Так благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей
Псалом 22
Псалом 22: Великий Пастырь
Двадцать второй псалом является, возможно, самым любимым из всей существующей поэзии. Поется ли он на величественную мелодию Краймонда или декламируется на занятиях воскресной школы, он сохраняет непреходящее очарование и выражает бессмертные истины. «Благословен тот день», написал один старинный богослов, «когда рожден был 22-й псалом!»
Вряд ли нам удастся улучшить описание Дж. Р. Литлпрауда:
«Секрет счастливой жизни — каждая потребность восполнена. «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Секрет счастливой смерти — всякий страх изжит. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Секрет счастливой вечности — все желания сбылись. «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни»».
22:1 Несмотря на свою всемирную известность, этот псалом подходит не каждому. Он относится только к тем, кто имеет право сказать: «Господь — Пастырь мой». Верно, что Пастырь добрый умер за всех, но только те, кто действительно и со всей определенностью принял Его верою, являются Его паствой. Его спасительное свершение действительно для всех, но действенно только для тех, кто истинно верует в Него. Поэтому все сводится к притяжательному местоимению мой. Если Он — не мой Пастырь, то этот псалом не имеет ко мне никакого отношения. С другой стороны, если
Он — действительно мой, а я — действительно Его, то Он — все для меня!
22:2 У меня не будет недостатка в пище для души или тела, потому что Он покоит меня на злачных пажитях. Я не буду страдать от жажды или засухи, ведь Он водит меня к водам тихим.
22:3 Я не почувствую упадка сил, потому что Он подкрепляет душу мою.
Я не останусь и без нравственного наставления, так как Он направляет меня на стези правды ради имени Своего.
У нас вызывает улыбку рассказ о юном ученике, который разволновался и сразил публику, когда, декламируя этот псалом, изобрел новую версию слов: «Господь — Пастырь мой; я ни о чем не буду волноваться». Однако он не так уж сильно ошибся. Пусть он неточно запомнил слова, зато передал точный смысл. Если Господь — наш Пастырь, нам действительно не нужно ни о чем беспокоиться!
Верно то, что у христиан могут быть какие-то опасения относительно тех страданий, которые так часто предшествуют смерти. Как, по рассказам, воскликнул один святой прежних дней, «Я не против, чтобы Господь разрушил мою земную хижину, но я надеюсь, что Он разрушит ее мягко и нежно!»
Жезл и посох Пастыря успокаивают верующего, защищают и направляют его. При необходимости Он может употребить жезл и для вразумления. Большинству овец такое наставление время от времени необходимо.
22:5 Тем временем Пастырь приготовил трапезу для нас в присутствии наших врагов. В эту трапезу входят все духовные благословения, которые Он приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Эта трапеза символизирует собой все, что есть нашего во Христе. Несмотря на окружающих нас врагов, мы мирно и покойно вкушаем эти благословения.
Дж. Г. Джоуэтт приводит пример: «Восточное гостеприимство гарантирует безопасность гостя. «Все священные законы гостеприимства ограждают его от причинения вреда. Его вводят в дом, ставят перед ним еду, а его нерасторопные преследователи тем временем хмуро стоят у двери»».
Пастырь также умащает нам голову елеем. Пастухи, заботясь об овцах, смазывают у них на голове елеем колтуны и ссадины. Для священника помазание елеем означает освящение его на служение. Для царя помазание происходит при коронации. Каждый верующий получает помазание Святым Духом в тот момент, когда принимает Спасителя. Этим помазанием обеспечивается для него учительное служение Бога Духа Святого.
Когда мы задумываемся обо всем изобилии благодати, которую мы обретаем в Иисусе Христе, нас пронзает благодарное понимание: «Чаша моя преисполнена!»
Любовь Его безмерна,
Бесконечна благодать,
Пределов Его власти
Никогда нам не узнать
И благодати во Христе
Вовек не исчерпать.
Анни Джонсон Флинт.
22:6 И наконец, нас ждет секрет счастья в вечности. Божии благость и милость сопровождают нас во все дни жизни нашей, и в конце концов мы оказываемся в доме Отца, нашей вечной обители. Думая обо всем этом, мы не можем не согласиться с Гаем Кингом, который сказал: «какие же мы счастливые нищие!»
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 22
Серия “Глазами пастыря. Псалом 22”: “Так, благость и милость да сопровождают меня.” Часть 11.
(Информация взята из книги В. Филиппа Келлера “Псалом 22 с точки зрения чабана”. Настолько интересная книга, что мы не смогли не поделиться ею. Наслаждайтесь)
Вопрос доверия
Рассуждая над этим Псалмом, мы подчеркивали, с какой заботливостью и предусмотрительностью способный пастух выполняет свои обязанности. Говорили о том, как важен неустанный труд пастуха ради благополучия своих овец. В общих чертах было перечислено, какой уход и помощь получают овцы при умелом и нежном попечении пастыря.
Все это псалмопевец суммирует в простом, но смелом утверждении: „Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей…”
Овца знает о своем привилегированном положении у такого пастуха. Что бы ни случилось, она всегда и везде может быть убеждена, что окружена благостью и милостью. Уверенная в том, что принадлежит способному, сочувствующему и понимающему ее владельцу, она исполнена утешения и надежды. О чем ей еще заботиться? Характерной особенностью выпадающего на ее долю ухода являются благость и милость, исходящие от умелых и любящих рук ее господина.
Это утверждение не только смелое, оно выражает даже некоторую гордость и доверие к пастуху, который добросовестно следит за ростом и судьбой овец.
Сколько христиан так же доверяют Иисусу Христу, их Господу и Пастырю? Кто из нас действительно вполне сознает, что благость и милость будут сопровождать его, что бы ни случилось? Конечно, легко говорить так, когда мне хорошо. Если я радуюсь хорошему здоровью, увеличивается мой доход, если в семье дела идут хорошо и я окружен друзьями, тогда нетрудно сказать: „Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей…”
А что, если я заболею? Как я себя чувствую, когда лишаюсь рабочего места и мне не хватает денег оплатить счета и взносы? Что происходит, когда мои дети-школьники остаются на второй год или примыкают к плохой компании? Как я реагирую, когда мои друзья неожиданно оказываются ненадежными и выступают против меня?
В такие кризисные моменты испытывается наше доверие к доброму Пастырю. В таких ситуациях нас ничто не устраивает и жизнь выглядит всего лишь перечнем благочестивых поговорок. И тогда, кажется, что очень сложно утверждать: „Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей”. Не так ли? Это выглядит, как насмешка и глумление? Но на самом деле, нужно продолжать утверждать Слово Божье!
Оглядываясь на свою жизнь, я прихожу к выводу, что мой добрый Пастырь Иисус Христос уделял мне такую же любовь, какую и я овцам. В моей жизни бывали события, которые я принимал за самое большое несчастье; Он вел меня путями, которые казались мне тупиками; мне пришлось пережить дни, когда я думал, что не выживу. И все же в конце концов я одержал победу, уповая на Господа и Его Слово!
Моим ограниченным человеческим умом я не всегда мог понять водительство моего Учителя, потому что Его мудрость безгранична и непостижима. Были времена, когда мне хотелось убежать из Его школы и перестать надеяться на Него. Я думал, что каким-то образом справлюсь лучше, если буду зависеть только от себя.
Но я так рад, что мой добрый Пастырь не позволил мне убежать. Единственным объяснением этому является Его любовь и сочувствие ко мне, Его овце. Несмотря на мои сомнения, страхи и опасения, правильно ли Он меня будет вести, Он поднимал меня и ласково вел вперед.
Я люблю Его, потому что Он прежде возлюбил меня. Его благость, милость и сострадание обновляются для меня каждый день. Моя надежда и мое доверие основаны на Его любви, постоянно оказываемой мне, Его собственности. Зная, что в каждой ситуации Он избирает для меня правильное и лучшее, я утешен.
След в жизни
Для меня это самая возвышенная характеристика моего доброго Пастыря. Он беспрерывно оказывает мне благость и милость. Они постоянно бьют ключом из источника, хотя я этого и не заслужил. В этом сущность всего, что до сих пор было высказано в Псалме.
Корень всякого попечения, старания, заботы, сочувствия и самопожертвования в Его любви – любви Того, Кто превыше всего любит Своих овец, Свой труд, Свое Пастырское призвание.
„Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец…” (Иоан. 10,11).
„Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою…” (1 Иоан. 3,16).
Рассуждая об этом, я должен задать себе вопрос: „Может ли этот поток любви и милости втекать в мою жизнь, как в озеро без стока? Можно ли пропустить его через себя, чтобы он и другим пошел на пользу?”
Да, это возможно. Но на это у многих из нас закрыты глаза.
Из моей жизни должны в практических действиях исходить благость и милосердие, чтобы другие могли подкрепляться ими.
Как я во все дни жизни моей получаю Божью благость и милость, так и меня всюду должны сопровождать благость и милость, приносящие пользу другим.
Может быть, в этом месте хорошо будет еще раз указать на то, что, оказавшись в неблагоприятных условиях, овцы могут нанести непоправимый вред. За короткий промежуток времени они могут разорить и опустошить участок земли. С другой стороны, под присмотром сведущего пастыря это самые полезные животные.
Никакие другие животные не дают такого сбалансированного по составу навоза, как овцы. Если его равномерно разбросать по пастбищу, он принесет почве огромную пользу. Привычка овец выбирать себе для отдыха место повыше способствует образованию гумуса на менее плодородном плоскогорье. Никакой другой вид скота не ест столько разнообразных сортов зеленого корма.
Овцы уничтожают сорняки и другие нежелательные растения, которые иначе беспрепятственно распространялись бы по полям. Например, они охотно едят цветки и нежные ростки канадского чертополоха, который, если его не держать под контролем, в течение короткого времени станет крайне вредным сорняком. За несколько лет стадо овец под компетентным руководством может восстановить участок разоренной земли, что не сможет сделать никакой другой вид животных.
В античной литературе об овцах говорится как о „животных с золотыми копытами”. То, что овец так высоко почитали и ценили, имело своей причиной исключительно то, что они приносили большую пользу земле.
Во время моей пастушеской и овцеводческой деятельности два совершенно разоренных хозяйства за несколько лет опять поднялись и принесли большой доход. Земли, бывшие для владельца позорным пятном, превратились в красивые, похожие на парк участки необычайной ценности.
Другими словами, моих овец сопровождали благость и милость. Они оставляли после себя что-то драгоценное, плодоносное, доброе и полезное. В местах, по которым они прошли, оставалась плодородная земля без сорняков. Там, где они паслись, царили красота и изобилие.
Теперь у меня напрашивается вопрос: происходит ли это и в моей жизни? Оставляю ли я после себя след благословения? Сэр Альфред Теннизон в одном из своих больших классических стихотворений писал: „Добро, сделанное людьми, остается в силе и после их смерти”.
Однажды два друга провели у нас несколько дней. Когда они отправились дальше, я поехал с ними.
Через несколько дней один из мужчин заметил отсутствие своей шляпы. Он был убежден в том, что забыл ее у нас дома, и обратился ко мне с просьбой написать жене и попросить ее найти шляпу и любезно прислать ему.
Ее ответное письмо я никогда не забуду. Одно предложение произвело на
меня особенное впечатление: „Я обыскала дом сверку донизу, но и следа от шляпы не нашла; единственное, что оставили эти мужчины,- это большое благословение!”
Складывается ли у других такое же впечатление обо мне? Что я оставляю после себя – след горя или радости? С радостью ли люди вспоминают меня или эти воспоминания вызывают у них горечь?
Оставляю ли я после себя благословение или становлюсь проклятием для других? Моя жизнь приносит людям радость или боль?
В Исаии 52,7 мы читаем: „Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир…” Иногда очень полезно задать себе следующие вопросы: „Что я оставляю после себя: мир или беспокойство? Готовность простить или ссору? Удовлетворение или озлобленность? Радость или разочарование? Любовь или злобу?”
Некоторые люди оставляют после себя такую неразбериху, что лучше бы они стерли свои следы.
Искренний христианин, находящийся под попечением доброго Пастыря, никогда не должен стыдиться или бояться возвратиться туда, где он когда- то был. Почему бы и нет? Ведь его пребывание означает для других подкрепление и ободрение.
След любви
В Африке, где я прожил много лет, Давид Ливингстон оставил больше впечатлений, чем миллионы других людей. Куда бы ни вели его путешествия через леса и степи большой части света, он оставлял следы благословений. Туземцы, языки которых он никогда так и не выучил, годы спустя вспоминали доброго, любящего врача, которого сопровождали благость и милосердие.
Жизнь Иисуса на этой земле охарактеризована простыми, короткими и такими содержательными словами: „Он ходил благотворя”. Это было для Него самым возвышенным, самым благородным и самым важным поручением, которому Он смог посвятить Свою короткую жизнь. Все Его дела были проникнуты милосердием.
На фоне порой бесцеремонного поведения людей еще яснее выделяются Его любовь и самоотверженность. Самые большие грешники получали у Него прощение, между тем как ближние только критиковали и презирали их.
И снова я должен спросить себя: как я поступаю по отношению к другим людям? Сижу ли я на троне самовластия и с презрением смотрю на моих ближних или поступаю, как Иисус Христос? Расположен ли я к ним, разделяю ли с ними их беду? Пытаюсь ли я проявить к ним хоть немного доброты и любезности, которыми меня щедро наделил мой Учитель?
Смотрю ли я на грешников глазами Иисуса Христа, полными сострадания и милосердия, или порицающе и свысока?
Готов ли я не замечать вину и слабости других и прощать им, как и Бог простил мои грехи?
Готовность оказать доброту и помощь другим – вот единственный оценочный критерий того, насколько высоко я ценю благость и милость Божьи, проявляемые ко мне.
Если я никогда не могу простить и не готов помочь оступившимся, я, очевидно, мало или ничего не знаю о практическом значении милости и прощения, подаренных мне Христом.
Недостаток любви среди христиан является причиной того, почему Церковь Христа в наши дни стала мало привлекательной общиной. Люди ищут любви, а наше равнодушие их отталкивает.
Но если человек из личного жизненного опыта знаком с благостью и милостью Божьими, тогда он будет нежно, сердечно, благосклонно и милосердно обращаться с другими людьми. Им это принесет пользу, но что так же важно: и Богу это принесет пользу.
Да, Богу это принесет пользу!
Большинство из нас думает, что только Бог может быть полезным для нас, благословляя нас. Но жизнь христианина – это не улица с односторонним движением.
Я всегда радовался, видя, как размножалось мое стадо. Это была щедрая награда за труд и заботы. Это было блаженное чувство – видеть, как они мирно пасутся. Но и мысль, что они приносили пользу пастбищным угодьям, наполняла меня удовлетворением. Я был рад и тому и другому. Через это обогащалась вся моя жизнь. Это было наилучшей наградой за мой труд и работу и щедро вознаграждало меня за все, что я вложил в данное предприятие.
Большинство христиан забывает, что и наш Пастырь желает иметь награду за Свой труд. В Библии мы читаем, что Он будет с довольством смотреть на подвиг Своей души (Ис. 53,11).
Он с любовью и нежностью смотрит на мою жизнь, потому что любит меня. Он видит те долгие годы, в которые меня непрестанно сопровождали Его благость и милость. И Он хочет, чтобы я оказывал благость и милость не только другим, но и Ему.
Это несет Ему радость и удовлетворение.
(фрагмент из книги о пастыре В. Филиппа Келлера “Псалом 22 с точки зрения чабана”)
Псалтирь 22 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда
Псалом 22: Великий Пастырь
Двадцать второй псалом является, возможно, самым любимым из всей существующей поэзии. Поется ли он на величественную мелодию Краймонда или декламируется на занятиях воскресной школы, он сохраняет непреходящее очарование и выражает бессмертные истины. «Благословен тот день», написал один старинный богослов, «когда рожден был 22-й псалом!»
Вряд ли нам удастся улучшить описание Дж. Р. Литлпрауда:
«Секрет счастливой жизни — каждая потребность восполнена. «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Секрет счастливой смерти — всякий страх изжит. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Секрет счастливой вечности — все желания сбылись. «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни»».
22:1 Несмотря на свою всемирную известность, этот псалом подходит не каждому. Он относится только к тем, кто имеет право сказать: «Господь — Пастырь мой». Верно, что Пастырь добрый умер за всех, но только те, кто действительно и со всей определенностью принял Его верою, являются Его паствой. Его спасительное свершение действительно для всех, но действенно только для тех, кто истинно верует в Него. Поэтому все сводится к притяжательному местоимению мой. Если Он — не мой Пастырь, то этот псалом не имеет ко мне никакого отношения. С другой стороны, если
Он — действительно мой, а я — действительно Его, то Он — все для меня!
22:2 У меня не будет недостатка в пище для души или тела, потому что Он покоит меня на злачных пажитях. Я не буду страдать от жажды или засухи, ведь Он водит меня к водам тихим.
22:3 Я не почувствую упадка сил, потому что Он подкрепляет душу мою.
Я не останусь и без нравственного наставления, так как Он направляет меня на стези правды ради имени Своего.
У нас вызывает улыбку рассказ о юном ученике, который разволновался и сразил публику, когда, декламируя этот псалом, изобрел новую версию слов: «Господь — Пастырь мой; я ни о чем не буду волноваться». Однако он не так уж сильно ошибся. Пусть он неточно запомнил слова, зато передал точный смысл. Если Господь — наш Пастырь, нам действительно не нужно ни о чем беспокоиться!
Верно то, что у христиан могут быть какие-то опасения относительно тех страданий, которые так часто предшествуют смерти. Как, по рассказам, воскликнул один святой прежних дней, «Я не против, чтобы Господь разрушил мою земную хижину, но я надеюсь, что Он разрушит ее мягко и нежно!»
Жезл и посох Пастыря успокаивают верующего, защищают и направляют его. При необходимости Он может употребить жезл и для вразумления. Большинству овец такое наставление время от времени необходимо.
22:5 Тем временем Пастырь приготовил трапезу для нас в присутствии наших врагов. В эту трапезу входят все духовные благословения, которые Он приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Эта трапеза символизирует собой все, что есть нашего во Христе. Несмотря на окружающих нас врагов, мы мирно и покойно вкушаем эти благословения.
Дж. Г. Джоуэтт приводит пример: «Восточное гостеприимство гарантирует безопасность гостя. «Все священные законы гостеприимства ограждают его от причинения вреда. Его вводят в дом, ставят перед ним еду, а его нерасторопные преследователи тем временем хмуро стоят у двери»».
Пастырь также умащает нам голову елеем. Пастухи, заботясь об овцах, смазывают у них на голове елеем колтуны и ссадины. Для священника помазание елеем означает освящение его на служение. Для царя помазание происходит при коронации. Каждый верующий получает помазание Святым Духом в тот момент, когда принимает Спасителя. Этим помазанием обеспечивается для него учительное служение Бога Духа Святого.
Когда мы задумываемся обо всем изобилии благодати, которую мы обретаем в Иисусе Христе, нас пронзает благодарное понимание: «Чаша моя преисполнена!»
Любовь Его безмерна,
Бесконечна благодать,
Пределов Его власти
Никогда нам не узнать
И благодати во Христе
Вовек не исчерпать.
Анни Джонсон Флинт.
22:6 И наконец, нас ждет секрет счастья в вечности. Божии благость и милость сопровождают нас во все дни жизни нашей, и в конце концов мы оказываемся в доме Отца, нашей вечной обители. Думая обо всем этом, мы не можем не согласиться с Гаем Кингом, который сказал: «какие же мы счастливые нищие!»
Псалтирь 22 псалом
Псалтирь
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда
Псалом 22: Великий Пастырь
Двадцать второй псалом является, возможно, самым любимым из всей существующей поэзии. Поется ли он на величественную мелодию Краймонда или декламируется на занятиях воскресной школы, он сохраняет непреходящее очарование и выражает бессмертные истины. «Благословен тот день», написал один старинный богослов, «когда рожден был 22-й псалом!»
Вряд ли нам удастся улучшить описание Дж. Р. Литлпрауда:
«Секрет счастливой жизни — каждая потребность восполнена. «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Секрет счастливой смерти — всякий страх изжит. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Секрет счастливой вечности — все желания сбылись. «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни»».
22:1 Несмотря на свою всемирную известность, этот псалом подходит не каждому. Он относится только к тем, кто имеет право сказать: «Господь — Пастырь мой». Верно, что Пастырь добрый умер за всех, но только те, кто действительно и со всей определенностью принял Его верою, являются Его паствой. Его спасительное свершение действительно для всех, но действенно только для тех, кто истинно верует в Него. Поэтому все сводится к притяжательному местоимению мой. Если Он — не мой Пастырь, то этот псалом не имеет ко мне никакого отношения. С другой стороны, если
Он — действительно мой, а я — действительно Его, то Он — все для меня!
22:2 У меня не будет недостатка в пище для души или тела, потому что Он покоит меня на злачных пажитях. Я не буду страдать от жажды или засухи, ведь Он водит меня к водам тихим.
22:3 Я не почувствую упадка сил, потому что Он подкрепляет душу мою.
Я не останусь и без нравственного наставления, так как Он направляет меня на стези правды ради имени Своего.
У нас вызывает улыбку рассказ о юном ученике, который разволновался и сразил публику, когда, декламируя этот псалом, изобрел новую версию слов: «Господь — Пастырь мой; я ни о чем не буду волноваться». Однако он не так уж сильно ошибся. Пусть он неточно запомнил слова, зато передал точный смысл. Если Господь — наш Пастырь, нам действительно не нужно ни о чем беспокоиться!
Верно то, что у христиан могут быть какие-то опасения относительно тех страданий, которые так часто предшествуют смерти. Как, по рассказам, воскликнул один святой прежних дней, «Я не против, чтобы Господь разрушил мою земную хижину, но я надеюсь, что Он разрушит ее мягко и нежно!»
Жезл и посох Пастыря успокаивают верующего, защищают и направляют его. При необходимости Он может употребить жезл и для вразумления. Большинству овец такое наставление время от времени необходимо.
22:5 Тем временем Пастырь приготовил трапезу для нас в присутствии наших врагов. В эту трапезу входят все духовные благословения, которые Он приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Эта трапеза символизирует собой все, что есть нашего во Христе. Несмотря на окружающих нас врагов, мы мирно и покойно вкушаем эти благословения.
Дж. Г. Джоуэтт приводит пример: «Восточное гостеприимство гарантирует безопасность гостя. «Все священные законы гостеприимства ограждают его от причинения вреда. Его вводят в дом, ставят перед ним еду, а его нерасторопные преследователи тем временем хмуро стоят у двери»».
Пастырь также умащает нам голову елеем. Пастухи, заботясь об овцах, смазывают у них на голове елеем колтуны и ссадины. Для священника помазание елеем означает освящение его на служение. Для царя помазание происходит при коронации. Каждый верующий получает помазание Святым Духом в тот момент, когда принимает Спасителя. Этим помазанием обеспечивается для него учительное служение Бога Духа Святого.
Когда мы задумываемся обо всем изобилии благодати, которую мы обретаем в Иисусе Христе, нас пронзает благодарное понимание: «Чаша моя преисполнена!»
Любовь Его безмерна,
Бесконечна благодать,
Пределов Его власти
Никогда нам не узнать
И благодати во Христе
Вовек не исчерпать.
Анни Джонсон Флинт.
22:6 И наконец, нас ждет секрет счастья в вечности. Божии благость и милость сопровождают нас во все дни жизни нашей, и в конце концов мы оказываемся в доме Отца, нашей вечной обители. Думая обо всем этом, мы не можем не согласиться с Гаем Кингом, который сказал: «какие же мы счастливые нищие!»