сухомлинский для чего говорят спасибо текст читать
Конспект занятия «Для чего говорят «Спасибо»?»
Марина Бирюкова
Конспект занятия «Для чего говорят «Спасибо»?»
Учить детей использовать в речи вежливые слова, воспитание таких качеств; как благодарность, быть добрым, умение помогать.
• Кто меня видит, ручками похлопайте!
• Кто меня слышит, ножками потопайте!
• Кто меня слышит и видит, ручками похлопайте, ножками потопайте!
• А кто меня слышит и видит, ручками похлопайте, ножками потопайте и глазками поморгайте!
• Как приятно мне вас всех видеть, какие вы красивые, у девочек какие резиночки красивые, мальчики вы заметили?
• Сегодня мы с вами ребята поговорим о волшебных словах, да, да, есть такие волшебные слова и они творят чудеса.
Послушайте рассказ. В. А. Сухомлинский
«Для чего говорят «Спасибо»
По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода.
Они наклонились, напились.
— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.
— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий.
Понравился вам дети рассказ? О чём думал мальчик? А вы ребята, задумались о чём небудь? Что вы теперь будите делать? Все поняли, а для чего, нужно говорить спасибо?
Вроде бы это обычное слово, как другие сотни, тысячи слов, но стоит только задуматься.
Во-первых, человек говорит “ спасибо” для того, чтобы отблагодарить и не остаться в долгу у того, кто сделал тебе что-то хорошее.
А во-вторых, человек говорит “ спасибо” не только для своего помощника, но и для себя, потому что тот, кто умеет быть благодарным, сможет сделать что-то хорошее и для других.
А теперь ребята, давайте отгадаем загадки! Любите загадки?
Говорить друзьям не лень,
Друг другу на прощание
Друг друга не стоит винить,
До чего ж оно красиво
(Спасибо)
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
Растает даже ледяная глыба
(Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Если больше есть не в силах,
(Спасибо)
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(Спасибо)
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал.
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)
Вот идет болонка Жулька,
А навстречу — кавалер,
Скажет первым кто «привет»?
(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых
Какие вы у меня молодцы! Всем спасибо за внимание, послушание, мне было сегодня с вами очень приятно работать.
А теперь в конце нашего зянятия, вы как всегда получаете домашнее задание.
ДОМ. ЗАД. Говорить все волшебные слова!
«Говорят наши дети» (из личного опыта) К. И. Чуковский с большой любовью и прекрасным чувством юмора в книге «От двух до пяти» познакомил нас детскими рассуждениями, особенностями.
Говорят наши дети Малышам свойственно ежедневно удивлять окружающих своей оригинальностью во всем, что они делают. Но особенно интересны необычные слова и.
Песня-переделка «Говорят, мы супер-мамы!» (на мотив песни «Наш сосед» из репертуара Э. Пьехи) ГОВОРЯТ, МЫ-СУПЕР-МАМЫ (Использовала на конкурсе мам,посвященном Дню Матери.) 1. Дорогие.
Сценарий праздника к Дню матери «Спасибо маме говорят и сынки, и дочки» для старшего дошкольного возраста Сценарий праздника «День матери» в подготовительной группе «Спасибо маме говорят и сыновья и дочки» Материалы из инета и спец литература.
Спасибо за Победу! Спасибо за жизнь! С каждым весенним днем становится все ближе и ближе праздник День Победы! В нашем детском саду каждый день проходили различные мероприятия,.
Стенгазета «Дети говорят о семье» Готовясь к педсовету о взаимодействии с семьями воспитанников, провела ряд бесед с детьми в разных возрастных группах с с целью выявления.
Этическая беседа «Зачем говорят «Здравствуй» Этическая беседа с детьми: Зачем говорят «Здравствуй» (4-5 лет) Напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение.
Сухомлинский для чего говорят спасибо текст читать
Если спросить родителей, какими бы они хотели видеть своих детей, абсолютное большинство ответит – добрыми. Воспитанию помогает чтение добрых книжек.
Читающие дошколята и первоклассники могут прочитать самостоятельно. Но в любом случае советуем обсудить с ребёнком содержание рассказов, чтобы убедиться, что мысли автора поняты адекватно.
Представляем подборку коротких рассказов для детей Василия Сухомлинского. Он известен, как учитель. Но Василий Александрович кроме научных трудов писал рассказы для детей. Эти маленькие рассказы повествуют о лучших человеческих качествах: доброте, справедливости, благодарности.
Короткие рассказы для детей В. Сухомлинского
Красивые слова и красивые дела
Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Неблагодарность
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с мёдом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мёд. Хочешь – ложкой ешь мёд с калачами, хочешь – калачи с мёдом.
Ел Матвей мёд с калачами, потом – калачи с мёдом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мёд – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым мёдом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мёд все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
Скажи человеку «здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.
– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.
– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
– Здравствуйте, – сказал сын.
– Здравствуйте, – сказал отец.
– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
– Почему это так? – спросил сын.
– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.
Для чего говорят «спасибо»?
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…
Трудно быть человеком
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.
Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…
– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…
– Потому что мы люди…
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.
– Трудно быть человеком… – подумал он.
Как Андрейка перевёз Нину
Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.
Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.
Андрейка быстро перешёл через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт?
«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»
Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез её.
Не поте́рял, а нашёл
Петрик, собака и котёнок
Стоит Петрик, смотрит на котёнка, а тот поднял к мальчику голову и жалобно мяукает. Петрику стало стыдно перед котёнком. Он взял его на руки и пошёл навстречу собаке. Собака остановилась, испуганно посмотрела на мальчика и спряталась в кустах.
Для чего говорят «Спасибо»?
7683
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку, – ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял длинный.
– Как вы заметили, это скорее не рассказ, а притча. У Сухомлинского, как всегда, кто действующие лица?
– Мальчик (внук) и Дедушка.
– Совершенно верно. Дедушка – это олицетворение мудрости. А Мальчик? Он, как росток, тянется к познанию через мудрость Дедушки.
– Как ты хорошо, образно сказал: как цветок, как росток, который расцветает. И растущего должны окружать такие люди, чтобы он хорошо всё понимал, усваивал, красиво раскрывался. Я просила вас подобрать заглавия к рассказу. Придумали?
– Заглавие у меня такое: «Для чего говорят “Спасибо”?»
–Ты уже читал этот рассказ?
– Твоё название совпало с авторским заглавием. Молодец! А по-другому как можно было бы озаглавить текст?
– Тоже хорошо. А теперь перейдём к вашим вопросам к тексту.
– Почему мальчик не сказал ручью «Cпасибо»?
– Он думал, что ручей не живой, и он не знает, что такое слово «Спасибо».
– Ручей не знает человеческого языка.
– Ручей не поймёт, что его благодарят.
– То есть, мальчик чего-то ещё недопонимал?
Вопрос другого ученика:
– А почему дедушка сказал, что именно волк не скажет «Спасибо»?
– А все остальные животные скажут?
– Все остальные животные тоже не скажут.
Вопрос третьего ученика:
– А всё-таки, почему он именно волка назвал?
– Потому что он злой.
– Это он образно сказал.
– Он вместо волка имел в виду человека.
– Волк – это символ грубости, непонимания, невежественности. Всё это дедушка вложил в образ волка. Антон тоже хочет задать вам вопрос:
– А почему они пили из ручья? Там же могла быть грязная вода.
– А если их жажда мучила?
– Люди, когда хотят пить, они даже из грязного болота пьют воду.
– В том ручье, наверное, была родниковая вода.
– Ребята, у меня есть один вопрос, можно? Что имел в виду Сухомлинский в конце рассказа: «Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий». О каком пути идёт речь?
– Путь домой, наверное.
– Может, вообще путь жизненный.
– Мальчику ещё долго жить.
– Да. Он ставит перед собой вопросы и должен решать их мудро. С помощью, конечно, окружающих его мудрых людей. Вы, вслед за Сухомлинским, хорошо сказали: «Путь предстоял долгий». И постоянно возникают какие-то проблемы, какие-то вопросы, требующие человеческого разрешения.
А теперь заглянем в слово «СПАСИБО». На нашем уроке это главное слово.
– Это переводится как: «Спаси Бог».
– Переводится как: «Спаси меня Бог».
– Тебя только спаси? Спаси Бог и меня, и тебя, и того, кому я помог, и всех людей. Вот так надо быть настроенным. Вы, наверное, знаете, вместо «СПАСИБО» какое слово можно использовать в том же значении?
– Да! Благо дарить. Благо – скажите, как это слово понимать?
– Даришь. Даришь благо. Благо дарю. Вы задумывались над этим словом? Я очень хочу, чтобы вы записали в тетрадях эти два слова и изречение Платона. Где и когда жил Платон?
– В четвёртом веке до рождества Христова. Послушайте, что он сказал: «Благодарность – признак благородства души». Нравится вам это изречение?
– Закрыли кавычки и внизу пишем: Платон. Это величайший мудрец древности. Какой вывод для себя вы делаете из этого изречения?
– Если ты других благодаришь, то ты сам делаешь добро.
– Если ты другим говоришь «спасибо» и добрые слова, то потом и тебе тоже их будут говорить.
– Ты даришь улыбку человеку, когда говоришь эти слова.
– Великолепно. Может, скажете, чем вы себя обогатили, что вам понравилось на уроке?
– Мне понравился рассказ и вопросы.
– Понравилось, какое Вы дали домашнее задание, и вопросы.
– А мне комментарии и реплики понравились, которые ставили к тексту «Ножичек с костяной ручкой».
– Да, хорошие вы ставили вопросы, мудрые.
И чтобы благородство души иметь, надо быть всегда благодарным. Пусть даже человек что-то не так делает, но надо с улыбкой смотреть на него и на окружающих и быть благодарным всем.
Урок закончен. Спасибо вам большое.
Размышления после урока
Благодатный материал в плане раскрытия подтекстов представляет рассказ В.А.Сухомлинского «Для чего говорят “Cпасибо”?».
С первого взгляда текст кажется уж очень кратким, доступным и простым. Нечего в нём обсуждать.
Идут по лесу дед и внук. Обоих мучит жажда. Вдруг видят – ручеёк. Обрадовались. Пьют воду. И дедушка благодарит ручей. А мальчик недоумевает: «Ведь ручей не живой, не поймёт вашей благодарности?»
И дедушка отвечает удивительно простой мудростью: «Если бы напился волк, он бы “спасибо” не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит “спасибо”? Подумай, кому нужно это слово?»
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий.
Вот и весь рассказ, в котором мальчик пока не понимает и поэтому думает, что «спасибо» говорят только тому, кто сделал что-то хорошее тебе.
А дедушка иначе мыслит: «спасибо» – это значит – Спаси Бог и тебя, и меня, очевидно, за то, что мы – люди, и, в отличие от зверей и животных, спасибо можем говорить бескорыстно всем, кто нас окружает, не ожидая взамен благодарности.
Но дедушка также знал: чтобы это понять, мальчику предстоял долгий жизненный путь совершенствования своих человеческих качеств, своей души и духовности.
Вот на какие мысли и раздумья нас наталкивают подтексты в рассказе В.А.Сухомлинского «Для чего говорят «Спасибо»?
Ход урока
1. Организационный момент.
Ученики:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро!
Солнцу и птицам!
-Доброе утро!-
Улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
-Добрый день, дорогие ребята и учителя! Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Мы рады видеть всех вас. Давайте дружно, скажем «Здравствуйте!» всем нашим дорогим гостям.
2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
— Из чего состоит наша речь?
— Какая бывает речь?
— Для чего нужна людям речь?
— А какая должна быть речь?
На доске написаны слова. Выберите нужные.
Речь
Правильная
Грубая
Точная
Некрасивая
…………….( одно слово спрятано и нам предстоит узнать его)
Два ученика выходят к доске и читают диалог.
1уч. – Что ты делаешь?
2уч. – Ничего.
1уч. – Приходи ко мне в гости.
2уч. – Зачем?
1уч. – Играть.
2уч. – Хорошо, приду.
Здравствуйте, привет всем вам,
Как вы поживаете?
Я надеюсь, вы меня
Часто вспоминаете?
Без меня прожить нельзя,
Просто невозможно!
Что за слово я, друзья,
Угадать несложно!
«Добрый вечер» спать уложит,
«Утро доброе» разбудит.
«Добрый день» во всем поможет,
Но тому, кто добрым будет.
Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
• Слово это, словно ключик,
Золотой и сказочный.
Будто самый светлый лучик,
Звать его – «пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду
Слово это трудится.
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется! СПАСИБО
Вредные советы
Вежливый мальчик всегда дёргает девочек за косички.
Вежливые дети никогда не уступают место старшим.
Воспитанные дети обёртку от конфеты выбрасывают на тротуар.
Проходить на свое место в кинотеатре нужно спиной к тем, кто сидит.
Воспитанные девочки всегда вытирают руки о платье.
Молодцы ребята!
Семафор вежливости
У ребят на столах красные и зелёные кружки.
Красные – запрет
Зелёные – разрешение
Слушаем и оцениваем поступок ребят карточкой определённого цвета.
Сухомлинский для чего говорят спасибо текст читать
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын.
Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел, и ручеек журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
— Отец, куда идет бабушка?— спросил сын.
— Увидеть, встретить или проводить,— ответил отец.
— Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте»,— сказал отец.
— Для чего же ей говорить это слово?— удивился сын.
— Мы ведь совсем незнакомы.
— А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
Вот и бабушка.
— Здравствуйте,— сказал сын.
— Здравствуйте,— сказал отец.
— Здравствуйте,— сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче.
По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали.
В кустах запели птицы — до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
— Почему это так?— спросил сын.
— Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыбнулся.