«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение».
Цель урока: сформировать умение различать типы речи.
А тип речи –это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.
В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи –повествование, описание, рассуждение.
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”
Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:
a. что случилось? – в городе пошел дождь;
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
Текст описания состоит из следующих частей:
Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).
“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”
Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
a. какой предмет описывается? – дождь;
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
Рассуждение состоит из следующих частей:
Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
Рассуждения бывают следующими:
“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”
Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
a. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:
И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).
Я пошёл вправо через кусты [ повествование ].
Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [ повествование ].
Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[ описание ].
Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [ повествование ].
Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [ описание ].
Тема. Разбор текстов различных стилей и жанров (практическая работа)
Цель: формировать умения и навыки учащихся распознавать тексты различных стилей и жанров, определять связь между языковыми средствами, задачей и условиями общения, аргументировать выбор стиля, обращая внимание на лексику, которая используется в тексте; развивать умение работать с текстом, логически и последовательно мыслить, опираясь на языковой материал; воспитывать интерес к изучению языка.
Оборудование: тексты для работы в группах, художественные произведения: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мертвые души».
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
1) Вспомните, что такое стилистика.
3) Что такое стиль речи?
4) Какие стили речи вы знаете?
5) Назовите особенности каждого стиля.
IV. ОСОЗНАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Каждая группа получает текст (распечатан для каждого ученика) и задание сделать его анализ, ответив на следующие вопросы (проецируются на экране или записаны на доске).
1) Докажите, что это текст.
2) Какова тема и основная мысль высказывания?
3) Что представляет собой лексика данного текста: слова какого стиля преобладают? Есть ли просторечные слова и выражения?
4) Чем отличается синтаксис данного высказывания: предложения простые или сложные, осложненные или нет, есть ли восклицательные, вопросительные предложения? Для чего используются тире и многоточие? Есть ли частицы, вводные слова?
5) Для какой сферы жизни или деятельности людей оно характерно?
6) Какова основная функция данного текста?
7) В каком стиле создано высказывание?
8) Определите тип речи.
Модель организации работы — «снежный ком». Каждый участник вносит свой вклад в формирование коллективного ответа: первый произносит предложение, следующий продолжает мысль и т. д.; последний завершает монологическое высказывание. Затем один представитель от группы делает сообщение.
«Эксперты» сидят за отдельным столом, задают вопросы, оценивают результаты работы в группах.
Текст для исследования
Театр! Любители вы театр так, как люблю его я, т. е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями. Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы чему-нибудь из них решительное предпочтение или все это любите одинаково? Трудный выбор? Не правда ли?
(В. Белинский. «Литературные мечтания»)
Тип речи — рассуждение; стиль речи — публицистический: совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая газетная образность: пылкая молодость, жадная, страшная, театр — самовластный властелин и т. д.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит.
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет.
И быстрой ножкой ножку бьет.
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
Тип речи — описание; стиль речи — художественный: отсутствие слов-терминов, слова эмоциональной лексики (ложи блещут, нетерпеливо плещут, блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна); слова, употребленные в переносном значении, метафоры, развернутые сравнения (летит, как пух из уст Эола).
Есть в этом отрывке слова разговорного стиля («Раек», «ножкой ножку бьет».) Автор использует лексику разговорного стиля и эмоциональную лексику для создания живой, впечатляющей картины театра.
1) Найдите в текстах художественных произведений примеры использования разговорного стиля.
2) Проанализируйте отрывки.
3) Разыграйте диалоги (на выбор):
— «Евгений Онегин» — глава 3. 1-я и 2-я строфы;
— «Герой нашего времени» — глава «Бэла», первое упоминание имени Печорина Максимом Максимычем;
— «Мертвые души» — глава 3, беседа Чичикова с Коробочкой.
Тип речи — повествование; стиль — разговорный: употребление разговорно-бытовых слов и форм, которые придают речи непринужденный характер, позволяют говорящему выразить различные чувства: повторы слов, слова с переносным значением, частицы, междометия, слова-предложения, обращения, вводные слова, слова и фразеологизмы разговорного стиля.
Простые предложения. Неполные предложения.
Назначение стиля — обменяться сведениями, мыслями, поделиться чувствами.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 1. Материал для подготовки. Типы речи – описание, повествование, рассуждение. Особенности.
ЕГЭ. Русский язык.
Задание № 1. Материал для подготовки.
Типы речи – это разновидности языка в зависимости от того, что хотят передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо.
Часто в тексте эти типы переплетаются, например, повествование с элементами описания или рассуждения и т.д.
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Особенности типов речи.
ОПИСАНИЕ.
Описание – это тип речи, с помощью которого изображаются или характеризуются предметы (неживые и живые объекты), явления природы, состояния человека или природы.
Цель описания:
описание признаков какого-либо лица, предмета, действия, состояния.
На какие вопросы содержится ответ в тексте?
Каков предмет описания?
Каковы его основные признаки?
Разновидности описания:
описание внешности человека (портрет);
описание состояния человека;
описание характера человека;
описание окружающей среды, природы (пейзаж);
описание места (города, села, местности);
описание предмета (например, игрушки),
описание помещения (комнаты, класса) и др.
Композиция текста – описания.
· общее впечатление об объекте описания;
· описание признаки предмета;
· авторская оценка описываемого.
Особенности:
· описание чаще статично, без изменения во времени;
· выделение деталей, неповторимых особенностей описываемого объекта;
· использование большого количества прилагательных, существительных;
· использование глаголов в форме настоящего времени несовершенного вида.
ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Повествование – это тип речи, в котором сообщается о развивающихся событиях, действиях, состояниях.
Цели повествования:
· донести до читателя действия, события в их последовательности в определенных временных рамках, передать действительность динамически, в ее развитии;
· сообщение о последовательно сменяющих друг друга событиях или явлениях.
На какие вопросы содержится ответ в тексте?
Что происходило (происходит)?
Какова последовательность действий, событий?
Что происходило сначала и что происходило потом?
Композиция текста – повествования:
· завязка (начало действия, экспозиция, зачин);
· кульминация (самый острый, интересный момент);
· развязка (конец действия).
Особенности:
· постоянное изменение во времени, динамичность;
· ведущая часть речи — глаголы совершенного вида, особенно глаголы, обозначающие последовательность действия (начать, продолжить, закончить).
· использование слов со значением времени (сначала, потом, в то время как, рано утром, в обед и др.).
РАССУЖДЕНИЕ.
Рассуждение – это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.
Цели рассуждения:
· доказательство или объяснение какого-либо положения, мысли;
· выявление причин и следствий событий и явлений;
· выражение чувств и оценки;
· убеждение в собственной позиции.
На какие вопросы содержится ответ в тексте?
Почему предмет такой?
В чём причина данного события?
Что из этого следует?
Каковы следствия данного явления?
Почему мы утверждаем это?
Композиция текста – рассуждения:
· тезис (основная мысль), который нужно доказать;
· аргументы (доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис);
Особенности:
· наличие аргументов для подтверждения позиции;
· использование вводных слов: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец, итак и т.д.;
· использование союзов: хотя, несмотря на, потому что, итак, так как и т.д.
· вопросно-ответная форма изложения,
· использование обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
В русском языке есть несколько типов речи, и каждый из них имеет свои особенности и функции. Крайне важно уметь отличать их друг от друга, а также знать, когда и какой тип следует использовать.
Типы речи в русском языке
У каждого текста есть тема или основная мысль, то, что хотел сказать автор. Сделать это — выразить свою позицию — он может в разнообразных формах. В зависимости от того, в каком ключе он строит свою мысль, формируются типы речи.
Типы речи — это функциональные разновидности текстов.
Всего мы можем выделить три типа речи:
Повествование — самый распространенный тип речи, причем как устной, так и письменной. Его назначение — рассказать какую-то историю. В рассказе все события должны быть логически связаны, у него обязаны быть четкие начало и конец. Слушатель или читатель должен хорошо понимать основную мысль истории, с кем она происходит, где и когда. Главная особенность этого типа речи — большое количество глаголов.
Описание же, как понятно из названия, нужно для того, чтобы описывать какой-либо предмет или ситуацию. Его главная цель — передать читателю или слушателю образ, который видит автор. Обычно описания насыщены прилагательными и наречиями.
Рассуждение — тип речи, который встречается реже всего. Во время рассуждений человек объясняет причины, выражает свои мысли и взгляды по поводу какой-то проблемы.
Разновидности речи очень сложно перепутать между собой. Все они несут конкретную, четко определенную функцию. Если человек не может понять, какой тип речи перед ним, ему просто следует ответить на вопрос, — с какой целью текст был написан? Если для того, чтобы рассказать историю — то это повествование. Если с целью показать какой-то предмет или явление, то описание. Если же для того, чтобы донести до читателя свежую идею, то рассуждение.
Отличие типов речи от стилей речи
Типы речи очень часто путают со стилями речи. На деле же это два совершенно разных явления.
Стили речи — набор речевых элементов, характерных для той или иной ситуации.
Так, например, в разговорном стиле можно использовать жаргонизмы и просторечия, тогда как в остальных стилях это недопустимо. А научный стиль характеризуется общей сухостью, логичностью и точностью.
Типы речи — это совсем другое. Это способ изложения того или иного материала в зависимости от его назначения.
Стили и типы речи никак напрямую не соотносятся. Так, например, в тексте, написанном в художественном стиле, могут быть любые предложения: и повествовательные, и описательные, а также присутствовать рассуждения. То же самое можно сказать и про публицистический, и про разговорный стили. В научном и официально-деловом все же больше преобладают описания.
Описание. Структура и Особенности
Как уже было сказано ранее и как понятно из самого названия данного типа речи, описание создано для того, чтобы что-то описывать, давать наиболее полные характеристики. Неважно, что именно: предмет, явление или событие. Обычно этот жанр используют в художественной литературе, чтобы как можно глубже погрузить читателей в мир, который создает автор.
Не брезгуют описаниями и авторы коммерческих текстов. Чем ярче, красочнее и выгоднее будет описан тот или иной товар, тем больше вероятность спроса на него.
Также описания могут встречаться и в научной литературе. Но если в художественных произведениях они будут более яркими и образными, то в учебниках и монографиях — более строгими, обычно в виде характеристик. Описание может быть представлено в абсолютно разных формах.
Описывать можно разные объекты: как какие-то конкретные предметы, так и картину либо атмосферу в общем. Очень часто встречаются описания внешности людей, словесные портреты. Также авторы периодически дают оценку описываемому объекту.
К разновидностям описания можно отнести:
Данный тип речи богат прилагательными, наречиями и различными средствами художественной выразительности: эпитетами, метафорами, гиперболами или литотами. Также в описаниях часто встречаются ряды однородных членов предложения. Глаголы в описаниях минимальны, как и любые действия в принципе. Если они и есть, то преимущественно в форме настоящего времени и в несовершенном виде. Иногда их вводят для того, чтобы у читателя сформировалась более полная картина, однако стараются этим не злоупотреблять.
Примеры текста с описанием
Чтобы еще лучше разобраться в данном типе речи, стоит рассмотреть конкретные примеры.
Она была невысокого роста, но при этом очень стройная, женственная и обаятельная. Её волосы были светло-русыми, глаза голубыми, а губы немного припухшими. В целом Анна выглядела весьма премиленько.
Нарядна рябина с весны до осени. С каждым днем все оранжевее и ярче становятся ягоды на ней. Пока, наконец, не вспыхнут на лесной опушке рябиновые костры. Долго будут гореть они, озаряя лес своим холодным пламенем, пока не налетят на них шумные и шустрые ватаги дроздов на веселый пир.
Повествование. Особенности оформления
Повествование — тип речи, с помощью которого можно рассказывать о каких-либо событиях. Рассказ может идти от любого лица: как от первого, так и от третьего (может и от второго, но обычно так делают ради литературного эксперимента).
Повествование должно вестись логично и последовательно. У любой истории обязательно должны быть все три базовые стадии: завязка, кульминация и развязка. Читатель обязательно должен понять суть рассказа, то, что хотел сказать ему автор.
В повествовании обычно присутствует большое количество глаголов, которые способствуют развитию действия. В целом подобный тип речи очень динамичен, в этом и заключается его основное отличие от двух других.
Представленный тип речи можно разделить на два подвида: на изобразительное повествование, для которого характерны сменяющиеся образы, чья цель — «показать» событие, и на информативное. В этом случае текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.
Примеры повествовательного текста
Повествовательные тексты встречаются повсюду. Большая часть любых книг состоит именно из них. Вот один из примеров текста повествования:
Я стал гладить кота и подумал, как же все-таки хорошо мне живется! Дома тепло, уютно, пахнет выпечкой, кот мурлычет. Век бы так и сидел!
Рассуждение
Тексты-рассуждения достаточно сложные по своей конструкции. В первую очередь следует понять, зачем их изначально нужно писать.
Основная задача подобных текстов — донести до читателя какую-то мысль, взгляды автора на ту или иную проблему. Поэтому он должен изначально сформулировать тезис — основную мысль своего текста, то, о чем пойдет речь дальше, потом развернуто ее аргументировать, приводя доказательства. В конце автор должен сделать выводы, закрепить все, что было сказано ранее.
Тексты-рассуждения можно условно поделить на три базовые категории:
Однако все же главная задача рассуждений — убедить в чем-то читателя, показать ему другую точку зрения. Для рассуждений характерны перечисления, повторы и уточнения.
Примеры текста с рассуждением
В качестве примера текста-рассуждения можно привести философские заметки Льва Николаевича Толстого.
Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев.
Типы речи – это разновидность текстов с точки зрения их функциональности. Выбор способа изложения зависит от наличия содержательных и композиционных признаков и от того, что именно необходимо передать автору. Типы и функциональные стили речи отличаются. Также разделяются виды речи (или разновидности речи)– устная и письменная речь.
Типы речи текста в русском языке
Предложения, которые имеют общую тему и основную мысль, объединяются в цельный текст. Тема – это то, о чём говорится, а основная мысль – это то, что автор хочет сказать читателю или убедить его в чём-либо. Чтобы понимать главный смысловой компонент, нужно определить тип речи, так как с его помощью формируется и разворачивается основная мысль. В русском языке выделяются такие типы речи:
Что такое описание
Описание – это тип речи, главная функция которого рассмотреть предмет речи. В таком тексте указываются не только значительные, но и незначительные качества или признаки животных, людей, событий. Действительность изображается статично, то есть место и время остаются неизменными.
Цель текста-описания – это характеристика, оценка предмета с одной или со всех сторон. Автор предоставляет читателю лёгкий для восприятия и красочный образ, который без проблем воссоздаётся в сознании. Описательный текст отвечает на следующие вопросы: «каков объект?», «каков субъект?». Обычно описывается внешность, характер, чувства человека, природа, местность, предметы и др.
У текста-описания есть определённая композиционная структура:
Языкового особенности описания
Языковые средства, которые помогают в описании:
Примеры с текстом описание
«Лицо его не представляло ничего особенного один подбородок только выступал очень далеко вперед маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши »
Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»
«…На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками…»
Л.Н. Толстой, «Война и мир»
Что такое повествование
Повествование – это тип речи, сообщающий о совершении действия во временной последовательности. Автор повествует о событии от начала и до конца, т.е. в течение определённого отрезка времени. При этом все части текста логически связаны между собой. Окружающий мир динамичен, изменчив. Можно поставить вопросы «что произошло?», «когда случилось?», «с кем происходит?» и подобные. Обычно повествование ведётся от 1-го или 3-го лица.
Повествовательный текст складывается из следующих составляющих:
Языковые особенности повествования
Текст-повествование выражается посредством таких элементов языка:
Примеры с текстом повествования
Примеры отрывков с повествованием из художественной литературы:
«Прошла неделя после знакомства. Был праздничный день. В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы. Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. Некуда было деваться»
рассказ А.П. Чехова, «Дама с собачкой»
«Отдохнув, я причесался, почистился и сошел вниз к чаю. Образ молодой девушки носился передо мною, сердце перестало прыгать, но как-то приятно сжималось…»
И.С. Тургенева «Первая любовь»
Рассуждение
Рассуждение – это тип речи, излагающий, подтверждающий, доказывающий кили объясняющий какую-либо мысль. Главное отличие этого текста – это раскрытие внутренних признаков явлений. Автор рассуждает и приходит к новому суждению, аргументирует свою точку зрения, выражает собственное мнение через определение причин и следствия совершаемых событий. Вопросы – «почему так происходит?», «зачем человек поступает так или иначе?» и т.д.
Языковые особенности рассуждения
В тексте-рассуждении используются такие языковые элементы:
Примеры с текстом рассуждения
«Когда я рассуждаю о свете, что нахожу в нем два рода людей: обманщиков и обманутых; а если есть некоторые ни того ни другого числа, то их так мало, так мало, что они могут назваться выродками. Снедаемому скукою и почти в безумии, мне вздумалось прибегнуть к лекарству богословов и испытать, не найду ли услаждения в чтении святых книг: но что ж? Если полагать утешением несчастному видеть еще себя несчастнее, то я сие нашел…».
Сушков М.В. «Российский ветер»
Как отличить типы текста: повествование, описание, рассуждение
Тем не менее, многие не знают, как определить тип текста. Необходимо следовать простым правилам:
Итак, границы между типами речи достаточно условны. Нужно понимать, что в одном тексте может встретиться, например, описание с элементами рассуждения, рассуждение с элементами повествования или повествование с элементами описания.