Тексты новой природы что это
Статья на тему «Тексты новой природа и работа с ними2
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тексты «новой природы» (ТНП) и особенности работы с ними
ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»
Чем же отличается привычный текст «старой природы» от «мультитекста»? Характеристики текста «старой природы»:
«Ниасилить» ( новое интернет-слово).
В то время как текст «новой природы» – визуальный – тревожит, вызывает интерес, сегодня оказывается более привлекательным для современных подростков, отвечает их клиповому сознанию. Уже стало привычным для пользователей Интернета вербальное выражение эмоциональной реакции заменять «смайликом». А ведь «смайлики» – тексты «новой природы». Сегодня подростки активно «читают» такие новые тексты, как «флипбук», «буктрейлер», «неовинтаж», «шебби-бук», «партворк», «билд-ап», «виммельбух», «книгли», «комикс», «манга» и другие.
На уроках литературы предлагаю обучающимся составить текст «новой природы» Билд-ап, например, к произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», другими словами подготовить рекламу известной книги.
Для успешной работы в информационной карте урока записаны слова-подсказки:
Советуем прочитать эту книгу, потому что………………………….
Или другой вариант:
Спешите познакомиться с ……………………………………….!
Также интересным будет знакомство студентов с новым видом книг-книгли. Теперь тексты самых известных произведений мировой литературы, которые занимают в обычной книге до 300 страниц, умещаются на одном листе формата А2. Если отойти от такого листа, то можно увидеть картину. Обучающиеся могут получить следующие задания:
1.Составьте портрет писателя, героя из произведения (на выбор), используя ассоциации, цитаты из произведения
2. Напишите число Пи, используя математические формулы.
3. Напишите скрипичный ключ, используя фамилии композиторов.
Остановимся на некоторых приемах работы с видами несплошных текстов. При этом будем помнить, что и такой текст должен быть интерпретирован и переведен в той или иной мере в сплошной текст.
Например, прием «Географическая карта».
Задание 1: Найдите на карте несклоняемые имена существительные, составьте с ними словосочетания в косвенных падежах, сделайте вывод: озеро Онтарио (Канада), плато Путорана (Россия); Найдите горные вершины России, составьте словосочетания, просклоняйте числительные.
Задание 2: Расположите на карте мира фразеологизмы на основе их происхождения:
Зубы заговаривать – собственно русский фразеологизм
Finite la commedia ( Италия )
Cherchez la femme ( Франция )
Тексты «новой природы» создаются путем прохождения следующих операций: замена словарных конструкций на знаковые (стрелки, рисунки). Например, прием «Дорожные знаки». Знак «въезд запрещен» может интерпретироваться как слова-исключения при написании слов с чередованием корней. Знак «пешеходный переход» обозначает переход к следующему пункту плана, следующему этапу урока, следующему тексту.
Овладевая смысловым чтением, обучающиеся приобретают различные умения. При работе с текстами новой природы учатся понимать разные типы текстов, сопоставлять визуальный знак с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Эти умения пригодятся в будущей профессиональной деятельности.
Технология урока
Вы здесь
Текст. Новые жанры, тексты новой природы. Инфографика. Педагогика текста. Конвергенция в работе с текстами
Рубрика:
Виды новых текстов.
Новые жанры, тексты новой природы
Гайд – от англ. Guide – это руководство, мануал или путеводитель, который ведет или направляет кого-то. Есть созвучное слово гид – проводник по чему-либо (как правило, живой человек). Гайд – это тот же гид, но только не живой, а представленный в виде текстовой или видео инструкции (в пошаговом исполнении). Допустим, вы купили бытовой прибор… Гайды составляются именно для начинающих. В них передается максимально сжато и структурировано опыт другого, уже опытного в данном вопросе человека.
Бриф – от англ. brief – инструкция, сводка. Это краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего программного, графического, медийного или какого-либо иного проекта. Бриф-анкета – это техническое задание для запроса одной из сторон более детальной, предварительной информации о сделке. Архитектурный бриф – описание требований клиента (техническое задание), на основе которого выбирается архитектор, формируется архитектурное решение.
Хайп – агрессивная и навязчивая реклама, целью которой является формирование предпочтений потребителя.
Троллинг – один из способов сетевого поведения, в основе которого лежит направленность своих действий на провокацию против прочих участников.
Инфогра́фика – это форма (графический способ, визуальный прием) подачи информации, данных и знаний с целью простого, быстрого, четкого и компактного отображения сложной информации.
Основой любой инфографики является изображение, которое, как одна из форм коммуникаций, играет важную роль в передаче замысла и идей. Отсюда инфографика – это информация в картинках. Одно грамотное изображение стоит тысячи слов. Оно способно упростить смысл и в то же время передать пользователю всю необходимую информацию. В графический формат переводится информация, плохо разъясняемая и сложная для восприятия в устной форме. Изображения, как правило, не требуют перевода, делают информацию более доступной, привлекательной и убедительной.
Инструментарием инфографика не ограничена. Она включает визуальные средства – изображения, иллюстрации, символы, рисунки, графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты.
Кроме визуальных объектов, сочетающихся по определенным правилам, инфографика включает текстовые блоки – заголовки, подписи и другие вербальные объекты.
Такой способ визуализации информации обусловлен увеличением ее объемов в мировом пространстве и возможностью с помощью средств инфографики трансформировать тексты в компактные и лаконичные графические изображения, когда форма привлекает внимание и воспринимается быстрее, чем текст. Инфографика может заменять до 5 страниц текста.
Человек может запомнить 10 % информации, которую слышит, 20 % из прочитанного текста и 80 % из того, что увидит. Визуализация данных способна остановить на себе взгляд, сфокусировать внимание и даже вызвать эмоции. И все это возможно с помощью одного рисунка.
Инфографика возникла не случайно. Как средство визуальной коммуникации, она является одной из форм информационного дизайна и имеет особое значение (в данном контексте) для проектирования современного учебного занятия наряду с традиционными дидактическими средствами. Глобальная тенденция в сегодняшнем мире – визуализация культуры – обусловила особую роль выразительных возможностей инфографики.
Современный молодой человек должен обладать не столько навыками визуализации информации и способностью создавать образы, сколько навыками чтения инфографических объектов.
Типы элементов, используемых в инфографике: графика, текст и цвет.
Графические элементы – это все нетекстовые элементы (изображения, графики, схемы, рамки, геометрические фигуры, линии), которые не иллюстрируют текст, а заменяют его, обогащают и помогают его структурировать. Виртуальные сервисы облегчат создание инфографики за счет шаблонов в графических редакторах, готовых схем и форм.
Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 5 класс. «Время открытий». 6 класс: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М. Красновская, Я.Г. Назаровская, С.А. Ширяева – М.: Просвещение, 2013.
Педагогика текста
Многообразие как норма жизни
Педагогика текста – это научная метафора, призванная акцентировать внимание на чтении как общепедагогической и социокультурной проблеме. Это поиск и обоснование педагогических способов приобщения к чтению в контексте содержания разнообразных учебных предметов, дополнительного образования и воспитательной деятельности.
Последние несколько лет словосочетание «педагогика текста» все чаще употребляется в сочетании с такими понятиями как «семиотический подход», «семиотическая дидактика», «семиотические технологии».
Рассмотрим возможности семиотического подхода в решении проблем приобщения к чтению современных школьников. Опыт семиотического решения предполагает обращение к текстам разной знаковой природы. Это творческое использование потенциала вербальной, визуальной и аудиокультуры, культуры общения, культуры движения или любых других способов взаимодействия современных школьников с миром. Именно в этой логике предложены задания в проектах для 5 и 6 классов «Книжное дерево моей семьи» и «Большая энциклопедия шестиклассника».
Рассматривая феномен многообразия и его роль в приобщении к чтению в логике теории множественного интеллекта, мы попытались представить многообразие текста и способов взаимодействия с ним с девяти разных сторон (Педагогика текста: опыт семиотического решения: монография / Т.Г. Галактионова, М.А. Афанасьева, Н.В. Васильева; Авт.-сост. и науч. ред. Т.Г. Галактионова. – СПб.: Лема, 2013.):
Один интеллект хорошо, а … много лучше
В 1981 году американский психолог Г. Гарднер инициирует научную дискуссию, предметом которой становится утверждение, что человек по природе обладает не единым общим интеллектом, как это было традиционно признано, а рядом относительно автономных интеллектов (Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007). На основании масштабного междисциплинарного исследования ученый пришел к новому пониманию интеллекта и составил свой перечень его видов. В логике данной концепции интеллект понимается как «биопсихологический потенциал для обработки специальных видов информации определенным образом». Различные способности человека по обработке информации (интеллекты) позволяют решать проблемы и создавать некую продукцию. Чтобы считаться «интеллектуальными», эти решения и продукция должны цениться, по крайней мере, в одной культуре или сообществе.
Концепция множественного интеллекта ( multiple intelligence ) предлагает следующую типологию:
Linguistic intelligence («word smart»),
Logical-mathematical intelligence («number/reasoning smart»),
Spatial intelligence («picture smart»),
Bodily-Kinesthetic intelligence («body smart»),
Musical intelligence («music smart»),
Interpersonal intelligence («people smart»),
Intrapersonal intelligence («self-smart»),
Naturalist intelligence («nature smart»).
В данной типологии представлены виды интеллекта,
Последний вид интеллекта был описан несколько позже. По мнению автора, «экзистенциальный» интеллект подразумевает способность человека задавать глобальные вопросы: «Кто мы такие? Почему мы здесь? Что с нами будет? В чем смысл жизни?» и др.
Тексты новой природы: что это такое и как использовать в работе
Автор: Инна Савицкая · Опубликовано 26.01.2020 · Обновлено 13.02.2021
Тексты новой природы: что это такое и как использовать в работе?
Тексты новой природы — понятие, прочно вошедшее в нашу жизнь.
Меня зовут Инна Георгиевна, я преподаватель русского языка и литературы и, конечно, как и каждый из вас, задаюсь вопросом: как сделать урок интересным и познавательным? Мы понимаем, что русский язык, дети воспринимают, как набор скучных и длинных орфографических, пунктуационных, грамматических правил. А это все линейные тексты, которые наши дети воспринимают с трудом. Мы должны понять, что между нами и нашими детьми очень большая разница. Современные дети – аудиовизуалы. Они почти не расстаются с мобильными телефонами. И легче воспринимают информацию через видеоряд.
Каков итог подобного поведения?
Нужно ли с этим бороться?
Я думаю – нет. Надо найти мирный выход из этой проблемы. Нужно понять, что наши дети лучше воспринимают яркую, короткую информацию, оформленную необычным способом. И в этом помогут тексты новой природы.
Как сегодня в образовательном пространстве можно использовать тексты новой природы?
Что это такое? Я прочитала много информации об этом явлении, но не смогла увидеть, как их использование на уроках русского языка. И только столкнувшись с работами Дощинского Романа Анатольевича, кандидата педагогических наук, доцента Московского центра развития кадрового потенциала образования,я наконец смогла понять, что это такое.
Тексты новой природы – это тексты, активно использующие ресурсы ИКТ:
•визуальные (синтезируют слово и изображение);
•объемные (включают основные и доп. компоненты);
•фрагментарные (представляют информацию в сжатом виде);
•динамичные (предполагают диалог);
•незавершенные (обладают принципиальной открытостью)
«Тексты новой природы, новые тексты, мультитексты – мысль, зафиксированная на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов, знаков вербальной и невербальной природы», – поясняет профессор, доктор педагогических наук Елена Казакова. Итак, тексты новой природы можно найти везде. Главное, нужно их увидеть. Оглянитесь, и вы увидите тексты вокруг себя! Что это может быть? И чем он интересен для современных детей?
Текст «новой природы» – визуальный – тревожит, вызывает интерес, сегодня оказывается более привлекательным для современных подростков, отвечает их клиповому сознанию.
Уже стало привычным для пользователей Интернета вербальное выражение эмоциональной реакции заменять «смайликом». А ведь «смайлики» – тексты «новой природы».
Чем же привлекательны эти тексты:
Разнообразием – текстов, заданий, среды. Где их найти? – любой несплошной текст.
Как можно применить на уроке? Визуальный диктант. Обучающиеся могут получить следующие задания:
1.Составьте портрет писателя, героя из произведения (на выбор), используя ассоциации, цитаты из произведения.
Задание 2: Расположите на карте мира фразеологизмы на основе их происхождения:
Зубы заговаривать – собственно русский фразеологизм
Finite la commedia (Италия)
Ищите женщину (Франция)
Остановимся на некоторых приемах работы с видами несплошных текстов.
При этом будем помнить, что и такой текст должен быть интерпретирован и переведен в той или иной мере в сплошной текст.
Например, прием «Географическая карта».
Задание 1: Найдите на карте несклоняемые имена существительные, составьте с ними словосочетания в косвенных падежах, сделайте вывод (я взяла карту Крыма, здесь еще и патриотический нюанс, но испольховать можно любую): посёлок Кацивели, посёлка Кацивели, в посёлке Кацивели;
Задание 2. Найдите имена прилагательные, составьте словосочетания.
Задание 3. Визуальный диктант может быть представлен в виде картинок. Сравнение картинок по разным признакам. Записать пары прилагательных.
Ещё один вид работы, направленный на пополнение словарного запаса ученика – облако слов. Создается в программе, которая так и называется. Давайте сейчас попробуем это сделать вместе.
Следующий вид работы – это восстановление текста.
Мы с вами не замечаем, что «узнаём» слова, в основном, по первой и последней букве. Данный вид работы можно использовать на любом этапе урока. Главное, что дети с удовольствием восстанавливают текст, а ещё и находят действительные ошибки. И так, видов работы с текстами новой природы очень много. Главное помнить, что у разных текстов, разные цели:
Давайте попробуем поработать с текстом новой природы. Перед вами билет. Ответьте на вопросы:
Пребывая в Москве, мы получили в подарок билет.
1. Куда можно пойти с этим билетом?
А. в ювелирный магазин «Алмазы России»
Б. в Комитет РФ по драгоценным металлам
В. в музей-выставку «Алмазный фонд»
И хотя мы знаем, что дареному коню в зубы не смотрят, цена нас заинтересовала.
2. Какова стоимость билета?
Немного побродив по городу, мы оказались в нужном месте центра Москвы.
3.Что это за место?
Мы вышли из метро и в растерянности остановились.
4.Через какие ворота Кремля можно попасть на выставку?
Прошли через ворота Кремля. Но вот опять незадача.
5.В каком помещении Кремля находится выставка?
Хорошо, что с нами не было маленьких детей.
6.Почему?
7. Найдите поговорку.
Интеллект-карты
Ещё один пример текстов новой природы – это интеллект карты. Детям нравится этот вид работы. Но, главное, что включаясь в самостоятельную деятельность, самостоятельное оформление материала в виде интеллект-карт, у учеников необходимая информация уже переходит в разряд навыка и усваивается на 90%. Психологи утверждают, что рисуя интеллект-карты на листах фломастерами, вы реально станете умнее и раскроете потенциал своего мозга.
Что, где и как рисовать?
Создавая интеллект-карту, мы выделяем самые важные точки для запоминания. Здесь важно помнить, что любой текст содержит два вида информации: главную и второстепенную. Как создать? Лучше всего можно попробовать объяснить на примере интеллект-карты для кота. Кот, это некая сущность, которая интересуется мышами, молоком, дает нам с вами любовь и валяется на кресле. Данная карта весьма проста для восприятия: главное, все становится понятно — есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие.
В центре – главная проблема, а от неё отходят ключевые пункты, каждый дробится на несколько пунктов поменьше. В итоге вся проблема чётко проработана.
Мы начинаем создавать интеллект-карты в шестом классе. Рисуют их дети на листах А-4. Постепенно накапливается материал, который содержит большую информацию, пригодную для использования в старших классах, и занимающую мало места. Но, есть дети, которым нравится создавать монументальные проекты. Примеры вы можете видеть на слайдах.
Однако, главным здесь является еще и навык работы с компьютером. Малыши с удовольствием рисуют, а вот старшие ученики активно используют компьютерные технологии. Одной из программ для создания интеллект-карт является «Попплет».
Программа удобна для работы на компьютере и на планшете. Интеллект-карты создаются в процессе игры. Создание и применение интеллект-карт возможно на любом уроке. Это интересно, поучительно и развивает художественный вкус.
Презентация «Тексты новой природы и работа с ними»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тексты «новой природы» (ТНП) и особенности работы с ними
Текст старой природы Линейный Длинный На бумаге Законченный Из букв Привычный нам Неудобный «Ниасилить»
«Мультитексты», «новые тексты», тексты «новой природы (ТНП)»
Тексты новой природы «флипбук» «буктрейлер» «неовинтаж» «шебби-бук» «партворк» «билд-ап» «виммельбух» «книгли» «комикс» «манга» и др.
1.Составить текст «новой природы» Билд-ап к произведению А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» 2. Составить текст «новой природы» Билд-ап к произведению Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот» 3. Составить текст «новой природы» Билд-ап к произведению Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон»
Книгли Тексты самых известных произведений мировой литературы, которые занимают в обычной книге до 300 страниц, умещаются на одном листе формата А2. Если отойти от такого листа, то можно увидеть картину
1.Составьте портрет писателя, героя из произведения (на выбор), используя ассоциации, цитаты из произведения 2. Напишите число Пи, используя математические формулы 3. Напишите скрипичный ключ, используя фамилии композиторов
Прием «Географическая карта» Задание: Задание: Найдите на карте несклоняемые имена существительные, составьте с ними словосочетания в косвенных падежах, сделайте вывод Найдите горные вершины России, составьте словосочетания, просклоняйте числительные
Расположите на карте мира фразеологизмы на основе их происхождения: Зубы заговаривать – собственно русский фразеологизм Finite la commedia (Италия) Cherchez la femme (Франция)
Прием «Дорожные знаки»
Напишите пост в Инстаграмм, выскажите свое мнение о книгах, фильмах, музыке, путешествии и другом. Главное, чтобы вы разбирались в теме и искренне хотели поделиться знаниями. Используйте абзацы, чтобы текст читался легко. Сопроводите описание привлекательным изображением или видео. Больше читайте, причем не только интересных постов, но и книг – это научит выражать мысли четко и красиво.
Благодарю за внимание
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-264779
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тексты «новой природы» и возможность их использования в музыкальном образовании современных школьников
Опыт применения текстов «новой природы» на уроках музыки
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сказано, что в основе обучения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «активную учебно-познавательную деятельность».
Ведущей целевой установкой и основным ожидаемым результатом реализации школьной программы по ФГОС является формирование у обучающихся важнейшей компетентности личности – умения учиться путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение данного результата обеспечивается целенаправленным формированием у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, включающих смысловое чтение, работу с информацией и формирование ИКТ-компетентности.
В связи с ускорением темпов жизни и напрямую связанным с ним возрастанием объёма информационного потока и проблемой падения интереса учащихся к чтению возникла острая необходимость в новых подходах к работе с текстами. Не случайно в последние годы в отечественной науке и образовании, книгоиздательской деятельности усилился интерес к так называемым «мультитекстам» или «новым текстам», которые можно рассматривать как один из ресурсов приобщения детей и подростков к чтению.
В современных источниках тексты «новой природы» условно делятся на тексты, созданные с использованием ИКТ (электронные учебники нового поколения, буктрейлеры, лонгриды) и «рукотворные» арт-объекты: коллажи, изотексты, калиграммы, маргиналии, комиксы и др.
В нашей работе мы представляем небольшой опыт работы на уроках музыки по формированию универсальных действий с текстами новой природы:
● умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения музыкальных заданий;
● умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решений музыкальных заданий (по темам «Жанры музыки» или «Формы музыки»);
● умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (двух музыкальных произведений);
● умение осуществлять синтез, как составление целого из частей (создание облака из ключевых слов по теме «Опера» и т.д.);
● умение устанавливать аналогии между литературной и музыкальной речью или музыкального языка и языка ИЗО;
● умение обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или группы на основе выделения сущности связи: «Музыкальные инструменты народов России» и др.
Также в нашем опыте используются учебно-познавательные тексты новой природы по литературе, истории, ИЗО.
Так учебно-методический комплекс (УМК), который выпускает сегодня крупнейшее в России издательство учебной литературы «Просвещение», включает в себя линейный текст с продуманной навигационной системой учебника и использования разных шрифтов, краткие выводы, что способствует внимательному чтению, выделению главного, облегчает повторение пройденного материала и подготовку к уроку.
Система знаков-символов, ярко-красочные рисунки, цветные фотографии и репродукции изобразительного искусства, нотные строчки, схемы, тексты, таблицы и др. в рабочих тетрадях «Музыка» способствуют не только развитию творческих способностей учащихся, но и стимулируют их на самостоятельную работу и желание продолжать путешествие в мир музыки.
Рисунок Насти Зайцевой (3 класс)
В начальной школе незаменимым помощником учителя музыки по использованию текстов «новой природы» является пособие Королёвой Е.А. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». Вот небольшая выдержка из этого пособия:
«Знакомство с музыкой и музыкальной грамотой идёт параллельно. В этот период ребёнок должен усвоить и запомнить большое количество всевозможных названий, понятий, иностранных слов и их значений, что порой утомляет, пугает и отталкивает начинающего ученика от занятий музыкой.
В.А.Сухомлинский говорил: «То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным». Добиться интереса учащегося к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами». [4, стр. 5]
На протяжении последних лет мы активно разрабатываем технологию «обучение в беседе». Для организации беседы в обучении обеспечивается координация учебных действий школьников и стимулируется их познавательная деятельность; на уроках музыки используется наш авторский проект «Музыкальный навигатор», в который включены схемы, понятийные карты, визуальные матрицы, значки-символы, интеллект-карты, словарь эмоциональных определений характера музыки. Некоторые из них представляем вашему вниманию: