три подарка для волги
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
«Три подарка для Волги», доступные школьникам
В преддверии Дня Волги учителей приглашают провести для школьников новый интерактивный урок «Три подарка для Волги», включающий серию видеороликов с увлекательными заданиями к каждому из них. На примере главной водной артерии России участники урока узнают об экологических проблемах речных бассейнов и доступных подросткам способах беречь водные ресурсы страны.
Провести урок в честь Волги могут учителя, родители или волонтеры в любом регионе России. Для этого не требуется специальной подготовки, достаточно лишь зарегистрироваться на сайте триподаркадляволги.рф и бесплатно скачать готовые материалы. Комплект материалов включает методический гид и три видеоролика, которые позволят провести занятие как в классе, так и в онлайн-формате. Урок разработан для учащихся 7-11 классов.
Просмотрев красочные видеоролики, школьники узнают, как осваивалась Волга и какую важную роль она играет в жизни каждого россиянина, исследуют основные экологические проблемы реки и способы их решения. Приглашение к размышлению, дискуссии и практические задания после каждого видеоролика позволят ученикам качественно освоить материал. В конце занятия подростки наметят дальнейшие шаги по снижению своего водного и мусорного следов — доступным каждому способам помочь Волге быть чистой и здоровой.
Урок разработан проектом Экокласс.рф Движения ЭКА в рамках проекта «Живая Волга» Coca-Cola в России.
«Урок «Три подарка для Волги» поможет с пользой отметить в школе праздник одной из крупнейших рек Земли и на ее примере узнать, как заботиться о реках и озерах своего родного края. Как ручейки вливаются в притоки, а притоки — в крупные реки, делая их полноводными, так и маленькие ежедневные действия каждого вносят вклад в решение глобальных экологических проблем. О действиях, доступных даже школьникам для сохранения водных ресурсов, и расскажет наш новый урок», — отмечает Анна Горшкова, координатор проекта Экокласс.рф.
«Из-за деятельности человека экосистема Волги столкнулась с экологическими проблемами: течение реки сильно замедлилось, и она утратила возможность полностью самоочищаться. Coca-Cola в России реализует проект «Живая Волга», целью которого является привлечение внимания к проблемаv волжского бассейна. Урок «Три подарка для Волги» представляет просветительскую часть проекта и призван рассказать подрастающему поколению о том, как их личные шаги в настоящем и профессиональные — в будущем, помогут сохранить экосистему реки», — говорит Татьяна Сидельникова, региональный руководитель направления устойчивого развития и взаимодействия с местными сообществами Coca-Cola HBC Россия.
Педагоги, которые отправят организаторам отзыв и фотографии по итогам проведения урока «Три подарка для Волги», получат именной диплом участника проекта Экокласс.рф и благодарственное письмо в адрес школы.
Справочная информация:
C 2006 года Coca-Cola в России реализует широкомасштабный проект «Живая Волга». Его основной целью является объединение усилий местных жителей, представителей государственных структур, бизнеса и неправительственных организаций для сохранения природного богатства Волги и её прибрежных территорий. В рамках проекта ежегодно проводятся природоохранные акции и просветительские мероприятия в волжских городах. В них приняли участие более 80 тысяч человек, которые очистили 65 км береговой линии, собрав более 90 тонн мусора. Проект также включает тематические экоуроки «День Волги», «Живая волга» и «Сохраним Волгу», участниками которых стали 200 тысяч школьников.
Три подарка для Волги
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок по разделу «Три подарка для Волги»
Провёл урок учитель географии МБОУ Хазарской СОШ Рахманов Играмутдин Назирович
Тема урока :Волга – великая русская река.
1. Познакомить учащихся с одной из крупнейших рек европейской части России – рекой Волгой.
2. Учить выявлять связь реки с другими компонентами природы, используя межпредметные связи с историей, литературой, биологией, изобразительным искусством и музыкой.
3. Закрепить понятия «падение реки», «уклон реки».
4. Закрепить умение учащихся работать с источниками географических знаний.
5. Продолжить формирование любви к Родине, родному краю на примере исторических событий, происходивших на берегах реки Волги, бережное отношение к природе.
1. Физическая карта России.
3. Учебник Э.М. Раковская. География: природа России 8 класс.– Москва «Просвещение» 2000.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели и задач.
2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам.
— Что такое река? Водный поток, протекающий в природном углублении, называемом руслом.
— Какие части имеет река? Приток – ручейки, впадающие в реку.
Речная система – река со всеми притоками.
Исток – начало реки.
Устье – место впадение реки в море, озеро, океан или другую реку.
Бассейн реки – территория суши, с которой стекает вода в реку и ее притоки.
Водораздел – граница между соседними речными бассейнами.
Дельта – форма устья реки, возникающая на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей много наносов.
На что похожа речная система
3 . Основная часть урока.
Никто не знает, когда впервые к Волге подошел человек. Известно только, что в древности ее называли «Ра», что означает «щедрая». Арабы именовали ее «Итиль», то есть «река рек». Может быть правы специалисты, утверждающие, что название «Волга» финского происхождения и означает «светлая», «священная», но для нас, да и для других русских людей, Волга – исконно русское название.
Волга – это символ и любовь России; народ ласково называет ее Волгой-матушкой.
Волга – это одна из крупнейших рек Европы, пятая по длине в России и шестая – на материке Евразия. Это главная улица России.
Волга воспета во многих произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников.
— Приведите примеры произведений И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»,
искусства, где воспета река Волга. «Шторм на Волге»;
И.И. Левитан «Свежий ветер. Волга», «Весна. Большая вода»;
И.И. Шишкин «Первый мост через Волгу», «Часовня»;
«О, Волга. колыбель моя!»,
А.С. Пушкин: Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила.
А.Т. Твардовский «За далью даль»
О Волге сложено много песен на стихи известных поэтов: Л.Ошанин «Издалека долго течет река Волга», А. Навроцкий «Есть на Волге утес».
— Пословицы: Река Волга всем рекам мать.
В ложке Волгу не переедешь.
Знать ямскую по столбам, а Волгу по крутым берегам.
Матушка Волга спину гнет, зато денежки дает.
Много на Волге воды, много и беды.
Волга не просто река. Это путь исторический, где сходится прошлое и настоящее русского народа и народов, населяющих волжские берега: удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвинов и калмыков.
Важные исторические события происходили на Волге.
— Назовите их! Монголо-татарское нашествие, восстание Степана Разина,
Рассмотрим Волгу с точки зрения географии (работа с атласом и учебником).
— Заполните таблицу «река Волга». Учащимся выдается распечатка таблицы, которую они заполняют самостоятельно.
250 км 3 за год стекает по Волге.
11. Хозяйственное использование.
Судоходство, получение электроэнергии на ГЭС, орошение, рыбное хозяйство, зона отдыха.
Учащиеся выступают с сообщениями.
ГЭС строят на реках с быстрым течением с высокими берегами и большим расходом воды. Образующиеся водохранилища – это огромные запасы воды, которые используются в промышленности, в с/х, в быту населением. Преимущества ГЭС перед другими электростанциями заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма). На Волге создан каскад ГЭС (8 электростанций).
Строительство ГЭС имеет положительные и отрицательные стороны.
Положительные: получение дешевой электроэнергии, углубление водных путей, регулирование стока, улучшение водоснабжения городов, полей, пастбищ.
Отрицательные: на берегах Волги гидростроители затопили, перенесли, разрушили 96 городов и поселков, более 2500 сел и деревень, были уничтожены тысячи памятников истории и культуры, затоплены миллионы гектаров плодородных земель. Водохранилища регулируют сток, а это приводит к изменению режима реки, влияет на климат. Огромный ущерб нанесен рыбному хозяйству Волги и Каспию.
Волго-Донский – выход в Черное и Азовское моря
Канал имени Москвы – Выход в Балтийское и белое моря
Дельта Волги – мир удивительный и неповторимый. Вобрав в себя тысячи больших и малых рек, Волга от Саратова течет единым потоком, они же начинают двоиться, троиться, затем разбивается на множество проток и впадает в Каспий 800 устьями.
Острова, отмели, косы, ерики, камышовые заросли, похожие на джунгли, дуплистые ивы по берегам, гнездовья бакланов и белых цапель, глубинные пристанища осетра и белуги и тут же рядом горячее дыхание пустыни. Дельта Волги тянется с запада на восток более чем на 200 км. И если на больших островах, освободив их от тростника, человек выращивает помидоры, арбузы, рис, то ближе к Каспию он отдал воду тому, что ползает, плавает и летает. На страже всего этого мира стоят сотрудники Астраханского заповедника.
Год создания 1919. С 1984 года включен международная сеть биосферных резерватов. В заповеднике обитает 250 видов птиц, многие из которых занесены в Красную книгу. Есть лебеди-шипуны, кудрявые и розовые пеликаны, цапли и другие.
Здесь обитает до 50 видов рыб: осетровые, сельдевые, карповые, щука, судак, окунь и т.д.
Визитной карточкой заповедника можно назвать лотос. Астраханский заповедник – самая северная область его распространения.
4. Обобщение материала.
— Работа с атласом. Выписать в тетрадь крупные города, расположенные на берегу Волги. Они же являются крупными портами. (Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань)
— Назовите основные притоки Волги (Кама, Ока)
— Какие притоки имеет Ока? (Угра, Жиздра, Таруса, Протва, Нара и другие )
— Назовите приток Угры (Шаня)
— Назовите приток Шани (Суходрев)
— Назовите приток Суходрева (Медынка)
— Притоком Волги какого порядка будет река Медынка?
— Докажите, что река Угра находится в бассейне реки Волги.(Бассейн – это территория суши, с которой стекает вода в реку и ее притоки. Угра – Ока– Волга.)
— В какой области берет начало река Угра? (Смоленская область.)
— Ответьте на вопросы викторины. Текст викторины раздается учащимся.
Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспия убегая.
2. Назовите древние имена Волги.
3. В какой стране целиком протекает самая длинная река Европы?
4. Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством 1000 рублей?
5. Одно и то же слово по-скифски звучит «Дон», на языке манси «Обь», по-удмуртски «Кама». А как будет по-русски?
6. На какой реке находится Рыбинское водохранилище, глубинами не уступающее Азовскому морю?
7. Притоками какой реки являются Ока, Кама, Угра?
8. Назовите Российский город на реке Ока, носящий имя крупной пресноводной рыбы семейства осетровых.
9. Какой центр автомобилестроения до 1964 года назывался Ставрополь-на- Волге?
10. Автомобили какой марки производятся в Тольятти?
11. Где производятся автомобили марки УАЗ?
12. Строительство любой ГЭС в настоящее время вызывает протесты природозащитных организаций. Возражали бы вы против возведения ГЭС на ближайшей к вашему населенному пункту реке? Ответ обоснуйте.
5. Домашнее задание – отметить на контурной карте: города на Волге, исток и устье, основные притоки реки – Ока, Кама; каналы имени Москвы, Волго-Донский канал, Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский.
К.П. Сергеева, составитель. За страницами учебника географии. 8-9 классы. Москва «Просвещение» 1997 год.
Г.М. Русанов, составитель. Дельта. Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград 1990 год.
В.Л. Лиознер. К уроку географии. Москва. Издательство «Флинта», издательство «Наука» 2001 год.
И.Д. Агеева. Веселая география на уроках и праздниках. Москва. «Творческий центр Сфера» 2004 год.
В.А.Семенов, Т.А. Гордеева, И.В. Семенова. Климат и поверхностные воды Калужской области. Калуга «Адель» 1997 год
И.А. Родионова. Экономическая география и региональная экономика. Москва. «Московский лицей» 2003 год.
Газета «География» №7 2009 год
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География, 6 класс, Москва, «Русское слово» 2007 год
Ю.П. Пармузин, Г.В. Карпов. Словарь по физической географии. Москва.«Просвещение»1994 год.
ЗЕЛЁНАЯ ТОЧКА СТАРТА
Главная страница » Три подарка для Волги
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Три подарка для Волги
В преддверии Дня Волги движение Эка разработало интерактивный экоурок «Три подарка для Волги». Провести урок может любой желающий. Чтобы это сделать достаточно зарегистрироваться на сайте и бесплатно скачать готовые материалы.
Экоурок состоит из методического гида и трёх роликов с практическими заданиями. Подходит для школьников 7-11 классов. Например, ведущий объяснит экологические проблемы речных бассейнов на основе реки Волги. А также расскажет подросткам как беречь водные ресурсы страны.
Учителя могут получить диплом участника и благодарственное письмо в адрес школы. Чтобы это сделать необходимо отправить отзыв и фотографии после проведения экоурока после регистрации на сайте.
Урок разработан специалистами программы Экокласс.рф в рамках проекта «Живая Волга» компании Coca-Cola.
Татьяна Сидельникова, региональный руководитель направления устойчивого развития и взаимодействия с местными сообществами Coca-Cola HBC Россия
Из-за деятельности человека экосистема Волги столкнулась с экологическими проблемами. Потому что течение реки сильно замедлилось, и она утратила возможность полностью самоочищаться. Coca-Cola в России реализует проект «Живая Волга», целью которого является привлечение внимания к проблемам волжского бассейна. Потому урок «Три подарка для Волги» представляет просветительскую часть проекта. Также рассказывает подрастающему поколению о том, как их личные шаги помогут сохранить экосистему реки.
Компания Coca-Cola реализует в России проект «Живая Волга» с 2006 года. Его цель — обьединить усилия местных жителей, представителей государственных структур, бизнеса и неправительственных организаций для сохранения природного богатства Волги и её прибрежных территорий. Более 80 тысяч человек очистили 65 км береговой линии. Собрали более 90 тонн мусора. А также 200 тысяч школьников стали участниками экоуроков «День Волги»,«Живая волга» и«Сохраним Волгу». И всё это в рамках проекта в поволжских городах.
Три подарка для Волги
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок по разделу «Три подарка для Волги»
Провёл урок учитель географии МБОУ Хазарской СОШ Рахманов Играмутдин Назирович
Тема урока :Волга – великая русская река.
1. Познакомить учащихся с одной из крупнейших рек европейской части России – рекой Волгой.
2. Учить выявлять связь реки с другими компонентами природы, используя межпредметные связи с историей, литературой, биологией, изобразительным искусством и музыкой.
3. Закрепить понятия «падение реки», «уклон реки».
4. Закрепить умение учащихся работать с источниками географических знаний.
5. Продолжить формирование любви к Родине, родному краю на примере исторических событий, происходивших на берегах реки Волги, бережное отношение к природе.
1. Физическая карта России.
3. Учебник Э.М. Раковская. География: природа России 8 класс.– Москва «Просвещение» 2000.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели и задач.
2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам.
— Что такое река? Водный поток, протекающий в природном углублении, называемом руслом.
— Какие части имеет река? Приток – ручейки, впадающие в реку.
Речная система – река со всеми притоками.
Исток – начало реки.
Устье – место впадение реки в море, озеро, океан или другую реку.
Бассейн реки – территория суши, с которой стекает вода в реку и ее притоки.
Водораздел – граница между соседними речными бассейнами.
Дельта – форма устья реки, возникающая на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей много наносов.
На что похожа речная система
3 . Основная часть урока.
Никто не знает, когда впервые к Волге подошел человек. Известно только, что в древности ее называли «Ра», что означает «щедрая». Арабы именовали ее «Итиль», то есть «река рек». Может быть правы специалисты, утверждающие, что название «Волга» финского происхождения и означает «светлая», «священная», но для нас, да и для других русских людей, Волга – исконно русское название.
Волга – это символ и любовь России; народ ласково называет ее Волгой-матушкой.
Волга – это одна из крупнейших рек Европы, пятая по длине в России и шестая – на материке Евразия. Это главная улица России.
Волга воспета во многих произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников.
— Приведите примеры произведений И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»,
искусства, где воспета река Волга. «Шторм на Волге»;
И.И. Левитан «Свежий ветер. Волга», «Весна. Большая вода»;
И.И. Шишкин «Первый мост через Волгу», «Часовня»;
«О, Волга. колыбель моя!»,
А.С. Пушкин: Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила.
А.Т. Твардовский «За далью даль»
О Волге сложено много песен на стихи известных поэтов: Л.Ошанин «Издалека долго течет река Волга», А. Навроцкий «Есть на Волге утес».
— Пословицы: Река Волга всем рекам мать.
В ложке Волгу не переедешь.
Знать ямскую по столбам, а Волгу по крутым берегам.
Матушка Волга спину гнет, зато денежки дает.
Много на Волге воды, много и беды.
Волга не просто река. Это путь исторический, где сходится прошлое и настоящее русского народа и народов, населяющих волжские берега: удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвинов и калмыков.
Важные исторические события происходили на Волге.
— Назовите их! Монголо-татарское нашествие, восстание Степана Разина,
Рассмотрим Волгу с точки зрения географии (работа с атласом и учебником).
— Заполните таблицу «река Волга». Учащимся выдается распечатка таблицы, которую они заполняют самостоятельно.
250 км 3 за год стекает по Волге.
11. Хозяйственное использование.
Судоходство, получение электроэнергии на ГЭС, орошение, рыбное хозяйство, зона отдыха.
Учащиеся выступают с сообщениями.
ГЭС строят на реках с быстрым течением с высокими берегами и большим расходом воды. Образующиеся водохранилища – это огромные запасы воды, которые используются в промышленности, в с/х, в быту населением. Преимущества ГЭС перед другими электростанциями заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма). На Волге создан каскад ГЭС (8 электростанций).
Строительство ГЭС имеет положительные и отрицательные стороны.
Положительные: получение дешевой электроэнергии, углубление водных путей, регулирование стока, улучшение водоснабжения городов, полей, пастбищ.
Отрицательные: на берегах Волги гидростроители затопили, перенесли, разрушили 96 городов и поселков, более 2500 сел и деревень, были уничтожены тысячи памятников истории и культуры, затоплены миллионы гектаров плодородных земель. Водохранилища регулируют сток, а это приводит к изменению режима реки, влияет на климат. Огромный ущерб нанесен рыбному хозяйству Волги и Каспию.
Волго-Донский – выход в Черное и Азовское моря
Канал имени Москвы – Выход в Балтийское и белое моря
Дельта Волги – мир удивительный и неповторимый. Вобрав в себя тысячи больших и малых рек, Волга от Саратова течет единым потоком, они же начинают двоиться, троиться, затем разбивается на множество проток и впадает в Каспий 800 устьями.
Острова, отмели, косы, ерики, камышовые заросли, похожие на джунгли, дуплистые ивы по берегам, гнездовья бакланов и белых цапель, глубинные пристанища осетра и белуги и тут же рядом горячее дыхание пустыни. Дельта Волги тянется с запада на восток более чем на 200 км. И если на больших островах, освободив их от тростника, человек выращивает помидоры, арбузы, рис, то ближе к Каспию он отдал воду тому, что ползает, плавает и летает. На страже всего этого мира стоят сотрудники Астраханского заповедника.
Год создания 1919. С 1984 года включен международная сеть биосферных резерватов. В заповеднике обитает 250 видов птиц, многие из которых занесены в Красную книгу. Есть лебеди-шипуны, кудрявые и розовые пеликаны, цапли и другие.
Здесь обитает до 50 видов рыб: осетровые, сельдевые, карповые, щука, судак, окунь и т.д.
Визитной карточкой заповедника можно назвать лотос. Астраханский заповедник – самая северная область его распространения.
4. Обобщение материала.
— Работа с атласом. Выписать в тетрадь крупные города, расположенные на берегу Волги. Они же являются крупными портами. (Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань)
— Назовите основные притоки Волги (Кама, Ока)
— Какие притоки имеет Ока? (Угра, Жиздра, Таруса, Протва, Нара и другие )
— Назовите приток Угры (Шаня)
— Назовите приток Шани (Суходрев)
— Назовите приток Суходрева (Медынка)
— Притоком Волги какого порядка будет река Медынка?
— Докажите, что река Угра находится в бассейне реки Волги.(Бассейн – это территория суши, с которой стекает вода в реку и ее притоки. Угра – Ока– Волга.)
— В какой области берет начало река Угра? (Смоленская область.)
— Ответьте на вопросы викторины. Текст викторины раздается учащимся.
Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспия убегая.
2. Назовите древние имена Волги.
3. В какой стране целиком протекает самая длинная река Европы?
4. Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством 1000 рублей?
5. Одно и то же слово по-скифски звучит «Дон», на языке манси «Обь», по-удмуртски «Кама». А как будет по-русски?
6. На какой реке находится Рыбинское водохранилище, глубинами не уступающее Азовскому морю?
7. Притоками какой реки являются Ока, Кама, Угра?
8. Назовите Российский город на реке Ока, носящий имя крупной пресноводной рыбы семейства осетровых.
9. Какой центр автомобилестроения до 1964 года назывался Ставрополь-на- Волге?
10. Автомобили какой марки производятся в Тольятти?
11. Где производятся автомобили марки УАЗ?
12. Строительство любой ГЭС в настоящее время вызывает протесты природозащитных организаций. Возражали бы вы против возведения ГЭС на ближайшей к вашему населенному пункту реке? Ответ обоснуйте.
5. Домашнее задание – отметить на контурной карте: города на Волге, исток и устье, основные притоки реки – Ока, Кама; каналы имени Москвы, Волго-Донский канал, Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский.
К.П. Сергеева, составитель. За страницами учебника географии. 8-9 классы. Москва «Просвещение» 1997 год.
Г.М. Русанов, составитель. Дельта. Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград 1990 год.
В.Л. Лиознер. К уроку географии. Москва. Издательство «Флинта», издательство «Наука» 2001 год.
И.Д. Агеева. Веселая география на уроках и праздниках. Москва. «Творческий центр Сфера» 2004 год.
В.А.Семенов, Т.А. Гордеева, И.В. Семенова. Климат и поверхностные воды Калужской области. Калуга «Адель» 1997 год
И.А. Родионова. Экономическая география и региональная экономика. Москва. «Московский лицей» 2003 год.
Газета «География» №7 2009 год
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География, 6 класс, Москва, «Русское слово» 2007 год
Ю.П. Пармузин, Г.В. Карпов. Словарь по физической географии. Москва.«Просвещение»1994 год.