывает обратить внимание на тех людей, которые относятся к природе без должного уважения и восхищения. Автор не может разделить точку зрения данного слоя населения, обвиняя их к нелюбви к родной матери. Это автор считает самым большим преступлением.

Тема природы поднимается практически во всем творчестве автора. Анализируемое стихотворение не стало исключением. Здесь в данной теме можно выделить подтему, в которой идет речь об отношении человека и окружающего мира. Его современники относились к окружающим пейзажам как к некому реквизиту, считая, что он просто дополняет работу человека. При этом они в упор не замечали того, что окружающий мир является самодостаточной единицей, которая способна существовать независимо от жизни и труда человека. Человек не является венцом природы, правильнее будет назвать его всего лишь её сыном. Именно поэтому любой человек должен относиться к природе с особым уважением и почтением.

Средства художественной выразительности

Благодаря использованию большого количества различных троп, автору удается передать все свои мысли и чувства. Здесь не обошлось без олицетворений, благодаря которым автор оживляет природу. Так же поэт использует эпитеты, метафоры и сравнения.

Основной смысл

Главной задачей автора в произведении «Не то, что мните вы, природа» является показать настоящую сущность природы, показать насколько она является ценной и независимой. Она существует независимо от мнения людей на этот счет. Она сильная, самодостаточая и самостоятельная. Поэт старается рассказать читателю о том, что природа обладает всеми теми же чувствами и качествами, что и человек.

К природе необходимо относиться с уважением, стараясь всегда понять и услышать её голос.

Природа – это мать каждого из нас. Она дает нам жизнь, и помогает существовать в дальнейшем. Это мы от неё зависим, а не она от нас. Именно поэтому мы обязаны относиться к ней с почтением, любовью, трепетом и уважением. Главная задача человека – это беречь природу, восхищаясь её красотой.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *