Цифры в тексте что означают
Что означают, цифры 1,2,3,4,5. В учебнике по Русскому языку, над словом?
Сразу видно, что многие давненько не открывали учебники русского языка.
В 9 лет Вы ещё не все разборы умеете выполнять, потому что не изучали пока в школе порядок и правила их выполнения.
1 – разбор фонетический, в начальной школе его называют звуко-буквенным, если ещё не изучали, то в 4 классе с ним встретитесь.
2 –разбор слова по составу (с 5-го класса его называют морфемным, так как корень, приставка, суффикс, окончание – это морфемы). Этот разбор Вы уже выполняете. Но эта же цифра обозначает ещё и разбор словообразовательный, с ним вы познакомитесь позже.
3 – морфологический разбор слова, то есть разбор слова как части речи. С этим разбором, если ещё незнакомы, то в 4 классе познакомитесь, а в 5, 6, 7 будете знать о частях речи больше, поэтому и разбор будет усложняться.
4 – синтаксический разбор предложения. Эта цифра ставится после последнего слова в предложении.
5 – лексический разбор слова. Его начинают выполнять с 5 класса.
6 – орфографический разбор слова. Надо объяснить все орфограммы, которые в слове есть, а орфограммы – это такие места в слове, которые требуют применения орфографического правила.
7 – пунктуационный разбор предложения или его части. Цифра ставится или в конце предложения (тогда надо объяснить все знаки препинания в нём) или после какого-либо знака (в таком случае объясняется постановка этого знака или этого знака и парного с ним, но о парных знаках узнают в 7 классе).
Правила и лайфхаки использования цифр в заголовке и тексте
Цифровые показатели, статистические и другие конкретные данные упрощают восприятие текста, делают его убедительнее и визуально привлекательнее. Необходимо знать, как правильно использовать и оформлять цифры в текстах, а в каких случаях лучше заменить их словами.
Почему нужно использовать в тексте цифры
Цифры делают тексты убедительнее, дают конкретное представление о количестве или стоимости, внушают пользователям доверие. Это касается как информационных, так и продающих текстов.
9 правил использования цифр
Чтобы обозначить числовой интервал, можно воспользоваться тире, многоточием или словами «от» и «до». Если из двух значений одно или оба отрицательные, тире не используется. Если интервал затрагивает крупные круглые числа, то сокращать нули нельзя: например, 10 000–13 000 руб.
Числа от 1 до 9 можно писать словами, если они стоят не в именительном падеже: так читателю будет проще их согласовать с рядом стоящим существительным. Пользователь при виде цифры мысленно произносит ее в именительном падеже, а при дальнейшем чтении предложения понимает, что прочел неправильно. Это вынуждает его возвращаться к началу предложения, что усложняет и замедляет процесс восприятия информации. Так, «после шести попыток» воспринимается проще, чем «после 6 попыток».
Если же указывать число словами нецелесообразно (например, оно слишком большое), то лучше перестроить предложение так, чтобы оно стояло в именительном падеже.
7 лайфхаков при использовании цифр в текстах
При этом каждая из цифр влияет на текст по-разному. Например, цифру 1 лучше указывать в тексте словом «один», за исключением дат, брендов и призовых мест («1-е место»). То же самое касается и цифры 2. Цифры 4 и 6 считаются «безликими», не привлекающими внимание, а 5 ассоциируется со школьной оценкой, поэтому многие считают, что ее лучше указывать словом.
Цифры 7, 8 и 9 подходят для напоминаний, списков и перечислений. Считается, что 7 — это символ безопасности, поэтому такая цифра положительно воспринимается пользователями (в отличие от 13). Цифры 8 и 9 подсознательно воспринимаются как более глубокие и продуманные, позволяющие шире взглянуть на проблему.
Для составления рейтингов лучше использовать цифры 10 и 12: «топ-11» будет восприниматься как незаконченный. Также в заголовках хорошо работают цифры 20 и 30. Цифр от 30 до 100 лучше избегать: подсознательно мозг захочет отложить чтение такой статьи, так как в ней слишком много информации. Для заголовков цифра 100 подходит, если речь в статье идет, например, о 100%-м качестве, о 100 шансах на успех и т. д. Цифры больше 101 в заголовках продающих и информационных статей упоминать не рекомендуется.
Числа в тексте: что можно, что нельзя, что нежелательно
Приветствую вас! Это Юлия. Сегодня речь пойдет о числах в тексте. Они сигнализируют: тут есть точная информация, все конкретно и по делу. Чтобы вас сразу правильно поняли и не “спотыкались” при прочтении, нужно выбрать: писать число цифрами или словами.
Когда ставить сокращение рядом? А пробел? Я собрала все, что может быть полезным на эту тему, чтобы вы с чистой совестью отправили статью в закладки и использовали как памятку. Итак.
Цифра или слово: общее правило
Для упрощения восприятия текста двузначные и многозначные числа пишутся цифрами.
А числа от одного до девяти пишем словом, если они не в именительном падеже. Тогда мы не проделываем в уме путь “прочитал цифру – не согласовал со словом – перечитал, чтобы поставить в правильный падеж”.
А в именительном падеже можно и так, и так:
В начале предложения, пункта списка пишется слово.
О начале предложения читателю говорит заглавная буква. Одной точки мало, это сбивает.
То же и с пунктами списка, об оформлении которых мы говорили уже довольно давно. Если список нумерованный или каждый пункт начинается заглавной буквой и оканчивается точкой, то начинать подпункты нужно словом.
Начинать предложение цифрой можно в заголовках и подзаголовках. Например, как в нашей статье: 15 слов, во множественном числе которых мы то и дело путаемся.
Если в тексте встречаются подряд два числа, одно из них нужно заменить словом или перестроить предложение.
Подробнее о написании однозначных цифр
От общего правила переходим к уточнениям.
Однозначное число стоит рядом с многозначными при перечислении? Пишите цифрой.
Однозначное число обозначает физическую величину, денежную единицу? Пишите цифрой.
Но! Если физическая величина обозначается буквами, а не сокращением, то оставляем словесную форму: два джоуля.
Подробнее о написании многозначных цифр
Числа от 10 почти всегда предпочтительно писать цифрами. Цифровая форма лучше воспринимается и запоминается читателю, она заметнее в тексте.
Когда числа нужно разбивать пробелами
Технические правила набора рекомендуют разбивать пробелами цифры, начиная с 5-значных. Допустимо разбивать и 4-значные математические значения.
Отбиваем пробелом с конца по три цифры. И читателю уже не нужно проделывать это мысленно. Это правило действует только для цифровых величин.
Не разбиваются пробелами: годы, номера после знака №, номера документов, номера марок машин и т.п.
Рекомендуется ✅ |
Родился в 1974 году. |
В соответствии с ГОСТ 210586 |
Дело № 6666 |
Точка в пробелах между цифрами не ставится:
Знаки сокращения после цифр
Для обозначения крупных круглых чисел (от 1 000) предпочтительно использовать знаки сокращения.
Слова, обозначающие сокращения, отбиваются от цифр пробелами.
Обозначения физических величин тоже отбиваются от цифр пробелами.
В перечислениях символы ставятся один раз:
№, § – в начале перечисления: № 3, 5, 10, 23.
%, ° (без Цельсия) – после перечисления: 10, 20, 80 %.
Не ставятся точки после сокращений:
После остальных сокращений точка ставится (г. (год), мес., мин., руб., тыс. и т. д.).
Дробные числа: какой ставить падеж
Дробное число управляет существительным при нем. Существительное ставят в родительный падеж единственного числа (вопрос: кого? чего?). Например:
Обозначение числовых интервалов
Для обозначения интервала значений можно ставить:
Не рекомендуется ставить тире как знак интервала значения, когда одно значение положительное, а второе – отрицательное, или оба отрицательные.
При обозначении крупных круглых чисел в цифровой форме нули не сокращаются:
При словесно-цифровой форме рекомендуется сокращения тыс., млн, млрд не повторять.
Надеюсь, статья была полезной. Если что-то осталось незатронутым – давайте разбирать в комментариях!
Цифры, числа и числительные
Минускульные и маюскульные цифры
Тот внешний вид арабских цифр, к которому мы привыкли, имеющих рост прописных букв и стоящих на базовой линии шрифта, появился только в конце XVIII века. До этого были общеприняты цифры со свисающими элементами. Цифры первого типа называются «маюскульными» или «прописными» (по-английски — lining или titling), а второго — «минускульными», «строчными» или «старостильными» (по-английски — old-style, text, non-lining, lowercase, ranging, или hanging). Если в дореволюционной типографике минускульные цифры худо-бедно использовались в текстовом наборе, то в советской типографике их уделом остались редкая акциденция и редкие же титульные листы. Лично я впервые увидел минускульные цифры в текстовом наборе в 1991 году во «Властелине колец», набранном гарнитурой Гарамон.
Кстати, если в названии шрифта в конце стоят буквы «OSF», это означает, что шрифт имеет минускульные цифры (oldstyle figures) по умолчанию. «LF» обычно означает маюскульные цифры (lining figures).
Кроме того, различают моноширинные и пропорциональные цифры. Первые используются для табличного набора, а вторые — для текстового.
Различные виды цифр в шрифте Microsoft Constantia
На картинке светло-серым обозначена кегельная площадка шрифта, а более тёмным — высота строчных знаков (x-height).
Внешний вид моноширинных и пропорциональных цифр в табличном наборе
Здесь можно видеть отличие внешнего вида маюскульных, минускульных, пропорциональных и моноширинных цифр в одном и том же шрифте. Ширина цифр, в зависимости от шрифта, может варьироваться как только засчёт апрошей, так и засчёт изменения ширины цифр.
Минускульные цифры хороши для текстового набора художественных или других неспециальных изданий, где в тексте цифры встречаются только изредка (в этом смысле упомянутый «Властелин колец» — хороший пример правильного использования минускульных цифр). Маюскульные цифры удобны для использования в таблицах, изданиях с большим количеством чисел в тексте (биржевая аналитика, финансовые отчёты, планы и так далее).
Различные рисунки цифр доступны только в некоторых шрифтах, да и то могут использоваться только программным обеспечением, поддерживающим технологию OpenType (например, на это способны дизайнерские пакеты от Adobe). Дело в том, что минускульные и маюскульные цифры не имеют различных кодов в Unicode, так как представляют просто разное начертание одних и тех же знаков. Поэтому поддержки Unicode для отображения различных рисунков цифр недостаточно.
Минускульные и маюскульные цифры в веб-типографике
К сожалению, браузеры пока неспособны выбирать рисунок цифр по требованию дизайнера. И даже текущий драфт CSS3 такой возможности не предполагает. Поэтому дизайнеру остаётся довольствоваться настройками шрифтов по умолчанию.
Из «стандартных» веб-типографических шрифтов минускульные (пропорциональные) цифры по умолчанию предлагает только шрифт Georgia. Все остальные — Impact, Lucida, Palatino, Tahoma, Times New Roman, Trebuchet и Verdana по умолчанию используют маюскульные моноширинные цифры. Особняком стоит удивительный Arial, который в обычном и в узком начертании имеет узкую единицу и все остальные цифры одинаковой ширины. Выходит, «ни нашим, ни вашим».
Стоит отдельно упомянуть действительно неплохие новые шрифты Microsoft, поставляющиеся с Windows Vista. Все они, Constantia, Corbel, Calibri, Cambria, Candara и Consolas имеют в своём составе как минускульные, так и маюскульные начертания цифр. Больше всего удивил моноширинный Consolas, конечно. По умолчанию маюскульные цифры стоят в Calibri, Cambria и Consolas, а минускульные — в Constantia, Corbel и Candara. Если Apple станет поставлять эти шрифты с системой (вдруг, когда-нибудь), то у веб-типографов появится хоть какой-то выбор в контексте рисунка цифр.
Целые числа и десятичные дроби
Не разбиваются пробелами числа, обозначающие год, номер (документов, например), марки машин и механизмов.
Простые дроби
Напомню, что простой (обыкновенной, арифметической) дробью называется число, составленное из целого числа долей единицы. Например, ½ или ¾. Тяжёлое машинописное наследие отражается и в компьютерном наборе простых дробей, которые обычно набирают обычными цифрами через косую черту: «1/2», «3/4».
Дробная часть числа не отбивается пробелом от целой части: 6½, 1¾.
Буквенные сокращения (тысяча, миллион, миллиард)
Диапазоны
Порядковые числительные и числительные в составе сложных слов
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Культура речи
Цифра в публицистическом тексте. Часть 1
Цифра – неотъемлемый элемент современного публицистического текста. Цифры зачастую красноречивее фактов говорят о событиях повседневной жизни. Оперируя десятью цифрами, можно выразить беспредельное множество чисел – количественных характеристик, без которых сегодня немыслимы публикации на темы экономики, статистики, финансовой политики. Без цифр нельзя представить и хронику спортивных соревнований.
В то же время включение цифры в словесный текст часто приводит к очевидным ошибкам, которые не всегда можно объяснить невниманием, небрежностью или незнанием школьной грамматики. Корни многих наших затруднений лежат значительно глубже. Их следует искать в формировании языкового сознания, в особенностях восприятия текста, в истории языка, в истории нашей письменности, на которой мы остановимся подробнее.
До XVIII века в русской письменности для обозначения количества пользовались буквами славянского алфавита, которые на письме выделялись титлами, точками и подстрочными знаками. До нас дошли цифровые алфавиты, которые регламентировали употребление цифровых знаков и таблиц, облегчавших счет. Сохранилась, например, таблица умножения от единицы до ста – “Счет греческих купцов” в рукописи Псалтыри XVII века. Буквенная система была сложной, при чтении цифр возникали трудности. Она была пригодной лишь для простейших счетных операций и передачи элементарных математических представлений.
Освоение новой цифровой системы, принятой в Европе еще в XVII веке, шло в русле реформы Петра I, заменившей церковно-славянский шрифт на гражданский. Впервые арабские цифры, которыми мы пользуемся по сей день, были применены в “Арифметике” Леонтия Магницкого (1703 г.), и, несмотря на то что церковь объявила нововведение ересью, буквенная система с этого времени стала вытесняться из обихода новым написанием цифр. Рисунок арабских цифр гармонично сочетался с начертанием букв гражданского шрифта, которым с 1708 г. стали печататься все художественные и мануфактурные (технические) книги.
Формирование имени числительного – части речи, служащей для обозначения количества, шло параллельно с развитием математических представлений – от первичных (о единицах счета) до представлений множества. “Грамматическое строение современных русских числительных ярко отражает приемы приспособления архаической морфологии к новым формам мышления” [1].
Первоначально числа от одного до девяти воспринимались как имена или предметы счета. Первым числом, обозначавшим отвлеченное понятие, было число “десять”. Предметно осознавалось и число “сто”, подтверждение чему находим в древних памятниках письменности: “…купил Александр посадник четвертую часть, а дал на ней двадцать рублев и сто» [2]. Число-предел “тысяча” было единицей счета и одновременно означало “земское войско”. Для обозначения десяти тысяч, следующей ступени осознания количества, воспользовались словом “тьма” (взято душ более тьмы), параллельно понимавшимся как “бесчисленный”, “несметный”. Число “тьма” изображалось условным значком – кружком, внутри которого ставились буквы, соответствовавшие количеству единиц. “Миллион” – тысяча тысяч – не был освоен как счетная единица древнерусским языком. Из однокоренных с ним слов в “Материалах для словаря древнерусского языка” И. И. Срезневского приведена только “миля” – мера расстояния: “За Римом, за пядесятъ миль” (памятник XV века). “Миллион”, “миллиард” и другие обозначения больших количеств утвердились в русском языке лишь в эпоху Петра I. Новые числовые понятия осваивались путем привлечения выработанных языком грамматических категорий рода, падежа, в некоторых случаях числа имен существительных и прилагательных.
К началу XVIII века русская письменность располагала двумя способами выразить количественные значения – словом и цифрой.
Казалось бы, выбор между словом и цифрой при обозначении числового значения не должен представлять особой сложности, тем более что выбор этот оговорен правилами, принятыми издательской практикой. В них, заметим, просматриваются традиционные для русской письменности представления о том, как следует изображать количество на письме. Числа в пределах первого десятка, легко осознаваемые предметно, рекомендуется изображать словом. Словесная форма используется также для всех количественных значений в текстах художественной и близкой к ней литературы, где точность передачи количества не играет, как правило, решающей роли. В случаях, когда важно сообщить точное числовое значение в литературе научной и технической, предпочтение отдается цифре. Однако жанровое и стилистическое своеобразие журналистских публикаций, активные поиски выразительной формы представления в тексте фактического материала часто создают предпосылки для отхода от общепринятых рекомендаций и делают выбор между словом и цифрой практически важной задачей.
Цифра, включенная в словесный текст, прерывая ряд слов, всегда останавливает на себе внимание. Цифра “бросается в глаза” зачастую еще до прочтения всей фразы. На первый план выступает не содержательная информация, а выразительная сторона количественной характеристики явления. Не случайно цифры так часто включают в заголовочные элементы публикаций – собственно заголовки, начальные фразы, выделенные шрифтом, лид. “Оптический эффект” цифры хорошо известен составителям рекламных текстов. Специальные исследования позволили им, например, выработать рекомендации по назначению предельных цен. В пределах от 1 до 9,99 рекомендуют обозначение цен цифрами, оканчивающимися только на 5 и 9. В пределах от 10 до 99,99 рекомендуется круглая цифра или оканчивающаяся на 50.
Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов. Несмотря на то что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.
До недавнего времени самым большим числом, которое встречалось в газетных публикациях, был миллиард. Сейчас мы свободно оперируем числом триллион. Будут ли в ближайшее время освоены языком газеты следующие числовые разряды – квадриллион, септиллион и другие, сказать трудно. Однако очевидно, что цифры с пятнадцатью и более нулями трудно прочитать и тем более трудно осознать. Их цифровая запись может служить лишь привлечению внимания, значение же нуждается в специальной расшифровке.
Примеры, взятые нами из журнальной подборки, представляются убедительными: “29 700 000 000 000 рублей, или 24,4 процента всех денежных средств россиян, было затрачено ими на покупку иностранной валюты в минувшем январе”.
“17 000 000 000 000 рублей – именно столько, по словам вице-премьера, расcчитывало получить государство в виде акцизов. «.
Существующая в практике смешанная буквенно-цифровая запись больших количественных значений упрощает их написание и облегчает восприятие информации. Сравним заголовок и текст приведенной ниже заметки:
“МОСКОВСКИЕ СЫЩИКИ
НЕ ДАЛИ ПОХИТИТЬ
20 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
Оперативники из Управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭП) не дали группе жуликов облегчить Сбербанк на 20 000 000 000 рублей”.
Буквенно-цифровая запись в заголовке читается легче.
Трудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок “1 100 000 000-й гражданин”, бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами. (Предоставляем читателю возможность самому проделать этот простейший лингвистический эксперимент!)
Литература
1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 315.
2. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903, Т. З. С. 844.
Текущий рейтинг: