церковь святой благоверной мученицы царицы александры близ петергофа
История церкви
святой мученицы царицы Александры
в Петергофе
25 апреля 1851 года архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер получил от Министра Императорского Двора рапорт следующего содержания: ‘По Высочайшему повелению прошу Ваше Высокоблагородие составить проект на постройку небольшой православной 5-ти главой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах и предоставить оный мне для поднесения на Высочайшее утверждение’. Через несколько месяцев проект был готов.
11 августа 1851 года состоялось торжественная закладка церкви в присутствии Императора Николая I, августейшей семьи, Министра Императорского Двора князя П.М. Волконского, начальника Петергофского дворцового правления генерал-лейтенанта С.М. Лихардова, архитектора А.И. Штакеншнейдера, военного коменданта Петергофа генерал-лейтенанта Н.Д. Корсакова, многочисленной свиты, жителей Петергофа и крестьян близлежащих деревень.
В основание фундамента была заложена памятная плита с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11″ и камень, доставленный из Святой земли с берегов Иордана.
Завершая закладку церкви, Николай I со слезами на глазах сказал: «Благодарю Господа, что сподобил меня завершить закладку этого храма. Бог знает, придётся ли мне увидеть его оконченным».
Церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была построена в русско-византийском стиле и отличалась особой красотой. При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.
Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года. 31 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение.
По окончании Божественной литургии Государь благодарил всех принимавших участие в строительстве этой архитектурной жемчужины.
Во время своего существования церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была одним из наиболее любимых мест молитвы императорской фамилии.
Любила посещать храм на Бабигонах и последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, которая ежегодно во время пребывания в Петергофе молилась в церкви на Бабигонских высотах.
Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение.
В период Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения.
После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным.
6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы Царицы Александры по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. С этого времени начинается новый этап в жизни удивительного храма.
С 7 апреля 1999 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы) в церкви совершаются регулярные богослужения в воскресные дни, в дни Двунадесятых и Великих праздников. Одновременно ведутся восстановительные работы, после которых церковь во имя святой мученицы Царицы Александры приобретет свой прежний величественный вид.
«Дорогие братья и сестры. Приезжайте в Петергоф, в поселок Низино, в храм святой мученицы царицы Александры помолиться вместе и, может быть, для кого-то храм на Бабигонских высотах станет родным домом. Спасибо всем, кто своими молитвами, трудами, заботами, милостию возрождает церковь святой благоверной царицы Александры».
Настоятель храма святой мученицы царицы Александры в Петергофе,
кандидат богословия, протоиерей Виталий Грищук.
History of the Church
of the Holy Martyr Empress Alexandra in Peterhof
On April 25, 1851, the architect Andrei Ivanovich Stakenschneider received from the Minister of the Imperial Court a report with the following content: «at the order of His Majesty, I request Your High Nobleness to make a project for the construction of a small 5-dome orthodox church in Peterhof on Babigon Heights and present it to me to request Imperial approval’. A few months later the project was ready.
On August 11, 1851, the ceremonial laying of the foundation of the Church took place in the presence of Emperor Nicholas I, the Royal family, the Minister of the Imperial Court Prince Volkonsky, Chief of the Peterhof Palace Lieutenant-General Lihardov, architect Stakenschneider, Peterhof military commander Lieutenant-General Korsakov, сourtiers, residents of Peterhof and peasants from nearby villages.
In the foundation, a commemorative plaque was laid with inscription: ‘On the orders of Emperor Nicholas I, a church at Babigon, near Peterhof has been established in the name of the Holy right-believing Empress Alexandra, in the year 1851, August 11’ and a stone from the Holy Land from the banks of the Jordan.
Officiating at the founding of the Church, Nicholas I with tears in his eyes said: «I thank the Lord that He has allowed me to complete the founding of this temple. God knows, if I will see it completed.’
The church of the Holy Martyr Empress Alexandra was built in the Russo-Byzantine style and had a special beauty. Andrei Ivanovich Stakenschneider confirmed his reputation as an architect fully in command of all architectural styles. He created a graceful and elegant architectural design. The temple design includes motifs of Moscow church architecture and original design concepts.
The building of the church was completed on August 22, 1854. On August 31, 1854, in the presence of Nicholas I and members of the Royal Family, its solemn dedication was held.
After the Divine Liturgy, the Emperor thanked all who had taken part in the construction of this architectural gem.
During its existence the Church of the Holy Martyr Empress Alexandra was one of the most favorite places of prayer for the imperial family.
The last Russian Empress Alexandra Feodorovna, wife of Emperor Nicholas II, who loved to visit the temple at Babigon prayed in the Church on the Babigon Heights annually while in Peterhof.
Divine services in the Church of the Holy Martyr of Empress Alexandra took place until autumn 1940, when a plan was drawn up to turn it into a club with a cinema theatre. The War prevented this intention.
During the Great Patriotic War, the Church was in the line of fire in the centre of military action. Bombing and shelling caused severe damage to the building.
After the war for a long time there was a workshop in the former church. At the same time, the basement was used as a vegetable storehouse. For about 10 years, the building stood abandoned.
On May 6, 1998, on the patronal feast, with the blessing of His Eminence Vladimir, Metropolitan of St Petersburg and Ladoga, after a long break, the Divine Liturgy was celebrated in the Church of the Holy Martyr Empress Alexandra. Since then, a new stage in the life of this amazing Temple began.
Since April 7, 1999, (The Annunciation of our Most Holy Lady, the Theotokos and Ever-Virgin Mary) there have been regular worship services in the Church on Sundays and on the days of the great festivals. At the same time, restoration work has been carried out, after which the Church of the Holy Martyr Empress Alexandra has acquired its former majestic appearance.
«Dear brothers and sisters, come to Peterhof, to the village Nizino, to the temple of the Holy Martyr Empress Alexandra, pray together, work for the glory of God, and, perhaps, for someone the temple on Babigon Heights will become a home. Thank you to all those who by their prayers, work and concern are restoring the Church of the Holy Right-believing Queen Alexandra».
Rector of the Church of the Holy Martyr Empress Alexandra in Peterhof,
Candidate of Theology, Fr. Vitaly Grishchuk.
История церкви святой мученицы царицы Александры в Петергофе
25 апреля 1851 года архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер получил от Министра Императорского Двора рапорт следующего содержания: «По Высочайшему повелению прошу Ваше Высокоблагородие составить проект на постройку небольшой православной 5-ти главой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах и предоставить оный мне для поднесения на Высочайшее утверждение». Через несколько месяцев проект был готов.
В основание фундамента была заложена памятная плита с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11» и камень, доставленный из Святой земли с берегов Иордана.
Завершая закладку церкви, Николай I со слезами на глазах сказал:
«Благодарю Господа, что сподобил меня завершить закладку этого храма. Бог знает, придётся ли мне увидеть его оконченным».
Церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была построена в русско-византийском стиле и отличалась особой красотой. При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.
Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года. 31 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение.
По окончании Божественной литургии Государь благодарил всех принимавших участие в строительстве этой архитектурной жемчужины.
Во время своего существования церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была одним из наиболее любимых мест молитвы императорской фамилии.
Любила посещать храм на Бабигонах и последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, которая ежегодно во время пребывания в Петергофе молилась в церкви на Бабигонских высотах.
В период Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения.
После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным.
6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы Царицы Александры по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. С этого времени начинается новый этап в жизни удивительного храма.
С 7 апреля 1999 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы) в церкви совершаются регулярные богослужения в воскресные дни, в дни Двунадесятых и Великих праздников. Одновременно ведутся восстановительные работы, после которых церковь во имя святой мученицы Царицы Александры приобретет свой прежний величественный вид.
Храм святой мученицы царицы Александры (Низино)
Церковь святой благоверной мученицы царицы Александры — православный храм недалеко от Петергофа. Построен в 1851—1854 годах по повелению императора Российского Николая I по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Находится в Ломоносовском районе Ленинградской области, недалеко от Большого Сампсониевского канала, на вершине холма Бабигон. Последняя постройка лугового парка.
Содержание
История [ править ]
25 апреля 1851 года архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер получил от Министра Императорского Двора рапорт следующего содержания: ‘По Высочайшему повелению прошу Ваше Высокоблагородие составить проект на постройку небольшой православной 5-ти главой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах и предоставить оный мне для поднесения на Высочайшее утверждение’. Через несколько месяцев проект был готов.
11 августа 1851 года состоялось торжественная закладка церкви в присутствии Императора Николая I, августейшей семьи, Министра Императорского Двора князя П.М. Волконского, начальника Петергофского дворцового правления генерал-лейтенанта С.М. Лихардова, архитектора А.И. Штакеншнейдера, военного коменданта Петергофа генерал-лейтенанта Н.Д. Корсакова, многочисленной свиты, жителей Петергофа и крестьян близлежащих деревень.
В основание фундамента была заложена памятная плита с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11″ и камень, доставленный из Святой земли с берегов Иордана.
Завершая закладку церкви, Николай I со слезами на глазах сказал: «Благодарю Господа, что сподобил меня завершить закладку этого храма. Бог знает, придётся ли мне увидеть его оконченным».
Церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была построена в русско-византийском стиле и отличалась особой красотой. При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.
Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года. 31 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение.
По окончании Божественной литургии Государь благодарил всех принимавших участие в строительстве этой архитектурной жемчужины.
Во время своего существования церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была одним из наиболее любимых мест молитвы императорской фамилии.
Любила посещать храм на Бабигонах и последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, которая ежегодно во время пребывания в Петергофе молилась в церкви на Бабигонских высотах.
Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение.
В период Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения.
После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным.
6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы Царицы Александры по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. С этого времени начинается новый этап в жизни удивительного храма.
С 7 апреля 1999 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы) в церкви совершаются регулярные богослужения в воскресные дни, в дни Двунадесятых и Великих праздников. Одновременно ведутся восстановительные работы, после которых церковь во имя святой мученицы Царицы Александры приобретет свой прежний величественный вид.
Описание [ править ]
Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, по принципу «восьмерик на четверике», то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола. В то же время в трактовке фасадов храма ясно прослеживаются черты ордерной системы с ее основными членениями. Фасады церкви чрезвычайно украшены декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI—XVII вв. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом.
Полуколонны на продольных фасадах храма установлены на мощных пьедесталах и цоколях, что имеет не только декоративное но и конструктивное значение. Штакеншнейдер стремился освободить сравнительно небольшой внутренний объем церкви от всякого рода загромождающих конструкций. Поэтому архитектор отказался от сооружения в интерьере отдельно стоящих колонн и подкупольных пилонов и перенес нагрузку от барабана главного купола на наружные стены. Кроме главного купола имеются малые купола, решенные так же, как и главный.
Выдвинутые далеко на восток апсиды несколько напоминают башни рыцарских замков. С запада к основному объему церкви примыкает трапезная. Трехъярусная шатровая колокольня, замыкающая с запада комплекс Александрийской церкви, отличается тем же богатством и разнообразием декора, который характерен для основного объема.
Интерьеры церкви также отличаются красотой и торжественностью. В отличие от фасадов, оформление интерьеров Александрийской церкви, носит классический характер. Преобладают штукатурные тяги и лепка, расположенные в соответствии с основными архитектурными членениями (паруса, арки, пилоны). Пройдя через главный вход мы попадаем в притвор, а затем и в трапезную часть храма. Открытый арочный проем ведет из трапезной в основной объем, перекрытый куполом который опирается на подпружные арки, покоящиеся на пристенных пилонах. В центре купола находится обширное отверстие, через которое сквозь окна барабана купола в интерьер собора проникает свет. Вокруг него непосредственно на зеркале купола размещены 4 тондо в золоченых рамах с изображениями евангелистов на золоченом фоне, исполненными маслом по холсту. Под ними золочеными гипсовыми буквами выложены имена евангелистов. Лицевые стороны подпружных арок обработаны тягами и украшены лепными ромбами. В архивольтах арок были выложены гипсовыми золочеными буквами тексты из евангелия от Матфея. В архивольте восточной арки: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы», южной: «Возмите иго мое на себе, и научитеся от Мене», западной: «Яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящите покой душам вашим», северной: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».
На востоке интерьер центрального объема замыкается солеей и арочным проемом, заполненным иконостасом. За иконостасом находится алтарь, завершающийся тремя апсидами. Несущими конструкциями свода являются: на западе пристенные пилоны, на востоке — отдельно стоящие пилоны, установленные почти вплотную к внутренним стенам большой апсиды. Над этими пилонами находятся мраморные доски (скрижали завета) с золочеными римскими цифрами десяти заповедей.
При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Низино, ул. Центральная, д. 59.
Прогулки по району. Церковь святой царицы Александры в Низино
В светлый праздник Рождества Христова LL приглашает читателей на прогулку в окрестности церкви святой благоверной мученицы царицы Александры близ Петергофа.
Православный храм в деревне Низино возвели в 1850-х годах. Соответствующее распоряжение архитектору Андрею Штакеншнейдеру дал император Николай I. В документе, который архитектору передал министр царского двора, поручалось «составить проект на постройку небольшой православной пятиглавой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах». На составление потребовалось несколько месяцев. Первый камень заложили в августе 1851 года в присутствии императора. В основание фундамента заложили табличку с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11». Специально с берега реки Иордан. На строительство потребовалось три года. Освятили храм 22 августа 1854 года. Впоследствии церковь регулярно посещала не только семья Николая I, но и супруга последнего русского императора Николая II Александра Федоровна.
Легенда о царице Александре
Церковь близ Петергофа решили назвать именем святой благоверной мученицы царицы Александры Римской. Она стала жертвой собственного мужа – императора Диоклетиана.
Согласно православной традиции, в 303 году царица пошла наперекор супругу. Видя твердость веры святого Георгия Победоносца во время его мучений и став свидетельницей чудесного исцеления великомученика Георгия от страшных ран, полученных им при истязаниях, она пожелала принять христианство. Однако проконсул Магнеций удержал ее от этого. Через некоторое время царица Александра увидела, как великомученик Георгий, зарытый по плечи на три дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым. После того, как силой крестного знамения великомученик Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, царица Александра пришла в суд и открыто исповедала себя христианкой, высмеяв языческих богов.
Озлобленный Диоклетиан приговорил Георгия и царицу к смерти. Святая Александра с радостью приняла этот приговор и кротко пошла на место казни. По дороге святая, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Присев на камень у дороги, она тихо скончалась. Память святой празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю.
Советский период
Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры проводили до осени 1940 года. Тогда храм собирались превратить в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение.
Во время Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы серьезно повредили здание.
После войны в здании бывшей церкви долгое время располагалась совхозная мастерская. В подвалах церкви разместили овощехранилище. Около 10 лет здание оставалось бесхозным. Территория вокруг храма использовалась для своза мусора при строительстве многоквартирных домов в Низино.
Возрождение в 1990-е
Восстановление церки началось в конце XX века. 6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы царицы Александры по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского служили божественную литургию. С апреля 1999 года богослужения стали регулярными.
Внешнее убранство
Сейчас церковь радует прихожан своей красотой внутри и снаружи. Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола.
В фасадах ясно прослеживаются черты так называемой ордерной системы. Снаружи храм украшен декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI—XVII веков. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом.
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=”Низино_церковь царицы Александры”]
Полуколонны на продольных фасадах храма установлены на мощных пьедисталах и цоколях, что имеет не только декоративное, но и конструктивное значение. Штакеншнейдер стремился освободить сравнительно небольшой внутренний объем церкви от всякого рода загромождающих конструкций. Поэтому архитектор отказался от сооружения в интерьере отдельно стоящих колонн и подкупольных пилонов и перенес нагрузку от барабана главного купола на наружные стены. Кроме главного купола имеются малые купола.
Выдвинутые далеко на восток апсиды несколько напоминают башни рыцарских замков. С запада к основному объему церкви примыкает трапезная. Трехъярусная шатровая колокольня, замыкающая с запада комплекс Александрийской церкви, отличается тем же богатством и разнообразием декора, который характерен для основного объема.
При возведении церкви Андрей Штакеншнейдер подтвердил репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями.
Интерьеры церкви отличаются красотой и торжественностью. В отличие от фасадов оформление интерьеров Александрийской церкви носит классический характер. В обрамлении преобладают штукатурные тяги и лепка. Пройдя через главный вход, прихожане попадают в притвор, а затем и в трапезную часть храма. Открытый арочный проем ведет из трапезной в основной объем. Перекрытый куполом, он опирается на подпружные арки, покоящиеся на пристенных пилонах. В центре купола находится обширное отверстие, через которое сквозь окна барабана купола в интерьер собора проникает свет. Вокруг него непосредственно на зеркале купола размещены четыре тондо в золоченых рамах с изображениями евангелистов на золоченом фоне, исполненными маслом по холсту. Под ними золочеными гипсовыми буквами выложены имена евангелистов. Лицевые стороны подпружных арок обработаны тягами и украшены лепными ромбами. В архивольтах арок были выложены гипсовыми золочеными буквами тексты из евангелия от Матфея.
На востоке интерьер центрального объема замыкается солеей и арочным проемом, заполненным иконостасом. За иконостасом находится алтарь, завершающийся тремя апсидами. Несущими конструкциями свода являются: на западе пристенные пилоны, на востоке — отдельно стоящие пилоны, установленные почти вплотную к внутренним стенам большой апсиды. Над этими пилонами находятся мраморные доски с золочеными римскими цифрами десяти заповедей.
Школы Ломоносовского района не уйдут на ранние каникулы
«Регион не планирует введение досрочных каникул в школах, так как ситуация с заболеваемостью в образовательных учреждениях стабильна.