Стихотворение не то что мните вы природа тютчев текст
Стихотворение не то что мните вы природа тютчев текст
Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа. »
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеи;л?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звезда;х нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Тютчев: «Не то, что мните вы, природа»
Федор Тютчев: Не то, что мните вы, природа
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
_________________
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.
_________________
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.
Анализ стиха «Не то, что мните вы, природа» Тютчева
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» (1836 г.) считается одним из центральных во всем творчестве Тютчева. Поэту было несвойственно выступать с какими-либо заявлениями или обвинениями. Он вообще воздерживался от высказывания своего мнения, предпочитая описывать красоту природы.
В данном произведении поэт отступает от своего правила. Он выступает в защиту объекта своего преклонения – природы. Тютчев считает, что его современники забыли о значении окружающего мира, прельстившись учениями грубых материалистов.
Достаточно смелым было обвинение поэта, направленное против строгих служителей церкви, считающих природу лишь «приложением» к высшему творению – человеку.
К сожалению, аргументы автора остались неизвестны, так как вторая и четвертая строфы были вырезаны цензурой и в дальнейшем не могли быть восстановлены.
Тютчев твердо заявляет о независимой и самостоятельной сущности природы, которая занимает равное с человеком положение («в ней есть душа, …свобода, …любовь»). Все природные явления и объекты возникли не в результате чьей-то воли или желания, а посредством собственной тяги к жизни.
Человек должен осознать, что все окружающее обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Людей, которые не понимают этого, Тютчев считает слепыми и глухими. Рассматривая природу в качестве своей мастерской, они сами уподобляются бездушным автоматам.
Для них закрыто все богатство окружающего мира, его красота и неповторимость. Они не способны к проявлению высоких чувств. Огородившись непроницаемой стеной от природного мира, такие люди никогда не чувствуют вдохновения. Их внутренний мир убог и ограничен.
В финале стихотворения Тютчев бросает в сторону своих оппонентов самое страшное обвинение. Неуважение к природе делает таких людей настолько бесчувственными, что даже «голос матери» не сможет расшевелить их души.
В этом заявлении отчетливо проявляется собственная позиция автора. Тютчев неоднократно заявлял, что считает природу родной матерью человека. В своих произведениях он часто использовал этот образ.
Произведение «Не то, что мните вы, природа» доказывает, что Тютчев мог не только мирно воспевать красоту пейзажа, но и в случае необходимости грудью вставать на его защиту. В какой-то степени поэта можно считать одним из предшественников современного движения экологов.
Читать стих «Не то, что мните вы, природа» Тютчева.
Федор Тютчев — Не то, что мните вы, природа: Стих
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
_________________
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.
_________________
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.
Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» (1836 г.) считается одним из центральных во всем творчестве Тютчева. Поэту было несвойственно выступать с какими-либо заявлениями или обвинениями. Он вообще воздерживался от высказывания своего мнения, предпочитая описывать красоту природы. В данном произведении поэт отступает от своего правила. Он выступает в защиту объекта своего преклонения – природы. Тютчев считает, что его современники забыли о значении окружающего мира, прельстившись учениями грубых материалистов. Достаточно смелым было обвинение поэта, направленное против строгих служителей церкви, считающих природу лишь «приложением» к высшему творению – человеку. К сожалению, аргументы автора остались неизвестны, так как вторая и четвертая строфы были вырезаны цензурой и в дальнейшем не могли быть восстановлены.
Тютчев твердо заявляет о независимой и самостоятельной сущности природы, которая занимает равное с человеком положение («в ней есть душа, …свобода, …любовь»). Все природные явления и объекты возникли не в результате чьей-то воли или желания, а посредством собственной тяги к жизни.
Человек должен осознать, что все окружающее обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Людей, которые не понимают этого, Тютчев считает слепыми и глухими. Рассматривая природу в качестве своей мастерской, они сами уподобляются бездушным автоматам. Для них закрыто все богатство окружающего мира, его красота и неповторимость. Они не способны к проявлению высоких чувств. Огородившись непроницаемой стеной от природного мира, такие люди никогда не чувствуют вдохновения. Их внутренний мир убог и ограничен.
В финале стихотворения Тютчев бросает в сторону своих оппонентов самое страшное обвинение. Неуважение к природе делает таких людей настолько бесчувственными, что даже «голос матери» не сможет расшевелить их души. В этом заявлении отчетливо проявляется собственная позиция автора. Тютчев неоднократно заявлял, что считает природу родной матерью человека. В своих произведениях он часто использовал этот образ.
Произведение «Не то, что мните вы, природа…» доказывает, что Тютчев мог не только мирно воспевать красоту пейзажа, но и в случае необходимости грудью вставать на его защиту. В какой-то степени поэта можно считать одним из предшественников современного движения экологов.
Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)
Полный анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность познакомиться с одним из самых важных произведением автора. Команда Литеровед.ру собрала необходимый материал, благодаря которому мы можем узнать о настоящей позиции автора.
История создания
Федор Иванович никогда не скрывал своего отношения к природе. Наоборот, он всеми путями отстаивал и защищал свою позицию. Анализируемое стихотворение является одним из ярких тому примеров. Написал его поэт в 1836 году. И в этом же году стихотворение попадает в печать, представ перед читателем в журнале «Современник». Правда, до этого стихотворение немного подверглось правкам со стороны цензуры.
Это произошло из-за того, что поэт решился оспорить утверждения церковных мыслителей, которые утверждали, что природа – это есть не что иное, как какое-то дополнение в жизни человека. Поэтому некоторые строфы стихотворения, в которых автор размышлял на данную тему, цензуру не прошли. Их попросту удалили. В печать вошли лишь те строфы, где речь шла о материалистах – сторонниках популярного на тот момент философского движения. Они были уверены в том, что природа является некой мастерской для народа, в которой стоит трудиться и совершенствовать уже имеющиеся вещи.
Поскольку Федор Иванович являлся одним из представителей «чистого искусства», поэтому основной его целью было восхищаться тем, что его окружает. Для него это был идеал всей той гармонии, в которой воплотилась вся высшая мудрость.
Стихотворением «Не то, что мните вы, природа», автор бросает своего рода вызов общественности. Он считает, что общество погрязло в не родной и далекой для них философии, при этом перестало обращать внимание и понимать все великолепие природы.
Но есть и печальная сторона в этом произведении. К сожалению, те строки, которые были удалены цензурой, исчезли навсегда. Поэтому у нас нет возможности познакомиться с текстом в первозданном виде.
Жанр, размер
По жанру анализируемое стихотворение считается элегией, поскольку в нем присутствует грустная тональность, в которой поднимаются темы философской проблематики. Сам автор, как ярый представитель «чистого искусства», являлся противником того, чтобы проблемы социума воспевались в поэзии. Из-за этого большое количество произведений написано с уклоном в философию, поэтому считаются философской лирикой. Данное стихотворение является ярким тому примером. Размер для написания стихотворения автор использует четырехстопный ямб.
Композиция
Большая часть стихотворения была утрачена из-за того, что его не пропустила цензура, поэтому пострадала и композиция произведения. Безвозвратно пропали две строфы произведения, а именно вторая и четвертая. Скорее всего, именно в них и содержалась основная позиция автора, но была не принята цензурой.
В результате этого, на сегодняшний день до нас дошли лишь шесть строф. Вот они делятся на две части по смысловой нагрузке.
В первой части произведения автор рассказывает нам о душе природы.
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Во второй части произведения Федор Иванович ведет речь о судьбе того народа, который не хочет понять и оценить природу, понять её сущность и язык.
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Образы и символы
Благодаря лирическому герою в стихотворении появляется ясная и четкая позиция. В лирическом герое без труда можно рассмотреть самого Федора Ивановича Тютчева. Их позиция полностью совпадает, а взгляды одинаковы. Перед читателем предстает человек, который умеет думать, рассуждать и анализировать. Но, кроме того, он все так же умеет восторгаться природой, восхищаться её красотой, рассматривать её душу и улавливать смысл.
Образ природы, является одним из более важных образов для Федора Ивановича. Он будто оживляет природу, наделяя её человеческими качествами. Она может говорить, а эту особенность имеет только человек. Так же, автор показывает природу свободной, способной испытывать чувство любви. Он показывает природу вполне самостоятельной и самодостаточной единицей. Для природы безразлично, что о ней думают люди. Она была, есть и будет существовать дальше. Жить своей жизнью, не обращая внимания на всякие мелочи. Она ни от кого не зависит, развиваясь сама по себе. В этом автор и видит всю ценность окружающего мира.
Так же автор показывает некого оппонента, который неправильно оценивает природу. Этот человек не способен слышать, видеть и понимать природу как таковую. Он не ценит её красоту и не понимает величие. Он считает человека выше всего этого, не понимая, что самая большая ценность таится в окружающем мире.
Темы, проблемы
Основной темой стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это то, что люди заблуждаются. Они не хотят услышать окружающую их природу, понять её. Можно заметить, что автор отмечает проблему уважения к природе, взаимоотношение людей с ней. Так же он призывает обратить внимание на тех людей, которые относятся к природе без должного уважения и восхищения. Автор не может разделить точку зрения данного слоя населения, обвиняя их к нелюбви к родной матери. Это автор считает самым большим преступлением.
Тема природы поднимается практически во всем творчестве автора. Анализируемое стихотворение не стало исключением. Здесь в данной теме можно выделить подтему, в которой идет речь об отношении человека и окружающего мира. Его современники относились к окружающим пейзажам как к некому реквизиту, считая, что он просто дополняет работу человека. При этом они в упор не замечали того, что окружающий мир является самодостаточной единицей, которая способна существовать независимо от жизни и труда человека. Человек не является венцом природы, правильнее будет назвать его всего лишь её сыном. Именно поэтому любой человек должен относиться к природе с особым уважением и почтением.
Средства художественной выразительности
Благодаря использованию большого количества различных троп, автору удается передать все свои мысли и чувства. Здесь не обошлось без олицетворений, благодаря которым автор оживляет природу. Так же поэт использует эпитеты, метафоры и сравнения.
Основной смысл
Главной задачей автора в произведении «Не то, что мните вы, природа» является показать настоящую сущность природы, показать насколько она является ценной и независимой. Она существует независимо от мнения людей на этот счет. Она сильная, самодостаточая и самостоятельная. Поэт старается рассказать читателю о том, что природа обладает всеми теми же чувствами и качествами, что и человек.
К природе необходимо относиться с уважением, стараясь всегда понять и услышать её голос.
Природа – это мать каждого из нас. Она дает нам жизнь, и помогает существовать в дальнейшем. Это мы от неё зависим, а не она от нас. Именно поэтому мы обязаны относиться к ней с почтением, любовью, трепетом и уважением. Главная задача человека – это беречь природу, восхищаясь её красотой.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Ф. И. Тютчев, «Не то, что мните вы, природа»: анализ стихотворения
Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.
История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».
Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».
Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».
Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».
Тематика, композиция, идейный смысл
В стихотворении раскрывается тема природы, но не ее красота, а взаимоотношения с людьми, которым она является матерью. Главная идея произведения в том, что природа живет по своим законам и правилам. Человек должен их уважать, так как получает из нее все, что нужно для жизни: воздух, воду, продукты, душевное наслаждение окружающей красотой. Поэт призывает беречь окружающий мир.
Стихотворение состоит из 6 строф. Отсутствующие фрагменты, скорее всего, выражали истинную суть позиции автора, поэтому и были отвергнуты цензурой. Все содержание можно разделить на две части:
Основная проблема, которую поднимает автор стихотворения — это уважительное отношение ко всему живому. Он обращает внимание читателей на то, что окружающий мир сам по себе самодостаточен, человек не может вмешиваться в него, а тем более что-то менять.
История создания
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.
Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.
Жизнь Тютчева
Когда писателю исполнилось двадцать два года, он женился на вдове Элеоноре. Тогда писатель был моложе этой девушки на четыре года и у нее даже было четверо детей. Его жена была покровительницей для писателя, выполняла она этот долг изумительно, также позже родила ему трех детей. Однако скоро эти страсти прошли и уже 1833 году писателю понравилась Эрнестина Дернберг.
Однако та была замужем, своего супруга она не очень любила. Когда Тютчев встретил ее, тогда они были на балу, муж Эрнестины почувствовал себя плохо и уехал в тот день. Тогда он подошел к Тютчеву и сказал, что он поручает ему свою жену, через несколько дней барон умер.
Отношения писателя с данной особой имели существование, однако подробностей очень мало известно. Дело в том, что Эрнестина уничтожила всю переписку с писателем, а также с его знакомыми, поэтому до наших дней мало что дошло. Однако то, что сохранилось утверждает, что любовь у них была безмерная, которая потрясала Тютчева и в то же время мучила его.
Однако прошло время, и писатель успокоился и отошел от негодований, затем он снова увлекся Эрнестиной. Писатель поехал в Швейцарию, где пошел на встречу к своей любимой, после через год они поженились. После венчания писатель пропал и находился в отпуске долгое время с женой. Его за это уволили из Министерства и лишили привилегий.
После скитаний по Европе в 1844 году писатель решает вернуться в Петербург, там же снова восстанавливается в должности и живет со своими двумя детьми и женой. Писатель вспоминал, что вот его жизнь уже налаживается, однако вскоре он увлекся другой девушкой. О ней мало, что известно, она упоминается в переписке, как Денисьева.
Любовь писателя переросла в светский скандал, однако вся грязь понеслась на Денисьеву. После с Тютчевым они любили четыре года друг друга после чего она умерла. Осталось трое детей после смерти Денисьевой. Все это время с Денисьевой Тютчев не разрывал отношения с семьей. По словам писателя, он безумно любил обеих женщин, те в свою очередь также обожали писателя.
Первая книга стихов писателя вышла в 1854 году, это было довольно поздно, возможно из-за его любовных похождений. Уже в шестидесятых годах у писателя настало трудное время, у него умерло много близких. Денисьева умерла от чахотки, это была его последняя любовь, после он отобразил это в стихах.
Все это время Тютчев не представлял свою жизнь без Эрнестины, он считал ее святой. Он ее так любил, написал про это также много стихотворений. Умер поэт спустя девять лет после смерти Денисьевой, тогда многие известные писатели высказали свою скорбь Тютчеву. Вся жизнь писателя подобна написанному роману, где есть все, любовь, верность, чувства. Все это Тютчев выразил в своих стихах, они понятны и интересны.
Писатель после себя не оставил большое творческое наследие, однако стал и при этом великим поэтом. Он написал несколько гениальных стихотворений, которые никогда не забудутся потомками. Среди них есть и «Не то что мните вы природа» которое мы и рассмотрим в данной статье.
Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.
В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».
Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».
В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.
Средства выразительности
Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили». В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».
Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.
Не то, что мните вы, природа
Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах… Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Стихотворение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. «Душу», жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.
Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а» и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил»). Особая же ^смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:
Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил. Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сем мире, как впотьмах»). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.
В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» есть отточия, заменяющие строки, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи — взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она — «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.