теорию порядка рождения адлера
Порядок рождения по Адлеру
Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.
Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Порядок рождения — первенец (старший ребенок)
Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок сознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.
Порядок рождения — второй (средний) ребенок
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах» (Adler, 1931, р. 148).
В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.
Порядок рождения — последний ребенок (самый младший)
Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере.
Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.
Источник Хьелл Л., Зиглер Д. — Теории Личности (Мастера Психологии) — 2003
«Рожденный для бунта»: или как порядок рождения влияет на нашу личность
Ряд известных психологов (А.Адлер, У. Тоумен, М. Боуэн и др.) выдвинули положение о том, что важнейшее влияние на всю последующую жизнь человека оказывает порядок его рождения и ролевая позиция.
Наиболее авторитетной является концепция порядка рождения А. Адлера, который считал, что важна не позиция ребенка в семье как таковая, а его восприятие сложившейся ситуации.
Адлер выделил четыре типичных позиции: первенец, второй ребенок, младший ребенок, единственный ребенок и описал их характеристики:
Первый ребенок получает 200% родительского внимания. Первые дети часто усваивают «взрослый» язык и предпочитают компании сверстников компанию взрослых. Избалованный первенец, после рождения следующего ребенка теряет все преимущества и власть, которой обладал с момента рождения. Для описания этого явления Адлер использует понятие «быть свергнутым с трона». Первенец может потерять чувство безопасности, испытывать беспокойство, стремление защитить себя.
О втором ребенке Адлер писал, что его положение своеобразно и неповторимо. У него всегда есть лидер, развивающийся с опережением и служащий ему примером. Второй хочет догнать и перегнать первого. Он хочет перемены власти, он – революционер, не признающий авторитеты. Обычно вторые дети больше, чем первые, готовы к сотрудничеству и кооперации, поскольку с самого первого дня вынуждены делить с кем-то родительское внимание. Средние дети лишены авторитета старших и спонтанности младших, однако «срединное» положение в семье приносит и свои плоды: они часто научаются хорошо вести дела с разными людьми, дружелюбны со всеми, способны вести переговоры.
Самый младший ребенок в семье – особенный. У него никогда не будет последователя, его никогда не свергнут с пьедестала. Его ситуация развития наиболее благоприятна: отношение к нему особо заботливое, так как он самый маленький и самый беспомощный в семье.
А. Адлер подчеркивал, что положение самых младших детей в семьях «уникально во многих отношениях»:1) они никогда не испытывали шока свержения с трона, обычно окружены вниманием всей семьи; 2) у младшего ребенка нет ничего своего, ему часто приходится пользоваться вещами других членов семьи; З) у младшего ребенка формируется сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости, так как у старших детей больше привилегий, чем у них.
Единственныйребенок в семье имеет свои проблемы. В детстве он был центром внимания. И во взрослой жизни он стремиться занимать то же положение, что не всегда возможно. Его балуют на протяжении всего детства, он не приспособлен к трудностям, к самостоятельному решению проблем. Во взрослой жизни он постоянно ищет поддержки от других людей, так как привык получать ее от родителей и без нее чувствует себя неуверенно.
Учитывая установку современной семьи на малодетность (доля семей в РБ с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 62%, 32% приходится на семьи с двумя детьми и лишь 6% имеют 3-х и более детей) не стоит удивляться инфантильности и безучастности части молодежи. В семье, где невозможно присоединиться к компании сиблингов, ребенок с трудом научится сотрудничеству, обретет способность сопереживать и разделять радость.
психолог, кандидат психологических наук
Теорию порядка рождения адлера
Здесь я выложу несколько полезных статей. Это, в принципе, классика поведенческой психологии ребенка да и взрослого;))
Порядок рождения по Адлеру
Как зависит характер ребенка от порядка его рождения в семье.
Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если удетей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей.
По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.
Первенец (старший ребенок).
Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.
В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки
Второй (средний) ребенок.
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.
Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.
В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.
НЕСКОЛЬКО ШИРЕ О ТОМ ЖЕ.
Порядок рождения и личность (birth order and personality)
Один из самых значительных вкладов в психологию, сделанных А.Адлером, состоит в постулировании связи между порядком рождения и развитием личности. Адлерпредположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из к-рыхразрешается в разных семьях по существу сходным образом. Т. о., связанный с порядком рождения опытимеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком впоследовательности рождений в семье.
Исслед. порядка рождения насчитывается с избытком. Несмотря на предельно эмпирический характербольшинства этих исслед., их результаты ограничиваются
разрозненными явлениями и неполнымиобъяснениями, что неудивительно при отсутствии осн. и полной теории порядка рождения. Складываетсявпечатление, что имеется множество документальных подтверждений связей между порядком рождения идр. явлениями, но еще не сделано сколько-нибудь существенных шагов по пути понимания или объяснениярезультатов исслед. порядка рождения. По-видимому, невозможно одним только порядком рожденияобъяснить полученные в этой области результаты.
Тем не менее, впечатляющее количество исслед. порядка рождения отражает
важность этого фактора. Дажев тех случаях, когда исслед. приводит к противоречивым результатам, их почти всегда можно объяснитьпороками методологии или слабой
теорет. базой, на которой основывалось данное исслед. Олмен, Грин и Кларк практически не обнаружили различий в личностных профилях, когда исключили действие всехфакторов кроме порядка рождения. Однако, несмотря на подобную изобличающую «улику», исслед. порядкарождения продолжают приносить значимые
результаты, особенно когда контролируются некоторые критические факторы. Становится все яснее, что «влияния порядка рождения
является более общими, чемпредполагал Адлер», и, видимо, именно это навело
Моузака на мысль о большей важности субъективноговосприятия человеком своего
психол. порядка рождения по сравнению с его местом в чисто биолог.последовательности рождений в семье.
Адлер утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный
контекст той семейнойатмосферы, в которой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста является положение ребенка вструктуре семьи, связанное с порядком рождения. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, и удовлетворение этих потребностей распределяется между детьми взависимости от порядка рождения. У двух любых детей стиль совладания с проблемой, возникающей приизменении ситуации в семье, никогда не совпадает.
Средние дети. Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значитбыть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать всостязание, чтобы «захватить власть». Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, которых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее
компетентным по сравнениюсо старшим братом или сестрой (не сознавая, что его
незнание и неумение — просто следствие возраста) иможет пытаться выделиться в др. областях. Напр., если старший ребенок имеет интеллектуальныенаклонности, то
младший может стремиться к занятиям спортом или иск-вом.
Исслед. показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям,
нечестности исовершаемым по отношению к ним ошибкам. Вероятно, они не отказываются попробовать свои силы в иск-ве.
Средние дети в семье, будучи весьма коммуникабельными и благосклонными к
другим, являются хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и
молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения.
Младшие дети. Младший ребенок тж занимает уникальное положение в семье. У него нет преследователейи, являясь «ребенком всей семьи», он никогда не будет лишен
этого положения. Ранняя социализацияпоследних детей в семье чаще включает
снисходительное, балующее обращение с ними остальных членовсемьи, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности.
Младшего ребенка легко избаловать, особенно когда старшие братья и сестры присоединяются к родителямв стремлении удовлетворить все его потребности. Результатом этого нередко становится чувствозащищенности и неконкурентный характер: такой
ребенок будет всегда искать поддержки других. Младшийребенок часто яв-ся самым «могущественным» в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессивные действия и плач.
Младшие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне и любят
веселье и розыгрыши.
В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в макс.
возможное число групп, атж имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все др. позиции в порядке рождения.Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети избольших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам. Однако, высока вероятность того, что они могут оказаться в числе
неуспевающих учеников,стать алкоголиками (зависимой личностью) и иметь
самый низкий IQ. Тем не менее, положение последнего ребенка в семье обеспечивает ему максимум любви и заботы из всех возможных позиций в порядке рождения.
Далее уже об Ошибочных Целях Поведения Ребенка.
— Вижу!
Сын пришел поделиться своими достижениями за день.
Папа, даже занятый работой, не может игнорировать этот факт. Ошибочность цели ребенка здесь заключается в том, что неверно выбрано время для того, чтобы привлечь внимание папы к своим достижениям. В итоге папа раздражен попытками сына привлечь к себе внимание; сын расстроен тем, что папа игнорирует его достижения. Приведенная ситуация может развиваться в различных направлениях: ребенок будет наращивать силу и интенсивность своих попыток переключить внимание папы, вызывая этим все большее раздражение. Либо ребенок перестанет бороться за внимание и уйдег в уклонение, посчитав, что он не достаточно успешен, чтобы заинтересовать собой папу.
Примечателен в этом смысле старинный «бородатый» анекдот:
Усталая после работы мама меланхолично моет посуду, рядом с ней вертится сын-вторклассник:
— Мама, я «пять» сегодня по математике получил!
— Молодец, сынок, — не поднимая глаз от посуды, произносит мама.
— Мама, я сегодня дальше всех мяч на физкультуре кинул!
— Молодец сынок, — отсутствующе хвалит мама.
— Мама, наша кошка сегодня окотилась!
— Молодец, сынок.
Вероятность того, что мама слышит своего ребенка, близка к нулю.
К сожалению, и в реальной жизни события могут развиваться подобным образом. Часто ребенок оказывается не тем человеком, мнение которого в семье принято считать значимым. В результате, детям приходится прибегать к самым разным способам, чтобы привлечь к себе внимание.
Если же ребенок, несмотря на все уделяемое ему внимание, преследует ошибочную цель, раздражая тем самым взрослых, его поведение можно переориентировать.
Что нужно делать взрослому, чтобы переориентировать капризное поведение ребенка:
1. Не разговаривайте с ребенком в этот момент, не объясняйте причин своих действии, не стыдите его за неприемлемое поведение.
2. Не заглядывайте ребенку в глаза.
3. Сделайте так, чтобы малыш понял: взрослый рядом, он помнит и знает о нем. Лучше всего воспользоваться телесными знаками внимания: обнять ребенка, погладить и проч.
4. Начинайте действовать сразу же, едва почувствовали раздражение. Если упустите этот первый момент, потом (из-за возросшего негатива) будет сложнее дарить ребенку свое внимание.
Постарайтесь уделять ребенку больше внимания по собственной инициативе, когда он не настаивает на этом. Если дети чувствуют, что их в семье любят, ценят, к ним прислушиваются, они не испытывают потребности привлекать к себе дополнительное внимание.
Важность порядка рождения детей в семье по Адлеру
Исследования психологов показали, что на формирование личности ребенка влияет его порядок рождения в семье: единственный ли он, старший, средний или младший. Как оказалось, порядок рождения во многом определяет психологические особенности ребенка.
Важность порядка рождения
Влияние порядка рождения изучалось многими психологами. Так, классическим считается исследование Уолтера Тоумена, австралийского психолога. Ученый изучил тысячи семей, которые различаются материальным достатком, образованием, ценностями и взглядами, но при этом занимающие одинаковую позицию рождения в семье дети имеют схожие психологические особенности.
Порядок рождения влияет на формирование личности
Еще одно крупное исследование принадлежит Альфреду Адлеру, австрийскому психологу и психиатру, создателю системы индивидуальной психологии. В работах Адлера большое значение отдается влиянию порядка рождения ребенка на его личность и жизненный путь. Конечно, порядок рождения — не единственный определяющий фактор, влияющий на формирование личностных качеств, поскольку многое зависит не только от очередности ребенка в семье, но и от того, как он это воспринимает.
Особенности детей в зависимости от их положения в семье, выделенные Адлером, нашли свое подтверждение и в современной психологии
Исследования показали, что на формирование личности ребенка и его психологических качеств влияют две группы факторов:
Все это в комплексе и формирует личность.
Личностные качества первенца
Первенец — это всегда что-то новое, еще непонятное и непознанное для родителей, поэтому его психологические особенности сильно отличаются. Как правило, первенец — это «подопытный кролик» для родителей, которые еще не знают, как именно быть родителями, как воспитывать, поэтому они учатся на своем первенце. Старший сын или дочь, в отличие от последующих детей, получает наибольшее внимание со стороны взрослых, постоянно окружен заботой, поскольку родители (особенно молодые пары) еще не уверены в правильности своих действий. А потому первый ребенок — это всегда повышенное волнение, огромный интерес и энтузиазм.
Как правило, к первенцу взрослые относятся с большей нежностью, однако предъявляют к нему больше ожиданий, зачастую не слишком реалистичных, а потому и наказывают таких детей строже. С последующими детьми, когда у родителей уже появляется практика, взрослые ведут себе более спокойно.
Первый ребенок получает больше внимания и заботы
Альфред Адлер считал, что первенец имеет особенное положение, пока он единственный ребенок. Он получает все внимание и заботу родителей, имеет особые привилегии. Но с появлением младшего брата или сестры его положение меняется, и это событие может стать для него травматичным: теперь другой ребенок отнимает внимание родителей. Согласно Адлеру, появление второго ребенка делает первенца более самостоятельным, поскольку забота родителей направлена теперь не только на него. У таких детей зачастую развиваются лидерские качества.
Однако эти обстоятельства могут и негативно повлиять на психику. С появлением брата или сестры у первенца может развиться тревожность. Ребенок может потерять сон и аппетит, стать нервным, у него могут появиться проблемы в общении со сверстниками.
В такой ситуации родителям нужно вовлечь старшего в процесс ухода за младшим – так первенец не будет считать себя ненужным
Адлер утверждал, что старшие дети привыкают к большей самостоятельности и ответственности, они рано начинают бороться за свои права, а потому во взрослой жизни, как правило, достигают большего. Исследования показали, что уровень их интеллектуального развития выше уровня младших детей.
Исследования Альфреда Адлера актуальны и сегодня
Второй ребенок в семье
Второй ребенок, по Адлеру, с самого начала следует за старшим братом или сестрой. Ему постоянно приходится самосовершенствоваться, чтобы догнать или даже перегнать старшего, а потому нередко он быстрее развивается – например, может быстрее начать разговаривать или ходить. Такие дети часто вырастают честолюбивыми, поскольку им с самого детства приходится постоянно доказывать, что они ничуть не хуже брата и сестры. Вместе с этим Адлер считал, что средний ребенок во взрослой жизни может ставить перед собой слишком высокие, даже недостижимые цели, а потому изначально обрекает себя на неудачи.
Второй ребенок обычно быстрее развивается
Младший ребенок
Согласно Альфреду Адлеру, положение младшего уникально. Он не привык быть единственным, поэтому наличие братьев и сестер не становится для него травматичным опытом. Последний ребенок всегда воспринимается как самый маленький, а потому к нему проявляется особенно нежное отношение – он купается в любви и заботе взрослых, а также братьев и сестер. Однако у младшего нет такой независимости и самостоятельности, как у старших детей, поэтому он пытается превзойти старших, выйти из опеки. Такое положение создает противоречие: с одной стороны он пытается стать более свободным, независимым, с другой — зависим от своего положения младшего, вечного «баловня». Такая неопределенность может вызвать во взрослом возрасте психологические проблемы.
У младшего может развиться чувство неполноценности, особенно если он рос в семье с малым достатком, где младшему приходилось пользоваться тем, что принадлежало старшим детям.
У младшего ребенка особенное положение в семье
Однако младший ребенок обладает наибольшей мотивацией – в будущем такие дети могут достичь больших успехов в выбранной профессии.
Разумеется, порядок рождения — не самый главный фактор влияния на личность. Многое зависит и от атмосферы в семье, и от стиля воспитания.