техническая ошибка в свидетельстве о рождении
Доказательство родства с умершим с ошибкой в паспорте
Недавно умер дядя. У него в паспорте его фамилия и фамилия родителей записаны как ГриценкО (родился в 1956 году в Чкаловской области). У моего отца (его брата) в паспорте фамилия ГриценкоВ (родился в 1965 году в Оренбургской области). В Пенсионном фонде выдали похоронные на основании родства. Однако организация, в которой работает отец, отказалась оплачивать билеты домой на похороны (работает в другой области), поскольку разные фамилии. Как можно решить этот вопрос?
Сначала о «похоронных».
Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство родителей (одного из родителей).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 этого закона, но не превышающем 4 тыс. руб.
Когда суд устанавливает юридический факт (в данном случае устанавливает родственные отношения, п. 1 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ), он исследует первичные документы – справку из роддома, на основании которой оформлялось свидетельство о рождении, само свидетельство о рождении и в совокупности с другими документами (дипломами, аттестатами, личной перепиской, выписками из банков, Пенсионного фонда РФ, МВД России) и свидетельскими показаниями устанавливает личность и родственные отношения с другими лицами. На основании принятого решения вносятся исправления во все документы.
Организация, в которой работает отец, совершенно правомерно отказалась оплачивать билеты, потому что с юридической точки зрения Гриценко и Гриценков – разные лица. Такой же отказ мог последовать и от нотариуса, который вполне законно мог не признавать «наследника Гриценкова» к имуществу «Гриценко». Поэтому непонятно, каким образом в Пенсионном фонде, выдавая социальное пособие, устанавливали родство (возможно, опомнившись или в результате ревизии, они потребуют доказательства родства или возврата пособия). Даже если отец автора вопроса предъявил в Пенсионный фонд оба свидетельства о рождении, в которых для обоих братьев значились одни и те же родители, для Пенсионного фонда они оставались бы разными гражданами. Поэтому, полагаю, Пенсионный выдал социальное пособие не в силу родства, а в силу предъявления подлинника свидетельства о смерти, записав все персональные данные получателя пособия для отчета и на случай спора.
Поэтому отцу автора вопроса, чтобы получить возмещение стоимости билетов по месту работы, придется судебным решением подтверждать родство.
Как исправить документ загса
1. В каких случаях надо вносить изменения в документ?
В любой документ загса можно внести изменение:
В свидетельство о рождении вносятся изменения:
Детям до 14 лет сменить фамилию и имя (не отчество) можно в органах опеки. После этого в загсе нужно внести изменения в свидетельство о рождении ребенка. Свидетельство о перемене имени не выдается.
В свидетельство о смерти вносятся изменения:
Споры заинтересованных сторон о необходимости изменений решаются в суде.
При регистрации перемены имени вам нужно в обязательном порядке внести изменения в свидетельство о рождении всех несовершеннолетних детей. В остальные документы загса изменения вносятся по вашему желанию. При смене фамилии в связи с заключением или расторжением брака менять другие документы загса не нужно
2. Кто может внести изменения?
Подать заявление о внесении исправлений в документ загса может только его владелец.
Если нужно внести исправления в документ несовершеннолетнего ребенка или человека, признанного недееспособным, заявление должен подать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун или попечитель).
Внести исправления в документ умершего человека может его родственник или другое заинтересованное лицо.
Во всех случаях обратиться за услугой может представитель по доверенности.
3. Какие документы понадобятся?
Для внесения исправлений или изменений в документ загса вам понадобятся:
Если какой-то из ваших документов на иностранном языке, вам также нужно предоставить его перевод на русский. Верность перевода должна быть удостоверена российским нотариусом.
Если вы утратили документ, в который необходимо внести измнения, получать повторное свидетельство не требуется.
4. Куда подавать документы?
Подать документы можно в любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве. Заявление рассматривается в течение одного месяца, при наличии объективных причин срок может быть увеличен до трех месяцев.
Как исправить ошибку в свидетельстве о рождении?
Моя мама по паспорту Иванова Наталия Михайловна. Но в моем свидетельстве о рождении в графе «Мать» записано иначе: Иванова Наталья Михайловна. По документам она мне не мать, и, соответственно, наследником я не являюсь.
Кроме того, мама хочет оформить на меня договор дарения. Для его составления тоже нужно мое свидетельство о рождении. А поскольку в свидетельстве ошибка, получается, что мы не родственники, а чужие люди, и мне придется платить налог 13%.
Как исправить ошибку с наименьшими последствиями? Свидетельство о рождении было выдано в ГДР.
Разночтения в документах, касающиеся написания имен, фамилий и отчеств, случаются часто. Изначально никто не замечает разницы в одной букве. А если и замечают, то оттягивают замену. В поликлиниках или школах действительно могут закрыть глаза на такую ошибку. Но там, где речь идет о деньгах и имуществе, — нет. Для нотариуса разное написание имени — повод отказать в оформлении наследства. Поэтому я рекомендую поменять документы.
Все личные данные человека должны быть написаны одинаково везде: в паспорте, свидетельстве о рождении, трудовой книжке, дипломе и других документах. Поскольку имя вашей матери написано неправильно только в вашем свидетельстве о рождении, расскажу, как исправить ошибку именно в нем.
Куда обращаться
Ошибку в свидетельстве о рождении можно исправить в органах загса. И неважно, что свидетельство выдавалось на территории другой страны много лет назад. Консульства передавали в МИД России все сведения о записях актов гражданского состояния, которые они составляли.
Сейчас сведения о записях актов гражданского состояния, сделанные на территории ГДР органами СССР, хранятся в архивах органов загса Москвы и Московской области. Маловероятно, что их не смогут найти: записи актов гражданского состояния делают в двух экземплярах для надежной сохранности сведений.
Если вы родились с 1922 по 1978 год, сведения о вашем рождении хранятся в ГУ ЗАГС Московской области. Если позже 1978 года — в архивно-информационном отделе Управления ЗАГС Москвы.
Вы можете обратиться в загс по месту жительства. Тогда вам никуда не придется ехать: загс сам запросит сведения и выдаст новое свидетельство о рождении с исправленной ошибкой. Но это будет не быстро: загс будет запрашивать нужные ему сведения письменно.
Если вам нужно срочно, можете сами обратиться в загс по месту хранения записи о вашем рождении. Скорее всего, все получится оперативнее.
Как сделать исправление в свидетельстве о рождении, если в нем допущена ошибка: неправильно указали имя матери, фамилию
Свидетельство о рождении – первый и важный документ нового человека. От правильности его оформления зависят остальные документы. Если в документе при оформлении допущена опечатка, требуется внести исправления и получить новое свидетельство во избежание проблем и неприятных моментов. В законодательстве четко прописан алгоритм действий по исправлению ошибок в документе.
Что делать, если в свидетельстве о рождении обнаружена ошибка?
Акты гражданского состояния регистрируются, изменяются и исправляются в органах ЗАГС. Именно туда обращаются при обнаружении опечатки в свидетельстве ребенка с целью ее исправления.
Эта неприятность в будущем станет препятствием на пути вступления в право наследования – доказать родство с родителями будет сложно. Для внесения исправлений в документ понадобится основание:
Для чего могут понадобиться исправления?
Исправления могут понадобиться гражданину, когда в документе с опечатками написали имя, фамилию, отчество, дату рождения ребенка, данные его матери и отца, дату выдачи свидетельства. Вносить изменения и исправления ошибок необходимо потому, что на основании этого документа ребенок в будущем получит другие, в которых будут те же ошибки.
Как ни удивительно, но не всегда родители замечают погрешности в документе нового гражданина, и не все спешат устранить неточности. Иногда уже взрослый человек вынужден ходить по инстанциям и добиваться выдачи нового документа. Так бывает, например, когда неверно указанные данные не позволяют гражданину доказать родство с членами семьи.
Куда обращаться, чтобы сделать исправление?
Исправления орфографических ошибок, допущенных при оформлении документа, осуществляются в загсе. Следует написать заявление, указав на имеющиеся опечатки и неточности, и предоставить достоверную информацию для их исправления. Когда у гражданина нет возможности обратиться лично, отправляют заказное письмо на адрес организации или направить своего представителя с нотариально заверенной доверенностью.
Можно подать заявление через портал госуслуг. Потребуется лишь подробно заполнить форму с указанием достоверной информации и отправить обращение в нужный орган. Чтобы иметь возможность пользоваться ресурсами сайта, придется пройти процесс регистрации и идентификации личности.
Заявление об исправлении ошибки (образец)
Заявление об исправлении ошибочных данных составляется в соответствии с требованиями законодательства. Оно содержит:
Бланк заявления предоставляют в загсе, там же можно ознакомиться с образцом его заполнения. Важно правильно указать всю необходимую информацию.
К заявлению необходимо приложить установленный законом пакет документов. Если что-то не будет предоставлено, заявление не примут. Основной пакет документов включает:
При получении заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния орган ЗАГС запрашивает копию записи акта, подлежащей исправлению или изменению. Также копии других записей актов, подтверждающих наличие оснований для внесения исправления или изменения, в органе ЗАГС по месту их хранения.
Изучив все документы, представленные заявителем, а также истребованные копии записей актов гражданского состояния, орган ЗАГС составляет заключение о внесении исправления или изменения либо отказе во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. Когда заявителю отказано во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные при подаче заявления, подлежат возврату.
Рассмотрение заявления займет около месяца. При наличии уважительных причин (отсутствие копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения) срок рассмотрения заявления может быть увеличен на два месяца руководителем органа записи актов гражданского состояния.
Если орган ЗАГС по каким-то причинам отказывает заявителю в принятии заявления и внесении исправлений, решить этот вопрос можно в судебном порядке. В этом случае к основному пакету документов прикладывается справка об отказе в исправлении.
Если ошибка допущена в свидетельстве о рождении другого человека
Бывают ситуации, когда требуется заменить свидетельство о рождении взрослого человека (не свое, не ребенка, иногда даже не родственника), иногда – покойного. Если допущены ошибки (неправильно указана фамилия, имя, дата рождения), из-за которых, например, наследник по праву представления или наследственной трансмиссии не может реализовать свое право на вступление в наследство, что делать? Тоже обратиться в загс, приложив к заявлению необходимые документы. При получении мотивированного отказа следует обратиться в суд.
Исправить ошибку в документе
Поможем, потому что знаем «как». Позвоните!
Ошибки в документах исправляются двумя способами:
При наследовании
Когда человека не в живых, ошибки в его документах уже не исправляются, а доказываются факты принадлежности документов этому гражданину. Это судебный порядок. Хотя в ряде случаев есть исключения. Посоветуйтесь с нашими юристами по наследственным делам.
Ошибка в архивной справке
Есть ошибки, которые можно исправить, обратившись в архив лично или по доверенности от гражданина, чьи интересы представляются. Например, в ГУЖА архивная информация о данных гражданина, ранее проживающего по указанному адресу, может быть исправлена путем предоставления соответствующих документов. То же может быть и в ЗАГС. А вот если, например, ошибка сделана в списках садоводов, приватизировавших землю в общедолевую собственность, в архиве Администрации этого не исправить, придется обращаться в суд.
Если же гражданина нет в живых, а ошибка не дает совершать определенные действия его наследникам, это только судебный порядок установления фактов.
Исправить ошибку в свидетельстве о собственности
Исправление ошибок в свидетельстве о праве собственности, выданном нотариусом, предполагает следующий порядок действий: подготовить доказательства, обратиться к нотариусу, доказать свою правоту. Если нотариус категорически не согласен на исправление, или этого сделать невозможно в силу закона, придется обращаться в суд. Если нотариуса, подготовившего документ, требующий корректировки ошибок, с прошествием времени уже не найти, звоните нам. Мы поможем.
Исправление ошибки в свидетельстве о собственности после смерти человека невозможно. Но ничего страшного, вместо этого можно устанавливать факты в судебном порядке. Эта процедура заменит собой исправление ошибки в старом документе о собственности.
После любых действий, исправленный документ о собственности на недвижимость должен быть зарегистрирован в УФСГРКК города или области.
Исправить ошибку в свидетельстве о регистрации собственности
Если свидетелство о регистрации права собственности с ошибкой, исправить это достаточно просто. Надо внести изменения в Единый реестр прав на недвижимость.
Но если ошибка в свидетельстве ЕГРП сделана из-за того, что она же содержится и в правоустанавливающем документе на собственность (в свидетельстве о праве на наследство, в брачном договоре, в договорах по сделкам с недвижимостью (купле-продаже, дарении, договоре приватизации и пр.), исправлять, в первую очередь, придется сам правоустанавливающий документ.
Исправить ошибку государственного реестра
Таких ошибок сегодня стало очень много. Простая халатность или невнимательность специалистов государственных органов рождает документы с ошибками. Исправляить нужно тут же, не отходя от окна выдачи документов. Если Вы заметили ошибку сразу, ее можно исправить бесплатно, подав документы обратно на исправление. Если же по прошествии времени Вы подаете заявление о таком исправлении, практика опказывает, что УФСГРКК (или МФЦ) считают эту процедуру внесением изменений в свидетельство о госрегистрации и требуют оплату госпошлины.
Исправить ошибку в свидетельстве о рождении
Бывают случаи, когда из архива приходит информация о том, что именно в архиве уже ошибка или нежелательные для Вас данные. Тогда в судебном порядке устанавливаются факты или сразу право собственности по различным основаниям.
Исправить ошибку в свидетельстве о браке
Процедура похожа на предыдущую (со свидетельством о рождении).
Исправить ошибку в трудовой книжке
Эта процедура чаще других встречается в нашей практике. Неправильные записи, фамилии, имена, несуществующие должности и прочие ошибки в трудовых книжках исправляются двумя способами:
Исправить ошибку в трудовой (в суде)
Если придется исправлять ошибку в трудовой в судебном порядке, предлагаем Вам прочитать страницы нашего сайта о спорах по трудовым и пенсионным вопросам, или сразу обратиться за помощью специалистов в наш Юридический центр.
Исправить ошибку в больничном листе
Здесь есть разные варианты: ошибку в бесспорном порядке исправляет само учреждение, выдавшее больничный и заверяет печатью, или придется доказывать свою правоту на комиссиях или в суде.
Исправить ошибку в паспорте
Исправить ошибку в договоре
В договорах на покупку собственности, в дарственных, в договоре приватизации (передаче квартиры или комнаты в собственность граждан), договорах долевого участия в строительстве, инвестиционных договорах и пр., ошибки исправляются по-разному:
Как исправить ошибки в иных документах
Для наших юристов любые процедуры по исправлению ошибок абсолютно известны и понятны. Сложности у граждан при самостоятельных шагах для исправления ошибок, могут быть при:
Опыт плюс различные информационные каналы дают нам возможность решать подобные проблемы быстро и качественно. Обращайтесь к нам за помощью.
Автор текста: Генералова Н.Б.
Генеральный директор, управляющий партнер