Технология организации благотворительных акций
Методика организации благотворительных акций
Согласно Федеральному Закону РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
• социальной защиты и поддержки граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
• подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
• содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства;
• содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на две группы:
2) Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Например: благотворительная лотерея, благотворительный концерт все средства, от которого перечисляются по заранее определенному адресу и т.п.
Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 718 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Методика организации благотворительных акций
Согласно Федеральному Закону РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительные акции очень важны, поскольку позволяют привлечь внимание власти и граждан к серьезным общественным и частным проблемам. Благодаря этим мероприятиям, организаторы не только собирают средства на реализацию значимых проектов, но предоставляют людям возможность делать добрые дела. Проведение таких событий возможно лишь при поддержке неравнодушных граждан, крупного бизнеса и органов власти. Особое внимание нужно уделить освещению мероприятия в средствах массовой информации. Прежде всего, необходимо определиться с тем, в пользу кого будет проведена благотворительная акция. Исходя из этого, нужно разработать формат мероприятия: это может быть ярмарка, спортивный праздник, концерт, аукцион и многое другое. Не менее важно найти источники средств, которые позволят покрыть расходы на организацию и проведение события. Наконец, следует заручиться поддержкой СМИ, которые осветят планируемую акцию на своих сайтах и в печатных изданиях.
Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
• социальной защиты и поддержки граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
• подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
• содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства;
• содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на две группы:
2) Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Например: благотворительная лотерея, благотворительный концерт все средства, от которого перечисляются по заранее определенному адресу и т.п.
В числе общих рекомендаций к методике проведения благотворительных акций выступают следующие:
> необходимо выбирать только актуальные темы, которые должны быть понятны участникам акции и вызывать у них определенный эмоциональный отклик;
> благотворительность не терпит принуждения, поэтому необходимо искать дополнительные средства ее мотивации, а не угрожать дисциплинарными мерами за неучастие.
Методика организации благотворительных акций
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; f
— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов;
— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
— содействия защите материнства, детства и отцовства;
— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны
здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни,
улучшения морально-психологического состояния граждан;
— содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
— охраны окружающей природной среды и защиты животных;
— охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения.
Направление денежных и других материальных средств коммерческим организациям, оказание им иных форм помощи, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
Акция — массовая форма благотворительной деятельности, характеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, интенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По времени можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные акции.
Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на д в е группы:
1. Система мероприятий, цель которых — пропаганда установок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным акциям подобного рода можно отнести распространенные в практике молодежных служб, служб занятости ярмарки вакансий (цель — привлечь внимание молодежи к проблемам занятости, программам молодежного трудоустройства, продемонстрировать упрощенную схему взаимодействия с работодателями), психолого-педагогический или целевой (проблемный) марафон как форму длительного однонаправленного взаимодействия субъектов и т.д.
2. Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Такие акции могут быть элементом более крупного события — массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции и т.п. Например, благотворительная лотерея в День города, благотворительный концерт, все средства от которого перечисляются по заранее определенному адресу, и т.п.
В числе общих рекомендаций к проведению благотворительных акций выделяются следующие:
• Актуальность избранной темы, которая должна быть не только понятной участникам акции, но и вызывать у них определенный эмоциональный отклик. Поэтому подготовительный этап нередко имеет разъяснительный или рекламный характер.
• В программе акции следует предусмотреть смену ролевого поведения участников, например: зритель — соучастник (субъект) социальной проблемы — жертвователь (благотворитель) и т.п. Не стоит злоупотреблять простейшими приемами, к примеру, концентрировать внимание слушателей на пожертвовании их кумира в рамках благотворительного концерта. Несомненно, они откликнутся на призыв любимого исполнителя, примут участие в сборе средств, но действовать будут, скорее, под влиянием момента, неосмысленно, что обеднит воспитательное воздействие.
• Лучше, если адресат акции будет не абстрактным (детям — жертвам войны в Чечне), а максимально конкретным (детям из лагеря беженцев из Чечни поселка Н.). К сожалению, современная ситуация в обществе, когда собранные средства используются бесконтрольно, уходит на другие цели, сформировала у молодежи негативное отношение к подобного рода акциям. Хорошо, если позднее будет получен и сообщен участникам акции благодарственный отклик тех, кому были перечислены средства.
• Благотворительность не терпит принуждения. В любом случае необходимо искать дополнительные средства ее мотивации, а не раздавать лотерейные билеты как необходимую нагрузку к билету на концерт или угрожать дисциплинарными мерами за неучастие в сборе новогодних подарков военнослужащим, участвующим в боевых действиях в Чечне.
• Как правило, организуемые в рамках социально-педагогической практики благотворительные акции по своим масштабам таковы, что не требуют четкой финансовой отчетности. Вместе с тем социальному педагогу не помешает знать, что по Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.
Технология уличной работы
Большинство участков социокультурного пространства, которые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью (дворы, улицы, чердаки, стройки и т.п.). Для безнадзорных и беспризорных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельности, которое, к сожалению, несет в себе, скорее, негативный,
Служба «Ребенок на улице» может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу реабилитационного пространства. Социальный педагог или социальный работник этой службы становится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре реабилитационного пространства и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества.
Основное назначение службы — выполнение роли буфера м е ж д у уличными детьми и обществом.
Главными задачами службы «Ребенок на улице» являются:
а) мониторинг территории района для сбора полной инфор
мации о детско-подростковом сообществе, чтобы:
— выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;
— осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице «новеньких» детей;
— оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации;
— способствовать формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков путем коррекции их мотивацион-ной сферы;
б) тесное сотрудничество с различными структурами реаби
литационного пространства (ПДН, организациями детского до
суга, школами, информационно-координационным центром и
т.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовер
шеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с
детьми улиц;
в) разработка и реализация конкретных реабилитационных про
грамм для несовершеннолетних «группы риска»;
г) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реа
билитационного пространства.
При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами.
1 См.: История создания службы «Ребенок на улице» // Защити меня! — 2000.-№ 1.-С. 37-41.
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Реабилитационное пространство для несовершеннолетних «группы риска» ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. В частности, задача службы «Ребенок на улице» состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех конфликтах взрослых граждан и несовершеннолетних служба «Ребенок на улице» всегда встает на сторону несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники.
Принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, для этого нужно его желание. Для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный педагог или социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обоих сторон — социального педагога/социального работника и самого подростка. Без согласия несовершеннолетнего на такое сотрудничество специалист ограничивается функциями наблюдателя.
Этот принцип продиктован условиями работы в неформальных средах и приоритетами этой работы. Специалист часто встает перед дилеммой: либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить некое действие, разрушающее его нравственные устои, и тем самым прервать отношения с ним и его группой; либо сохранить позицию наблюдателя и систему отношений с подростком и группой. Для специалиста службы «Ребенок на улице» разумнее выбирать второй путь. Социальный педагог или социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.
Принцип принятия ценностей другого человека. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы прежде всего стремлением выжить в сложных условиях, и мы не вправе осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых он живет.
Принцип доверия. Принцип доверия к подростку состоит в том, что социальный педагог не выражает сомнений в правдивости информации, исходящей от несовершеннолетнего. Как правило, со временем уличный работник получит достоверные сведения о каждом подростке, которые должны быть в процессе аналитической обработки еще раз досконально проверены. Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дают им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.
Принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть предельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними наизнанку. Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось обманывать, и поэтому лучше промолчать.
Принцип единой команды. Уличная работа — это командная работа. Дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и только тесное взаимодействие всех уличных работников позволяет держать в поле зрения всех детей. Работа в команде облегчает организацию больших мероприятий (спортивных, культурных и т. д.), которые служат знакомству и общению детей, снижая межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.
Обобщая опыт зарубежных специалистов в области уличной работы, обратим внимание на следующее:
— работа в парах «парень — девушка» позволяет, с одной стороны, сделать работу безопаснее, а с другой — формировать доверие у ребенка;
— вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения специалистов наибольшего количества детей, и в первую очередь детей «группы риска»;
— территориальная принадлежность: каждой паре специалистов отводится определенная территория, которую она должна хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников;
— волонтерская деятельность: необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться, создавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность работы;
— поиск детей улиц: источниками информации о детях «группы риска» могут быть ПДН, КДНиЗП, взрослые, проживающие на данной территории, сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат. Формой поиска может стать рейд, обход, распространение листовок с просьбой сообщить о детях, нуждающихся в помощи, по определенному телефону;
— формы помощи: традиционные формы помощи (походы, спортивно-культурные мероприятия и т.п.) в процессе сотрудничества с различными детскими досуговыми организациями, учреждениями социальной защиты, правоохранительными органами, администрацией и т.п. могут быть дополнены защитой прав ребенка в КДНиЗП, устройством детей в кружки и секции, консультациями специалистов (психолога, нарколога и т.п.), определением в учреждения социальной защиты, открытием секонд хендов для беспризорников и др.;
— непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело. Ни статистические, ни описательные данные не заменят непосредственного общения.
Первый контакт может шокировать. Уличные дети часто бывают грубыми, а их действия — угрожающими. Есть опасность заражения кожными заболеваниями. Такие дети умело используют сочувствие людей, чтобы выманить у них что-нибудь существенное — деньги, одежду, продукты или сигареты. Если вы ничего не можете предложить, у вас может возникнуть чувство вины. Попытайтесь проанализировать эти страхи и переживания.
На общение со специалистом дети, скорее всего, пойдут с недоверием. Одним из вариантов поведения социального работника может быть такой: он представляется (сразу предупреждая детей, что он не из милиции) и рассказывает о своей работе, что он делает и зачем. Первая встреча не должна быть продолжительной, достаточно 1 0 — 1 5 минут. Чтобы поддержать контакт, можно попросить беспризорников оказать содействие в поиске детей, нуждающихся в помощи, на что они с удовольствием откликаются. Прощаясь, н у ж н о предупредить ребят, что теперь вы довольно часто в силу своих обязанностей будете у них появляться (можно указать примерные часы) и надеетесь на их помощь. При последующих встречах не стоит спешить задавать много вопросов, дети должны привыкнуть к постороннему человеку, чтобы быть достаточно откровенными. Случается, что не вовремя заданный вопрос перечеркивает все усилия по сбору необходимой информации.
Не следует начинать работу, строя абстрактные предположения об уличных детях. Вся работа с уличными детьми должна быть основана на глубоком понимании детской психологии.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Как грамотно организовать и провести благотворительное мероприятие: советы юриста
Ярмарки, благотворительные концерты, вечеринки, аукционы, творческие встречи — все эти форматы мероприятий очень популярны среди НКО, это один из самых востребованных инструментов фандрайзинга. Однако в проведении каждого мероприятия есть свои юридические тонкости. Юрист группы компаний Philin Philgood Ольга Жарова рассказывает, что нужно учесть, чтобы сделать все законно и избежать проблем.
Фото-финалист конкурса «ОБЪЕКТИВная благотворительность», мероприятие фонда «ОМК-Участие»
1. Аукционы: почему и какой налог нужно будет заплатить?
Любой аукцион предполагает продажу товаров за деньги, поэтому законодательством это трактуется как коммерческая деятельность. Под категорию пожертвований полученные денежные средства не попадают, потому что не предусматривают безвозмездное участие — в случае аукциона всегда подразумевается, что жертвователь получает что-то взамен.
Коммерческая деятельность облагается налогом на прибыль, и здесь его тоже нужно заплатить. Налог должен быть оплачен с тех средств, которые будут выручены от реализации всех лотов аукциона. Его сумма зависит от того, какую систему налогообложения применяет некоммерческая организация. Чаще всего НКО находятся на упрощенной системе налогообложения и уплачивают 6%.
Чтобы мероприятие было законным, нужно корректно оформить его как коммерческую деятельность, причем именно как аукцион: должны быть все документы и положения, которые касаются принятия имущества на баланс организации и последующей его реализации.
К слову о балансе. Все лоты, которые реализуются на аукционе, должны быть записаны на организацию, иначе, если НКО не является собственником, у нее нет законных оснований его продавать.
С участниками, которые приобрели лоты, необходимо заключить договор купли-продажи, на основании которого будет произведена оплата и уплачен налог. Здесь есть интересный нюанс: если вы собираетесь выставить в качестве лота картину, которую, к примеру, вашему фонду пожертвовал известный художник, вам придется предварительно заплатить налог — использование пожертвованного имущества в коммерческой деятельности признается нецелевым использованием. Проще использовать вещи, которые вы приобрели, а не те, которые вам подарили.
Есть еще одно решение, как провести аукцион «безболезненно»: заручиться поддержкой бизнес-партнера, который возьмет на себя организационные вопросы и, как следствие, оплату налогов. На практике это может быть как компания, так и отдельный человек. Партнер берет на себя все обязательства по заключению договоров с теми, кто приобрел лоты, и с теми, кто передает предметы для аукциона. После этого он оплачивает налоги, а дальше все средства передаются НКО вместе с договором пожертвования.
Вывод: оформляйте документацию аукциона согласно требованиям и будьте готовы заплатить налоги или найти партнера, который возьмет их оплату на себя.
2. Благотворительные ярмарки: в каком случае распространение продукции фонда — коммерческая деятельность, а в каком нет?
Благотворительная ярмарка — тоже коммерческая деятельность, по итогам которой нужно заплатить налог, потому что на ней продаются товары за определенную сумму. Например, НКО могут продавать свою сувенирную продукцию: худи, футболки, чашки и т.д. Чтобы правильно все оформить, следует подготовить приказ директора и прописать, что на предстоящей ярмарке (важно указать ее название, дату и место проведения) будет реализована определенная продукция по определенной стоимости. Чтобы оформить продукцию внутри НКО достаточно счета, который оплатила организация, — договор на изготовление является необязательным. Но есть нюанс: при продаже нужно заранее оформить дополнительный приказ директора, где прописать, для чего НКО заказывает продукцию и на что пойдут вырученные средства. При оформлении заказа стоит объективно оценивать, сколько товаров вам удастся продать на ярмарке, чтобы не потратить больше, чем приобретете.
Существует также несколько форматов участия в ярмарках, которые не трактуются как коммерческая деятельность и не облагаются налогом.
Первый вариант — поставить на ярмарке ящик для сбора пожертвований с опознавательными символами НКО и за каждое добровольное пожертвование давать людям знаки отличия с целью популяризации уставной деятельности организации. Любой желающий может подойти к стойке НКО, узнать больше о ее деятельности и по своему усмотрению пожертвовать какую-то сумму. В качестве знаков отличия можно использовать браслеты с логотипом фонда или значки. Конкретные цены прописывать не стоит: «За пожертвование от 100 рублей человек получит браслет, а за пожертвование от 500 рублей — книгу». Это уже коммерческая деятельность, потому что установлены цены на определенные вещи, которые будут переданы донору в обмен на пожертвование. Перед использованием ящика для пожертвований важно будет обязательно обратиться к Федеральному закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» — в этом году были установлены законодательно правила использования ящиков.
Еще один формат — ярмарка, на которую НКО приглашает в качестве участника другая организация, например, школьная благотворительная ярмарка. В преддверии Нового года школа может организовать свою внутреннюю ярмарку, а все вырученные средства передать в пользу фонда. Здесь тоже есть несколько нюансов, которые нужно учесть.
Во-первых, стоит заранее оповестить родителей о том, что пройдет благотворительная ярмарка в пользу НКО, чтобы они понимали, на что участники ярмарки (возможно сами дети) смогут потратить деньги. Брать согласие у родителей на проведение такого мероприятия самой некоммерческой организации не обязательно — это остается на усмотрение школы.
Во-вторых, если с инициативой провести ярмарку приходит сам фонд, то со школой необходимо оформить договор или соглашение, чтобы предусмотреть условия нахождения НКО внутри образовательного учреждения. Кроме того, так как всю деятельность реализует сама школа, важно убедиться, что она сможет после ярмарки сделать пожертвование в адрес НКО — нужно заранее узнать ее организационно-правовую форму и, скорее всего, получить согласие учредителя или иного уполномоченного органа.
Наиболее яркий пример: государственные школы. Они являются учреждениями, а учредителем — государство. Все документы по ярмарке будут оформлены школой, а не НКО, потому что ярмарка — внутришкольное мероприятие, в котором НКО – не организатор, а планируемый благополучатель денежных средств. Фактически денежные средства должна будет собирать школа и в дальнейшем со своего счета перечислять НКО. Для государственных школ это сделать крайне проблематично, поэтому скорее всего государственная школа не согласится на такой формат проведения. Но, к примеру, НКО сможет разместить ящик для пожертвований на подобной ярмарке.
Важно также знать, что с 2019 года было введено новое правило: при осуществлении коммерческой деятельности среди физических лиц, им необходимо выдавать чеки. Конечно, это не касается пожертвований, но если человек платит деньги за какой-то товар или услугу, то ему должен быть выписан чек. Ярмарок это также касается.
Вывод: выбирая формат благотворительной ярмарки, четко определитесь, продаете вы продукцию или передаете сувенир в качестве благодарности за любое пожертвование — от этого зависит, является ваша деятельность коммерческой или некоммерческой.
3. Благотворительные отчисления: как перечислить процент от продаж в пользу благотворительности?
Часто НКО и различные коммерческие организации договариваются о проведении благотворительных акций. В рамках таких акций процент от продажи товаров/услуг/билетов на мероприятия коммерческой организации перечисляется в НКО в качестве пожертвования. Для этого нужно заключить договор пожертвования, содержащий специальные условия акции, но без указания точной суммы, так как заранее она не может быть известна.
После окончания акции стоит составить специальное приложение к договору, в котором организатор напишет, сколько всего было собрано средств, например, с концерта, а также какой процент от этой суммы уходит в НКО и фактическую сумму пожертвования. Без такого приложения договор не будет считаться заключенным — нужно обязательно прописать предмет договора. В данном случае предмет — это то, что жертвуется, то есть конкретная сумма денег.
Все организационные моменты и уплата налога на коммерческую деятельность лежат на доноре. Стоит отметить, что коммерческие организации могут делать пожертвования только из чистой прибыли. Любое пожертвование будет перечисляться после всех налоговых выплат.
Договор пожертвования лучше заключать до начала акции, чтобы сразу установить, какой процент будет перечислен. Часто это бывают длительные акции, которые идут несколько месяцев, и лишь после их окончания денежные средства уходят в НКО. Конечно, если взаимоотношения между НКО и организатором мероприятия строятся на доверии, то можно заключить и обычный договор пожертвования по факту проведения акции.
В этом же договоре важно прописать, что обе стороны могут использовать логотипы и наименования друг друга. Если это не предусмотреть, то использование НКО символики организатора акции могут расценить как рекламу. А это может повлечь за собой дополнительное налогообложение.
Вывод: пропишите в документах условия акции, в том числе, какой именно процент от суммы будет переведен в НКО и в какие сроки — это поможет обеим сторонам понимать договоренности и соблюдать их.
4. Подарки: можно ли дарить творческие поделки подопечных?
Когда фонды решают подарить рисунки своих подопечных амбассадорам и крупным жертвователям или продать их в качестве сувениров, могут возникнуть проблемы с авторскими правами.
Если вы дарите рисунки или любые иные поделки благополучателей, то можно просто взять у них согласие на то, что, к примеру, рисунок будет использован НКО для реализации уставной деятельности.
Договор заключают в случае, если идет продажа рисунка — тогда важно отметить, что благополучатели не возражают против коммерческой деятельности и не хотят никаких отчислений. В таком договоре следует конкретно прописать все нюансы: что автор рисунка не имеет ничего против его использования в уставной и коммерческой деятельности на протяжении неограниченного времени, а также не возражает, если фонд будет использует рисунок для нанесения на худи, открытки или другую сувенирную продукцию.
Можно также прописать пункт про территориальные ограничения. Например, что распространять рисунок можно только в России или, наоборот, без территориальных ограничений. Это будет полезно, если вы захотите отправить изображение донору из другой страны.
Если автору рисунка нет 18 лет, то договор заключается с родителями или с их согласия. Если ребенок воспитывается в детском доме, то необходимо согласие опекуна или попечителя. Им может быть кто-то из взрослых, сам детский дом или органы опеки.
Вывод: творческие поделки подопечных могут быть подарками, но предварительно нужно документально подтвердить права НКО на их использование.
5. Мероприятия: можно ли делать пожертвование оплатой за вход?
Часто НКО организовывают мероприятия с платным входом, позиционируя оплату как пожертвование. Это неверно, такая деятельность является коммерческой, а значит, должна облагаться налогом.
При организации офлайн-мероприятия лучше установить внутри помещения ящики для пожертвований или, например, арендовать в банке специальную онлайн-кассу для этих целей. В рамках онлайн-мероприятий также можно собирать пожертвования через специальных провайдеров и кнопку «пожертвовать». Однако само мероприятие стоит сделать открытым для всех желающих — сбор пожертвований корректнее осуществлять уже внутри и по желанию. Если же вход платный, то это коммерческая деятельность, и оформлять ее нужно соответствующе.
Вывод: не берите с посетителей плату за вход как пожертвование, лучше продумайте интересные форматы для пожертвований на самом мероприятии.