учредитель дарит имущество организации
Учредитель дарит имущество организации
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При получении от учредителя вклада в имущество у ООО не возникнет дохода ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. В бухгалтерском учете ООО должно отразить увеличение добавочного капитала и получение активов (основных средств) исходя из их текущей рыночной стоимости. В налоговом учете стоимость полученных активов будет равна нулю (если не было расходов, связанных с их получением и доведением до состояния, пригодного к использованию). В налоговой декларации по налогу на прибыль ООО не должно отражать информацию о получении от учредителя вклада в имущество.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Согласно п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
В этой связи мы считаем, что поступление имущества в виде вклада учредителя в имущество ООО для целей бухгалтерского учета последнего доходом не является (смотрите Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875)).
При этом нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету не определяют конкретного порядка отражения в учете активов, переданных участниками (учредителями) в качестве вклада в имущество общества.
Согласно разъяснениям Минфина России, представленным в письмах от 27.11.2014 N 07-01-06/60407, от 28.10.2013 N 03-03-06/1/45463, от 14.10.2013 N 03-03-06/1/42727, от 29.01.2008 N 07-05-06/18, от 13.04.2005 N 07-05-06/107, вклад в имущество хозяйственного общества подлежит отражению в бухгалтерском учете этого общества по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала, то есть счета 83 «Добавочный капитал».
Хотя непосредственно Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, прямо не предусмотрено отражение по кредиту счета 83 в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями» такого источника финансирования, как вклады участников в имущество общества, п. 68 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, допускает учет в составе добавочного капитала, кроме прямо указанных в Инструкции, и других аналогичных сумм. При этом согласно п. 7.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997) капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.
Таким образом, полагаем, что имущество, полученное в качестве вклада в имущество ООО, следует отражать в составе добавочного капитала. При этом такой вариант учета нужно закрепить в учетной политике.
При отражении операции по внесению учредителем вклада в имущество ООО следует задействовать счет 75 «Расчеты с учредителями», поскольку этот счет используется во всех случаях расчетов организации с учредителями (участниками).
С учетом изложенного рекомендуем следующие записи по счетам бухгалтерского учета для ООО:
Дебет 75 «Расчеты по вкладам в имущество» Кредит 83
— отражено увеличение добавочного капитала общества за счет дополнительного вклада учредителя;
Дебет 08 Кредит 75 «Расчеты по вкладам в имущество»
— от учредителя получены транспортные средства и оборудование в качестве вклада в имущество.
Заметим, что существует и иной подход к порядку ведения учета при получении организацией вклада в имущество от участников, основанный на необходимости признания ею дохода (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет имущества, полученного от учредителей).
Что касается оценки полученных от учредителя в данном случае активов, то их, по нашему мнению, следует принять к учету по текущей рыночной стоимости (п. 10 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Согласно п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи актива на дату принятия к бухгалтерскому учету. При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.
Налог на прибыль организаций
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как дать денег своей организации и не платить за это налог
Когда организация процветает, она приносит владельцам доход. А когда денег мало, компания развивается медленно или даже рискует обанкротиться. В этой ситуации учредители задумываются, как ей помочь и спасти свой будущий доход. Мы расскажем о четырёх способах.
Вы единственный учредитель или обладатель доли больше 50%: подарите деньги организации
Когда доля учредителя в уставном капитале больше 50%, он может передавать организации любые суммы денег. Оформите договор дарения и напишите, что организация получает помощь безвозмездно. Передайте сумму наличными или переведите на счёт организации. ООО подтверждают каждое действие документами, поэтому оформите приходный кассовый ордер или сохраните платёжку.
Этот способ не подходит для учредителей, доля которых — 50% или меньше. В этом случае организация заплатит налог УСН с суммы дара.
Ваша доля в организации — 50% или меньше: скиньтесь с учредителями
Вариант 1. Оформите вклад имуществом
Когда учредителей несколько, они определяют, какая сумма денег поможет организации взлететь или не обанкротиться. Потом каждый платит часть суммы, которая соответствует его доле.
Например, Макс владеет 50% фирмы, Саша — 30%, Олег — 20%. Они решили, что сумма помощи компании — 300 000 рублей. Тогда Макс переведёт организации 150 000, Саша — 90 000, а Олег — 60 000 рублей.
Способ называется «вклад имуществом», потому что деньги — тоже имущество. Вместо денег вы можете передать организации оборудование, например, помещение или компьютеры. Чтобы оформить это, пригласите независимых оценщиков имущества. При небольшом вкладе это неудобно, поэтому обычно учредители расплачиваются деньгами.
Перед оформлением взноса имуществом проверьте устав. Если в нём ничего не сказано об этой возможности, сделку проводить нельзя — налоговая признает её недействительной и потребует от организации вернуть деньги. Поэтому сначала подготовьте новую версию устава и зарегистрируйте его в налоговой.
Пример формулировки в уставе: «участники Общества имеют право делать безвозмездные вклады в имущество Общества. Размер вклада определяет собрание участников. Каждый участник делает вклад пропорционально своей доле в уставном капитале. При этом уставный капитал не увеличивается. Основание — ст. 27 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Вариант 2. Увеличьте уставный капитал
Во время запуска бизнеса вы оплачивали уставный капитал. Чтобы помочь организации, это можно сделать снова. Когда все учредители вкладываются пропорционально своей доле, организация получает деньги, а доли остаются прежними. А если вы решили изменить их, платите непропорционально.
Уставный капитал можно изменить, только если он полностью оплачен. Если организация создана недавно и учредители не успели рассчитаться, придётся подождать или оформить вклад имуществом.
Учредители редко выбирают этот способ, потому что он предполагает много бюрократии. Уставный капитал прописан в уставе, поэтому его тоже придётся изменить. А все изменения устава регистрируют в налоговой.
30 дней Эльбы в подарок
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно
Как принять решение учредителей, чтобы оформить взнос имуществом и увеличение уставного капитала
Когда учредителей несколько, все важные решения о судьбе организации принимают на общем собрании. На встрече проводят голосования — например, нового учредителя принимают только единогласно. Если кто-то против — учредители остаются в прежнем составе. Правила принятия решений придумали, чтобы организациями управляли демократично и ценили права учредителей. Эти нормы прописаны в 14-ФЗ «Об ООО».
Чтобы увеличить уставный капитал и имущество организации, учредители тоже проводят собрание. Как это сделать:
— Сообщите участникам время и повестку за 30 дней до собрания.
— На собрании предложите увеличить уставный капитал или вложиться в имущество организации.
— Проведите голосование. В обоих случаях вам понадобятся 100% голосов.
— Запишите решение собрания в протоколе и отправьте копию всем учредителям не позже, чем через 10 дней.
— Распечатайте протокол и сшейте с другими. Любой учредитель в любое время имеет право ознакомиться с ними.
Когда вы меняете уставный капитал, после собрания сделайте вот что: — Заверьте протокол собрания у нотариуса.
— Дождитесь, когда учредители заплатят взносы в уставный капитал, и проведите второе собрание.
— На новом собрании примите решение об изменении устава.
— Заверьте устав в налоговой: подайте заявление по форме Р13 001, устав, протокол собрания и платёжку об оплате госпошлины 800 рублей.
Вы хотите одолжить деньги организации: оформите беспроцентный заём
Предыдущие способы подойдут, чтобы поддержать организацию бескорыстно. Если вы хотите вернуть деньги, когда дела организации наладятся — заключите договор беспроцентного займа. Пропишите в нём суммы, сроки возврата, проценты за просрочку и фразу «проценты за пользование займом не взимаются».
Необязательно дожидаться даты возврата, которую вы указали в договоре. Организация может вернуть деньги в любое время. Главное, чтобы у неё хватало средств для нормальной работы после выплаты займа.
Когда учредитель даёт в долг организации, оба не платят налог. Учредитель — потому что не получает выгоды от беспроцентного займа. Организация — потому что возвращает всю сумму обратно. По Налоговому кодексу, никто из них не получает доход.
Когда компания даёт беспроцентный заём учредителю, действуют другие правила. Учредитель платит налог с материальной выгоды — и мы рассказывали об этом в статье «Как взять в долг у компании».
Если вы передумали возвращать долги, подарите их организации. Для этого оформите договор дарения. Организация заплатит с суммы прощённого долга налог, но только если ваша доля в компании — 50% или меньше.
Пример проводок для безвозмездной финансовой помощи от учредителя
Законодательство разрешает безвозмездную передачу активов от одного юридического лица другому. Частный случай такой передачи – предоставление средств непосредственно учредителем. Так можно действовать далеко не во всех случаях.
Рассмотрим, какие ситуации правомерны для передачи финансов учредителем без ожидания каких-либо ответных шагов или обязательств, какой смысл этой операции, как правильно это оформить и провести по бухгалтерии.
Вопрос: Как отразить в учете организации безвозмездное получение сырья, переданного с целью финансовой помощи организации физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем и учредителем организации?
Посмотреть ответ
Зачем учредителю дарить компании имущество или деньги
Безвозмездная передача – это не «подарок» в общепринятом смысле слова. Средства предоставляются без расчета на какие-либо действия в ответ, однако, такая операция должным образом оформляется и в большинстве случаев облагается налогом.
Если речь идет об ООО, то имущество каждого учредителя не является собственностью всего юридического лица. Нельзя требовать от участников непременного вклада в компанию тех или иных средств. Тем не менее, и запретить такую операцию нельзя. Если фирме нужна финансовая помощь или необходимо иное пополнение активов, собственник может это совершить. Чаще всего этого требуют следующие ситуации:
Решить эти проблемы можно по-разному: сделать взносы в уставной капитал, взять заем либо оказать организации безвозмездную помощь.
К СВЕДЕНИЮ! Такой способ выбирают предприниматели, которые не хотят связываться с банковским кредитованием с его обязательными процентами.
Особенности учредительской безвозмездной помощи
ВАЖНО! Образец соглашения о предоставлении финансовой помощи от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Когда участник принимает решение помочь своей фирме финансово или имущественным вкладом, он должен решить, собирается ли он когда-либо потребовать активы обратно. Если да, то такая передача средств будет называться возвратной, а такая передача средств – займом.
Он может быть сделан под очень низкий процент или вовсе без него. В любом случае, эти моменты нужно оговорить в договоре при оформлении ссуды.
Если же речь идет именно о безвозмездной помощи, то возврата средств не предполагается. При такой форме финансовой поддержки важно учитывать такие факторы:
Оформление безвозмездной помощи
Решение об оказании денежной помощи на безвозмездной основе требует договорного оформления.
ВАЖНАЯ ИНОФРМАЦИЯ! Налоговый Кодекс РФ не облагает переданные средства налогом на прибыль, если оказавший помощь участник юридического лица владеет половиной и более уставного капитала организации. В других случаях эта сумма станет частью внереализационных доходов и подлежит налогу на прибыль.
Необходимым документом является учредительское решение об оказании безвозмездной помощи фирме, где нужно четко указать цели, на которые планируется направить полученные финансы.
Проводки по бухучету
С точки зрения бухучета, деньги учредителя, переданные в организацию безвозмездно, считаются «прочими доходами» (в соответствии с абзацем 10 п. 7 ПБУ 9/99). Их нужно признавать на дату их поступления на счет, от этого зависит способ отражения их в учете.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счет 98-2 «Безвозмездные поступления денежных средств» здесь не подходит, он предназначен для регистрации передачи материальных активов, а не денежных средств.
ПРИМЕР. Учредитель ООО «Кантата» Л. В. Контрабасов владеет 50% уставного капитала фирмы. В феврале 2017 года он перечислил компании финансовую помощь на пополнение оборотных средств, которая составила 300 000 руб. Расчетный счет «Кантаты» был пополнен 16 февраля 2017 года. В бухучете на эту дату должна содержаться следующая запись: «Дебет 50(51), кредит 91-1 – 300 000 руб. – получена денежная помощь от учредителя Л. Контрабасова». При этом налогом на прибыль эта помощь обложена не будет.
ПРИМЕР. ЗАО «Стальпрокат» применяет общую систему налогообложения. По финансовым итогам 2016 года за ним значится убыток в сумме 600 000 руб. Учредителями ЗАО «Стальпрокат» являются Р. И. Проскуров (доля в уставном капитале 51%), Н. С. Пробирченко (доля в уставном капитале 28%) и Л. Д. Самойлова (доля составляет 21%). В феврале 2017 года, 21 числа, до того, как была сформирована годовая отчетность за 2017 год, учредители приняли решение покрыть убыток за счет безвозмездного внесения средств. 25 февраля 2017 года на счет ЗАО «Стальпрокат» были внесены денежные средства от учредителей в таких пропорциях: Р. И. Проскуров внес 300 000 руб., а Н. С. Пробирченко и Л. Д. Самойлова – по 150 000 руб. За 21 февраля в бухучете записано:
Записи за 25 февраля:
Дохода от средств, направленных на погашение убытка, у ЗАО не возникло. В состав доходов, подлежащих налогообложению, будут включены средства, полученные от Н. Пробирченко и Л. Самойловой, поскольку их доля меньше половины уставного капитала. Результатом стало возникновение постоянного налогового обязательства, которое отражается в бухучете следующим образом: дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Обязательства по налогу на прибыль». По этой проводке отражается постоянное налоговое обязательство с суммы, выплаченной Н. Пробирченко и Л. Самойловой.
Учредитель подарил фирме основное средство: учет и налогообложение
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, не получая при этом платы или иного встречного предоставления (ст. 572 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и в силу п. 3 ст. 433 ГК РФ считается заключенным с момента его регистрации.
Налоговый учет
Налог на прибыль
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.
При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (письма Минфина России от 09.11.2006 N 03-03-04/1/736, от 30.01.2012 N 03-11-06/2/11).
Кроме того, согласно пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу участниками в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов. Иными словами, помощь учредителя в виде имущества, имущественных и неимущественных прав, оказанная в целях увеличения чистых активов, не облагается налогом на прибыль. При этом указанная норма, в отличие от пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, не содержит условия ни о размере доли учредителя (участника), ни других ограничений (письмо Минфина России от 18.04.2011 N 03-03-06/1/243).
Имущество, полученное безвозмездно организацией от своего учредителя, подлежит амортизации в общеустановленном порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ (письмо Минфина России от 28.04.2009 N 03-03-06/1/283).
Срок полезного использования основных средств, полученных безвозмездно, определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС было введено в эксплуатацию. Поскольку имущество не приобреталось организацией, то у нее отсутствует право на единовременное включение в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере не более 10% (30%) первоначальной стоимости основных средств (абзац 2 п. 9 ст. 258 НК РФ).
Согласно ст. 143 НК РФ физические лица плательщиками налога на добавленную стоимость не признаются.
К сведению:
Применить налоговый вычет при безвозмездном получении имущества нельзя, даже если получен счет-фактура. Во-первых, такие счета-фактуры не регистрируются в книге покупок, на это прямо указано п. 19 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Во-вторых, при безвозмездной передаче передающая сторона не предъявляет получателю имущества НДС к уплате, следовательно, у получателя нет оснований для получения вычета (письмо от 21.03.2006 N 03-04-11/60).
Бухгалтерский учет
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 имущество должно быть принято к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01.
В соответствии с п. 10 ПБУ 6/01 и п. 29 Указаний первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
Отметим, что из Положения (в редакции 2011 года) понятие доходов будущих периодов исключено. Однако строка «доходы будущих периодов» имеется в отчетности за 2011 год, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н. Так, в Бухгалтерском балансе предусмотрено отражение доходов будущих периодов по строке 1530.
В связи с этим организация вправе самостоятельно в своей учетной политике (на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») установить порядок учета доходов будущих периодов.
Согласно Плану счетов получение безвозмездного имущества отражается следующим образом:
Дебет 08 Кредит 98, субсчет «Безвозмездные поступления»
— рыночная стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств.
Дебет 08 Кредит 60 (76, 71, 70, 69)
— дополнительные расходы (при их наличии) по доставке, наладке, монтажу и другие расходы, которые несет организация в связи с безвозмездным получением имущества;
Дебет 01 Кредит 08
— отражена постановка на учет имущества.
В бухгалтерском учете безвозмездно полученные объекты основных средств признаются амортизируемым имуществом (п. 17 ПБУ 6/01).
Начисленная амортизация отражается начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию:
Дебет 20 (26) Кредит 02
— отражено начисление амортизации основного средства, полученного безвозмездно.
Согласно п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации» стоимость безвозмездно полученных основных средств относится к прочим доходам.
Таким образом, ежемесячно по мере начисления амортизации в бухгалтерском учете делают запись:
Дебет 98, субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— часть доходов будущих периодов отражена в доходах текущего периода (на сумму начисленной в текущем месяце амортизации).
Если организация не закрепит в учетной политике способ учета доходов будущих периодов, то все доходы должны признаваться единовременно в момент их возникновения в соответствии с п. 16 ПБУ 9/99.
В этом случае операции по оприходованию безвозмездно полученного имущества будут отражены так:
Дебет 08 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражено безвозмездное получение имущества.
Таким образом, в учете возникает постоянный налоговый актив, который следует отразить проводкой:
Дебет 68, субсчет «Налог на прибыль» Кредит 99, субсчет «ПНА»
— отражен постоянный налоговый актив, образовавшийся в результате разницы в доходах, признаваемых таковыми в налоговом и бухгалтерском учете.
Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией хозяйственных ситуаций. Доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.