удрученный ношей крестной всю тебя земля родная в рабском виде царь небесный исходил благословляя
Стихотворение и анализ «Эти бедные селенья…»
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Краткое содержание
Н. Бажин. Вечер в деревне. 1898
Стихотворение повествует об окружающем мире, в котором прослеживается особая, неповторимая судьба России, её терпеливого, верящего в справедливость, народа. Российскую действительность, озарённую невнятным, невидимым светом, не в состоянии понять ни один чужеземец. Единственным свидетелем народного долготерпения и страдания является сам Христос. Только сын Божий служит для измученного русского народа надеждой на светлое будущее. Россию веками благословляет и хранит Бог.
История создания
Произведение, насквозь пропитанное болью за недостойную жизнь народа, написано Тютчевым в 1855 г. Этот год оказался для страны особенным: пришёл к власти Александр II. Смена царского правления сопровождалась ростом надежды на заметное улучшение в сфере государственной и общественной жизни.
Тягостное правление предыдущего царя Николая I, ненавидевшего и пресекавшего любые ростки свободы, наконец-то завершилось. В умах русских людей вновь стали подниматься животрепещущие вопросы, которые при прошлом царе привели бы либо в Сибирь, либо на виселицу. Это вопросы о социальном равенстве и свободе.
Тютчев пишет это стихотворение после возвращения на Родину из Германии. Он рассуждает о том, почему для него нищая Россия лучше сытой Европы. Невзирая на бедность людей и рабский труд, Россия великая духовная держава, которую благословил Бог.
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру политической лирики. Его можно трактовать, как поэтическое послание русскому народу, душевный крик о политической несправедливости в мире, неравных экономических реалиях.
Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная, в основном женская.
Композиция
С композиционной точки зрения, стихотворение состоит из трёх строф:
Первая строфа – в ней поэт описывает «бедные селенья» и «скудную природу», говоря о том, что всё это «край русского народа». Тютчев определяет его достаточно ёмко, называя: «край родной долготерпенья». В этой строке ощутимо сочувствие автора к людям, которые вынуждены жить в этих «бедных селеньях».
Вторая строфа – в ней поэт размышляет о загадочности души русского народа, которую невозможно понять «взору иноплеменных».
Третья строфа – в ней отражается идейное содержание всего произведения, заключающееся в искренней вере автора, что Царь Небесный не оставит «земли родной», ведь он «сходил» её «благословляя». Автор преклоняется перед нравственной силой русских людей, верит в них.
Образы и символы
В произведении Тютчева три ключевых образа, наполненных особой смысловой нагрузкой:
образ лирического героя – романтический герой испытывает мучительное чувство отчаяния за свою многострадальную Отчизну. Он понимает истинное положение вещей, оплакивает каждый клочок родной земли. Но при этом, герой гордится тем, что родился именно на русской земле, восклицая: «Край ты русского народа!»;
образ народа – поэт характеризует народ как несвободный: люди не в силах дать достойный отпор власти. Автор осуждает внутреннюю политику царского правления и крепостное право;
образы света и Христа – основными символами выступают два смысловых образа: света и Христа, олицетворяющих собою надежду и защиту. Свет ассоциируется с высшей земной ценностью: поруганная Родина, с её поблекшей красотой, всё ещё озарена тайным божественным светом. Она желанна для поэта и любима им.
Темы и настроение
Основная тема произведения – повальная бедность и долготерпение простого русского народа. Прежде всего, поэт поднимает тему крепостного права. Учитывая тот факт, что Тютчев много лет работал при дипломатическом ведомстве в Европе (Германии), где крепостное право исчезло много столетий назад, его отношение к крепостничеству было резко отрицательным. Наблюдая за повсеместным попранием человеческих прав в России, Тютчев не мог оставаться равнодушным.
Основная идея
Средства выразительности
Тютчев использует в данном произведении следующие средства выразительности:
эпитеты – «бедные», «скудная», «смиренной»;
метафоры – «взор иноплеменный», «край долготерпенья»;
иносказания – «в рабском виде царь небесный»;
перифразы – «царь небесный», «крестная ноша»;
анафора – в начале каждой строки слова приобретают значительную эмоциональную нагрузку, усиливая параллелизм: «Эти бедные селенья, эта скудная природа, край родной… край ты русского народа»;
аллитерация – ритмический рисунок каждой строчке автор задаёт чередованием согласных звуков «с» и «р».
Это стихотворение Тютчева любят буквально все: и Достоевский, и Толстой,
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Ч т о сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855. Рославль.
Как известно, поэты никогда не «сочиняют», не «придумывают», они работают по принципу: «что вижу, то пою», «повествовательные» (есть ещё стихи, как таковые, п о э т и ч е с к и е, лирические)стихи они пишут, наблюдая образы действительности явленные их внутреннему взору.
Тютчев, как видно из многих его стихотворений, обладал даром ясновидения. Вот и в этом стихотворении он отобразил то, что увидел своим духовным зрением: Христа, Царя Небесного в средней полосе России. Есть одно объяснение этому, с которым согласятся все культурные люди.
Перед внутренним взором поэта, посетившего родные края, явился Образ Преподобного Сергия который, как мы знаем, исходил, благословляя, намагничивая ее своей духовной энергией, почти всю тогдашнюю русскую землю. Причем, как мы знаем из Его жития, написанного Епифанием, Он ходил всегда пешком, так уже в преклонном возрасте Он ходил в Нижний.
Глаголемый земледелец, «акы невежа сый и не смотряй внутрьнима очима, но внешнима», увидел только, что в игумене «все худостно, все нищетно, все сиротинско». Тютчев же сразу прозрел истинное величие явившегося ему Образа Того,
Кто воскресил отрока как Христос.
Кто как Рама вступил в единоборство с воплощением зла и победил.
Кто как Кришна благословил народ на битву, решившую судьбу его.
Кто как Будда не имел земного Учителя.
Кто как Архангел Михаил явился Воеводою светлых сил.
Кто знал Природу Божественного Начала как Ориген.
Кто причащался Огню Небесному как Великий Зороастр.
Кто «извел источник вод» как Моисей.
Кто знал Премудрость Строительницу как Соломон.
Кто как Акбар (Джелаль-ад-дин) был собирателем и объединителем земель.
Кто являлся людям и помогал им после своей смерти как Аполлоний Тианский.
Кому являлась Пречистая.
С Кем сослужил Пламенный Ангел.
Кто дружил с медведем.
Чье тело светилось порою так, что Он мог ночью читать без лучины. При Своём Свете.
Е.П. Блаватская пишет, что в древности святых такого ранга называли царями-посвященными. Признаки, подобные перечисленным считались определенным знаком, что на этом святом покоится незримая рука изначального Божественного Учителя, если это не Сам Великий Владыка.
Вот Тютчев, увидев внутренним взором Преподобного, и признал в Нем Царя Небесного.
«Русский Христос» это живая реальность нашей культуры, один из столпов русского мировоззрения. Мы все знаем это.
Разве обознался Тютчев?
Между прочим, Преподобный долго не мог научиться читать, понадобилось вмешательство специального Ангела, чтобы он смог с Божьей помощью овладеть умением, которым все овладевают естественно. А вот Акбар Джелаль-ад-дин, величайший из Падишахов династии Великих Моголов, благодетель Индии, которого даже индусы обожествляют. Он пытался создать новое религиозное учение т.н. «божественную веру», сочетавшую индуизм, зороастризм, ислам и христианство. Так вот Акбар так и не научился читать, так и прожил жизнь неграмотным. А усилия создать «божественную веру» Он не оставил… Читающий разумеет.