Текст описание чего либо

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

Текст описание чего либо. Смотреть фото Текст описание чего либо. Смотреть картинку Текст описание чего либо. Картинка про Текст описание чего либо. Фото Текст описание чего либо

А тип речи это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

Читай больше о каждом из стилей в этих статьях

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

Пример текста-рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

Текст описание чего либо. Смотреть фото Текст описание чего либо. Смотреть картинку Текст описание чего либо. Картинка про Текст описание чего либо. Фото Текст описание чего либо

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Источник

Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

7.4. Текст-описание и его виды

Текст и его основные признаки

Описание – один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать явление – значит перечислить его признаки. Уже в риториках ХVIII века можно встретить определённые схемы построения таких текстов: 1 – определение; 2 – целое – части; 3 – внешние свойства (форма, материал); 4 – место; 5 – внутренние свойства: функции, употребление.

Конечно, тексты-описания весьма разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Во-первых, большую роль играет сам объект описания: одушевлённый – неодушевлённый, портрет, пейзаж, событие и т.д. Во-вторых, очень важно, является ли описание статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста, или динамическим – обычно небольшим по объёму, которое не приостанавливает действия, а включено в событие. Наконец, принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста.

С этой точки зрения можно противопоставить фактографические и творческие тексты-описания.

Фактографические описания распространены в научно-технической сфере, инженерии, в инструкциях, технических руководствах, а также в различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой – полнота, чёткость, точность и последовательность.

Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково: 1 – общее назначение (функция) предмета; 2 – его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа. Обратите внимание на структуру текстов-описаний, представленных в инструкциях, словарях:

а) Карниз «Струна» предназначен для подвески штор из лёгкой ткани на одну струну [функция]. Он состоит из двух кронштейнов с элементами крепления капроновой струны и декоративных пластмассовых крышек [целое – части, свойства, функции частей].

б) Бузина чёрная – многолетнее растение, кустарник или деревце 3–10 м высотой [общая характеристика]. Ствол и ветви серые с чечевичками по коре. Листья супротивные, черешковые, непарно перистые. Цветки мелкие, душистые, желтовато-белые, в многоцветковых щитках. Плод – чёрно-фиолетовый, ягодновидный [составные части и их внешние свойства]. Лекарственным сырьём являются соцветия и плоды, высушенные в печках или сушилках [назначение].

в) Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной [общее описание]. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями [составные части и их характеристика]. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны [назначение части].

Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.

Текст описание чего либо. Смотреть фото Текст описание чего либо. Смотреть картинку Текст описание чего либо. Картинка про Текст описание чего либо. Фото Текст описание чего либо

При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. Не менее важен и выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет.

Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм описания.

Так, если это пейзажная зарисовка, т.е. предмет «бездействует» (например, озеро, холм и т.д.), то могут быть описаны перемены в нём в разное время. Яркий пример такого описания можно обнаружить в рассказе И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха» (обратите внимание на то, как меняется «направление взгляда» рассказчика; насколько разнообразны «чувственные» источники создания образа – зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.):

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу с ружьём, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. вы ждёте. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам. Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают – не всё вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. В лесу всё темней да темней. Деревья сливаются в большие чёрные массы; на синем небе робко выступают первые звёздочки. Все птицы спят. Горихвостки, маленькие дятлы одни ещё сонливо посвистывают. Вот и они умолкли.

Если объект речи – неодушевлённый физический предмет, состоящий из отдельных частей (например город, сад), то описываются эти части, картины с разных сторон. Примером такого рода описаний может служить краткая характеристика интерьера избы Хоря из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (обратите внимание, как подбор деталей описания позволяет выявить такие черты хозяина жилища, как основательность, хозяйственность, аккуратность, преобладание утилитарного над эстетическим):

Мы вошли в избу. Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу перед тяжёлым образом в серебряном окладе теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и косяками окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов.

Если характеризуется «нравственный» предмет (роскошь, скромность, праздность и т.д.), то обычно описание даётся по принципу: «род» – «вид», «разновидности». При описании действующего лица обычно характеризуются его свойства и действия: одно за другим, постепенно и отдельно. Обратите внимание на ироническую характеристику помещика Полутыкина из того же рассказа И.С. Тургенева. Автор прямо не называет таких качеств героя, как бесхозяйственность, жадность, отсутствие чувства юмора, претензия на вкус, образованность при их полном отсутствии и т.д. И.С. Тургенев предпочитает сосредоточиться на деталях, проявлениях «разновидностей» этих «слабостей» мелкого калужского помещика:

В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошёлся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушённым сердцем доверял свое горе друзьям и знакомым, а родителям невест посылал в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один и тот же анекдот, который, несмотря на уважение г-на Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нихимова и повесть Пинну; заикался; называл свою собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завел у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбою, рыба – грибами, макароны – порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. Но за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек.

Наиболее разнообразны и индивидуальны описания в художественном произведении. Их структура, используемые средства определяются не только предметом речи, жанром, функцией в тексте, но и творческой манерой автора и т.д.

Вместе с тем в любом описании необходимо следить за тем, чтобы характеристика объекта речи соответствовала конкретной авторской задаче, была полной и точной, выделяемые детали отражали существенные признаки объекта. Самое главное – уметь выделить то свойство предмета, которое и делает его таковым. А потом использовать это свойство как стержень всей речи о предмете. При описании следует избегать излишней детализации, повторов и случайных, несущественных характеристик.

Источник

ky_83

Октябрь 2013

ВсПнВтСрЧтПтСб
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Метки

Секреты писательства. Как делать описания в художественном тексте

Описания — это довольно сложная штука для начинающего писателя.

К сожалению, в школе на уроках русского-украинского-английского языков мы занимались сочинением сочинений по творчеству известных писателей, но так и не научились писать сами. В действительности, это не так сложно, как кажется.

Самым простым способом описать что-либо являются фразы, которыми говорят дети в детском саду, когда их спрашивают, что изображено на рисунке:

«Он инопланетянин. Он синий. У него три руки».

Таким нехитрым способом мы описали синего трехрукого инопланетянина. И, к сожалению, таким же стилем мы делаем описания даже после окончания школы. Иногда это бывает уместно для создания определенного эффекта, но очень редко. Особенно большие проблемы возникают при использовании прошедшего времени:

Он был инопланетянином. Он был синим. У него было три руки.

В трех предложениях использовано три глагола «быть» в форме прошедшего времени. Во-первых, повторяющиеся слова сами по себе портят текст. А во-вторых, что мы хотели сказать словами «он был синим?» То, что сейчас он уже не синий, а зеленый?

Беспомощность текста можно оценивать по концентрации слов «был», «была», «было», «были». Запомните, чем меньше глаголов «быть» встречается в вашем тексте, тем лучше. Но что же использовать взамен?

Вот правила, которыми мы будем руководствоваться при составлении описаний:

1. Избегать сказуемого, имеющего вид всех форм глагола «быть». Особенно форм прошедшего времени. Для этого никогда не стройте фразы по типу «У него были дрожащие руки». Лучше скажите «В дрожащих руках он держал бумажку».

Об исключениях. В каждом правиле есть исключения, и это правило — не исключение. Использование сказуемого «быть» оправдано в ситуациях, когда надо твердо констатировать какой-то единичный факт с использованием минимума слов и сильным акцентом на этом факте:

Раздался звонок, и она побежала открывать дверь. На пороге стоял муж. Он был пьян.

Удачное предложение с глаголом «быть» состоит из трех-четырех слов и встречается не чаще пяти раз на всю книгу.

2. Основной нитью в тексте, держащей внимание читателя, является действие. Все любят действие. Описания зачастую воспринимаются как преграда, остановка в действии. Автор предлагает остановиться и осмотреться, но читатель не хочет стоять, он хочет двигаться по сюжету дальше и пропускает «неинтересные» куски текста! Поэтому описания должны не вклиниваться в действие, а его сопровождать. Возьмем примеры из предыдущего пункта:

1) У него были дрожащие руки. В руках у него была мятая бумажка.

2) В дрожащих руках он держал мятую бумажку.

Первый пример — чистое описание. Второй — повествование. Во втором варианте мы подаем ту же информацию, но воспринимается она намного «проще» и «энергичнее».

Даже в статической картинке вы должны уметь находить действие. Это очень полезный навык.

Самый простой способ сочинять такие предложения состоит в придумывании «костяка» (простого предложения без описаний вообще) и последующего насыщения его прилагательными и причастиями.

К двери подошел человек. В руках он держал бумажку.

К тяжелой металлической двери подошел ссутулившийся человек. В дрожащих руках он держал мятую бумажку.

То есть мы каждому существительному добавили по определению и получили довольно неплохой результат. Пример можно еще доработать (о данном приеме расскажу в следующий раз):

К тяжелой металлической двери подошел ссутулившийся человек с мятой бумажкой в дрожащих руках.

Более того, в качестве самоконтроля можно в любом предложении вычеркнуть все определения. Если оставшийся костяк будет иметь смысл, то предложение хорошее, если нет — переделывайте. К примеру:

У него были дрожащие руки. В руках у него была мятая бумажка.

Вычеркиваем определения и получаем «остаток»:

У него были руки. В руках у него была бумажка.

Как известно, дьявол прячется в мелочах, и вы обязаны научиться находить эти мелочи — придумывать, развивать, докрашивать, преувеличивать. Именно мелочи позволяют вашему описанию придать индивидуальности и выделить описываемый вами банальный предмет из миллиона ему подобных.

К примеру, вам надо описать бескрайнее зеленое поле, простирающееся до самого горизонта. Собственно я только что его описал. Но где в словах «бескрайнее зеленое поле, простирающееся до самого горизонта» моя работа как писателя? Это штамп.

Не забывайте, что в тексте у нас должны описываться вещи, существующие не абстрактно, а контексте вашего произведения. Поле ведь тоже не абстрактное и существует не само по себе, а в сюжете. Более того, важно не сделать визуальное описание поля, а передать создаваемое полем впечатление. Попробуем насытить описание действием, мелочами и привязаться к сюжету:

«Я стоял посреди невообразимо огромного поля, концы которого, казалось, были пришиты к горизонту зелеными нитками. Если бы я родился коровой, то именно так, по моему мнению, выглядел бы коровий рай, попасть в который удостаивалась бы всякая рогатая скотина, павшая смертью мученика во имя великой цели — спасения человечества от голода.

Я сделал несколько шагов по мягкой ярко-зеленой траве и пришел к выводу, что местные ангелы работают в нарушение трудового законодательства по ночам, неустанно подкрашивая маленькими кисточками выцветающие на солнце травинки. Другого объяснения неестественному буйству красок я придумать не смог.

Думать, кстати, вообще ни о чем не хотелось. Хотелось сорваться с места и бежать, рассекая заполненный насекомыми воздух, оставляя позади мысли и заботы. Ноги приятно пружинили в коленях, и кружилась голова».

Такой вот маленький текст, в котором фактически описывается не поле, а создаваемая им эйфория. Практически все описания идут «как бы между прочим и с легкой иронией». Так и должно быть.

Напоследок, как можно было бы описать синего трехрукого инопланетянина:

«Инопланетное существо сидело за массивным деревянным столом, пришедшим прямиком из позапрошлого века. Левой рукой оно подносило чашечку кофе к хоботообразному рту, правой — делало в блокноте пометки позолоченным «Паркером». В средней руке расположилась дымящаяся сигара, пепел с которой падал на синюю кожу инопланетянина, но тот, казалось, этого совсем не замечал».

Такой вот деловой инопланетянин.

Это далеко не все об описаниях, но на сегодня пока хватит.

Источник

Описание

Понятие описания

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Текст описание чего либо. Смотреть фото Текст описание чего либо. Смотреть картинку Текст описание чего либо. Картинка про Текст описание чего либо. Фото Текст описание чего либо

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *