текст меня зовут кожа

Текст меня зовут кожа

(Отрывки из повести)

Я пришел в школу, чтобы погонять футбольный мяч. Неведомо откуда прямо передо мной оказался хитрец Жантас. В руке он держал листок исписанной бумаги. Несколько раз щелкнув по нему пальцами, Жантас спросил:

– Кара Кожа, ты знаешь, что это такое?

– Путевка. Мы едем в лагерь. Ну, а тебя оставляют в ауле. Говорят: как же наши собаки? Гонять некому будет.

Сначала я собирался немного помять бока Жантасу, чтобы поучить его вежливости, но сообразил, что сперва следует разузнать о том, что это за путёвка.

– А кто тебе дал путевку?

– Конечно, Майканова-апай. Она раздает эти путевки по списку. Только тебя в этом списке нет.

Я так обиделся, что даже не подумал, что Жантас может соврать, и побежал к учительнице.

Запыхавшись, я влетел в учительскую, где она сидела и что-то писала.

– Что с тобой, Кадыров? – удивилась учительница.

– Апай! Дайте и мне путевку!

– Тебя не включили в список.

– Видишь ли, Кадыров, мы решили пос- лать в лагерь самых лучших, самых дисцип- линированных учеников. Тебя много раз предупреждали, что ты должен исправиться.

– Значит, Жантас лучше меня?! Чем это он лучше меня? Потому что он ябедничает… Жантас – главный безобразник у нас в классе. Жантас всегда списывает. Только на подсказках и отвечает…

– Кажется, в роли ябеды выступаешь ты, а не он…

1. Как вы думаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему?

2. Как бы вы охарактеризовали поведение Жантаса по отношению к Коже?

3. Правильно ли Кожа вел себя, отстаивая свое право на получение путевки в лагерь? Почему?

4. Уместно ли проявление соперничества одноклассников в данной ситуации? Почему?

5. Приходилось ли вам попадать в ситуацию, аналогичную описанной в повести Бердибека Сокпакбаева? Как бы вы повели себя?​

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Чемпион

НАСТРОЙКИ.

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Бердибек Ыдырысович Сокпакбаев

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧЕРНОГО КОЖА

— О, аллах! Что Кожа сделал людям плохого? Поче­му его все ругают?

Это бабушка говорит обо мне.

Я притаился в сенях и жду, что ответит аллах, но он молчит. Тогда я осторожно заглядываю в комнату и ви­жу: на скамейке вместо аллаха сидит комбайнер сосед­него колхоза Каратай. Он разошелся со своей женой и теперь сватает мою маму.

Признаться, я не люблю этого человека. С тех пор, как он стал бывать в нашем доме, — это началось с прош­лой осени — мои отношения с мамой перестали быть та­кими дружескими, как раньше. Когда Каратай приезжает к нам на своем старом мотоцикле, они подолгу о чем-то шепчутся, и я не должен входить в комнату.

Не понимаю, почему мама должна выходить замуж? Нам и так хорошо. После того, как погиб на фронте мой отец, мы живем втроем — я, мама и бабушка. Зачем нам Каратай с его обшарпанным мотоциклом?!

. Я делаю шаг назад и, незамеченный никем, выбегаю из сеней.

— Черный Коже! — зовет меня кто-то с противополож­ной стороны улицы.

Я по привычке отзываюсь и тут же сжимаю кулаки. Это крикнул мой соклассник Жантас. Он насмешник и никогда не произносит моего имени правильно. Вместо Кожа он умышленно говорит Коже, что означает «пост­ный суп».

Я грожу ему кулаком, а он хохочет и хлопает себя по коленям. Не обращая внимания на Жантаса, продол­жаю идти дальше.

. Я давно хотел спросить бабушку, кто мне дал такое нехорошее имя. По свидетельству о рождении меня зо­вут Кожабергеном. Но потом кто-то из них — мама или бабушка — потерял вторую половину моего имени. Скорее всего, они обе, сговорившись, стали называть меня ко­ротко: Кожа. Теперь меня зовет так весь аул.

В школе у нас есть другой Кожа. Чтобы нас не пу­тать, ребята зовут меня Черный Кожа, а старшего сына Суттебая — Рыжий Кожа. А такой хитрец, как Жантас, коверкает имена нас обоих.

Что я буду делать с таким именем, когда стану взрос­лым? Я хочу стать писателем — это уже решено. К нам в школу из Алма-Аты приезжал писатель — высокий, кудря­вый, с красивым именем. Обо мне он сказал так:

— Какой подвижной мальчик!

Если бы он знал, как мне попадает за эту подвиж­ность от классного руководителя Майкановой!

Конечно, быть знаменитым писателем очень хорошо. Тогда уж никто не упрекнет бабушку, что ее внук Кожа плохо себя ведет. И хорошо бы еще иметь такое имя, как Мурат, Ербол или, скажем, Болат, Сабит.

Раз я надумал — значит, это будет так. Бабушка го­ворит, что я упрямый и страшно настойчивый. Она до сих пор помнит, как я прожег ее платок. Я был тогда совсем малышом. Мне нужны были лыжи. Бабушка ска­зала, что никаких лыж не будет, потому что я забияка и не слушаюсь ее. Я рассердился и сгоряча бросил бабуш­кин платок на раскаленную плиту. Платок прогорел, а бабушка положила меня ничком на пол и дала такую взбучку, что у нее заболели руки. Но я молчал и не пла­кал. Потом вырвался и убежал. Когда я стану писателем, я куплю бабушке отличный платок. Но об этом я пока ей не говорю.

. Несколько дней назад я закончил пятый класс. Сейчас каникулы, и я совершенно свободен. В самом деле, как хорошо летом! Можно спать сколько угодно, ходить на речку купаться, удить рыбу или поехать на джайляу.

Так размышляя, я дошел до реки. На крутом ее из­гибе есть небольшая песчаная коса. Сюда я прихожу каждый день. Тут даже лежит моя банка из-под червей.

Жаль, что я не взял с собой удочку. На закате иногда здорово клюет.

Солнце садится на том берегу в кустарники, и в воде глубоко-глубоко опрокинут золотой столб. Где-то в камы­шах беспокойно крякают утки, за поворотом слышны удары весел о лодку.

Я стою на берегу и смотрю, как струится вода. Она течет спокойно-спокойно.

Днем, я видел, сюда приходила купаться Жанар. Вы, должно быть, знаете эту девочку. Ее знают все. Прежде всего, это самая красивая девочка в нашей школе. У нее замечательный голос. Жанар отлично плавает, отлично поет, а как она танцует «Камажай»! С ней стоит дру­жить.

Почему-то мне всегда становится радостно, когда я думаю о Жанар. Мне даже приятно смотреть в ту сторо­ну аула, где стоит ее дом. Иногда у меня появляется же­лание сделать что-нибудь такое хорошее, чтобы люди го­ворили:

— Кожа — молодец! Кожа — герой!

И чтобы об этом обязательно знала Жанар.

Я подхожу к знакомому кусту боярышника, где обыч­но купается Жанар, и внимательно изучаю чистый, как стекло, песок. Может быть, она что-нибудь забыла здесь, я подберу и отнесу ей.

На песке следы чьих-то босых ног. Конечно, это сле­ды Жанар — маленькие и аккуратные. Я подхожу ближе и рассматриваю их. Потом я осторожно ставлю в эти следы ступни своих ног и так стою, не шелохнувшись. Песок теплый и нежный. Теперь я твердо знаю, что это следы Жанар. Медленно ступая по этим следам, я воз­вращаюсь домой. У входа в поселок следы исчезают, и мне опять становится скучно.

У нашей калитки по-прежнему стоит облезлый мото­цикл Каратая. Я не люблю эту, машину, как и ее хозяи­на. Со злостью я ударяю ногой по колесу и решительно иду в дом.

У порога меня встречает бабушка. Она перемешивает в кадке кумыс. Я хочу пройти мимо, но она останавливает меня за руку.

— Куда ты? Там человек. Садись здесь и покушай.

— Ну и что же, что человек, — отвечаю я сердито, — я домой иду.

Бабушка что-то ворчит мне вслед, но я ее не слушаю.

Каратай и мама, как обычно, сидят за столом у ок­на и о чем-то тихо разговаривают. При моем появлении они переглядываются и замолкают. Я им помешал — это видно по недовольному выражению лица Каратая. Маме тоже не понравилось мое вторжение — взгляд у нее на­суплен.

Каратай неестественно улыбается и говорит:

— Эй, Кожатай, где твой салям?

Мне часто говорили, что не приветствовать старшего или знакомого человека — признак невоспитанности; что­бы не огорчить маму, я с трудом выговариваю:

— Что это ты такой сердитый? — спрашивает мама. — Или опять с кем-нибудь не поладил.

— Так просто, — отвечаю я нехотя и прохожу в угол, где стоит этажерка. Чтобы не маячить в комнате без де­ла, я начинаю бесцельно рыться в старых газетах и журналах, перебираю свои учебники. Что я ищу и что мне надо — я не знаю. Все мое внимание сейчас обраще­но на маму и Каратая.

— Весна нынче была дождливая, — как бы продол­жая беседу, говорит Каратай.

Источник

«Меня зовут Кожа». Отзыв

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Сегодня, я бы хотела написать об известном детском фильме «Меня зовут Кожа», снятом в 1963 году, который смело можно назвать казахстанским.

«Меня зовут Кожа» был снят режиссером Абдуллой Карсакбаевым по мотивам одноименной повести Бердыбека Сокпакбаева. И что очень важно, фильм был награжден специальным призом Каннского фестиваля во Франции в 1967 году.

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Данное кино показывает проблемы и сомнения, которые волнуют нас в подростковом возрасте, будто главный герой вылеплен по образу всех детей. Это и первая любовь в миленькую девочку с косичками, и выходки, вроде подкладывания лягушек в сумку учительницы, и первая выкуренная сигарета с другом. Но в то же время, оставшись без отца, Кожа волнуется и о матери, становясь уже немного взрослым. Отдельное внимание можно уделить сцене перед зеркалом, где в Коже уживается две стороны — хорошая и плохая.

Наш герой будто стоит между двумя станциями, которые называются «Детство» и «Взросление».

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

«Меня зовут Кожа» искусно рассказывает о детском мире глазами Кожи. Режиссер Абдулла Карсакбаев сумел отлично поработать с детьми, ведь дети — они не актеры, нет, они просто живут своей собственной жизнью на экране.

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

«Меня зовут Кожа» отличается от других фильмов тем, что он искренний, будто само детство. Отличные актеры, хорошая история, которой можно верить и некая изюминка, которая заставляет пересматривать историю Кожи уже не малые пятьдесят лет.

Источник

Урок литературного чтения на тему «Меня зовут Кожа»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературного чтения

(Критическое мышление, Психологический настрой, Диалоговое обучение, Работа в группах, Использование ИКТ)

Бердибек Сокпакбаев. «Меня зовут Кожа»

Развивать навыки работы в составе малых групп.

Развивать познавательный интерес, условия для мотивации изучения материала.

Развивать критическое мышление, обмен идеями.

По окончании занятия учащиеся :

Смогут выражать свою точку зрения;

Смогут определять основную мысль;

Смогут сравнивать факты.

Смогут критически мыслить.

Выучат новые слова и обогатят словарный запас.

Интерактивная доска, слайды презентации об авторе, портрет писателя, иллюстрации на слайдах

Обмен идеями в группах.

Чтение с остановками.

Атмосфера в классе

Действия учителя и действия учащихся

Психоло-гический настрой на урок

Доброжела-тельность, взаимопод-держка. Учитель повышает чувство увереннос-ти учащихся.

Учитель приветствует учащихся и проводит психологический настрой на урок

Возьмитесь за руки, встаньте на цыпочки и потянули руки вверх. Почувствовали поддержку одноклассников? На уроке я желаю так же оказывать поддержку друг другу.

Создание групп для работы

Заинтересо-ванность, активность учащихся.

На тоях проводятся различные состязания, знаете ли вы какие?

Деление на группы с помощью карточек с изображением борьбы, кокпара, айтыса.

Знакомство с темой и целями урока

Обмен идеями в группах. Работа в группах

Активность, вниматель-ность, уверенность

Стратегия «Авторский стул»

-Вам было дано задание мини – сочинение по произведению « Меня зовут Кожа». Поменяйтесь с соседом тетрадками, прочитайте сочинения своего соседа, посоветуйтесь в своей группе какое же сочинение лучшее и лучшее сочинение приготовьте для чтения.

Какое сочинение получилось самым ярким? Соответствует теме?

Чтение с остановка-ми

ствие учащихся в составе групп, взаимоува-жение, выслушива-ние мнений других

Что вы знаете об авторе повести «Меня зовут Кожа», н азовите его произведения. Составление флипчартов. Стратегия «Карусель».

Ассоциации. Учитель читает существительные, характеризующие героев, учащиеся должны догадаться о ком идет речь?

Слова: удивление (К), проказник(С), хитрец(С), смущение(К), подлость(С), досада(К), зло(С), радость(К), трусость(С), стыд(К)

-Что общего у детей? (Мало общего, дети совершенно разные по характеру, нет общих интересов. )

Просмотр отрывка из фильма

Словарная работа: Поджарый, саврасый, брюки-галифе, кокпар, распалённый, гуща, дёру.

Чтение с остановками по абзацам

Вторая часть «Чтение с остановками».

1 остановка. Из какого района был соперник Кожи?

2 остановка. Как Коже удалось победить соперника?

3 остановка. Кем был аксакал, который набросился на Кожу? Как поступил Султан?

Оценива-ние «Боль-шой палец»

Сплочен-ность групп, активность, взаимопод-держка, взаимопо-мощь.

Составление кластера «Друг»

каким должен быть по вашему мнению настоящий друг.

-Как вы думаете, будут ли мальчики дальше дружить?
-Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Какие правила необходимо соблюдать?

Дружеская атмосфера, вниматель-ность.

— Ребята, с каким рассказом мы познакомились?

— Как мы сегодня поработали?

— Как вы оцениваете свою работу?

Оценивание работы учащихся, выставление оценок. Суммативное оценивание учителем.

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Номер материала: ДБ-383528

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по литературному чтению Б.Сокпакбаев «Меня зовут Кожа»4класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

чтен . Учитель: Шушан С.Ю. 4класс дата___________

Тема урока: Б.Сокпакбаев «Меня зовут Кожа» ( с. «Лит.чт.», 1 часть, Алматык i тап, 2015г, стр.14-17)

Цель: Знакомство с произведением Б.Ы. Сокпакбаева, совершенствовать умения анализировать прочитанные произведения, находить ответы на поставленные вопросы: читать по ролям; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;

Развитие способности высказывать собственное мнение, творческое воображение,

Воспитание чувства отзывчивости.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас для всех,

На уроке сопутствует успех!

-Что такое Тюе-Тас?(деревушка) Куторган?(река) Амансай, Кызылсай?(овраги)

-Какие чувства испытывал автор?

-Почему картины степи остались у него в памяти навсегда? (заросшая травой степь с голубыми цветами и алыми маками, работающий отец, беседа ночью, ночь после сенокоса.)

4) Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести Бердибека Ыбраевича Сокпакбаева о своём детстве.

-Какие цели поставим на уроке?

2.Операционный этап. 1) –Кто знаком с этим автором? –Что о нём знаете?

Знакомство с биографией автора с.13-Родился в 1924 году, повесть «Меня зовут Кожа» принесла ему большую известность, переведена на многие языки и издана за рубежом.

1,2,3 абз.с.14- С кем познакомились? (Кожа-Кожаберген)

-Почему он говорит, что несправедлив мир?(у него не звучное имя, окончание берген потерялось, забылось всеми)

-Что происходит, когда он пытается выговорить своё имя? (язык прилипает к гортани)

4 абз.с.14- Сколько мальчиков в классе с таким именем? (2)

-Как их различают? (Клички-Кара Кожа-чёрный, Сары Кожа-светлый).

-Почему наш Кожа обижается? (не только он самый загорелый)

-Опишите Кожа. –Сколько ему лет? (12) Какая у него кожа? Нос? (плоский с большими ноздрями). Короткостриженный, у левого уха родинка, среднего роста.

— Какие слова и поступки помогают тебе охарактеризовать Кожу? (рассудительный, вспыльчивый, простой)

— Подтвердите свой ответ примерами из текста?

3) Чтение 2 части с.16-17.

Словарные слова : текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожаарба

Арба-вид повозки с двумя большими колёсами

Пахать зябь-поле, вспаханное с осени для посева яровых весной

Кошары-кошара-большой загон для овец (! в народе так обзывают кошек) текст меня зовут кожа. Смотреть фото текст меня зовут кожа. Смотреть картинку текст меня зовут кожа. Картинка про текст меня зовут кожа. Фото текст меня зовут кожа

-Чем занимались Кажа и его сверстники осенью? Когда детям работалось веселее?(с учителем Сагатбаем-рассказывал увлекательные истории на отдыхе)

4) Работа с пословицами.

– Выберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа:

1) Маленькое дело лучше большого безделья.

2) Какие труды, такие плоды.

3) С кем поведешься, от того и наберешься.

4) Терпение и труд все перетрут.

5) Итог урока. Понравился ли вам урок. Что вам конкретно понравилось С какими новыми словами вы сегодня познакомились Какие новые пословицы вы сегодня узнали.

6) Д/з-с.14-17 читать, составить и записать план к тексту.

Б. Сокпакбаев. Меня зовут Кожа.

Утром, едва я успел попить чаю, к нашему дому верхом на лошади подъехал Султан.

Я взял седло и вышел наружу. Султан с важным видом восседал на поджаром* саврасом* трёхлетке. К моему удивлению,на поводу у него и в помине не было никакой, даже самой дохлой клячи.

Сюда, позади меня. Ты плохо знаешь этого жеребца. Он, будь здоров, может довезти нас не только до жайляу, но даже и до самого Алматы.

Чему ты удивляешься? Всё будет отлично, вот увидишь!

Мне до этого дня, признаться, не приходилось встречать казахов, седлавших коней двумя сёдлами. Идея Султана показалась мне и в самом деле заманчивой и интересной. Я устроил седло позади него, подтянул подпруги и взобрался верхом. И в эту минуту вышла моя бабушка.

Я чувствовал себя превосходно. Так действительно было гораздо удобнее, чем без седла. Ноги не болтались, потому что у каждого из нас были свои стремена.

Протрусив по двум-трём улицам, мы подъехали к магазину и остановились около него. Перекинув ногу через гриву коня, Султан спрыгнул на землю и, передавая мне поводья, сказал:

На, держи. У тебя деньги есть?

Всего-то? Ну ладно, давай сюда.

Как я мог отказать Султану, сидя на его коне? Я не спеша расстегнул пуговицу на нагрудном кармане и нехотя полез в него рукой.

Эй, чего ты там копаешься?

Как же мне было не копаться, если на то была причина?

Подожди, я что-то найти не могу.

Может быть, они у тебя в другом кармане?

Я медлил. В кармане-то у меня лежали две хрустящие бумажки, но я не мог определить на ощупь, какая из них пятирублёвка. В конце концов я решился и, надеясь на удачу, вытащил одну из них. О ужас! Едва я заметил высунувшийся из кармана бумажный краешек, как сердце моё дрогнуло, а внутри заныло. То, что я вытащил, оказалось десяткой.

Едва Султан, прихватив мою десятирублёвку, скрылся в магазине, как я снова сунул руку в карман, где оставалась вторая бумажка и вытащил её. Это были пять рублей. Те самые, которые меня так подвели и опозорили. Я так разозлился, что хотел было назло всему разорвать их на части и вышвырнуть вон. Глядя на и без того истерзанную, измятую бумажку, я пожалел её и снова спрятал в карман.

Султан вскоре вышел из магазина, что-то жуя на ходу. Карманы его брюк-галифе* были чем-то набиты.

Он взял из моих рук поводья и снова вскочил на коня.

Мы выехали из аула, оставив позади себя последний из домов. Султан вытащил из кармана брюк два пряника и протянул один из них мне. Дружно похрустывая, мы неторопливо двигались по степной дороге, и копыта саврасого гулко стучали по каменистой земле.

Через некоторое время Султан обернулся и спросил меня:

Продолжая сидеть вполоборота, Султан натянул поводья, вынул из кармана пачку сигарет, распечатал её и протянул мне:

Я послушно вытащил из пачки сигарету, сунул её в рот. Султан зажёг спичку. Прикурив, я усердно задымил, делая одну затяжку за другой. Рот мой наполнился едким вонючим дымом.

Какими же глупыми бывают порой дети! Ведь знают о некоторых вещах, что это очень вредно, а тянутся к ним, словно слепые щенки. Вот и мне стало вдруг любопытно: что, интересно, будет, если проглочу? Дай-ка, попробую!

Если с вами случалось такое несчастье, то наверняка вы поймёте моё состояние. Едва я наполнил рот дымом и проглотил его, как в ту же секунду страшно ядовитый газ пронизал меня, заполнил всё внутри отвратительной мутью. Дыхание перехватило, и я громко закашлялся. Из глаз брызнули слёзы. Вдруг всё перед моими глазами поплыло и, казалось, вот-вот опрокинется.

С той поры и по сей день я не только не курю, но бегу прочь, едва учую мерзкий ядовитый запах табака.

С того дня, как мы с Султаном оказались на жайляу, прошло, как ни странно, около месяца. Подумать только, целый месяц! А пролетел он как один день. Потому что провели мы его очень весело и интересно. А всё благодаря Султекену. За всё это время я не был без лошади ни единого дня. Каких только иноходцев он не находил для меня! Седлай, говорит, этого и поехали! И я следую за ним. Я не спрашиваю о том, куда мы едем. Да и зачем? Ведь благодаря Султану я могу вдосталь покататься на лошадях и весело провести своё время.

Однажды на жайляу был устроен большой той, посвященный Дню чабана. Кого может оставить равнодушным такое событие? Не остались безучастными и мы с Султаном. Едва начались первые приготовления к празднику, как мы потеряли покой.

Мы с нетерпением ожидали желанного дня и даже готовили себе коней, собираясь принять участие в кокпаре*.

Утром того дня, когда должен был начаться праздник, моя мама ушла на дойку, а я, оперевшись на локоть, лежал в постели и читал «Робинзона Крузо».

Чёрный Коже, ты дома?

Султан гулко спрыгнул на землю и вошёл внутрь.

Итак, мы пришли на той. Гостей собралось на празднике видимо-невидимо. Здесь были особо почётные гости из Алматы, машины которых выстроились в длинный ряд. Всякие там «Москвичи» и трёхколёсные тарахтелки я за машины не считаю и о них не говорю. Кроме того, прибыли почти все чабаны из соседних двух районов, и праздник, казалось, был в самом разгаре.

Мы подошли к небольшой кучке столпившихся людей и увидели, что в центре её шли состязания борцов. После очередной схватки раздался голос одного из ведущих тоя:

Теперь будут выступать дети. Начинаем детские соревнования по борьбе.

Наблюдая за взрослыми борцами, я чувствовал, как меня охватывал нестерпимый спортивный зуд. Едва раздался призыв, об- ращённый к детям, я тут же выскочил на середину.

Борьба проводилась между представителями двух районов. Поэтому ведущий праздника обратился теперь с приглашением к противоположной стороне:

Уйгурский район, выдвигайте своего борца!

В рядах Уйгурского района произошло небольшое оживление, и оттуда вышел горбоносый и очень смуглый, даже чернее меня, мальчишка. Едва он отделился от своих болельщиков, как за моей спиной раздались возмущённые голоса:

Эй, да разве это ребёнок, это же настоящий жигит!

Что же вы выпускаете такого верзилу против этого малыша?

Давайте подходящего соперника!

Однако, раскрасневшийся и распалённый* спортивным азартом, ведущий и не думал прислушиваться к этому шуму.

Я знал, что у меня хорошо получались подсечки и поэтому с первых же минут пытался применить этот излюбленный приём. К моей великой досаде, длинные ноги соперника были раскинуты далеко в стороны, и как я ни тянулся, достать до них не мог.

Догадавшись о моих намерениях, носатый отставил ноги ещё дальше и всем своим телом навалился на меня. Я толкал его то с одной, то с другой стороны, но он даже не двигался с места. Похоже было, что мой соперник рассчитывал только на силу своих рук и выжидал удобный момент, чтобы поднять меня и бросить на спину. Пару раз ему удавались броски, но я каждый раз приземлялся на растопыренные, как у лягушки, ноги.

Неожиданно в голову мне пришёл один хитроумный приём. Я незаметно приблизился к небольшой впадине и, упав на бок, едва уловимым для глаз движением перекинул носатого через голову.

Тот, по-видимому, никак не ожидал этого и так растерялся, что не успел даже собраться и, перелетев через меня, распластался на земле. Я быстро вскочил на ноги и, не дав противнику опомниться, уселся на него верхом. Толпа словно взорвалась. Мои болельщики радостно зашумели, закричали, поздравляя меня с победой.

Вот жигит так жигит!

Долгих лет тебе жизни!

Подошёл ведущий, пожал мне руку и вручил приз.

Я чувствовал, как рот мой растянулся до ушей и радость наполнила душу. Счастливый, направился к прежнему месту. Громкий голос ведущего за моей спиной зазывал новых борцов. Вдруг сбоку от меня из гущи* людей выбежал какой-то мужчина в светлом войлочном колпаке и устремился в мою сторону. Я не придал этому особого значения, продолжая идти дальше, как вдруг он догнал меня, схватил за руку выше локтя и закричал:

А-а, вот ты где, мошенник! Попался!

Ничего не объяснив, он поволок меня куда-то за собой, словно куст перекати-поля. Мне показалось, что я уже видел где-то это лицо, но припомнить никак не мог.

кипевшей в нём, острая его бородка мелко тряслась.

Незнакомец крепко, чуть не задушив, схватил меня за грудки и сильно тряхнул.

Я вздрогнул, словно мне на спину прыгнула лягушка. Теперь я узнал человека с гневно сверкающими глазами. Это был тот самый чабан, который встретился нам на пути к жайляу и попросил спички.

А кто же взял, по-твоему?

Я хотел как можно скорее освободиться от позорного подозрения и честно признался:

Его взял мальчик, который был рядом со мной.

Его зовут Султан. Он там. там стоит.

Я повёл старика к тому месту, где недавно стоял вместе с Султаном. Но того и след простыл.

Только что был здесь.

Привлечённые шумом, нас стали окружать любопытные.

Правду говорят, что стыд сильнее смерти. Я не знал, что делать, и готов был от стыда провалиться сквозь землю.

Я резко обернулся и, глянув в указанную сторону, увидел Султана, уже вскочившего на коня.

Наверное, вы и сами понимаете, в каком я был состоянии после описанного мною происшествия. На том тое была и моя мать. К счастью, она не видела, какой позор пришлось пережить её единственному сыну на глазах огромной толпы. В это время мама находилась в другом месте, там, где шли выступления артистов. Я был подавлен как никогда в жизни. Той остался где-то в стороне, а я, крадучись, словно воришка, добрался до своего коня и тронулся вслед за Султаном.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *