Текст рассуждение что это 4 класс
Текст-рассуждение в русском языке
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
Заключение
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания.
Это текст повествования с элементами описания.
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Русский язык. «Знакомство с текстом-рассуждения».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Вознюк Р.Н.
Урок русского языка «Знакомство с текстом-рассуждения». 4-й класс
Цель: формирование умения отличать рассуждение от других типов речи.
формирование умения учащихся ориентироваться в содержании текста: научиться видеть в данном типе текста тезис, доказательство и вывод, определять тему, находить главную мысль;
формирование умения выражать свои мысли, выражать свое мнение и позицию;
развивать внимание, логическое мышление, устную и письменную речь:
1. Слово учителя о цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.
В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события?
В данном типе текста чаще всего используются глаголы.
Каковы особенности описания?
В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он).
Для передачи описания используются прилагательные.
Рассуждение имеет свои особенности.
В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.
В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.
Основной вопрос – почему?
3. Изучение нового материала.
А сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с признаками текста рассуждения.
Что такое рассуждение?
(Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное)
1-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-суж-де-ни-е.
В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; Товарищ поступил неправильно;
На уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…
Какова основная задача этого типа текста?
Объяснить, доказать, установить какую-либо истину.
Как строится текст-рассуждение?
Например: Почему птицам трудно зимой? потому что….(объяснение)
4.Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
Почему хорошо на свете?
Молодой Скворушка научился летать. Летал-летал по саду, сел на макушку березки, огляделся. Хорошо кругом! И защелкал, засвистал:
-Почему так хорошо на белом свете?
Выглянуло Солнышко из-за тучки, улыбнулось по-доброму и сказало:
-Хорошо потому, что все мы делаем что-нибудь хорошее.
В первой части предложения о Скворушке связаны по смыслу. Во второй части в разговор вступает Солнышко.
В прошедшем времени, только в последнем предложении глагол употребляется в настоящем времени.
Определите тип текста.
Над каким вопросом размышляет Скворушко?
Почему так хорошо на белом свете?
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Потому что, мы живем на свете, у нас есть близкие родные люди, мы только начинаем жить и нас ждет много интересного в жизни.
Какой ответ содержится в тексте?
Хорошо потому, что все мы делаем что-нибудь хорошее.
Кто помог ответить Скворушке на его вопрос?
Если в тексте доказательство? Приведены аргументы, факты?
Нет, только мнение высказанное Солнышком
Согласитесь ли вы с объяснением Солнышка?
Какой вы сделали вывод для себя?
Надо стараться в своей жизни делать больше хороших поступков.
8. Домашнее задание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-831451
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык 4 класс Тема: Текст- рассуждение
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель начальных классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г.Караганда
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Текст- рассуждение.
Цель: развитие умения различать текст-рассуждение
1 этап: мотивация к деятельности.
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
2 этап: учебно- познавательная деятельность.
Тесты:
№1 Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
А) повествование;
Б) описание;
Г) рассуждение.
№2 Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.
№3 Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.
2. Есть порода собак, которую называют водолазом. Это потому, что они хорошо плавают и ныряют. Поэтому их даже специально учат спасать людей.
2.Основные части текстов-рассуждений.
-Как же строятся рассуждения?
-Попробуем определить части в каждом тексте.
Будем их отмечать значком [.
Начало объяснения: [ Да потому, что…]
Вывод: [Вот и стала для него… ]
Доказательство: [ Это потому…]
Вывод. Пример: [ Поэтому…]
Каждое предложение соответствует части рассуждения. Димитрюхина С.И
Объяснение: [потому, что…]
Вывод. Пример: [ Вот и …]
Объяснение начинается во второй части сложного предложения и продолжается в следующем.
3.-Назовите основные части рассуждения.
1.Упр.331. Чтение текста-образца «Кошки»
2.Работа над композицией текста-повествования (тезис, доказательство, вывод)
3.Упр.332. Поиск и обоснование. Работа с текстом «Дуб и ветер»
Сообщение темы урока.
3.этап: интеллектуальные преобразования.
1.Упр.333. Работа с пословицами
2.Упр.334. Творческое задание. Составить текст-рассуждение.
3. Упр. 335. Р\р. прочитать отрывок из сказки «Огниво». Найти предложение-тезис, содержание которого доказывается в тексте. (Понял солдат, что за чудесное было у него огниво.)Почему огниво было чудесным? Какие приведены доказательства? Сделан ли вывод?
4.этап: контроль и оценка результатов деятельности. Обобщение по теме. Кластер.
-С каким типом речи познакомились?
-Что вы узнали о рассуждении?
-Используя таблицы, которые составили, систематизируем знания.
-Вместе составляем схему по теме урока, обобщаем сведения, полученные на уроке.
«Планеты»: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ
«Спутники 1»: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ГЛАГОЛЫ
«Спутники 2»: МЫСЛЬ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД, ПРИМЕРЫ и т.д. )
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
муниципального образования город Новороссийск
Конспект урока русского языка в 4 классе
«Развитие речи. Текст – рассуждение»
«Перспективная начальная школа»
Урок подготовила учитель начальных классов
Тема урока: «Развитие речи. Текст – рассуждение».
развивать умение рассуждать, доказательно объясняя свое мнение и опираясь на социальный и жизненный опыт.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности; умение выражать свои эмоции и мысли в группе.
Коммуникативные: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, владеть монологической и диалогической речью.
Мотивированные: создание мотивации на успех каждого ребенка.
Оборудование: маршрутные листы, морская атрибутика.
— Сегодня у нас пройдет необычный урок. Мы отправимся в плавание знаний по русскому языку.
— Ребята, на чем отправляются в плавание? Верно, на кораблях!
— Кто плавает по морям? (матросы).
— Сейчас мы разделимся на 4 группы. Каждая группа получает свое судно. Чего ему не хватает? (названия)
— А кто главный на корабле? (капитан) Отлично!
— Как говорил капитан Врунгель: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». История мореплаваний знает немало случаев, когда судно называли необычным, странным, а порой даже откровенно смешным именем. И вы, уже подготовили необычные названия своим кораблям. Капитаны! Представьте свои судна и морскую атрибутику!
(«Капитаны пяти океанов», «Алые паруса», «Подводные пираты», «Грозные волны»)
— Корабли на месте. Команды к плаванию готовы? (готовы).
— На каждом корабле, находится маршрутный лист. Наша цель: выяснить тему урока через тезис, доказательства и выводы.
— На пути будут встречаться острова: «Словарь», «Размышлизмы», «Угадай-ка!», «В прямом эфире».
— Корабли плывут: «Легко! Ярко! С умом!» Итак, в путь!
Мотивация учебной деятельности
Словарная лексическая работа.
Какое значение имеют слова путешествие и круиз?
КРУИЗ – м.род – морское туристическое путешествие по определенному маршруту.
ПУТЕШЕСТВИЕ – ср.род – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.
— А что мы будем совершать? (круиз)
— А на чем? (на корабле)
ПАРОХОД – м.род – судно с паровым двигателем.
ШХУНА – ж.род – двухмачтовое или трехмачтовое судно с косыми парусами.
— Чему мы научились, побывав на острове «Словарь»?
3. Проверка домашнего задания.
— Запишите слово «рассуждение». Какое правило нужно помнить, чтобы написать слово без ошибок? Подберите синоним к слову. (Размышление, мнение, понимание, комментарий, высказывание).
— Запишите слово «рассуждать». Разберите его по составу. Объясните значение слова. (Мыслить, строить умозаключения, объяснять, доказывать).
Всякое решение любит… (рассуждение).
Как понимаешь, так и … (рассуждаешь).
Легко сказать, нелегко… (доказать).
— Сейчас на примере известной нам всем сказки «Курочка Ряба», мы будем мыслить, строить умозаключения, размышлять и высказываться.
— Какие эмоции вызывает у вас текст сказки? (Тревогу, страх, отчаяние, ликование, радость)
— Что олицетворяет яйцо? (Жизнь)
— Яйцо – прообраз всей жизни на Земле. Дед и Баба получили от курочки подарок – золотое яйцо. Для чего они его били? (Хотели узнать, что внутри)
— Почему плакали? (Золотое яйцо оказалось пустым)
— А каким будет простое яйцо? (Жизненным)
— Какие блюда можно приготовить из яйца? (Омлет, яичницу, гоголь – моголь, сварить вкрутую, сварить всмятку)
— Дома вам предложили закончить сказку «Курочка Ряба». Условием было: привести доказательство того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое. Послушаем ваши продолжения.
— О чем мы размышляли на данном острове?
4. Актуализация знаний.
— Определите, к какому типу речи относятся данные тексты? Примеры текстов)
(Рассуждение) «Я думаю, что человеку мечта нужна обязательно. Если он о чем-нибудь мечтает, значит он будет стараться добиваться, чтобы его мечта сбылась. Мечта бывает сбывается, а бывает и нет, но человек все равно любит мечтать и надеяться. У меня есть мечта побывать когда – нибудь на море и увидеть дельфина»
(Описание) «День клонился к вечеру, когда мы преодолели самый трудный участок пути и увидели море. Оно широко простиралось до самого горизонта, блистая белой пеной волн в лучах солнца. Где-то там, внизу, шумели загорелые курортники, плескались пловцы, кричали дети. Но к нам этот шум не доносился. Мы стояли в прохладе горного склона и любовались панорамой. Многие видели море впервые, и теперь они словно замерли в восторге. Хотелось немедленно достать фотоаппарат и снимать, снимать всё.
(Повествование) Ночью был шторм. Дул сильный ветер. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. В этот день дети спасли много морских зверьков.
— Что вы повторяли на острове «Угадай-ка»?
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Остров «В прямом эфире»
Фрагмент круглого стола «Настоящий друг»
— Существует много пословиц, фраз о дружбе: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много», «Друг познается в беде». Участникам круглого стола предлагаю привести доказательства к пониманию слова «дружба». Доказать, что дружба – одна из вечных ценностей, что настоящий друг – это великое счастье.
Во – первых: настоящий друг – это дорогой, близкий человек.
Во – вторых: настоящий друг – это тот, кому можно доверять всё, он никому не расскажет.
В – третьих: настоящий друг поддержит трудную минуту, утешит, поймет.
В – четвертых: настоящий друг пожертвует своим временем, деньгами, а может даже жизнью.
В – пятых: настоящий друг всегда с тобой рядом. И тогда, когда хорошо, и когда плохо.
В – шестых: настоящий друг никогда не солжет из лести, не унизит, он умеет прощать.
— Таким образом, трудно представить жизнь без друга. Другом надо дорожить. Поэтому друга, как ценную вещь, надо беречь.
Интервью – это встреча двух или нескольких человек. Интервью состоит из вопросов и ответов. Вопросы должны быть четкими, продуманными. Обращайтесь к своему собеседнику по имени и отчеству, или по имени. Общение должно быть свободным, не скованным. Постарайтесь очень внимательно слушать собеседника, не перебивать его и смотреть ему в глаза. Говорите уважительным тоном. Сегодня у нас премьера. Наши юные корреспонденты берут первое в своей жизни интервью. Пожелаем им удачи.
1-й ученик: Владимир, расскажи о своих увлечениях.
2-й ученик: Почему тебе интересно заниматься именно…?
1-й ученик: Как ты думаешь, твое увлечение может быть связано с твоей будущей профессией?
2-й ученик: Большое спасибо за откровенную беседу, желаем тебе сделать правильный выбор будущей профессии.
1-й ученик: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Надеюсь они не откажут нам в интервью?
2-й ученик: Представьтесь, пожалуйста. Я очень признателен, что вы согласились дать интервью.
1-й ученик: Нам очень интересно узнать Ваше мнение о нашей школе.
2-й ученик: Нам также интересно узнать Ваше мнение о нашем уроке. Ваши замечания, пожелания.
1-й ученик: Большое спасибо за приятные слова.
2-й ученик: Надеемся, что Вы еще проведете много приятных минут в стенах нашей школы.
6. Обобщение и систематизация знаний.
— Мы побывали на последнем острове. И сейчас я предлагаю вам подвести итог нашего урока. Теперь вы сможете сформулировать тему нашего урока.
— Чему учились? (Рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать)
— Какую речь использовали для достижения целей урока? (Монологическую и диалогическую)
— Как себя чувствовали? (Ответы детей)
— Прекрасно! Мир нуждается в тех, кто имеет много позитива, умеет рассуждать, делать выводы, видеть проблемы и уметь их решать. Сегодня мы с вами сделали очень важный шаг в этом направлении. Хочется надеяться, что он не последний.