у человека с рождения последовательно появляются и сопровождаются кто автор позиции
ModernPsyhology
Мотивация деятельности
Другая, еще более известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию, предложенную А. Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.
В отечественной психологии также предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Однако вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятелъностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым.
Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей[8].
Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.
Таким образом, все рассмотренные теории имеют свои достоинства и вместе с тем свои недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Поэтому исследование мотивационной сферы человека продолжается и в наши дни.
49. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Влечение это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности.
Идеал это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение высшая форма направленности это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
Мотивы и мотивация обеспечивают в основном активизацию и направленность поведения человека.
Мотив это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.
В свою очередь, мотив в отличие от мотивации это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или не осознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Сами мотивы формируются из потребностей человека.
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.
Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Следующая характеристика мотивационной сферы это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Следует отметить, что когда говорят о иерархии человеческих потребностей, то чаще всего вспоминают классификацию, предложенную А. Маслоу. Согласно концепции А. Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину (рис. 16).
Рис. 16. Структура иерархии потребностей по А. Маслоу
В отечественной психологии также предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым.
Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.
Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, обретение им новых потребностей, мотивов и целей.
Читайте еще:
Женщине власть, в принципе, не нужна, но если она видит, что мужчина явно «свернул не туда», что его «понесло», она на это смотреть спокойно не может. Ради своего дела, как ради своего ребенка, она скорее разорвет отношения с таким партнером по жизни и бизнесу, чем позволит ему гнуть свою линию.
– бедная обстановка квартиры со следами былой роскоши и проданных вещей (тумба от телевизора без телевизора, кассеты без магнитофона и т. д.)
ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы, разработал концепцию динамического стереотипа как устойчивого комплекса последовательных реакций на определенный раздражитель.
И в раю, где жила Психея, вскоре появилась змея в и обличье двух ее старших сестер, оплакивавших, хотя и we очень искренно, потерю младшей. Когда они узнали, что Психея, выйдя замуж за бога, живет в райском саду, их ревности не было границ. Подойдя к подножию утеса, где оставили Психею, они.
Актуальность развития такого направления особенно заметна в настоящее время в связи с двумя стихийно идущими противоположными процессами: со все возрастающей опасностью глобального разрушения нашей цивилизацией среды обитания и социальной среды существования человечества, а с другой стороны.
После такого вступления у него был применен специфический метод индукции, который был ни чем иным, как осторожным, тщательным объяснением, нагруженным прямыми и косвенными разрешающими внушениями и инструкциями, не всегда легко узнаваемыми. В данной работе эти внушения и инструкции будут.
Чтобы избежать неприятностей в общении с продавцами, надо ходить по магазинам с мужем или другом. Мужчина более приспособлен к грубости и возникающих в связи с этим конфликтным ситуациям. Он знает, что и как ответить, чтобы избежать ненужных негативных эмоций. Особенно это касается мужчин.
Юрий Трутнев был в середине 90-х годов коммерсантом-банкротом. Ему нечего было терять, кроме своих долгов. От безысходности он пошел на выборы мэра города Перми. Он доверился своим консультантам, так как ему просто ничего другого не оставалось. Они сделали все без его вмешательства, и он стал.
2. Я добился успеха благодаря своему упорству, логично ли предположить, что постоянное упорство в моей работе изо дня в день принесет мне реальные дивиденды?
Представь, что кончик твоего указательного пальца — это клитор девушки, и начни его нагревать. Как и в Методе Нагрева Органов, тебе просто надо представить, как тепло проходит в твой палец.
Какую же мудрость нам надлежит извлечь из этой истории? Как известно, сказки, подобно сновидениям, мы можем рассматривать как продукты фантазии, понимая их в качестве спонтанных высказываний бессознательного о самом себе.
Для правильного решения проблемы социальной напряженности (этим определяется актуальность исследования, с. 8>, которую автор называет межэтнической, необходимо перенести центр внимания с пробисмы этничности на проблемы государства и управления. Внимание должно быть сосредоточено не.
Пирамида потребностей Маслоу
10) готовность к решению новых проблем и задач.
Воля и ее развитие
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраж. в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Волю начали изучать в 20 веке
3 взгляда на нее:
1) Философский (Фрейд, Сартер)
Воля – это явление, не обусловленное внешними обстоятельствами, проявляется спонтанно и делает человека личностью
2) Психоаналитический (Фрейд, Фрон, Хорни, Юнг, Адлер)
Воля – это своеобразная энергия человеческих поступков, она движет всей его жизнью
3) Физиологическая (Павлов)
В основе волевого факта лежит деятельность нервной системы (торможение, возбуждение) и поскольку существует 2 процесса нервной системы, порожд. 2 вида воли: активизирующую и тормозящую
Воля имеет материальную основу – это гигантские клетки, расположенные в коре мозга в области передней центральной извилины, там зарождается импульс к волевому движению, он идет в глубину мозга, затем в спинной мозг и достигает мышц противоположной стороны тела.
— Апраксия— поражение лобных долей мозга
— Абулия – потологические торможение коры головного мозга
Несколько этапов волевого процесса:
Стадия борьбы мотивов
3) Стадия принятия решения. Варианты решения:
— противоположная тенденция стушевывается и остается одна альтернатива
— колебания затягиваются и человек делает любое действие, чтобы хоть что-то сделать
— очень эмоциональный человек принимает решение автоматически, чтобы избежать переживаний
— изменение в шкале ценностей могут прекратить внутренние колебания
— решения принимаются нечаянно, а затем человек усиливает мотив
29. Характеристика волевого человека
Характеристика:
Воспитание воли с 7 до 11 лет:
Воспитание воли у взрослого человека:
— физиологический (дыхание, терморегуляция, музыкатерпия, ароматерапия)
— психофизиологический (ауто тренинг Шутца, методика Алиева «Ключ», сис-ма Норбекова)
Эмоции и потребности
Чувства – переживание человека к предметам и явлениям действительности
Эмоции – временное переживание чувства
2.Интерес («+») –положит.…. способствует развитию навыков и умений
3.Удивление («нейтральное»)– это реакция на внезапно возникнувшие обстоятельства в отсутствии знаний
4.Сострадание («-») – связанное с получением информации о невозможности удовлетворения своих потребностей
5.Гнев («-») – вызванное внезапным возникновением препятствий на пути удовлетворения внешних потребностей
6.Отвращение («-») – вызванное объектом, соприкосновение с которым вступает в противоречие с установками субъекта
7.Презрение («-») – возникает в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием позиций, взглядов, поведения, субъекта и объекта чувств
8.Страх («-») – появляется при получении информации о возможности угрозе жизненному благополучию
9.Стыд («-») – выраженный в осознании несоответствии собственных помыслов, влечений, поступков, представлениям о подобающем поведении.
Виды эмоциональных явлений
Чувственный тон ощущений – это своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмет.
Среди эмоциональных явлений выделяют аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.
В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. 2.Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. [примеры эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд]
Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.
Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.
3.Страсть— еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
4.Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).
5.Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:
Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.
Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта
Функции эмоций.
В системе современных психологических знаний выделяют следующие функции эмоций:
— сигнальная – возникающие чувства и эмоции служат показателем удовлетворенности тех или иных потребностей человека;
— приспособительная – помогает своевременно реагировать на возникающие ситуации, воздействие внешних и внутренних факторов;
— оценочная – служит для более эффективного ориентирования индивида в окружающем мире, оценивает желательность или нежелательность явлений и предметов;
— коммуникативная – обеспечивает взаимодействие, общение людей;
— регуляторная– влияет на поведение человека, согласно оценки сложившейся ситуации, условий;
— мотивирующая – побуждает к определенным действиям, основывается на воздействии факторов внешней среды;
— стабилизирующая – держит человека в комфортных рамках существования, обезопасив от разрушительного характера крайних проявлений какого-то явления.
Функции эмоций и чувств играют очень важную роль для любого человека. Эмоции занимают важную нишу и в жизни животных, но прослеживаются не так явно. Еще Чарльз Дарвин отмечал, что именно эмоциональное отношение к тем или иным факторам служит необходимой для эволюции способностью. Она позволяет понять и осознать влияние позитивных и негативных факторов воздействия, указывает вектор движения в развитии, совершенствовании, помогает выжить в ряде опасных случаев.
Роль эмоций в жизни человека переоценить сложно. Они не только делают нас людьми в самом широком понимании слова, но и позволяют жить, идти по пути самосовершенствования.
Основные чувства
Чувства – это переживание человека к предметам и явлениям действительности
Виды чувств:
Эмоции
6)—Фрустрация –это состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возник. на пути к достижению цели
7) –Страсть –это цельное стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направленность мыслей и поступков
8) Высшие чувства:
А) нравственные(любовь, дружба, патриотизм и др.)
Б) эстетические (восхищение, восторг, уважение к прекрасному..)
В) интеллектуальные(любознательность, познавательная деятельность)
Специфические особенности чувств:
Теории происхождения чувств: