тютчев не плоть а дух растлился в наши дни текст
Федор Тютчев — Наш век: Стих
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью. »
Анализ стихотворения «Наш век» Тютчева
Высокую оценку дало Фёдору Ивановичу Тютчеву время, подтвердившее его величие как лирика и философа, который как никто другой понимал и любил русскую природу. Поэта можно уверенно назвать мастером философской лирики, ибо его стихотворения глубоко проникновенны и образны.
Историко-литературный контекст
Ф.И. Тютчев создал своё стихотворение в период, когда русский народ переносил на себе влияние европейских перворотов и восстаний, задачей которых было установление гражданских прав и свобод. Данные события сильно отразились на творчестве и мышлении многих писателей из России. Ф.И. Тютчев не стал исключением.
Тематика и проблематика
В ответ на происходящие события поэт обозначил свой философский взгляд. Тютчев выступал против революции, а свою родину считал единственной представительницей истинного христианства. Писатель остро чувствует происходящие перемены: стираются религиозные ценности, люди становятся эгоистичными и равнодушными.
Главная тема стихотворения «Наш век» — кризис веры. Тютчев размышляет о моральном облике человека и общества, в котором он живет. Автор убеждён, что все беды и проблемы современного ему человека идут от неверия, духовного опустошения: «не плоть, а дух растлился в наши дни».
Художественные приёмы
Лирический герой произведения с сокрушительной тоской рассуждает в одиночестве о времени, лишённом веры. Его одолевает тревога за будущее человека с разрушенной душой. Произведение несёт антитезу в своей основе — противопоставление современности и духовного идеала, существующего в мыслях лирического героя. Подкрепляют эту основу противопоставления: плоть — дух, тень — свет, безверие — вера, не просит — жаждет.
Из строк стихотворения мы видим, что человек «жаждет веры… но о ней не просит…». А не просит потому, что не понимает простейшей истины, что только вера способна спасти. Нужно лишь впустить Бога в своё сердце, и тогда перестанешь тосковать, обретёшь свет, а жизнь ежедневно будет приносить лишь радость и умиротворение.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, рифмовка — перекрестная. Это придаёт произведению чёткий ритм и лиричность. Среди немногочисленных художественных приёмов можно выделить: метафору («дух растлился в наши дни»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»), эпитеты («отчаянно тоскует», «перед замкнутой дверью»). На лексическом уровне находим устаревшие слова— днесь (церковнославянизм), ропщет, погибель.
Заключительные строки стихотворения: «Впусти меня!- Я верю, боже мой!Приди на помощь моему неверью. » — отсылают нас к евангельской легенде об исцелении Христом отрока, который был одержим немым духом. Родитель его, отвечая на воззвание Бога веровать, отвечает ему: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Но Тютчев отрицает мотив искупления: «не скажет ввек, с молитвой и слезой» — ибо поэт не верит, что человек способен очистить свою душу.
Заключение
Слово Фёдора Ивановича Тютчева отозвалось не в одном поколении, а его поэтическая слава продолжит оставаться истинной благодатью русской поэзии на протяжении многих столетий. Философские рассуждения заставляют нас задуматься над собственным бытием, проанализировать свою жизнь и, возможно, найти пути духовного роста.
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью. »
Беседа прот. Андрея Ткачева о сегодняшнем времени
на примере стихотворения Ф. Тютчева “Наш век”
Расшифровка беседы прот. Андрея Ткачева о сегодняшнем времени на примере стихотворения Ф. Тютчева «Наш век»
Передо мной стоит задача поговорить о сегодняшнем времени. Это задача с одной стороны легкая, потому что мы все в нём живём. Чего проще — надо рассказывать только о том, что на глазах. С другой стороны, задача всё-таки трудная, потому что мы все живём в разных временах, и человек не живет только в том времени, в котором он сейчас пребывает. Поэтому задача, в общем-то, даже непосильная — с одной стороны легкая, а с другой — непосильная. Ну и на помощь себе я выбрал старого учителя Фёдора Ивановича Тютчева. У него есть стихотворение «Наш век». Наш — это XIX‑й. XIX‑й — то время, которое мы благополучно считаем во многих положениях прогрессивным по отношению к нашему, то есть прогресс — это нелинейное понятие. Есть эпохи древние, которые были прогрессивнее наших, если мы ставим перед собой какие-то моральные вопросы. То есть эпоха, в которую врачи не делали абортов, как это, допустим, у Драйзера в «Американской трагедии», когда там после того, как нежелательная беременность началась, молодой человек оббегает кучу клиник и везде встречает недоумённые взгляды: «Как? Вы что — хотите, чтобы я сделал аборт?», — а некоторые просто хотят его полиции сдать. То есть это XIX век, американская действительность — она, конечно, прогрессивнее чем XXI век и в Америке, и в России. Но, тем не менее, Тютчев пишет стихотворение «Наш век», XIX век. Вот картина мира глазами не самого последнего человека. Он пишет:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью. »
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью. »
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Ф. Тютчев. Наш век.
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он
И жаждет веры… но о ней не просит.
Не скажет ввек с молитвой и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутою дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью. »
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
50 великих стихотворений. Фёдор Тютчев. Наш век
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Кризис веры — всегда актуальная тема для русской литературы. Ее осмыслению посвящено множество поэтических строк.
В середине XIX века к ней обращается родоначальник русской философской лирики Ф. И. Тютчев. Свои мысли по поводу вечной проблемы веры и неверия поэт выразил в стихотворении «Наш век». Именно о нем мы и поговорим в очередном выпуске проекта «50 великих стихотворений».
«Наш век»
Исторический контекст
Автор
О произведении
Отсылки к Библии
Непонятные слова
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит.
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры. но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью. »
Исторический контекст
Стихотворение «Наш век» написано Ф. И. Тютчевым в годы, которые в истории литературы именуются «мрачным семилетием» (1848–1855). «Царство мрака в России» — так определяет литературный критик Павел Анненков состояние страны в этот период, когда русское общество испытало влияние прокатившихся по Европе революций. От патриархального уклада в западных странах не остается и следа. В России тяжело воспринимался последний этап царствования Николая I (особенно — либеральной интеллигенцией).
В эти годы государство пристально следит за всеми сферами общества, в том числе за деятельностью различных социальных и литературных группировок. Так, в 1849 году был разгромлен кружок петрашевцев — объединение революционно настроенных молодых людей. 21 человек из 123-х опасных «вольнодумцев», среди которых был писатель Ф. М. Достоевский, были приговорены к смертной казни. Однако суд смягчил приговор, устроив инсценировку. В самый последний момент, когда на участников объединения уже были надеты предсмертные рубахи, расстрел был заменен каторгой.
Цензура достигает своего пика. В годы «мрачного семилетия» произошло то, что один из видных критиков и писателей Российской империи А. И. Герцен охарактеризовал так: «русская поэзия онемела». Ведущие литературные журналы практически перестают печатать стихи.
Правительство было напугано событиями политического террора в Западной Европе: не хотелось аналога революции 1848 года на русской почве. Однако сценарий развивается печальным образом: зреют оппозиционные взгляды в высших слоях общества, вспыхивают крестьянские восстания. Все усугубляется тяжелейшей международной обстановкой: потерями русской армии в Крымской войне (1853—1856). Увенчивается «мрачное семилетие» смертью Николая I в 1855 году.
Духовно-нравственная и интеллектуальная жизнь в России той поры характеризуется распространением (несмотря на гонения) оппозиционных настроений, все более острого скепсиса в отношении сразу и устройства власти в России, и тем религиозных. Христианские ценности в их церковном понимании, воспринимались многими как ретроградство и тормоз в развитии страны. Взоры всё чаще обращались в сторону западного революционаризма и республиканских идей. Однако существовали деятели культуры и искусства, которые главной проблемой помрачения эпохи, напротив, считали именно такой разброд и шатание умов, отход от веры, от верности монархии. И люди эти не скрывали своих взглядов. Среди них оказался Ф. И. Тютчев.
Автор
Путь к своему читателю для Тютчева был долог и труден. Жизнь Тютчева долгое время не была связана с поэзией, которую он считал увлечением:
В наш век стихи живут два-три мгновенья,
Родились утром, к вечеру умрут…
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд.
1856 г. Фотография Сергея Левицкого
Воспитанный в дворянской среде, закончивший Московский университет, Тютчев более двадцати лет провел на дипломатической службе в Италии и Германии. Его творчество оказалось замеченным только в начале 1850-х годов, когда Тютчеву было почти 50 лет. Первооткрыватель Тютчева — поэт и публицист Николай Некрасов, написавший в статье «Русские второстепенные поэты», что относит Тютчева к «первостепенным поэтическим талантам». Так был дан толчок к прекращению длительного молчания вокруг творчества и имени поэта, который выходит на литературную арену.
У Тютчева был особый религиозно-философский взгляд на предназначение и сущность России. Поэт-дипломат излагает его в двух статьях — «Россия и Германия» и «Россия и революция». Он считал революцию чуждым элементом для страны, а саму Россию — достойной называться единственной «христианской державой», исповедницей православной веры. Он признает, что Россия переживает кризис, вызванный тем, что человек отдаляется от Бога, не связывает свою мысль с Церковью, тонет в своей гордыне, пучине холодного рационализма и собственных эгоистических страстях. О своих взглядах он говорит не только в публицистике, но и в поэзии они звучат совершенно открыто.
О произведении
Стихотворение «Наш век» написано Тютчевым в 1851 году в Москве. Поэт горестно сетует на духовные метания современного человека: «Не плоть, а дух растлился в наши дни». Тление духа проистекает от безверия, которое губит душеспасительное религиозное восприятие мира.
Стихотворение «Наш век» читает И. Смоктуновский
Парадокс человека «нашего века» состоит в том, что он хочет верить, но не просит о вере в силу своей гордости, происходящей из бездуховного состояния общества, которое одержимо революционными идеями. Можно сказать, что Тютчев предвосхищает главную идею романа «Идиот» Ф. М. Достоевского: «Столько силы, столько страсти в современном поколении, и ни во что не веруют». Однако из уст человека современности все-таки вырывается отчаянный призыв о помощи к Богу в утверждении веры.
Отсылки к Библии
Заключительные строки стихотворения «Впусти меня! — Я верю, Боже мой! / Приди на помощь моему неверью. » восходят к библейскому сказанию об исцелении Иисусом Христом бесноватого отрока. Отец мальчика просит Спасителя вылечить своего сына. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк 9:23–24).
Исцеление бесноватого отрока
Использование евангельской цитаты в самом конце «Нашего века» — это не только изображение, казалось бы, безнадежности безнравственного состояния современного мира и всего века, но и молитвенный призыв к преодолению религиозного кризиса в душе автора и в душах его современников. И необходимо сказать, что в середине 50-х годов, после политического террора и религиозного кризиса, Россия начинает вступать в пору духовного подъема.
Непонятные слова
Растлиться (книжн.) — развратиться, стать безнравственным
Обретши (устар. форма) = обретя, отыскав, найдя
Роптать — высказывать недовольство или обиду
Днесь (церк. книжн., старин.) — теперь, сегодня
Скорбеть (книжн.) — горевать, печалиться