Свадьба кречинского о чем пьеса
Краткое содержание Сухово-Кобылин Свадьба Кречинского
Помещик по имени Петр Константинович Муромский уже несколько живет в Москве вместе с дочерью Лидой в доме у тети Анны. Муромский был состоятельным человеком и владел большими землями в Ярославле. Лиде было 20 лет и у нее было много поклонников среди московских парней. Тетя планировала устраивать дома светские мероприятия для того, чтобы найти жениха для Лиды. В этом не было никакой нужды. Девушка сообщила тете, что у нее есть жених. Она познакомилась с ним на светском балу. Его зовут Михаил Васильевич Кречинский. Он сделал ей предложение и хотел получить ответ незамедлительно. Поскольку на днях уезжал из города. Девушка не могла согласиться, не получив благословение отца.
Муромский должен хорошо знать своего будущего зятя. Кречинский был загадочным человеком. Он посещал дом Лиды очень часто. За короткое время он вошел в доверие к тете и самой Лиде. Михаилу было почти 40 лет. Он отличался бакенбардами и статностью. Он говорил на французском языке и умел танцевать. Кречинский общался с людьми из высшего общества. По слухам он обладал крупным имением в губернии. Для Лиды он подарил ей брошь с крупным бриллиантом, изготовленным по авторскому дизайну. Муромского его личностные качества не интересовали. По слухам Кречинский постоянно посещал клубы и играл в карты. При этом всегда проигрывал и имел долги. Муромский планировал отдать дочь за Владимира Нелькина, который был давним другом семьи. Особыми талантами он не обладал, кроме застенчивости и скромности. Но зато он имел крупное имение и земли. Он постоянно ходил в дом Муромского и сильно любил Лиду.
По стараниям тети Муромский дает согласие на брак дочери с Кречинским. Нелькин был в отчаянии и хотел испортить свадьбу. На руках он имел доказательства того, что Кречинский не очень честный человек. По словам Нелькина, Кречинский был страшным игроком и бредил картами. А у Лиды было большое приданное в сумме 1 500 000 и сверху 200 000 капитала. Кречинский находился в критическом состоянии и связался с шулером Расплюевым, который имел только ничтожные выигрыши. За ним постоянно гонялись кредиторы. К Кречинскому пришел купец Щебнев и потребовал вернуть долг. При отказе он пригрозил объявить Кречинского банкротом. Чтобы расплатиться с долгами он должен сыграть свадьбу в ближайшие 3 дня. Щебнев дал согласие подождать 3 дня. Кречинский отправил Расплюева к ростовщикам, чтобы попросить немного денег в долг с обещанием скоро расплатиться. Расплюев вернулся с пустыми руками, поскольку ростовщики ему отказали, потребовав залог. У Кречинского ничего не было кроме золотых часов, которые стоят 75 рублей.
В миг безнадежности Кречинский придумал план, как раздобыть залог. У него на руках была поддельная брошь, по которой изготовили подарок для Лиды.
Отправив письмо с цветами Кречинский получает бриллиантовую брошь на время. Он получает у ростовщика деньги под залог и незаметно подменяет бриллиантовую брошь на подделку. Кречинский получил деньги и брошь. Он раздал долги, оплатил все счета и услуги и подготовил дом для приема семейства невесты.
Вечер приема, все гости в восторге, особенно Муромский. Тут в дом врывается Нелькин и говорит, что Кречинский вор. Он украл брошь у Лиды и отнес ее к ростовщику. Тут Кречинский делает вид, что оскорблен и берет слово у Муромского. Если бриллиант окажется у него, старик должен сразу же прогнать Нелькина. Кречинский показывает гостям брошь. Нелькин был опозорен. Муромский прогоняет Нелькина. Но жениху этого было мало. Он сделал вид, что сильно обижен, поскольку семья поверила глупым сплетням про добросовестного будущего зятя. Все начали умолять простить. Кречинский согласился простить при единственном условии. Условие было таково, что свадьба должна быть сыграна завтра же. Все дают свое согласие.
Осталось только выпроводить гостей, пока Нелькин не привел ростовщика. Все двинулись к выходу и тут в дверь начали сильно стучать. Кречинский закрыл дверь на ключ и приказал не открывать. Тут он признал свое поражение. В дом ворвался Нелькин с ростовщиком и полицейскими. От тюрьмы Кречинского спасает Лида, отдав бриллиант ростовщику. Семейство Муромских благополучно уходит из имения Кречинского.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
В рассказе говорится про бодливую корову и в некоторой степени этот рассказ является отсылкой к известной пословице, согласно которой, бодливой корове бог рогов не дает. Автор в свою очередь не только опровергает такое суждение
Герой повести – Вася. Он рассказывает об одном из эпизодов своего детства. Мальчик живет со своим отцом-судьей в польском захудалом городке Княжье-Вено.
Главного героя зовут Линдси Форд. Он сбежал из острога в Австралии и приехал в Бомбей. В Бомбее он познакомился с Прабакером, которого нанимает в качестве гида. Он показал работодателю Бомбей и нашел дешевый дом
В книге рассказывается про Англию в 1586 году. Главной героиней книги является Мария Стюарт. Она была сводной сестрой королевы Елизаветы. Кроме самой королевы леди Стюарт претендовала на английский трон
Произведение повествует нам историю человека, совершившего тяжелое преступление, и только перед смертной казнью задумывается о сути человеческой жизни.
Краткое содержание пьесы Свадьба Кречинского Сухово-Кобылина
Богатый ярославский помещик Петр Константинович Муромский, вдовец, отец взрослой дочери, проводит зиму в Москве. Это сделано по настоянию его родственницы Анны Антоновны Атуевой, присматривающей за дочерью Муромского Лидочкой. По мнению Анны Антоновны, Лидии пора задуматься о женихе, а подходящая для неё партия отыщется только в столице. Молодая девушка, попав в большой город и находясь под влиянием тётушки, увлекается немолодым, но очень привлекательным светским щёголем Михаилом Васильевичем Кречинским. Атуева одобряет её выбор: Кречинский в два раза старше Лиды, но имеет идеальные манеры, прекрасный вкус, хорошо говорит по-французски, танцует, известен в свете.
Постоянным пребыванием Кречинского в доме Муромских недоволен друг и сосед по имению Петра Константиновича Владимир Дмитриевич Нелькин. Это молодой человек, скромный, порядочный, трудолюбивый. С Муромским его сближает увлечённость сельским хозяйством. Он влюблён в Лидочку и только из-за этого сейчас тоже живёт в Москве. Девушке и её тёте Владимир не нравится: он слишком провинциален, плохо танцует, не умеет поддержать разговор в обществе.
Кречинский делает на бале предложение Лидии, о чём она сообщает тётушке. Обе дамы желают этого союза, но боятся недовольства отца. Он слышал о светском красавце немало плохого: азартный игрок, промотал собственное состояние, порядочные люди разорвали знакомство с ним.
Кречинский хитростью получает благословение на брак. Свадьба назначена через 10 дней. Однако отвергнутый Нелькин убеждён в бесчестии жениха и клянётся разоблачить его.
В следующей сцене, проходящей в доме Кречинского, читатель из монологов и диалогов Фёдора (его слуги) и Расплюева (его приятеля) узнаёт об истинном состоянии дел персонажа. Он окончательно разорён, имеет крупные долги. Женитьба на девице Муромской – последний шанс заполучить большой капитал, освободиться от долгов и продолжить весёлую жизнь игрока. Сейчас у него нет денег даже на свадьбу. В клубе его имя вот-вот будет внесено в позорный список игроков, которые не платят по долгам. Об этом мгновенно узнает вся Москва, и тогда о венчании можно забыть.
По поручению Михаила Васильевича Расплюев закладывает серебряные часы и с большим свадебным букетом едет к Лидочке. Ему нужна её булавка (разновидность брошки), очень дорогая вещь, оправленный в золото драгоценный камень. Это украшение изготовлено по образцу хранящейся у Кречинского булавки – дешёвой, но изящной поделки. Взятую на время под выдуманным предлогом у Лидии брошь Кречинский отдаёт в залог за 6 тысяч, подменив в последний момент настоящую драгоценность медной копией. На вырученные средства он устраивает званый вечер с будущими родственниками. Появившийся Нелькин рассказывает, что следил за соперником и видел, как тот отнёс ростовщику булавку Лидии. Однако Кречинский предъявляет украшение, и Владимир с позором изгнан, как сплетник и клеветник.
Кречинский, чувствуя приближение опасности, требует венчаться уже в ближайшие дни. После чего спешит выпроводить гостей. Но его планам мешает настойчивый стук во входную дверь. Нелькин вернулся и привёл с собой не только обманутого, озлобленного ростовщика Бека, но и полицейского пристава. Мошенничество раскрыто. Расплюеву и Кречинскому грозит арест, но Лидочка отдаёт Беку булавку, под залог которой были даны деньги. Кречинский удовлетворён таким исходом дела. Муромские решают немедленно покинуть Москву.
Нравственный урок пьесы состоит в утверждении подлинных ценностей (искренность, простота нравов, порядочность, истинное достоинство, плодотворный труд) над фальшивыми, такими, как умение производить впечатление в обществе, показное изящество, неразумное следование моде. В общем, комедия утверждает приоритет внутренней чистоты над внешним блеском.
Также читают:
Популярные сегодня пересказы
На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий в мировой литературе появились произведения талантливой и неординарной английской писательницы Джейн Остин
Человечество всегда интересовал вопрос, существует ли цивилизация еще на какой-нибудь планете. Есть люди, которые ограничиваются только предположениями, а есть те, кто действует.
Илья Муромец – это великий русский богатырь. Он родился в городе Муроме, который находился не далеко от славного града Киева. Утром он посетил церковную службу, после чего поспешил, чтобы успеть прибыть в Киев
Сказочная повесть «Приключения Незнайки и его друзей» была написана Николаем Николаевичем Носовым в 1954 году. Главными персонажами произведения становятся жизнерадостные крошечные человечки
Свадьба Кречинского
«Свадьба Кречинского» — комедия в трёх действиях Александра Сухово-Кобылина, написанная в 1854 году. В основу пьесы положен ходивший в московском обществе рассказ о светском шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера. Выходу произведения предшествовала драма: автор, обвинённый в убийстве своей гражданской жены, фрагменты пьесы создавал в тюрьме. Комедия представляет собой первую часть драматургической трилогии, в которую входят также «Дело» и «Смерть Тарелкина». Первая публикация — журнал «Современник» (1856, т. 57, № 5). Пьеса вошла в репертуар российских театров, ставилась на сценах Франции и Румынии.
История создания
Осенью 1850 года неподалёку от Пресненской заставы было найдено тело француженки Луизы Симон-Деманш — гражданской жены Сухово-Кобылина. Вначале под подозрением находились слуги убитой женщины; позже появилось «дело Сухово-Кобылина». Следствие продолжалось семь лет; за эти годы писатель дважды побывал под арестом и полностью поменял образ жизни. По словам литературоведа Натальи Старосельской, Александр Васильевич «попал в ситуацию, неизживаемую в принципе»: где бы он ни находился, за ним тянулся шлейф сплетен и пересудов. Вынужденный закрыться от светского общества, сократить до минимума число друзей, Сухово-Кобылин переосмыслил взгляды на жизнь. В его дневнике появилась запись:
Работа над комедией началась летом 1852 года. Исследователи сходятся во мнении, что тема была подсказана Сухово-Кобылину самой жизнью: он хорошо знал московские и провинциальные нравы. Однако в вопросе о том, какие именно события легли в основу сюжета, имеются разночтения. По одной из версий, историю несостоявшейся женитьбы писатель услышал в доме своей сестры от одного из гостей; по другой — узнал о ней от ярославских помещиков, рассказывавших друг другу о «шулерских проделках» местного жителя по фамилии Крысинский.
В мае 1854 года драматург был повторно арестован; шесть месяцев, проведённых в тюрьме, были потрачены на доработку «Свадьбы Кречинского». Впоследствии автор вспоминал об этом времени и своём самообладании с некоторым удивлением:
После освобождения, состоявшегося в ноябре 1854 года, в жизни Сухово-Кобылина начался период новых сложностей: законченную пьесу отказалась принимать цензура, на рукописи в присутствии автора был «поставлен красный крест». Пока драматург занимался переписыванием отдельных сцен и шлифовкой эпизодов, его комедия «ходила в списках по Москве». Одобрение удалось получить лишь в августе 1855 года; цензор, занимавшийся «Свадьбой Кречинского», отметил в вердикте, что «язык этой пьесы очень груб, и хотя автор по замечаниям цензуры смягчил самые резкие места, но тем не менее всё сочинение несёт печать простонародности». Отметку «Позволяется» на докладе цензора поставил сам управляющий Третьим отделением Леонтий Дубельт.
Действующие лица
Сюжет
Действие первое
Действие начинается в доме помещика Муромского. Хозяин, страдая из-за вынужденной разлуки с родной деревней, с утра ведёт шумные разговоры с Анной Антоновной Атуевой — тёткой его дочери Лидочки. Спор идёт вокруг потенциальных женихов двадцатилетней девушки. Муромский хвалит помещика Владимира Дмитриевича Нелькина, человека серьёзного и к светским развлечениям равнодушного. Зато другой ухажёр Лидочки — Михаил Васильевич Кречинский — слывёт любителем клубов, игр и женщин, а потому не вызывает у Петра Константиновича симпатий.
Вскоре в доме появляется Кречинский, который, зная характеры его обитателей, легко находит общий язык с хозяевами. Муромскому он дарит бычка, привезённого, по словам Михаила Васильевича, из его симбирского имения; попутно Кречинский рассказывает, что мечтает перебраться в деревню и жить там вместе с доброй, покладистой женой до самой смерти. Зато Атуевой он признаётся, что сельская жизнь ему неинтересна — гораздо важнее навести светский лоск в московском доме Муромского. Пообещав растроганной тётке, что этот дом станет «первым в городе», Кречинский просит руки и сердца Лидочки.
Оставшись наедине с собой, Михаил Васильевич вслух размышляет о том, что если его идея осуществится, то он обретёт огромное состояние. Против её реализации — Муромский и Нелькин. Зато в качестве поддержки можно использовать Лидочку, не скрывающую своей влюблённости в Кречинского, её тётку и симбирского бычка. Оказавшийся поблизости Владимир Дмитриевич слышит эти рассуждения; он решает выяснить, какую аферу замыслил соперник.
Действие второе
Фёдор, камердинер Кречинского, делает уборку в квартире Кречинского, попутно вспоминая о том, как в былые времена, когда у его хозяина водились большие деньги, Михаил Васильевич постоянно устраивал великосветские попойки с участием знатных людей. Теперь же, прокутив всё, включая собственное имение, Кречинский не имеет ничего, кроме долгов; из всех приятелей у него остался только сосед Расплюев, у которого тоже ничего нет за душой.
Именно с Расплюевым Кречинский делится своими планами: женившись на Лидии Муромской, он получает полторы тысячи душ и двести тысяч чистого капитала. Поставив обретённое богатство на кон, он сможет выиграть ещё два миллиона. Единственное препятствие к реализации этой задумки связано с отсутствием трёх тысяч рублей: деньги срочно нужны на предстоящие свадебные расходы. Затем в квартиру Кречинского начинают наведываться кредиторы: извозчик, прачка, торговец дровами. Особенно беспокоит хозяина визит купца Щебнева: тот требует вернуть карточный долг, обещая в случае отказа занести фамилию неплательщика в специальную книжечку и передать её в клуб, завсегдатаем которого является Михаил Васильевич.
Выход из положения подсказывает найденная в бюро булавка со стразами. Вспомнив, что у Лидочки есть точно такая же, только обрамлённая бриллиантами, Михаил Васильевич пишет невесте письмо с просьбой прислать украшение. После того как отправленный с поручением Расплюев возвращается от Муромских, Кречинский кладёт две одинаковые с виду булавки в бумажник и уходит к ростовщику Беку. Вернувшись с пачками денег, он просит Расплюева рассчитаться с кредиторами и объявляет, что вечером, когда к нему придут в гости Муромские и Атуева, одолженная булавка должна быть возвращена Лидии Петровне.
Действие третье
Во время ужина, проходящего у Кречинского, в квартире появляется Нелькин, который сообщает собравшимся, что хозяин дома — вор и шулер: он выпросил у невесты дорогую булавку и заложил её ростовщику. Поднимается шум; Михаил Васильевич вынимает украшение из бюро, отдаёт Лидочке, после чего указывает сопернику на дверь. Пётр Константинович, понимая, что Кречинский оскорблён, а дочь расстроена, извиняется перед будущим зятем за прежнее недоверие; свадьбу по предложению жениха решают сыграть на следующий день.
Хозяин и гости уже мирно расстаются, когда в квартиру входит полицейский, сопровождаемый ростовщиком Беком. Тот кричит, что Кречинский во время сделки совершил подлог и передал ему фальшивую булавку. Понимая, что Михаилу Васильевичу грозит тюрьма, Лидочка отдаёт Беку своё драгоценное украшение и со слезами на глазах объясняет, что подмена случилась в результате ошибки. Затем девушка с рыданиями покидает квартиру; следом за ней «от срама» бегут Муромский и Атуева.
Сценическая судьба
Ещё до второго ареста Сухово-Кобылин успел передать свою пьесу труппе Малого театра. Произошло распределение ролей, артисты приступили к репетициям. Осенью 1855 года вышедший из тюрьмы автор включился в постановочный процесс; в его дневнике появилась запись:
Автор сам составлял текст пригласительных билетов, следил за созданием афиши. Накануне премьеры он написал в дневнике, что «странно и смутно видеть моё имя на огромной афише бенефицианта» Сергея Шумского. Премьера состоялась в конце ноября 1855 года и была признана успешной; после спектакля исполнители главных ролей поздравили автора, который все три действия, стараясь не попадаться на глаза зрителям, сидел в ложе. Единственное, что расстроило Сухово-Кобылина в этот день, — отсутствие в театре матери Марии Ивановны. Рассказывая ей о своём успехе, Александр Васильевич отметил, что в зале был аншлаг, несмотря на то, что цена билета в ложу достигала семидесяти рублей серебром. На следующий спектакль, как сообщал Сухово-Кобылин в том же письме, свободных мест в зале уже не оставалось. Отдельно он упомянул о реакции публики, пытавшейся аплодисментами вызвать автора на сцену: «Но я не вышел. Не стоят они того, чтобы я перед ними поклонился».
Через семь месяцев, в мае 1856 года, со «Свадьбой Кречинского» познакомились и жители Петербурга. В спектакле Александринского театра Кречинского играл Василий Самойлов, соединивший «внешний лоск» своего героя с «замашками дурного тона». По данным исследователей, Сухово-Кобылину трактовка этой роли на петербургской сцене нравилась больше, чем на московской, где Кречинский-Шумский «был слишком изящен».
Отзывы и рецензии
Первая рецензия на комедию появилась в газете «Московские ведомости» за два месяца до премьеры. Автор заметки, опубликованной 22 сентября 1855 года, сообщил, что ему довелось присутствовать при чтении «Свадьбы Кречинского», и поздравил русскую литературу «с замечательным приобретением»:
Накануне премьеры «Московские ведомости» вновь обратились к «Свадьбе Кречинского», сделав на страницах газеты анонс предстоящего спектакля. Фамилия журналиста, оценившего дар Сухово-Кобылина, напечатана не была; по мнению литературоведов, за этими заметками стоял писатель Евгений Феоктистов.
Рецензия на сам спектакль, напечатанная после премьеры, изобиловала светскими подробностями: автор сообщал о многочисленных «каретах и экипажах», которые «вечером вереницею спешили один за другим к подъезду Малого театра», о суете возле касс и живом общении публики, собравшейся в зале». Настоящий анализ спектакля появился лишь через три недели: автор публикации Фёдор Корш отметил, что произведение Сухово-Кобылина напрасно названо комедией — по своей жанровой принадлежности оно «имеет скорее трагический характер». О том же самом в беседе с драматургом упомянула и поэтесса Евдокия Растопчина, признавшаяся, что общее впечатление после просмотра у неё было тяжёлым.
Герои и прототипы
Литературовед Наталья Старосельская в книге «Сухово-Кобылин» упоминает об одной из публикаций (1903), согласно которой и сюжет пьесы, и образ Кречинского были подсказаны автору жизнью. Речь идёт о громкой истории, в которой участвовал некто Крысинский, «выдававший себя за графа, а потому имевший вход в лучшее петербургское общество». После разоблачения выяснилось, что на самом деле лже-граф был слугой одного знатного человека. Сухово-Кобылин познакомился с Крысинским в Ярославле; из разговоров с ним он получил много драматургического материала, использованного впоследствии в комедии.
По другой версии, принадлежащей театральному критику Константину Лазаревичу Рудницкому, прототипом Кречинского был представитель «золотой молодёжи» Николай Павлович Голохвастов, внешность и образ жизни которого («Балы, обеды, спектакли следовали друг за другом, его дом с утра был набит охотниками до хорошего завтрака, знатоками вин, танцующей молодежью, интересными французами, гвардейскими офицерами») почти буквально воспроизведены во втором действии пьесы Сухово-Кобылина.
К созданию образа Расплюева, по некоторым данным, Сухово-Кобылина могло подтолкнуть знакомство с ярославским жителем Евсеем Крыловым — «бильярдным игроком и шулером». Если Кречинский, несмотря на тяготы и безденежье, всё-таки несёт в себе определённую харизму, то его сосед и приятель выглядит человеком, дошедшим до последней черты нравственного падения. О том, насколько важна была Сухово-Кобылину точность при обрисовке этого персонажа, свидетельствуют замечания драматурга, сделанные исполнителю роли Расплюева Прову Михайловичу Садовскому: по мнению автора пьесы, актёру нужно было сместить акценты, чтобы на сцене находился «не хам-пропойца, а прогоревший помещик».
Отец Лидочки Пётр Константинович Муромский — это представитель «провинциального поместного барства», которому сложно вписаться в мир помпезного московского дворянства. По своей сути он душевный пожилой человек; желания и просьбы дочери для него закон. Ему чужды шик и пафос московского бомонда, и этим он отличается от Атуевой, стремящейся соответствовать светской моде. Однако авторская симпатия к Муромскому не мешает драматургу подчёркивать, что во многих своих поступках этот персонаж является носителем «ограниченности и провинциальности». То же самое касается его дочери: Лидочка почти до конца комедии остаётся девушкой простоватой, со стёртой индивидуальностью. Её пробуждение происходит только в заключительной сцене, когда зритель обнаруживает, что милая и наивная героиня имеет благородный и сильный характер.
Лидочкин ухажёр Нелькин противоречивостью натуры напоминает своего соперника Кречинского. Он по-настоящему влюблён в девушку, искренне стремится быть полезным её отцу. Но метания этого персонажа, стремление подсмотреть, подслушать, выведать и вывести на чистую воду никого не делают счастливыми.
Речь героев. Диалоги
Язык каждого из героев комедии обладает «стилистическими нюансами и интонациями», присущими представителям того или иного общественного круга. Так, Муромский, значительную часть жизни проведший в деревне и долго общавшийся с крестьянами, привык разговаривать просто, без изысков. Сухово-Кобылин, подчёркивая близость этого персонажа к земле, включает в его реплики поговорки, присказки и простонародные выражения. Атуева, напротив, старается имитировать речь высшего сословия, однако избавиться от привычных слов ей не удаётся — это проявляется в таких фразах, как «Вот, вчера выхлопотала ему приглашение у княгини — стащила на бал».
«Свадьба Кречинского». Театр Корша (1897)
Кречинский, манера общения которого так восхищает Атуеву, был некогда близок к светскому обществу; отсюда — его умение использовать в разговоре с Лидочкиной тёткой «салонный стиль». В то же время, общаясь с Муромским, герой способен легко скрыть изысканность речи — в диалогах с потенциальным тестем Михаил Васильевич старается проявить себя как выходец из народной среды. Наконец, оставшись наедине с собой, Кречинский рассуждает о будущей свадьбе как игрок: в его лексикон появляются «термины карточной игры и жаргонные выражения».
Диалоги в пьесе — это ещё одна возможность максимально полно раскрыть характеры героев. По замечанию Лидии Лотман, разговор Кречинского и Муромского (первое действие) превращается в бессмысленное общение, потому что Михаил Васильевич, подражая языку Петра Константиновича, «как эхо» воспроизводит сказанные помещиком слова. Зато «совещание» в квартире Кречинского (второе действие), в котором, кроме хозяина, участвует Расплюев — это, с одной стороны, контакт сообщников, понимающих друг друга с полуслова; с другой — демонстрация «стены», которую верховодящий в дуэте Михаил Васильевич возводит между собой и приятелем.
Жанр произведения
В среде литературоведов нет единого мнения относительно жанровой принадлежности пьесы «Свадьба Кречинского». Так, Лидия Лотман убеждена, что пьеса Сухово-Кобылина — социальная комедия, потому что в ней действуют «социально-типичные герои», поставленные в «социально-типичную ситуацию». По мнению составителей «Литературной энциклопедии», пьеса «по своим формальным особенностям» близка французской комедии; в подтверждение авторы издания приводят слова Сухово-Кобылина, рассказывавшего, что во время работы над своим первым произведением он постоянно «вспоминал парижские театры, водевиль, Бюффе». Публицист Д. Мирский увидел в пьесе черты «чисто плутовской комедии»:
Постановки в Российской империи
Премьера — 28 ноября (10 декабря по новому стилю) 1855 года в Малом театре, бенефис С. В. Шумского (Муромский — М. С. Щепкин, Лидочка — А. А. Воронова, Атуева — Н. В. Рыкалова, Нелькин — С. В. Васильев, Расплюев — П. М. Садовский, Бек — И. Е. Турчанинов, Щебнев — Н. М. Никифоров, Федор — В. А. Дмитревский).
«Свадьба Кречинского» ставилась в Театре Корша (1889, 1895, 1911) и др. Пьеса шла на многих крупных провинциальных сценах (Воронеж, Казань, Киев, Нижний Новгород, Одесса, Харьков и т. д.). «Свадьбой Кречинского» в исполнении труппы п/у Е. В. Лаврова завершил свой первый сезон (1883/1884 год) постоянный русский театр в Риге. Роли Кречинского и Расплюева были популярны в гастрольном репертуаре (например, Расплюев — В. Н. Андреев-Бурлак). В мае 1900 года в Ярославле, в честь 150-летия русского театра, была дана «Свадьба Кречинского» с артистами Александринского театра — К. А. Варламова (Муромский), Рыкаловой (Атуева), А. П. Ленского (Кречинский), В. Н. Давыдова (Расплюев) и другими.