цвет дня рождения pantone
Цвета под номерами: зачем в графическом дизайне нужны палитры Pantone
Хочется лазурно-голубой логотип с изумрудно-зелёным контуром? С таким ТЗ и дизайнера, и заказчика ждёт разочарование. Хорошо, что есть Pantone.
Что ещё за Pantone?
Pantone — это институт цвета. Он знаменит тем, что в нём разработали единый стандарт, удобный для подбора цветов в самых разных сферах. Это называется Pantone Matching System (PMS). На сегодняшний день в библиотеке 2625 оттенков, каждый из них пронумерован. В обиходе эти оттенки называют пантонами.
Впервые стандарт для подбора цветов разработали в 1963 году. Но по мере развития технологий периодически появляются новые оттенки и палитры — группы цветов, объединённых едиными свойствами.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Как выглядят эти палитры?
Есть библиотеки цветов в цифровом формате и напечатанные коллекции — в виде вееров.
Кому нужны эти пронумерованные цвета?
Палитрами Pantone пользуются в текстильной промышленности, в косметологии, в дизайне интерьеров и сайтов и в полиграфии. В институте учли особенности разных красок и способов печати: есть, например, палитры с металлическими оттенками, блестящими и матовыми.
А зачем нужен стандарт для цветов? Дизайнер с заказчиком не смогут договориться без этих палитр и номеров?
Теоретически смогут. Договорятся, например, сделать логотип «загадочного» и «премиального» тёмно-синего цвета. Дизайнер выполнит работу, а клиент на следующий день будет не в настроении и скажет, что цвет совсем не тот. Как доказать, что именно этот оттенок был утверждён? Нужны цифры, и тут пригодятся номера оттенков Pantone.
Часто номера в системе Pantone указывают в брендбуках, чтобы чётко зафиксировать фирменные цвета компании. В зависимости от способа печати, калибровки экрана или выбранного профиля в графическом редакторе один и тот же выбранный цвет может смотреться по-разному. Наличие номера позволяет сравнить его с образцом и настроить технические характеристики для точной цветопередачи.
А существуют другие способы пронумеровать цвета или Pantone — единственный вариант?
Существуют, способов нумерации много. Есть цветовые модели — например, RGB для цифровых изображений или CMYK для полиграфии. Но их номера не фиксируют цвет чётко: они могут меняться в зависимости от технических настроек экрана или программы. Их часто указывают в брендбуках, но вдобавок нужен неизменный номер — для этого используют либо систему Pantone, либо HEX.
Код HEX — это шестизначная цифра, необходимая для программирования — когда цвет нужен на сайте или в приложении. А номер Pantone удобен при обсуждении проекта с клиентами и при подготовке макетов к печати — буквы и цифры в нём обозначают разные типы материалов, способы печати и примеси цветов.
Я могу нарисовать что-нибудь в Photoshop первым попавшимся цветом. Как я узнаю его номер Pantone?
Палитру RGB или CMYK в графическом редакторе формально нельзя уравнивать с палитрами Pantone, эти классификации цветов построены по разным принципам. Но к любому цвету в меню Photoshop можно подобрать максимально близкий пантон, который визуально будет неотличим, — в программе это делается автоматически.
А если у меня есть номер пантона, я так же легко могу найти его аналог в меню цветов в графическом редакторе?
Да, но тут есть сложности — визуально цвета могут различаться. Это особенно актуально, если вы будете делать изображение для печати в типографии.
Во-первых, в палитрах Pantone есть металлические или блестящие оттенки — их свойства невозможно передать в стандартной палитре редактора. Во-вторых, яркость цветов для офсетной печати, в модели CMYK, довольно низкая. И для насыщенных оттенков Pantone иногда не удаётся найти аналог.
А если клиент даст дизайнеру номер яркого пантона и попросит макет для печати с таким цветом — как тогда поступают?
При стандартной офсетной печати любой цвет получается из смеси четырёх красок: жёлтой, голубой, пурпурной и чёрной в разных соотношениях. Если цвет нужной насыщенности из четырёх красок получить не удаётся, а очень надо, то дизайнер в графическом редакторе сам назначает для него номер из палитры пантонов. Тогда недостающий цвет печатают отдельной пятой краской, в точности соответствующей пантону, — это называется «плашечный цвет».
Печать пантонами делают для тех цветов, которые предельно важно сохранить без искажения. Обычно это фирменные цвета брендов, которые невозможно передать с помощью смеси четырёх стандартных красок.
Почему все цвета не печатают пантонами?
Добавление лишних красок делает печать дороже. Стандартную печать на основе четырёх цветов выполняют за четыре прогона. Добавить один плашечный цвет — это пятый прогон. А если в изображении сотня оттенков и все нужно печатать пантонами, прогонов сделают сто, а счёт из типографии будет астрономическим.
Понятно. Значит, номер Pantone — это что-то вроде отправной точки, а потом к нему подбирают аналоги для разных способов использования?
Верно. Часто в брендбуках дизайнеры указывают сразу четыре номера: номер Pantone как образец, HEX-код для веб-дизайна, номер CMYK для печати и RGB для цифровых изображений.
Хорошо. А чем вообще занимается этот институт, кроме классификации цветов?
В нём занимаются консалтингом — например, помогают крупным компаниям подбирать и сочетать фирменные цвета. Ещё проводят исследования в области цвета, делают прогнозы трендов. Каждый год в Pantone выбирают цвета года — те, которые специалисты института считают актуальными. Дизайнеры могут ориентироваться на этот прогноз и использовать цвет года в своих проектах.
Например, для 2021 года в Pantone выбрали сочетание жёлтого с серым. В публикации на сайте описано, как оно работает в fashion-индустрии, интерьерах и графическом дизайне.
обложка: OlyaSnow для Skillbox Media
Вопрос дня: кто и как выбирает «цвет года»
В чера все каналы онлайн-медиа хором трубили: «Объявлен главный цвет 2017 года!». Победителем в номинации стал оттенок Greenery – травянисто-зеленый, напоминающий о молодой весенней поросли или вашем вчерашнем салате на обед. Очевидно, в будущем году нас ждет очень много зелени – в магазинах одежды, на выставках дизайна и в рекламе. Однако для простых обывателей остается открытым вопрос: кто ответственен за назначение «цвета года» и по какому принципу этот цвет вообще выбирается?
Итак, главным ответственным лицом всей инициативы неизменно выступает компания Pantone, которая в этом году отметила свой 54-й день рождения. Люди, работающие в индустрии моды или, скажем, издательском деле, знают Pantone, в частности, по их цветовым схемам – табличкам, которые включают в себя бог знает сколько оттенков и подтонов. Они помогают визуально представить, например, то, как цвета сочетаются друг с другом. Компания так и продолжила бы заниматься узкоспециализированной нишей, если бы в 2000 году не придумала выбирать цвета года. С тех пор в этом почетном статусе успели побывать такие оттенки, как фуксия (2001 год), тигровая лилия (2004-й) или сияющая орхидея (2014-й), а ежегодного объявления «победителя» стали ждать чуть ли не больше, чем Рождество. Любопытно, что вся эта затея – исключительно маркетинговая история, которая со временем развилась в неплохую пиар-кампанию.
Итак, на каких основаниях выбирается этот самый цвет года? Основная ответственность лежит на Pantone Color Institute – исследовательском центре, который собирает данные и на их основе делает определенные выводы. Один из генеральных менеджеров Pantone как-то прокомментировал: «Логика выбора цвета года гораздо сложнее, чем предсказание трендов в дизайне или моде – это отражение всего, что происходит в мире». Расплывчатая формулировка, за которой кроется вполне определенная, годами отработанная схема. Во-первых, Pantone Color Institute сотрудничает сразу с несколькими агентствами по предсказанию трендов. Они занимаются тем, что наблюдают за людьми на улицах, в торговых моллах и ресторанах по всему миру, собирают информацию относительно паттернов поведения, привычек и уличной культуры в целом, анализируют ее и передают выжимку клиенту. Взяв полученные данные за основу, специалисты Pantone Color Institute решают, какой цвет будет лучше всего отражать настроения людей в связи с политической обстановкой, экономическими пертурбациями, социальными трендами и так далее. Вопреки расхожему мнению, цвет года не выбирается по случайному принципу – например, получившие это звание в 2016 году сиреневый Serenity и розовый Rose Quartz стали отражением избыточной технологизации мира и желанием вернуться к чему-то более мягкому и природно-естественному.
Открытым остается вопрос, является ли инициатива Pantone всего лишь инструментом маркетинга или же она действительно так важна для различных индустрий. Как бы то ни было, каждый из нас может сделать выводы для себя. Кто-то увидит в главном цвете 2017 года символ начала новой, лучшей жизни – не зря в психологии зеленый олицетворяет гармонию, спокойствие и единение с природой. А кто-то просто решит купить платье цвета салата айсберг.
В чем загадка цвета года Pantone?
Каждый декабрь The Pantone Color Institute объявляет цвет года. Разбираемся, как это происходит, зачем такой цвет нужен и как он влияет на всех нас.
Pantone еще в 1963 году придумал единую систему цветов для того, чтобы не было путаницы при производстве, строительстве, дизайне (например, ваш муж покрасил синей краской стены, а они вдруг оказались серыми). Также компания занимается консультированием, разработкой и всем, что связано с цветовыми решениями.
И конечно, исследованием трендов и определением главных цветов. Для этого весь год эксперты института анализируют массовую культуру, кинематограф, моду, произведения искусства и новых художников, дизайн, архитектуру, популярные направления для путешествий, игры, социальные сети, стиль жизни, технологии и социально-экономическое состояние общества. Да, формально цвет года берут «из голов», но экспертных и с высоким уровнем насмотренности.
После анонса СМИ взрываются: «10 платьев цвета года», «31 помада того самого оттенка», «15 способов изменить интерьер, чтобы 12 месяцев быть в тренде». Выгодно всем: Pantone укрепляет свой авторитет, медиа собирают трафик, а бренды — деньги покупателей. Мы же смотрим с интересом, опустошаем кошельки, но на самом деле недоумеваем, зачем все это. Заглядываемся на все синее, потому что это правда отвечает настроениям общества или нам внушили, что мы этого хотим?
О взаимном влиянии цвета на нас и наоборот в контексте индустрии красоты и моды рассказывают эксперты: генеральный директор Reed Exhibitions Russia, колумнист Flacon Magazine Анна Дычева, основательница агентства Brand Guru Bureau Наталья Ракоч и Алиса Боха, основательница бренда Monochrome, который недавно выпустил коллаборацию одежды с институтом Pantone.
Анна Дычева,
генеральный директор Reed Exhibitions Russia, колумнист Flacon Magazine
Согласно исследованию компании Kissmetrics 2010 года, для 85% потребителей цвет — главная причина покупки. Если упаковка или оттенок продукта меняются (при этом сам продукт остается прежним), он воспринимается по-другому и мотивирует тратить деньги.
Color Forecasting — большой сегмент компаний, которые штудируют и предугадывают тренды. Цвет года не назначают просто так. Это результат анализа огромного объема информации — от технологий производства, изобретений и инноваций в области красителей, производства волокна и тканей, политических, социально-экономических процессов в обществе до современного искусства и медиа (особенно Instagram и Pinterest).
Впервые такие рекомендации появились в 1917 году, чтобы упростить и скоординировать работу розницы. А после запуска тренд уходит к массовому потребителю.
К тому же у каждого оттенка есть психологическое значение, энергетика, социальные и национальные ассоциации. Для Китая и Индии красный означает разное, поэтому при глобальности трендов надо учитывать и локальный контекст. А после каждого экономического потрясения на волне тренд на спокойные и сдержанные цвета.
Раньше считалось, что тренд не будет трендом, если об этом не договорятся все заинтересованные лица: поставщики текстиля и текстур, дизайнеры. Как минимум за 18 месяцев до анонса. Но сейчас ритм жизни, развитие социальных медиа и субкультур, стремление к индивидуализации изменили процесс формирования трендов. Они рождаются в обществе, на улицах, в протестах, в экологической повестке. Прогнозисты должны это заметить и сделать правильные выводы.
Наталья Ракоч,
основательница агентства Brand Guru Bureau
Тренд на цвет проявляется до того, как институт о нем объявляет. Это не только мода, а отражение социальных настроений, смыслов и веяний во всем, что нас окружает. Синий 2020-го возник неслучайно — смирение и дисциплина, необходимость внутренней работы из-за сложившихся обстоятельств идеально соответствуют classic blue и началу года. О его уместности я задумалась еще в ноябре 2019-го — из-за астропрогноза на 2020-й: многие явления связаны с Козерогом и его управителем Сатурном, чей цвет — синий. Ну и Филипп Киркоров не ошибся. Зафиксировать тренд можно, если понимать «окраску» происходящих событий.
Все ссылаются на прогнозы Pantone, потому что они самые известные среди рядовых потребителей.
Многие бренды действительно строят на этом презентации и промо — особенно марки одежды. На создание косметики уходит минимум шесть месяцев, так что конкретный тренд нужно знать задолго до анонсов в СМИ. Поэтому компании покупают трендбуки. Мне нравится бьюти-бук Carlin, а еще французы Pecker и классные ребята WGSN. Но когда я начинала выпускать косметику, тренд-бюро особо не было. В итоге получалось самим предсказывать цвета будущих сезонов.
Не могу точно сказать, сильно ли это влияет на покупку косметики. Раньше оттенок помады зависел от цвета одежды, но сейчас макияж стал пропагандировать натуральную красоту и собственные предпочтения. Что на них влияет — другой вопрос.
Алиса Боха,
основательница бренда Monochrome
Мы начали работать над проектом еще в декабре 2019 года, когда Pantone впервые показал Classic Blue 19-4052, назвал его цветом года и задал тренд для индустрии моды и дизайна.
Monochrome давно занимается разработкой собственных типов трикотажных полотен, экспериментирует с составом и заказывает индивидуальные выкрасы. Поэтому мы решили сделать лимитированную коллекцию именно в этом цвете, получив лицензию Pantone на использование товарного знака.
Это огромная юридическая работа — переговоры, согласование условий и прочих нюансов сотрудничества. Аналитический труд, технологические тонкости производства ткани и порядок согласования тестовых, предсерийных и финальных образцов не только текстильной продукции, но и ее упаковки. Нам было важно пройти весь путь от и до, поработать с крупным международным партнером, понять механизмы взаимодействия. Мы хотели ответить на вопрос: а так ли мы хороши, как привыкли об этом говорить? Это стало проверкой на профпригодность. И мы ее прошли.
С точки зрения бизнеса, это исключительно имиджевая история. Цель — улучшить свой статус в глазах не только нашей целевой аудитории, но и международных компаний, показать, что в России есть локальные бренды, чей подход к делу не отличается от бизнес-гигантов.
Аудитория, кстати, отреагировала даже лучше, чем мы ожидали. В день запуска мы продали все 50 комплектов, которые отшили. Сейчас делаем еще.
Flacon Magazine не остался в стороне и собрал несколько продуктов, подходящих последним «цветам года».
Classic Blue
Карандаш для глаз The Fluoro Eye Pencil, 3ina
Парфюмерная вода This Is Not A Blue Bottle, Histoires De Parfums
Тени для век Pure Pigment Eyeshadow, Bodyography
Living Coral
Увлажняющий крем для рук Coral Passion, Duft & Doft
Губная помада Vice Lipstick Cream, Urban Decay
Двойные румяна Cheek Color Duo, Clé De Peau Beauté
Ultra Violet
Тени для век Kashmir Neo, Paese
Тушь для ресниц со сценическим эффектом Cabaret Premi è re, Vivienne Sab ó
Пигмент прямого действия Matisse Color Violet, Ollin Professional
История Pantone: от типографии до Института цвета
Старший редактор RB.RU
Каждый, кто занимался дизайном или производством, наверняка использовал систему цветов Pantone. И трудно найти человека, который бы не слышал о цветах года, выбранных компанией. Но кто назначил ее регулирующим органом колористики? И чем вообще она занимается?
Основатель Pantone однажды сказал: «Бог создал мир за семь дней. А на восьмой он попросил Pantone сделать его цветным».
Pantone начинала как коммерческая типография. В 1950-х годах там работал человек по имени Ларри Герберт. Одним из его самых больших разочарований было обсуждение выбора цвета с клиентами. Они говорили, что хотят использовать в печатных материалах синий цвет, но какой именно? Допустим, они называют небесно-голубой. Но что они под этим подразумевают?
В итоге типография выпустила цветные карточки для производителей косметики, чтобы косметологи могли говорить о разных цветах, просто указывая на образец, а не открывая губную помаду. Ларри Герберт осознал, насколько полезен может быть каталог, включающий все контексты и все цвета.
«Уже в то время Ларри понял, что иметь стандарты цвета для печатной индустрии было действительно потрясающей идеей», — говорит Рон Потески, бывший старший вице-президент Pantone.
Герберт продолжал разрабатывать всеобъемлющую систему, в которой каждому цвету присваивался номер. Герберт распечатал каталог с пронумерованными цветными образцами. Как рассказывает Потески, в нем было около 40 цветов. Но это было лишь начало.
В 1962 году Ларри Герберт выкупил типографию, переименовал ее в Pantone и посвятил себя продвижению системы цветов Pantone. Успех был невероятным.
К 1970-м годам было продано 100 тысяч каталогов, которые печатаются в штаб-квартире в Нью-Джерси. Pantone стал самым признанным стандартом, хотя в мире существуют и другие региональные цветовые системы. Теперь, где бы вы ни были, можно назвать цвет Pantone 3515 C и получить нужный оттенок фиолетового. Сейчас трудно представить, как сосуществовали цвет и коммерция, пока не появилась система Pantone.
«Язык цвета действительно важен для любого, кто делает продукт, — говорит Потески. — Любой, кто разрабатывает его не в гараже, а через какую-то цепочку поставок, где теряется контроль над цветовым дизайном, нужен язык для взаимодействия с поставщиком, чтобы сказать: «Вот это тот цвет, который мне нужен»».
По его словам, использовать для этого образец товара будет слишком затруднительно.
Со временем Pantone перестала быть коммерческой печатной компанией и стала заниматься тем, что никто до этого не делал: систематизировать цвета. Тем временем клиентская база Pantone расширилась. Теперь ее услуги нужны были не только тем, кто хотел что-то напечатать, но тем, кто занимался промышленным дизайном и хотел, чтобы пластик или металл были определенного цвета, а также представителям fashion-индустрии, для которых было важно цветовое соответствие тканей. Pantone продает этим клиентам доступ к своей интеллектуальной собственности, библиотеке цветов и связанным с ними номерами. Сейчас она существует как в цифровом формате, так и в физическом, который состоит из образцов окрашенных тканей и каталогов и не слишком отличается от того, что с нуля разработал Ларри Герберт.
Основная часть доходов Pantone по-прежнему поступает от продажи каталогов. С годами точное определение цвета становится все более и более научным процессом. Теперь для этого можно использовать спектрофотометры.
В консалтинговом отделе Pantone работают цветовые психологи, которые понимают, как цвета могут влиять на наши эмоции и вкусы. Они помогают бизнесу выяснить, как лучше всего использовать цвета в продуктовых линейках или в корпоративных логотипах. Брендовые цвета Tiffany, UPS и Starbucks — официальные оттенки Pantone, и если создать конкурирующий бренд, который использует тот же оттенок, можно получить иск.
Pantone также продает множество товаров по лицензии — кофейные кружки, кроссовки, кухонную посуду и тому подобное, окрашенное в цвета Pantone с соответствующими номерами. В 2010 году в Брюсселе открылся отель Pantone. На его сайте говорится, что он «демонстрирует цвет эмоций с характерным оттенком на каждом цветном гостевом этаже».
Художники, сотрудники рекламных агентств и модные эксперты, которые используют Pantone в работе, превратили его в универсальный признак представителей сферы дизайна. Они сделали его популярным брендом. Но самый большой проект Pantone, Цвет года, появился как шутка.
Потески рассказывает, что это задумывалось как одноразовое мероприятие, но оно понравилось некоторым руководителям компании. И поэтому начиная с 2000 года Pantone выбирает Цвет года.
Каждый раз эту новость обсуждают и в газетах, и в журналах, и в утренних шоу. В компании утверждают, что при выборе учитываются мировые события и дух времени. Выбор Цвета года — это своего рода противоположность основному бизнесу Pantone, который заключается в тщательной, научно обоснованной кодификации цветов. С одной стороны, компания устанавливает отраслевые стандарты и производит спектрофотометры, а с другой стороны — выбирает «тот самый цвет» на базе психологии.
Для дизайнера Джонатана Адлера стандарты Pantone незаменимы, он называет их «лингва-франка мира дизайна», с помощью которого общается с заказчиками.
«Эта компания похожа на правительственное учреждение», — говорит Джонатан Адлер.
Он высоко оценивает Pantone как законодателя стандартов для мира визуального дизайна, но проект по прогнозированию Цвета года кажется ему чем-то несерьезным.
«Это красивая история — команда специалистов по цвету, путешествующих по миру, наблюдающих за окружающими, а затем использующих вдохновение, чтобы выбрать цвет, — говорит он. — Но фактически они должны делать это каждый год, и я не знаю, посещает ли их вдохновение каждый год, или они просто думают: «Так, когда там наша встреча. Значит, до 2 ноября мы должны определить кандидатов, а кто потом будет писать пресс-релиз?» Это корпоративный мир, давайте посмотрим правде в глаза».
Цвет года имеет и корпоративный нюанс. Может быть, это не безошибочный анализ духа времени, но он определенно создает собственную реальность.
«Если опуститься ниже в пищевой цепочке дизайна, скажем, на уровне фабрики в Китае или Индии, думаю, они обращают внимание на подобные новости. Им нужно понять, что производить, чтобы это нашло отклик у сообщества дизайнеров, — говорит Адлер. — Таким образом, хотя это не так много значит для моего дизайн-направления, в конечном итоге это оказывает огромное влияние на зарубежные производства, которые делают продукцию для наших местных торговых сетей. Они говорят: «Ах, хорошо, нам нужны серый и желтый». А через полгода вы найдете серый и желтый в Target и Walmart, и это станет реальностью».